Старинные немецкие игрушки на елку

Обновлено: 28.03.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Немецкие рождественские игрушки

Эти игрушки появляются в домах только перед Рождеством. Иногда их созданием занимаются целые немецкие деревни, но чаще всего их привозят из Китая. Что поделать, покупателям важнее цена, чем история создания. Хотя. о чем я говорю, в 21 веке на рождественские рынки приходят не столько за подарками и сувенирами, сколько поесть или выпить (поэтому цены на глинтвейн каждый год растут).

Schwibbogen, Швиббоген - деревянная арка со свечами. Изображает арку неба. Внутри арки первоначально вырезали фигурки солнца, луны, звезд, потом их заменили библейские сюжеты. Арку устанавливают на подоконниках. Возможно, освещенные зимой окна помогали путникам и горнякам скорее найти путь домой.

https://sun9-30.userapi.com/c855736/v855736584/188ac3/MDHCCNEY6Z8.jpg

До конца 20-го века Schwibbögen обычно делали из металла, после Второй мировой - из дерева. Сейчас внутри арки встречаются изображения любых сюжетов, мало относящихся к религии. Свечей на арке может быть разное количество, это зависит от размеров самой арки. В оригинале их 11.

Светящаяся арка была придумана шахтерами Рудных гор. В зимнее время они совсем не видели солнца, уходили на работу затемно и возвращались так же в темноте. Поэтому часто встречаются арки с темой шахтерской жизни. Возможно, изначально это был рождественский подсвечник, который освещал всем шахтерам общий рождественский обед. Либо это были сигнальные огни для рабочих одной смены, когда они завершали очередной год на шахте.


Рудные горы - это регион на границе между Германией и Чехией, ближе к Дрездену. С 12 в. в нем развивалась горнодобывающая промышленность, а в 19 в., когда доход от этой отрасли пошел на резкий спад, появились другие замещающие производства, например, создание игрушек из соломы, дерева, плетение кружев. Сейчас это ручное производство живет, в основном делают фигурки шахтеров, щелкунчиков, рождественских ангелов, арки-подсвечники, лесных зверей, деревянные фигурки курильщиков, музыкальные шкатулки и крутящиеся от горящих свечей пирамиды.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_31.jpg

Центр народного творчества в Рудных горах (в том числе рождественских игрушек ручной работы) расположен в Зайфене (Seiffen). Его еще называют "Игрушечный угол", „Spielzeugwinkel“. Там находится объединение мастеров по скульптуре, по дереву, по игрушкам. Там же в Зайфене находится Музей игрушек (Spielzeugmuseum in Seiffen), а в соседней деревне Нойхаузен (Neuhausen) - Музей Щелкунчика (Nussknackermuseum), где хранится более 5 000 экземпляров. Также в Дрездене находится Музей саксонского народного искусства, где представлены игрушки Рудных гор. За сохранение предметов горнодобывающей промышленности и народных промыслов, Рудные горы в 1998 г. вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

После окончания Второй мировой стали распространяться арки с электрическим освещением. Огромные арки стали использовать в качестве городского освещения. Например, в Йохангеоргенштадте в 2012 г. была установлена уличная электрическая арка шириной 25 м.


В ГДР спрос на арки был такой большой, что их часто делали самостоятельно.

В 1990-х стали появляться разные формы арок, не в виде радуги, а в виде треугольника, Lichterspitze, Вершина из света, или в виде ромба. С 2010 г. стали делать ярки в виде высокого готического окна.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_33.jpg

В той же немецкой деревне в Рудных горах традиционно делают Курильщиков или Человечков с трубкой - Räuchermännchen, Раухменшен.

Известно, что такие фигурки начали делать в Саксонии в 1830-х. Когда добыча олова в горах прекратилась, бывшие шахтеры стали вырезать фигурки из дерева. Сейчас это важная часть традиционного народного творчества Рудных гор. Игрушечным промыслом занимаются семьи в 3 и 4 поколениях. Небольшие фабрики и мастерские можно найти на каждой улице Зайфена.

https://sun9-41.userapi.com/c857328/v857328903/6f92c/egkSJauqMKc.jpg

Деревянная фигурка состоит из двух частей, внутри она полая. В нижнюю часть кладут дымящуюся ароматическую свечу. Такие ароматические свечи делали и раньше, только они были открытые. Со временем им придумали такую красивую деревянную фигурку.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_34.jpg

Курильщиков вырезают из местных лиственных пород, таких как береза, бук, ель, липа, ольха и клен. Отдельные детали вырезают на токарных станках и потом приклеивают, придерживаясь шаблонного образа. Потом одежду и лицо разрисовывают вручную. На одну игрушку может уходить до 20 ч. работы.

Во времена ГДР курильщиков обычно продавали на Запад или обменивали на комплект зимних шин для Trabi.

Прогресс не стоит на месте и в Китае давно уже стали делать более дешевые копии. В ответ на это гильдия мастеров Рудных гор и туристическая организация деревни Зайфен в 2006 г. создали кампанию "Оригинал вместо плагиата".

Курильщики традиционно воплощают профессии жителей Рудных гор. Это могут быть лесники, горняки, деревенские жители, солдаты, женщины с клецками. Дым выходит не только изо рта "курильщика", но и из кофейника или словно поднимается пар над блюдом с клецками.


http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_36.jpg

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_35.jpg


Так как Курильщик - типичный персонаж Адвента, то в его создании преобладают рождественские мотивы.

Сейчас делают не только курящих человечков, но и игрушечные изразцовые печи, над которыми поднимается пар, паровозы, мотоциклы, грибы, сердечки, кофейники и деревья с человеческими лицами.

В последние годы количество продаж Курильщиков падает, постоянные покупатели исчезают. Мастерам-ремесленникам уже хорошо за 80 лет и они не могут найти учеников. Интернетом они не владеют, поэтому не могут в качестве клиентов охватить весь мир. Культурная традиция постепенно отмирает.

В саксонском городке Кранцаль (Cranzahl) действует Музей курящих человечков (Das 1. Räuchermann-Museum). Музей был основан в 2011 г. и в нем представлено более 2000 разных фигурок курильщиков.


В основном Курильщиков продают в Саксонии и Тюрингии. Но также их экспортируют в Азию - Японию, Китай, Сингапур и Таиланд. Основные продажи идут в США, куда за 150 лет переехали жить 5 млн. немцев, и в Китай. На оригинальных игрушках из региона Рудных гор помимо надписи „Made in Germany“ должна быть и „Echt Erzgebirge“.

80% курильщиков в этом регионе производится вручную. Через интернет продается около четверти всех работ. Фигурки Курильщиков для немцев - это что-то вроде друга на всю жизнь, память о Рождестве в детстве.

Фото 1947 г. из Зайфена, где действовало промышленное производство Курильщиков.


Между Саксонией, Тюрингией и Баварией находится регион Фогтланд (Vogtland). Там создают свои рождественские фигурки - Моховых человечков, Мусманн, Moosmann, Moosmaa.

Старичок-Моховичок - герой местных легенд. Он живет в дремучем лесу, между корней деревьев, в валежнике или в пещере, и помогает бедным. Ростом он около 3 футов. Питается лесными грибами, ягодами, растениями. Одет в наряд из еловых веток или мха. Осенние листочки, подаренные им людям, в основном беднякам, превращались в золото. Люди предпочитали дружить с ними.


Старичок-Моховичок был придуман в лесных краях Фогтланда во второй половине 19 в. Главный элемент фигуры - деревянный корпус с приклеенными руками и ногами. Руки, ноги и головы тщательно вырезались опытными резчиками. Позже головы стали делать из фарфора и из пластика.

Костюм для Лесных человечков делали женщины - из бумаги, обклеенной мхом. В одной руке человечек держал Рождественский фонарь, в другой - ветку в качестве палки.


Со временем появились разные образы Старичка-Моховичка - рыцари, солдаты, охотники, лесники. Они могли держать в руке арку со свечами или рождественскую ель, трубку, корзину и колокольчик. На всех фигурках обязательно была одежда из мха из местного леса.

Особенно широко искусство резьбы Лесных человечков началось в этих краях после окончания Второй мировой.



В книге Иоганна Августа Эрнста Келера 1867 г. «Народные традиции, суеверия, легенды и другие древние традиции в Фойгтланде» рассказывалось, что в то время такие поделки из мха, веточек и цветной бумаги мастерили в основном бедные дети в городах, чтобы немного заработать.

Обычно Моховые человечки, мужчины и женщины, жили в лесу, но в период Адвента они на 12 дней приходили в деревни, чтобы пожить в домах у людей. Поэтому это рождественский символ. Уже в первый вечер Адвента они садились на деревенские подоконники и заглядывали в окна. Они светили свечой в руке, чтобы проверить, что в доме не водятся злые духи.

https://sun6-16.userapi.com/c855136/v855136279/186dbc/kCNOk7dW1bU.jpg

Такого человечка можно было узнать по невысокому росту, зеленой одежде, связке дров или корзине грибов. Это лесной дух. который живет в окружении деревьев.

Моховой человечек воплощает жизнь простого, бедного, но трудолюбивого человека, который умеет довольствоваться малым. Мох выступает символом мира и защиты. Ведь зимой многие существа живут под мхом и питаются им. Моховой человечек - это словно надежда на более хорошую и успешную жизнь с приходом весны.

Сейчас зимой в деревнях этого региона иногда можно встретить установленную в полный рост деревянную фигурку Мохового человечка.

Немецкий старичок-моховичок мне напомнил русского, из сказки "Морозко". Тоже лесной маленький человечек, который помогает людям. Второе его воплощение - слепая старуха со связкой дров, которая потом расколдовала парня.

Похожее изображение

Рождественский огурец, Weihnachtsgurke.

Давным-давно в немецкоязычных землях существовал обычай вешать на рождественскую елку маленький зеленый огурец - маринованный огурчик из банки. Это была забава для детей - кто первый в Сочельник найдет зеленое на зеленом, тот получит подарок. Огурец менял свой размер: для самых маленьких детей вешали огурец поочевиднее, побольше, пониже, а для тех, кто постарше, огурец выбирали поменьше и вешали вглубь елки, повыше.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_37.jpg

Поиск огурца превращался не только в сугубо семейное событие, в игру вовлекали всех гостей. Кто первый найдет, тот получит право распаковывать подарки. Либо ему очень здорово повезет в предстоящем году.

https://sun9-29.userapi.com/c857324/v857324276/72c68/rXk1J-H43l8.jpg

Почему на елку стали вешать огурец? Потому что в бедных семьях часто не было денег, чтобы порадовать всех детей. Часто дети получали в подарок только то, что найдут на елке - огурец или простую выпечку, без сахара (он слишком дорого стоил).

Возможно, вся эта история - просто умелый маркетинговый ход. Говорят, что еще в 1840-х годах немецкие стеклодувы из Тюрингии изготавливали украшения в виде фруктов и орехов, в том числе огурцов. Фрэнк Уинфилд Вулворт, основатель сети универмагов США Woolworth, во время поездки по Германии познакомился с этими стеклянными игрушками и решил импортировать их с 1880 года в Америку, чтобы продавать в своих магазинах. Чтобы новые рождественские украшения в виде огурца лучше продавались, он придумал трогательную историю немецкой традиции. Идеальный маркетинговый ход был готов.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_29.jpg

Сейчас в Германии производят множество стеклянных огурцов - блестящих и матовых, с блестками и в красном колпачке. Есть немецкие семьи-традиционалисты, которые считают, что на рождественском дереве должны быть только религиозные символы - красные яблоки из рая, церковные колокольчики и трубы ангелов, сами ангелы, соломенные звезды и блестящая вифлеемская звезда. И всяким случайным огурцам нет места на елке.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_30.jpg

А есть те, кто считает, что рождественский огурец - интересная игра, которая позволяет без ссор решить вопрос, кто распечатывает все подарки под елкой.

Сейчас рождественский огурец можно купить на многих рождественских рынках.



Материалы по теме:

- Рождественская выпечка: Марципан, хлеб Святого Маркуса, покровителя Венеции. История афродизиака для взрослых, лекарства для больных и рождественской сладости для детей.

- Рождество и Новый год в Берлине в 1986 г. Описание 15-летнего подростка старых традиций, подарков из Западной и Восточной Германии

Немцы всегда знали толк в елочных игрушках. С Мартина Лютера . Собственно, по легенде, именно он нарядил первую елочку. Потом на рождественское дерево стали вешать яблоки и орехи в фольге.

Первая фабрика, которая стала делать стеклянные елочные игрушки, появилась тоже в Германии в 1848 году. Из-за неурожая яблок. Настоящих не хватало, стеклодувы из Лауши выдули стеклянные.

А это яблоки из папье-маше. Не знаю, когда появилась практика делать такие. Может, вместе со стеклянными. Эту фотографию я сделала в Мюнхене.

А это яблоки из папье-маше. Не знаю, когда появилась практика делать такие. Может, вместе со стеклянными. Эту фотографию я сделала в Мюнхене.

Каково же было мое удивление, когда логотип именно Леушской фабрики, старейшей в мире, я нашла на своей коробке игрушек из советского магазина «Лейпциг»!

В детстве я не могла и помыслить, чтобы оказаться на родине елочных игрушек, в Германии. Да еще и на рождественских ярмарках. И вот, четыре года назад это случилось . Потом еще и еще.

И стеклянные игрушки на ярмарках не доминировали. Много было и деревянных. Особенно в Ротенбурге-дер-Таубере. Стоили они, правда, как Мерседес.

За самую пустяшную надо было отдать порядка десяти евро, интересные начинались от 30-50 евро. Хотя, может, это не игрушки дорогие, а зарплаты маленькие.

В этом году думали поехать на запад Германии, в Аахен. Но не случилось, как почти у всех в этом году. Да и сами ярмарки по большей части отменили.

По счастию, у нас остались материальные воспоминания. Ими и делюсь сегодня.

Эта деревянная игрушка из Аугсбурга. На мой взгляд не хуже Ротенбургских, но на порядок дешевле. Фото Полины Кудрявцевой

Эта деревянная игрушка из Аугсбурга. На мой взгляд не хуже Ротенбургских, но на порядок дешевле. Фото Полины Кудрявцевой

В Нюрнберге в этом году знаменитую ярмарку отменили. Ту, которая с шестнадцатого века работала всегда. Не открывалась только во время второй мировой войны.

А уже в 1946 в Адвент на центральной площади Нюрнберга заработали киоски с новогодними игрушками для детей. С самодельными. Из сухофруктов.

Этого человечка за пять евро мы купили на Нюрнбергской ярмарке в прошлом году. В 2019. Фото Полины Кудрявцевой.

Этого человечка за пять евро мы купили на Нюрнбергской ярмарке в прошлом году. В 2019. Фото Полины Кудрявцевой.

В 2019 госдумы видели эти киоски. Они небольшие, на многих фотографии: как в киоске десять-двадцать-тридцать и больше лет назад торговали дед, тетка, сват. Традиция, понимаешь!

А еще я заметила, что в каждом городе, где мы были, за евро-два можно купить только здесь продающуюся рождественскую игрушку. Обычно это многоконечная деревянная звезда.

Звезды были разного размера, подоророже-подешевле, раскрашенные и нет. На них - главный символ города.

На Аугсбургской — мэрия на центральной площади и колокольня. На верху ангел — главный символ открытия ярмарки.

На звезде из Нюрнберга — рыночная площадь. На ней храм, посвященный Деве Марии и "прекрасный фонтан", который заложили в четырнадцатом веке.

Раскрашенная звезда из Ротенбурга-дер-Таубера. На ней - центральная площадь города. Фото Александры Кудрявцевой

Раскрашенная звезда из Ротенбурга-дер-Таубера. На ней - центральная площадь города. Фото Александры Кудрявцевой

А вот в Мюнхене мы специально купили Фрауэнкирхе на прищепке. Вроде в том же стиле - тоже символ города и рождественская елка, но немного другой - без рождественской звезды.

Игрушка хрупкая. Разломилась посередине, там где прикреплена прищепка. Но удалось склеить. Вроде и не видно) Фото Александры Кудрявцевой

Игрушка хрупкая. Разломилась посередине, там где прикреплена прищепка. Но удалось склеить. Вроде и не видно) Фото Александры Кудрявцевой

А первая наша игрушка с немецких рождественских ярмарок — простая лошадка. Так же как и цветные звезды, она раскрашена с обеих сторон.

Лошадку я чаще вешаю ее не на елку, а на ручки шкафов в квартире. Такая вот образовалась традиция. Фото Александры Кудрявцевой

Лошадку я чаще вешаю ее не на елку, а на ручки шкафов в квартире. Такая вот образовалась традиция. Фото Александры Кудрявцевой

О елочных игрушках у меня есть целая серия очерков. Вот ссылка на первый:

Photobucket

Одной из целей моей поездки в Ротенбург об дер Таубер был знаменитый музей Рождества. Поначалу найти его никак не удавалось даже с помощью карты. Потом оказалось, что вход в музей лежит через огромный магазин рождественских украшений Christmas Village, который тоже представляет своего рода музей. Столь огромного магазина новогодних игрушек не доводилось видеть нигде. Фактически, это огромный супермаркет рождественских украшений, оформленный под маленькую деревеньку. На двух этажах множество зальчиков, в которых отдельно продаются стеклянные игрушки, отдельно - деревянные, отдельно - всякая мишура и т.п. При этом постоянно звучат рождественские мелодии, что создает непередаваемую атмосферу. На фото - главный зал магазина, а под катом - еще несколько фотграфий этой "деревеньки" и, конечно же, фотографии из музея Рождества. Кстати, фотографировать в музее нельзя было, но я внаглую немного пофоткал))

Так выглядят, если можно так сказать, торговые залы магазина

Photobucket

Photobucket

Всяческие механические девайсы рождественской тематики

Photobucket

Огромная рождественская пирамида в одном из залов

Photobucket

А это уже старинные рождественские пирамиды, выставленные в экспозиции музея

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Фигурки традиционных немецких домиков

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Стенды на которых собраны елочные игрушки 19 - начала 20 веков

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

А такие игрушки наверняка были у многих (у кого-то и сейчас есть). Подпись на стенде сообщает, что это русские картонные игрушки 1920 - 1930 годов

Photobucket

У меня лично такие игрушки еще хранятся

Photobucket

Возвращаемся в музей. Экспозиция, посвященная искусственным мини-елкам

Photobucket

Photobucket

Огромная коллекция всевозможных Санта-Клаусов

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Старинные щелкунчики - один из символов Германии

Photobucket

На следующих стендах собраны формочки для печенья, коробки для его хранения, старинные коробки от пряников

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Тематику следующего стенда так и не понял. Идентифицированы только рождественские детские кубики

Photobucket

Специальные рождественские подсвечники

Photobucket

Photobucket

А в этом ангелочке я узнал почти такого же ангела со старой игрушки, которая у меня до сих пор сохранилась.

Photobucket

Ангел из музея

Photobucket

Ангелы из "домашней коллекции"

На этом с игрушками все. В следующей части - фото вертепов)) С Рождеством!

Когда предновогодняя и даже новогодняя суета уже позади, самое время подойти поближе к красавице ёлке и внимательно присмотреться к украшениям: ведь любой стране это отражение ее собственной культуры. В Обществе «Гагарин» придумали и воплотили в жизнь билингвальный краеведческий проект, который знакомит местных русскоязычных детей с культурой и историей Тюрингии.


Яркие, праздничные, хрупкие — новогодние елочные игрушки радуют нас каждый год. Представить себе новогоднюю елку без игрушек невозможно. Разноцветные шары, сосульки, забавные фигурки - глаз не отведёшь. В прежние времена украшали бумажными снежинками, орехами, фруктами, сластями, а стеклянные игрушки появились лишь в середине 19 века.

История стеклянных елочных украшений связана с Германией, а точнее - с небольшим городком в Тюрингии, где живет всего-то чуть меньше 4 тысяч человек. И почти всё взрослое население этого города занимается производством рождественских елочных украшений. Лауша - так называется это замечательное место.

Каждый год в преддверии рождественских праздников приезжает сюда огромное количество туристов со всего света. В мастерской гость может выдуть шарик сам, за 7-8 евро, и еще за 7 евро – раскрасить по свему вкусу. Игрушки не дешевые, но покупают их все. Для немецкой семьи стеклянная елочная игрушка из Лауши - это непременный атрибут Рождества, так же как знаменитое рождественское печенье или посещение праздничной церковной службы.


К 19-му веку в Лауше уже сотни лет действовало стеклодувное производство. Здесь, у подножья Тюрингских гор, посредине богатого леса имелось всё необходимое для мастеров-стеклодувов. Много древесины, необходимой для топки печей, отличный кварцевый песок, вода из ручьев.

Лауша стала одним из самых успешных стекольных центров Германии. Большие заказы к первой трети девятнадцатого века делали производители кукол из соседнего городка Зоненберга: для них стекольщики Лауши изготовляли яркие, почти как настоящие, стеклянные глаза для игрушек. Кстати, в 1835 году здешние мастера изготовили первый в мире глазной протез из стекла - и это стало настоящей революцией в медицине.


Следующий судьбоносный поворот в судьбе трудолюбивых стеклодувов случился в 1847 году.

По легенде, дело было так. Рождество приближалось, но дела шли туго: год выдался голодный, совсем неурожайный, а откуда у простого стеклодува деньги на такие дорогие нынче фрукты? И надежды нарядить елку к празднику традиционными яблоками не было никакой. А ведь без яблок на ёлке нельзя. Так уж повелось, рождественское дерево нужно украсить именно яблоками, этими райскими плодами, которые так много значат в христианской истории.

Ещё для украшения нужны были и орехи, и пряники, но и их не было в неурожайный год. К сожалению, история не сохранила для потомков имя самого находчивого мастера, который решил во чтобы то ни стало устроить своим детям праздник. Как любящий отец, он сделал всё, что мог, чтобы его малыши были счастливы в рождественские дни - взял, да и выдул первый елочный шар, почти как настоящее яблоко, такой же круглый, и раскрасил его!

К Рождеству его елка была нарядная — засверкали на ней необычные стеклянные яблоки. Первые игрушки были тяжёлыми: внутри они покрывались свинцом, а сверху украшались блёстками. Посмотреть чудо-дерево в маленькой деревне пришли все. И новшество было одобрено, братья по цеху сразу переняли опыт своего коллеги. И стали экспериментировать.

Так как легче всего было выдувать маленькие шарики, появились в Лауше и первые стеклянные бусы на ёлке, потом - и орешки. Нельзя объяснить успех стеклянных украшений только лишь бедностью и неурожаями той поры в Германии. Всё-таки игрушки делали мастера, вкладывая в них свой талант. Вот и получались они необыкновенно красивыми, и очень быстро стали очень популярными.


Население маленькой глухой деревни быстро выросло - сюда ехали и те, кто мечтал перенять модный опыт. И почти каждая семья городка занялась выпуском елочных шаров. Трудолюбие мастеров было вознаграждено — уже в 1848 году был издан указ, по которому елку следовало украшать шарами из Лауши.

Через двадцать лет в Лауше уже действовал первый стеклянный завод на газе по производству рождественских шаров, они стали много тоньше, в производстве стали применять серебро, и игрушки стали ещё наряднее.

Для немцев стало доброй семейной традицией в вечер Сочельника украшать елку лаушскими шарами. Мастера продолжали работать над производством игрушек и к началу века двадцатого в Лауше было создано около пяти тысяч игрушечных форм. Благодаря предприимчивому владельцу торговой сети из Америки — Вулворту (Woolwort) игрушки из Лауши попали за океан. И на маленькую Лаушу обрушилась мировая слава - и экспортные заказы.

Золотой век маленького города мастеров длился до начала Второй мировой войны, когда производство было приостановлено. По окончанию войны Тюрингия оказалась в восточной части Германии. Все предприятия были национализированы, и тогда много семей стеклодувов уехало на Запад.


Во времена ГДР в Лауше почти исчезло ручное производство, игрушки выпускались в основном промышленным способом. Но, после объединения Германии в 1990, в Лауше опять возродилось высокое мастерство елочных украшений ручной работы.

Для любого коллекционера елочный шар из Лауши - «кугель» - настоящая ценность. Почти в каждой немецкой семье есть такой шар, есть даже примета, что только они приносят удачу в дом.

Игрушки по старинным образцам необыкновенно популярны в Германии. Если вы попадёте в Лаушу, то обнаружите, что почти в каждом доме своя маленькая мастерская. Некоторые семьи хранят секреты и передают по наследству формы игрушек уже в пятом-шестом поколении. И у каждой игрушки - свое значение.


Разные фрукты и овощи символизируют богатство и плодородие. Таким же значением наделены и шишки, они кроме того символизируют и женское плодородие. Раньше семьи, которые желали прибавления в семействе, обильно украшали свою елку шишками.

Конечно, традиционными елочными игрушками всегда были ангелы, наши связанные с Богом вестники Рождества. Традиционно украшали елку и рождественскими колокольчиками, которые извещают о наступлении праздника, а в Германии звон колокольчика в Сочельник ещё и сигналит детям, что подарки уже под елкой!


Есть и традиционная мужская игрушка — это медведь. Раньше часто хозяин дома был связан с лесом, там он добывал дрова, охотился. Вот медведь на елке и символизирует силу и власть над лесным царством. Часто среди старинных форм можно встретить солнце и луну — символы вечности.


Есть и вовсе необычная игрушка — голова ребенка с двумя лицами, смысл этой загадки понятен всем родителям: дети могут быть разными, и в одном ребенке скрывается много настроений.


Одна из самых популярных форм, вариации которой можно обнаружить у каждой династии стеклодувов, это, конечно же, вифлеемская звезда, указавшая путь к младенцу Христу.

Забавная игра связана с игрушечными огурцами на ёлке. Эти зелёные, в цвет елки украшения очень трудно сразу заметить, поэтому ребенок, который увидит такую игрушку, может первым распаковать свой подарок.

Для коллекций из Лауши традиционны и любимы фигурки маленьких птичек с пушистыми хвостами из настоящих перьев. Они предвестники весны и радости, поэтому - частые гости на елке!


Много смысла таит в себе и цвет игрушек. Самыми традиционные и любимыми сочетаниями для Лауши были красный с золотым, или синий с серебряным.


Красный цвет для мастеров символизирует жизненную силу, огонь. Это цвет радости и счастья. Золотой цвет - символ солнца и благополучия, процветания, ясности— то, о чем все мы мечтаем и желаем нашим близким в канун Рождества и Нового года.

Синий, голубой - это цвет бесконечности, гармонии, познания, он символизирует благородство и надежду, чистоту помыслов. Благородный серебряный - цвет чистоты и белоснежного искрящегося снега.


В Лауше вам скажут, что если в семье есть маленькие дети, выдерживать строгую цветовую гамму вовсе не обязательно! Елка должна быть пестрой, яркой, веселой, с любимыми игрушками на ветках — лесными зверьками, машинками, слониками, щелкунчиками, гномами — верными помощниками Вайнахтсмана, или, по-нашему - Деда Мороза.


Мастерам из маленького тюрингского городка удалось совершить настоящее чудо, путешествие во времени. Каждый год снова украшая свою елку, мы загадываем желания, очаровываемся романтикой неизвестного нам будущего. Зная, или не зная смысла игрушек, мы надеемся на лучшее и желаем нашим близким и себе счастья и радости.

Украшенное, мерцающее стеклянными шарами и забавными игрушками дерево уносит нас в детство, напоминая и о самых лучших днях нашего прошлого.

И не так уж важно, где сделаны игрушки, которые хранятся в вашем доме. Они все несут наследие добрых лаушских традиций, которым в будущем году исполняется уже 175 лет.

ГОСУДАРСТВО - ДЛЯ ЛЮДЕЙ, А НЕ ЛЮДИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА!

Не русские для России, а Россия - для русских

С выставки "400 лет истории елочных игрушек" в музее Ульма.


Под катом еще фото исторических елочных украшений.




А теперь игрушки кайзеровских времен, времен первой мировой и Веймарской республики:

С кайзером Вильгельмом:



Кайзеровская чета:


Райхсканцлер Гинденбург (?)

Времен первой мировой. Не удивляйтесь, что немецкий флаг черно-бело-красный. Это были цвета немецкого флага с 1871 по 1919 год.


Солдат первой мировой.







Информация об этом журнале

  • Цена размещения 20 жетонов
  • Социальный капитал 70
  • В друзьях у 2 150
  • Длительность 24 часа
  • Минимальная ставка 20 жетонов

Господь льёт, а у меня появилось немного свободного времени разобраться со своими фотоархивами. Сегодня я предлагаю своим читателям небольшую виртуальную прогулку по Киевскому ботаническому саду. Я уже публиковала фотоотчёт о том, как я провела 1 августа прошлого года с сыном в Киеве. На…

Жаль, что нет игрушек с головами членов кооператива Озеро и прочей камарильи, вкупе с судейскими мордами. Можно было бы на захудалой осыпавшейся елке красиво развесить и аккуратно выставить деревце около помойки. Дерево, конечно, жалко, но пусть послужит.

Так можно найти портреты этих деятелей, наклеить их на китайские пластиковые шарики и повесить на дерево, которое выбросили на помойку.
Только нужна ещё информационная раскрутка такого преформанса, а для этого надо привлечь к нему, например, Павленского (это тот самый, который гениталии к Красной площади прибил) или кого-либо из "Войны".

интересно! У меня сохранилась игрушка - дирижабль с надписью на боку СССР, очень похожа на ту, что "цепелин", но башка гитлера, граната - жуть! А шарики с советскими надписями тоже были, подобно свастике.

Обратите внимание, что игрушки в виде голов политиков в Германии были в порядке вещей.
Слава Богу, в СССР не делали таких игрушек, например, в виде головы Сталина. Что было бы, если бы ребёнок такую игрушку разбил.

Ну було б одною дитиною (цілою сім'єю) меньше. Хіба для Росії це колись було проблемою?

Просто виглядали голови на ялинці, якось дуже вже "не по нашому".

= кось дуже вже "не по нашому" =

Что немцу здорово, то русскому смерть.

Кстати, да.
А, если бы он, например,тот ребёнок такой вот игрушкой из Гитлера пошёл всяко вульгарить и проче вандалить по улице, чё бы с ним сделалось? Наверное, его бы не сильно хвалили тёти Марты и дяди Гансы. И, почти наверняка, какой-нить офицер ему бы прочитал моральную нотацию на тему, отчего не нужно так делать.

А вот это интересно.
Мне рассказыввала одна женщина, которая во время войны была увезена на работы в Германию и работала там на ткацкой фабрике, что её соллега - тоже русская, украла в магазине полкило сахара. Её отправили в женский лагерь в городе Равенсбрюк, где она отсидела три месяца. Потом её вернули на фабрику.
Что там сделали бы с семьёй мальчика, разбившего ёлочного фюрера, я не знаю.

тамъ съ идолищами было какъ-то спокойней

въ очередяхъ травили анекдоты про фюрера, я слышалъ

Да, как-то странновато. Ну, прикинь, если в году 1950-м на елку в Эсэсэсэсерии кто-нить бы заместо звезды светящейся воткнул бы голову "Сталина". Жесть же, не?

3000-ТОП

Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

Это не верноподданичество, а, напротив, злой стёб над государством и его руководителем. В свете того, что случилось в Чёрном море, вообще картина приобретает некий скрытый смысл.

Я вообще не понимаю, как можно бояться какого-то "ковида", то есть, ОРЗ, когда гибнут люди. Интересно, в 1941 году маски от гриппа носили?

"Ничья земля" - фильм Даниса Тановича о конфликте между сербами и боснийцами в 90-е годы. Мрачный, полный чёрного юмора, характерного для югославского и пост-югославского кино. Талантливый. Валетов…

Читайте также: