Современные игрушки и антиигрушки для детей

Обновлено: 19.05.2024

Как выбрать игрушку, которая будет полезна для вашего ребёнка и не причинит ему ни физического, ни психологического вреда? Что такое «антиигрушка», и кто несёт ответственность за наполнение «вредными» игрушками полок наших магазинов? Об этом нам подробно рассказала редакция журнала для родителей «Игры и Игрушки».

В магазине игрушек

Мы, взрослые, изобретаем, а затем приобретаем игрушки для детей, исходя из своих потребностей, собственных, не осознаваемых порой, пристрастий. Игрушек — море. Ведь это прибыльный бизнес, и «игровая индустрия» расширяется с каждым годом. С замиранием сердца недавно, как и много лет назад, я отправилась по залам «Детского мира» за игрушками. Помня о том, что игрушка — культурное орудие, с помощью которого ребёнок постигает огромный и сложный мир, приобщается к последним достижениям человечества и традициям собственного народа, я заранее предвкушала удовольствие от покупок — сколько всего, должно быть, напридумывали люди за последние годы!

В то же время известно и то, что каждая игрушка, даже самая незатейливая, символизирует те или иные стороны человеческих отношений, в ней почти всегда скрыт определённый воспитательный смысл. С этой меркой я и шла по отделам. Вот один из самых моих любимых — отдел настольных игр: старые добрые кубики со сказками, мозаика, строительный конструктор для малышей, и всё это по ценам, доступным семьям даже с очень скромным достатком. Эти игрушки доказали свою занимательность и свою воспитательную ценность многим поколениям детей, развивая интеллект, сообразительность, приучая к терпению, тренируя мелкую моторику руки.

А вот и веяние времени — настольно-печатные игры: «Пираты», «Повелитель Вселенной», «Завоеватель» и прочие, ориентирующие на проявление индивидуализма, гордыни и тщеславия на фоне ложной романтики с героями из мира фэнтези; «12 стульев» и другие игры о бизнесе, деньгах, рынке, недвижимости, банках, в которых поощряется страсть к наживе, культивируется обман и мошенничество. Есть также игра «Конкурс красоты» — пособие для девочек о том, как подготовиться к участию в таком конкурсе, то есть как получше выставить своё тело напоказ, о нарядах, борьбе с соперницами. Неужели мамы покупают эти игры? По отзывам продавцов, весьма охотно. Преимущество настольных игр в том, что они предусматривают совместную деятельность, а значит, дают ребёнку возможность позитивного общения со сверстниками. Думаю, к увиденным мною настольным играм это не относится.

Что ж, отправлюсь к куклам. Оказывается, куклы могут быть не только для девочек, но и для мальчиков. Вместо миниатюрных солдатиков — крупный Бэтмэн в разных обличиях, иногда в паре со своим звероподобным врагом, видимо, для организации и воплощения ребёнком поединков-драк. На открытой витрине — американские супермены-профессионалы (альпинист, пилот и. киллер с набором разнообразного оружия — от ножа и пистолета до лазера).

Что можно сказать про мягкую игрушку? Самое главное её назначение — дарить малышу нежность. Эта её особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребёнка от страхов и даже ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа, причём не только человеческого. Американские исследователи-психологи супруги Харлоу, исследуя детёнышей обезьян, обнаружили следующее: если обезьянке дать возможность выбора между двумя «мамами», одна из которых из проволоки, но с бутылочкой молока, а другая из искусственного меха, но без бутылки, то испуганный и голодный детёныш выбирает вторую: мягкую и уютную, дающую столь необходимое ему чувство безопасности. Неудивительно, что наши маленькие детки так любят пушистых зверят.

А что продаётся в магазине? Передо мной существа неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски, ни одно из них не хочется взять в руки, погладить. Правда, есть ещё потрясающие своей натуралистичностью немецкие овчарки — лучше чем живые, но почему-то их тоже не хочется гладить. И цены «кусаются». Вот в центре зала на пальме сидит огромная чёрная обезьяна свирепого вида — если попадёт в спальню ребёнка, то ночные страхи и невроз ему обеспечены! И целый стенд чёрных Мефистофелей (!) с надписью «Чёртик» (кстати, одна из самых дешёвых игрушек). Из каких соображений исходили взрослые, проектируя, изготовляя и продавая эту игрушку? И есть ли у них собственные дети? Какая-то мама, в растерянности стоящая у стенда, спросила: «А ангелочков у вас нет?». «Нету, ангелочками не торгуем», — отрезала продавщица. Напрашивается вывод: в центральном детском магазине представлена, в подавляющем большинстве, игровая продукция, не отвечающая элементарным психолого-педагогическим требованиям нравственного формирования, интеллектуального развития и духовного здоровья ребёнка. Конечно, мне могут возразить: неужели, во всём магазине не нашлось хороших игрушек и игр?

А конструкторы «Лего»? Да, конструктору «Лего» отведён целый большой отдел. Его рекламируют по телевидению: это яркие, красочные, экологически чистые игрушки, которые предполагают конструирование разнообразных сюжетов. Но каких? «Вестерн», «Поиски сокровищ фараона», «Всемирные катастрофы», «Космические пришельцы», «Человек — паук», «Привидения», «Гарри Поттер», «Покемоны», «Звёздные войны» — вот едва ли не главная тематика. Эти яркие пластмассовые игрушки в конечном счёте ориентируют ребёнка на инокультурные образцы: чужие ландшафты, незнакомых, неродных персонажей, иностранные атрибуты. При изобилии отечественных игровых примеров и образцов было бы очень хорошо узнавать об американских индейцах или сокровищах египетских фараонов. Но дети порой не видят ничего, что раскрывает красоту родной земли, учит чтить добрых героев русских сказок.

Антиигрушка

Антиигрушка — это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Она представляет опасность для жизни и здоровья детей, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию. Антиигрушка — это не просто плохая игрушка, то есть некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто антиигрушками выступают внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов фирменные изделия зарубежного или отечественного производства. Но какие психические процессы и личностно-смысловые отношения проявляются во взаимодействии ребёнка с антиигрушкой? У российских детей наличествуют унаследованные от предков архетипические модели восприятия реальности. Современный облик человека — куклы, ландшафты настольных игр, цветоформы конструктора и прочее, как правило, не соответствуют этим моделям, а иногда прямо противоречат им.

Играя с игрушками иностранного происхождения, малыш как бы получает первый опыт культурной колонизации, встав перед необходимостью отвержениия своего и подчинения чужеземному. Так, в жизни ребёнка, по мнению ученых, происходит первая социокультурная травма, из-за которой потом формируется комплекс культурной, национальной неполноценности. Иностранные игрушки могут способствовать разрушению связи между поколениями, ещё в младенчестве проектируя линию разлома между «отцами» и «детьми». Современные антиигрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребёнок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества.

Игрушка, как мы могли убедиться, серьёзно влияет на детскую психику и на развитие личности малыша. Ведь для него она живая и настоящая. Увлекаясь игрой с игрушкой, ребёнок чаще всего отождествляет себя с ней, её «повадками», внешностью, её скрытой сутью. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем. Умная и добрая игрушка Но не все так плохо? У нас есть хорошие и «умные», вернее сказать, мудрые игрушки. Большинство из них не продаётся в сетевых детских магазинах. Они изготавливаются вручную на дому или на маленьких фабриках, существующих на грани рентабельности. Небольшой тираж, полуручной способ изготовления. Зато можно избежать фабричной обездушенности общим шаблоном.

В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Чему они учат ребят во время вечерних встреч? Добру, справедливости. Учат не обманывать, не предавать и многому другому. И всё это рассказывается в понятной для детей форме. Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью. Конечно, «творческий потенциал» этих кукол невелик, но он значительно превышает тот негативный заряд антиигрушек, которыми насыщены современные магазины. Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолётов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков — столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Например, подростку, может быть, будет (надеюсь!) приятно сделать своими руками для куклы сестры какую-нибудь мебель. Да и любая игрушка, изготовленная своими руками, — самая лучшая для ребёнка и самый дорогой подарок для его (её) друга.

А ещё есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камушков, проверить мамины запасы кусочков ткани и лент, собрать всякую безделицу и сделать игрушку из всего этого подручного материала. Здесь огромное поле для фантазии.
В научной литературе очень немного работ об игрушках. А тех, которые затрагивают педагогический и психологический аспекты игрушек, и того меньше. Но, как уже мы могли убедиться, последнее время рынок переполнен «вредными», опасными, безобразными игрушками. На нём появилось множество пошлых, бесполезных, скучных и безнравственных игрушек. Их влияние на детей однозначно отрицательно. Психологи и педагоги должны заниматься пересмотром современных игрушек, «очисткой» загрязненного «игрушечного рынка». Должна быть программа научного отбора игрушек, нет никаких сомнений. Ведь большую часть жизни ребёнок проводит в игре.

Автор: Вера Абраменкова, доктор психологических наук, зав. лабораторией «Социальная психология детства» Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования

АНТИИГРУШКА – это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Она представляет опасность для жизни и здоровья детей, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию.

Антиигрушки могут являться известными брендами, они даже могут быть изготовлены из качественных материалов, но для детей они крайне вредны и опасны.

Кукла-вампир в гробу. Очень известный бренд. Депутаты Госдумы хотели наложить запрет на поступление подобных игрушек в Россию

Кукла-вампир в гробу. Очень известный бренд. Депутаты Госдумы хотели наложить запрет на поступление подобных игрушек в Россию

Основные характеристики антиигрушки:

2. Вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка.

4. Вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.

5. Провоцируют ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

Виды антиигрушек

Монстры - по определению это - "чудовища", поэтому и антиигрушки этого вида могут легко напугать детей. Играть с ними как-то не хочется.

Трансформеры - это роботы, превращающиеся то в автомобиль, то в самолёт.

Следует отметить, что раньше роботы были больше похожи на людей (робот - это и есть модель человека), но теперь они становятся всё ближе к монстрам. На них появляется всё больше шипов, пластин, оружия; их вид становится всё более агрессивным.

Страшные куклы - их внешний вид вызывает негативные эмоции: страха, брезгливости, иногда жалости. Этих кукол не хочется прижимать к себе, укладывать спать рядом, на них и смотреть-то страшно.

Куклы с гробами относятся к этому же виду антиигрушек.

►►► Иногда кукол Реборн относят к этому же виду. читайте о них:

Куклы Reborn, пугающие своей схожестью с младенцами

Асоциальные игрушки - незаметно переворачивают формирующиеся нравственные нормы у детей, способствуют растлению детского сознания.

Существует целая серия игрушек, носящая название "Неприличные мишки", в которой любимые детьми животные изображаются как весьма "озабоченные" создания. Причем, среди них есть "Немного неприличные мишки" и "Совсем неприличные". )))

Подумайте только: для кого дано пояснение к игрушке "Медсестра Нурси"?

"Обаятельная и сексапильная Нурси обожает свою работу. В отличие от своих коллег, она с радостью берется за любое дело, насколько бы деликатным оно не было. Причем, чем глубже ваша проблема, тем охотней с ней будет справляться неутомимая Нурси. Возможно, это ее даже возбуждает…"

Что уж говорить о Барби, если в некоторых наборах из огромной серии об этой кукле, детям раскрываются тайны супружеской жизни. /разместить не могу, просто стыдно. Вдруг ваши дети смотрят?/

♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»

Ни одним краем души не могу воспринять игрушки, изображающие фекалии. Размещать фото игрушек на эту тему даже не хочется. Хотя, например, в Корее большим спросом пользуется "Пукающая кукла" (при нажатии на живот куклы раздаётся характерный звук, и . запах тоже).

Кровожадные куклы - игрушки, пугающие ребёнка натуралистическим изображением травм, увечий, следов кровопролития.

Здесь можно вновь напомнить серию о "Неприличных мишках", некоторые из которых подвергаются кровопролитным средневековым пыткам.

Но зачем об этом знать детям?

Да ведь это не игрушечный мишка - это модифицированный средневековый пыточный механизм "Нюрнбергская дева"! Беднягу помещали в саркофаг, где его тело протыкалось многочисленными шипами.

Да ведь это не игрушечный мишка - это модифицированный средневековый пыточный механизм "Нюрнбергская дева"! Беднягу помещали в саркофаг, где его тело протыкалось многочисленными шипами.

P.S. (от 16.03.21) содержание некоторых комментариев вынуждает остановиться на игрушках для взрослых (хотя это не является задачей данной статьи).

Жизнь показывает, что в обществе появилось много взрослых, играющих в игрушки. Интернет сообщает, что 10 % всех произведённых игрушек покупается взрослыми для себя (не для детей). Это - громадная цифра (я в неё не верю, надо побольше информации на эту тему).

Появилось даже понятие "кидалт" (от англ. kid — ребёнок, adult — взрослый), иначе говоря - "взрослый ребёнок".

Но сразу же вопрос: а взрослые в игрушки играют? Или они только коллекционируют их?

Определение: Игрушка - предмет для игры. Коллекционировать - не значит - играть, поэтому, даже игрушка станет антиигрушкой у коллекционера.

Далее: а само понятие "играть в игрушки" - можно отнести к взрослым?

Игра - "деятельность в воображаемой ситуации" (говоря компьютерным языком - "симулятор реальности").

Но дети играют именно потому, что им пока не доступна реальность : они "скачут" на воображаемом коне (палочке), потому что реальный конь им не доступен; "летают" на воображаемом самолёте, потому что лётчиками стать смогут лишь через пару десятков лет; пеленают кукол, потому что реальных детей заведут через.

Раньше дети любили свои игрушки всем сердцем, всей душой, и надолго:

Сегодня у детей "любовь к игрушке" может продлиться всего пару дней.

Конечно, можно всё объяснять невысоким материальным достатком семей в прошлые годы, малым количеством игрушек, бедностью населения. Но, следует признать, что образ жизни детей, когда сегодня для них закупается целый ворох игрушек, а завтра точно такой же ворох выбрасывается на помойку - просто разрушителен для становления личности ребёнка.

И ведь ребёнок вновь просит купить ему новые игрушки!

Если с детства не воспитывается любовь и привязанность к игрушкам , забота о них, осуществление необходимого ремонта при необходимости, точно такие же чувства и отношения ребёнок будет транслировать затем по отношению к людям (не забываем, что игрушки - это модели людей). У него не будет никакого постоянства ни к семье, ни к детям, ни к окружающим людям.

Как антиигрушки ещё больше закрепляют непостоянство в отношениях с игрушками?

Очень просто: играть с ними ребёнок не будет, быстро забросит в угол. Никакой привязанности к таким игрушкам у малыша не проявится, не разовьётся; они лишь быстро перейдут в категорию игрушек "на выброс".

4. Антиигрушки стимулируют сверхпотребительство, нездоровую конкуренцию.

Вновь, ни для кого не будет секретом, что сегодня игрушки выпускаются уже не в единственном варианте, а сериями. Чтобы сформировать из ребёнка не созидателя, а потребителя.

Особенно опасно это для детей, которые играть сегодня не могут , и всё, что им остаётся - собирать коллекции игрушек .

Дети при этом соревнуются между собой: у кого больше, или даже "круче", коллекция кукол Барби, модельных автомобилей, тех же "Неприличных мишек", и так далее. Ничего, кроме развития у ребёнка качеств стяжательства, непомерного потребительства, жадности, зависти, такие антиигрушки не смогут дать.

Главная задача: не играть этими симпатичными куколками, а собрать их как можно больше. Вот подружки обзавидуются.

Главная задача: не играть этими симпатичными куколками, а собрать их как можно больше. Вот подружки обзавидуются.

5. Отношения между ребёнком и антиигрушкой не развивают ребёнка.

Игрушка развивает ребёнка во всех направлениях.

Антиигрушка тормозит его развитие также во всех направлениях.

Но я остановлюсь лишь на нескольких, многие, к тому же, были уже перечислены выше.

Приведу в пример слова юмориста М.Задорнова, который в шутку говорил, что дай мальчику в руки палку - и вот уже сорванец лихо скачет на "коне", и что ещё ребёнку нужно?

А ведь в этой шутке нет даже и доли шутки, потому что всё - правда. Потому что эта палка в качестве игрушки развивает воображение и фантазию ребёнка больше, чем детский автомобиль со всеми техническими "наворотами".

Конечно, можно опять окунуться в рассуждения о бедствующем положении народа, но лучше узнать об условиях развития воображения: чем ближе игрушка приближается к уменьшенной копии реального предмета, чем больше деталей она имеет, тем меньше идёт развитие воображения и фантазии у ребёнка. Так что, палка в образе коня, - намного лучше!

Все антиигрушки, особенно когда они представители нереального мира (монстры), всегда перенасыщены деталями. Ребёнку уже и "додумывать" нечего, фантазировать не о чём. Развитие воображения остаётся на нуле.

6. Антиигрушки сдерживают развитие ручных умений.

Частично об этом я уже написала в п. 1.

Обычные игрушки ребёнку часто приходится делать самому, либо изготовлять какие-то детали к готовым игрушкам, атрибуты (шить одежду, изготовлять амуницию). Также для хорошей игры детям приходится изготовлять (строить, конструировать) ещё и игровую обстановку (мебель, дома, транспорт).

Для антиигрушек ничего делать и не нужно, потому что с ними дети не играют. Их, разве что, некоторое время просто рассматривают из любопытства.

Ой, нет! Нашла одну куклу, которая требует "приложить руки"))):

А потом антиигрушки либо выбрасывают, либо коллекционируют (об этом в п.4).

♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»

В целом, у детей происходит замена "стремлений к умению" на "стремления к имению". Это и есть: развитие потребителей, а не созидателей с самого детства.

Несмотря на то, что статья получилась длинная - это лишь небольшое вступление к разговору о детской игрушке, без которой невозможно представить сегодня нормальное и счастливое детство.

Как часто вы сталкиваетесь с антиигрушками? Умеют ли играть ваши дети? Чем можете дополнить статью?

Если статья нашла отклик в Вашей душе, поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Посмотрим: сколько здесь нас - единомышленников!


Совсем недавно в нашем саду проводился опрос родителей на тему: «Какими игрушками играют наши дети?» В результате опроса выяснилось, что большинство родителей не знакомы с термином «антиигрушка», поэтому раскрою это понятие подробнее.

АНТИИГРУШКА – это не просто плохая игрушка, т.е. некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто антиигрушками выступают внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов фирменные изделия зарубежного или отечественного производства, но при этом они могут причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию ребенка.

Каковы же признаки антиигрушек и в чем их опасность?

1.Игрушки кислотных цветов, не имеющие аналогов в реальном мире.

У современных игрушек зачастую нет соотнесения с реальными жизненными образами, ситуациями, персонажами. Искажаются пропорции лица, частей тела, используются неестественные цвета и формы. Куклы с несоразмерно большими головами, глазами на пол-лица, розовые зайчики, ядовито-зеленые медведи, красные мышки нарушают представление ребенка о реальной картине мира. Игрушка, не имеющая аналогов в реальном мире, порождает страхи у ребенка. Не только нереалистичность игрушечных персонажей провоцирует тревожность у малышей. Вредит психике ребенка также перегруженность яркими красками, образами, звуками. Ребенок ощущает, что все вокруг очень изменчиво, а значит, непрочно и нестабильно.


Во внешнем лоске и многообразии кукол, конструкторов и машинок таится еще одна опасность: ориентация детей не на радостное познание мира с помощью игры, а на обладание, получение, обогащение. Совместные сюжетные игры заменяются соревнованием: у кого кукла красивее или робот «круче».

Что же опасного может быть в игрушке? Любое проигранное ребенком действие способно воспроизвести самое себя в реальности. Современные игрушки часто являются прототипами героев мультфильмов со своим характером и поведением, поэтому ребенку ничего не остается, как повторять его действия. Если ребенок в игре ведет себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, повторяя действия своего персонажа, то это обязательно воспроизведется в той или иной ситуации.

  1. Игрушки, стирающие грань между добром и злом.

Это когда их внешнее и внутреннее содержание не имеет ярко выраженной связи. Например, когда «супергерой» борется с «суперзлодеем», они могут отличаться только цветом одежды и нагрудного значка. Или отвратительный монстр оказывается добрым и милым существом. Такое несоответствие вызывает у маленьких детей диссонанс, стирается грань между хорошим и плохим, между добром и злом.


  1. Чрезмерно детализированные страшные игрушки.

Киборги, неприятно похожие на человеческое существо, монстрики с тщательно изображенными уродствами (шрамами, бородавками и т.д.), вампирчики со вполне реалистичными зубами давно уже получили прописку во многих детских. Есть мнение, что такие игрушки учат преодолевать страхи. По форме верно, по сути – нет. Совсем не все «страшные» игрушки вредны: не зря же во многих сказках добрый герой побеждает злобное чудище. Вот только «злобное чудище» должно быть условным, без реалистичных подробностей – их малыш домыслит сам, и дорисует в воображении ровно то, что его психика сможет выдержать без проблем.

4.Куклы- антиигрушки.

Современных кукол иногда трудно отличить от живых людей – настолько тщательно проработаны их тела, одежда, лица с ярко выраженными эмоциями. «Додумывать» здесь уже нечего. Если же игрушка – это герой популярного мультфильма или книги, то и историю придумать не получается. И опять же, ребенок, играя, раз за разом повторяет эпизоды из мультфильма, не внося ничего нового. Это негативно влияет на развитие творческих способностей: фантазии и воображении малыша.


Отдельно хочется сказать про Барби.

Казалось бы, на фоне других современных игрушек они кажутся наиболее безобидными: не призывают к жестокости, не пугают своим видом, не противоречат нормам морали. И все же сто раз подумайте, прежде чем «порадовать» дочку такой куклой. Ведь кукла должна будить в девочке заботу и нежность, закладывать начальные основы материнского инстинкта. Барби абсолютно не похожа на ребенка, ее не нужно пеленать, кормить, петь ей песенки на ночь. Обслуживая Барби, ребенок начинает ощущать себя прислугой, в лучшем случае – подругой, но никак не «мамой». Кроме того, давно доказано, что Барби может вызвать у девочек чувство неполноценности, стойкого недовольства своей внешностью, что может в дальнейшем привести к неврозу.

Игрушка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества.

Современные игрушки создаются с учётом пристрастий и нравов детей. А на них серьёзное влияние оказывают мультфильмы, комиксы, компьютерные игры. Вот и появляются на полках магазинов, а потом и в наших домах куклы с пропорциями, далёкими от реальных, слишком красивыми или, наоборот, уродливыми лицами, а то и разнообразные упыри, монстры, зомби и роботы. Любовь детей к некоторым из них заставляет родителей, воспитанных на других игрушках, недоумевать и ужасаться.

Что делать, если ребёнок мечтает о «плохой» игрушке, а, став счастливым обладателем, играет только с ней? Неужели никак нельзя повлиять на это?


Любовь зла

Специалисты современной игрушечной индустрии работают над тем, чтобы сделать игрушки как можно более привлекательными для детей. Яркие цвета, невероятное количество разнообразных аксессуаров, целые серии игрушек, фигурки героев любимых мультфильмов – не секрет, что у всего этого богатства одна цель: не столько развлечь ребёнка и научить его чему-нибудь полезному, сколько заставить его родителей покупать ещё и ещё.

Но дети влюбляются в эти игрушки, и мы, хотя и осознаём проблему, всё же покупаем их. Даже почти против своей воли. Да и как устоять, если у всех одногруппников или одноклассников горячо любимого чада «игрушка мечты» уже есть?

Зрим в корень

Конечно, дети нередко поддаются веянию детской «моды». Раз у всех есть, то и им тоже непременно нужно. На деле же далеко не всегда желанная игрушка переходит в разряд любимых. Радости от приобретения обычно хватает ненадолго. Конечно, обидно, что деньги потрачены впустую. Но психологи уверены: то, что ребёнку быстро надоедает очередной монстр – это хорошо. Значит, ситуация пока не слишком тревожная.

А вот чрезмерное увлечение какой-либо игрушкой, даже вполне безобидной на вид, может говорить о том, что ребёнку не хватает внимания. Возникшую пустоту он пытается компенсировать «влюблённостью» в игрушку.

Если подобная привязанность очень заметна и тревожит родителей, обязательно нужно присмотреться, как именно дети играют с приобретением. Кто-то умудряется страшных космических монстров использовать в мирных целях, а другой и с симпатичным плюшевым щенком устраивает форменный триллер.


Исправляем ситуацию

Какой бы запущенной ни казалась нам ситуация с «нежелательными игрушечными элементами», повлиять на неё вполне реально. Если они уже поселились в детской, а вы не рады, что не смогли сказать «нет» их воцарению в квартире и сердце ребёнка, то есть способы повлиять на ситуацию:

1.Ложка мёда в бочке дёгтя

Очень действенный способ – наделить антиигрушку положительными чертами.

Мальчики увлечёны какими-то очередными «героями» или роботами? Добавьте в эту бочку дёгтя ложку мёда. Придумайте игры, где задача игрушки – спасать, защищать, оберегать. Причём это могут быть как миссии мирового масштаба, так и вполне «домашние». Пусть супергерой и его хозяин помогут уставшей маме вытащить бельё из стиральной машинки или зорко следят за тем, чтобы «злая межгалактическая пыль» не скапливалась на поверхностях и вовремя «ликвидируют» её. Найти в обычной жизни задачи для настоящих героев можно буквально на каждом шагу.

Важно! Если ребёнок сопротивляется «мирному процессу» и наделению игрушки положительными чертами, то это тревожный сигнал. Либо малыш сам склонен к агрессивному поведению, либо перенял его у любимого персонажа. И в том, и в другом случае родителям стоит понаблюдать за ребёнком и, возможно, обратиться за консультацией к психологу.


2. Право голоса

Не скрывайте своего отношения к игрушке. Родители могут и должны высказывать своё мнение о том, чем увлекается ребёнок. «Ты, конечно, можешь играть с этой игрушкой. Но я бы такую никогда не выбрал», - этих слов иногда бывает достаточно для того, чтобы ребёнок задумался о правильности своего выбора. Не стоит высказываться резко или обидно, нелестно отзываться о друзьях ребёнка, выбравших такую же игрушку, но тактично и при этом твёрдо обозначить свою позицию необходимо. Можно попросить сделать это и других значимых для ребёнка людей: родных, друзей семьи, воспитателей и т.д. Вода камень точит, как известно.

3. Дружбе – время

Конечно, все мы заняты так, что и отдохнуть не успеваем. На общение с ребёнком и игры с ним времени тем более не хватает. Вот и появляются у наших детей в качестве компенсации дорогие, но далеко не всегда хорошие и правильные игрушки. Но всё же наши дети нуждаются, в первую очередь, именно в родителях.

Дети, а особенно дошкольники, далеко не всегда могут переступить через модель поведения, навязанную игрушкой. Если у монстра злобное выражение лица, то и в детской игре он будет агрессивным. Красивая кукла «модельной внешности» в представлении маленьких хозяек не слишком «монтируется» с игрой в дочки-матери.

Вот тут-то и необходима помощь родителей. Именно мамы и папы могут расширить горизонты и «научить» страшного робота лечить больных обезьянок или работать в детском саду, а стандартную магазинную куклу превратить в Василису Премудрую, Золушку или маму Малыша из книг про Карлсона.

Совместное чтение, семейный просмотр мультфильмов, старых кинофильмов для детей, походы в театры, обсуждение прочитанного и увиденного – всё это не только даёт новую информацию к размышлению, подстёгивает фантазию, но и обеспечивает ощущение близости с родителями. Как бы ни были мы заняты, но хотя бы иногда необходимо уделять время дружбе с собственными детьми и погружению в их мир. При этом психологи советуют не только декларировать свои взгляды на жизнь, но и внимательно прислушиваться к мнению малышей.

РОБОТЫ-ТРАНСФОРМЕРЫ ЯВЛЯЮТСЯ ЭТАКИМ ГИБРИДОМ СЕРОГО ВОЛКА, МЕЧА-КЛАДЕНЦА И КОВРА-САМОЛЁТА

Дружба с собственным ребёнком поможет понять, почему же он увлёкся именно такой игрушкой. Нередко оказывается, что мы тревожимся понапрасну. На самом же деле в красивой кукле малышку привлекла милая улыбка («Мама так редко улыбается!»), а в дурнушке девочка видит себя, поэтому жалеет игрушку и не желает с ней расставаться ни днём, ни ночью. Зомби и монстры часто сражают мальчиков своей силой и ловкостью, которых им самим так недостаёт. А роботы-трансформеры являются чем-то вроде современных аналогов сказочных волшебных помощников (этаким гибридом серого волка, меча-кладенца и ковра-самолёта).

Ребёнка привлекает умение персонажа лазать по стенам – отведите его на скалодром. Он хочет так же ловко бороться со злом – огромное количество спортивных секций, в которых развивают силу, ловкость, гибкость и прочие необходимые «супергерою» качества только и ждут его. Дочка мечтает о единороге – конно-спортивный клуб вам в помощь. И таким образом можно разобраться с большинством «сомнительных» пристрастий.


4. Реальные герои

Почаще рассказывайте детям о «всамделишных», настоящих героях. Подвиги героев всех времён и народов вполне доступны пониманию даже самых маленьких ребят. И не нужно ничего выдумывать или приукрашивать.

Александр Матросов, генерал Карбышев, защитники Брестской крепости, Суворов, Ушаков и многие другие – в их историях столько необыкновенного, величественного и поразительного, что дети слушают рассказы о них с изумлением и восхищением. И запоминают навсегда.

А нам, родителям, это и нужно. Потому что на фоне «реальных героев» и их невероятных подвигов игрушечные и мультяшные неизменно блекнут. Пусть не сразу, пусть постепенно, но это обязательно случается.

Девочкам, слишком зацикленным на принцессах, можно показать фотографии настоящих особ царских кровей, хотя бы цесаревен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Причём лучше продемонстрировать не парадные снимки, а те, на которых девушки запечатлены во время работы сёстрами милосердия в госпиталях. Да и на других повседневных снимках есть на что обратить внимание: простые платья и причёски, минимум украшений, спокойные лица, отсутствие яркого макияжа и мягкие улыбки царевен – прекрасный повод поговорить о том, какими же должны быть настоящие принцессы.

Примеры столетней давности кажутся неактуальными? Тогда вполне можно найти достойные образцы для подражания среди ныне здравствующих или живших совсем недавно представителей монархии. Тем более, что про них не только пишут, но и снимают фильмы.

Так что повлиять на засилье антиигрушек вполне можно. Главное, не пускать всё на самотёк и не думать, что ничего нельзя изменить.

Читайте также: