Советский медведь игрушка рычит

Обновлено: 26.04.2024

Детям из Советского Союза очень нравились мягкие игрушки. И мальчикам, и девочкам были по душе игрушки всевозможных форм, расцветок и размеров. Среди них были и птицы, и животные, и герои различных сказок, и театрализованные куклы.

Материал для создания таких игрушек всегда подбирали соответствующий, нужной расцветки, для того, чтобы образ получился как можно более реалистичным. Даже первые елочные игрушки в СССР делали мягкими, из ваты и ткани. А до 60-х годов мягкими были и обычные игрушки, которыми играли дети, в них часто встраивали устройства для «рычания» или «пищания».

Мы не слукавим, если скажем, что практически у каждого советского малыша был медвежонок. Мишки были разными по размерам, их делали сначала плюшевыми, а позже – из искусственного меха. Большинство мишек умели «рычать». В Советском Союзе их было великое множество, самых разных видов и пород – обычные бурые, гималайские, белые медведи. Обычно мишки сидели или стояли на задних лапах, иногда их оснащали шарнирами, качалками. Также можно было найти мишку на подставке с колесиками.

Но не только мягкие медвежата были во времена СССР. Фантазия работников фабрик игрушек позволяла изготовить и других персонажей. В ассортименте также было много всяческих животных – зайчиков, собачек, кошек. Игрушки были как обычными, так и со встроенной «озвучкой». Одними из самых любимых и распространенных были зайчата с морковкой, которую они держали в лапах или на спине, слоники и обезьяны. Мордочки этих симпатичных плюшевых зверят изготовлялись из пластмассы или были плюшевыми, тканевыми.

Были и другие игрушки, которые встречались реже, но менее любимыми от этого не становились. Если такая игрушка появлялась в доме, то она непременно становилась одной из самых любимых. Среди них были плюшевые верблюды, тигрята, белочки, лисы, лошадки, ослики и т.п. Каждый такой «питомец» пользовался особой любовью и заботой своего маленького владельца. Детей в СССР воспитывали таким образом, чтобы они питали добрые чувства к животным, пусть даже и плюшевым.

Была и у меня, малыша 5-6 лет, любимая мягкая игрушка. Это был тигренок и звал я его Зазнайкой. К сожалению, до настоящего времени игрушка у не сохранилась, ибо была передана родителями знакомой семье с маленькими детьми, когда я подрос.

Спасибо за внимание! Если было интересно, взгляните на статьи похожей тематики:

for sale

Изменения ОБЩИХ правил форума (п.2.1): увеличен до 800 пкс предельный размер вставляемых изображений в посты. Подробнее.

Медведи СССР

Советские винтажные куклы, мишки, игрушки, выпущенные после 1945-го года и до распада СССР. Куклы нашего детства

Правила форума
В данном разделе действуют следующие ПРИНЦИПЫ ВЫСТАВЛЕНИЯ ФОТОГРАФИЙ . Благодарим за внимание к ним!

Медведи СССР

Изображение

А я не знаю, как это считается, установлена происхождение нашего мишки, или нет В любом случае это игрушка моей мамы, довоенная, черный плюш, опилки, стеклянные глаза, лапы двигаются. Играла в него только мама, когда я была маленькая мне его видимо не давали (не остался он у меня в памяти), ну а уже мои дети сами от него отказались - они его просто боялись Поэтому он как новый (только носик потерт)

Мишка наш ! Такой же тяжелый и черный как и наше детство( это нам октябрятам и пионерам внушали, что оно у нас счастливое, но когда приезжала папина племянница из Гармании на каникулы, мои подружки с открытыми ртами смотрели на наших с ней немецких пупсиков( все равно, что сейчас для меня Реборны), мягких и подвижных в отличие от наших монолитных, застывших в статической позе.) Но детство есть детство. И все тогда вопринималось, действительно, в розовом цвете.
Этот Мишенька родной- вырос вместе со мной, т.к. подарили в день моего рождения( обмывали пяточки).

Это опилочный немец 40см.Бирка. Вымучили его уже 4 поколения детей нашей семьи.

Это осуществленная голубая мечта моего сознательного детства - Потап, с бегающими глазами и пищиком. Где-то есть фотография в семейном альбоме , где мне его дарят в школе. Но все недосуг найти архив.

Еще есть рыжик 60 см. Скорее всего девочка, потому что в детстве я сшила ей сарафан, но она еще стесняется фотокамер, поэтому чуть позже!.

Молоток.ру
Заводные медведи. с сосками, бочонками меда, балалайками, гармошками и платочками. Черные, желтые, белые и коричневые.
В детстве казались мне ужасными. Сейчас- грустными и милыми.






Молоток.ру


А у меня в детстве был мишка из этой серии - песочного цвета, а что было в лапах непомню Его заводили, он шел на задних лапах и качал головой. И кажется еще рычал, да?

Сколько я своего помню- он всегда был без ключа. Но при движении лап подрыкивал. В лапах у моего ничего не было. Бабушка говорила, что он танцующий был.


Информации о дореволюционной истории российских плюшевых мишек очень мало. Конечно, и в Европе и в Америке мишки с подвижными лапами и головой (те, что мы сейчас зовем мишками-тедди) появились только в начале ХХ века, а России большую часть начала века было, мягко скажем, «не до игрушек».

Но ведь кукол же фарфоровых делали. Например, в Хотьково существовал фарфоровый завод С.Г. Дунаева, который выпускал фарфоровые кукольные головки, из которых в Сергиевом Посаде делали прекрасных кукол.

А что же с мишками? Простеньких зверушек (мишек, зайчиков, белочек), набитых опилками, шили в том же Хотьково монахини местного Покровского девичьего монастыря, и продавали сами по окрестным деревням и на ярмарке в Сергиевом Посаде. Кроме мягких зверушек, монахини шили и продавали лоскутные мячики-погремушки, которые были очень даже знамениты. В таких мячиках берестяная коробочка с сушеным горохом обшивалась подушечками, набитыми мхом. Детвора эти мячики просто обожала.

Но речь сейчас о другом. Получается, в дореволюционной России мишек с подвижными лапками и не выпускали. Были дешевенькие мягкие игрушки, создаваемые местными умельцами или монахинями в монастырях для простого люда, а обеспеченные россияне покупали для своих отпрысков заграничных плюшевых мишек. Фотоархивы тех лет подтверждают такие выводы.



Самое удивительное, что в период революции и гражданской войны игрушечное производство в России сохранилось, хотя и, естественно, развития не получило. Например, на базе разоренного Хотьковского монастыря была создана артель, которая продолжила выпуск мягких игрушек и простеньких, как прежде, и посложнее.

К слову, в других регионах России до 50-х годов мягкие игрушки выпускались такими же кустарными артелями. Шились игрушки по одинаковым выкройкам, созданным отличными художниками-профессионалами: А. Изергиной, С. Российской, С. Поливановой, М. Широковой и др.





Заяц с красным бантом. Н. Соловьева. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950- начало 1960-х гг. Плюш, опилки.
Рыжая кошка. М. Павлюченко. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса.
Обезъяна. С. Россинская. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса.
Слоны в красном и зеленом комбинезонах. С. Россинская. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950-е гг. Плюш, древесно-опилочная масса.
Лисенок. Р. Горяинова. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса.
Белка с желтым бантом. С. Россинская. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950-е гг. Плюш.
Лиса в сарафане. А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950-е гг. Плюш.
Собака в одежде. И. Шеборшина. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса.
Заяц с клетчатым бантом. Н. Соловьева. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950-е гг. Плюш.
Крокодил. С. Россинская. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950-е гг. Плюш.


Наиболее известной разработчицей выкроек для мягкой игрушки была Анастасия Николаевна Изергина, дочь Николая Дмитриевича Бартрама, коллекционера, исследователя игрушечного промысла, основателя музея игрушки (музей, кстати, по сей день работает в Сергиевом Посаде).


В 1937 году вышла первая книга А.Н. Изергиной «Производство мягкой игрушки».



В книге были представлены выкройки, чертежи и подробные описания процесса создания, как текстильных кукол, так и мишек и других животных. Книга пользовалась большой популярностью. А в 1944 году, в войну, вышла вторая книга Изергиной в соавторстве с сестрой, М.Н. Бартрам, «Игрушки из ткани. Способы создания чертежей и выкроек».


В книге подробно рассмотрены базовые методы построения выкроек разных игрушек, основанные на переложении изображения игрушки на бумаге в объем. Учтены также свойства долевой и поперечной нитей в ткани, из которой шьется игрушка, свойство ткани сильно растягиваться в направлении по косой. Отдельный раздел посвящен методам формирования мордочек игрушек с помощью утяжек. Это издание было направлено на развитие творческого мышления людей, занимающихся созданием игрушек из ткани. В 1947 году книга была переиздана.




Электронную копию книги можно найти на сайте Оренбургской областной научной библиотеки им. Крупской. Я думаю, книга будет интересна и сейчас самому широкому кругу читателей.

Итак, именно в 30-40 годах сформировался образ российского мишки, который мы знаем по сохранившимся экземплярам.


Но вернемся к «классическому» советскому мишке. В чем-то он похож на своих заграничных коллег, в чем-то отличается. Но давайте разберемся поподробнее

В отличие от своего заграничного собрата, голова советского мишки чаще всего шилась на основании выкройки мяча из 4 частей (голова европейского и американского классического мишки состоит из трех частей: 2 профилей и средней части – клина). Хотя, судя по книге Изергиной, на которую я ссылалась выше, шились в СССР и мишки по выкройке головы с центральным клином, на антикварных сайтах, а также в музеях игрушек чаще встречаются мишки с лобастенькой курносой головой, сшитой по выкройке, построенной на основании мяча.

Лапки у советских мишек толстенькие и коротенькие, что тоже отличает его от иностранных собратьев.

2. Материалы и цвет

Специальных материалов для мишек в СССР не выпускалось. В основном мишек шили из пушистой фланели и байки (зачастую это были остатки других швейных производств). Особые экземпляры (юбилейные и т.д.) делались из хлопкового плюша. Цвет всех мягких игрушек допускался только в духе «соцреализма». Яркие ткани и ткани с рисунком допускались только для игрушек в одежде (которая являлась составной частью игрушки и не снималась).

Конечно, и немецкие мишки в бедные годы делались из солдатского сукна, но большую часть времени, все-таки, использовались профессиональные материалы.

Глазки советских мишек делали из бусин или из пуговиц. На более поздних моделях специальные пластмассовые глазки просто приклеивали.

Набивали мишек, как и везде, стружкой, опилками, ватой или шерстяным очесом. Последний вариант использовался достаточно редко, т.к. шерсть была дороже других вариантов набивки.

Голову мишек часто делали из папье-маше, а полом обтягивали или обклеивали материалом.

Голову советского мишки чаще всего просто пришивали к туловищу, а крепление лап существовало в нескольких вариантах.

Первый вариант по сути мало чем отличается от классического крепления лап в иностранных мишках. Диски из фанеры, размещенные со стороны лапы и туловища, скреплялись пропущенной через них проволокой, как сейчас скрепляются шплинтом или болтом. Концы проволоки закручивались

Второй вариант крепления – это так называемый сквозной шарнир. Диски в туловище не вставлялись, а были только в лапах. Сквозь набитое туловище пропускали проволоку, которую в лапах закрепляли.

Со временем отверстие в туловище, через которое проходила проволока, растягивалось, и из мишки начинала сыпаться набивка.

Третий вариант крепления – веревочный шарнир. Вместо проволоки при этом варианте использовалась веревка, диски не вставлялись, а на лапах сверху крепление фиксировалось пуговицами.


Некоторые игрушечные медведи обладали большей индивидуальностью: они делались с определенных героев сказочно-животного мира. После 1980 года появились мишки олимпийские, с пятью колечками на пузиках. В честь соответствующих мультиков выпускались шоколадные Винни-Пухи и беленькие Умки. У этих персонажей как раз уже имелось «лица необщее выраженье». А еще некоторые медвежата «рычали», когда их наклоняли. После парочки купаний механизм неизбежно ржавел, и зверьку постепенно приходилось осипнуть, а потом умолкнуть. А что поделаешь – как и любой игрушке, ему доставались недетские испытания.



Пройдя воду, огонь и медные трубы, игрушечный медвежонок облезал, истрепывался, лысел и рвался, но от этого ни чуточку не становился менее дорогим сердцу. Теперь уже приходил наш черед жалеть мехового друга. «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу… Все равно его не брошу, потому что он хороший!» Этим душераздирающим стишком Агния Барто учила нас верности, но у советского ребенка и у самого в груди не камень находился. У многих давно повзрослевших мальчишек и девчонок не хватало духа выбросить мишку даже в состоянии, не подлежащем реставрации…



Вы только представьте себе: у вас в руках платежное средство, монета времен… допустим Деметрия Полиоркета, воспетого Плутархом…. И этой монете почти две тысячи триста лет!



Почта России по городу: 350 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 300 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб. по миру: 10800 руб.
Комментарий: Стоимость доставки может меняться в зависимости от места доставки

Почта России по городу: 270 руб. по стране: 300 руб. по миру: 800 руб.
Комментарий: Стоимость доставки может меняться в зависимости от места доставки

Почта России по городу: 250 руб. по стране: 250 руб.

Почта России по городу: 0 руб. по стране: 150 руб.

Почта России по городу: 0 руб. по стране: 0 руб.

Почта России по городу: 500 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 250 руб. по стране: 250 руб.

Почта России по городу: 250 руб. по стране: 250 руб.

Почта России по городу: 200 руб. по стране: 350 руб. по миру: 2700 руб.

Почта России по городу: 100 руб. по стране: 260 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 1 руб. по стране: 2 руб. по миру: 3 руб.
Комментарий: Доставка по договорённости.

Другие способы/по договоренности по городу: 1 руб. по стране: 2 руб. по миру: 3 руб.

Почта России по городу: 100 руб. по стране: 350 руб.

Почта России по городу: 0 руб. по стране: 0 руб. по миру: 0 руб.
Комментарий: по договоренности

Почта России по городу: 1 руб. по стране: 1 руб. по миру: 300 руб.
Комментарий: Вес куклы без упаковки 170грм.

Почта России по городу: 350 руб. по стране: 350 руб.

Курьерская компания по городу: 600 руб. по стране: 800 руб.

Личная встреча
Комментарий: Личная встреча только у метро Ленинский проспект по пр.договорённости в удобное для покупателя и меня время!



Секреты рычащих мишек

Музей детства находится на седьмом этаже Центрального детского магазина, вход в него бесплатный. Здесь можно представить, как выглядели полки "Детского мира" и других магазинов игрушек лет 30–40 назад. В витринах стоят плюшевые мишки, настольные игры, часть из которых полузабыта (например, настольный "Морской бой"), проектор для диафильмов, машинки, куклы и неваляшки, среди которых есть довольно экзотические (например, неваляшка в виде щенка). А часть экспонатов просто лежит на полках, их можно брать и играть.


"В экспозицию мы выбрали самых узнаваемых персонажей детства. Игрушки, которые были буквально у каждого, – рассказывает директор Музея детства Михаил Коробко, – Мы собирали фонд около полутора лет: проводили акцию по сбору экспонатов, ходили по коллекционерам и антикварным магазинам, искали редкие игрушки. Хотя, как оказалось, не так сложно найти старую игрушку, как неиспорченную, непогрызанную. Пластмассовому Буратино традиционно грызли нос, у Чиполлино пытались оторвать макушку. Нелегко найти куклу, которую девочка не подстригла и не покрасила".

Есть здесь и специальный стенд, где показана механика игрушек. На полках лежат "рычалки", и "урчалки" из плюшевых игрушек, шкура мишки с механизмом "суставов" и другие приспособления, обычно скрытые от глаз. Так что те, кто в детстве пытался понять, почему медведь урчит, почему у него качается голова и двигаются лапы, найдут ответы на эти вопросы.

Made in детство

Рядом с каждым экспонатом – небольшая табличка с названием игрушки, годом и местом ее выпуска. Кроме того, производству игрушек посвящен отдельный уголок. Часть из них делали на обычных взрослых, а то и вовсе военных фабриках. Так, игра "За рулем" делалась на Томском приборном заводе, а набор игрушек серии "Военная техника" – на Тульском патронном. Красивую оранжевую гоночную машинку производили на Кишиневском тракторосборочном заводе, а заводную игрушку Аленушку – на Ленинградском заводе металлоизделий. Были, конечно, и классические фабрики детских игрушек: Московский завод пластмассовых игрушек "Малыш", Московский опытно-экспериментальный завод игрушек "Огонек", фабрика "Радуга" и другие.







Часть детских игрушек привозили из-за рубежа. Например, при входе в Музей детства сидит желтый мишка родом из ГДР. Определить его заграничность довольно легко – у нас не делали таких ярко-желтых косолапых, только бурых или белых. Отечественный бурый мишка сидит в другой части комнаты. Он рекордсмен – самый большой медведь, производившийся в СССР. "Этот мишка – 1967 года рождения, почти ровесник здания "Детского мира". Вопреки словам песенки Винни-Пуха, опилки у медведя не в голове, а в животе – голова бы отвалилась под их весом", – рассказывает Михаил Коробко.

Доктор для игрушек

Куклы, пупсы и кораблики в витринах выглядят аккуратными и нарядными, но на самом деле они попадают в музей в не самом лучшем состоянии. И прежде чем попасть в экспозицию, они проходят через руки реставратора Софии Ивановой.

"Иногда приносят просто гору из ручек, ножек и головы со словами, мол, это была кукла, можете восстановить? Я делаю тело, придумываю, как могла выглядеть одежда на этой кукле, подбираю ткани той эпохи… Вот эта кукла в синем платье именно так, почти из ничего, была воссоздана. С плюшевыми игрушками тоже много работы – в них играли лет 30 назад, за это время они пылятся, шерсть сваливается. Я их распарываю, вынимаю старые опилки, стираю шкуру и вставляю синтепон – на опилки у многих детей аллергия", – рассказывает реставратор.

По ее словам, сложнее всего реставрировать машинки и модели – там много маленьких частей.


"Не всем людям так везет, что они могут хобби сделать профессией. Игрушки были именно моим увлечением, а работала я врачом-кардиологом. Раньше ремонтировала людей, теперь в основном игрушки", – делится София.

Как у папы с мамой

Настоящим счастьем для ребенка была возможность поиграть во взрослых и их занятия, скопировать жизнь людей на жизнь игрушек. Поэтому наборы мебели, посуды или инструментов были мечтой многих детей. Отдельный уголок музея занимает такая мечта – игрушечная комната. В шкафу, созданном на обыкновенной мебельной фабрике, висят вешалки и платьица, в серванте стоит посуда, а у кроватки – настоящие пружины.


Рядом – кухня “Анютка” с кастрюльками, плитой, шкафчиками. По словам директора музея, миниатюрная мясорубка работает и может спокойно измельчить какие-нибудь одуванчики – настоящая "игра в хозяйку". В рабочем состоянии и швейные машинки. Даже самая маленькая, пластмассовый "Кузнечик", может что-нибудь прострочить.


Умные машинки

Среди редких экспонатов музея – интеллектуальные машинки. Одну из них, луноход 1985 года выпуска, можно было запрограммировать на маршрут: выставить с помощью кнопок, сколько секунд в какую сторону ехать. "Это была моя мечта детства, папа обещал купить, я так ждал этого момента!", – рассказывает посетитель музея своей спутнице, – а в этой машинке вставлен был механизм вроде того, что в есть в зажигалке, и если ее разогнать, – она искрила".


Иногда в музее демонстрируют способности еще одной машины - скорой помощи, которая едет на звук. Хлопать и топать, привлекая машинку, начинают все посетители, втягиваясь в игру.

С "Детского мира" когда-то буквально началось мое коллекционирование. Будучи школьником, ходил в и покупал машинки на детские сбережения. Помню, тогда (в период 1990–2000 годов) они продавались на отдельной полке около моделей кораблей и танков, и стоили порядка 100 рублей. КамАЗы или другие грузовики стоили дороже и были праздником на моей улице. Думаю, подобные истории, связанные с "Детским миром", есть у многих москвичей.

За моделями, которые выставлены на витрине Музея детства, сегодня коллекционеры бегают гораздо больше, чем за их потомками 1990-х и 2000-х, потому что они интереснее. На советском производстве была лучше покраска и деталек больше. Машинки красили настоящей автоэмалью в цвета как у больших машин, и упаковывали в красочные разноцветные коробки для каждой модели. Выше была и цена – дешевле 30–50 рублей за штуку их было не купить, и такая машинка для каждого мальчишки была настоящим событием. Кстати, самой сложной моделью была старая "Нива": c кучей двигающихся деталей, колеса поворачивались, двери открывались и т.д. Чем позже, тем проще становилась при сохранении общих форм и штампов: переставали открываться багажник и капот, пропал хром, колеса становились проще, раньше и металл был лучше.


Песни, мишки, диафильмы

Многие игрушки попадают в Музей детства через дарителей. Хотя каждый такой акт дарения дается людям тяжело, ведь они расстаются с частичкой детства. "Вообще такие музеи, как ни парадоксально, делаются для взрослых. Потому что у детей нет ностальгии, а у взрослых она есть, – говорит Михаил Коробко, – с другой стороны, это место, куда взрослый может пойти с ребенком, и обоим будет интересно".


Чтобы младшее поколение представляло себе историю места, в котором находится музей, раз в час здесь демонстрируют короткий мультик про Центральный детский магазин. Директор вспоминает, что однажды был забавный случай – маленький мальчик спросил родителей, можно ли, когда закончится кино, начать все покупать? А еще однажды, когда, по традиции, заиграла грампластинка с песней "Крылатые качели", кто-то из посетителей начал подпевать. Другой подхватил, и через пару секунд песню пел хором весь музей.

В планах Музея детства – менять время от времени экспозицию, ведь игрушек в фонде довольно много, и можно, например, делать тематические подборки к 1 сентября и Новому году. А еще здесь планируют показывать диафильмы. У многих посетителей это слово вызывает больше эмоций, чем кино, и сразу переносит в детство. На этот эффект и рассчитан музей. Где еще взрослый человек может полноправно почувствовать себя ребенком? Даже сотрудники это периодически делают.

"У нас в музее все продумано до мелочей, даже имя у директора самое правильное – Миша. А мишек здесь, как вы видите, чем больше, тем лучше. Музей, кстати, и открылся в его день рождения. Так специально было задумано", – говорит на прощание реставратор, параллельно запуская новую песню на грампластинке.

Читайте также: