Советский картонаж елочные игрушки

Обновлено: 05.05.2024



У меня предметом для коллекционирования были выбраны сюжетные броши в технике финифть советского периода производства.



Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 100 руб. по стране: 100 руб. по миру: 300 руб.
Комментарий: оплата по тарифам почты России

Почта России по городу: 80 руб. по стране: 80 руб.

Почта России по городу: 150 руб. по стране: 150 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 80 руб. по стране: 80 руб.

Почта России по городу: 500 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 500 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 500 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 500 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 500 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.



Полноразмерная версия сайта

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Вокруг ёлки. Часть девятая. Картонажи

дрезденские картонажи на ёлке


Фото отсюда

Когда собиралась писать про картонажи, то думала что достаточно будет дать пару картинок и ссылок. Но всё оказалось не так просто. Про картонажи нет статьи ни в русской, ни в английской википедии. Это меня озадачило. Потому что игрушки в этой технике производились долго и сделано их было огромное количество.
Но и сама я толком рассказать о них не могу. Поэтому вот например пост bob_many в сообществе fur-tree-toys

Вообще картонажами называют самые разные изделия из картона, некоторые словари уточняют, что картонажи это изделия небольшого размера, но все равно разного назначения.
За ёлочными игрушками из прессованного картона исторически закрепилось название дрезденский картонаж. Потому что началось их производство в Дрездене. Самые затейливые игрушки из картона сделаны там. Потом подобные игрушки производили и в России. В Советское время игрушек из картона сложной формы уже не делали. Производили почти плоские, но всё равно симпатичные фигурки. Они были очень доступны. У нас в семье были советские картонажи годов пятидесятых, сейчас хранятся в родительском доме.

рыба картонаж

А это результаты моих экспериментов по имитации картонажей.

ZY1G3902_rs_rs

Это копии старых игрушек. Где-то я использовала тиснение, где-то наклеивала мелкие детали. Потом всё покрыла несколькими слоями акриловой краски.

Антикварные предметы, которые хранят в себе частички истории, всегда в почете. Востребованная отрасль коллекционирования - старинные ёлочные игрушки. Особой популярностью среди ценителей старины пользуется «дрезденский картонаж».

Понятие картонаж означает совокупность изделий из бумаги и картона, детали которых соединены клеем. Картонаж является частью типографского дела. Свое развитие он начал в Германии на рубеже XIX-XX веков. И это неудивительно. Первый печатный станок создал немец Иоганн Гуттенберг, а изобретению литографии человечество обязано владельцу мюнхенской типографии Алоизу Зенефельдеру.


Активная деятельность производств по изготовлению бумаги и химических красителей стала пусковым механизмом для массового появления продукции из картона. Первые качественные и красивые картонные игрушки для рождественских елок выпускались в Дрездене в небольших типографских мастерских, где была налажена цветная печать с камня (литография).

Так, в середине 19-го века появился термин «дрезденский картонаж» - как обобщающее название для объемных елочных украшений, характерными чертами которых были: конгревное тиснение, фигурная вырубка, печать методом хромолитографии и сложный декор поверхности.


Благодаря ювелирной проработке миниатюрных элементов и натуралистичной окраске дрезденские игрушки отличались высокой реалистичностью. Для создания выпуклых деталей перед процедурой тиснения мастера обрабатывали бумагу паром. После этого она становилась более эластичной и не разрывалась на части при использовании штампа. Рассмотреть особенности данной техники вы можете на примере елочной игрушке в виде орла, которая была продана на нашем сайте.

В скоро времени елочные игрушки-картонаж распространились за пределы Германии и появились в Европе, в том числе - в России. Получить оригинальное немецкое украшение можно было по почте.
Претерпев некоторое технологическое упрощение, «Дрезденский картонаж» стал прототипом для
советского картонажа. Украшения в СССР в основном выполнялись из двух элементов. Соответсвенно игрушки имели более плоскую форму по сравнению с оригиналом.


Но в тоже время некоторые российские типографии специализировались на воспроизведении практически точных копий немецких картонажей. Для копирования ремесленники выбирали самые популярные среди населения игрушки. К их числу часто относились изделия, штампованные одним штампом. То есть такие, где лицевая и обратная стороны были идентичными.

Сегодня немецкие и советские игрушки-картонажи можно назвать артефактами ушедшего времени и символами целой эпохи. Приобрести трогательно красивые изделия, которые помнят тепло рук своих создателей, можно на нашем сайте в разделе «Елочные игрушки».


С приближением Нового года и Рождества мы начинаем задумываться о новых елочных игрушках. Есть такая традиция во многих семьях: к Новому году – новая елочная игрушка. Оправдание затрат - старые бьются.


А есть такие, которые не бьются? Обидно же, если ваша киса решит поиграть, опрокинет елку на пол и драгоценные стеклянные игрушки побьются!

Конечно, есть – имитирующие стекло, пластиковые, деревянные, бумажные, из фольги… А еще есть дрезденский картонаж.

Дрезденский картонаж точно не разобьется. Это – общее название игрушек из картона с конгревным (объемным тиснением) и старинных картонных елочных украшений. Они наверняка есть и у вас, только, возможно, вы не знали, что эта симпатичная простенькая рыбка, этот цыпленок, доставшийся от прабабушки, выкинуть который рука не поднимается – дрезденский картонаж.


И хорошо, что не выкинули. Если ваша игрушка произведена до 1966 г. – это редкий антиквариат, его можно продать задорого. А еще это – память, история – вашей семьи и нашей страны. Вот так глобально.


Почему «картонаж»? Почему «дрезденский»?

Картонаж – это старинное название изделий из картона и полузабытого ремесла – изготовления коробочек, игрушек, папок из толстого картона (от 1 мм). По инструментальному оснащению ремесло претерпело, конечно, изменения, но объем ручного труда по-прежнему велик.


Дрезденский картонаж – это общее название для елочных украшений, сделанных из картона. Германия – европейский первопроходец в полиграфии. Первыми книги начали печатать китайцы (6 век), подхватили идею европейцы (печать с деревянных резных форм), а автором первого печатного станка со сменными литерами стал ювелир Иоганн Гутенберг (1440 г.).


Библия Гутенберга

А цветная печать в широких масштабах стала возможной благодаря изобретению немца, актера-любителя, Алоизия Зенефельдера в Богемии в 1796 году.


Литографическая печать (сколько красок, столько и форм из известняка)

ГДР и во времена СССР была единственным производителем высококачественных печатных станков на весь Варшавский договор.

Не удивительно, что именно в Германии начался выпуск красочных елочных украшений из картона.

Это сейчас «глянцевый журнал», красочная книга, буклет – норма. А в 19 веке полноцветная печать была редкостью. Стеклянные елочные украшения раскрашивались вручную, а это дорого.

Немцы придумали следующее. Запечатывали бумагу, приклеивали ее на толстый картон и продавали в листах. Оставалось выдавить (или вырезать) головку сказочного персонажа, куколки, приклеить ее к картонному «телу», одеть в остатки ткани, кружева… вуаля, игрушка готова. А можно было просто подвесить красивую картонку на елку.


А еще немцы придумали делать из толстого картона объемные фигурки. Как? Брали лист картона толщиной 1 мм, приклеивали к нему лист тончайшей серебряной или золотой фольги, распаривали картон при температуре 130 гр и тиснили на нем объемную фигуру (конгревное тиснение). Далее части фигуры склеиваются, вклеивается петелька, и елочная игрушка готова!


Вот такие фантастические картонажи делали немецкие мастера.


Порывшись в интернете, я нашла на удивление мало статей о новогоднем картонаже, включая мою собственную.




Но кто ищет, тот всегда найдет. И мне повезло – я выискала небольшую работу «Рождественское чудо из картона» автор-составитель: Л.Л. Крайнов-Рытов. В книге много фотографий, описан процесс изготовления, история картонных елочных игрушек.

Вначале игрушки собирались из нескольких деталей, получались настоящие бумажные скульптуры.


«Тетерев» смонтирован из восьми отдельно отштампованных частей (деталей). Имеет сложный, близкий к натуральному окрас (яркие краски: коричневая, зеленая, красная). Глаза из двухцветного стекла. С любой точки зрения он представляет собой уменьшенную бумажную «копию» («макет») оригинала, т.е. натуралистичный артефакт».


Позднее, с распространением картонажей в Европе, России, игрушки упростились. Они стали «полуобъемными», склеенными из 2 частей, правда, с хорошим подъемом.


Картонажи можно было купить в магазине игрушек, заказать листы с деталями по почте. Вот такое трогательный фрагмент с упоминанием дрезденского картонажа:

«Валя со слоненком толковала целые дни про елку. Надо было, значит, непременно елку схлопотать. Выписала, по секрету, от Мюра и Мерелиза картонажи. Разбирала ночью. Картонажи оказались прямо чудесные: попугаи в золотых клеточках, домики, фонарики. »


Полуобъемные фигурки нужно было выдавить из листа и склеить, вдев веревочку.


В России и в дальнейшем в СССР делали полуобъемные фигурки, вначале повторяя немецкие.


После «разрешения» новогодней елки в 1935 г. стали появляться картонажи с советской тематикой.



Картонажи упрощались и дальше – объем становился меньше, некоторые игрушки состояли из одной детали.


Я хорошо запомнила рыбу, склеенную из двух частей. Мне очень хотелось посмотреть, что там внутри. Я ее разодрала… Внутри оказалась пустота, а мне влетело за порчу антиквариата.


Помню цыпленка, крокодильчика. В 70-е годы у меня появилась россыпь корабликов, состоящих из одной детали.


Не так давно выпуск этих очаровательных украшений возобновился. Повторяются старые, любимые формы, стала ярче окраска, появились новые изделия.


В принципе, картонажи можно делать самостоятельно, кустарным способом.


«Большой ассортимент елочных игрушек, имеющих блестящую плоскую поверхность с двусторонним изображением, изготовляют из металлизированного картона.

Для изготовления металлизированной елочной игрушки нужны следующие материалы: картон (бурый древесный, прессшпан и др.); алюминиевая фольга толщиной 7,5 микронов (ГОСТ 618—50); картофельный крахмал; клей (костный, мездровый или галлерта); бесцветный нитролак; растворители (спирт этиловый, ОСТ 278 НКПП, бутилацетат, ацетон, растворитель АКР).

Технологический процесс изготовления металлизированной елочной игрушки включает следующие операции:

1) ковку (расплющивание) алюминиевой фольги при помощи молотка в специальном шаблоне, с доведением толщины фольги до 2,5—3 mикрohob и размеров отдельного листка — до 13,5 х 13,5 см;

2) наклеивание обработанной алюминиевой фольги на листы картона крахмальным или столярным клеем;

3) сушку подвешенных листов картона, оклеенных фольгой (при комнатной температуре — в течение 48—72 часов);

4) протирку листов металлизированного картона и нарезку ножницами полос и пластин нужных размеров;

5) горячую штамповку полос и пластин картона на ручных винтовых прессах и вырубку половинок;


6) склеивание фигуры из двух половинок (двух сторон) мездровым клеем или галлертой;

7) вклеивание нитки внутрь фигуры;

8 ) окрашивание игрушки.

Игрушку окрашивают при помощи аэрографа нитролаком, разбавленным до требуемой рабочей вязкости и окрашенным анилиновым спирторастворимым красителем в нужный цвет».


Облегчить себе жизнь можно, купив готовый металлизированный картон. Можно заказать конгревное клише и сам процесс конгрева в переплетной мастерской или типографии. Это не так дорого, как кажется. Вот как тиснят кожу. Точно так же и картон кустарным способом.

Картонаж – это дешевые украшения, по сравнению со стеклянными, расписанными вручную. Конечно, до наших времен старинные игрушки дошли поцарапанными, поблекшими. Но сколько в них очарования и тепла!


Предлагаю полюбоваться и вспомнить золотое детство.






Может быть, у вас есть картонные елочные украшения? Делитесь фотографиями!

А что еще мы знаем «дрезденское»?

Дрезденский кружевной фарфор.


«Свое название кружевной фарфор получил благодаря легкости и изяществу, а также сходству с настоящим плетеным кружевом. Чаще всего кружевные фарфоровые статуэтки предстают перед нами в виде девочек и девушек, нередко балерин или танцовщиц в пышных, воздушных платьях, которые состоят из тончайшего кружева с мелкими-мелкими дырочками. А специально подобранные нежные цвета, такие как розовый или голубой, делают эти фигурки еще более легкими, нежными и невесомыми».

Дрезденский рождественский штоллен.


«Традиционная немецкая рождественская выпечка из сочного, тяжёлого дрожжевого сдобного теста, в классическом рецепте это обильно посыпанный сахарной пудрой кекс с высоким содержанием пряностей, изюма, орехов и цукатов. Его овальная форма символизирует спелёнутого младенца Христа. Штоллен, как ремесленное пекарное изделие, имеет в Германии самую долгую традицию, уходящую корнями, по одной из версий, в саксонский Наумбург XIV века».

А еще… держитесь крепче, дамы – дрезденский зеленый бриллиант.


«Дрезденский зелёный бриллиант — грушевидный алмаз естественного яблочно-зелёного цвета. Единственный крупный (41 карат) образец бриллианта данной разновидности. Своим уникальным цветом обязан природной радиоактивности. С XVIII века хранится в дрезденской сокровищнице Грюнес Гевёльбе».

Старинный город Дрезден (Восточная Германия) сильно пострадал во время Второй Мировой войны, бережно восстановлен. Но если бы он погиб, память о нем донесли бы дрезденские картонажи, кружевной фарфор, рождественский штоллен, распространившиеся за прошедшие столетия по всему миру.


Замок Цвингер в Дрездене

Елочные украшения времен СССР создают ощущение новогоднего волшебства почти как в детстве. Хрупкие, с немного облупившейся краской, они кажутся более «настоящими», чем современный праздничный декор. Набор винтажных шишек, сосулек и шаров, ватный Дед Мороз, пятиконечная звезда-макушка, подарочная коробка в виде Спасской башни, наполненная конфетами и мандаринками, станут желанным подарком для ценителей советской культуры и традиций.

Набор из 7 винтажных елочных игрушек СССР, 1950-1970 гг.

Набор из 7 винтажных елочных игрушек СССР, 1950-1970 гг.

Елочная игрушка (сюрпризница) в виде книги «Там на неведомых дорожках», картон, артель Картонаж, Ленинград, 1950-1960 гг.

Елочная игрушка (сюрпризница) в виде книги «Там на неведомых дорожках», картон, артель Картонаж, Ленинград, 1950-1960 гг.

Запрет и возвращение новогодней елки в советской России

Производство новогодних игрушек было запущено в СССР в декабре 1935 года. До этого времени праздновать Новый год и Рождество, наряжая елку, в советской России считалось пережитком буржуазного прошлого. Ввоз елочных украшений из Германии прекратили. Выходные и гулянья отменили, люди должны были ложиться спать в обычное время, а утром идти на работу, несмотря на праздник.

В газете «Правда» вышла заметка П. Постышева, второго секретаря ЦК коммунистической партии большевиков Украины, который призывал устраивать коллективные елки для советских ребятишек. Он писал, что несправедливо лишать праздника детей рабочих, которые были обделены радостью в дореволюционное время и лишь с завистью заглядывали в окна к богатеям, отмечавшим Рождество. 31 декабря 1935 года в харьковском Дворце пионеров и октябрят прошла первая советская елка.

В январе 1937 года в Колонном зале Дома Союзов устроили елку для детей с участием Деда Мороза и Снегурочки. На следующий год кремлевский новогодний почин подхватила вся страна. Наркомпрос и Комитет по игрушке выпустили брошюру «Елка», где прописывался музыкальный репертуар детских утренников, театрализованных представлений, дизайн и расположение новогоднего декора, поведение детей и педагогов.

Внешний вид елочных игрушек подвергался строгой цензуре. До революции украшения отражали библейские рождественские сюжеты. В СССР восковых ангелочков заменили на идеологические правильные изображения, которые с течением времени менялись. В них отражена история нашей страны.

Украшения ёлки довоенного периода

Вифлеемскую звезду, которая венчала праздничное дерево в царские времена, сменила красная пятиконечная (кремлевская) звезда – символ Красной армии и Революции.

Шары выдували через стеклянную трубочку, которую нагревали на газовой горелке. Охлажденный шар окунали в цветной лак или нитрит серебра, расписывали, приделывали петельку. Также изготавливали различные стеклянные фигурки физкультурников, парашютистов, пионеров, аэропланов, поездов, пограничников с собаками, броневиков. Делали украшения из стекляруса, соединенного проволокой.

Успехи советского воздухоплавания отражены выпуском елочных игрушек в виде дирижабля.

В 1937 году выпустили серию шаров с портретами членов Политбюро, шар с портретами Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Но их быстро сняли с производства: «повешенные» на елку вожди в годы репрессий выглядели неоднозначно.

Ватные игрушки делали из прессованного хлопка, форму человечкам и животным придавали с помощью проволочного каркаса. Заготовку раскрашивали, покрывали клейстером из крахмала. Шили одежду из ткани, изготавливали лица и мордочки из глины и папье-маше.

Картонные фигурки (картонажи) делали по германской технологии. Два куска картона с немного выпуклым зеркальным рисунком склеивали между собой, игрушка получалась двухсторонней. Ее покрывали фольгой, раскрашивали.

Среди картонажей были особо популярны фигурки легендарного пограничника Никиты Карацупы. Пограничник вместе со своей собакой Индусом (Ингусом) задержал 338 нарушителей, воспитал тысячи следопытов, оставил наработки по служебному собаководству, которые востребованы до сих пор.

Елочные игрушки времен Великой Отечественной войны

Во время войны люди продолжали праздновать Новый год, наряжали елки в госпиталях, в тылу, на передовой. Эта традиция напоминала о мирной жизни, поддерживала надежду на скорую победу.

Елочные игрушки выпускали в ограниченном количестве, делали их из подручных материалов, отходов производства. Из жести штамповали фигурки животных, а затем их раскрашивали. Крутили проволочные украшения. На ламповом заводе делали шары, представляющие собой лампочки без цоколя, покрытые краской. Были популярны игрушечные парашютисты, собаки-санитары, украшения в виде шишаков — наверший солдатских шлемов и касок. На фронте для изготовления игрушек использовали бинты, вату, стреляные гильзы, картон, погоны.

Новогодний декор послевоенного времени

После войны на новогодние елки в СССР вернулись «мирные» игрушки. Их промышленное производство полностью восстанавливается в 1946 году. Фабрики Москвы и Ленинграда не могли удовлетворить спрос на елочные украшения, хоть и работали на полную мощь. Поэтому в Киеве, Кирове, Минске открыли специализированные цеха и фабрики. В 1949 году, к 150-летнему юбилею А. С. Пушкина, выпустили фигурки по мотивам сказок великого поэта.

В конце 40-х - начале 50-х гг. в магазинах появились наборы миниатюрных игрушек, которыми можно было украсить елку, умещавшуюся на столе. Многие люди жили в стесненных условиях, в коммуналках и бараках. Поставить полутора или двухметровое раскидистое дерево было просто негде.

50-60 годы – время елочного декора на прищепках: сказочные звери, дети, спорт, советская символика. В честь успешных полетов в космос изготавливали игрушечные спутники и ракеты, космонавтов. Стеклянные часы, которые показывают без пяти минут полночь, появились на советских елках после выхода на экраны «Карнавальной ночи».

Продовольственный кризис начала 50-х годов, вызванный неурожаями, неудачами в управлении сельским хозяйством, привел к появлению игрушек в виде овощей и фруктов. Они должны были символизировать изобилие в стране, когда по факту потребительская корзина советских граждан была весьма скудной.

С приходом к власти Хрущева аграрный кризис пытались преодолеть освоением целинных земель, а также насаждением кукурузы как основной кормовой и зерновой культуры. В 60-е годы на елках появились стилизованные початки «царицы полей». В период «оттепели» в тематике игрушек стало меньше коммунистической пропаганды, зато появились предметы быта: самовары, лампы, чайники.

Елочная игрушка «Самовар», стекло, роспись, артель «Культигрушка», Ленинград, 1955-1975 гг.

Елочная игрушка «Самовар», стекло, роспись, артель «Культигрушка», Ленинград, 1955-1975 гг.

После 1966 года изготовление новогодних игрушек было поставлено на поток. Украшения 70-80 гг. штампуются на фабриках большими партиями, утрачивают индивидуальность кустарного и артельного производства. Появляются новые материалы для их изготовления: поролон, пластик, алюминий.

Дед Мороз и Снегурочка

В славянской мифологии Трескун, Морозко, Студенец, Зимник – суровый бог зимы и северного ветра. Его представляли в виде старца с длинной белой бородой. Вместо мешка с подарками в руках он держал булаву.

В 19 веке под влиянием творчества поэтов и писателей образ языческого бога трансформировался в Мороза Ивановича. Дети сами приносили ему подарки, чтобы задобрить, а сказочный старик давал им задания и вознаграждал по заслугам.

Советский Дед Мороз – добрый старик, который дарит гостинцы детям - впервые появился на новогодней елке в Доме Союзов в 1937 году. Образ его внучки возник на основе героини пьесы Н. Островского «Снегурочка».

Подставочные (подъелочные) фигуры Деда Мороза и Снегурочки, изготовленных из ваты, появились в 30-х годах 20 века. Внешний вид волшебного старика напоминал пожилого крестьянина в валенках, синей или красной шубе, шапке-ушанке. К 40-м годам стали встречаться белые Деды Морозы из-за экономии на краске. Расписывали только лица, сделанные из глины или папье-маше. Фигуры получались уникальными, так как выполнялись вручную. Снегурочек изображали в голубом или белом наряде.

На рубеже 40-50 годов технология меняется – подставочные игрушки стали делать из папье-маше и прессованных опилок. Дед Мороз мог быть с посохом и мешком подарков или без них, в застегнутой или распахнутой, короткой или длинной шубе.

В 60-х годах ручное производство подъелочных фигур значительно сокращается. На фабриках стали выпускать пластмассовые фигуры, отлитые в специальных формах. Они были намного доступнее игрушек из ваты и папье-маше, но лишились индивидуальности.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Калининское производственное объединение художественной промышленности, 1960-1970 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Калининское производственное объединение художественной промышленности, 1960-1970 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Куйбышевская фабрика игрушек, 1970-1990 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Куйбышевская фабрика игрушек, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

Читайте также: