Сравните воспитательно образовательную ценность разных видов детских игрушек

Обновлено: 20.05.2024

Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. В большинстве своем игры связаны с использованием различных видов игрушек. Однако помимо участия в игре, игрушки имеют большое значение в воспитании и обучении детей. Игрушка для ребенка – это спутник по жизни, источник радости, спокойствия и уверенности.

Игрушка важна для формирования и развития личности ребенка, его мимики, модели поведения и т.д. Именно поэтому большое количество ученых психологов и педагогов занимались и занимаются изучением влияния игрушки на психику ребенка.

Игрушка – специально созданный для игры предмет.

В игрушке в обобщенном виде представлены наиболее типичные свойства некоторых предметов, что обеспечивает возможность выполнения с ней игровых действий, соответствующих реалистичным.

Современные игрушки весьма разнообразны по форме, цвету, материалу изготовления, предназначению и т.д. Однако, несмотря на все эти различия, в игрушке, в первую очередь, отображаются реальные предметы и вещи, с которыми ребенок может совершать игровые действия.

Игрушка направлена на то, чтобы оказывать ребенку помощь в изучении окружающей действительности, развивать его во всех направлениях, забавлять и развлекать.

Довольно часто дети привязываются к игрушке. Особенно это свойственно детям, которые имеют различного рода отклонения в психике. Игрушка дает им не только радость, но и уверенность в том, что все будет хорошо, дарит покой и положительные эмоции.

Таким образом, воздействие игрушки на ребенка разностороннее и от правильности ее выбора зависит дальнейшее формирование его психики и личностное развитие.

Виды игрушек

Игрушки подразделяются на виды, в зависимости от:

Соотношения с видами игр:

  • сюжетно-образные игрушки: куклы, фигурки животных, театральные и т.д.;
  • дидактические игрушки: дидактические наборы и игры, музыкальные игрушки, игры-головоломки и т.д.

Степени готовности игрушки:

  • готовые игрушки: цельная игрушка, готовая к игре без дополнительных действий с ней;
  • сборно-разборные игрушки, которые состоят из различных трансформирующихся деталей и частей;
  • полуфабрикаты и заготовки для самостоятельного изготовления игрушки;
  • наборы для создания игрушки (например, конструкторы).

Вида сырья изготовления: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и т.д.

Величины: крупногабаритные, средние, мелкие.

Функциональных свойств: электронные, механические, магнитные и т.д.

Художественно-образного решения: условные, конструктивные и реалистические игрушки.

Готовые работы на аналогичную тему

Дополнительно к игрушкам в ДОО создаются необходимые условия для игры с ними. С этой целью педагоги наполняют пространство группы игровым оборудованием: кукольные домики, макеты автомобилей и т.д.

Непосредственно в ДОО игрушка должна быть представлена во всем ее многообразии. Это необходимо для того, чтобы обеспечить каждому воспитаннику возможность в удовлетворении собственных игровых потребностей. Игрушки следует отбирать в соответствии с возрастом детей, их психологическими и физическими особенностями в развитии. Только в этом случае игрушка будет действительно эффективна в воспитательно-образовательном процессе.

Воспитательно-образовательная ценность игрушки

Воспитательно-образовательная ценность игрушки заключается в том, что она обладает достаточно большим потенциалом в формировании личности ребенка. Каждый вид игрушки, направлен на развитие у ребенка определенных качеств, умений и навыков:

  1. Эстетическому и нравственному развитию личности ребенка способствуют традиционные народные игрушки. Они формируют у ребенка представления о прекрасном, любовь к искусству, уважение к собственному народу и его истории. В процессе игры ребенок развивается, познает окружающий мир, подражая действиям, усваивает общественный опыт.
  2. Умственному развитию и воспитанию детей способствует игра в дидактические (учебные) игрушки. Играя в дидактические игрушки, ребенок усваивает цвета, размер, форму, размер, число и т.д.
  3. Сенсорному развитию ребенка способствуют такие игрушки как башенки, конусы, мозаики, цветные мисочки и т.п.
  4. Умение анализировать, обобщать и классифицировать учат игрушки-конструкторы и игры со строительным материалом (кубики, геометрические тела и т.д.).
  5. Развитию воображения, речи, расширению словарного запаса учат образные игрушки.
  6. Конструктивные способности и формирование технических навыков создается посредством игры в технические игры.

Таким образом, игрушка помогает ребенку развиваться, усваивать различные действия через игровую обстановку, формирует правильную модель поведения в обществе, способствует развитию коммуникации и установлению эффективного межличностного взаимодействия.

Для того, чтобы игрушка была действительно развивающей, оказывала воспитательное воздействие на ребенка, необходимо ответственно подходить к ее выбору.

В первую очередь игрушка должна соответствовать возрасту ребенку, то есть удовлетворять его потребности в игре и познании. Игрушка должна стимулировать ребенка на игру, побуждать на выполнение игровых действий.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста большое значение имеют игрушки, которые изображают людей (куклы), животных, птиц, рыб, предметы быта и техники и т.д. Такого плана игрушки побуждают детей на игру, учат создавать различные сюжетные ситуации, примерять игровой образ, проигрывать действия, реализовывать собственный замысел и т.д.

Для детей старшего дошкольного возраста большую значимость приобретают игрушки, которые способны удовлетворить их потребность в знаниях, расширить представление об окружающем мире и т.д. Это дидактические игры, разнообразные конструкторы, технические игрушки, наборы исследователей и т.д.

Игрушка и ее ценность. Современная классификация игрушек.

ВложениеРазмер
pedagogicheskaya_tsennost_igrushki.docx 16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая ценность игрушки.

Современная классификация игрушек.

Игрушка – очень древнее изобретение человечества. Уже в погребениях эпохи палеолита были обнаружены куклы, мячики, коньки.

Традиционная игрушка – мудрое средство народной педагогики, обучающее детей трудовым навыкам, передающее от старшего поколения к младшему накопленный веками опыт. В самой бедной крестьянской избе у детей было достаточно незатейливых игрушек, взрослые никогда не выбрасывали их, не разрушали игровых построек, считалось, что весёлые детские игры способствуют счастью в доме.

Принцип воздействия традиционной игрушки на сознание ребёнка давно был найден интуитивно. Игрушка воздействует на все уровни ощущений – тактильный, визуальный, звуковой. Поэтому особое значение имеет материал, из которого она изготавливается. К примеру, тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребёнком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, тёплое, радостное, доверительное отношение к миру, необходимое для полноценного детского бытия. Потому сегодня так ценятся игрушки из натуральных материалов.. Игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения.. Главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка (как внешнюю, так и внутреннюю). Развивающий и образовательный ее эффект определяется прежде всего характером игрового действия.

С помощью игрушки ребёнку передается сама суть человеческих отношений и представления культуры о мироустройстве.

Вполне очевидно, что с игрушкой дети играют. Лучше всего для игры дошкольника подходят игрушки, стимулирующие ролевую и режиссерскую игру. Для ролевой игры хорошо иметь наборы для игры в доктора, парикмахера, в магазин, а также детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка и т. п.). В эту же группу можно отнести транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить).

В раннем возрасте ребенок получает так называемые дидактические, то есть обучающие, игрушки, в действиях с которыми ребенок учится различать, сопоставлять, называть цвета, формы, величины предметов, получает представление о количестве и качестве предметов. К этой группе относятся народные игрушки - мисочки-вкладыши, лотки с шарами и яйцами, туесочки с разной мелочью, матрешки, пирамидки. Все эти игрушки за последние годы очень сильно изменили свой внешний вид.

В этом же возрасте ребенок получает множество игрушек-заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Мягкие игрушки занимают особое место в жизни ребенка, так как фактура материала, из которого она сделана, оказывает большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке. Кроме фактуры материала большое значение для ребенка имеет размер игрушки, ее пропорции и цвет.

Таким образом, игрушки играют важную роль в развитии ребенка. Через игрушку ребенок знакомится с окружающим миром, учится действовать с теми ил иными предметам. Так же игрушка выполняет не только развивающую, но и психотерапевтическую функцию.

Современная классификация игрушек

Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А.Аркину , уже в первой половине XX столетия поставившему вопрос о необходимости построения теории игры и игрушки и проведении для этого исторического исследования. В своей классификации Е.А. Аркин положил внешние выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

1) звуковые игрушки - трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;

2) двигательные игрушки - лук, стрелы, бумеранги и т.д.;

3) образные игрушки - изображения животных и куклы;

4) веревочку, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

В современной педагогике более подробной классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А. Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:

- игрушки моторно-спортивные - мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д. - способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;

- игрушка сюжетная - люди, животные, транспорт, мебель и пр. - содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;

- творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п. - развивает конструкторские способности и изобретательство;

- техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. - также развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;

- настольные игры способствуют развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;

- веселая игрушка - прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом воспитывает чувство юмора;

- музыкальные игрушки - поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией - служат средством развития музыкального слуха;

- театральная игрушка - теневой театр, театр игрушек, марионеток - подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие.

В психологии классификация игрушки разработана В.С. Мухиной. Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:

- игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);

- игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).

Игрушка – предмет предназначенный для детских игр, обеспечение игровой деятельности детей и взрослых. И все игровое оборудование.

История возникновения игрушки связано с развитием трудовой деятельности. В древнем Египте игрушки делались из дерева и ткани. На территории европы были найдены игрушки из глины. Об игрушках средневековий можно судить по музейным коллекциям. Обязательным атрибутом каждого дома была кукла, которой придавали магическое значение – хранительница очага. Игрушки отражали характерные черты труда людей, любовь к природе и знание природы. Делались игрушки из соломы, дерева, коры, глины (для бедных). Постепенно возник игрушечный промысел. В России в селе Богородское (1663г) крупный игрушечный промысел. Характерной для этого промысла была игрушка медведь. Распространены в этот период деревянные и гончарные игрушки (гжель, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, каргопольская, городец)

Значение игрушки для развития ребенка.

Помогает объединиться в играх, побуждает к творчеству,

Делает действия более реальным

Подсказывает идею самой игры

Помогает вспомнить увиденное или прочитанное

Оказывает большое значение на сенсорное значение детей (помогает познакомиться со свойствами различных материалов)

Оказывает влияние на нравственное воспитание (развивает любовь и бережное отношение к вещам, к труду людей)

Оказывает влияние на умственное воспитание (формируется любознательность, интересно узнать что то новое)

Развивается эстетика потребность восприятия красоты.

Требование к игрушке (Крупская, Новоселова, Ф.С. Менджеритская)

Доступность – помогает понять явление окружающей жизни

Побуждать детей к творческому отображению явлений, событий, будить мысль, воображение, чувство детей.

Побуждать к совместным играм, в которых формируются дружеские отношения, уважение к труду взрослых.

Динамичность – давать детям производить разнообразные действия.

Эстетика – красивая аккуратная, веселая, реальное отображение мира, удобная.

Гигиенические требования – безопасность пользования ими (мыть, протирать, дезинфицировать, проглаживать) Нельзя острые и стреляющие твердыми предметами.

Виды игрушек

1. Образные игрушки: игрушка кукла, звери, домашние животные, машины, посуда, мебель.

2. Технические игрушки – отражают средства передвижения (тракторы, машины, самолеты)

3. Общественно – бытовые

5. Маскарадно – елочные

6. Игрушки – забавы. Начало от народных игрушек (фигурки животных, людей)

7. Спортивно – моторные (обруч, мяч, кольцеброс, кегли, серсо, скакалки, коньки, велосипеды, настольный теннис, баскетбол, футбол)

8. Музыкальные и озвучены игрушки погремушки, колокольчики.

9. Театральные игрушки.

10. Дидактические – пирамидки, мозаика, матрешки (для сенсорного развития)

11. Игрушки для строительных игр (кубики, кубы, геометрические фигуры)

12. Игрушки – самоделки

13. Игровое оборудование

Классификация игрушек разных авторов

Е.А. Флериной в основу положен вид игр.

1. Готовые игрушки: автомобиль, пароход, куклы и др.

2. Полуготовые: разрезные картинки, кубики, картинки, модели, материал для игр: глина, песок, куски дерева, бумага).

Е.А. Аркин звуковые: погремушки, бубенцы, жужжалки;

двигательные: волчок, мяч, змей;

оружие: лук, стрелы, бумеранги;

образные игрушки: животные, куклы, транспорт.

веревочка из которой можно сложить разные фигуры.

Подбор игрушек в разных возрастных группах

В Младших группах должны обеспечивать развитие движений и их совершенствование. Крупные мячи для катания, перекладывание, бросания.

Крупные цветные машины, каталки, коляски.

Образные игрушки – куклы, животные,

дидактические игрушки, способствующие сенсорному воспитанию, развитию речи, знакомству с цветом, формой, величиной.

Игрушки – забавы показывает взрослый.

Одного вида должно быть несколько игрушек. Крупные. Оборудование для обыгрывания ситуаций.

Крупное игровое оборудование (домики, горки, манежи), рюкзаки, ежи (кнопки, пуговицы).

Сюжетно – ролевые игры – семья, больница.

4 – 5 лет Средний возраст. Умеют играть сообща и использовать комплектные игрушки.

В старших группах используются игрушки для развития сложных сюжетов (путешествие, театр, школа), спортивные игры.

Мелкое оборудование игровое.

Театральные игрушки, для представления, драматизации.

По оформлению игровых уголков – каждая игра на своем месте.

Методика ознакомления с игрушкой.

Предлагая игрушку, взрослый показывает положительное отношение к ней, побуждая или включая в игру. Важно раскрывать назначение и способы действия с ней, предупредить об осторожном обращении.

Хранение игрушек

доступность игрушек, возможность самостоятельно распоряжаться ими,

Общий порядок в расположении, хранении, привлекательности.

Сохранение самими детьми порядка

Необходимы стеллажи, шкафы, полки.

Дидактические игры лучше хранить отдельно, т.к. используются на занятиях.

Целостный педагогический процесс (ПП) дошкольного учреждения. Терминология, компоненты ПП, планирование целостного ПП, виды планирования, виды контроля за организацией ПП, виды педагогического взаимодействия.

Предварительный просмотр:

Игрушка: её виды, воспитательно- образовательная ценность.

Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы, сущность, структура, его компоненты и их взаимосвязь.

Игрушка – специально изготовленный предмет, предназначенный для игр и иного жизненного назначения.

Цель игрушки: служит разностороннему развитию ребёнка.

Главная особенность игрушки: в ней, в обобщённом виде, представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребёнок, играя, воспроизводит те или иные действия.

«Игрушка учит ребёнка жить и действовать» (Е.А.Флерина)

А.С.Макаренко предложил следующую классификацию :

- материалы для игр.

В современной педагогике классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

Игрушки классифицируют по:

- воспитательному (педагогическому) значению

* способствующие развитию первоначальных движений и восприятий – самые первые игрушки;

* способствующие физическому развитию ребёнка;

* знакомящие ребёнка с окружающей средой;

* знакомящие ребёнка с элементами науки и техники;

* знакомящие ребёнка с трудовыми процессами;

* интерактивные обучающие игрушки.

*для ребёнка ясельного возраста (до 3 лет)

*для ребёнка дошкольного возраста (от 3 до 8 лет)

* для ребёнка школьного возраста (от 8 до 18 лет)

- сюжетно- образные – игрушки, которые определяют сюжет игры, они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребёнка, его социальный опыт.

- дидактические – предназначены для умственного и сенсорного развития ребёнка, среди них много народных игрушек: матрёшки, бирюльки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки и др.

- строительно- конструктивные – рассчитаны на конструирование, техническое изобретательство (наборы строительных материалов, конструкторы)

- спортивно- моторные – направлены на реализацию задач физического воспитания, они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, а также таких качеств, как выдержка, организованность. (волчки, мячи, обручи и др.)

- музыкальные – предназначены для развития музыкального слуха. (детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки и др.)

- маскарадно- ёлочные – такие игрушки связаны с празднованием Нового года. (маска, клюв, ёлочные игрушки и др.)

- театральные – наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок, театральные персонажи, куклы Бибабо, куклы- марионетки.

- игрушки- забавы – предназначены для развлечения ребёнка. Они представляют собой смешные фигурки людей, животных. (клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка- «дергунчик», и др.)

- игрушки- самоделки – изготавливаются самим ребёнком, его родителями или воспитателями.

Воспитательно- образовательная ценность игрушки.

- объединяют воспитанников, требуют совместной деятельности;

- игрушка обязательный спутник жизни ребёнка;

- участвуют в создании игры, влияют на личность ребёнка;

- отвечают потребности ребёнка в активной деятельности, в разнообразных движениях;

- помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребёнка реальными;

- часто подсказывают идею игры;

- влияют на воображение ребёнка;

- развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, волевые качества;

- помогают воспитанию интереса ребёнка к труду, пытливость, любознательность;

- способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;

- объединяют воспитанников, требуя совместных усилий, согласованных действий.

Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения.

Деятельность любого образовательного учреждения осуществляется как целостный педагогический процесс.

Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников (педагогическое взаимодействие), направленное на достижение поставленной цели, решение развивающих и образовательных задач.

Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создаётся педагогом. Где бы ни был организован педагогический процесс, он имеет следующую структуру:

ЦЕЛЬ - ЗАДАЧИ - ПРИНЦИПЫ – СОДЕРЖАНИЕ - МЕТОДЫ - СРЕДСТВА - ФОРМЫ - РЕЗУЛЬТАТ

Слово “процесс” свидетельствует о протяжённости во времени, а слово “педагогический” — о направленности на преобразование личности человека (ребёнка). Педагогический процесс имеет цель, содержание, деятельность и результат. Педагогический процесс детского сада как система, ориентирован на целостное развитие личности, её способностей и творчества.

Только в целостном педагогическом процессе возможно достижение цели его реализации: формирование цельной, гармоничной личности.

Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нём.

Современный подход характеризует организация педагогического процесса на основе выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей. В качестве ведущей цели выступает воспитательная задача. Её содержание продиктовано особенностями развития ребёнка на определенном возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. Доминирующая цель определяет взаимосвязь и иерархию воспитательных и образовательных задач. Многоплановость содержания и форм позволяет развивать разнообразные интересы и способности ребёнка, а единая мотивация — направлять это развитие в общее, педагогически ценное русло. Особенностью такого построения педагогического процесса является то, что меняется зависимость между разными видами деятельности. На первый план выходят, меняясь, различные виды деятельности, наиболее оптимальные для реализации доминирующей цели.

Например: для старших дошкольников основной целью является совместная деятельность и развитие дружеских взаимоотношений в игре, труде, организованных на принципе совместности. Тогда другие виды деятельности выполняют сопутствующую роль. В качестве сопутствующей деятельности выступают занятия, самостоятельная индивидуальная художественная деятельность, праздники и др.

Компоненты педагогического процесса:

- целевой – включает в себя цели (стратегическую и тактическую) и задачи, которые могли бы быть определены как подчинённые (локализованные) цели, реализуемые в определённых условиях;

- содержательный – определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентации, опыта деятельности и общения, знаний;

- деятельностный – характеризует формы, способы, средства, методы организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса;

- ресурсный – отражает социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение;

- результативный – достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности.

Стержнем педагогического процесса является его содержание, которое определяется образовательным стандартом и реализуется через образовательную программу.

Содержание — самый динамичный компонент педагогического процесса. Содержание педагогического процесса соответствует возрасту воспитанников, решает задачу стандартизации и нормирования деятельности педагога, формирования базисных основ личности, самодвижения, самостановления ребёнка.

Образовательные программы учитывают стандарт, создают условия для развития всех сторон личности.

Целостность, общность и единство — главные характеристики педагогического процесса. Специфика целостного педагогического процесса обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания — воспитание, развития — развитие. Каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, образовательную функцию, а обучение немыслимо без воспитания и развития. Специфика в том, какие методы будут выбраны педагогом для достижения цели.

Основой образовательного процесса является планирование .

План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса . Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придаёт ему содержательность, определённость, управляемость.

Планирование целостного педагогического процесса.

Основной функцией организации педагогического процесса ДОУ, обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную работу всех его подразделений, является планирование. Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых её сторон, определение актуальных задач на предстоящий период. В работе дошкольного учреждения используется годовое и текущее планирование.

План работы дошкольного учреждения на учебный год разрабатывается на основе нормативных документов министерств образования федерального и регионального уровня, «Программы воспитания и обучения в детском саду», а также на основе анализа работы дошкольного учреждения за истекший период. Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательной работы ДОУ и предусматривает её непрерывность и последовательность.

В составлении годового плана принимают участие профсоюзная организация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете.

Структура годового плана работы .

Вводная часть , в которой дается краткий всесторонний анализ работы дошкольного учреждения за предшествующий период по следующим направлениям:

-эффективность работы по охране жизни и укреплению здоровья воспитанников;

-уровень и эффективность учебно-воспитательного процесса и его результатов в целом и по возрастным группам, уровень подготовленности воспитанников к школе;

- уровень деловой квалификации педагогов;

-уровень и эффективность работы с родителями и т. д.

Основные задачи работы дошкольного учреждения. В этом разделе определяются ведущие задачи воспитания и обучения, обусловленные уровнем педагогического мастерства воспитателей, типом дошкольного учреждения, состоянием воспитательно-образовательной работы в нём. Намеченные задачи должны быть подтверждены конкретными мероприятиями в разделах годового плана.

Работа с кадрами. В этом разделе предполагается подбор и расстановка кадров и повышение уровня деловой квалификации педагогов.

Работа с родителями. Планируется совместная работа детского сада с семьями воспитанников, деятельность различных кружков, изучение опыта семейного воспитания, работа с неблагополучными семьями, консультации для родителей по актуальным вопросам семейного воспитания др.

Административно-хозяйственная работа. Раздел включает мероприятия, направленные на создание наилучших условий для организации жизни, воспитания и обучения дошкольников.

Годовой план хранится в методическом кабинете.

Перспективное планирование осуществляется воспитателями и предполагает планирование педагогического процесса в конкретной группе на длительный отрезок времени (квартал, полгода, год). В перспективном плане отражены все разделы «Программы».

Календарное планирование предполагает знание уровня психофизиологического развития воспитанников, программы воспитания и обучения в детском саду и позволяет воспитателю равномерно распределить программный материал на текущий год, предусмотреть постепенное усложнение содержания обучения и воспитания, подобрать оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм организации жизни и деятельности воспитанников. Планирование педагогического процесса в группе ДОУ затрагивает утренний отрезок времени, прогулки (утреннюю и вечернюю), занятия и вторую половину дня.

Контроль за организацией педагогического процесса в ДОУ.

Старший воспитатель осуществляет контроль за учебно-воспитательной работой путём непосредственного наблюдения и анализа работы воспитателя. Основная цель контроля состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и в оказании каждому воспитателю конкретной помощи. Выделяют тематический, фронтальный, предупредительный и сравнительный виды контроля.

Тематический контроль — самый распространенный вид контроля в дошкольных учреждениях. Он предполагает изучение системы работы воспитателя в пределах определённой темы, предусмотренной программой.

Фронтальный контроль ставит своей целью получить общее представление о работе воспитателя, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Этот вид контроля предполагает ознакомление с документацией воспитателя, детскими работами, оснащением педагогического процесса. Итоги фронтальных проверок выносятся на обсуждение педагогического совета или производственного совещания.

Главная цель предупредительного контроля - предотвратить возможные ошибки в работе начинающего педагога и способствовать улучшению его деятельности. Он проводится в форме наблюдения за педагогическим процессом или в форме беседы с воспитателем.

Спецификой сравнительного контроля является анализ и оценка педагогического процесса одного воспитателя в сопоставлении с опытом работы другого. Этот вид контроля целесообразно применять, проверяя выполнение отдельных разделов программы, анализируя качество знаний, умений и навыков воспитанников у разных воспитателей. Сравнительный контроль может проводиться в форме наблюдения за работой воспитателей, анализа планов, детских работ и другой документации.
Любой вид контроля будет эффективным, если методист очень серьёзно и тщательно готовится к нему. А. Васильева предлагает алгоритм функции контроля : цель контроля — объект контроля — разработка программы (плана) контроля — сбор информации — первичный анализ изученного — выработка рекомендаций и путей исправления недостатков — проверка исполнения рекомендаций.

Посещать группы следует без всяких предупреждений или известить воспитателя утром в день проверки. О намеченном посещении группы старший воспитатель предупреждает педагога заранее в том случае, если это посещение делается с целью исправления в работе замеченных ранее недостатков. Если во время наблюдения работы воспитателя у методиста возникает необходимость сделать ему замечание, то осуществить это следует незаметно для воспитанников и в очень корректной форме. Важным этапом контроля является беседа старшего воспитателя с воспитателем. Первое слово предлагается воспитателю для самоанализа. Затем методист делает всесторонний анализ увиденного в соответствии с поставленной целью проверки, не забывая отметить всё ценное в работе воспитателя, анализирует причины неудач, указывает возможные пути к их устранению. Если при анализе возникает спорный вопрос и воспитатель не соглашается с мнением методиста, то решение вопроса выносится на коллективное обсуждение.

Необходимо помнить, что одноразовые, мимолётные посещения группы не дают права делать выводы о работе воспитателя. Если методист поставил цель — проанализировать какой-то вид деятельности или режимный процесс — то необходимо полностью проследить этот вид деятельности от начала до конца.

Целостный педагогический процесс решает задачи следующего порядка:

• структурирование, конкретизация целей обучения и воспитания;

• преобразование содержания образования в учебный материал;

• анализ межпредметных и внутрипредметных связей;

• выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;

• анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников, которые как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса.

Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое взаимодействие является сложным процессом, состоящим из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено и опосредованно учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную и универсальную характеристику педагогического процесса.

Даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: «ученик – ученик», «ученик – коллектив», «ученик – учитель», «учащиеся – объект усвоения» и т.п.

Принято различать виды педагогических взаимодействий, а следовательно и отношений :

- педагогические (отношения воспитателей и воспитанников);

- взаимные (отношения со взрослыми сверстниками, младшими);

- предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);

- отношения к самому себе .

Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами. Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны , два взаимообусловленных компонента : педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Воздействия могут быть : прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников : активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих их от других.

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д.

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний. Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.

Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.

Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:

б) фигурки людей;

в) фигурки животных;

г) предметы игрового обихода;

Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:

а) собственно дидактические — основаны на принципе самоконтроля;

б) дидактические игры (наборы) с правилами — предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие);

в) конструкторы и строительные наборы;

д) музыкальные игрушки.

Игрушки по степени готовности:

Готовые:

- Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.

- Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.

- Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.

Игрушки по виду применяемого сырья:

- Из тканей, в том числе набивные игрушки.

- Из бумаги и картона.

- Из керамики, фарфора и фаянса.

- Из древесных материалов, папье-маше.

- Из новых синтетических материалов.

Игрушки по величине:

- Мелкие (размером от 3 до 10 см).

- Средние (размером от 10 до 50 см).

- Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).

По функциональным свойствам:

- Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).

- Электронные (на компьютерной основе).

- Наборы игрушек (или деталей) — совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.

- Игровые комплекты, объединённые единой темой (задачей).

Игрушки по художественно-образному решению:

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д.

Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Воспитательная ценность игрушки заключается в том, что она способствует формированию самостоятельности и творческой деятельности деток. Традиционные игрушки различных народов издревле применяют с целью эстетического, умственного, нравственного, физического воспитания. В ходе игры дошкольник развивается, познает мир, подражает и усваивает общественный опыт. Игрушка - средство передачи культурного опыта народа от поколения к поколению.

Умственному воспитанию малышей в особенности способствуют дидактические (учебные) игрушки. Используя их, дошкольники учатся распознавать, различать, называть форму, размер, цвет предметов, знакомятся с количественными соотношениями, числом, цифрой, с пространственными понятиями.

Разные игрушки (конусные башенки, цветные мисочки, шарики, разные мозаики и др.) призваны помогать сенсорному развитию малыша. Разборные игрушки, конструкторы формируют у деток умение к анализу, синтезу, обобщение, сопоставление, классификации. Игры с образными игрушками расширяют и уточняют представления малыша об окружающем мире, развивают мышление, воображение, речь, обогащают словарный запас.

Применение технической игрушки развивает ее конструктивные способности, формирует внимание к технике, создает предпосылки для технической изобретательности, творчества. Используя играх строительный материал, дети знакомятся с объемными геометрическими телами, у них развиваются представления о форме, направление, состояние, размере, протяженность такое. Игрушки помогают усваивать ч/з игровые обстановке правила и нормы поведения и контакта людей.

В выборе образной игрушки, действиях с ней в существенной степени проявляется чувства к тому, что она олицетворяет. Применение народной игрушки в воспитании способствует приобщению малыша к духовному, эстетическому, бытового опыта народа. Игры с дидактическими игрушками учат соблюдать правила игры, воспитывают терпение и усидчивость, желание достичь успеха благодаря своим знаниям и умениям.

Художественно оформленная игрушка возбуждает у малыша эстетические отношение и переживания, формирует эстетический вкус. Интересные по содержанию и форме игрушки положительно влияют на психическое положение малыша, мировосприятия, активизируют жизненный тонус, что оказывает влияние на здоровье и физическое развитие. Игры с мячом, погремушками, кеглями и иными предметами развивают точность движений, координацию, меткость, ловкость, выдержку.

На создание самостоятельных игр деток раннего возраста продуктивно влияют сюжетно-образные игрушки, посреди которых выделяют: реалистичные - разные куклы с ярко выраженными характерами; условные - куклы с обобщенными чертами (к примеру, кукла-неваляшка) символические (предметы-заменители), которые лишь обозначают настоящий предмет и имеют кое-какие типичные для него свойства. Самостоятельная сюжетная игра формируется более успешно, если в ней мало-помалу применять условные, реалистические, символические игрушки, изображающие животных.

Подбор их обязан учитывать черты игровой деятельности деток, мнение образа игрушки в различные возрастные периоды, практичный и игровой опыт малыша. Сюжетная игрушка помогает малышам отображать понятные действия людей с предметами. С хорошей игрушкой играют долго и активно, глубоко постигая ее черты и функции. В игре случается закрепление познаний о назначении предметов, простейших орудий усилий, общих способов действия с ними. Используя символическую игрушку (предметы-заменители), ребенок начинает в первый раз своими силами оперировать образами, обобщает собственный предыдущий игровой опыт.

На малышей младшего и среднего дошкольного возраста в особенности влияют игрушки, изображающие людей, существ и предметы реального мира: животных, рыб, птиц, растительность, предметы быта, техники и т.д.. Они не только лишь побуждают к различным по содержанию игры, но еще и помогают войти в роль, сделать ненаглядный игровой образ, реализовать замысел. Средством реализации замысла игрушка может стать только в том случае, если ребенок верно воспринимает ее образ, имеет определенные познания о предмете, а игрушка вызывает осознанный внимание и стремление вести игру.

Благодаря игрушке реальными становятся игровые действия дошкольников: "доктор" использует "фонендоскоп", "водитель" - "автомобиль" и иные. В этом, как утверждает русский педагог К. Зворыгина, заключается психологическая особенность игры: "в ней немало воображаемого, условного . однако переживания тех, кто играет, вечно искренни, настоящие, и действия их реальные".

Выбор ребенком дошкольного возраста игрушки для сюжетно-ролевой игры - индикатор уровня ее роста. Одни дети выбирают игрушки для игры независимо от замысла. Тогда игрушка определяет направление роста сюжета, однако сюжетные действия крайне ограничены и бедные. Иные дети подбирают игрушку целенаправленно, в зависимости от задуманного сюжета или попутно с его формированием. Сознательный выбор, банда и классификация игрушек по их ситуативными признаками помогают ребенку реализовать игровой замысел.

Читайте также: