Современные игрушки как средство воспитания

Обновлено: 19.05.2024

В последнее время актуальной становится проблема приобщения ребенка к старине, старинному быту, народным играм и игрушкам. Через игры дети учились познавать социальную действительность. Современному педагогу необходимо владеть этнографическими знаниями в области игры и игрушки ребенка.

Содержимое публикации

«Народная игрушка как средство социализации дошкольника»

Консультация для воспитателей

Морозова Ю.А.

Воспитателя МБДОУ д/с №23 г. Ставрополь

В последнее время актуальной становится проблема приобщения ребенка к старине, старинному быту, народным играм и игрушкам. Через игры дети учились познавать социальную действительность. Социализация (от лат. Sоciаlis — общественный) — это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. В процессе социализации ребенок приобретает общественный опыт, индивидуализируется, становясь гармоничной личностью. В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Современному педагогу необходимо владеть этнографическими знаниями в области игры и игрушки ребенка.

Л. Н. Толстой, который придерживался краеведческого принципа, народности и национальности считал, что «воспитание ребёнка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку».

Первоначально игра была не только развлечением на досуге, но и способом организации жизни человека (семейной, хозяйственной, общественной). Игровая деятельность сопровождает нас на протяжении всей жизни, но все равно слово «игра» ассоциируется у нас с периодом детства. Она видоизменялась на протяжении всех временных отрезков, зависела от различных событий, быта людей, православных праздников. С изменением быта людей менялась и взрослая культура человечества, многие вещи навсегда уходили из обихода, но все равно оставались очень интересными и притягательными для детей. Например, лук и стрелы в наши дни интересны для мальчиков, хотя человек уже давно не применяет их в своей деятельности. Россия до сих пор славится народной игрушкой

— матрешкой, которая известна по всему миру, являясь символом нашей страны.

Народная игрушка — это собирательный образ, который является педагогическим инструментом.

Это не просто игра — это культурный объект, взаимодействия с которой решаются задачи духовного, нравственного воспитания подрастающего поколения. Через игру с народной игрушкой детей приобщают к народной культуре,через народное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи, нравы. Сопровождая игру прибаутками, частушками, ребенок постигает поэтическое слово, выразительные интонации, которые являются важным средством воспитания любви к Родине и к окружающей природе, так как поэтический текст многих народных игр передаёт красоту русской природы. Игрушка, созданная народом, опирается на родную и близкую ему природу, наполняется традициями национального образа жизни (быт, костюм), характеризует страну и взгляды определенного народа. Национальный характер игрушки проявляется в том, что в них в обобщённой форме отражаются все обычаи, вкусы и верования народа. Игрушке, как и всему народному творчеству, присуща высокая степень художественного обобщения. Это относится и к форме, и к содержанию художественных произведений.

Народные игрушки в своих многовариантных решениях несут в себе идеи мира, добра, а в материальной форме воплощают представления о прекрасном, способность народа идеализировать и украшать свою жизнь. В ней гаpмонично соединились этнические ценности: образы русских народных игрушек всегда отличаются такими национальными чертами как жизнерадостностью, трудолюбием; специфика материала народных игрушек четко определяется теми регионально-географическими особенностями, в которых они создаются; народная игрушка всегда была элементом деятельности, предметом и объектом различных процессов и ритуалов, включая праздничные, воспитательно-образовательные, религиозные, производственно-технологические.

Своими игрушками народ с детства учил любить труд дедов и отцов, свой родной край, его историю и современность.
Дети и игрушки представляют собой единой целое. На разных возрастных этапах дети играют в разные игры, которые усложняются с возрастом ребенка. На основе использования игрушки формируется игровая ситуация. В своих играх дети копируют отношения к взрослому миру, обществу. Народная игрушка может выступать для ребенка в качестве игрового партнера, может быть атрибутом в игровой деятельности, для взаимодействия между детьми и взрослыми. Она развивает фантазию, мышление ребенка, помогает усвоить социальные статусы, позволяет передать социальный опыт. Играя, ребенок соединяет свои эмоции и действия, познает окружающий мир. Личность ребенка обогащается и расширяется в тех ролях, которые он проживает во время игры. Поэтому взрослым важно обращать внимание на то, чем играют дети, какую действительность они переносят в игровой сюжет. Вовлекая народную игрушку в игру, дети закрепляют традиционные народные связи. В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости, который сочетался с высокой игровой культурой.

Как повелось с давних времен, главным занятием детей была игра, которая заполняла весь их быт.

Через игру дети учились общаться между собой и старшими, развивали физические и психологические качества: наблюдательность, сообразительность, выносливость, ловкость, гибкость, внимание, память знакомились с новыми словами, звуками, музыкой.

Играя, малыши накапливали инфоpмацию о мире, в котором жили, о его горестях и радостях. Фабричное производство игрушек на Руси отсутствовало. В крестьянских семьях было много детей, главным развлечением которых были незатейливые игрушки, сделанные руками старшего поколения.

Народная игрушка рождалась в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестёр, сверстников. Раньше сам акт творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, как бы указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представлений ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили общественный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды.

Известно, что зимой играли в игрушки больше, чем летом. Но и в игрушках прослеживались гендерные отличия. Для девочек характерны куклы, каталки, для мальчиков — лошадки, тележки, трещотки.

В куклы (любимые игрушки девочек) начинали играть с трехлетнего возраста. Они изготавливались очень просто: тряпочка или поношенный головной платок свертывались в трубочку, и перетягивались ближе к одному концу ниткой. На голову надевался платочек, а туловище без ног прикрывалось рубахой.

Девочки постарше, пытались придать куклам человеческий облик, шили их с ручками и ножками, наряжали в рубахи и сарафаны, изготовленные из ярких лоскутков.

Мальчикам старались сделать деревянную лошадку на колесах, чтобы можно было ездить на ней по избе или запрягать в тележку. Любимые всеми свистульки (птички, баранчики, лошадки) родители привозили с ярмарок. В них можно было свистеть, создавая самому себе радостное настроение. Свистульки делались ремесленниками и были различны по форме и материалу (дереву, глине, жесте).

Современные куклы «Винкс» и «Барби» уже давно вытеснили из нашей жизни народную игрушку, но народные куклы всегда радовали детей своей простотой и наивностью. Кроме того, что они дарили людям добро, приучали девочек к рукоделию. Игрушка, сделанная своими руками, становится для ребенка лучшим другом. Не бывает двух одинаковых людей, так и не встретите две одинаковые народные игрушки. Каждая игрушка –уникальна, похожа на сказку. Ей можно доверить свои секреты, тайны, она согрета теплотой сердца. Положительные герои народных игрушек тpудолюбивы, крепки физически, наделены силой воли и терпеливы. Игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству.
В наши дни дети в интересной игровой форме узнают о народных игрушках, о русских традициях и праздниках: вместе с куклами «Мартинички» и «Птица-Радость» закликают весну, с «Покосницей» встречают осень, с «Масленицей» провожают зиму.

Через знакомство с народной игрушкой и процессом её изготовления дети усваивают обрядовые традиционные праздники, разучивают потешки, песенки, поговорки. В процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям русской народной культуры. Процесс приобретения ребёнком социальных ролей успешно и интенсивно происходит в игре через имитацию (подражание окружающему) и идентификацию (отождествление себя с другим). Чтобы социальная роль стала частью структурного «Я», должен осуществиться процесс её внедрения в «глубины» себя путём различных форм деятельности, включая процесс идентификации с ролью.

Чем глубже духовное наполнение социальных ролей, шире их диапазон, тем полнее индивидуальная и социальная жизнь личности, её социальный опыт. Через игрушку с раннего возраста происходит формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам.

Социализация ребёнка обеспечивается благодаря выполнению следующих педагогических условий:

‒ погружение детей, родителей и воспитателей в единую этнокультурную среду;

‒ комплексное использование средств народного воспитания;

‒ создание ситуаций, в которых детям передаётся социальный опыт;

‒ дифференцированный подход к детям, находящимся на разном уровне игрового взаимодействия;

‒ воспитание у детей эмоционально-положительного отношения друг к другу и их отражение в собственной игровой деятельности;

‒ включение народной игрушки во все виды деятельности детей.

Таким образом, ребёнок постепенно погружается в этнохудожественную деятельность, а игрушка становится элементом значимого с педагогической точки зрения культурного наследия народа.

Видимо, игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

Игрушка, как средство воспитания современного ребенка.

Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка.

В то же время, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития ребенка и широко использовалась в народной педагогике для воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.

Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору. Педагоги детских учреждений должны разбираться в «бездонном океане» игрушечного разнообразия, комплектуя игротеку учреждения такими игрушками, которые бы действительно воспитывали, помогали усваивать социальный опыт и развивать позитивные качества у детей.

Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства коррекционной педагогической работы. А для этого он должен понимать, какая роль отведена игрушке в процессе социализации детей, какое влияние она оказывает на развитие психики, особенностей личности и поведения ребенка. Внутри предметной деятельности ребенка раннего возраста начинают зарождаться разные виды деятельности, такие как игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Содержание начальных игр очень простое: ребенок кормит куклу или животное, укладывает их спать. Дети этого возраста пока только воспроизводят действия с предметами, которые показал им взрослый (подносят чашку ко рту куклы, кладут медвежонка и похлопывают по нему). Поэтому у ребенка должны быть куклы, мягкие игрушки, изображающие различных животных, с которыми ребенок сможет выполнять различные действия: брать на руки, сажать в коляску, укладывать спать и т.п. Анализируя особенности игровой деятельности дошкольника, необходимо помнить, что ее развитию способствует освоение знаковой функции сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. Предпосылкой освоения знаковой функции служит овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета ребенком раннего возраста.

Поэтому кроме игрушек, изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием.

К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.п. Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.

Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображению. А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Это во-первых.

Во-вторых, умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.

Роль современной игрушки в развитии ребёнка дошкольного возраста.

Игра и игрушка, по мнению ученых, важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка - культурное орудие, посредством которого передается состояние современной культуры. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.

Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре - подлинном или мнимом. Игрушка всегда выполняла кроме прочих и психотерапевтическую функцию - помогала ребенку овладеть собственными желаниями и страхами. Таковы ли современные игрушки? Сегодня детская игрушка как часть современной массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира. К сожалению, хорошо покупаемая игрушка - та, что нравится взрослым. Но часто она меньше всего годится для детей. Игрушка, изготовленная по западным образцам, не оставляет места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества.

Современные игры и игрушки в своем подавляющем большинстве есть, антиигрушки, они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к злу, насилию, ненависти, распущенности, стяжательству.

Обзор современных игр и игрушек свидетельствуют об очевидны трансформациях картины мира наших детей. В ней появились существенные сдвиги в сторону, во-первых, меркантилизациидетского сознания, выражающейся в преувеличенном отношении к деньгам, желании в будущем заниматься только бизнесом, приобретении финансовой независимости любой ценой. Во-вторых,вестернизации как ориентации на западные ценности, за которыми стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни. В-третьих, в детской картине мира нарастает тенденция к танатизации — мотивом смерти, гибели всего живого на земле, уничтожению природы, экологической катастрофы и пр. Именно

эта тенденция во многом спровоцировала рост детских самоубийств - не без помощи средств массовой информации, а также таких специфических ее форм, как игрушки : трансформеры, куклы - киллеры, настольные игры типа «Гибель цивилизации», «Война миров» и аналогичные им. Еще одна характерная черта нашего времени - тенденция к сексуализации детского сознания (активное формирование циничного отношения к интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса, одной из причин которой являются куклы с половыми органами.

Игрушка серьезно влияет на детскую психику и на развитие личности малыша. Ведь для него она живая и настоящая. Увлекаясь игрой с игрушкой, ребенок чаще всего отождествляет себя с ней, ее «повадками», внешностью, ее скрытой сутью. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем — игрушкой, опасность эта прямо пропорциональна негативности персонажа. Но не все так плохо. У нас есть хорошие и «умные», вернее сказать «мудрые» игрушки. Большинство из них не продаются в обычных детских магазинах. Они изготавливаются в ручную на дому или на маленьких фабриках, существующих на грани рентабельности, - не большой тираж, полуручной способ изготовления.

В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!» : Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Чему они учат малышей во время своих вечерних передач с ними? Добру, справедливости. Учат не обманывать, не предавать и многому другому. Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей. Поэтому присутствие в детской хотя бы одного из любимых героев принесет еще одну частичку тепла и нежности и напомнит о тех темах, которые затрагивались ими. Конечно «творческий потенциал» этих кукол невелик, но он значительно превышает тот негативный заряд антиигрушек, которыми насыщены современные магазины.

Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии «Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии» Культурно-речевое воспитание детей — дело большой социальной значимости.

Что такое дидактическая игра? Её роль в развитии ребёнка Что такое дидактическая игра? Её роль в развитии ребёнка. Дидактическая игра – это одна из разновидности игр с правилами, смысл и цель,.

Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»

Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация. «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Кукольный театр – наиболее распространённая форма организации детского.

Консультация «Роль мамы и папы в развитии и воспитании ребёнка» Роль мамы и папы в развитии и воспитании ребенка Перед взрослыми стоит задача воспитать гармонично развитого ребенка, чтобы он мог свободно.

Развитие мелкой моторики, ее роль в общем развитии ребёнка В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности.

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребёнка» Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую.

Роль игры в психическом развитии ребёнка Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте т. к. в ней происходит интенсивное развитие личности, появляются новые психологические.

Консультация «Роль игры в развитии ребёнка» Игра занимает важное место в жизни дошкольников, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. «Игра – это творческая переработка.

Роль воспитателя в развитии общения у детей дошкольного возраста Для всецелого общения детей, для развития гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе.

Эссе «Роль воспитателя в развитии ребенка дошкольного возраста» Эссе. Роль воспитателя в развитии ребенка дошкольного возраста. Воспитание – великое дело. Им решается участь человека. (В. Г. Белинский).

Так как в детском возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому и все развитие детей также проходит через игру, через действия с предметами, в том числе и с игрушками.

К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Так же Ушинский подчёркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребёнка, как в ней будут применяться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Особое место среди игрушек, влияющих на эмоционально-нравственную сферу дошкольников, занимают куклы и мягкие игрушки - изображения, мишки, зайца и других. Кукла - обобщенный образ человека, позволяет детям воспроизвести целый ряд действий : сажать, укладывать, переодевать и т. д. Эти игрушки имеют значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Сначала ребенку во всем помогает взрослый. Ребенок учится от взрослого наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению. Благодаря воле и воображению ребенка она "ведет себя" таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой события собственной жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

В возрасте трех лет не следует давать разнообразные типы кукол. Наблюдения психолога Мухиной В. С. показали, что трёхлетний малыш не использует по назначению, а обращает всех кукол в воспитанников детского сада. Её исследованием установлено, что фактура материала которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Мелкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и сострадание, радость.

Играя с куклой или игрушечной зверушкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребенка. Кукла или мягкая игрушка выступает в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в игрушке возникает у каждого ребенка - не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка - не только дочка или сынок. Кукла, как и мишка, обезьянка, собачка и др., - объект общения во всех его проявлениях, партнер по общению в игре ребенка.

Ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению и она "ведет себя" исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Существует группа игрушек-друзей. Сейчас они могут быть и механическими - тамагочи, и плюшевыми, или это кукла - Барби, многими детьми воспринимается как старшая подруга, или трансформер. Наличие или отсутствие такой игрушки говорит о степени одиночества ребенка и его доверии к окружающему миру.

Много радости в детскую жизнь вносят игрушки - забавы, назначение которых - вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая утка, хлопушка, пищалки. Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только танцует. Это смешные, забавные фигурки людей, животных с фиксированным движением. Они несут свое начало от народной игрушки.

Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре - подлинном или мнимом. Подлинная игрушка утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. Игрушка всегда выполняет и психотерапевтическую функцию - помогает овладеть ребенку собственными желаниями, страхами. Страх темноты можно победить с помощью деревянного меча. Иногда ребенок может сам найти "игрушки" - предметы - функционеры, часто неосознанным его потребностям. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик, тряпочка и пр. наделяются особыми свойствами, переживаниями, смыслами.

Таким образом, можно сделать вывод, что игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний. Но разностороннее влияние может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка.

Список литературы:

1. Коссаковская Е. А. Игрушка в жизни ребенка / Е. А. Коссаковская, - М. : Академия, 2008. - 464 с

2. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка / В. С. Мухина, М. : Изд -во МГУ, 2008. - 222 с.

3. Новосёлова С. Л. Педагогические требования к игрушкам / С. Л. Новоселова, Г. Г. Локуциевская, Е. В. Зворыгина. - М. : Просвещение, 2000. - 410 с

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ Актуальность Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и.

Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания детей дошкольного возраста Дошкольное детство – от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая.

Фольклор, как средство патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т. е. определенного.

Искусство как мощное средство воспитания чувств ребёнка-дошкольника Аннотация: эстетическое воспитание детей надо начинать с раннего возраста. Очень важно приобщение ребёнка ко всем видам искусства: музыке,.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольное детство – начальный этап формирования.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Слайд 1. Представляю вашему вниманию мастер – класс «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Педагогический проект «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 "Забава" Педагогический проект «Дидактическая игра как.

Семинар «Прогулка как средство воспитания детей дошкольного возраста» Департамент образования города Москвы ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1210.

Русская сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.


Автор рассматривает проблему детской игрушки в аспекте ее воспитательного значения, анализирует ассортимент игрушек дошкольников с позиции их педагогической ценности, дает краткий анализ квазипедагогического содержания современных игрушек.

Ключевые слова: игра, игрушка, дети дошкольного возраста, педагогическая ценность, ценностные ориентации, педагоги, родители.

Проблемы изучения игровой деятельности детей на протяжении многих лет находят отражение в работах отечественных и зарубежных специалистов: философов (Г. В. Плеханова и др.), культурологов (Й. Хейзинга, Е. А. Лишанковой и др.), психологов (К. Грооса, В. Штерна, М. Я. Басова, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.), педагогов (К. Д. Ушинского, Е. А. Покровского, П. Ф. Лесгафта, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, Е. А. Флёриной, А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселовой и др.).

Не менее важным направлением исследований стало изучение детской игрушки как необходимой принадлежности детства, средства передачи общественно-исторического опыта от старшего поколения к младшему и средства формирования детской субкультуры. Рассматривая игрушку как часть общей культуры общества, взрослые способствуют развитию детской игры, формированию культурных традиций, духовных ценностей, образцов поведения [6]. В этой связи в 1932 году в Загорске был создан «Научно-экспериментальный институт игрушки», переименованный в 1946 году в «Научно-исследовательский институт игрушки» и получивший в 1966 году статус всесоюзного. Основной целью работы ученых стало создание красивой, безопасной игрушки, обладающей высоким воспитательным потенциалом.

В толковом словаре русского языка игрушка определяется как вещь, служащая для игры, когда речь идет о чем-нибудь красивом, изящном, а также, в переносном значении, тот, кто слепо действует по чужой воле, послушное орудие чужой воли [4].

В педагогической практике именно вторая часть данного определения имеет особое значение, так как поясняет сущность детской игры, в которой ребенок может наделить своего персонажа любыми чертами характера, развить сюжет с его участием самым замысловатым образом.

П. Г. Саморукова подчеркивает, что игрушка — «это специальный предмет, предназначенный для игры, и иного жизненного назначения не имеющий… Игрушка участвует в самом создании игры, выступает как своеобразный партнер ребенка, оказывает огромное влияние на его личность» [3, с 136–137].

Раскрывая педагогическую ценность детской игрушки, Е. А. Аркин подчеркивает: «Игрушки являются той материальной базой, на которой строится игра, своего рода сырьем, которое игра перерабатывает в особого рода фабрикаты — продукты творчества и подражания. В этой переработке заключается весь смысл и вся ценность игры и игрушки. В ней выступает та черта ребенка, которая характерна только для человека, и поднимает его на высоту, которой не достигает ни одно животное не только в состоянии детства, но и во взрослом состоянии» [2, с.228].

Работы А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, Е. А. Флёриной, С. Л. Новоселовой и других специалистов подтверждают, что игрушка имеет общеобразовательное значение, способствует всестороннему гармоничному развитию ребенка. Многообразие игрушек по назначению, содержанию, материалу, из которого они изготовлены, технике выполнения, возрастной адресованности и другим параметрам позволяет педагогам и родителям решать различные воспитательные и образовательные задачи.

Необходимо подчеркнуть, что ребенок в своих играх проявляет способность не только использовать те предметы, которые даны ему в готовом виде, но и изменять окружающий мир, создавая по мере необходимости новые предметы. Например, кукла может появиться из кукурузного початка, лоскутка ткани, сучковатой палки; посуда для нее может быть вылеплена из глины или пластилина, мебель сделана из кубиков или песка. Игрушки выводят малыша за пределы реального мира, с их помощью ребенок строит себе иной мир, в котором нет преград его инициативе, творчеству, фантазии. Этот момент особенно важен, он позволяет рассматривать детскую игрушку как часть культуры общества.

В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на познавательное и сенсорное развитие ребенка, совершенствование его координации, тонких движений пальцев рук, развитие аналитико-синтетического мышления. К ним относятся разнообразные «Пирамидки», «Волчки», «Бирюльки» и др.

В формировании нравственных чувств ребенка особое значение имеют образные игрушки: куклы, мишки, зайчики. Кукла — это обобщенный образ человека, который позволяет воспроизводить с ним какие-либо действия: кормить, укладывать спать, купать, одевать, гулять. Игры с куклами позволяют ребенку постигать мир социальных отношений: сопереживать, любить, жалеть, прощать.

Исследование Е. А. Флёриной, проведенные в 20-х годах ХХ века, показали, что в куклы играют и девочки, и мальчики. Детей раннего возраста привлекают пупсы или голыши, то есть, куклы, изображающие маленьких детей. В старшем возрасте дошкольникам интересны куклы, изображающие взрослых людей, представителей определенных профессий и др. [8].

Игрушка служит показателем взаимоотношений ребенка-дошкольника с реальным, окружающим его миром, формирующим его характер. Как отмечает К. Д. Ушинский: «Присмотритесь и прислушайтесь, как обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими солдатиками и лошадками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение действительной, окружающей его жизни — отражение часто отрывочное, странное, подобное тому, как отражается комната в граненом хрусталике, но, тем не менее, поражающее верностью своих подробностей… Не думайте же, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанщиками: весьма вероятно, что из этого со временем завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые, со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определит характер и направление человека» [7, с. 181–182].

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что педагогическая ценность детской игрушки очень высока. При этом важно подчеркнуть, что игрушка оказывает опосредованное влияние на формирование детского сознания. В этой связи В. Абраменкова пишет: «Игрушка для общества — «предмет культуры» («зеркало культуры»), посредством которого предается в особой «свернутой форме» состояние современной цивилизации. Какова культура, такова и игрушка» [1, с. 6].

Следует признать, что на российском рынке преобладают игрушки западного производства, с помощью которых транслируются чуждые нашей стране ценности. Производство современных игрушек превратилось в индустрию, цель которой получение прибыли, это, в свою очередь, оказывает влияние на духовные основы общества, формирует его ценностные ориентации. Вследствие этого игрушки, даже внешне эстетично оформленные, утрачивают свое воспитательное значение. Следовательно, можно назвать их квазипедагогическими, в значении «мнимый», «ненастоящий».

Анализ квазипедагогического содержания игрушек для детей дошкольного возраста позволяет выделить три основных направления, позиционируемых маркетологами, как развивающие и воспитывающие.

  1. Игрушки, искажающие ценность материнства (куклы Барби, куклы, которых можно «кормить грудью» и др.),
  2. Игрушки анатомического содержания (беременная Барби, гигантские микробы, Барби после химиотерапии и др.)
  3. Игрушки, изображающие инвалидов, (куклы-инвалиды, куклы с синдромом Дауна и др.).

Рассмотрим их более подробно. Например, куклы Барби, появившиеся на российском рынке в начале 90-х годов ХХ века, стали символом красивой жизни, свободной от забот и каких-либо обязательств. Девочки, на сознание которых оказала влияние эта игрушка, сегодня воспитывают своих дочек, передавая им те же жизненные ценности. В то время как русская матрешка (Матрена) — это символ многочадия, идеал многодетной, дружной семьи. Округлая форма матрешки, как и форма неваляшки показывают красоту женской фигуры — символизируют надежность, любовь и материнство [6].

Духовная ценность материнства и грудного вскармливания нивелируется во время игр с куклой, которую можно «кормить грудью». Для этого на девочку необходимо надеть специальный лиф и поднести куклу к цветку, расположенному на уровне соска, после чего кукла начнет чмокать, имитируя процесс сосания молока, а в вертикальном положении отрыгивать воздух. Идея данной игрушки преподносится современным родителям как первый этап подготовки девочки к будущему материнству. Однако с данной позицией трудно согласиться, так как паттерны материнского поведения закладываются в реальных отношениях ребенка с мамой. Как отмечает И. А. Аршавский, девочки, рано отлученные от материнской груди, не будут обнажать сосок и прикладывать к нему куклу [5]. Таким образом, если ценность материнства отсутствует в культуре семьи, передать ее детям практически невозможно.

Под идеей познавательного развития магазины игрушек предлагают современным детям беременную куклу Барби, у которой можно «открыть» животик и рассмотреть все его содержимое, а также кукол с детально выраженными первичными половыми признаками.

Дополнительно современным родителям предлагается ассортимент плюшевых «гигантских микробов»: гриппа, риновируса, ветряной оспы, чесотки, коровьего бешенства, кишечной палочки и др. Разработчики уверяют, что больной, которому подарили плюшевый вирус простуды, скорее поправится.

Однако, для детей дошкольного возраста, сознание которых только формируется, подобные медицинские знания могут быть крайне опасны. Как отмечает Е. А. Аркин, чрезвычайно вредно и совершенно противоречит принципам физического воспитания раннее ознакомление детей с медицинскими терминами и попытки объяснения им происхождения болезней и способов их распространения. Такие беседы, по мнению автора, в лучшем случае, проходят мимо ушей ребенка, в худшем — вселяют в нем бессознательный страх, который является опаснейшим врагом здоровья [2, 10].

В рамках пресс-конференции, посвященной Дню инвалида, Л. Швецова сформулировала требование, чтобы в каждой группе детского сада, в каждой школе и на прилавках магазинов появились куклы-инвалиды [9]. Справедливо заметить, что данное требование не осталось без внимания, и дошкольные образовательные организации уже пополняют наборы игрушек в группах. Думается, что обогащенная таким образом игровая среда не окажет желаемого эффекта без дополнительных научных исследований и разработки методики использования подобных игрушек в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

В отдельную группу игрушек антипедагогического содержания можно выделить роботов-трансформеров, кукол Монстер Хай и др., внешний вид которых по определению не позволяет соотнести их с категорией игрушек. В противном случае, полностью извращается понятие красоты и изящества.

Таким образом, анализ педагогической ценности игрушек современных детей позволил сделать следующие выводы. Одним из педагогических требований, которые предъявляются к игрушкам детей дошкольного возраста, является стимулирование инициативы ребенка, создание условий для его внешней и внутренней активности. Как указывает К. Д. Ушинский: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характер игры, а именно — доставлением материала для построек, которыми уже самостоятельно займется сам ребенок. Но не должно думать, что этот материал весь можно купить в игрушечной лавке. Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь: он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их значению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, — и вот об этом материале должно более всего заботиться родителям и воспитателям» [7, с. 182]. Поэтому и родители, и педагоги дошкольных образовательных организаций должны знать, какие игрушки могут быть полезны, а какие вредны для ребенка на каждой возрастной ступени.

С родителями современных дошкольников необходимо проводить целенаправленную работу по обучению их организации детских игр и критическому отбору игрушек на основании педагогической ценности последних.

Основные термины (генерируются автоматически): игрушка, детская игрушка, кукла, педагогическая ценность, ребенок, дошкольный возраст, игра, воспитательное значение, детская игра, детский сад.

Читайте также: