Стандарт на детские игрушки

Обновлено: 28.04.2024

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).

Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе - Организации).

Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации*(1) и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребенка*(2), в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

1.3. В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

1.4. Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.7. Стандарт является основой для:

1) разработки Программы;

2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы);

3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;

5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;

6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

1.8. Стандарт включает в себя требования к:

структуре Программы и ее объему;

условиям реализации Программы;

результатам освоения Программы.

Информация об изменениях:

Пункт 1.9 изменен с 25 февраля 2019 г. - Приказ Минпросвещения России от 21 января 2019 г. N 31

1.9. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Реализация Программы на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся не должна осуществляться в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации.

II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта.

2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы.

2.3. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

2.4. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ*(3).

При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп.

Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания*(4) детей в Организации.

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

ГОСТ Р 53906-2010

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства

Toys. General safety requirements and test methods. Mechanical and physical properties

Дата введения 2012-01-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Тест-Пром" на основании требований технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт вводит национальные нормы безопасности игрушек и методы их контроля, которые в полной мере соответствуют требованиям технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков.

Настоящий стандарт устанавливает требования к физическим и механическим свойствам игрушек и методы испытания этих свойств. Стандарт распространяется на игрушки, предназначенные для детей в возрасте до 14 лет. Стандарт распространяется на новые игрушки с учетом назначения, прогнозируемой продолжительности нормального использования и предполагаемого поведения ребенка.

Стандарт не распространяется на продукцию, используемую не в соответствии с ее назначением, а также на следующие изделия, которые к игрушкам не относят:

- елочные украшения, искусственные елки и принадлежности к ним, электрогирлянды;

- фольклорные и декоративные куклы, не предназначенные для детей до 14 лет;

- точные масштабные модели для взрослых коллекционеров;

- снаряды и устройства, которые применяют для коллективного пользования на игровых площадках;

- спортивный инвентарь, в том числе глубоководный;

- пиротехнические устройства и ударные капсюли, за исключением ударных капсюлей (пистонов), специально предусмотренных для создания звуковых эффектов в игрушках, имитирующих огнестрельное оружие, в комплекте с игрушкой;

- катапульты и устройства для метания камней;

- снаряды для стрельбы из лука и стрелы для метания в цель с металлическими наконечниками;

- электропечи, утюги и прочие функциональные изделия с номинальным напряжением более 24 В;

- изделия, содержащие нагревательные элементы и предназначенные для пользования в присутствии взрослых в дидактических целях;

- транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания;

- игрушечные машины с паровыми двигателями;

- велосипеды спортивные, дорожные, туристические и др., предназначенные для движения по дорогам общего пользования;

- видеоигры, которые подключают к устройству с видеоэкраном и которые рассчитаны на номинальное напряжение более 24 В;

- трансформаторы для игрушек, питающиеся от сети, зарядные устройства для аккумуляторных батарей;

- средства спасания на воде, приспособления для плавания, в том числе надувные жилеты, манжеты и другие аналогичные изделия;

- защитные средства, предназначенные для занятий спортом, в том числе очки для плавания, солнечные очки и другие средства защиты глаз, а также велосипедные шлемы и шлемы для скейтборда (кроме имитаций, используемых для игр);

- летающие игрушки, которые запускают с помощью резинового шнура (например, ракеты и самолеты);

- луки для стрельбы, длины которых в ненатянутом состоянии превышают 120 см;

- "профессиональные" игрушки, выставляемые в общедоступных местах (универмаги, вокзалы и др.);

- пазл-мозаики (головоломки), включающие более чем 500 деталей;

- соски и пустышки для младенцев;

- копии огнестрельного оружия, имеющие высокое сходство с оригиналами;

- украшения для детей.

Если игрушка предназначена для сборки ребенком, то требования относятся отдельно к каждой детали, с которой имеет дело ребенок, и к собранной в целом игрушке. Если игрушка должна быть собрана взрослым, то требования относятся к собранной игрушке.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51555-99 Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства

ГОСТ 8.154-75 Государственная система обеспечения единства измерений. Приборы измерительные типа "Ухо искусственное". Методы и средства проверки

ГОСТ 12.1.050-86 Система стандартов безопасности труда. Методы определения шума на рабочих местах

ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 263-75 Резина. Метод определения твердости по Шору А

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 490-2006 Кислота молочная пищевая. Технические условия

ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия

ГОСТ 3520-92 Материалы оптические. Методы определения показателей ослабления

ГОСТ 3773-76* Реактивы. Аммоний хлористый. Технические условия

* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 3773-72. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 4166-76 Реактивы. Натрий сернокислый. Технические условия

ГОСТ 4201-79 Реактивы. Натрий углекислый кислый. Технические условия

ГОСТ 4221-76 Реактивы. Калий углекислый. Технические условия

ГОСТ 4233-77 Реактивы. Натрий хлористый. Технические условия

ГОСТ 4234-77 Реактивы. Калий хлористый. Технические условия

ГОСТ 6592-73 Краски печатные. Метод определения закрепления краски на бумаге

ГОСТ 6691-77 Реактивы. Карбамид. Технические условия

ГОСТ 6709-72 Вода дистиллированная. Технические условия

ГОСТ 8074-82 Микроскопы инструментальные. Типы, основные параметры и размеры. Технические требования

ГОСТ 9013-59 Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу

ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия

ГОСТ 17035-86 Пластмассы. Методы определения толщины пленок и листов

ГОСТ 17187-81 Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 19300-86 Средства измерений шероховатости поверхности профильным методом. Профилографы-профилометры контактные. Типы и основные параметры

ГОСТ 20403-75 Резина. Метод определения твердости в международных единицах (от 30 до 100 IRHD)

ГОСТ 25779-90 Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля

ГОСТ 30782-2001 Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Графическое условное обозначение возраста

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на офицальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 винтовая пружина: Пружина в форме спирали, которая может быть пружиной сжатия или пружиной растяжения (см. рисунок 1).


Рисунок 1 - Винтовая пружина

3.2 волокно: Волокнистый материал, части которого могут быть удалены с ворсовой поверхности игрушек.

3.3 доступность: Возможность касания ребенком всей детали или ее части, установленная по результатам испытаний.

3.4 заусенец: Острая неровность, образующаяся на кромках или поверхности материала при его некачественной резке или обработке.

3.5 зубные кольца: Игрушка, которую ребенок грызет при прорезывании зубов, предназначенная для облегчения состояния ребенка, связанного с ростом зубов.

3.6 игрушка для игры на воде: Надувная или ненадувная игрушка, несущая нагрузку массы ребенка и предназначенная для игр на мелководье под наблюдением взрослых.

3.7 игрушка, которую держат в руке: Игрушка, предназначенная для имитации звуков, которую необходимо держать в руке (например, трещотка, музыкальные игрушки и игрушечные пистолеты) за исключением околоушных игрушек, игрушек, которые заводит ребенок, и губных (духовых) игрушек.

ГОСТ EN 71-1-2014

Игрушки. Требования безопасности

МЕХАНИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Toys. Safety requirements. Part 1. Mechanical and physical properties

Дата введения 2017-07-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН научно-производственным республиканским унитарным предприятием "Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации" (БелГИСС)

2 ВНЕСЕН Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

5 Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту EN 71-1:2011+А3:2014* "Безопасность игрушек. Часть 1. Механические и физические свойства" ("Safety of toys - Part 1: Mechanical and physical properties", IDT).

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Европейский стандарт разработан Техническим комитетом по стандартизации CEN/TC 52 "Безопасность игрушек" Европейского комитета по стандартизации (CEN).

Европейский стандарт, на основе которого подготовлен настоящий стандарт, реализует существенные требования Директивы ЕС 2009/48/ЕС, приведенные в приложении ZA.

Официальные экземпляры европейского стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и стандартов, на которые даны ссылки, имеются в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования европейского стандарта в связи с особенностями построения межгосударственной системы стандартизации.

В стандарт внесены следующие редакционные изменения:

- исключено примечание раздела 7, содержащее справочную информацию по СЕ-маркировке, которая не является исчерпывающей (подробную информацию см. в Директиве 2009/48/ЕС [13]);

- исключено приложение B "Существенные технические отличия настоящего европейского стандарта от предыдущей редакции", все отличия учтены.

В разделе "Нормативные ссылки" и тексте стандарта ссылки на европейские и международные стандарты актуализированы.

Сведения о соответствии ссылочных европейских стандартов межгосударственным стандартам приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

Настоящий стандарт разработан с целью уменьшения скрытых опасностей, при этом он не распространяется на специфические опасности некоторых игрушек (например, отсутствие равновесия мотороллера, острие иглы, находящейся в ящичке для шитья), которые дети или присматривающие за ними взрослые могут распознать. Игрушки конкретного вида не должны представлять опасность для детей, для которых они предназначены (в Директиве 2009/48/ЕС формулировка "предназначено для использования" означает, что лицо(а), присматривающее(ие) за детьми, должно быть ознакомлено с информацией о работе, размерах и характеристиках игрушки, предназначенной для определенной возрастной группы). Требованиями настоящего стандарта предусмотрено, что при пользовании конкретной игрушкой дети не могут проявить такую же осмотрительность, как взрослые.

Свойства, конструкция, способ, метод изготовления и характеристики игрушек должны быть ориентированы на конкретный возраст и уровень развития ребенка.

Несчастные случаи часто имеют место тогда, когда игрушкой пользуется ребенок, для которого эта игрушка не предназначена или она используется не по назначению. Выбор игрушек или игр следует осуществлять с большой осмотрительностью и с учетом умственного и физического развития ребенка.

Требования настоящего стандарта не снимают с родителей и воспитателей ответственности за безопасность детей во время игры.

EN 71 состоит из следующих частей, имеющих групповой заголовок "Безопасность игрушек":

- часть 1: Механические и физические свойства;

- часть 2: Воспламеняемость;

- часть 3: Миграция элементов;

- часть 4: Наборы для химических опытов и аналогичных занятий;

- часть 5 Игровые комплекты (наборы), включающие химические вещества и не относящиеся к наборам для проведения химических опытов;

- часть 7: Краски для рисования пальцем. Требования и методы испытаний;

- часть 8: Игрушки для активного отдыха для домашнего использования;

- часть 9: Органические химические соединения. Требования;

- часть 10: Органические химические соединения. Подготовка проб и экстракция;

- часть 11: Органические химические соединения. Методы анализа;

- часть 12: N-нитрозамины и вещества, преобразуемые в N-нитрозамины.

Определения терминов, выделенных курсивом, приведены в разделе 3. Дополнительная информация о значении и применении данных терминов приведена в приложении А.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на игрушки, изготовленные из различных материалов.

Настоящий стандарт распространяется на игрушки, которые сконструированы или изготовлены для игр детей в возрасте до 14 лет. Стандарт распространяется на вновь разрабатываемые игрушки с учетом их назначения, сроков службы (эксплуатации) и предполагаемого поведения ребенка.

Настоящий стандарт устанавливает особые требования к игрушкам для детей до 36 мес, в том числе и для "совсем маленьких детей", которые еще не могут самостоятельно сидеть.

В соответствии с Директивой 2009/48/ЕС термин "предназначена для использования" означает то, что лицо, присматривающее за ребенком, должно быть ознакомлено с информацией об игровой функции, размерах и характеристиках игрушки, предназначенной для определенной возрастной группы. В соответствии с настоящим стандартом, например мягконабивные игрушки, простой формы, позволяющие ребенку их держать и прижимать к себе, предназначены для детей в возрасте до 36 мес.

Примечание - Информация, относящаяся к возрастным категориям относительно использования игрушек для детей в возрасте до 36 мес и больше, содержится в Отчете CEN CR 14379, в [10], относящихся к определению возрастных категорий, рекомендациях CEN/CENELEC N 11 и рекомендациях европейской комиссии.

Настоящий стандарт также устанавливает требования к упаковке, предупредительной информации и маркировке, наносимой на игрушки и упаковку.

Требования настоящего стандарта не распространяются на музыкальные инструменты, спортивное оборудование и аналогичные изделия, за исключением игрушек, которые являются моделями этих изделий.

Настоящий стандарт не распространяется на следующие игрушки:

- оборудование для детских игровых площадок;

- игровые автоматы (монетные или нет);

- игрушечные транспортные средства, с двигателями внутреннего сгорания (см. А.2);

- игрушечные машины с паровыми двигателями;

- катапульты и устройства для метания.

Летающие игрушки, запускаемые ребенком с помощью резинового шнура (например ракеты и самолеты), рассматриваются как катапульты (см. пятое перечисление).

Настоящим стандартом не охвачены требования к электрической безопасности игрушек, они устанавливаются в IEC 62115.

Кроме того, настоящий стандарт не распространяется на изделия, не относящиеся к игрушкам:

- декоративные изделия, предназначенные для праздников и торжественных мероприятий;

- масштабные модели для коллекционирования, при условии, если на изделии или на его упаковку нанесена информация о том, что оно предназначено для использования лицами старше 14 лет. Например:

- масштабные модели для коллекционирования (см. А.2);

- наборы для сборки масштабных моделей;

- фольклорные и декоративные игрушки, а также аналогичные игрушки;

- точные копии огнестрельного оружия;

- спортивный инвентарь, включая роликовые коньки, роллеры, скейтборды, предназначенные для занятий спортом детей с массой более 20 кг;

- велосипеды с максимальной высотой сиденья более 435 мм (при измерении по вертикали от уровня земли до верхней кромки поверхности седла; при этом седло должно находиться в горизонтальном положении, а стойка сиденья в максимально выдвинутом положении);

- самокаты и другие средства передвижения, предназначенные для спорта или для движения по дорогам общего пользования и тротуарам;

- транспортные средства с электрическим приводом, предназначенные для движения по дорогам общего пользования и тротуарам;

- подводный инвентарь, средства обучения детей плаванию, например плавательные сиденья и надувные средства;

- головоломки, содержащие более 500 деталей;

- ружья и пистолеты, использующие сжатый газ, за исключением водяных ружей и пистолетов;

- луки для стрельбы, длина которых превышает 120 см;

- фейерверки, включая пистоны, которые не предназначены для игрушек;

- изделия и игры, в которых используются снаряды для метания типа дротиков с металлическими наконечниками;

- функциональные образовательные изделия, такие как электропечи, утюги или иные функциональные изделия по [12], работающие при напряжении 24 В и предназначенные для использования в учебном процессе под наблюдением взрослых;

Общие требования безопасности и методы контроля

Toys. General safety requirements and control methods

Дата введения 1992-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством местной промышленности РСФСР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 30.07.90 N 2330

Изменение N 2 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 19 от 24 мая 2001 г.)

За принятие изменения проголосовали*:

Наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4. Стандарт полностью соответствует международному стандарту EN 71-88

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта

3.3; 3.4; 3.5.3; 3.9; 3.10; 3.11; 3.17; 3.25; 3.31; 3.37; 3.45; 3.50; 3.53.2; 3.72; 3.74; 3.79; 3.88

3.2; 3.30; 3.46; 3.73; 3.75; 3.77; 3.78; 3.82.1; 3.90.2

3.12; 3.54.1; 3.68.1; 3.82.1

6. Ограничение срока действия снято Постановлением Госсстандарта от 24.06.92 N 576

7. ИЗДАНИЕ (октябрь 2002 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в июне 1992 г., декабре 2001 г. (ИУС 9-92, 3-2002)

Переиздание (по состоянию на апрель 2008 г.)

ВНЕСЕНЫ поправки, опубликованная в ИУС N 4, 2003 год, ИУС N 8 2003 год.*

* См. примечание ФГУП "Стандартинформ". - Примечание изготовителя базы данных.

Поправки внесена изготовителем базы данных.

Настоящий стандарт распространяется на игрушки, предназначенные для детей в возрасте до 14 лет, и устанавливает требования безопасности и методы испытания.

Стандарт не распространяется на пиротехнические игрушки, фейерверки, включающие ударные капсулы (за исключением пистонов*, предназначенных для игры), елочные украшения, искусственные елки и принадлежности к ним, электрогирлянды, игрушки с двигателями внутреннего сгорания, оборудование для открытых детских площадок, спортивное оборудование, точные масштабные модели для взрослых коллекционеров, глубоководное снаряжение, фольклорные декоративные куклы и другие подобные предметы для взрослых коллекционеров, "профессиональные игрушки", выставленные в общественных местах, головоломки с количеством компонентов свыше 500 или головоломки без изображения, предназначенные для специалистов, пневматические ружья и пистолеты, пращи и катапульты, стрелы для метания в цель с металлическими наконечниками, игрушечные паровые двигатели, велосипеды с высотой седла от пола более 635 мм, детские соски, точные копии огнестрельного оружия, бижутерию для детей, игрушки с питанием от сети.

* Пистонами считают предназначенные для игры изделия, содержащие пиротехнический состав, создающий звуковой эффект в игрушках, имитирующих огнестрельное оружие.

Если игрушка предназначена для сборки ребенком, то требования относятся отдельно к каждой детали, с которой имеет дело ребенок, и к собранной игрушке.

Если игрушка предназначается для сборки взрослым, то требования относятся к собранной игрушке.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

1. ТРЕБОВАНИЯ К СЫРЬЮ, МАТЕРИАЛАМ И КОМПЛЕКТУЮЩИМ ИЗДЕЛИЯМ

1.1. Для изготовления игрушек должны применяться материалы, разрешенные органами Министерства здравоохранения СССР или министерствами здравоохранения союзных республик.

1.2. Сырье и материалы должны отвечать гигиеническим требованиям (должны быть чистыми и неинфицированными).

1.3. В игрушках не допускается применять:

полимерные недублированные пленки размером более 100х100 мм, толщиной менее 0,038 мм (для изготовления фартуков и т.п.);

полимерные недублированные пленки, имеющие на каждом участке размером 30х30 мм площадь отверстий менее 1% площади участка;

древесину с червоточинами и выпадающими сучками;

стекло для изготовления игрушек для детей в возрасте до 3 лет;

стекло для изготовления игрушек для детей в возрасте старше 3 лет, за исключением, когда это необходимо для выполнения игрушкой ее функции;

неборосиликатное стекло для изготовления стеклянных сосудов, предназначенных для нагревания;

набивочные материалы, содержащие твердые или острые инородные предметы (гвозди, иголки, металлическую стружку, деревянные щепки, осколки стекла или пластмассы и др.);

гранулированные набивочные материалы с размером гранул 3 мм и менее, применяемые без внутренней оболочки, не являющейся внешней оболочкой игрушки;

Текст ГОСТ Р 59010-2020 Оборудование и покрытия игровых площадок. Дополнительные требования безопасности и методы испытаний универсальных игровых площадок

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР 59010— 2020

ОБОРУДОВАНИЕ И ПОКРЫТИЯ ИГРОВЫХ ПЛОЩАДОК

Дополнительные требования безопасности и методы испытаний универсальных игровых площадок

Москва Стамдартинформ 2020

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский на* учно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» ()

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 455 «Оборудование детских игровых площадок»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 сентября 2020 г. № 653-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© Стацрартинформ. оформление. 2020

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас* пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Требования безопасности

5 Требования безопасности котдельным видам оборудования

в Методы испытаний

Приложение А (обязательное) Определение несущей способности оборудования

ГОСТ Р 59010—2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБОРУДОВАНИЕ И ПОКРЫТИЯ ИГРОВЫХ ПЛОЩАДОК

Дополнительные требования безопасности и методы испытаний универсальных игровых площадок

Playground equipment and coalings. Additional safety requirements and lest methods for universal playgrounds

Дата введения — 2021—05—01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на стационарное оборудование для универсальных игровых площадок.

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к конструкции и методам испытаний стационарного оборудования детской игровой площадки, обеспечивающей общий уровень равной легкодоступности, в том числе использования детьми с ограничениями жизнедеятельности (ОЖД).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 33602 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Термины и определения

ГОСТ 34614.1 (EN 1176-1:2017) Оборудование и покрытия игровых площадок. Часть 1. Общие требования безопасности и методы испытаний

ГОСТ 34614.2 (EN 1176-2:2017) Оборудование и покрытия игровых площадок. Часть 2. Дополнительные требования безопасности и методы испытаний качелей

ГОСТ 34614.3 (EN 1176-3:2017) Оборудование и покрытия игровых площадок. Часть 3. Дополнительные требования безопасности и методы испытаний горок

ГОСТ 34614.5 (EN 1176-5:2008) Оборудование и покрытия игровых площадок. Часть 5. Дополнительные требования безопасности и методы испытаний каруселей

ГОСТ 34614.6 (EN 1176-6:2017) Оборудование и покрытия игровых площадок. Часть 6. Дополнительные требования безопасности и методы испытаний качалок

ГОСТ 34614.7 (EN 1176*7:2008) Оборудование и покрытия игровых площадок. Часть 7. Руководство по установке, контролю, техническому обслуживанию и эксплуатации

ГОСТ 34615 (EN 1177:2018) Покрытия ударологлощающие игровых площадок. Определение критической высоты падения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерагъного агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт. на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение

рекомендуется применять без учета данного изменения. Есты ссылочный стандарт отменен без замены, то положение. в котором дана ссыгжа на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33602. ГОСТ 34614.1. а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 дети: Социально-демографическая группа населения в возрасте до 14 лет. имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности.

3.2 дети с ограничениями жизнедеятельности; дети с ОЖД: Дети в возрасте до 14 лет с физическими и/или психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм.

3.3 доступность оборудования и/или пространства: Оборудование и/или пространство, позволяющие пользователю быстро и без препятствий добраться до него, приспособленные к возможностям детей с ограничениями жизнедеятельности и имеющие условия для их самостоятельной деятельности наравне с другими детьми.

3.4 зонирование игровой поверхности: Разделение игровой поверхности по целевым назначениям и режимам использования, в том числе для различных возрастных групп детей и детей с ограничениями жизнедеятельности.

3.5 маршрут доступа: Путь следования к оборудованию на игровой площадке.

3.6 марш пандуса: Сплошная наклонная поверхность между двумя горизонтальными площадками.

3.7 оборудование альтернативного уровня: Игровое оборудование, расположенное выше или ниже платформы игрового комплекса.

Примечание — Пример оборудования универсальной игровой площадки представлен на рисунке 1.


Т — пандус к оборудованию альтернативного уровня. 2 — оборудование альтернативного уровня. 3— платформа игрового комплекса; 4 — оборудование на уровне игровой поверхности площадки

Рисунок 1 — Пример оборудования универсальной игровой площадки

3.6 оборудование на игровой поверхности: Игровое оборудование, использование которого начинается с поверхности детской площадки и которое как минимум имеет эону приземления.

3.9 оборудование универсальной игровой площадки: Легкодоступное оборудование, с которым или на котором на площадке могут играть дети всех возрастов, в том числе дети с ограничениями жизнедеятельности.

3.10 пандус: Наклонная плоская коммуникационная конструкция, связывающая поверхности, расположенные на различных уровнях.

3.11 подъем пандуса: Расстояние по вертикали марша пандуса между нижней и верхней горизонтальными площадками.

3.12 пространство для маневра: Пространство, необходимое для разворота кресла-коляски с сопровождающим на 180 е .

3.13 ребенок: Пользователь детской игровой площадки в возрасте до 14 лет.

3.14 реконструкция игровой поверхности: Изменение планировки игровой поверхности или состава оборудования, которое влияет на степень легкодоступное™.

Примечание — Изменение порядка обслуживания не является реконструкцией.

3.15 столик для игры: Оборудование с плоской поверхностью с опорами, расположенной на уровне, удобном для игр. в том числе для детей с ОЖД.

3.16 трансферная платформа: Платформа или площадка, которую ребенок на кресле-коляске или в другом индивидуальном средстве передвижения может использовать для того, чтобы подняться или переместиться на игровое оборудование или комплекс, оставив кресло-коляску или другое средство передвижения на уровне поверхности игровой площадки.

3.17 трансферная система: Система перехода, обеспечивающая доступ к игровому оборудованию различного уровня без использования кресла-коляски и/или других средств передвижения.

3.18 универсальный дизайн: Дизайн изделий, сред, программ и услуг, используемых всеми людьми в максимально возможной степени без необходимости адаптации или специального дизайна.

Примечание — Универсальный дизайн не должен исключать вспомогательные устройства для определенных групп подей с ограниченными возможностями, гдв это необходимо.

3.19 универсальная игровая площадка: Детская игровая площадка, включающая в себя оборудование и покрытие для детей всех возрастов, в том числе для детей с ограничениями жизнедеятельности.

4 Требования безопасности

4.1 Общие положения

Оборудование универсальных детских площадок должно соответствовать требованиям ГОСТ 34614.1 и требованиям настоящего стандарта.

Пользование качелями, горками, качалками, каруселями и другим оборудованием, которые допускают перемещение ребенка в различных направлениях, для детей в возрасте от трех до семи лет и детей с ОЖД допускается только под наблюдением взрослых или ответственных лиц.

4.2 Требования к универсальному дизайну игровой поверхности и оборудованию

4.2.1 Игровая поверхность и оборудование универсальных детских площадок должны обеспечивать условия для совместной игры детей с ОЖД и без них. содержать в себе образовательно-развивающий компонент.

4.2.2 Универсальная игровая площадка должна соответствовать следующим требованиям:

- пешеходные пути должны иметь непрерывную связь с внешними по отношению к универсальной площадке транспортными и пешеходными коммуникациями от жилой застройки, остановочных пунктов пассажирского транспорта общего пользования, парковочных мест;

- расположение парковочных мест не далее 100 м от входа на игровую площадку;

- маршруты доступа как минимум к каждому виду оборудования;

- отсутствие на путях следования к территории площадки и на путях следования внутри нее оборудования для благоустройства и оборудования детской игровой площадки:

- наличие стендов, содержащих информацию о площадке для детей с ОЖД. в том числе с ограничениями по зрению;

- условия для беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения по площадке, с соблюдением требований к уклонам, с учетом перепадов высот;

• наличие мест отдыха с подлокотниками и спинкой;

- наличие универсальных кабин для инвалидов в составе общедоступных туалетов при их наличии вблизи универсальной площадки:

■ интегрированность в среду сопровождающих (для контроля или непосредственной помощи на игровом оборудовании);

* наличие безопасного синтетического или резинового амортизирующего покрытия на площадке и маршрутах доступа;

* наличие на покрытии площадок и путях передвижения тактильно-контрастных указателей, а также предупредительного мощения вокруг отдельно стоящих опор, стоек или стволов деревьев, рас* положенных рядом.

4.2.3 Оборудование и покрытия игровой площадки должны обеспечивать:

* игры детей до 14 лет;

* легкодоступность всех видов оборудования:

- наличие опознавательных знаков и элементов для организации легкодоступной среды для дв-тей с ОЖД. например тактильной плитки, световых и звуковых маяков, информационных щитов, оснащенных шрифтом Брайля;

- наличие лестниц, пандусов и поручнями,

* наличие игровых поверхностей различного уровня, позволяющих играть ребенку, сидящему в кресле-коляске или передвигающемуся с помощью дополнительных опор;

- учет потребностей детей с ограничениями по слуху, зрению и для детей с расстройством аутистического спектра.

4.3 Легкодоступность для детей с ОЖД игрового оборудования:

- наличие легкодоступного оборудования на уровне игровой площадки и легкодоступного оборудования альтернативного уровня;

- не менее одного вида оборудования, обеспечивающего балансирование, качание, лазание, вращение и скольжение;

- количество дополнительного легкодоступного оборудования на игровой поверхности зависит от количества недоступного оборудования альтернативного уровня (см. таблицу 1).

Таблица 1 — Требование к количеству единиц оборудования на игровой поверхности в зависимости от количества оборудования альтернативного уровня

Количество единиц оборудования альтернативного уровня

Минимальное количество единиц оборудования на игровой поверхности

Миииыапьиое количество единиц оборудования, расположенных на маршруте доступа

Читайте также: