Спортивно моторные игрушки это

Обновлено: 19.05.2024

Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

Игрушка как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества. На протяжении тысячелетий игрушка радикально меняется.

Воспитательное значение игрушек:

¾ это обязательный спутник детских игр; - участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

¾ отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

¾ нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

¾ приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельнос­ти, развивают мышление, память, воображение, внимание, выраба­тывают выдержку, воспитывают волевые качества;- помогают воспитанию у детей интереса к труду, ,любознательности;

¾ способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, ува­жения к людям разных национальностей;

¾ объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий;

¾ наиболее доступное детям произведение искусства.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются:

1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

3.Спортивные или моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки

4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны.

5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности

6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешанный строительный материал.

8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Педагогические требования к игрушке:

¾ они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

¾ содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

¾ иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

¾ соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

¾ должны быть безопасными и гигиеничными;

¾ развивать познавательные интересы, активизировать общение;

¾ приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

¾ пробуждать творческое воображение, изобретательность,

¾ учитывать гендерный подход.

Гигиенические требования к игрушкам:

¾ игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала.

¾ воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на дефекты металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ статья игрушки.doc

«Роль игрушек в развитии ребенка».

Значение игрушек для ребёнка

Для гармоничного и интенсивного развития каждому ребёнку необходимо не только хорошее питание, правильная гигиена, но и развивающие игры, но и правильные игрушки. С помощью игрушек малыш знакомится с окружающим миром.

Первое, что находится вокруг крохи, что помогает его заинтересовать, это игрушки. Только активно взаимодействуя с окружающими предметами, контактируя с близкими людьми, малыш полноценно развивается.

Ребёнку необходимо постоянное общение , его надо учить играть.

Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.

Игрушка – одно из важных средств воспитания и обучения. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.

У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.

Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!

"Какие игрушки нужны детям"

Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья. У кого-то это невзрачный мишка, переданный мамой по наследству, малюсенький пупсик с огромным количеством нарядов из лоскутков. Из огромного количества игрушек, подаренных ребенку, только он сам способен выбрать то, что действительно нужно ему. Именно ту игрушку, память о которой он пронесет по всей своей жизни, а возможно, и подарит своим детям вместе с тем чувством близости и теплоты, которое они ощутили вместе. У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую может наказать, поругать, пожалеть и утешить. Именно она поможет преодолеть страх одиночества, когда родители уходят, страх темноты. Их ломают, наказывают, забрасывают в дальний угол, но именно о них вспоминают дети в минуты разочарований. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии.

  1. Сюжетные, или образные, игрушки — куклы, фигур­ки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.

Центральное место отводится кукле . Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу , разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным иг­рушкам также относятся те, что изображают зверей, домаш­них животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулки

Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их ле­жит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

Они связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки), но этого достаточно, чтобы дети игра­ли — жили в образе.

Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

Эти игрушки по содержанию являются образны­ми, но имеют особое назначение — служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо.

Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изоб­ражающие пианино, балалайки и др. музыкальные инстру­менты.

Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы , лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.

Они состоят из геометрических тел.

Среди всех вышеперечисленных игрушек, есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и др. Сидя за сто­лом, ребенок захочет, скорее всего, играть маленькими, устойчивыми игрушками, а вот для улицы мелкие игрушки не годятся.

Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, не задумываются о педагогической целесообразности игрушек. Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбро­сит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющие­ся игрушки однородны — это приведет к однообразию сюжета игры. Рассортируйте игрушки, однотипные временно убери­те, через некоторое время обыграйте их с ребенком. Или разделите игрушки на несколько равно­ценных наборов и периодически (1-2 раза в месяц) меняйте их. Если в семье двое-трое детей, то у них должны быть как общие, так индивидуальные игрушки. Приучайте ребенка убирать за собой, это поможет воспитать дисциплинирован­ность и ответственность в дальнейшем.

Иногда дети очень просят и даже требуют приобрести но­вую игрушку. Психологи не рекомендуют использовать слово «никогда», например: «Никогда у тебя не будет этой игрушки, никогда я тебе ее не куплю». Надо разобраться в данной ситуации. Например, игрушка хорошая, и у вас сейчас нет денег на ее покупку, значит, можно пообещать ребенку, что ее подарит Дед Мороз, или найти альтернативу, которая гораздо дешевле. Внимание маленького ребенка попытайтесь переключить.

Следите, чтобы у каждой игрушки было свое место, не сваливайте все подряд в ящик. Разделите игрушки по категориям, следите за порядком и учите этому малыша. Систему организации игрушек и обучающих материалов хорошо организовать по методу М. Монтессори элементы которой, можно увидеть в кабинете коррекции №8 г. Атбасар, но это несложно сделать и в комнате у ребенка, для этого детская комната или уголок условно делится на зоны:

математическая (пирамидки, сортеры, матрешки),

языковая (кубики с буквами, книги),

зона практической жизни (застежки, шнуровки, предметы для игр с крупой, бытовые предметы),

зона сенсорного развития (музыкальные игрушки, шуршалки, гремелки, мячики из разных материалов и наполнителей),

зона физического развития (фитбол, рукоход).

Такая организация полезна с самого начала, то есть с момента начала ползания. Маме видно, какая зона требует внимания, где чего не хватает, что используется, а что простаивает. Ребенок видит все игрушки и выбирает то, что необходимо ему в данный момент. Полки должны быть установлены так, чтобы ребенок, научившийся вставать с опорой, мог сам достать с них интересующую вещь и поставить на место после игры. С самого начала учите малыша поддерживать порядок: естественно и радостно, в качестве завершающей части игры мама сама обязательно кладет каждую вещь на место. И малыш будет делать точно так же, как только сможет. Игрушек в каждой зоне не должно быть слишком много. Чтобы сохранять радость новизны, разделите игрушки на 2-3 части и периодически их меняйте.

Покупайте игрушки осознанно, выбирая лучшие. Пусть они не только развлекают, но и воспитывают. Развивайте малыша с удовольствием!

Какие игрушки нужны ребенку - ответ на этот вопрос зависит от возраста. Чем младше ребенок, тем меньше нужно игрушек. И вообще игрушек нужно меньше, чем это может показаться любящим родственникам. Гораздо ценнее время, которое вы можете подарить малышу, чтобы смастерить что-то вместе или поиграть в простой мячик.

Покупая игрушки малышу, руководствуйтесь принципом "Лучше меньше, да лучше". Выбирайте вещи качественные, сделанные с любовью из натуральных материалов. Деревянные игрушки предпочтительнее пластиковых.

· Игрушки не должны легко ломаться, разбиваться. У них не должно быть мелких деталей, которые могут попасть малышу в рот или в нос.

· Мягкие игрушки можно давать ребенку только в том случае, если их легко чистить.

· Когда ребенок начнет осваивать пространство комнаты, оберните чем-нибудь мягким острые углы мебели, закройте электророзетки, уберите с пола провода.

· Смотрите, чем играет ваш маленький. Среди его "игрушек" может оказаться не только вполне безопасный мамин тапочек, но и шуршащий полиэтиленовый пакет (который ребенок непременно попробует надеть на голову).

· Детство любого ребенка неотделимо от игрушек. Современные магазины предлагают нам огромный ассортимент игрушек, способный угодить не только желаниям ребенка, и требованиям родителей. Очень часто, присматривая подарок малышу, мы стоим перед выбором: купить яркую, дорогую, многофункциональную игрушку или отдать предпочтение подарку с меньшим набором характеристик, но укладывающейся в семейный бюджет. Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, нужно понять, для чего вообще нужна ребенку игрушка?

· Детская игрушка – это пропуск во взрослый мир. С ее помощью малыш знакомится и исследует окружающую действительность, учит общаться, узнавать себя и выражать чувства. Любая игрушка, независимо от цены и качества, затрагивает эмоциональный мир ребенка. Играя, малыш представляет свой мир, воображает и придумывает собственных героев, их истории и приключения. Игрушка – это проводник фантазии, поэтому очень важно, чтобы она нравилась ребенку.

· При покупке игрушки для ребенка подумайте, как с ней можно играть и насколько быстро она может надоесть. Не забывайте, что игрушки следует выбирать, а не собирать. Железная дорога с пультом управления и механическая кошка, поднимающая лапу, может оказаться надолго в шкафу. Купите набор разноцветных кубиков, из которых можно построить дом или крепость, пластмассовую собачку, которую можно выводить гулять, купать, разрисовывать фломастерами. Ребенку нужна игрушка, с которой он может играть, не боясь ее сломать. Помните, любая, даже самая лучшая, игрушка не может заменить живого общения с родителями.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Презентация на тему: «СПОРТИВНЫЕ ИГРУШКИ» Заверняева Елена Алексеевна


Курс повышения квалификации

Песочная терапия в работе с детьми


Курс повышения квалификации

Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО


Курс повышения квалификации

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС ДО


«Привязанность к взрослому в жизни ребенка, причины и последствия нарушения привязанности»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация на тему: «СПОРТИВНЫЕ ИГРУШКИ» Заверняева Елена Алексеевна

Презентация на тему:
«СПОРТИВНЫЕ ИГРУШКИ»

Заверняева Елена Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, к.

ВВЕДЕНИЕ
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.»
А. С. Макаренко

Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспе.

Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.

Актуальность Игрушки, способствующие физическому развитию детей очень разноо.

Актуальность
Игрушки, способствующие физическому развитию детей очень разнообразны и предназначены для детей всех возрастов. Они способствуют укреплению физических сил ребенка, развитию мускулатуры, ловкости и гибкости всего тела.

Спортивные игрушкиТакие игрушки способствуют физическому развитию малышей и п.

Спортивные игрушки
Такие игрушки способствуют физическому развитию малышей и подойдут для особо активных детей.
Некоторые спортивные игрушки больше способствуют развитию активных движений, бега, прыжков и т. д. (каталки, велосипеды и т. п.).
Другая категория игрушек больше воздействует на укрепление мышц рук, развивает ловкость, координацию движений. К этим игрушкам можно отнести мячи, кегли и т. п.

Спортивные игрушки -мячи, прыгалки, кегли, обручи и т.д. Решают задачи физиче.

Спортивные игрушки -мячи, прыгалки, кегли, обручи и т.д. Решают задачи физического развития детей.

Спортивные (спортивно-моторные) игрушкиблошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке.

Спортивные (спортивно-моторные) игрушки
блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи (направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений);
каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки (содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища);
настольные баскетбол, хоккей; пинг-понг (спортивные игрушки, предназначенные для коллективных игр).

К спортивной группе относятся игрушки, необходимые: для упражнений в ходь.

К спортивной группе относятся игрушки, необходимые:
для упражнений в ходьбе и беге
(каталки, тележки, вожжи, санки и др.)

Для развития и укрепления мускулатуры ног (велосипеды, спортроллеры, педальн.

Для развития и укрепления мускулатуры ног (велосипеды, спортроллеры, педальные автомобили, лыжи, коньки)

Для развития меткости (ружья, пистолеты), для развития мышц рук и пальцев (м.

Для развития меткости (ружья, пистолеты), для развития мышц рук и пальцев (матрешки, пирамиды, чашечки).

Заключение Игрушки для спортивных групповых игр помогают не только лучше раз.

Заключение
Игрушки для спортивных групповых игр помогают не только лучше развить себя физически, но и учат общению в коллективе.
Спортивные игрушки предназначены для детей всех возрастных групп, но окажут положительное действие только в том случае, если подобраны с учетом возраста и физического развития ребенка.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 991 материал в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»
  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
  • Курс повышения квалификации «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста как ценностный приоритет воспитательно-образовательной работы ДОО»
  • Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»
  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»
  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»
  • Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»

Оставьте свой комментарий

  • 18.10.2017 1806
  • PPTX 741.4 кбайт
  • 19 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Заверняева Елена Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

60 минут

«Актуальные изменения в системе образования: траектория развития, постановка новых задач, распределение функционала»

67 минут

«Объединяться вместе – это начало, быть вместе – это прогресс, работать вместе – это успех!»

85 минут

«Психосоматические проявления эмоционального выгорания. Телесные практики»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

При помощи детских спортивных игрушек дети развиваются физически, учатся правилам взаимодействия в коллективе, активно общаются друг с другом. Многие детские спортивные игрушки служат для юных спортсменов прекрасным подспорьем в дальнейших спортивных занятиях на серьезном уровне. Спортивных игрушек существует огромное количество. Приобретая детям спортивные игрушки, мы мотивируем их к занятиям спортом с юного возраста.

Спортивные игрушки предназначены для физического развития детей, используются как на занятиях, так и в самостоятельных, подвижных играх. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развития координации движений (волчки, мячи, серсо). Другие способствуют развитию бега, прыжков. укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки и др.)

Возрастная группа Спортивные игрушки, характерные для этого возраста
С 1 до 2 лет Игрушки-каталки, текстильные мячи, надувные, пластиковые или деревянные - для закатывания в воротца или для скатывания с горок; для игр на улице - резиновые мячи, кегли и кольцеброс.
С 2 до 3 лет Лошадка-качалка, кубики, веревочки, мешочки с различными наполнителями, мячи.
С 3 до 4 лет Игрушечный кегельбан, кольцеброс, баскетбольная сетка. Для подвижных игр: обруч и летающая тарелка, мячи, мешочки с различными наполнителями
С 4 до 5 лет Мячи разных размеров, скакалки, мишень для метания или баскетбольная корзина, обручи. В свободном доступе находятся и спортивные игры: городки, кегли, дартц.
Старшая и подготовительная группы Мячи всех размеров, настольные спортивные игры, скакалки, обручи, кольцебросы, кегли, гимнастические палки, мешочки для метания, шахматы, шашки, гантели и др.

Игра имеет большое значение для ребенка. Она обучает и воспитывает детей, является жизненной потребностью и средством всестороннего развития. Игрушка является не отменной частью игры. Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке.

Важная роль игрушки в жизни ребенка не могла остаться вне сферы пристального внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов, это отразилось в создании нескольких ее классификаций, имеющих разные основания.

Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А.Аркину, уже в первой половине XX столетия поставившему вопрос о необходимости построения теории игры и игрушки и проведении для этого исторического исследования. В своей классификации Е.А. Аркин положил внешние выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

1) звуковые игрушки - трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;

2) двигательные игрушки - лук, стрелы, бумеранги и т.д.;

3) образные игрушки - изображения животных и куклы;

4) веревочку, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

Однако, эта классификация не позволяет дать научно-методичекие рекомендации для социального педагога по использованию игрушки как средства общественного воспитания ребенка, так как не раскрывает особенности ее развивающего воздействия на психику ребенка [3].

В современной педагогике более подробной классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А. Флериной.В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:

- игрушки моторно-спортивные - мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д. - способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;

- игрушка сюжетная - люди, животные, транспорт, мебель и пр. - содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;

- творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п. - развивает конструкторские способности и изобретательство;

- техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. - также развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;

- настольные игры способствуют развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;

- веселая игрушка - прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом воспитывает чувство юмора;

- музыкальные игрушки - поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией - служат средством развития музыкального слуха;

- театральная игрушка - теневой театр, театр игрушек, марионеток - подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие [6].

В психологии классификация игрушки разработана В.С. Мухиной. Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:

- игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);

- игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).

Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребенка, в первую очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Ребенок внимательно рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение).

Все куклы, по мнению В.С. Мухиной, также можно разделить на несколько групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции:

- «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие - белые, золотистые, рыжие, черные - волосы. Среди них выделяются куклы для любования - в рост человека и средних размеров;

- характерные куклы (кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т.п.;

- куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению;

- этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа [7].

Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, американский психолог Г. Лэндрет предлагает сгруппировать в три большие класса:

Игрушки из реальной жизни. В эту группу входят кукольное семейство, кукольный домик, марионетки и несуществующие персонажи (Гамби - кукла с «пустым» (неразрисованным) лицом), которые могут изображать членов реальной семьи ребенка и таким образом делают возможным непосредственное выражение чувств.

К ним также относятся машина, грузовик, лодка и касса. Эти игрушки особенно важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребенка, так как с этими игрушками можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких чувств.

Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. К этой группе относятся ружья и резиновый нож, крокодил, «би-ба-бо», игрушечные солдатики и т.п., то есть игрушки, при помощи которых ребенок может выразить гнев, враждебность и фрустрацию. Материалом для отработки агрессивных чувств Г. Лэндрет называет глину, которую можно мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой разрывать на куски.

Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. К этой группе относятся песок и вода, палитра и краски, кубики. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно, возможности здесь безграничны. Кубики могут быть домами, их можно швырять, разбрасывать, из них можно строить - все это дает возможность почувствовать ему, что не существует правильного или неправильного способа игры, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей [7].

Таким образом, рассмотренные классификации игрушек дают возможность педагогу представить все многообразие современных игрушек, понять, что они не только способствует развитию познавательных способностей, появлению у ребенка определенного типа поведения, возникновению различных эмоциональных состояний и развитию позитивных качеств личности (доброжелательность, способность к сопереживанию), но и помогают ребенку избавиться от уже сформированных нежелательных проявлений в поведении (тревожность, упрямство, замкнутость, гнев, враждебность и т.п.).

Читайте также: