Спиннер игрушка для аутистов или нет

Обновлено: 30.04.2024

Сенсорные игрушки или, как их еще называют, фиджеты, действительно, помогают в некоторой степени успокоиться и расслабиться, приятным образом стимулируя ряд сенсорных каналов.

Но некоторые психологи идут дальше, объявляя их полезным средством для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а так же при аутизме и тревожном расстройстве.

Спиннер – небольшая вращающаяся игрушка, в центре которой – подшипник, а по бокам несколько лопастей-утяжелителей.
Изобретен в 1990-х, по одной версии – мамой ребенка с мышечной патологией, которому трудно было играть в обычные игрушки; по другой – айти-специалистом, которому игрушка помогала сконцентрироваться перед выступлениями на конференциях.
Взрывную популярность спиннеры приобрели в 2017-м.

Научное исследование, но не о том

Авторы, пишущие о пользе спиннера для детей с СДВГ (в том числе автор «Афиши») ссылаются на научную работу, опубликованную осенью 2015 года в журнале Journal of Abnormal Psychology, в которой, якобы, говорится о том, что «повторяющиеся действия помогают детям с синдромом дефицита внимания концентрироваться».

На самом же деле, это не вполне так, а точнее, совсем не так.

Во-первых, в исследовании не идет речи о повторяющихся действиях, то есть о движениях монотонных либо ритуальных, навязчивых.

Во-вторых, и это очень важно, предметом исследования является сама гиперактивность, а вовсе не спиннеры.

Статья называется «Гиперактивность в синдроме дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ): нарушение или компенсаторное поведение?» (Hyperactivity in Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD): Impairing Deficit or Compensatory Behavior?), при этом под гиперактивностью понимается избыточная двигательная активность в поле крупной моторики, а не мелкой, как вращение спиннера пальцами рук.

Что делает ребенок с СДВГ? Бегает, прыгает, пинает мяч, карабкается на высокие объекты, не может долго усидеть на месте в школе или дома, вертится, дергает соседа по парте. Именно такого рода «крупномоторные» действия и рассматривали исследователи, задаваясь вопросом, мешают ли они усваивать учебный материал, либо, наоборот, помогают. Оказалось, что после физической активности рабочая память детей с СДВГ несколько улучшалась, хотя ее показатели и не дотягивали до нормы.

Выводы интересные, весьма значимые для тех, кто работает с детьми, страдающими СДВГ, или воспитывает таких детей, но, увы, не дающие ответа на вопрос, полезен ли для них спиннер.

Слишком легко, чтобы быть правдой

«Психические заболевания трудно лечить, здесь нет простых решений, — говорит доктор Дэвид Андерсон, клинический психолог и директор Центра СДВГ и поведенческих расстройств при Институте детской психологии в Нью-Йорке, — Очень часто мы говорим родителям к их великому разочарованию: если что-то кажется легкой для исполнения терапией, скорее всего, это слишком хорошо, чтобы быть правдой».

Доктор Марк Штайн, профессор Вашингтонского университета и директор отделения СДВГ в детской больнице Сиэтла озабочен тем, что спиннеры могут отвлечь многих родителей от того, что реально необходимо их детям. Его тревожит, что в медицинскую зону входит бизнес с не всегда добросовестной рекламой.

Однако несмотря на отсутствие научных данных, некоторые врачи руководствуются своим положительным опытом и рекомендуют спиннеры детям с СДВГ и аутизмом, говоря о том, что сенсорная игрушка может помочь успокоиться и даже сосредоточиться. Доктор Меган Уоллс, психолог детской больницы в Филадельфии, предлагает родителям детей с синдромом обсудить со школьными учителями и администрацией возможность приносить спиннер в школу и играть с ним на уроке, если это помогает ребенку.

Не очень понятно, как это происходит, ведь спиннер дает гамму ощущений, стимулируя сразу несколько сенсорных каналов, зрительный, слуховой, кинестетический и тактильный. Каким же образом все эти стимулы, действуя одновременно, помогают ученику сосредоточиться на изложении учителем учебного материала или выполнении задания?

В ряде американских школ посчитали, что спиннер, наоборот, отвлекает, и запретили доставать его из портфеля на уроках.

Крутится-вертится, на время снижая тревогу


О том, что повторяющиеся действия являются адаптивным поведением, снижающим уровень тревожности и у людей, и у животных, пишет группа авторов из Университета Тель-Авива вот в этой статье. Исследователи считают, однако, что ритуалы здорового человека отличаются от ритуалов того, кто страдает от обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), тем, что в первом случае ритуал имеет четко выраженное начало и конец, а во втором — становится навязчивым, принося лишь кратковременное удовлетворение, а затем повторяясь опять.

Повторяющиеся действия при аутизме — не совсем то же самое, что при ОКР, однако и в том и в другом случае они связаны с тревожностью.

Возможно, что у некоторых детей с аутизмом сочетание сенсорных стимулов, создаваемых вращением спиннера, помогает снизить тревожность и тем самым на некоторое время дает возможность сосредоточить внимание на том, что значимо для обучения.

Интерес к вращающимся предметам у аутичных детей — явление хорошо известное. Они любят подолгу смотреть на крутящиеся карусели, с удивительной ловкостью вращают на полу любые предметы округлой формы и внимательно наблюдают за ними и, наконец, крутятся сами, наслаждаясь открывающимся их взору зрительным рядом плывущих по кругу предметов обстановки.

Все это действительно успокаивает аутичного ребенка, и использовать спиннер в ситуации перегрузки, вызывающей истерику, вполне логично.

Однако важно понимать: подобные действия, которые специалисты называют также «стереотипиями», есть способ уйти от тревожности лишь на время и не являются терапией. Состояние через некоторое время снова вернется.

Выключает из окружающего мира

Кроме того, поглощенный стереотипиями ребенок выключен из окружающего мира, страдает его познавательная активность, он не усваивает информацию о предметах и их назначении, не развивает полезных физических и социальных навыков, оттачивая лишь один, связанный с любимым ритуалом.

Поэтому задача родителей и специалистов, работающих с аутичным ребенком, не поощрять стереотипии, а пытаться свести к минимуму время, которое он проводит, занимаясь ими.

Кстати, это одна из проблем, над которой активно работают нейробиологи. Они предполагают, что ослаблению стереотипий у людей с аутизмом может способствовать препарат, усиливающий сигнал нейромедиатора ГАМК (гамма-амина-масляная кислота), но создать такое лекарство еще только предстоит.

А пока родители прибегают к помощи разного рода поведенческих терапий, которые эффективны для большинства детей с аутизмом.

Что же в итоге?

Итак, исследований, свидетельствующих в пользу применения спиннера при СДВГ и аутизме, на сегодняшний день не существует.

Опыт говорит о том, что для некоторых детей, спиннер может быть полезен при ограниченном применении, однако ни в коем случае нельзя допустить чрезмерного увлечения аутичного ребенка этой игрушкой, так как она не решит проблему тревожности, но «выключит» его из содержательной игры, обучения и общения.

Что же касается здорового и самостоятельного подростка или взрослого человека, то сенсорная игрушка может помочь ему расслабиться и успокоиться, после чего —сосредоточиться на важном деле.

Впрочем, есть другие занятия, представляющие собой повторяющиеся действия и приносящие сенсорное удовлетворение, но при этом более продуктивные. Например, вязание. А если вы хотите поменьше сидеть и побольше двигаться — займитесь настольным теннисом.

Источники:

Дети, которые имеют расстройства аутистического спектра, обычно нуждаются в отдельном подходе к своему развитию. Визуально и многим другим признакам они отвечают нормам, однако при этом их поведение все равно отличается от сверстников.

Дети-аутисты нередко не могут нормально контактировать с миром. Иногда у них формируется практически полная отчужденность от контактов. Дети нередко пассивны – они никак не реагируют на холод, на боль, часто не отзываются даже в случае голода. Обычно такие дети молчаливые, но зачастую могут что-то внезапно рассказать.

Выбирая игрушки для таких детей, стоит проявлять особую бдительность. Многие игрушки будут проигнорированы аутистами.

КАК ВЫБИРАТЬ ИГРУШКИ ДЛЯ АУТИСТОВ

Дети, вне зависимости от имеющихся предпочтений, предпочитают игру в качестве механизма получения знаний и навыков. Важно учесть, что подбор игрушек для аутистов должен быть несколько иным. Нередко аутистам нравятся игрушки, подходящие детям младшей категории. Производители специально создают такие комплекты игрушек, которые помогают детям с особенностями изучать внешний мир.

Как правильно выбрать игрушки для аутистов? Основная задача – активировать в таком случае чувство осязания. Нередко эти дети проявляют высокую творческую активность, а потому они ищут свой собственный путь исследования вещей.

В качестве игрушек для детей с аутизмом подойдут:

  • Музыкальные изделия.
  • Картонные книги.
  • Книги из ткани.
  • Кубики различных размеров с буквами, цифрами.
  • Фигурки с рельефом.

Игрушки – это связь между ребенком и взрослыми. Также с помощью игрушек аутисты могут устанавливать контакты и со своими сверстниками. Нередко для этого применяются лото, викторины и т.д. Выбирая игрушку, стоит обязательно ориентироваться на возраст ребенка, на степень аутизма, увлеченность, реакцию и т.д.

РАЗНООБРАЗИЕ В ИГРУШКАХ

Дети с аутизмом плохо воспринимают что-то новое. Они каждую игрушку встречают в штыки. Потому все развивающие игры стоит покупать только по подобию: если ребенок любит игрушки одной формы, некоторого цвета и типа – эти критерии стоит учесть. Однако за постоянством всегда скрываются и проблемы. К примеру, ребенок может отказаться к восприятию чего-то нового, в результате этого его развитие будет медленным. Потому стоит пытаться покупать разнообразные материалы для развития детей.

Комната, переполненная предметами, вызывает у детей с аутизмом тревогу. Грамотно подобранные игрушки помогают реализовать потребности ребенка в качественном развитии. Можно взять ребенка с собой в магазин и там уже узнать, что именно он хочет получить.

ПАЗЛЫ, БАТУТЫ

Если детям хочется получить в свое распоряжение надувную горку или же домик, в котором можно прятаться, то не стоит им противоречить. Аутисты испытывают сложности в контактах с окружающим миром, не осознают реакций своего тела. Батут помогает им управляться своим телом, что дает возможность правильно реагировать на все движения.

Пазлы – хороший способ пробудить терпеливость и увеличить концентрацию ребенка на одном занятии. Стоит осуществлять начальное знакомство с изделий попроще, а затем уже переходить к более сложным пазлам.

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ПЕРСОНАЖИ

Зачастую дети с аутизмом увлечены именно мультфильмами. Они сильно привязываются к персонажам, а потому можно приобрести таких героев, выполненных их древесины, пластика и других материалов. Лучше всего брать игрушки более крепкие, поскольку аутичные дети привязаны к таким персонажам. Любую поломку они воспринимают близко к сердцу.

В последние месяцы молодёжную культуру захватила новая эпидемия: спиннеры. Банальная игрушка с подшипником в центре и двумя или тремя лепестками стремительно стала атрибутом хипстера. И одновременно появилась и «легенда», дескать на самом деле спиннеры были разработаны для терапии аутизма (подробно о заболевании — в нашей специальной статье ) и синдрома дефицита внимания и гиперактивности, что еще подняло продажи. У автора статьи уже неоднократно спрашивали про этот факт на лекциях.

Илл: Wikimedia Commons

Но так ли это? И помогает ли верчение в руках подшипника с лепестками при столь серьёзных расстройствах. Давайте разберёмся.

Обычно изобретение спиннеров относилось к далекому от хипстеров 1993 году и приписывалось химику Кэтрин Хеттингер, которая якобы увидела в Израиле бросающих в местную полицию камни арабских подростков, и решила создать некий «успокаивающий девайс». Уже здесь далеко не все правда.

Да, Кэтрин Хеттингер действительно существует. И она действительно изобрела некую игрушку. Но не для арабской малышни, а для собственной несчастной дочке, которая страдала от аутоиммунного заболевания, астенического бульбарного паралича (он же миастения, он же болезнь Эрба-Гольдфлама). Женщина не могла играть с дочкой, и потому придумала для нее такую вот крутилку с дырочкой посередине, из газеты и скотча. 28 мая 1993 года Хеттингер действительно подала на патент на «крутящуюся игрушку», устройство круглой формы из мягкого пластика, с расширением в центре для удержания пальцами и с ободом. Но посмотрите на рисунок из патента, который, к слову, уже более десяти лет как истёк? Совсем непохоже на спиннер. В общем, сама Хеттингер и не претендует, постоянно заявляя, что изобретение современных спиннеров (фиджет-спиннеров) ей приписывают.

Илл: патент US5591062A

Итак, изначально игрушка была придумана не для аутиста, а для миастеничной девочки. И хотя и то, и то заболевание находятся в широкой тематике нашего портала, но все-таки первое – это психиатрия, а второе – неврология.

Итак, для аутистов и детей с СДВГ спиннеры не изобретали. Но это же не мешает им помогать?

На самом деле, пока что не существует исследований по тому, как работают спиннеры. В базе PubMed на слова «Fidget spinner» поиск выдаёт ровно ноль попаданий. Поэтому придется обратиться к самому низкому уровню доказательности в медицине: мнению эксперта.

Классический трёхлепестковый спиннер

И что нам говорят эксперты? Вот вам мнение доктора Марка Штайна, руководитель отделения СДВГ и связанных с ним расстройств в детском госпитале Сиэттла и одновременно профессор в Вашингтонском университете. «Я боюсь, спиннеры очень сильно отвлекают внимание. Не только детей, но и их родителей от тех методов борьбы с СДВГ, которые действительно работают».

Так что при психических расстройствах детей спиннер не только не полезен, но и может нанести косвенный вред, когда родители хватаются за модную игрушку и забывают про медицину.

Текст: Алексей Паевский

Читайте материалы нашего сайта в Facebook , ВКонтакте и канале в Telegram , а также следите за новыми картинками дня в Instagram .

В 2017 году дети и взрослые России скупали с прилавков «спиннеры» − вращающиеся игрушки-антистресс. Следом за ними пришли тягучие слаймы и мягкие сквиши. А сейчас тот же эффект производят новые «представители жанра» − поп ит, симпл димпл. Какие существуют игрушки-антистресс, почему они завоевали такую бешеную популярность, и действительно ли они полезны? Объясняет главный психиатр-нарколог и психотерапевт нашей клиники Василий Шуров.

Виды антистресс-игрушек

Для начала разберем наиболее популярные у детей и взрослых «антистрессы»:

Спиннер

Спиннер, или фиджет-спиннер (англ. «fidget spinner» − «непоседливый волчок») – вращающаяся игрушка. Ее структура – тяжелый металлический или керамический подшипник в центре и две, три или более лопастей вокруг.

Игрушка держится пальцами за центр, лопасти толкаются и вращаются с приятной вибрацией. Источник: Яндекс-картинки

Игрушка держится пальцами за центр, лопасти толкаются и вращаются с приятной вибрацией. Источник: Яндекс-картинки

Изначально спиннер был игрушкой для детей с ограниченными возможностями, миастенией – слабостью и быстрой утомляемостью мышц. Он помогал ребенку поиграть и расслабиться без значительных усилий.

Слаймы

Слайм (англ. «slime» − «слизь») – это известный многим детям 90-х и нулевых «лизун». Желеобразное вязкое вещество, которое легко тянется и немного растекается по поверхности, почти не оставляя следов. В зависимости от консистенции слаймы бывают:

· Жидкие – похожи на слизь, держат форму недолго

· Твердые – плотное желе, может быть прыгучим, рвется при чрезмерном растягивании

· Классические мягкие – обладают приятной мягкой на ощупь текстурой, легко тянутся и мнутся

К слаймам нередко добавляются разнообразные блестки, гранулы, шарики из ярких мягких материалов. Благодаря добавкам процесс игры становится своеобразным творчеством со смешиванием цветов и текстур.

Кинетический песок

Это сухая гипоаллергенная субстанция, похожая на морской песок. Она приятная и чуть влажная на ощупь, легко меняет форму, течет сквозь пальцы, издает приятный звук при манипуляциях.

Еще один интересный материал для детского творчества. Из кинетического песка лепят фигурки, мнут его в руках и режут.

Сквиши

Сквиш (от англ. «Squishy» − «мягкая») – игрушка с очень нежной, чуть бархатистой, приятной на ощупь поверхностью. Разновидности:

· Резиновая – похожа на лизуна

· Вспененная – напоминает губку

· Прозрачная – с цветным гелем внутри

Сквиш можно мять, сильно сжимать в руках – игрушка быстро возвращается в первоначальную форму.

Такие игрушки специально разрабатывались как «антистресс» − по задумке создателей, сквиш можно сжимать в моменты раздражения и беспокойства, чтобы успокоить нервы.

Поп ит и симпл-димпл

Эти игрушки появились и обрели большую популярность совсем недавно.

Поп ит (англ. «pop it» − «лопни это») – «бесконечная пупырка», современный аналог пузырчатой пленки для упаковки хрупких изделий. Это силиконовая панель с выпирающими полусферами. При нажатии на полусферу она с приятным «лопающимся» звуком переворачивается и выпирает с другой стороны панели.

Симпл-димпл (англ «simple-dimple» − «простая ямочка») – это «упрощенная» версия поп ит – маленький брелок всего из нескольких силиконовых полусфер.

Как и в случае с другими «антистрессами», производители поп ит обещают: игрушка помогает снять стресс и напряжение, развивает мелкую моторику и помогает «занять руки» в моменты скуки или ожидания.

Из каких материалов изготавливают игрушки?

Множество споров на тему антистресс-игрушек касается их материала. Изготовители пишут о гипоаллергенных синтетических материалах – силикон, низкопористая пена «с эффектом памяти».

Но уже в 2018 году после исследования ученых в Дании решили запретить продажу сквишей – «мялок для рук». Тесты показали, что в детских игрушках могут содержаться опасные химические вещества, включая канцерогены.

А в 2019 году тяжелые ожоги рук получил маленький мальчик из России – после игры со слаймом.

В конце мая этого года российский Роспотребнадзор поручил научно-исследовательским институтам проверить качество и безопасность популярных антистресс-игрушек.

А пока мы ждем более подробных результатов исследований о материалах игрушек, поговорим о том, насколько они полезны как «антистресс» и безопасны в качестве «игрушки».

Помогают ли игрушки бороться со стрессом?

Но именно поэтому у этих игрушек есть большой недостаток – привыкание. Они формируют у детей – и у взрослых – стереотип на отвлечение от проблемы.

Ребенок не учится самостоятельно справляться со стрессом, не развивает стрессоустойчивость. Он приучается бежать от него к успокаивающей игрушке. Если же игрушки не окажется под рукой – уровень стресса может даже возрасти.

О том, как изменилась психика современных подростков, и почему они чаще страдают психическими расстройствами, мы писали здесь .

Как антистрессы влияют на развитие ребенка?

Да, часть антистресс-игрушек действительно можно назвать развивающими – например, кинетический песок хорошо подходит для лепки.

Но большинство антистрессов скорее становятся «пожирателями времени».

Мозг ребенка бурно развивается, нуждается в тренировках, улучшении и оттачивании навыков. А вместо полноценного обучения родители «подсовывают» ему упрощенные заменители – просмотр однотипных мультиков по кругу, или, в нашем случае, игрушки из разряда «щелкни пупырку».

Так, модные сейчас поп ит и симпл-димпл практически не тренируют мелкую моторику. Вместо них лучше предложить ребенку лепку, рисование, пальчиковые игры.

Что такое спиннер и зачем он нужен, мы узнали у специалиста.

Спиннеры продают на каждом углу: в магазинах, в переходах. Цена от 100 рублей до нескольких тысяч. Зачем он нужен, мы решили разобраться.

Комментарии

Еще в рубрике

Музыкант Егор Кузей «Всего лишь я сбрил бороду, чуть подкрасил усы и стал похож на Фредди Меркьюри»

Что делать с бродячими собаками в Липецке?

От какой своей вредной привычки вы хотели бы избавиться?

Фотограф Сергей Володин: «Мне нравится молниеносный сгусток всего в одном изображении»

В майские праздники будете сажать картошку или жарить шашлыки?

В Липецком горсовете определились с муниципальными педагогическими премиями этого года

Самый сильный человек Липецка обновил личный рекорд

Fan ID, спецсредства для авиадебоширов – законы, которые вступают в силу в июне

© ООО "Курс", 2006 - 2022

398001, Липецк, пл. Победы, д. 8, оф. 410

Тел.: (4742) 35-72-96, 35-72-91

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52350 выдано 28.12.2012г.

Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читайте также: