Создай жанровую композицию на тему базарный день лоток с игрушками

Обновлено: 04.05.2024

Декоративная композиция – композиция с высокой степенью выразительности и декоративности, включающая в себя элементы стилизации, абстракции, усиливающие ее эмоционально-чувственное восприятие. От латинского decoro – украшаю. То есть декоративная композиция ставит своей целью украшать предметы, интерьер, элементы одежды и прочее.

Однако, любая композиция, в том числе и декоративная, должна подчиняться определенным законам построения – организации предметов на плоскости, их взаимосвязь между собой. В любой композиции особое внимание уделяется гармонии цветовых отношений. Для декоративной композиции характерна стилизация природных форм, использование графических эффектов для выявления индивидуальных особенностей изображаемых предметов и усиления их выразительности.

Сочинение композиции:

1. Понятие композиционного центра

Композиционным центром является предмет, который играет в композиции ключевую роль, на нем сосредоточено внимание.

Для выявления центра композиции могут быть использованы приемы:

- расположение на плоскости;

Предмет отличный по форме, цвету, величине, несущий смысловую нагрузку привлекает наибольшее внимание зрителя и тем самым, как правило, является центром композиции.

Составление декоративной композиции, фото № 1

Без центра композиция является фрагментарной и не может считаться завершенной. В декоративно-прикладном искусстве также может встречаться «ковровая композиция», когда какой-либо орнамент повторяется бесконечное количество раз (раппорт) и композиция не имеет центра (текстиль, обои и тому подобное). Но, как правило, орнамент является лишь частью композиции и входит в нее как элемент украшения. Например, в работе Альфонса Мухи «Мечтательность» композиционным центром является девушка, а растительный повторяющийся орнамент служит дополнением к образу.

Составление декоративной композиции, фото № 2

В станковой композиции действуют те же принципы и законы. Например, работа А.А. Иванова «Явление Христа народу» — фигура Христа расположена обособлено, она небольшая по сравнению с монолитной группой людей на переднем плане. Взгляд зрителя направляется на фигуру Христа от левого нижнего края картины вправо вверх к композиционному центру.

Составление декоративной композиции, фото № 3

При составлении композиции (станковой и декоративной) художник должен позаботиться о том, чтобы у зрителя не возникало вопроса: что является главным в работе. Приведем и плохой пример с отсутствием центра – работа разваливается, становится дробной, и не ясно, ради чего она создавалась.

Составление декоративной композиции, фото № 4

2. Организация пространства композиции

Один из способов взаимосвязи предметов между собой является членение плоскости на части. Существует множество способов, о которых можно прочитать в соответствующей литературе (рекомендую книгу Н.М. Логвиненко «Декоративная композиция»), но поделюсь самым простым способом, которым активно пользуюсь непосредственно я при работе над композицией – наложение плоскостей друг на друга.

А) Очерчиваем пространство будущей композиции – ограничиваемся неким форматом, он может быть горизонтальный, вертикальный и так далее.

Б) Предположим, что я создаю композицию на основе прямоугольников (можно сочетать прямоугольники и квадраты, треугольники и круги, это зависит от вашей задумки, главное, чтобы это были простые геометрические формы). На рисунке вы видите, что в пределах заданного формата я нарисовала пять прямоугольников.

В) Если эти прямоугольники воспринять как цветные листы бумаги наложенные друг на друга, то мы не увидим пересекающихся граней. Явление наложения объектов друг на друга с прорисовкой видимых и невидимых граней объекта называется оверлеппингом (при этом становится не ясно, какой из объектов находится на переднем плане, а какой на заднем).

Составление декоративной композиции, фото № 5

Г) Когда грани объекта видны, мы может произвольно убирать какие-то из них и показывать, как накладывается один прямоугольников на другой, а также делать «врезки» прямоугольников друг в друга, либо оставить пересечение объектов.

Д) Когда плоскость организована, можно заполнять образовавшиеся прямоугольники цветом, орнаментом, фактурой, а также определить центр композиции.

Ж) Важно! При выборе орнаментов или фактур для вашей композиции необходимо чтобы один и тот же орнамент повторился хотя бы два раза. Все это направлено на достижение равновесия. Если один орнамент, например, кружки, находится слева, то такой же точно орнамент где-то должен повториться справа в композиции. Желательно использовать не более четырех разных фактур или орнаментов в одной композиции. Если вы опытный композитор, то можно брать и больше, но есть риск получить дробную негармоничную работу.

З) То же правило касается и цвета, если слева есть, например, желтый цвет, то он должен откликнуться и справа.

Составление декоративной композиции, фото № 6

И) Центр композиции, как мы уже говорили выше, должен хорошо просматриваться и не вызывать вопроса – центр ли это? Центр также может быть врезан в композицию или линии плоскости могут пересекать его, либо он может быть просто наложен поверх линий плоскости.

К) При выборе орнаментов также не стоит увлекаться слишком большим разнообразием. Все орнаменты должны подходить друг к другу, например, по форме. Также орнамент должен соответствовать центру и находиться с ним в гармонии.

3. Стилизация природных форм

Стилизации посвящено много различной литературы. Здесь я хотела бы отметить лишь то, что при выполнении стилизации и включении стилизованных объектов в композицию, необходимо обратить внимание на выявлении аналогов между изображаемыми объектами. Плавные изогнутые линии сочетаются с круглыми, спиралевидными, овальными формами. Резкие угловатые, зигзагообразные линии соответствуют треугольным, квадратным формам. Это необходимо учитывать при построении композиции и выборе орнаментов. Опять же обратимся к работам чешского художника. Пластика линий тела девушки соотносится с пластикой растительных орнаментов, что усиливает ощущение плавности, тягучести, женственности изображаемых форм.

Составление декоративной композиции, фото № 7

Про композицию можно говорить бесконечно долго, я постаралась в данной статье, максимально кратко сказать об основных моментах, без учета которых сложно скомпоновать и связать объекты между собой. Надеюсь, статья пригодится мастерам, ведь если не думать о композиции в произведении, то и произведения не получится. Успехов в творчестве!

Здравствуйте, уважаемый посетитель. Вас приветствует Гриценко Елена Павловна, учитель ИЗО МБОУ "СОШ № 13" города Нефтеюганска.

понедельник, 20 января 2014 г.

4 класс. Домашнее задание.





15.03.2019
Тема урока: Художник-дизайнер.

Дизайнер — художник -конструктор, человек, занимающийся художественно-технической деятельностью в разных отраслях (в том числе архитектор, проектировщик, иллюстратор, дизайнер плакатной и прочей рекламной графики, веб- дизайнер )



15.03.2019
Тема урока: Герб.
Задание для 4 "Д" класса:
Выполнить рисунок на тему "Герб моей семьи". Выполнить в цвете.

Выполнить рисунок на тему «Из жизни деревни» или «Летние воспоминания», в стиле Каргопольской игрушки.

Стилизация — в искусстве, намеренная и подчёркнутая имитация характерных особенностей стиля или исторической эпохи. Стилизация близка к таким понятиям, как подражание, эпигонство, пародия, традиция, влияние..

Каргопольская игрушка — это один из видов русских народных художественных промыслов, широко распространенный в небольшом городке Каргополе Архангельской области еще в начале XX века.

Для каргапольской игрушки характерна несколько условная, обобщенная стилистика передачи образа. Формы фигурок чрезвычайно упрощены, а в окраске чаще всего используются чистые и яркие цвета, среди которых можно назвать следующие:


12.03.2019
Тема урока: «Стилизация»
Задание для 4 "А" и 4 "Г" классов:
Выполнить рисунок на тему «Из жизни деревни» или «Летние воспоминания», в стиле Каргопольской игрушки.

Стилизация — в искусстве, намеренная и подчёркнутая имитация характерных особенностей стиля или исторической эпохи. Стилизация близка к таким понятиям, как подражание, эпигонство, пародия, традиция, влияние..

Каргопольская игрушка — это один из видов русских народных художественных промыслов, широко распространенный в небольшом городке Каргополе Архангельской области еще в начале XX века.

Для каргапольской игрушки характерна несколько условная, обобщенная стилистика передачи образа. Формы фигурок чрезвычайно упрощены, а в окраске чаще всего используются чистые и яркие цвета, среди которых можно назвать следующие:

08.02.2019
Тема урока: «Трехмерность пространства. Законы воздушной и линейной перспективы.»
Задание для 4 "В" класса:

Парадный портрет – это портрет, показывающий человека в полном великолепии. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.
В мировом искусстве уже сложился определенный тип парадного портрета. Смысл создания парадного портрета, заключается главным образом к показу портретируемого как значительной персоны, человека выдающегося, добившегося определенных успехов, лидера, обладателя высоких наград и званий.
Эта задача определила и выбор тех выразительных средств, приемов создания сложных композиционных портретов, которыми художники пользуются при создании парадных портретов.
Модель в них всегда помещается в такую обстановку, которая способствует созданию ощущения значительности, необычности, торжественности изображения, а каждая из деталей содержит намек на действительные заслуги и добродетели особы, которые мы видим перед собой. Обстоятельно, подробно рассказывают о персоне портрета окружающие его предметы. Великолепная обстановка, роскошная одежда свидетельствуют о том значительном положении, которое занимает человек изображенный на парадном портрете.



05.02.2019
Тема урока: «Рябиновая гроздь на подоконнике»
Задание для 4 "А" и 4 "Г" классов:
Выполнить рисунок на тему «Рябиновая гроздь на подоконнике»

04.02.2019
Тема урока: «Рябиновая гроздь на подоконнике»
Задание для 4 "Е" класса:
Выполнить рисунок на тему «Рябиновая гроздь на подоконнике»

01.02.2019
Тема урока: «Рябиновая гроздь на подоконнике»
Задание для 4 "В" класса:
Выполнить рисунок на тему «Рябиновая гроздь на подоконнике»







Выполнить рисунок на тему "Дружеский шарж".
Сделать быстрый набросок портрета человека в стиле "Шарж". Выполнить в графике.

Шарж (фр. charge) — разновидность карикатуры; сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели.


28.01.2019
Тема урока: Изображение животного в естественной среде обитания.
Задание для 4 "Е" класса:
Выполнить рисунок на тему "Животные сибирского леса"

25.01.2019
Тема урока: Изображение животного в естественной среде обитания.
Задание для 4 "В" класса:
Выполнить рисунок на тему "Животные сибирского леса"

Рассмотрите внимательно снег вокруг : на дороге, на тропинке, заснеженные газоны, клумбы, заснеженные деревья. Обратите внимание - везде ли белый цвет одинаково белый?

Нарисуйте зимний пейзаж используя разные оттенки белого, серого, голубого цветов. ( бело-серый, бело-лимонный, бело-голубой, бело-фиолетовый, серо-голубой, серо-зеленоватый и т. д.) Поработайте на палитре, создавайте разные цвета и оттенки.

Рассмотрите внимательно снег вокруг : на дороге, на тропинке, заснеженные газоны, клумбы, заснеженные деревья. Обратите внимание - везде ли белый цвет одинаково белый?

Нарисуйте зимний пейзаж используя разные оттенки белого, серого, голубого цветов. ( бело-серый, бело-лимонный, бело-голубой, бело-фиолетовый, серо-голубой, серо-зеленоватый и т. д.) Поработайте на палитре, создавайте разные цвета и оттенки.

Выполнить рисунок на тему "Чёрная кошка". Продумайте характер этой кошки, добрая она или злая, хитрая или простодушная, у кого она живет, любит ли своего хозяина. Изобразите кошку в соответствующем интерьере. Можно выполнить в цвете или графике.

Изобразить головные уборы сказочных персонажей. Например : Царевна - Лягушка, Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный и т. д.

Изобразить головные уборы сказочных персонажей. Например : Царевна - Лягушка, Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный и т. д.


02.03.2018
Тема урока: Гармония и равновесие в композиции натюрморта. Единая смысловая группа.
Задание для 4 "Г" класса:

28.02.2018
Тема урока: Гармония и равновесие в композиции натюрморта. Единая смысловая группа.
Задание для 4 "В" и 4 "Д" классов:
Создать композицию на тему «Овощи и фрукты на кухонном столе»

20.02.2018
Тема урока: Композиция в портретном жанре. Любимый литературный герой.
Задание для 4 "А" класса:
Выполнить рисунок на тему "Портрет любимого литературного персонажа".

16.02.2018
Тема урока: Композиция в портретном жанре. Любимый литературный герой.
Задание для 4 "Б" класса:
Выполнить рисунок на тему "Портрет любимого литературного персонажа".

14.02.2018
Тема урока: Композиция в портретном жанре. Любимый литературный герой.
Задание для 4 "В" и 4 "Д" классов:
Выполнить рисунок на тему "Портрет любимого литературного персонажа".

26.01.2018
Тема урока: Изображение животного в естественной среде обитания.
Задание для 4 "Б" и 4 "Г" классов:
Выполнить рисунок на тему "Животные сибирского леса"

24.01.2018
Тема урока: Изображение животного в естественной среде обитания.
Задание для 4 "В" и 4 "Д" классов:
Выполнить рисунок на тему "Животные сибирского леса"

23.01.2018
Тема урока: Цветовое решение(колорит) и художественный образ.
Задание для 4 "А" класса:
Выполнить рисунок на тему "Декоративный натюрморт", используя технику "Каляки-маляки", подобрать цвета на ваше усмотрение.

16.12.2016
Тема урока: Иллюстрация к русской народной сказке "Снегурочка".
Задание для 4 "Б" и 4 "В" классов:
Выполнить иллюстрацию к русской народной сказке "Снегурочка".

02.12.2016
Тема урока: Наброски фигуры человека в движении.
Задание для 4 "Б" и 4 "В" классов:
Вспомнить пропорции фигуры человека. Нарисовать человека с натуры.

18.11.2016
Тема урока: Искусство натюрморта. Декоративный натюрморт.
Задание для 4 "Б" и 4 "В" классов:
Выполнить рисунок на тему "Декоративный натюрморт".

16.11.2016
Тема урока: Искусство натюрморта. Декоративный натюрморт.
Задание для 4 "Г" класса:
Выполнить рисунок на тему "Декоративный натюрморт".

14.11.2016
Тема урока: Искусство натюрморта. Декоративный натюрморт.
Задание для 4 "А" и 4 "Д" классов:
Выполнить рисунок на тему "Декоративный натюрморт".

15.02.2016
Тема урока: Великие полководцы России.
Задание для 4 "В", 4 "Г" и 4 "Д" классов:
Выполнить рисунок на тему: "23 февраля".

12.02.2016
Тема урока: Цилиндр, конус, шар.
Задание для 4 "А" и 4 "Б" классов:
Выполнить рисунок цилиндра в перспективе. Выполнить графически.


08.02.2016
Тема урока: Цилиндр, конус, шар.
Задание для 4 "В", 4 "Г" и 4 "Д" классов:
Выполнить рисунок цилиндра в перспективе. Выполнить графически.


05.02.2016
Тема урока: Перспектива куба.
Задание для 4 "А" и 4 "Б" классов:
Выполнить рисунок куба в перспективе. Выполнить графически.


29.01.2016
Тема урока: Перспектива куба.
Задание для 4 "А" и 4 "Б" классов:
Повторить законы линейной перспективы.


18.01.2016
Тема урока: Перспектива куба.
Задание для 4 "В", 4 "Г" и 4 "Д" классов:
Повторить законы линейной перспективы.


21.12.2015
Тема урока: Иллюстрация к русской народной сказке "Снегурочка"
Задание для 4 "В", 4 "Г" и 4 "Д" классов:
Нарисовать иллюстрацию к русской народной сказке "Снегурочка". Выполнить в цвете.

20.11.2015
Тема урока: Искусство натюрморта. Декоративный натюрморт.
Задание для 4 "А", и 4 "Б"классов:
Выполнить рисунок на тему "декоративный натюрморт".
Натюрморт - это изображение группы предметов, условно принято, что эти предметы можно поставить на стол.
Декоративности можно добиться, используя немного искаженные формы предметов, чистые цвета (без передачи объема), разделив предметы на различные плоскости, используя необычные цвета для изображения предметов в цвете или необычные штрихи для графического решения.

Анни Филимонова

Мне интересна тема: "Дети". Чтобы в композиции главными были дети, а взрослых можно изображать или не изображать по желанию.

Виктор Казаков

DELETED

Sonia von Walter

😊

Konstantin, я бы предпочитала что нибудь не связанное с насилием

Sonia von Walter

😊

Konstantin, походы неплохо

DELETED

Sonia, на счёт охоты согласен, но а как же рыбалка ? Интересно будет в композиции деревья+ вода + люди

Sonia von Walter

😊

Konstantin, рыба ведь тоже живая- ей тоже больно
Вода и люди и деревья - прекрасно,это ведь общений с Природой

DELETED

Sonia, к сожалению это неотъемлемая часть нашей жизнь, в Третьяковской галерее 50% постоянных экспонатов сплошное насилие, при чем над людьми , как бы это прискорбно не было, но это часть нашей истории

DELETED

Sonia von Walter

😊

Konstantin, согласна
Но ведь история историей,а мы можем через попытки живописи нести в жизнь более гуманные идеи

Sonia von Walter

☺

Konstantin, действительность есть объективная и субъективная
От нас зависит на что мы обращаем внимание,на что обращаешь внимание,становится сильнее
Можно сказать человеку что он толстый или можно заметить что у него красивые глаза- и то и другое действительность

DELETED

Sonia, с этим не поспорить) но как интереснее, видеть и отражать обе части монеты под разными ракурсами , или же одну наиболее привлекательную?

Sonia von Walter

😉

Konstantin, нашла компромисс- тема «Общение с Природой»,полная свобода интерпретаций и масса возможностей( можно даже охотиться,например с фотоаппаратом ка Шарик из Прстоквашина)

Краткий список 15 базовых композиционных архетипов от Эдгара Пейна.

Художник Эдгар Пейн 80 лет назад написал книгу «Композиция уличной живописи». Она до сих пор считается одной из самых важных книг по композиции. В ней Пейн излагает огромный пласт теории и предполагает, что большинство композиций можно отнести к одному из 15 архетипов. Несмотря на то, что эти композиции ориентированы на пейзаж, принципы применимы ко всем жанрам.

Вот его 15 архетипов и сокращённые комментарии к ним.

Самая популярная форма композиционного баланса. Шкала с двумя массами неравного размера, точка опоры которых расположена ближе к большей. Точка фокуса должна находиться или рядом с большей массой, или на ней самой. Обычно обе стороны «весов» объединяют визуальной линией. При размещении фигур учитывайте трехмерность пространства: одна фигура может уйти дальше, назад в перспективе; используйте передний, средний и задний планы при размещении масс.

Такой тип композиции привносит в работу чувство баланса, уравновешенности.

Чаще всего используется для горных композиций, где точка вершины располагается сверху в центре. Также пригодится в декоративном стиле: для украшения стен или панно.

Круг или «О-композиция» по популярности схожа с безменом. Круг в композиции рисунка не обязательно будет очевиден: это может быть как грубый прослеживаемый круг, так и более неправильные, рваные формы. Кроме того, композиционный круг может принимать форму овала из-за перспективных сокращений. Сюда же входит и «U-форма», которая образуется за счёт переднего плана и двух вертикальных планов по краям.

Обычно эта композиция формируется не за счёт масс, а за счёт линий и краёв: например, река или дорога. Если вам нужна точка фокуса в этой композиции, её следует разместить на точке схода основных линий или рядом с ней. Сложная кривая привносит ритм и движение в композицию.

Структура пирамиды или треугольника даёт ощущение стабильности и постоянства. Вы можете передать такую композицию линиями, массами или расположением акцентных точек по вершинам условного треугольника.

Этот тип композиции лучше использовать в работах с архитектурой, морскими пейзажами или голыми деревьями. Точку интереса следует размещать рядом с пересечением основных линий.

Эта композиция привлекает внимание к точке фокуса, которая должна быть размещена на линии горизонта или рядом с ней. Имейте в виду, что если сходящиеся линии в композиции непрерывны, это заставляет взгляд зрителя перемещаться слишком быстро; чтобы решить эту проблему, убедитесь, что все линии разорванные или неровные.

Эта L-образная композиция похожа на безмен (п.1) и совместима с ним. Это не очень распространённый архетип, так как сложно уравновесить большую вертикальную массу одной горизонтальной линией.

Перевернутая версия безмена, где массы расположены высоко на холсте, а передний план прост. Здесь могут быть применены те же принципы неравных мер и фокусировки, что и в безменной композиции.

Это может быть самостоятельная композиция или её можно применять в работе с другими типами композиций, такими как безмен или пирамида. Две массы не создают единства так же хорошо, как три. Три — это только минимум, вы можете добавить больше акцентных точек, помогающих достичь композиционного баланса и целостности.

Единство и цельность здесь достигаются объединением нескольких масс в группу. Это наиболее широко используемый в пейзажах и натюрмортах архетип. Такая композиция особенно хорошо работает с деревьями. Легко и лучше всего сочетается с узорными и силуэтными композициями (о них ниже).

Сперва вы значительно наклоняете основную линию композиции, протягивая ее из верхнего угла в противоположный нижний, после чего противопоставляете ей другие линии или массы. Те части рисунка, что находятся ниже основной диагонали, обычно окрашиваются либо только в темные, либо только в светлые тона. Всё, что выше — в противоположные.

Подобно кругу, туннель зависит от трехмерности пространства в перспективных линиях и плоскостях. Обычно его можно увидеть в проеме с глубиной, как под мостом или сквозь просвет в деревьях.

Этот тип композиции все акценты и контрасты сводит к одной массе с более отчетливым контуром. Размещение темных оттенков на светлых или наоборот для создания контрастного края добавляет изюминку композиции. Тона масс должны быть упрощены или обобщены, чтобы показать общий сильный силуэт.

Самый абстрактный архетип, полностью зависящий от ощущения единства и цельности. Этот тип полезен для экспериментов и учебы, потому что не позволяет полагаться на принципы и проверяет естественные композиционные способности. Он зависит, в основном, от воображения, изобретательности или инстинктивного чувства гармонии. Точки фокуса в такой композиции необязательны, их может и не быть вовсе.

Конечно, существует бесконечное количество вариаций и комбинаций этих архетипов, и Пейн цитирует многие, многие другие, не перечисленные здесь (например, композиции на основе алфавита). Но эти 15 архетипов охватывают многое, и их стоит запомнить. Вы обнаружите, что наиболее приятные композиции содержат некоторые аспекты одного или нескольких архетипов.

Поэтому в следующий раз, когда вы будете бороться с композицией и снова будете рисовать одно и то же неэффективное решение, спросите себя: «Пробовал ли я другие архетипы?». А затем сделайте это. Попробуйте их все! Простое опробование всех композиционных архетипов вынудит вас отказаться от типичного, бесплодного хода мыслей и, в конечном итоге, направит вас на путь к идеальному решению.

Оригинал статьи. Перевод сделан Александрой Супрун специально для Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

Тема задания: «Тематический натюрморт»

Содержание задания: из представленных предметов и драпировок, лежащих в свободном порядке, необходимо составить (скомпоновать на листе) тематический натюрморт из нескольких предметов, обязательно дополнив его воображаемыми деталями для точного отражения темы и создания художественного образа.

Задание выполняется в ахроматическом варианте.

Техника исполнения: различные техники и приемы графики: графитный карандаш, мягкий материал (соус, уголь, сепия, сангина), тушь, гелевая ручка, смешанные техники.

Задание выполняется на листе бумаги формата не более А-2 (597х420мм) и не менее А-3

Срок исполнения – 5 академических часов с перерывами.

Предъявляемые требования: поступающий должен уделить внимание пластическому анализу взаимосвязи предметов, тональному решению, выявлению силуэта, передаче фактуры.




Композиция на заданную тему

Содержание задания: поступающему предлагается выполнить эскиз композиции в цвете на одну из заданных тем, выдаваемых в день проведения консультаций.

Задание выполняется на листе бумаги формата не более А-2 (597х420мм) и не менее А-3 (297×420 мм).

Материал: по выбору автора (гуашь, акварель, пастель, акрил, темпера, исключается масло).

Техника и жанр: по выбору автора.

Срок исполнения: 5 академических часов с перерывами.

Предъявляемые требования: В задании важен эмоционально-образный подход, грамотное использование изобразительных средств для передачи настроения в композиции.

Читайте также: