Спит малыш обняв игрушку длинноухого щенка

Обновлено: 15.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Сценарий литературно-музыкальной композиции: « Дети блокадного Ленинграда»

( на сцене люди стоят спиной. Один за одним поворачиваются и говорят)

1 . ( Богдан) На Ленинград обхватом с трех сторон

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон.

Не приостановил ни на мгновенье,

Он сердце ленинградского биенье.

2. ( Дима Д) Ленинград в блокаде! — набатом неслось по стране.

3.( Хаметов) Спит малыш, обняв игрушку

В мягком облаке – подушки

Сны спустились свысока.

Не буди его, не надо,

Пусть продлится счастья миг.

О войне и о блокаде

Он узнает не из книг…

Дети играют в чехарду, скачут на скакалках, подбрасывают мяч.

Николь (выкапывая что-то из песка): Ребята, смотрите, что я нашла!

Все: Что это? Ого! Где ты это взяла?

Николь: Да вот здесь. Честно. На чердаке дома.

Аня: Написано Мемуары.

Катя: Должно быть, кто-то когда-то ее сюда спрятал и забыл достать. А давайте откроем?

Все: Давайте, конечно. Дайте мне почитать.

Антон: Ребята, это воспоминания 16-летней девочки, Милы Аниной, пережившей блокаду Ленинграда.

Вика : Ого! Да здесь же целый сборник стихов. Слушайте!

Война обрушилась нежданно,
Все переполнила собой,
И все смешалось в этом мире,
И смерть носилась над землей.

Стас: Ну-ка, дай почитать.

С войной слепою и жестокой
Я бок о бок к Голгофе шла…
Четыре очень долгих года
Свой крест недетский я несла.

Фоном звучит седьмая симфония Шостаковича. Атмосфера игры и азарта сменяется ощущением чего-то непонятного и страшного.

Нет, и детей война не пощадила,
И все невзгоды выдала сполна…
Я стала малолетнею старухой –
Все видела, все знала, все могла…

Дима Кулешов:

Ведь войны жалости не знают,
Война не ведает добро…
Шел по земле жестокий молох –
Не разбирая никого…
«Реквием»

Голос Милы Аниной: ( НАСТЯ ) Когда началась война, мне было неполных 7 лет.

Меня зовут Мила Анина. Когда началась война, мне было неполных 7 лет… 7 лет мне исполнилось 28 июля 1941 года. И в первый же месяц войны я была изувечена… еще до дня рождения…

Одна из девочек, нашедших тетрадь, встает со стула и подходит к авансцене. Чтение страниц постепенно превращается в ее собственные слова .

Аня Собенина:

Меня, измученную болью,
В крови, в бинтах, в полубреду…
Нес на руках солдат усталый,
Через кровавую войну…
И я, обняв его за шею,
Прильнула головой к плечу…
Он нес меня, забыв усталость,
Через внезапную войну.

Кем был солдат тот безымянный? (пауза)
Что ты наделала, война!

Нас дома ждали наши мамы,
Его – солдата и меня…
И я живу, живу и помню,
Такое забывать нельзя…
Меня моя дождалась мама,
Его – не встретит никогда…

Оборачиваются на Милу – она молчит. Девочки подходят к обоям, начинают рисовать девочку на руках у солдата.

Песня «Ах, война, что ты сделала, подлая» ( вокализ)

Встает девочка с фотоальбомом, начинает его листать.

Саша Алексеева:

Фотокарточки довоенные…
Папа, мама, братишка и я…
Вот я плачу, а тут с мороженым…
Вот мы с Зойкой держим кота.
Я в матроске, с косою до пояса,
На качелях у коки в саду.
Здесь мы все на веранде обедаем…
В довоенном ушедшем раю…
Вот в снегу я, катаюсь с горки…
Вот на даче…цветы…река…
Это – бабушки, это – дедушки,
Только все зачеркнула война…
Это мама поет под гитару,
Здесь вот с братиком на руках…
Я в блокадной холодной комнате
Над альбомом сижу в слезах…
Как недавно все это было…
Только все разорила война.
Довоенные фотокарточки,
Слабый отсвет былого тепла…

Рассыпает фотографии, идет рисовать фотокарточки из мирной жизни.

Песня «Есть только миг».( музыка меняется)

Настя: С наступлением холодов дома стало очень холодно, очень голодно, очень страшно и очень одиноко. Я все чаще оставалась одна и днем, и ночью. Тогда впервые мне отчетливо захотелось умереть. Я плакала долго. Зашла соседка. Она ничего не спросила, а только сказала что-то вроде: «Ничего, Бог терпел и нам велел». Она всегда во всех случаях вспоминала Бога и часто молилась и мне говорила, чтобы я тоже молилась своими словами

Встают две девочки и, кутаясь в одеяла, садятся на авансцене. Пробуют молиться

Стебновская Саша:

Молилась мама, стоя на коленях,

Молилась без иконы и креста…

Молила Николая Чудотворца…

Просила Мать распятого Христа…

Просила чуда – сохранить от смерти

Меня – ее голодное дитя…

Тянула в угол худенькие руки

И горестно смотрела в никуда.

И я стояла рядом на коленях…

Не зная слов, крестила молча лоб…

А по спине елозили мурашки,

И бил от холода и голода озноб…

Но я ждала, что состоится чудо –

Христос появится из темного угла,

И сразу кончится и голод, и блокада,

И прекратится страшная война…

Сводила боль костлявые коленки,

Но мне хотелось увидать Христа…

Которому в слезах молилась мама,

Не верившая в Бога никогда…

(Мила Анина «Отчаяние»)

Сценка «Брат и сестра в ожидании матери».)

Сестра: (Денисова) Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет
Ну, хоть бы крошечку где отыскать!
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат: ( Кулешов) А разве я есть не хочу? Хочу! Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас, потяжелее, чем у нас.
Хоть разрываются снаряды здесь, но дом у нас с тобою есть.
Вот, правда, враг недалеко, ну, а кому сейчас в стране легко?

Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,
Которые по праздникам пекла она?
Сейчас я съела б все одна!
Брат: Опять ты о еде заговорила! Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней, тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
^ Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат: Не вздумай хныкать перед ней!
Дай отдохнуть сначала ей.

Звучит музыка, все участники (дети) композиции по одному выходят на сцену, у некоторых в руках свечки.

Брат: Я мечтал быть водителем трамвая. Чтобы люди по утрам мне улыбались и говорили: «Спасибо!»

Сестра: А я хотела быть портнихой и шить красивые платья и рубашки! Первое платье я бы сшила своей мамочке!

Женя - У меня была мечта – стать врачом. Детским. Я, был бы очень добрый, как доктор Айболит!

Николь: - Я мечтала стать геологом, потом решила стать поваром. Чтобы никогда больше не голодать.

Аня: - А я мечтала стать артисткой! Как Любовь Орлова. Бабушка говорила, что у меня талант…

Ангелина: Для нас Великая Отечественная война - история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины. Наших родных и близких.

Богдан: Прошло много лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти в названиях улиц и площадей, в величественных монументах и мемориальных комплексах.

Что ж ты, мишка-шалунишка,
Перепачкал все штанишки?
За обедом баловался
И кефиром обливался.

Мой веселый мячик
Прыгает и скачет:
Прыг-скок - в уголок,
А потом обратно.
Вот как мы вечерок
Провели приятно!

Мне купили шарик синий.
Был он легкий и воздушный.
Ах, какой он был красивый,
Но ужасно непослушный.

Он все время в небо рвался,
Быть покорным не хотел.
И, едва я зазевался,
Шарик взял - и улетел.

Помашу ему ладошкой,
Хоть и жаль его немножко.

Очень любят обезьяны
Кушать сладкие бананы.
Мы на обезьян похожи,
И бананы любим тоже.

Наша кошка полосата,
Словно зебра, как матрос.
Долго думал я, ребята,
Разгадал секрет полос:

Видно даром не теряла
Время бабушка её -
Внучке-кошечке вязала
Полосатое бельё.

ПРО КОЛЯСКУ И КОТЁНКА

Я в коляску постелила
Чистую пелёнку,
На пелёнку положила
Нашего котёнка.

Но в коляске не лежится
Глупому котёнку,
Он царапается, злится,
Смял он всю пелёнку,

И под шкафом - как обидно!-
Спрятался трусишка.
Что ж, катать придётся, видно,
Плюшевого мишку!

Живёт у меня собачонка
И лает заливисто-звонко,
Но может при этом
Спеть с кошкой дуэтом,
Подвыть ей пронзительно-тонко.

Что за славная игрушка
Эта чудо-погремушка,
Замечательна на вид,
Привлекательно звучит.

Если в ручку попадёт,
Так и лезёт прямо в рот!

Разноцветный грузовик
По дороге напрямик
Целый день всё едет-едет
И везёт игрушки детям:
Куклу, плюшевого мишку,
Мячик, кубики и книжку.

За шнурок через ковёр
Грузовик ведёт шофёр,
Не боится он работы,
Хоть ему всего три года!

Колечки деревянные-
Цветные и блестящие.
Давай построим башенку,
Совсем как настоящую!
Наденем мы на палочку
Колечки друг за дружкой
И шляпку ярко-красную
На самую верхушку.

И получилась башенка-
Нарядная, красивая:
Зелёная, и красная,
И жёлтая, и синяя.
Давай колечки вместе
С тобой пересчитаем
И башенку на место
На полочку поставим!

На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты её возьмёшь
И в ней ещё одну найдёшь.

А в той ещё. И вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного, но всё же
Все удивительно похожи.

В нарядных сарафанах пёстрых
Румяные матрёшки-сёстры.
Была одна, а стало пять,
Им больше некогда скучать!

А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке.

Мне купила мама
Кубиков набор.
Высыплю их прямо
На пол, на ковёр.
Я из них построю
Домик и забор,
На ковре устрою
Я просторный двор.

Будет в доме первый
И второй этаж.
И с большою дверью
Для машин гараж.
Будут в доме люди
Жить и не тужить.
Ссориться не будут,
Будут все дружить.

Будут всей семьёю
Жить и поживать.
Потому что строить
Лучше, чем ломать!

Зонтик мой стоит
в углу в прихожей.
Никому не нужен он,
похоже -
нет дождя
четвёртую неделю,
оттого он нынче
не при деле.

Очень скучно
зонтику в прихожей!
Пусть мой зонтик
погуляет тоже.
Ничего, что сухо,
пусть пройдётся -
будет защищать
меня от солнца!

Бедный зонтик мой промок
С головы до самых ног,
Потому что он полдня
От дождя спасал меня.

Чтобы он не заболел,
Я воды ему нагрел,
А потом попарил в ванне,
В полотенце завернул.
Т-с-с! Смотрите, на диване
Он пригрелся и уснул!

Вышло солнце в небеса
И глядит во все глаза.
Здравствуй, солнце золотое!
Хорошо гулять с тобою -
Словно добрыми руками,
Обнимаешь нас лучами.

Говорливый ручеек
К речке-мамочке притёк
И за ручку вместе с нею
К морю побежал скорее.
Ручейки, как все ребята,
Искупаться в море рады.
Но купаться ручейкам
Надо под присмотром мам!

Ручеёк бежит, звеня.
Приглашает он меня:
"Ну-ка, наперегонки!
Кто быстрее до реки?!"

И пустился наутёк.
Я за ним, не чуя ног.

Кто на свете всех добрее?
- Мамочка моя!
Кто меня всегда жалеет?
- Мамочка моя!
Кто мне сказку прочитает?
- Мамочка моя!
Кто за дело поругает?
- Мамочка моя!
Кто обнимет, приголубит?
- Мамочка моя!
Кто нас с папой крепко любит?
- Мамочка моя!
Кто на свете всех прекрасней?
Кто всегда со мной?
У кого сегодня праздник?
- У неё, родной!

Таня куклу разбудила,
Причесала и умыла,
Накормила кашей вкусной,
Чаем, пирогом с капустой,
Приодела, собрала,
В детский садик повела.

По дороге наказала,
Чтобы с Мишкой не играла
(Он драчун и страшно грубый),
А дружить велела с Любой -
Ведь в карманах Любы этой
Вечно водятся конфеты.

Так дощли они до сада,
На работу Тане надо.
А работа Тани нашей -
Быть ребёнком
в группе младшей.

КАК ТЕБЕ НЕ СТЫДНО, МИШКА?

Как тебе не стыдно, Мишка!
Стал ты толстый, даже слишком,
Косолапый, неуклюжий.
Вон вчера - свалился в лужу
И, конечно, весь промок
С головы до самых ног.

Мы тебя едва отмыли
И полдня потом сушили.
Ты простыл и заболел -
В ухо мне всю ночь сопел.

Мне всё это надоело!
Знаю, что с тобою делать -
Приучу тебя к порядку!
Становись-ка на зарядку
И с меня пример бери!
Начинаем: раз-два-три.

ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНО МЫЛО?

Для чего нам нужно мыло
И прозрачная водица?
Чтобы Таня руки мыла,
Чтоб могла она умыться!

Мылим, мылим руки, чтобы
Испугались все микробы,
Чтобы Таня не болела,
Чтобы чистой стала кожа.
Пухнет мыло пеной белой,
Так на облако похоже,
И смывается водой.

Потому что очень важно
(Пусть запомнит это каждый!)
Руки мыть перед едой!

КАК МОЕТСЯ КОШКА?

Как-то раз решила Таня
Вымыть нашу кошку в ванне.
Ей шампунь достала новый,
Пенку с запахом сосновым.

Только кошка недовольна
И царапается больно.
Убежала из корыта,
Спину выгнула сердито:

"Ты оставь меня в покое,
Я сама себя помою -
Без шампуня и без губки
Я свою помою шубку!
Мы без мыла, без водицы -
Языком-м ум-меем-м м-мыться".

Живут в кровати у Танюшки
Разнообразные зверюшки:
Собака, тигр и бегемот,
Мартышка, лев и рыжий кот.
А как-то раз под одеялом
Змею я даже отыскала!

Какой-то зоосад в кровати!
Для Тани места там не хватит.

Спать тесно
со зверьём
Танюшке,
На место
уберём
игрушки!

Котик, котик Котофей!
Приходи к нам поскорей!
Наша Таня хочет спать,
Надо Таню покачать.

Ты так ласков, так хорош -
Лучше няньки не найдёшь!
Ты ей песню промурлычь,
Дрёму сонную накличь.

Убаюкай, укачай
И награду получай:
Дам тебе кусок мяска,
Да немного молока.

Не стесняйся, котик, кушай!
И во сне приснись Танюше.
Т-ш-ш!

Дождик-дождик, подожди!
Дождик-дождик, не дожди!
Хватит землю поливать,
Дай немного погулять.

Промокли горки и качели,
И лавочки, и карусели,
Промокли домик и грибок,
Песок в песочнице промок.
Все по домам бегут скорей.
Лишь дождь гуляет во дворе.

И потому
он плачет и печалится,
Что одному
ему гулять не нравится.

Дождик.
Распускаются зонты,
Словно пестрые
прекрасные цветы.
И наверно,
дождик представляет,
Что не город он,
а клумбу поливает.

Дождик льёт три дня подряд,
Он и сам уже не рад!
Но упрямые прогнозы
Вновь сулят дожди и грозы.

Город наш совсем промок,
Льются реки вдоль дорог,
И машины там и тут
Уж не едут, а плывут…

Видно, в небе отчего-то
Очень сильно плачет кто-то.

Капли падают - кап, кап -
С крыш, с деревьев и со шляп,
С капюшонов и зонтов,
С наших курток и пальто.
Сколько капель!
Сколько луж!
Будто город принял душ!

Опустел наш садик,
улетели птицы,
Листья, облетая,
тихо шелестят:
Неужели лето
вновь не возвратится
В наш забытый Богом,
опустевший сад?

Желтый лист кружится,
под ноги ложится,
Он такой красивый,
словно золотой!
Солнцем он подсвечен,
осенью отмечен -
Подниму его я,
унесу домой.

Будет он как память
о любимом саде,
Где сейчас деревья
в золотом огне.
И зимою долгой
листик этот желтый
Круглою ладошкой
вновь помашет мне!
1996г.

Льется дождик золотой,
С ёлочки стекая.
Полюбуйтесь на неё:
Вот она какая!

Вся сверкает и цветёт
Яркими огнями.
Приглашает в хоровод
Веселиться с нами.

Новый год уже в пути,
Скоро к нам приедет.
Ярче, елочка, свети
Ты на радость детям!

Серый волк явился в зал,
Удивился и сказал:
- Это что за хоровод?
Кто у ёлочки поёт?
Разрешите мне, ребята,
С вами встретить Новый год!
Я под ёлкой попляшу,
Никого не укушу!

Я – лисичка, рыжий хвостик.
Я пришла к ребятам в гости.
Буду с ними веселиться,
Возле ёлочки кружиться.

Белка-белочка, вертушка,
Хлопотушка- хохотушка,
Рыжим хвостиком трясёт:
-Здравствуй, здравствуй,
Новый год!
Что ты, что ты, шалунишка,
Не грызи на ёлки шишки!
Ведь они не настоящие,
А стеклянные, блестящие.

К нам на ёлку, посмотри,
Прилетели снегири.
И уселись на макушке,
Как нарядные игрушки.

Маленькие зайчики
Прыгают, как мячики.
Как они сегодня рады –
Веселятся до упада.
Дед Мороз под Новый год
Им морковку раздаёт!

К вам на праздник новогодний
Сам медведь пришёл сегодня.
Мишки спят зимой в берлогах,
Так что сонный я немного.
Разбудил будильник мишку,
И пустился я вприпрыжку
С вами встретить Новый год!
Где у вас для мишки мёд?
Ну, а если мёда нет,
Дайте мне тогда конфет!

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать:

Первый мы зовём - большой,
Указательный - второй,
Средний палец - длинный самый,
А четвёртый - безымянный,
Ну а пятый - наш любимчик,
Самый маленький, мизинчик.

Сосчитай-ка их опять -
Раз, два, три, четыре, пять!

Утром ярко-рыжий кот
Молоко тумана пьёт.
А потом на небосклон
Погулять выходит он.

Иногда с котом летят
Много беленьких котят,
И резвятся в вышине,
Как барашки на волне.

А когда не в духе кот,
Даже небо слёзы льёт.
Не видать тогда кота,
И не выйти без зонта.

Несколько потешек для организации подвижных игр детей

1. Имитация движений

Мы гуляли по тропинке
Так, так, так!
Мы качались, как осинки
Так, так, так!
Громко хлопали в ладошки
Так, так, так!
Покружились мы немножко
Так, так, так!
Мы, как птички, полетали
Так, так, так!
Наклонялись за цветами
Так, так, так!
Мы поплавали, как рыбки,
Так, так, так!
Подарили всем улыбки
Так, так, так!

2. В конце стихотворения надо замереть.

Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Пляшут, скачут, веселятся,
Злого волка не боятся.

Берегись, лесной народ!
На охоту волк идёт.
Разбежались все зайчата
И попрятались куда-то.
("зайчата" замерли, а "волк" ходит и смотрит, не шевелится ли кто из них)

Не шевелятся, сидят,
Не поймает волк зайчат.

3. Сороконожка (имитация - догонялки)
(Водящий встаёт первым, остальные "прицепляются" к нему в цепочку, образуя "сороконожку")

По лесной дорожке
Оп-оп-оп!
Шла сороконожка
Топ-топ-топ!

То скакала-прыгала
Прыг-прыг-прыг!
То ногами дрыгала
Дрыг-дрыг-дрыг!

Но, пока играла
Вот беда!
Ножки растеряла
Да-да-да!
(все разбегаются)

Раз-два-три-четыре-пять,
Надо ножки догонять!
(Водящий бежит догонять "ножки")

4. ЗАИГРАЛИ МЫ НА СКРИПКЕ
(имитация, знакомство с музыкальными
инструментами, внимание)

Заиграли мы на скрипке:
Ди-ли-ли, ди-ли-ли!
Зайки танец свой под липкой
Завели, завели!

А теперь - на балалайке:
Динь-ди-лень, динь-ди-лень!
Пляшут зайки на лужайке
Целый день, целый день!

Мы - на дудочке весёлой:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
Скачут зайки во зелёном
Во саду, во саду!

Заиграли на гармошке:
Тра-ля-ля, тра-ля-ля!
Зайки хлопают в ладошки
И ушами шевелят!

В барабаны бить мы стали:
Трам-там -там, трам-там-там!
В страхе зайки ускакали
По кустам, по кустам!

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА
(сопровождается соответствующими
движениями кистей рук)

Утром пальчики проснулись, (разжать кулачки)
Потянулись (напрячь, развести пальцы)
И встряхнулись (встряхнуть кисти),
Крепко-крепко обнялись, (имитация рукопожатия),
За работу принялись. ("закатываем рукава")
Налепили куличей, (ладошки "лепят" пирожки)
Стали звать к себе гостей, (приглашающие движения кистями рук)
Заиграли на рояле ( имитация игры не клавишах)
И весь день протанцевали. (ручки "танцуют")

ЛИСА И ЗАЙЦЫ
(имитация-догонялки)

Дили-дили-дили-дили,
Зайцы по воду ходили.
По дороге так скакали,
Что всю воду расплескали.
("зайцы" прыгают)

А за ними шла лисица
По лесной дороге,
Наступила в ту водицу -
Промочила ноги.
("лиса" встряхивает ноги)

И стоит, ругается:
"Погодите, зайцы!
(грозит пальчиком)
Раз, два, три, четыре, пять,
Я бегу вас догонять!"
("зайцы убегают", "лиса" их догоняет)

А мой ЛГ, Мишка, который родился у друзей в один со мной день.
*******
Мишенька, весёлый мальчуган,
Вот уж год как вместе землю топчем
Средь столично-разных горожан,
Кто с тобою нас конечно робче.

Мишенька, Мишаня, дорогой,
Самый, кто не ждан из удивлений,
Ох, не зря совпал у нас с тобой
Один день для разных двух рождений.

Бог позволит верно нам понять,
Позволяя жить нам, хулиганя,
Для чего из не моих наград,
Ты такой единственный, Мишаня.

Мишка, кореннее расти зуб,
Чтоб своими слыть путём и шагом.
Становись отважным, жизнелюб,
И удача смеряет аншлагом.
*******
Недавно отпразновал первый год.

Спасибо, добрый автор, за ваш труд.
Писать для самых маленьких очень нужно. Но не каждому дано.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

За свой недолгий путь земной
Узнал малыш из Ленинграда
Разрывы бомб, сирены вой
И слово страшное – блокада.
Его застывшая слеза
В промёрзшем сумраке квартиры -
Та боль, что высказать нельзя
В последний миг прощанья с миром…

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.

Александр Фадеев в путевых заметках «В дни блокады» писал: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом… И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке».

Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 января…», «Дядя Алеша 10 мая…», «Мама 13 мая в 7.30 утра…», «Умерли все. Осталась одна Таня». Записки этой девочки, которая погибла в 1945 году в эвакуации, стали одним их грозных обвинений фашизму, одним из символов блокады.

У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Откройте сегодня монографию «Рисуют дети блокады». Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал!» – спросила воспитательница. Он ответил: «Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего». Они были такими же блокадниками, как взрослые». И погибали так же. Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала «Дорога жизни», проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков. Война разбросала их по разным уголкам Союза, по-разному сложились их судьбы, многие не вернулись обратно.

Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно.

Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.
В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.

Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее. «К урокам готовлюсь по-новому, – писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя».

К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.

Одна из учениц писала об этой новогодней елке: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти». Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: «Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение».
Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль «Дворянское гнездо», в Большом драматическом – «Три мушкетера». В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем «Овод».

А весной у школьников началась «огородная жизнь». Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: «Не уйду, пока не выполню норму!»

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с «зажигалками», тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – «сыновьями полков», получившими награды на полях сражений.

Сегодня я хочу рассказать о моем дедушке, Штрез Александре Адамовиче. Он ребёнок блокады Ленинграда. Дедушка родился 17 мая 1937 года. Когда началась Великая Отечественная война, ему было всего 5 лет. Несмотря на столь юный возраст, те страшные воспоминания до сих пор свежи в его памяти. Из воспоминаний: наша семья состояла из шести человек: бабушка Кристина, мама Екатерина Яковлевна, старший брат Яша, сестренка Сонечка, я и отец. Отец, как и все мужчины, которые хотели защитить свою семью, ушел воевать на фронт и не вернулся. В то время великий труд охраны и спасения города выпало и на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они наравне со взрослыми, не покладая рук, шли на изнурительные работы, записывались добровольцами копать противотанковые рвы. Из старшеклассников формировали команду противовоздушной обороны и противопожарного звена. По сигналу воздушной тревоги они занимали свои посты на крышах и чердаках зданий, на улицах города. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолётов, дежурили морозными ночами на вышках, носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом. Они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке. В городе не хватало продовольствия, кончилось топливо, в квартирах стоял лютый холод. По карточкам выдавали по 125 граммов хлеба на человека. Люди ходили по городу как тени, большинство еле волочили ноги, трупы лежали на улицах. Трудно было выдержать, но надо крепиться и надеяться…

Из блокадного Ленинграда в марте 1942 года семью вывозили на машине ГАЗ АА по Ладожскому озеру по «Дороге жизни». Путь предстоял неблизкий, по железной дороге семью довезли до Усть-Кута, затем их пересадили на баржи и повезли вниз по реке Лена до моря, через море в Яну. Конечной остановкой был поселок Крестьянск, в то время туда свозили всех блокадников. Времена были трудные, бабушка Кристина работала техничкой в школе, а ночью- кочегаром. Мама занималась рыбалкой, часть улова они отправляли на фронт. Деду Сашу с другими детьми взяли в школу в первый класс. Здесь их возвращали к жизни. Часто это удавалось, а иногда блокада оказывалась сильней.

Когда закончилась война, семье разрешили переехать в посёлок Сангары, где они прожили до 1962 года, там же дедушка встретил свою будущую жену - бабу Тамару.

Несмотря на то, что в годы войны дедушка был ещё ребенком, те страшные воспоминания до сих пор свежи в его памяти, а память изо дня в день пролистывает кровавые страницы. Мы стараемся поменьше тревожить деда расспросами, так как понимаем, что рассказы даются ему не совсем легко, глубокая рана, нанесенная войной, осталась на всю жизнь.

Сейчас они живут в посёлке Пеледуй, у них два сына, три внука и я, правнучка Лера.

Своим бабушке и дедушке я желаю крепкого здоровья и долгих лет жизни. Я ими горжусь, ведь они у меня самые лучшие.

Несмотря на то, что в годы войны дедушка был ещё ребенком, те страшные воспоминания до сих пор свежи в его памяти, а память изо дня в день пролистывает кровавые страницы. Мы стараемся поменьше тревожить деда расспросами, так как понимаем, что рассказы даются ему не совсем легко, глубокая рана, нанесенная войной, осталась на всю жизнь.

Отправлен сертификат:Всероссийский литературный конкурс «История моей семьи»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Сценарий литературно-музыкальной композиции

"Блокада Ленинграда"("Дети войны")

Композиция посвящена снятию блокады Ленинграда (по мемуарам ребенка блокадного Ленинграда – Милы Аниной).

Фильм "Блокадный Ленинград".

Выходят ведущие.

1. На Ленинград обхватом с трех сторон

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон.

Не приостановил ни на мгновенье,

Он сердце ленинградского биенье.

2. В 1941 году фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от нашей страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.

1.Не было топлива.

Замерло электричество.

Вышел из строя водопровод.

Начался голод.

2. По Ленинграду ходила смерть.

Но не сдавался город.

Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград.

С суши, с моря, с воздуха

Бросали на город даже морские мины.

1. В городе начались пожары.

Рушились дома от обстрелов.

Люди погибали в домах и на улицах.

Но ленинградцы держались.

2. - Ленинград в блокаде! — набатом неслось по стране.

Жителей города должны были убить голод, бомбёжки, обстрелы и наступившая зима.

1.Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит; почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по вою сирены надо бежать в бомбоубежище …Много детского почему?

2. Всё, что происходило у детей на глазах, наводило ужас. Им пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в таком малом возрасте.

1. Спит малыш, обняв игрушку

В мягком облаке – подушки

Сны спустились свысока.

Не буди его, не надо,

Пусть продлится счастья миг.

О войне и о блокаде

Он узнает не из книг…

2 . Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Важной задачей города было обеспечить им безопасность, как можно скорее вывезти за пределы города.

Дети играют в чехарду, скачут на скакалках, подбрасывают мяч.

Ведущий : На детской площадке играют дети.

(на экране слайды с изображением детей на играющих на песке до войны)

Настя (выкапывая что-то из песка): Ребята, смотрите, что я нашла!

Все: Что это? Ого! Где ты это взяла?

Лера: Да вот здесь. Честно. Мы ямку для сюрпризов копали, а тут тетрадь старая.

СЛАЙД

Поля: Написано Мемуары.

Катя: Должно быть, кто-то когда-то ее сюда спрятал и забыл достать. А давайте откроем?

Все: Давайте, конечно. Дайте мне почитать.

Все разбирают пожелтевшие листы, вчитываются.

Зоя: Ребята, это воспоминания 16-летней девочки, Милы Аниной, пережившей блокаду Ленинграда.

Ксюша: Ого! Да здесь же целый сборник стихов. Слушайте!

Война обрушилась нежданно,
Все переполнила собой,
И все смешалось в этом мире,
И смерть носилась над землей.

Юля: Ну-ка, дай почитать.

С войной слепою и жестокой
Я бок о бок к Голгофе шла…
Четыре очень долгих года
Свой крест недетский я несла.

Фоном звучит седьмая симфония Шостаковича. Атмосфера игры и азарта сменяется ощущением чего-то непонятного и страшного.

СЛАЙДЫ войны

Женя:

Нет, и детей война не пощадила,
И все невзгоды выдала сполна…
Я стала малолетнею старухой –
Все видела, все знала, все могла…

Маша:

Ведь войны жалости не знают,
Война не ведает добро…
Шел по земле жестокий молох –
Не разбирая никого…
(Мила Анина «Война», «Реквием») СлАЙД

Ведущий : Война обрушилась не только на взрослых, но и на детей - теми же бомбежками, голодом, холодом, разлуками. Война бесцеремонно вторглась в их детство. Время героическое и трагическое одновременно чеканило их характеры. Многие из них оказались в обстоятельствах выбора между жизнью и смертью.

Голос Милы Аниной : Когда началась война, мне было неполных 7 лет.

Все оборачиваются. На сцене за спинами ребят стоит Мила Анина (девочка 7 лет) в черной одежде с платком на голове. Играющие расступаются, садятся на стулья по обе стороны сцены. Каждый вчитывается в найденные страницы дневника. На сцене появляются призраки войны (хореография).

Пластическая композиция «Закаты алые».

В финале пластической композиции танцующие повязывают детям черные платки и разворачивают на заднике длинную полоску пожелтевших обоев. Мила подходит к обоям и начинает рисовать.

Голос : Меня зовут Мила Анина. Когда началась война, мне было неполных 7 лет… 7 лет мне исполнилось 28 июля 1941 года. И в первый же месяц войны я была изувечена… еще до дня рождения…

Одна из девочек, нашедших тетрадь, встает со стула и подходит к авансцене. Чтение страниц постепенно превращается в ее собственные слова .

Полина: Меня, измученную болью,
В крови, в бинтах, в полубреду…
Нес на руках солдат усталый,
Через кровавую войну…
И я, обняв его за шею,
Прильнула головой к плечу…
Он нес меня, забыв усталость,
Через внезапную войну.

Женя:

Кем был солдат тот безымянный? (пауза)
Что ты наделала, война!

Полина:

Нас дома ждали наши мамы,
Его – солдата и меня…
И я живу, живу и помню,
Такое забывать нельзя…
Меня моя дождалась мама,
Его – не встретит никогда…

Оборачиваются на Милу – она молчит. Девочки подходят к обоям, начинают рисовать девочку на руках у солдата.

Песня

Голос: Когда меня привезли домой после неудачной эвакуации, я долго болела и не могла выходить из дома. А когда стало можно выходить, город показался мне странным и чужим. Окна во всех домах были заклеены крест-накрест бумажными полосками. Всюду эти кресты, кресты, кресты…

Мы жили на улице Стачек. Нас было четверо – мама, папа, брат и я. В соседней комнате жили Зойка с мамой и бабушкой. Перед домом, впритык друг к другу, тянулись сараи с дровами, курами и голубятнями на крышах. Мы любили играть в своем уютном дворе, где под ногами путались куры, где жил задиристый петух, который не жаловал «чужаков».

Встает девочка с фотоальбомом, начинает его листать.

Ксюша: Фотокарточки довоенные…
Папа, мама, братишка и я…
Вот я плачу, а тут с мороженым…
Вот мы с Зойкой держим кота.
Я в матроске, с косою до пояса,
На качелях у коки в саду.
Здесь мы все на веранде обедаем…
В довоенном ушедшем раю…
Вот в снегу я, катаюсь с горки…
Вот на даче…цветы…река…
Это – бабушки, это – дедушки,
Только все зачеркнула война…
Это мама поет под гитару,
Здесь вот с братиком на руках…
Я в блокадной холодной комнате
Над альбомом сижу в слезах…
Как недавно все это было…
Только все разорила война.
Довоенные фотокарточки,
Слабый отсвет былого тепла…
(Мила Анина «Семейный альбом»)

Рассыпает фотографии, идет рисовать фотокарточки из мирной жизни.

Песня «Есть только миг».

Голос: С наступлением холодов дома стало очень холодно, очень голодно, очень страшно и очень одиноко. Я все чаще оставалась одна и днем, и ночью. Тогда впервые мне отчетливо захотелось умереть. Я плакала долго. Зашла соседка. Она ничего не спросила, а только сказала что-то вроде: «Ничего, Бог терпел и нам велел».

На середину выходит оставшаяся девочка, судорожно начинает собирать рассыпанные фотокарточки. Появляются «призраки войны» (хореография), начинают кружить, задевать ее длинными рукавами, хлестать, останавливая движения.

Настя:

Воспоминанья хлынули лавиной…
Они способны раздавить меня,
Война, блокада, страхи и болезни,
Берггольц, бомбежки, лютая зима…
125 святых, бесценных граммов
Святого хлеба…, очередь за ним…
Вода из грязного растопленного снега
И похожденья долгие за ним.
Воспоминанья хлынули лавиной,
Они способны раздавить меня…
И вспоминать не хочется блокаду –
Все снова пропускать через себя… (Мила Анина «Воспоминанья»)

Девочка закрывает лицо руками. К ней подходит Мила Анина, гладит по голове.

Голос (эхом повторяют те же слова другие голоса): Окно в комнате было занавешено светомаскировкой. Вставая утром, я отгибала небольшой уголок, и в этой полутьме я пыталась рисовать. Бумаги не было, и я разрисовала стены прямо по обоям. Я рисовала такие ненужные для семилетней девочки все атрибуты войны – танки, пушки, самолеты, разрушенные дома и вперемешку с ними цветы, много солнышек с лучиками, детей с папами и мамами и все то, на что была способна детская фантазия.

Мила: Я рисую на стене
Все, что в голову придет…
Это танк, а тут меня
Мама за руку ведет…
Здесь деревья…,там стрельба…
Это солнца круг с лучами.
Вот зеленая поляна
С разноцветными цветами.
Я продрогла…есть охота…
Дрожь в коленках и руках…
Разрисованные стены
Закружились вдруг в глазах… (Мила Анина «Я рисую»)

Мила опускается на колени, все дети подбегают к ней, замирают, поднимают глаза на зал.

Голос:

Я из блокады и войны,
Я знаю то, что знать не надо…
Я в ней жила, я помню все –
Какой была моя блокада.
Неправда, что не помнят дети
Все тяготы блокадных лет…
Мы – Книга Памяти и Боли,
И детских маленьких побед…

Мила: Говорят, что человек жив, пока о нем помнят. Помните.

Отдает листы своей тетради, снимает платок. Все за ней снимают платки, бережно держат их в руках.

Сценка «Брат и сестра в ожидании матери».)
Сестра: Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет
Ну, хоть бы крошечку где отыскать!
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат: А разве я есть не хочу? Хочу! Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас, потяжелее, чем у нас.
Хоть разрываются снаряды здесь, но дом у нас с тобою есть.
Вот, правда, враг недалеко, ну, а кому сейчас в стране легко?

Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,
Которые по праздникам пекла она?
Сейчас я съела б все одна!
Брат: Опять ты о еде заговорила! Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней, тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
^ Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат: Не вздумай хныкать перед ней!
Дай отдохнуть сначала ей.

Звучит музыка, все участники (дети) композиции по одному выходят на сцену, у некоторых в руках свечки.

Брат: Я мечтал быть водителем трамвая. Чтобы люди по утрам мне улыбались и говорили: «Спасибо!»

Сестра: А я хотела быть портнихой и шить красивые платья и рубашки! Первое платье я бы сшила своей мамочке!

- У меня была мечта – стать врачом. Детским. Я, был бы очень добрый, как доктор Айболит!

- Я мечтала стать геологом, потом решила стать поваром. Чтобы никогда больше не голодать.

- А я мечтала стать артисткой! Как Любовь Орлова. Бабушка говорила, что у меня талант…

Ведущий 1 . Для нас Великая Отечественная война - история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины. Наших родных и близких.

Ведущий 2: Стук метронома. По Ленинградскому радио транслировали его равномерные, четкие удары. Этот звук напоминал биение сердца великого города, успокаивал и внушал уверенность - если звучит радио, значит город живет и борется.

Ведущий 1: Священное место для каждого ленинградца - Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады.

Минута молчания - прошу всех встать, почтим память погибших минутой молчания.

Ведущий 2: Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Эта легендарная повесть мужества и героизма навсегда останется в памяти грядущих поколений.

Ведущий1. В местах захоронения жителей блокадного города, погибших от голода и обстрелов, возвели мемориальные комплексы. На Пискарёвском кладбище зажгли Вечный Огонь. На площади Победы установили монумент героическим защитникам города. В 60-х годах на боевых рубежах, на подступах к городу, где его защитники остановили врага, поставили 60 памятников, посадили аллеи. Так возник мемориальный комплекс «Золотой пояс Славы». В 1965 году, городу было присвоено звание «Город – герой» и вручен орден «Золотая Звезда».

Ведущий 1. Прошло много лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти в названиях улиц и площадей, в величественных монументах и мемориальных комплексах.

Выходят дети.

1. О чем мечтают дети?

У нас мечта одна:

Пусть будет на планете

Мир добрый, как весна.

2. Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

3. Там, где пушки не гремят,

Там, где солнце ярко светит,

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

Слайд 4. Взрослые, вас просят дети,

Чтобы мир вы берегли!

Чтоб светило солнце детям

В каждом уголке Земли! Финальная песня «Не отнимайте солнца у детей» , муз. Е.Лучников, Е.Бондаренко, сл.В.Попков.

Читайте также: