Список литературы дымковская игрушка

Обновлено: 02.05.2024

Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, я обратилась к игрушке. Национальная русская игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Из всего многообразия русских народных игрушек я выбрала дымковскую, а также филимоновскую и калининскую, так как узоры, украшающие эти игрушки, просты и доступны для детей средней группы. Это те же элементы, которые указаны в программе по декоративному рисованию: прямые линии, круги, кольца, точки. При рассматривании игрушек отметила, что узоры разного цвета: красные, зелёные, желтые, оранжевые, синие.

Считаю,что эти игрушки разносторонне взаимодействуют на развитие чувств, ума и характера ребёнка.

Удивительная простота сюжета, чёткость формы, сочетаются с живой раскраской. Народная игрушка несёт ребёнку и эстетическое развитие. Красота росписи и выразительность формы вызывают чувство радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни.

Являясь национальной по содержанию, игрушка понятна и доступна для восприятия ребёнку, так как содержит в себе те образы птиц и животных, которые окружают их и хорошо известны с первых лет жизни. Из дымковских игрушек это – петушки, барашки, коровы, козлики. Из филимоновских: барашки, олени, лисичка с петухом, кот с гармошкой, разные весёлые птицы – свистульки. Из калининских – знаменитые яркие калининские петушки и уточки-лебеди с грациозно повёрнутыми назад шейками. Как правило, они небольшого размера, очень удобны в обращении, легко помещаются в руке ребёнка.

Зная, что эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности воспитателя, его эрудиции в данном вопросе, от практических умений и навыков, я перед началом работ тщательно изучила материалы, касающиеся истории дымковского промысла, современного его состояния. Уточнила методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с народной русской глиняной игрушкой и обучению их лепке и росписи.

Программа рассчитана на 3 года. Внедрение данной программы начинается со средней группы с декабря и до выпуска детей в школу.


Литература, в которой отражены материалы по истории дымковского промысла, рассказы о творчестве мастериц разных поколений, биографическая информация, описания музейных коллекций, обширный фотографический материал…

Каталоги к выставкам разного времени содержат информацию по биографиям как отдельных мастериц, так и династий, целых поколений мастериц, пришедших в промысел в разное время в течение ХХ века. Кроме того, здесь есть характеристика стилистических особенностей игрушки каждого автора, каталожные сведения о представленных на выставке работах, их размере, принадлежности музейной коллекции.

Издание посвящено одному из наиболее древних и удивительных в художественном отношении ремесел — русской глиняной игрушке. Лучшие образцы глиняной игрушки стоят в одном ряду с известными памятниками народного искусства. Впервые в этом издании предпринята попытка соединить глиняную игрушку и произведения русского фольклора: народную сказку, песни. Многие из знаменитых мастеров-игрушечников не только увлекались сказочными сюжетами , воплощали их в своих произведениях, но и сами создавали сказки, рассказывали их, жили в их атмосфере. Русский Север богат и мастерами-игрушечниками, и прекрасными произведениями устного народного творчества.

В разделе «Вятская игрушка» представлены материалы различных авторов (А. Г. Кулешова, В. Г. Смолицкого, Н. Н. Менчиковой, Г. П. Мельникова) о творчестве мастериц разных поколений, а также о роли вятского художника А. И. Деньшина в судьбе дымковского промысла.

Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010.

Эта книга знакомит читателя с прекрасными произведениями старых народных мастеров, дает возможность посмотреть на мир их глазами, прикоснуться к тайне коллективного творчества и увидеть новые авторские работы, созданные в русле народного искусства. Об истории и современном состоянии художественных промыслов России рассказывают искусствоведы, сотрудники музеев, хранители уникальных коллекций.


Фотоальбом знакомит с биографией и творчеством современных мастериц дымковской игрушки, наследниц четырехсотлетней истории старинного вятского промысла. Вступительное слово к альбому написано священником о. Сергием Гомаюновым. Текстовая часть выполнена известным вятским искусствоведом Г. Г. Киселевой, фотографии С. П. Шаклеина.

Менчикова Н. Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность. Киров, изд. «О-краткое», 2010

Одно из последних подарочных изданий. Книга состоит из двух больших разделов. В первом - рассказ об истории и современном состоянии вятских традиционных ремесел и промыслов. Вторая часть содержит перечень современных предприятий, производящих изделия НХП, а также перечень магазинов и учебных заведений, связанных с НХП. Кроме того, в книге названы имена мастеров (с портретом и краткой биографией), получивших статус «Мастер народных художественных промыслов Кировской области». Книга содержит богатый иллюстративный материал.

Народное искусство России. Традиция и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции под ред. М. А. Некрасовой. Вологда, 2008.

Всероссийская научно-практическая конференция «Народное искусство России. Традиция и современность» проходила в г. Вологде 12–14 сентября с одновременно действовавшей выставкой «Современное народное искусство России. Традиции и современность», работавшей в Вологодской областной картинной галерее с 5 июня по 5 октября 2008 года.

В издании включены статьи, доклады, выступления, иллюстрации произведений, экспонировавшихся на выставке, которые могут дать представление о современном состоянии народного искусства, о его живых традициях в разных областях и республиках России, о наиболее острых вопросах, требующих безотлагательного государственного решения. Публикацию материалов завершает резолюция-постановление, принятая конференцией.

В сборнике есть материал Н. Н. Менчиковой «Дымковский промысел на рубеже XX-XXI вв. Проблемы развития».

Одно из первых изданий, посвященное дымковской игрушке, ее истории, основным именам мастериц, известным династиям Мезриных, Пенкиных, Кошкиных. Особое место в книге отведено роли А.И. Деньшина и творчеству его жены – мастерицы дымковской игрушки Е.И. Косс-Деньшиной. Книга содержит большой альбом с иллюстрациями работ мастериц дымковской игрушки.

Первое фундаментальное монографическое издание о дымковской игрушке, рассказывающее о развитии уникального промысла от корней до современности. Немалое место в книге посвящено творчеству многих поколений и фамильных династий дымковских мастериц. Книга содержит обширный иллюстративный материал из фондов крупнейших музеев страны, а также библиографию и биографический указатель.

Очерк о русской глиняной игрушке различных центров с выделением их стилистических особенностей, а также объединяющего начала в образности, тематике, назначении. Книга содержит богатый иллюстративный материал из коллекций различных музеев России, в том числе и по дымковской игрушке.


Перминова Н. И. Дымковская расписная, Издательско-полиграфическое предприятие «Информационный центр», Киров, 1998.

Сувенирное издание карманного формата. В легкой доступной форме изложена история дымковского промысла, его сегодняшний день, этапы создания игрушки. Книга содержит фотопортреты мастериц, фотографии игрушек различных мастериц из музейных собраний.

Эта книга о людях, истории и культуре, настоящем, прошлом и будущем Вятского края. Сборник составлен из литературных произведений разного жанра и различных авторов. В главе «Олень-Золотые рога» группа авторов обращается к теме вятских промыслов, в том числе и дымковской игрушке.


Издание посвящено альбому Деньшина А.И. «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные», который создавался художником в Вятке и Москве. В 1919 году было «выпушено 120 нумерованных альбомов ручной раскраски яичными красками по возможности ближе к оригиналу. причем рисовал, описывал, литографировал, раскрашивал, составлял обложки и писал вязью автор лично. Рисунки сделаны с игрушек, находящихся в собрании автора».

Альбом, как и первое издание Деньшина А.И. 1917 года, вновь посвящается творчеству единственной в то время в Дымково мастерицы глиняной игрушки Анне Афанасьевне Мезриной (1853-1938). Из всего многообразия изделий игрушечницы Деньшин отобрал для альбома двадцать одну нарядную куклу

-барыни с зонтиками, муфтами, сумочками, цветами, няньки (кормилки) с детьми, водоноски с ведрами, барышни, стоящие на ножках.

В альбоме 1919 года впервые талант художника ярко проявился в оформлении лицевых сторон - двух заглавных листов, каждый из которых заключен в рамочку удивительной красоты, где растут и цветут необыкновенные сказочные цветы. В это великолепие рисунков всех девяти листов издания органически вплетается изящный рукописный текст автора с поэтическим рассказом: «с

незапамятных пор глиняных раскрашенных игрушек - подлинно детище народное. в глуши лесов, зеленых полей и широких раскатистых равнин с серебряными речками и синими далями. главная утеха ребячья - кони, бараны, звери, куклы. ..а золота, блеску, ярких красок они на себе имели столько. Все кружочки, полоски, точки, черточки, квадраты, завитушки -вся манера раскраски игрушек. высшее проявление артистического чувства и понимания красоты».
На страницах альбома Деньшин А.И. восторженно описывает и наглядно показывает, как «скульптурными приемами вылепливались игрушка за игрушкой. и раскраска производилась согласно личности раскрасчика и тем традициям, которые он заложил с детства».
В альбоме напечатаны совершенно уникальные рисунки автора, отражающие


процесс лепки и раскраски барышни на ножках, одной из тех, что воспроизведена в издании. Возле шестнадцати своих рисунков художник написал: «Так куклы сначала лепились в виде одного горшкообразного кринолина, потом туловище, руки, голова, прическа, воротник, шляпка, ноги на подставке, кукла вся с прибавлением сумочки и украшений на шляпе. Красок не более четырех-пяти и сверх красок - сусальное золото».

Эти рисунки автора, безусловно, - бесценный документ начала XX века и незаменимый материал для совершенствования творчества современных мастериц дымковской игрушки.

Алексей Иванович Деньшин в то время единственный знаток дымковского промысла, начавший зарисовывать игрушки с 15 лет. Он с грустью написал в конце альбома: «все это мелькнуло как сон. Еще несколько лет и будет опушен занавес нал одной из страниц прекрасной и необыкновенно яркой жизни народной массы в ее творчестве». И далее с надеждой: « но все-таки есть уверенность в том, что рано или поздно эти живые родники искусства забьют. и подобными исследованиямимы только их скорей откроем, и жизнь тогда встанет перед нами «преображенною». Через радость и красоту в ней откроется новый смысл ».

«Живые родники», действительно, скоро «забили» благодаря неутомимой деятельности Алексея Ивановича Деньшина по сохранению и развитию дымковского промысла. «Он был первый человек, заговоривший публично о вятском игрушечном деле. И его выступление имело большой общественный смысл».

Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства.

О дымковской игрушке немало написано и в общих трудах по народному искусству, и специальных статей и очерков, и популярных книг. Однако нельзя сказать, что все об этом промысле известно и мы хорошо знаем весь путь его развития.

Художественная эволюция дымковской игрушки в целом еще не изучена, подчас неверно определяются особенности ее выразительных средств, к формальным моментам сводятся традиции. Забыты имена некоторых мастеров, и не выявлен творческий вклад в общее дело даже достаточно известных. Не опубликованы многие выдающиеся произведения, которыми обладают музеи.

Все это представляет интерес не только для истории народного искусства в целом, но важно прежде всего для самого промысла. В его современной жизни немало сложностей и трудностей. Чтобы двигаться дальше, нужно хорошо знать пройденный путь, учитывать его опыт, просчеты и ошибки, достижения и победы.

Любовь и преданность своему делу, тревоги и заботы дымковских мастериц разных поколений побудили обобщить все известное и вновь найденное о дымковской игрушке на данном сайте, проследить ее развитие, ответить на некоторые наболевшие вопросы ее современной жизни. Как первая такая попытка она не претендует на исчерпывающую полноту.

В работе над сайтом использованы различные источники и материалы. Прежде всего — это местная историческая, краеведческая литература, сведения по кустарной промышленности Вятского края, местная периодика, содержащие немало интересного для истории промысла в XIX-XX веках.

В специальной литературе о народном искусстве сведения о дымковской игрушке появились лишь в начале ХХ века, когда после первой русской выставки игрушек в Петербурге в 1890 году возник всеобщий интерес к собиранию и изучению кустарной игрушки. Впервые публикации дымковских фигурок были сделаны в статьях и книге "Игрушка, её история и значение". Правда, в последней их происхождение неверно приписывалось Вологодской губернии. Но в общем внимании к народной игрушке в это время вятский промысел неизменно назывался в числе главных центров ее производства. Однако широкая известность дымковской игрушки началась с книги "Вятская глиняная игрушка в рисунках".

Роль и значение А. И. Деньшина в истории промысла трудно переоценить. Живописец, уроженец Вятки, он еще в юности увлекся народным искусством родного края, стал собирать глиняные игрушки, в 1908 году познакомился с и ее дочерьми, а потом и другими потомственными династиями мастериц. По существу вся жизнь Деньшина была отдана дымковской игрушке: он был её первооткрывателем, собирателем, распространителем в музеях, популяризатором и даже художественным руководителем промысла. Неутомимая деятельность Деньшина помогла мастерицам в трудные годы. В конечном счете ему же во многом обязан промысел своими современными успехами, ибо обучение молодежи у старейшин этого искусства впервые также было налажено Деньшиным.

Три книги, изданные Деньшиным, его рисунки, частично использованные в книге с текстом А. В. Бакушинского, рукопись — воспоминания о дымковских мастерицах, написанная в 1945 году и опубликованная позднее, отдельные статьи в журналах и газетах — все это является неоценимым источником и тем фундаментом, без которого не может обойтись ни один исследователь дымковской игрушки и народной игрушки в целом. Деньшин стремился достаточно точно зафиксировать многочисленные факты жизни и творчества и других мастериц, сам процесс создания игрушки, ее основные сюжеты и композиции, их названия, то есть старался сохранить и запечатлеть то, чему сам был свидетелем и что составляет непреходящую ценность его работ.

Все издания Деньшина содержат большое число иллюстраций — рисунков дымковской игрушки, главным образом Мезриной, которую он хорошо знал и творчество которой справедливо считал выдающимся явлением в народном искусстве. Однако, отдавая дань уважения трудам Деньшина, следует отметить, что его рисунки ни в коей мере нельзя считать копиями произведений дымковских мастериц.

Хотя они точно скопированы с подлинников, в них настолько сказался собственный активный почерк художника с характерными округлыми линиями рисунка, энергичными абрисами и упругими формами, яркими красками росписи, что судить по этим рисункам об авторских манерах Мезриной и других игрушечниц совершенно невозможно, особенно зная подлинные произведения разных мастеров в музеях. Рисунки Деньшина полностью нивелируют не только индивидуальные почерки дымковских мастериц, но и утрируют некоторые общие черты игрушек этого времени, в частности, усиливают цветовую активность. По-видимому, его альбом, который мастерицы хорошо знали и использовали как пособие, повлиял па последующее изменение характера игрушек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дымковская игрушка - искусство только рукотворное. История возникновение этой игрушки, второе возрождение этой игрушки - обо всем подробно рассказывается в проектной работе.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа на тему: «Дымковская игрушка»»

Проектная работа

на тему: «Дымковская игрушка»

Содержание:
1.Введение.
2. Основная часть.
2.1. История возникновения дымковской игрушки.
2.2. Самые старые игрушки.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.

2.4. Особенности производства дымковской игрушки.
2.5. Технология изготовления дымковской игрушки.

2.6. Третий период жизни дымковской игрушки.
3.Заключение
4. Приложения
5. Источники информации

Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски ну и, конечно же, фантазия.
Это – самая известная глиняная игрушка. Родом они из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Игрушки широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.
Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками. Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это барышни и свистульки.

Актуальность выбранной темы:

Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».

Цель проекта:

Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.
Задачи проекта:

1.Познакомиться с народной игрушкой, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;
2.Обучиться навыкам работы с пластическим материалом;
3.Научиться приемам декоративной росписи дымковской игрушки;
4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.
Объект исследования: дымковская игрушка
Предмет исследования: процесс ее изготовления ее и роспись игрушки.

Мне было интересно узнать:

1. Где родилась дымковская игрушка?

2. Как возник этот вид промысла?

3. А для чего нужны дымковские игрушки?

4. Особенности производства дымковской игрушки.

5. Возрождение дымковской игрушки.

6. Порядок лепки игрушки.

7. Ознакомление с характером росписи игрушек.

Выполняя проект, я прочитал много книг, ответил на различные вопросы о дымковской игрушке и узнал много полезного и интересного.

Где родилась дымковская игрушка?

В Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет.

В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.

В Дымкове, над Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.

Как возник этот вид промысла?

Игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.

А для чего нужны дымковские игрушки?

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

2. Основная часть.

2.1. История возрождения дымковской игрушки.
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.)
Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и мастериц - игрушечниц.
Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитрова описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные».
С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжалось в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришли с чужой земли. Но люди Вятки оказались находчивыми и придумали "военную" хитрость.
Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор жители Вятки отмечают победу веселой "Свистуньей".
2. 2. Самые старые игрушки.
Сохранившиеся во многих музеях нашей страны произведения дымковских мастериц позволяют с большей полнотой, чем во всех других центрах игрушечного производства, представить путь его развития.
Вероятно, самыми старыми игрушками можно считать несколько уникальных фигурок из собрания Кировского художественного музея. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными веселыми игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымково.
По сюжетам эти фигурки близки кругу образов Тульской слободы - Большие Гончары. Их отличает особая тонкослойность, даже хрупкость глиняного теста, изящество и грация поз, нежная гамма росписи, напоминающая колорит тульских барынь под зонтиками. Дамы одеты в нарядные платья с пышными юбками – кринолинами.
У них очень маленькие головки с тонко нарисованными лицами. По размерам, композиции, тонкости деталей, даже сюжетами эти фигурки близки фарфоровой пластике.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.

Если фигурки из Кировского музея можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, то второй этап представляют произведения из коллекции А.И. Деньшина.
Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой, Деньшин много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в 1920-1930-е года. Собрание Деньшина можно датировать рубежом 19 и 20 веков – часть его коллекции поступила в Загорский музей игрушки еще в 1919 году. В ней преобладают изображения барынь, кормилец, нянек.

В сравнении с фигурками из Кировского музея они миниатюрны, у них похожие шарики-головки, но лепка и особенно роспись уже иные. В лепке ощутима та «ступка» - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки и по-своему варьировалась разными мастерицами. К «ступке» отдельно прилеплялись шарик-головка, руки калачиком, фигурки детей и т.п.

Современные мастерицы: Римма Пенкина, Людмила Докина, Алевтина Трефилова создают композиции на темы русских народных сказок, деревенской жизни, используют современные мотивы. Их композиции дышат добродушным народным юмором и непосредственностью. Произведения современных мастериц знают по многим выставкам не только в нашей стране - во всем мире. Солнечное, доброе искусство дымковских чудесниц несет людям радость.

2.4. Особенности производства дымковской игрушки

Мне предстояло слепить дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства.

С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

2.5. Технология изготовления игрушки.

1. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпочкой для придания изделию ровной поверхности. После лепки игрушку несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.


Свернуть блин и получится колокол юбки для барыни.


Свернуть следующие два блина и получаются

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация рассказывает об одном из видов народного промысла: дымковской игрушке. Ды?мковская игрушка, вя?тская игрушка, ки?ровская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов, который возник близ города Вятка (ныне на территории города Кирова).

Просмотр содержимого документа
«Презентация по чтению "Народные промыслы. Дымковская игрушка"»

Дымковская игрушка. Составила Юрина М.Б.. Составила Юрина М.Б.. Составила Юрина М.Б.. Учитель начальных классов

Ды́мковская игрушка ,

вя́тская игрушка ,

ки́ровская игрушка

— один из русских народных глиняных художественных промыслов, который

возник близ города Вятка

(ныне на территории


Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Дымковская игрушка

— изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Читайте также: