Спят усталые игрушки история создания

Обновлено: 02.05.2024

Мы все знаем передачу: "Спокойной ночи малыши". Эта передача известна многим поколениям нашей страны. Герои этой передачи учили хорошему меня в моем детстве. Моих детей в их детстве. Теперь наших внуков.

Начиналось все в далёком 1964 году. В день начала нового учебного года, 1 сентября вышла в эфир эта передача.

Герои передачи менялись. Буратино и заяц Тепа. Затем появились Шустрик и Мямлик. После них на передачу пришли и стали знаменитыми Филя, Степашка и Хрюша.

В передачу привлекали детей. Актёров, которые с экрана рассказывали сказки. Добавлялись новые герои и персонажи. Менялись ведущие. Передача то увеличивала свою популярность, то переходила с одного канала на другой.

Но именно это осталось неизменным за все времена, а именно песня. Песня "Спят усталые игрушки". Эта песня звучит в конце каждой передачи для детей.

За все время существования передачи многие исполняли эту песню. А вот в нашей памяти остались Дворянинова Валентина Петровна. Олег Анофриев и Валентина Толкунова.

В 60-х годах певица Валентина Дворянинова пользуется огромной популярностью в СССР. Она является солисткой оркестра под управлением Олега Лундстрема. Сотрудничает с знаменитыми советскими композиторами. Я. Френкель. А. Эшпай. Возможно, именно поэтому ей отдают пальму первенства записи этой детской песни.

Но в других источниках пишут о том, что первым исполнителем был Олег Анофриев. Таких версий существует множество. Одни пишут, что первым исполнителем был Олег Анофриев. Википедия пишет, что Валентина Дворянинова. Спорить не будем. Фактом ещё является, что следующим знаменитым исполнителем этой песни стала Валентина Толкунова.

Песня была написана на стихи Зои Петровой. Музыка Аркадия Островского. Но песню ещё и дописывала Зоя Петрова в 1982 году, специально для заставки из пластилина.

В передаче были даже попытки заменить эту песню на другие, но ничего не получилось. По огромным и многочисленным просьбам песню о том, как спят усталые игрушки вернули в передачу.

Для всех нас эта песня олицетворяет только хорошие моменты детства

Что скажешь читатель?

В комментариях можно открыто обсуждать тему публикации. После чего публикацию дополню или исправлю. Главное надо писать конструктивные комменты. Если есть продуктивная информация прошу ссылаться на источник. Если с чем-то не согласны прошу также ссылаться на источник.

Всегда рад обсуждению моих рассказов. Ведь невозможно все знать. А благодаря Вашим комментариям мы все будем больше получать знаний по теме. Обязательно нужен лайк! Вам просто отметить мою статью, а мне стимул для создания новых рассказов, новых возможностях вас удивлять. Подписывайтесь на канал . Подписчикам Дзен будет чаще показывать мои рассказы. И больше ничего! Ни рассылок, ни оповещений.

Спят усталые игрушки


«Спят усталые игрушки» – пожалуй, самая знаменитая колыбельная советских времён. Большинству из нас она знакома с самого детства как песенка из заставки передачи «Спокойной ночи, малыши!», что выходит на телевидении с 1964 года. Давайте же узнаем, как создавалось это произведение, почему ноты для него композитор записывал стоя и каким изменениям подвергался текст колыбельной за долгое время существования передачи…

Историю создания песни «Спят усталые игрушки», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

Краткая история

Автор колыбельной – знаменитый советский композитор-песенник Аркадий Островский, чьему перу принадлежат такие произведения, как «Пусть всегда будет солнце» и «Вокализ», известный многим по исполнению Эдуарда Хиля. Родственники композитора отмечали, что «Спят усталые игрушки» была сочинена в кратчайшие сроки. По воспоминаниям близких, Островский не успевал к началу записи на студии и дописывал её ноты в чрезвычайной спешке, стоя у рояля.

Аркадий Островский

Автором текста песни выступила знакомая Островского, поэтесса Зоя Петрова. Хотя «Спят усталые игрушки» так и осталась самым знаменитым её произведением, за свою жизнь Петрова поработала над тремя сборниками детских песен, а также написала несколько пьес и сценариев для телепередач.

Впервые колыбельная прозвучала в дебютном эфире «Спокойной ночи, малыши!» в 1964 году. Исполнительницей композиции тогда стала советская эстрадная певица Валентина Дворянинова. После колыбельную перепел актёр Олег Анофриев, чей вокал знаком нам по фильмам «Гардемарины, вперёд!» и «Земля Санникова».


На заре 70-х «Спят усталые игрушки» исполнялась без заставки и самим ведущим – персонажем по имени дедушка Так-Так. Этого героя сыграл советский актёр театра и кино Борис Рунге. Ранние выпуски передачи запомнились зрителям замечательными кукольными представлениями, добрым голосом ведущего и его диалогами с собачкой по кличке Кузя –знаменитых Фили, Хрюши, Степашки и Каркуши тогда ещё не было.

В 1981 году советский мультипликатор и режиссёр Александр Татарский сделал для передачи новую, «пластилиновую» заставку. Но для того, чтобы выгоднее обыграть композицию визуально, Татарскому пришлось обратиться к Петровой с просьбой внести изменения во второй куплет колыбельной. Так вместо строчек про Дрёму, что «тихо ходит возле нас» в песне появились слова о сказочных приключениях и пере Жар-птицы.

«Спят усталые игрушки» за годы фактически непрерывного звучания в эфире стала своеобразной традицией – под эту песню каждый вечер ложились спать сотни тысяч советских детей. Когда в 1992 году авторы программы решили сменить композицию на песню «Спи, моя радость, усни», в редакцию стали приходить десятки писем с просьбами вернуть колыбельную на экраны. Зрители добились своего только в 1997-ом, когда полюбившуюся всем мелодию всё же вернули в эфир.

Валентина Дворянинова
Олег Анофриев

Кадр из заставки телепередачи «Спокойной ночи, малыши!»
автор музыки песни «Спят усталые игрушки» Аркадий Островский

Интересные факты:

  • Лёгкий «джазовый» мотив песенки об уставших игрушках нельзя назвать чертой, характерной для жанра колыбельной. Возможно, на стиле произведения сказался тот факт, что Островский в течение 6 лет играл в составе Ленинградского джазового оркестра.
  • Многие музыкальные критики обвиняли песню в том, что, в отличие от большинства народных колыбельных, она не несёт в себе образов родного дома или матери. По мнению рецензентов, вместо этого «Спят усталые игрушки» рисует перед ребёнком картину всеобщности, навязывая установку о том, что все люди обязательно должны ложиться спать по ночам.
  • В 1982 году композицию перепела знаменитейшая советская певица Валентина Толкунова. Версия с её вокалом стала одной из самых знаменитых вариаций колыбельной.
  • В 1989 году в рамках 25-летнего юбилея «Спокойной ночи, малыши!» композицию вживую исполнил Олег Анофриев.
  • Изначально у программы было несколько рабочих названий: от лаконичного «Сказка на ночь» до более развёрнутого «В гостях у волшебного человечка Тик-Так», но только перед дебютным эфиром режиссёры и сценаристы утвердили окончательное название телепрограммы, которое не менялось за всё время её существования.
  • Идея передачи «Спокойной ночи, малыши!» пришла в голову главному редактору по программам для детей и юношей Валентине Фёдоровой после поездки в ГДР. Там она увидела мультфильм, рассказывающий о песочном человечке, что заставляет детей засыпать при помощи волшебного песка.

Содержание и текст песни «Спят усталые игрушки»

Поразительно, как легко композитору Аркадию Островскому удалось создать произведение, которое стало любимым не для одного, но для десятков поколений советских и российских детей. Даже сегодня многие детки с удовольствием засыпают под легкие переливы клавишных и знакомые строчки о луне и радуге.

Для создания волшебной атмосферы в тексте песни её автор Зоя Петрова использует классический «сказочный» приём – одушевление. Книги и игрушки в этой песне, как и люди, устают и отправляются спать, чтобы увидеть яркие сны, в которых их ждут удивительные приключения. В канву текста органично вплетены и воспитательный посыл («должны все люди ночью спать»), и обещание того, что завтра ждёт новый день, за который можно будет вдоволь наиграться. А много ещё ли нужно малышу?

текст песни «Спят усталые игрушки»

«Спят усталые игрушки» смело можно ставить на одну полку с « Крылатыми качелями », « Песенкой мамонтёнка », « Колыбельной медведицы » и другой классикой советской детской музыки. Пройдут года, тренды не раз переменятся, но к таким произведениям слушатели будут возвращаться снова и снова, чтобы почувствовать то светлое, тёплое и немного печальное чувство навсегда ушедшего от нас детства.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Спят усталые игрушки

Колыбельная медведицы


Какие колыбельные из своего детства вы помните? Кому-то на ум сразу придёт « Спят усталые игрушки » из передачи «Спокойной ночи, малыши!», кто-то вспомнит классику жанра «Баю-баюшки-баю», а кто-то, возможно, и вовсе засыпал под рок-н-ролльную колыбельную из «Бременских музыкантов». Есть и ещё одна песенка, которую хотя бы раз слышал каждый житель постсоветского пространства – «Колыбельная медведицы», также известная под названием «Ложкой снег мешая…».

Историю создания песни «Колыбельная медведицы», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

Краткая история

В 1969 году на советские экраны вышел мультфильм про медвежонка Умку, снятый режиссёрами Владимиром Пекарем и Владимиром Поповым. Музыкальным оформлением к «Умке» изначально должен был заниматься композитор Александр Зацепин, автор «Маруси» из «Иван Васильевич меняет профессию» и «Песенки о медведях» из «Кавказской пленницы». Тем не менее, проект достался не слишком ещё известному тогда композитору Евгению Крылатову.


Произошло это так: Зацепин, загруженный огромным количеством работы, сказал режиссёрам «Умки», что музыкальное сопровождение они напишут вместе с Крылатовым. И хотя Попов и Пекарь понимали, что для десятиминутного мультика с лихвой достаточно будет и одного композитора, спорить с мэтром они не решились. В итоге же Зацепин занялся другими проектами, а за работу над «Умкой» засел Крылатов.

Стоит отметить, что «Колыбельная медведицы» стала своеобразной ключевой точкой в композиторской карьере Евгения Павловича. Сам автор на успех своего творения особо не рассчитывал, но после выхода мультфильма нежная и спокойная песенка медведицы полюбилась миллионам детей и взрослых по всей стране. Имя Крылатова в советском кинематографе становилось всё более известным: в 71-м его «Песенка о шпаге» в исполнении Андрея Миронова звучит в «Достоянии республики», а в 73-ем на экраны выходит «Ищу человека» М. Богина, музыку для которого также написал Евгений Павлович. Ну а об успехе « Крылатых качелей » из «Приключений Электроника» и « Кабы не было зимы » из мультфильма о Простоквашино не стоит и упоминать.

Кабы не было зимы

Текст для «Колыбельной медведицы», как и сценарий для всего мультфильма про Умку, написал знаменитый советский сценарист и писатель Юрий Яковлев. На его счету несколько десятков повестей и рассказов о детях и молодёжи, порой затрагивающих знаменательные исторические события. Сам Яковлев во время Великой Отечественной воевал в составе зенитно-артиллерийского полка и участвовал в обороне Москвы.

Исполнила «Колыбельную медведицы» певица Аида Ведищева. Её голосом советские зрители могли насладиться в «Песенке о медведях» из вышеупомянутой «Кавказской пленницы», а также в композиции «Лесной олень» что впервые прозвучала в фильме «Ох уж эта Настя!» в 1971 году.

Уже на следующий год после первого «Умки» на экраны выходит вторая часть мультфильма под названием «Умка ищет друга». Крылатов и Яковлев снова приняли участие в проекте. История о белом медвежонке стала трилогией лишь в 2019 году, но в третьей ленте «Умка на ёлке» съёмочный и авторский состав фактически полностью поменялся.

автор текста песни «Колыбельная медведицы» Юрий Яковлев
автор музыки песни «Колыбельная медведицы» Евгений Крылатов

Кадр из мультфильма «Умка»
Аида Ведищева

Интересные факты:

  • Имя «Умка» – производное от чукотского слова «умӄы́». Так жители Чукотки называют самца белого медведя.
  • «Колыбельная медведицы» была несколько раз перевыпущена фирмой «Мелодия» на детских пластинках. Кроме того, можно найти композицию в записи на магнитофонных бобинах и аудиокассетах.
  • В 2007 году на российские экраны вышел полнометражный мультфильм «Элька». Медведь Умка появляется в нём в эпизодической роли дедушки главного героя.
  • Весной 2020-го стало известно, что «Союзмультфильм» планирует снять полноценный сериал о приключениях медвежонка Умки. Как сообщила председатель киностудии Юлиана Слащёва, сериал будет состоять из 26 эпизодов.
  • Исполнительница «Колыбельной медведицы» Аида Ведищева – лауреат премий «Профессия – жизнь» и «КиноВатсон» (в номинации «За высочайший вклад в искусство кино»).
  • Многие современные исполнители не раз перепевали «Колыбельную медведицы». В сети можно встретить записи песни в исполнении Алсу, Елены Ваенги и Ани Лорак.

Содержание и текст песни «Колыбельная медведицы»

Добрая, светлая и убаюкивающая мелодия этой колыбельной знакома фактически каждому из нас. Слушая оригинальную версию композиции в исполнении Ведищевой, хочется отметить, что ни одной из современных перепевок и кавер-версий не удастся в полной мере передать ту тёплую атмосферу, которой пропитана каждая нота, каждая строчка «исходника». Возможно дело лишь в ностальгии, но каждый, кто в детстве смотрел «Умку», запомнил эту колыбельную именно такой – с тихим, слегка приглушённым вокалом и «шагающей» бас-партией.

текст песни «Колыбельная медведицы»

«Колыбельная медведицы» – это не просто песня из старого доброго мультфильма, но немного тёплых, счастливых воспоминаний для любого, кто рос во времена СССР. Композиция навсегда останется в рядах нетленной классики детской музыки советского периода.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Колыбельная медведицы

Эта трогательная мелодия — часть детства многих поколений телезрителей. Её ждали, под нее грезили о чуде, засыпали. Ждали мультфильм, в конце концов.

Эта песенка кажется уже народной, но у неё есть авторы. «Спят усталые игрушки» написали композитор Аркадий Островский и поэтесса Зоя Петрова . Песенка писалась быстро, последние штрихи композитор вносил в партитуру, когда уже опаздывал на запись. И старался не зря!

Впервые она была исполнена в 1964 году для первого выпуска программы «Спокойной ночи, малыши!» Так и прижилась на экране — на многие годы, навсегда.

Одной из первых исполнительниц легендарной колыбельной стала Валентина Дворянинова :

Многие помнят и классическое исполнение Олегом Анофриевым . Исключительно удачный выбор певца! Гениальный артист нашёл точный тон, который идеально подошёл песне:

Кроме того, «Спят усталые игрушки» в какой-то период исполняла и Валентина Толкунова :

Третий куплет, который начинается со слов « В сказке можно покататься на луне» , был дописан Зоей Петровой лишь в 1982 году. Он понадобился для пластилиновой заставки, которую «слепили» мультипликатор Александр Татарский и Эдуард Успенский . Прекрасная работа!

И хотя были попытки заменять «Усталых игрушек» колыбельной «Спи, моя радость, усни» (тоже прекрасной), по просьбам зрителей старую, привычную песенку вернули в заставку.

Любопытный факт, который я не знал, хотя в детстве смотрел программу. Каждый день недели заставка у «Спокойной ночи, малыши!» была разная: прибавлялось количестве игрушек у телевизора. А вы замечали?

25 февраля - день рождения великого советского композитора Аркадия Островского. Его песни и сейчас пользуются огромной популярностью - "Спят усталые игрушки", стала главной колыбельной страны, а популярная песня без слов, получившая современное название "Трололо", покорила интернет и прославила Эдуарда Хиля на весь мир. Сын Аркадия Ильича Михаил уже после смерти композитора поделился историей создания знаменитых хитов.

"Пусть всегда будет солнце"

История создания этой композиции началась с 4-летнего мальчика, которому только что разъяснили значение слова "всегда". Поняв его смысл он воскликнул "Пусть всегда будет солнце. " Очевидцем этого разговора малыша с мамой стал детский писатель Корней Чуковский, который включил эти строки в свою книгу. Книга Корнея Ивановича попала в руки художнику Евгению Чарушину, который, находясь под впечатлением от таких простых, но важных слов, создал плакат, на котором изобразил малыша и написал знаменитые строки.

До композитора этот плакат дошел уже в виде фотографии с первомайской демонстрации, опубликованной в газете. Аркадий Ильич тут же написал припев, после чего позвонил своему другу поэту Льву Ошанину, с которым они дописали песню.

"Песня остается с человеком"

Гимн фестиваля "Песня года" стал совместной работой Островского с поэтом Сергеем Островым. Одному из музыкальных критиков композиция не понравилась и он резко высказался о ней в своей рецензии. Взбешенный композитор отомстил обидчику, публично его оскорбив. Во время исполнения песни на встрече Союза композиторов он пропел слова о том, что "не будет счастлив тот, кто не умеет слушать песен" обращаясь лично к этому критику.

"Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой"

У этого вокализа две волны популярности и создана она была при интересных обстоятельствах. Дело в том, что со своим постоянным автором Ошаниным композитор постоянно ругался, потом они, конечно, мирились, но однажды во время ссоры Островский в сердцах заявил, что обойдется и без слов Льва Ивановича.

Читайте также: