Современные игрушки польза или вред

Обновлено: 04.05.2024

Играя, дети познают мир. Поэтому при покупке очередной игрушки важно оценивать не только красивый внешний вид и безопасность, но и то, насколько и как она может повлиять на психологическое и эмоциональное состояние ребенка.

Формирование личности ребенка, его развитие, освоение полезных бытовых и коммуникационных навыков невозможно без игр и игрушек. Если раньше куколок и лошадок делали из подручных материалов, то сегодня при производстве игрушек используются самые современные технологии. Психологи и педагоги относятся к этому двояко. Одни утверждают, что высокотехнологичные игрушки позволяют детям легко осваивать мир гаджетов, без которых немыслима жизнь современного человека. Другие бьют тревогу – по их мнению, чересчур реалистичные игрушки не дают развиваться детской фантазии и мешают развитию коммуникативных навыков. Насколько оправданы эти опасения? Давайте разберемся.

Слишком интерактивно

Многим родителям знакома картина: ребенок выпросил очередную интерактивную игрушку, день-другой не выпускал ее из рук, а потом забросил и уже просит новую. Взрослые, особенно те, кому уже за 30, удивляются: мол, мне бы в их годы такие игрушки – да я бы от счастья с ума сошел! А детям – скучно. Вся детская завалена шикарными куклами, роботами, машинками на дистанционном управлении, роскошными интерактивными игрушками – а им скучно!

Не спешите обвинять детей в избалованности. Психологи утверждают – такие игрушки и в самом деле скучны! Поначалу их яркий внешний вид привлекает ребенка, но быстро выясняется, что в эту игрушку нельзя по-настоящему играть. Куклы все делают сами: поют, танцуют, говорят, плачут, кушают и даже ходят в туалет. Машинки ездят, вертолеты летают, интерактивные мягкие игрушки почти не отличаются от реальных домашних животных. Что же остается ребенку? Только нажимать на кнопки. Разве это – игра?

Ребенку интересен сам процесс игры, интересно активно участвовать в ней. Что-то придумывать. Катать машинку по полу. Говорить от имени куклы или плюшевого мишки. Игрушка, обладающая собственной активностью, превращает детей из участников игры в сторонних наблюдателей, и быстро становится неинтересной детям.

Первоначальная цель игрушек – развивать фантазию, творческий потенциал, воображение ребенка. Суть игры – в создании воображаемых миров и ситуаций. Современные технологии, которые используются при производстве игрушек, не позволяют это сделать.

Что же делать? Ответ на этот вопрос можно найти, понаблюдав за детьми. Многие родители замечали, что дети могут часами увлеченно играть с совершенно непредназначенными для этого предметами. Из коробки от холодильника может получиться и рыцарский замок, и ракета, и небоскреб, и поезд. Из найденной на улице палки – отличный меч, посох мага или ружье. При этом шикарные игрушки будут отброшены в сторонку, а ребенок полностью погрузится в создание своего, особого мира из подручных средств.

Эти наблюдения вполне соотносятся с советом психологов: если вы хотите, чтобы у ваших детей развивалась фантазия, игрушек должно быть немного, они должны быть не очень «самостоятельными» и реалистичными, и подходить для множества различных игр.

Страшилки и монстры

Прекрасные принцы и принцессы появляются в мультфильмах все реже. В моде – монстры, мутанты, нечисть, роботы-трансформеры, так называемые expression dolls с утрированными и неестественными чертами лица. По мотивам этих мультиков делают игрушки. Казалось бы, что плохого? Детям же нравится!

Но беда в том, что ребенок всегда идентифицирует себя с той игрушкой, в которую в данный момент играет. Он говорит от ее имени, принимает за нее решения, оценивает мир с точки зрения игрушечного персонажа – и незаметно перенимает его качества. Игры в Ивана-царевича, Маугли, благородного рыцаря и удалого гусара помогают детям проявлять благородство, великодушие, смекалку, отвагу, находчивость. А чему научат ребенка кукольные монстры?

Конечно, страшные игрушки существовали всегда. Но Кощей, Баба Яга, драконы, и прочая сказочная нечисть была страшной «на лицо», и злобной «внутри». Эти игрушки были нужны для отыгрыша негативных эмоций и как пример неправильного поведения. Поэтому дети не ассоциировали себя с ними, а «боролись» против них.

А вот современные уродцы позиционируются как «на лицо ужасные, добрые внутри». Этот диссонанс размывает грань между добром и злом, и может лишить ребенка нравственных ориентиров.

Еще одна беда всевозможных игрушечных страшилок – возможные нарушения коммуникативной функции. Монстры не дружат, не спасают мир и не создают семьи. Единственный сюжет, в который с ними можно играть – это бесконечная битва. Причем не за правое дело – а просто по принципу «кто сильнее». Стоит ли удивляться, что дети, играющие в такие игрушки, не понимают ценности дружбы, становятся агрессивными и раздражительными?

Барби и компания

Изначально на куклах девочки отрабатывали модель будущего материнства. Купали, кормили, укладывали спать. Барби и ей подобные – шикарные светские тусовщицы с умопомрачительными формами и всеми атрибутами роскошной жизни. Они вызывают у маленьких девочек интерес к тем сферам жизни, к которым те в силу возраста еще не готовы: флирту, романам, шопингу, красивой жизни.

Кроме того, красивые и богатые куклы, по мнению психологов, зачастую приводят к формированию у своих маленьких хозяек большого комплекса неполноценности – ведь их внешность не так идеальна, а таких красивых нарядов, машин и яхт в реальной жизни, скорее всего не будет. Уже известно немало случаев, когда подросшие хозяйки Барби начинают перекраивать себя с помощью пластической хирургии, чтоб стать похожими на своих кукол.

Опасные игрушки

1. Гигантские мягкие игрушки представляют для маленьких детей реальную опасность. Во-первых, за ними трудно ухаживать, их не засунешь в стиральную машину. Будучи форменными «пылесборниками», эти игрушки могут стать причиной развития аллергии.

Во-вторых, особо огромный мишка или заяц может запросто придавить ребенка. А при попытке поднять такое чудище малыш может потерять равновесие и упасть. И, наконец, самые маленькие дети могут попросту испугаться таких гигантов. Поэтому безопасная игрушка должна быть минимум вдвое меньше по размеру, чем сам ребенок.

2. Фантастическое оружие с обильными световыми и шумовыми эффектами излишне возбуждает нервную систему ребенка и может вызвать агрессию.

3. Излишне яркие игрушки, окрашенные более, чем в три цвета, не годятся для младенцев – они их раздражают и пугают.

Наши дети живут в игрушечном раю. Каких только чудес света не предлагают производители, соревнующиеся за внимание детей и деньги родителей! Игрушки становятся все более разнообразными и продуманными: одни в деталях воспроизводят окружающую жизнь, другие задают вопросы – и предлагают готовые ответы. Что происходит в этих условиях с детской фантазией, творческими навыками? Прощай, фантазия!

Результат знаком каждому родителю: еще неделю назад малыш мечтал об игрушке, просил о ней, вчера – получил предмет страсти, прыгал от радости полчаса и еще два часа нажимал на кнопочки, а сегодня – даже не подходит.

В «навороченных» кнопочных и современных игрушках любой игровой результат предсказуем или даже заранее известен. Это превращает ребенка из активного участника игры в пассивного наблюдателя, активность головного мозга при этом снижается, развитие – тормозится.

«Не надумана ли проблема»

Будет несправедливо по отношению к игрушкам и их производителям утверждать, что они – абсолютное зло. Большинство игрушек имеют несомненные достоинства: они развивают мелкую моторику, цветовое и слуховое восприятие, осязание, расширяют кругозор, улучшают координацию движений, а самое главное – помогают детям ближе познакомиться с окружающим миром, в том числе – миром взрослых. Многие игрушки тренируют скорость реакции, память, логику.

Проблема дорогих «навороченных» игрушек не в том, что они вредят развитию фантазии или препятствуют ему, а в том, что просто фантазию не развивают. С детьми же упущенные возможности – зачастую шаг назад. Ребенок, который в детстве не научился фантазировать, творить, выходить за привычные рамки, едва ли приобретет эту «волшебную» (и чрезвычайно полезную для карьеры и личностного развития) способность во взрослом возрасте.

И все же по-настоящему вредны детям только:

- игрушки, содержащие опасные химические вещества (фенол, формальдегид, свинец);

- игрушки, отрицательно влияющие на психику ребенка (уродливые, агрессивные и т. д.)

Покупать или не покупать – вот в чем вопрос?

Ответственному родителю, ребенок которого будет умолять в магазине о покупке детского планшета или кукольного домика для Барби, предстоит выбрать один из вариантов решений:

1. Категорически не покупать такие игрушки. Мы стараемся свести к нулю эти проявления «родительской бесхарактерности», но совсем избавиться от них получится едва ли – уж очень эффективную рекламу создают детские маркетологи, уж слишком влиятельно детское окружение, уж слишком хочется порадовать ребенка и доказать, что он «не хуже других».

Решение: «Проблема заключается не в самом существовании «навороченных» игрушек, а в том, что взрослые делают своих детей «потребителями», покупая все больше и больше игрушек из мультфильмов и рекламы. В лучшем случае ребенок проигрывает лишь сюжеты мультиков. Значит, не надо вообще покупать такие игрушки? Надо! Но сначала нужно научить ребенка играть, научить ценить их.

2. Покупать такие игрушки «под давлением» - и надеяться на лучшее?

Что поделать, если ребенок сильно просит, денег на игрушку хватает, а на коробке перечислены десять причин, почему это «чудо детской техники» полезно и «совершенно необходимо» ребенку?

Решение: «У каждого времени свои игрушки, поэтому нельзя однозначно сказать, необходимо покупать «супер-новые» игрушки или, наоборот, недопустимо. Это личное дело каждого родителя, каждой семьи. Главное, что любая игрушка должна быть подобрана со смыслом. Выбирая «навороченную» игрушку, спросите себя: кому вы ее покупаете – себе или ребенку?»

3. Покупать такие игрушки в меру, соблюдая соотношение хотя бы «1:1» с игрушками нашего детства.

Берете детский планшет – прихватывайте металлический конструктор с болтиками-винтиками, покупаете говорящего мишку – не забудьте о мозаике, пирамидке, кубиках. Удовлетворив любопытство, вдоволь понажимав кнопочки и выучив все стишки и речевки наизусть, ребенок, скорее всего, возьмется за те игрушки, к которым не будет приложена подробная инструкция.

4. Покупать такие игрушки – и подключать собственную фантазию ради развития фантазии детской.

Если «навороченные» игрушки – необходимое и неизбежное зло, то почему бы не свести его к минимуму? Например, так:

Покупая ребенку дорогой набор Лего, разрешите ему разбирать готовую игрушку на детали – чтобы придумать другую, уже самостоятельно, без подсказок от производителя. Можно также дополнить купленный ранее набор специальным набором для творчества от того же Лего.

Бабушка подарила малышу детский компьютер с викторинами? Устройте соревнование для кукол и мишек – кто лучше справится с заданиями и ответит на вопросы. Дочь попросила на день рождения куклу с чемоданом готовых платьев? Понаряжайте подарок вместе, поиграйте в ролевые игры. Придумайте и сшейте новые наряды, а затем устройте показ мод.

Советы для родителей

Что может сделать родитель в условиях, когда игрушки фантазию не стимулируют? Минимум – играть с ребенком ежедневно хотя бы по 20 минут в ролевые активные игры. Даже если очень не хочется – буквально сесть, взять игрушки и играть. Покупать игрушки осознанно, а не для того, чтобы «дитя не плакало». Вместе с детьми делать самодельные игрушки, лепить фигурки, строить домики, трассы для машин и т. д.»

Какие бы игрушки мы ни покупали своим детям – обычные, экологически-чистые, деревянные, тряпичные, кнопочные, сборно-разборные или говорящие, основной способ сделать так, чтобы эти покупки приносили пользу – играть с ребенком. Научите малыша играть – и он с любой, даже невероятно скучной игрушкой, что-нибудь придумает. Человек – существо эволюционное, а «навороченные» игрушки – реальность современного мира, поэтому дети будут приспосабливаться к этой реальности, как сумеют. Наша задача – сделать, чтобы «сумели» хорошо.

Здоровье детей в наших руках!

Памятка для родителей «Польза и вред витаминов для организма человека» Витамины не случайно являются и наиглавнейшим сокровищем медицины, и вместе с тем, одной из загадок природы. Ведь до сих пор неясно, почему.

Консультация для родителей «Современные игрушки: польза или вред?» «Современные игрушки – польза или вред» Как сориентироваться в этом мире продукции? Как оценить игровой и развивающий потенциал? Как выбрать,.

Ароматерапия для детей: польза или вред. Консультация для родителей Термин «ароматерапия» (дословно – «использование запахов в качестве лекарства») впервые ввел в обиход французский химик доктор Рене М. Гаттефоссе.

Информация для родителей «Дети и домашние животные. Вред или польза?» Дети и домашние животные. Вред или польза? У вас скоро должен появиться ребенок, а в доме уже живет кошка или собака. Многие будущие родители.

Консультация для родителей «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред?» Консультация для родителей «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред?» Цель: просвещение родителей по теме “Компьютер и дошкольник”.

Консультация для родителей «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред?» Консультация для родителей "Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред?» «Ребенок должен играть в игры, но можно ли считать компьютерные.

Консультация «Компьютерные игры для детей — польза или вред?» Далеко не все игры носят назидательный характер, и наряду с теми играми, которые вводят детей в историю, литературу, искусство, существуют.

Консультация для родителей «Мультфильмы: вред или польза?» МУЛЬТФИЛЬМЫ. ВРЕД ИЛИ ПОЛЬЗА? Мультики… Чаще всего первыми «картинками» в голове каждого человека будут добрые воспоминания о беззаботном.

Пластиковая бутылка польза или вред Мастер-класс «Вторая жизнь пластиковой бутылки» 1. Когда в 1869 году американец А. Хэйят получил пластическую массу, которую он назвал целлулоид,.

Современная игрушка – польза или вред!

Игрушка - это феномен (предмет) культуры, выполненный из определенного материала, обладающий формой и содержанием, значением и смыслом. Образно говоря, игрушка - это «игривое зеркальце» жизни и фантазии, а точнее, бытия и сознания.

Что лучше обучающие или классические игрушки?

Самое интересное заключается в том, что обучающие игрушки – это не мигающие роботы и многообещающие сложные устройства, а классические игрушки, которые уже не одно десятилетие помогают детям развивать творческие способности

Вредные вещества, содержащиеся в игрушках

Давно уже в СМИ говорится о вреде игрушек, в которых находят вредные вещества – такие, как фенол, формальдегид, ртуть, свинец и другие.

Концентрация этих веществ часто превышает допустимые нормы.

Особенно, в игрушках сделанных китайскими мастерами. Большинство этих игрушек предназначено для самых маленьких детей.

Проведенные лабораторные исследования игрушек показывают, что 15 % образцов не соответствуют нормам.

Влияние игрушек на психику ребенка

Психологи в России бьют тревогу. По их мнению, современные игрушки могут вызывать у детей расстройства психики и делать их злыми, агрессивными. Между тем если за санитарно-гигиеническими показателями игрушек еще кто-то следит, внешний вид игрушек остается неподконтрольным. Страшные игрушки, заполонившие современные рынки, могут повлиять на формирование характера ребенка. Агрессивные изображения провоцируют проявление агрессии. Чем больше страшных игрушек он видит, тем более агрессивным становится. Игрушки с электронной «начинкой», которые очень популярны среди детей, по мнению психологов, мешают детям фантазировать. Это может привести к отставанию в развитии. То, что электронные игрушки запрограммированы на многочисленные функции, не дает ребенку контролировать игрушку, говорить за нее и т. д. Это тоже сказывается на развитии ребенка.

Влияние иностранных игрушек на психику ребенка

Играя с игрушками пришедшими из-за границы, ребенок становится жестоким и злым. Например, игрушка «Микки Маус» специально предназначена для того, чтобы ей причиняли физический вред. Она реагирует на побои ребенка – на ней появляются синяки и ушибы после ударов. Такая игрушка воспитывает у ребенка желание насилия и вырабатывает привычку к нему.

Другой, не менее ужасной игрушкой является резиновый монстр, которого можно растягивать до бесконечности, при этом игрушка издает звуки, напоминающие душераздирающие крики жертвы. Это также не может положительно отразиться на психике. Развивает жестокость игрушка «Надзиратель орк, избивающий новорожденного урук хая». А чему может научить ребенка набор игрушек, предназначенных для разрушения, а не сборки?

Игрушка в виде искусственной пещеры с игрушечным динамитом учит ребенка обращаться со взрывным устройством и воспитывает у него отношение к взрывам как к забаве.

Какие игрушки полезны для ребенка

У ребенка обязательно должны быть развивающие игрушки, соответствующие возрасту. Дети любят копировать действия взрослых, поэтому у них должны быть предметы, похожие на взрослые. Маленьким деткам очень хорошо иметь мелкие игрушки, которые легко собираются и разбираются, это развивает моторику.

Игрушка как познание мира

У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда – то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и – надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой–подружкой.

Играйте в игрушки!

У каждого ребенка должны быть, игрушки! Самые разные! Только играя ребенок познает окружающий мир и развивается сам!

Наши дети живут в игрушечном раю. Каких только чудес света не предлагают производители, соревнующиеся за внимание детей и деньги родителей! Игрушки становятся все более разнообразными и продуманными: одни в деталях воспроизводят окружающую жизнь, другие задают вопросы – и предлагают готовые ответы. Что происходит в этих условиях с детской фантазией, творческими навыками?

Современные игрушки

Прощай, фантазия!

Мы не откроем Америку, если признаем, что детские психологи и педагоги бьют тревогу: современные игрушки в зародыше уничтожают в детях креатив. Чем более «навороченная» игрушка, чем больше в ней заложено игровых функций, чем сильнее она похожа на свой «живой» аналог – тем меньше у детей поводов придумать игры самим, «дофантазировать» или доработать внешний облик до отдаленного сходства с «оригиналом».

Результат знаком каждому родителю: еще неделю назад малыш мечтал об игрушке, просил о ней, вчера – получил предмет страсти, прыгал от радости полчаса и еще два часа нажимал на кнопочки, а сегодня – даже не подходит. И дело не в том, что ребенок разбалован или пресыщен. Он просто не умеет с такой игрушкой играть, не понимает, что делать с ней теперь, когда все кнопочки нажаты по сто раз, столько же прозвучала песенка, и загорелись лампочки.

В «навороченных» кнопочных игрушках любой игровой результат предсказуем или даже заранее известен. Это превращает ребенка из активного участника игры в пассивного (читайте: скучающего) наблюдателя, активность головного мозга при этом снижается, развитие – тормозится.

Игрушечное зло

О каких игрушках, препятствующих развитию детской фантазии, упоминают психологи и педагоги в первую очередь?

  • интерактивные куклы (которые поют песенки и произносят фразы);
  • планшеты и детские компьютеры (которые предлагают детям простые викторины и игры);
  • куклы с принадлежностями (которые достоверно копируют «взрослую» жизнь – домики, машины, наряды, сумочки и т.д.);
  • самолеты-машины-корабли на пультах управления;
  • любые «кнопочные» игрушки (которые что-то делают при нажатии кнопок).

В «черный список» попали, как ни странно, Лего-конструкторы: многие родители запрещают детям разбирать собранные Лего-игрушки, и те стоят на полках в виде «музейных экспонатов».

Так ли страшен черт.

Будет несправедливо по отношению к игрушкам и их производителям утверждать, что они – абсолютное зло. Большинство игрушек имеют несомненные достоинства: они развивают мелкую моторику, цветовое и слуховое восприятие, осязание, расширяют кругозор, улучшают координацию движений, а самое главное – помогают детям ближе познакомиться с окружающим миром, в том числе – миром взрослых. Многие игрушки тренируют скорость реакции, память, логику.

Если верить социологам, выбирая игрушки детям, мы руководствуемся тремя основными мотивами:

1)покупаем игрушки, которых нам не хватало в детстве;

2)предпочитаем подобные тем, что любили сами;

3)выбираем под влиянием моды и рекламы.

Очевидно, что из трех мотивов для покупки, два (первый и третий) «работают» в пользу ярких, привлекательных, дорогостоящих, невиданных во времена нашего детства «навороченных» игрушек.

Не надумана ли проблема?

Начнем с того, что тревогу бьют не британские ученые, и опасения основаны на многочисленных проведенных исследованиях. Проблема дорогих «навороченных» игрушек не в том, что они вредят развитию фантазии или препятствуют ему, а в том, что просто фантазию не развивают. С детьми же упущенные возможности – зачастую шаг назад. Ребенок, который в детстве не научился фантазировать, творить, выходить за привычные рамки, едва ли приобретет эту «волшебную» (и чрезвычайно полезную для карьеры и личностного развития) способность во взрослом возрасте.

И все же по-настоящему вредны детям только:

- игрушки, содержащие опасные химические вещества (фенол, формальдегид, свинец);

- игрушки, отрицательно влияющие на психику ребенка (уродливые, агрессивные и т.д.).

Покупать или не покупать – вот в чем вопрос?

Ответственному родителю, ребенок которого будет умолять в магазине о покупке детского планшета или кукольного домика для Барби, предстоит выбрать один из вариантов решений:

1) Категорически не покупать такие игрушки

Эта ситуация настолько же далека от реальности, как отказ от покупки попкорна и чипсов (из-за их вредности для желудка) или отказ от походов в кино на мультфильмы в 3D (из-за опасности для зрения). Мы стараемся свести к нулю эти проявления «родительской бесхарактерности», но совсем избавиться от них получится едва ли – уж очень эффективную рекламу создают детские маркетологи, уж слишком влиятельно детское окружение, уж слишком хочется порадовать ребенка и доказать, что он «не хуже других».


Ирина Кузьмина, детский и семейный психолог: «Проблема заключается не в самом существовании «навороченных» игрушек, а в том, что взрослые делают своих детей «потребителями», покупая все больше и больше игрушек из мультфильмов и рекламы. В лучшем случае ребенок проигрывает лишь сюжеты мультиков. Обычно же дети, привыкшие к коллекционным покупкам, просто накапливают их, и при удобном случае устраивают истерику, если им не покупают новую игрушку. Значит, не надо вообще покупать такие игрушки? Надо! Но сначала нужно научить ребенка играть, научить ценить их».

2) Покупать такие игрушки «под давлением» - и надеяться на лучшее

Что поделать, если ребенок сильно просит, денег на игрушку хватает, а на коробке перечислены десять причин, почему это «чудо детской техники» полезно и «совершенно необходимо» ребенку? Вероятно, купить – и надеяться, что действительно полезно.

Ирина Кузьмина: «У каждого времени свои игрушки, поэтому нельзя однозначно сказать, необходимо покупать «супер-новые» игрушки или, наоборот, недопустимо. Это личное дело каждого родителя, каждой семьи. Главное, что любая игрушка должна быть подобрана со смыслом. Выбирая «навороченную» игрушку, спросите себя: кому вы ее покупаете – себе или ребенку?»

3) Покупать такие игрушки в меру, соблюдая соотношение хотя бы «1:1» с игрушками нашего детства

Берете детский планшет – прихватывайте металлический конструктор с болтиками-винтиками, покупаете говорящего мишку – не забудьте о мозаике, пирамидке, кубиках. Только кажется, что на фоне «разрекламированных» собратьев ребенок к обычным игрушкам даже не притронется. Удовлетворив любопытство, вдоволь понажимав кнопочки и выучив все стишки и речевки наизусть, ребенок, скорее всего, возьмется за те игрушки, к которым не будет приложена подробная инструкция.

4) Покупать такие игрушки – и подключать собственную фантазию ради развития фантазии детской

Если «навороченные» игрушки – необходимое и неизбежное зло, то почему бы не свести его к минимуму? Например, так:

  • Покупая ребенку дорогой набор Лего, разрешите ему разбирать готовую игрушку на детали – чтобы придумать другую, уже самостоятельно, без подсказок от производителя. Можно также дополнить купленный ранее набор специальным набором для творчества от того же Лего (комплект из различных деталей, которые можно превратить во что угодно).
  • Бабушка подарила малышу детский компьютер с викторинами? Устройте соревнование для кукол и мишек – кто лучше справится с заданиями и ответит на вопросы. Заодно предложите ребенку придумать другие задания, составить новые вопросы, в программу компьютера не заложенные.
  • Дочь попросила на день рождения куклу с чемоданом готовых платьев? Понаряжайте подарок вместе, поиграйте в ролевые игры. Придумайте и сшейте новые наряды, а затем устройте показ мод.

Конструктор из металлических деталей

Для большинства игрушек семейства «кнопочных» придумать игровые функции сложно. Значит, просто чаще устраивайте ярмарки игрушек или домашние распродажи: меняйтесь игрушками (пусть даже похожими) с друзьями. В общем, если «навороченные» игрушки приносят какую-либо пользу – пусть даже не пользу фантазии – умножайте ее!

Ирина Кузьмина: «Любые игрушки могут быть очень даже полезными, - или стать «пылесборниками». Важно, чтобы ребенок умел играть: в норме для детей до 7 лет ведущим видом деятельности является игра, на нее ребенок нацелен. У всех игрушек есть определенные функции, допустим, те же «навороченные» детские игрушки (роботы, планшеты, конструкторы и т.д.), помимо развития мелкой моторики, интеллекта, усидчивости и т.д., созданы для ознакомления с миром взрослых. А фантазия – она в момент игры в любом случае развивается: например, играя с роботом, ребенок может додумывать недостающие функции. Поэтому так важно научить ребенка играть – тогда и фантазия тоже не будет стоять на месте.

Единственный вопрос, в какое русло она направится? Ведь играя куклами-монстрами, агрессивными игрушками, игрушками с сексуальным подтекстом, ребенок додумывает негативные сюжеты, часто связанные с насилием и жестокостью…

Что касается творческих навыков – «навороченные» игрушки на их развитие действительно не нацелены. Поэтому, выбирая игрушку ребенку, пытайтесь понять, ДЛЯ ЧЕГО она, какую функцию вы в нее вкладываете».

Программа-минимум

Ирина Кузьмина: «Что может сделать родитель в условиях, когда игрушки фантазию не стимулируют? Минимум – играть с ребенком ежедневно хотя бы по 20 минут в ролевые активные игры. Даже если очень не хочется – буквально сесть, взять игрушки и играть. Покупать игрушки осознанно, а не для того, чтобы «дитя не плакало». Вместе с детьми делать самодельные игрушки, лепить фигурки, строить домики, трассы для машин и т.д.»

Какие бы игрушки мы ни покупали своим детям – обычные, экологически-чистые, деревянные, тряпичные, кнопочные, сборно-разборные или говорящие, основной способ сделать так, чтобы эти покупки приносили пользу – играть с ребенком. Научите малыша играть – и он с любой, даже невероятно скучной игрушкой, что-нибудь придумает. Человек – существо эволюционное, а «навороченные» игрушки – реальность современного мира, поэтому дети будут приспосабливаться к этой реальности, как сумеют. Наша задача – сделать, чтобы «сумели» хорошо.

Современные игрушки создаются с учётом пристрастий и нравов детей. А на них серьёзное влияние оказывают мультфильмы, комиксы, компьютерные игры. Вот и появляются на полках магазинов, а потом и в наших домах куклы с пропорциями, далёкими от реальных, слишком красивыми или, наоборот, уродливыми лицами, а то и разнообразные упыри, монстры, зомби и роботы. Любовь детей к некоторым из них заставляет родителей, воспитанных на других игрушках, недоумевать и ужасаться.

Что делать, если ребёнок мечтает о «плохой» игрушке, а, став счастливым обладателем, играет только с ней? Неужели никак нельзя повлиять на это?


Любовь зла

Специалисты современной игрушечной индустрии работают над тем, чтобы сделать игрушки как можно более привлекательными для детей. Яркие цвета, невероятное количество разнообразных аксессуаров, целые серии игрушек, фигурки героев любимых мультфильмов – не секрет, что у всего этого богатства одна цель: не столько развлечь ребёнка и научить его чему-нибудь полезному, сколько заставить его родителей покупать ещё и ещё.

Но дети влюбляются в эти игрушки, и мы, хотя и осознаём проблему, всё же покупаем их. Даже почти против своей воли. Да и как устоять, если у всех одногруппников или одноклассников горячо любимого чада «игрушка мечты» уже есть?

Зрим в корень

Конечно, дети нередко поддаются веянию детской «моды». Раз у всех есть, то и им тоже непременно нужно. На деле же далеко не всегда желанная игрушка переходит в разряд любимых. Радости от приобретения обычно хватает ненадолго. Конечно, обидно, что деньги потрачены впустую. Но психологи уверены: то, что ребёнку быстро надоедает очередной монстр – это хорошо. Значит, ситуация пока не слишком тревожная.

А вот чрезмерное увлечение какой-либо игрушкой, даже вполне безобидной на вид, может говорить о том, что ребёнку не хватает внимания. Возникшую пустоту он пытается компенсировать «влюблённостью» в игрушку.

Если подобная привязанность очень заметна и тревожит родителей, обязательно нужно присмотреться, как именно дети играют с приобретением. Кто-то умудряется страшных космических монстров использовать в мирных целях, а другой и с симпатичным плюшевым щенком устраивает форменный триллер.


Исправляем ситуацию

Какой бы запущенной ни казалась нам ситуация с «нежелательными игрушечными элементами», повлиять на неё вполне реально. Если они уже поселились в детской, а вы не рады, что не смогли сказать «нет» их воцарению в квартире и сердце ребёнка, то есть способы повлиять на ситуацию:

1.Ложка мёда в бочке дёгтя

Очень действенный способ – наделить антиигрушку положительными чертами.

Мальчики увлечёны какими-то очередными «героями» или роботами? Добавьте в эту бочку дёгтя ложку мёда. Придумайте игры, где задача игрушки – спасать, защищать, оберегать. Причём это могут быть как миссии мирового масштаба, так и вполне «домашние». Пусть супергерой и его хозяин помогут уставшей маме вытащить бельё из стиральной машинки или зорко следят за тем, чтобы «злая межгалактическая пыль» не скапливалась на поверхностях и вовремя «ликвидируют» её. Найти в обычной жизни задачи для настоящих героев можно буквально на каждом шагу.

Важно! Если ребёнок сопротивляется «мирному процессу» и наделению игрушки положительными чертами, то это тревожный сигнал. Либо малыш сам склонен к агрессивному поведению, либо перенял его у любимого персонажа. И в том, и в другом случае родителям стоит понаблюдать за ребёнком и, возможно, обратиться за консультацией к психологу.


2. Право голоса

Не скрывайте своего отношения к игрушке. Родители могут и должны высказывать своё мнение о том, чем увлекается ребёнок. «Ты, конечно, можешь играть с этой игрушкой. Но я бы такую никогда не выбрал», - этих слов иногда бывает достаточно для того, чтобы ребёнок задумался о правильности своего выбора. Не стоит высказываться резко или обидно, нелестно отзываться о друзьях ребёнка, выбравших такую же игрушку, но тактично и при этом твёрдо обозначить свою позицию необходимо. Можно попросить сделать это и других значимых для ребёнка людей: родных, друзей семьи, воспитателей и т.д. Вода камень точит, как известно.

3. Дружбе – время

Конечно, все мы заняты так, что и отдохнуть не успеваем. На общение с ребёнком и игры с ним времени тем более не хватает. Вот и появляются у наших детей в качестве компенсации дорогие, но далеко не всегда хорошие и правильные игрушки. Но всё же наши дети нуждаются, в первую очередь, именно в родителях.

Дети, а особенно дошкольники, далеко не всегда могут переступить через модель поведения, навязанную игрушкой. Если у монстра злобное выражение лица, то и в детской игре он будет агрессивным. Красивая кукла «модельной внешности» в представлении маленьких хозяек не слишком «монтируется» с игрой в дочки-матери.

Вот тут-то и необходима помощь родителей. Именно мамы и папы могут расширить горизонты и «научить» страшного робота лечить больных обезьянок или работать в детском саду, а стандартную магазинную куклу превратить в Василису Премудрую, Золушку или маму Малыша из книг про Карлсона.

Совместное чтение, семейный просмотр мультфильмов, старых кинофильмов для детей, походы в театры, обсуждение прочитанного и увиденного – всё это не только даёт новую информацию к размышлению, подстёгивает фантазию, но и обеспечивает ощущение близости с родителями. Как бы ни были мы заняты, но хотя бы иногда необходимо уделять время дружбе с собственными детьми и погружению в их мир. При этом психологи советуют не только декларировать свои взгляды на жизнь, но и внимательно прислушиваться к мнению малышей.

РОБОТЫ-ТРАНСФОРМЕРЫ ЯВЛЯЮТСЯ ЭТАКИМ ГИБРИДОМ СЕРОГО ВОЛКА, МЕЧА-КЛАДЕНЦА И КОВРА-САМОЛЁТА

Дружба с собственным ребёнком поможет понять, почему же он увлёкся именно такой игрушкой. Нередко оказывается, что мы тревожимся понапрасну. На самом же деле в красивой кукле малышку привлекла милая улыбка («Мама так редко улыбается!»), а в дурнушке девочка видит себя, поэтому жалеет игрушку и не желает с ней расставаться ни днём, ни ночью. Зомби и монстры часто сражают мальчиков своей силой и ловкостью, которых им самим так недостаёт. А роботы-трансформеры являются чем-то вроде современных аналогов сказочных волшебных помощников (этаким гибридом серого волка, меча-кладенца и ковра-самолёта).

Ребёнка привлекает умение персонажа лазать по стенам – отведите его на скалодром. Он хочет так же ловко бороться со злом – огромное количество спортивных секций, в которых развивают силу, ловкость, гибкость и прочие необходимые «супергерою» качества только и ждут его. Дочка мечтает о единороге – конно-спортивный клуб вам в помощь. И таким образом можно разобраться с большинством «сомнительных» пристрастий.


4. Реальные герои

Почаще рассказывайте детям о «всамделишных», настоящих героях. Подвиги героев всех времён и народов вполне доступны пониманию даже самых маленьких ребят. И не нужно ничего выдумывать или приукрашивать.

Александр Матросов, генерал Карбышев, защитники Брестской крепости, Суворов, Ушаков и многие другие – в их историях столько необыкновенного, величественного и поразительного, что дети слушают рассказы о них с изумлением и восхищением. И запоминают навсегда.

А нам, родителям, это и нужно. Потому что на фоне «реальных героев» и их невероятных подвигов игрушечные и мультяшные неизменно блекнут. Пусть не сразу, пусть постепенно, но это обязательно случается.

Девочкам, слишком зацикленным на принцессах, можно показать фотографии настоящих особ царских кровей, хотя бы цесаревен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Причём лучше продемонстрировать не парадные снимки, а те, на которых девушки запечатлены во время работы сёстрами милосердия в госпиталях. Да и на других повседневных снимках есть на что обратить внимание: простые платья и причёски, минимум украшений, спокойные лица, отсутствие яркого макияжа и мягкие улыбки царевен – прекрасный повод поговорить о том, какими же должны быть настоящие принцессы.

Примеры столетней давности кажутся неактуальными? Тогда вполне можно найти достойные образцы для подражания среди ныне здравствующих или живших совсем недавно представителей монархии. Тем более, что про них не только пишут, но и снимают фильмы.

Так что повлиять на засилье антиигрушек вполне можно. Главное, не пускать всё на самотёк и не думать, что ничего нельзя изменить.

Читайте также: