Старооскольская глиняная игрушка мастер класс

Обновлено: 03.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский политехнический колледж»

в рамках в работе школы «Гармония»:

«ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ»

(по культуре и традиции Росси: изготовление традиционной старооскольской глиняной игрушки)

Подготовила: преподаватель общественных дисциплин,

ЛЫКОВА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА

г. Белгород, 2017

Мир глиняной игрушки удивительно многообразен. В нем живут сказка и реальность, современность и традиции. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества. Игрушки рождались в труде и везде народные мастера учились у одного учителя – природы. Народная игрушка понятна для всех, она с детства связывает нас невидимой нитью с наследием мировой культуры.

Этот вид народного творчества, существовавший с древнейших времен по всей территории России, в конце XVII – начале XVIII века появился и в нашем регионе, а именно в Старом Осколе.

Город-крепость Оскол была заложена в 1593 г. А уже в 1615 г. согласно дозорной книге разрядной росписи в городе работали три гончара. Развитию гончарного промысла способствовали многочисленные залежи глин. Целые семьи занимались гончарством. И почти всюду лепили «мелочь» – свистульки и забавные фигурки.

Мастеров-игрушечников в Старом Осколе не считали гончарами. Гончары их называли немного пренебрежительно – «свистюлишники». С середины ХIХ века появились в городе игрушечники-ремесленники, т.е. люди, которые занимались только изготовлением игрушек и их продажей. Как правило, это были женщины из гончарных семей, мужья которых умерли, или по состоянию здоровья не могли работать так, чтобы прокормить семью.

Однако с появлением фабрик и заводов гончарное дело стало исчезать, забываться. Возродить этот удивительный промысел удалось сестрам Ольге Михайловне и Наталье Михайловне Гончаровым только в 1985 году (рис. 1). Они не только сами занялись изготовлением традиционной старооскольской глиняной игрушки, но и обучили этому искусству других мастеров.

Вот что рассказывала Наталья Михайловна: «Давным-давно, в 30-е годы, занимались тогда игрушками, горшки лепили отец и мать. А больше никаких игрушек и не было, кроме глиняных свистулек. И такие они были радостные! Бывало, придем на базар, расставим их, а они красивые, красные, детвора так и смотрит на них… Ага! А коль засвистим, ох, это как музыка была для них. Вот как!»

Старооскольскую игрушку легко отличить от других – она ничем не тонируется, не глазуруется. Поверхность игрушки шероховатая с бугорками и вмятинами от рук мастера. Игрушка обладает простотой и лаконичностью форм. При ее изготовлении не используются никакие специальные инструменты (рис. 2).

Готовые игрушки обжигались в специальных печах и расписывались.

Для росписи старооскольской игрушки применялись прямые и косые линии, точки, овалы, ромбы со скругленными углами. Как правило, для раскраски игрушки использовался один цвет и очень редко – два. Основные цвета: зеленый, малиновый и, значительно реже, красный, синий, желтый. Раньше для раскрашивания игрушек использовали анилиновые краски, которыми в бытовых условиях окрашивали ткани, а позднее стали применять акварельные испециальные керамические краски. Раскрашивали игрушки кисточкой.

Старооскольская игрушка относится к самому редкому виду народной игрушки – посадской и занимает «золотую середину» между грубой крестьянской и старательно сглаженной городской. При ее создании мастер старался передать не точное изображение, а смысл того или иного образа.

Многие из наносимых на игрушку знаков являются глубоко архаичными: волнистая линия символизирует воду; прямая линия – землю; ромб, квадрат – поля; перекрещенный ромб с точками – засеянное поле; круг, крест – солнечные знаки (рис. 3).

Фигурки животных тоже символичны.

Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия (рис. 4). Медведь – один из главных персонажей народных сказок. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы (рис.5). Конь – слуга Солнца. В языческой Руси конь был очень важным символом в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и культ воды. Древние славяне считали, что впряженный конь возил по небу бога-солнца и приносил людям его благодать.

Фигурки животных традиционно статичны, но в их форму заложена мощная скрытая динамика. Крепкие кони, твердо стоящие на ногах, уверенно несут своих всадников. Порой кажется, что они вот-вот совершат мощный бросок и умчатся навстречу сражению. Все они выполнены из белой глины. Украшены ярким геометрическим орнаментом. Для их росписи использованы красные, зеленые, синие краски. Вместо хвоста у лошадок свисток (рис. 6).

Игрушки в виде лошадок, с сидящими на них всадниками, состоят из двух, соединенных между собой фигурок (рис. 7). Всадник в рубахе, штанах и головном уборе, которые также раскрашены яркими цветами.

У старооскольской игрушки лица дам и казаков – гладкие «болванчики», на которых мастер краской рисует глаза и рот. Игрушки, как правило, «безносые». «Баба» или «барыня» всегда изображалась с кувшином или младенцем на руках (рис. 8). И это не случайно. Женский образ в игрушке имеет непосредственную связь с древним культом великой Богини – Матери. Широколицые, улыбающиеся, полусказочные «барыни» всегда представлены в народных свободных одеждах с цветными узорами. Обычно это косые полосы красного, зеленого и синего цветов, напоминающие о радуге. И за этим опять стоит символика Солнца, Воды и Земли, зеленеющей от всходов.

Уникальность современной оскольской глиняной «барыни» в том, что она отражает все ее эволюционные изменения и позволяет говорить об истоках традиций. Оскольская глиняная игрушка вызывает большой интерес к себе, становясь ярким украшением выставок, творческих площадок городских праздников, народных гуляний, фестивалей народного творчества, она занесена в каталог «Народные промыслы России».


Приложение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из древнейших промыслов нашего края был гончарный. Способствовали его развитию многочисленные залежи прекрасных глин.

В Старом Осколе глиняную игрушку лепили практически все семьи гончаров. Староорооскольской глиняной игрушке 265 лет, появилась в конце 17 в начале 18 века.

В основном игрушки лепили женщины и дети в свободное время, что позволяло заработать дополнительные деньги. Лепили игрушки из той глины, которая оставалась – из отходов.

Только в конце 19 века появились игрушечники-ремесленники, то есть люди, которые занимались только изготовлением игрушек, их продажей.

Старооскольские мастера-игрушечники, в народе их называли свистюлишники, использовали в своей работе различные виды глины: беложгущуюся, её добывали зимой и красножгущуюся, то есть это белую, красную, синюю, желтую и бежевую.

Глиняные игрушки участвовали в магических обрядах, являлись оберегами-богами, то есть оберегали людей от злых духов. Каждая игрушка была наделена особым смыслом, люди очень уважительно относились к игрушкам. О них сочиняли стихи, песни и сказки.

Но с появлением фабрик и заводов, гончарное дело стало исчезать и вскоре уже никто не занимался изготовлением глиняных игрушек. В 1615 году было лишь 3 гончара.

Возродили эту игрушку сестры Ольга и Наталья Михайловны Гончаровы в 1985году. Они научили других мастеров и сейчас их делают целые семьи: Пырьева, Шевченко, Шереметьева, Лобынцева. Каждый из этих мастеров использовали для изготовления игрушки свою глину. Сёстры Гончаровы использовали беложгущуюся глину. Пырьева Валентина Павловна использовала много видов глины, но остановилась на бежевой глине. Каждая Старооскольская игрушка-это свисток. Старооскольская игрушка не похожа на другие. Она более простая по форме, лаконична, очень гармонична, сохранила наивную народность. Глиняные игрушки очень разнообразны, вы видите на выставке: медведь, коник, козлик, уточка, баранчик и другие. Видите, как ласково называют игрушки в народе. Каждая игрушка имеет свою символику, так например, женщина означает символ плодородия, баранчик-символ могущества, символ быстрого роста и здоровья детей, коник – символ Солнца, коровка – связана в народной культуре с небесной водой, облаками, осадками. А фигурка мужчины на коне, с военной выправкой, но без оружия, стал символом Старого Оскола.

Для росписи игрушек использовали акварельные краски, специальные керамические краски и расписывали с помощью кисточки, используют различные элементы росписи.

Каждый элемент росписи имеет свое значение.

Черная полоска означает символ земли, выше неё зелёная – это трава.

Горизонтальная волна синего цвета означает ручей, река, а вертикальная – дождь.

Ромбы означают вспаханное поле, а с ростками засаженное поле. Круг означает солнце, круг с точками – солнце с лучиками. Все эти узоры наносятся в определенных местах: волны – на руке человека; ромбы – на тельце, знак дерева на ножках животных, на юбках дам.

Для игрушек большое значение имеет и цвет. Каждый цвет также имеет свою символику: вот, например, желтый,

Что может обозначать этот цвет? (солнце). Синий – вода, красный – победа, зеленый – трава, черный – земля.

По традиции игрушку не закрашивают полностью. После того, как ее слепили, игрушку обжигают и чем темнее глина, тем белее будет игрушка. Расписывают игрушку двумя-тремя цветами.

5. Роспись глиняной игрушки.

А теперь поучимся расписывать саму игрушку.

6. Анализ выполненных работ.

Выставка работ учащихся и их обсуждение, выделение наиболее удачных. Исправление ошибок при росписи.

Что нового узнали на уроке?

Что повторили во время урока?

Чему учились сегодня на уроке?


Одним из сторожевых постов на Руси, на высоком берегу реки Оскол в конце XVI века возник Старый Оскол.

В Старом Осколе уникальным явлением была глиняная игрушка.

Лепили игрушки – на радость и забаву себе дома, на праздниках и на ярмарках.

Уникальность Старооскольской игрушки состоит в том, что из трех видов - крестьянская, посадская, городская. Игрушка относится к самой редкой – ПОСАДСКОЙ.

Старооскольская игрушка занимает золотую середину между крестьянской (грубой) и старательно сглаженной городской.

Старооскольская игрушка в своем развитии имела пышный расцвет и, как это ни горько, угасание и забвение.

Расцвета игрушка достигла в конце XIX – начале XX вв.

В 1930-х годах эталоном признавалась фабричная игрушка, и спрос на Старооскольскую глиняную ручную игрушки упал, и производство стало резко снижаться.

Старооскольская глиняная игрушка к началу 1940-х годов исчезла, ее перестали лепить.

Возродиться суждено Старооскольской глиняной игрушке было в 1980-х годах.

Впервые за многие годы Старооскольская игрушка появилась в 1987 году на Всероссийской выставке «Народное гончарство России», поразив своей необычностью и красотой знатоков глиняной игрушки.

Сюжеты Старооскольской игрушки традиционны и характерны для многих промыслов России и имеет 14 видов фигурок - это баран, всадник, няньки, утка, медведь, козел, барышня, курочка, поросенок, Иван-гармонист, баба, петушок, конь, корова. Могут быть вариации.

В XIX веке мастера накалывали тонкой палочкой глаза и рот, иногда чуть намечали нос небольшим прищипом глины.

До XX века лицо игрушек, не раскрашивалось, так как считалось, что игрушка с раскрашенным лицом может нечаянно оказаться похожей на кого-то из знакомых людей. И если игрушка разобьется, то несчастье ждет и того человека, на которого она была похожа.

Элементы подражания фабричной игрушке в XX веке проявились в том, что лица дам и казаков стали раскрашивать.

Раньше для раскрашивания игрушек использовали анилиновые краски, которыми в бытовых условиях окрашивали ткани, а позднее стали применять акварельные краски, темперу, специальные керамические краски. Раскрашивали игрушки кисточкой.

Многие из наносимых на игрушку знаков являются глубоко архаичными:

· круг, крест – солярные солнечные знаки;

· волнистая линия – дождь;

· прямая линия – земля;

· ромб, квадрат – поля;

· перекрещенный ромб с точками – засеянное поле.

До середины XIX века лица в Старооскольской глиняной игрушке имели высокий рельеф.

В русской глиняной игрушке, традиционно фигурки животных статичны, в их форму заложена мощная скрытая динамика.

Старооскольская игрушка до начала XIX века была приземиста и динамична, а статичными, высокими и стройными они стали только в конце XIX веке.

Переход от колоколообразных юбок дам к конусным, совершился с середины XIX и до начала XX века, что сделало их фигурки более стройными.

Большое влияние на современных мастеров Старооскольской глиняной игрушки оказали дымковские и тверские мастера.

Одной из продолжательниц традиций Старооскольской игрушки является Рощупкина Оксана Михайловна лауреат I степени всероссийского конкурса в городе Киров в 2012 году, а также награждена лауреатским дипломом 3 степени за участие в выставке музее декоративно-прикладного искусства в городе Москве.

Краеведение

Добравушка потеряла любимую игрушку. Многие предлагали ей свои игрушки, но нашла свою только в городе родном Белгороде.

«ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ СТАРООСКОЛЬСКОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ»

учитель начальных классов и

«ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ СТАРООСКОЛЬСКОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ»

Цель занятия:

-познакомить детей с глиняной расписной игрушкой старооскольских мастеров, познакомить с элементами и цветовой гаммой основного узора;

-развивать умение и навыки работы с кистью, развивать чувство ритма, цвета, творческое воображение, интерес;

-вызвать у детей интерес к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на изображение животных, людей и воспитывать чувство прекрасного.

-Формировать понимание взаимосвязи пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Познакомить учащихся с историей игрушек Белгородской области.

-Развивать умение передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета, выполняя эскиз игрушки.

-Воспитывать интерес к народному и современному декоративно - прикладному искусству и компетентность зрителя, осознающего смысловую связь между декором вещи и идеями общества в разные времена.

Задание: создать эскиз по мотивам Старооскольских глиняных игрушек.

Вид занятия : декоративная роспись.

1. для учащихся: акварель, кисти, баночка с водой, тряпочка,

2. для учителя: мультимедиа проектор, экран, карточки с образцами росписи, компьютерная презентация, игрушки из различных материалов, Старооскольские игрушки, таблицы с элементами росписи.

Зрительный ряд: экспонаты игрушек школьного музея; дидактический материал «Отличительные особенности Старооскольских глиняных игрушек».

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

План занятия:

1. Организационная часть

2. Встреча с Добравушкой. - Определение темы и целей.

3. Что такое декоративно – прикладное искусство.- Актуализация опорных знаний.

4. Помощь Добравушке. - Изучение элементов росписи.

5. Творческая работа учащихся, роспись глиняной игрушки.

6. Итог. Анализ выполненных работ. Рефлексия

Ход занятия:

Организационный момент:

-Повернитесь лицом друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь, пожелайте удачи!

Занятие наше будет проходить сегодня в группах. На уроке нам понадобиться акварель, кисти, баночка с водой.

Техника безопасности на занятии.

Определение темы и целей урока:

-Сегодня на занятие пришла Добравушка.

Жила была не совсем далеко от нас, но и не так уж близко, в курском уездном городке Старый Оскол одна девочка по имени Добрава (др.-рус.) – добрая . Потеряла она свою любимую игрушку. Очень забеспокоилась, что если игрушка попадет в руки злого человека. Решила Добрава отыскать свою игрушку. Долго ли, коротко ли ходила она, всем рассказывала о своей беде. Предлагали ей люди добрые свои игрушки, бескорыстно отдавали. Но все же ни одна игрушка не была похожа на ее родную. Пришла она в город славный Белгород. Пригласила я ее к нам, потому что мы ей можем помочь.

-Дети, не зевайте, быстро отвечайте!

Где Добравушка живет?

Значит и игрушка у нее старооскольская.

Вот она и узнает свою игрушку.

-Сегодняшний наше занятие о старооскольской игрушке.

Актуализация опорных знаний:

-Вспомним, что такое декоративно-прикладное искусство? (Это искусство оформления разных окружающих нас вещей узорами, орнаментами).

Какие предметы можно отнести к декоративно-прикладному искусству? Назовите их?

У кого дома есть вещи, относящиеся к декоративно-прикладному искусству?

Почему их можно отнести к декоративно-прикладному искусству?

Старооскольскую игрушку, как самостоятельный промысел, исследователи выделили лишь в середине 80–х годов прошлого века.

-Игрушки делают из того материала, в зависимости какой природный материал преобладает в местности.

А теперь посмотрите на эти игрушки и скажите, из чего сделаны они?

-Правильно, они сделаны из глины. Наша область богата многими природными ресурсами, но широкое применение получила глина.

-А что такое глина? (Глина – это горная порода, образуется в природе при разрушении гранита, глину добывают в карьерах).

Что еще делают из нее? (Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, посуду, красивые вазы).

-Как вы думаете, почему именно глину используют для лепки различных предметов? (Влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство глины называют пластичностью).

Обожженные изделия из глины называются керамическими или керамикой (от греческого слова «керамос» - глина).

-Игрушки из глины можно увидеть на выставках, в музеях. Эти игрушки самые знаменитые. Кроме трех основных игрушек существуют и другие. В каждой местности есть свои игрушки. У нас это наша Старооскольская глиняная игрушка

- В народном промысле известны три основные игрушки..

Давайте вспомним какие именно?

1. Дымковская

2. Каргопольская

3. Филимоновская

-Чем они отличаются между собой? (формой, орнаментом)

-От чего зависит название игрушек? (от названия той местности, где делают игрушки)

-Искусствоведы делят народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Давно известны крестьянские — рязанские и каргапольские, городские — романовские игрушки. А посадская, казалось, навсегда утрачена. Именно такую игрушку в неиспорченном виде нашли в Старом Осколе. Женские фигурки ярко представляют лицо промысла.

Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет жанровой описательности, которая присуща городской, нет и условности и упрощенности крестьянской игрушки. В этих фигурках сразу узнаешь домашних животных. Игрушки забавны, но в то же время радуют глаз изящность и точность передачи образа. Одним из древнейших промыслов нашего края был гончарный. Способствовали его развитию многочисленные залежи прекрасных глин.

Рассказ о Старооскольской глиняной игрушке по презентации «Старооскольская глиняная игрушка» (Слайд 1)

Старооскольской глиняной игрушке более 265 лет (Слайд2)

Появились она в конце 17 – начале 18 века. Первые мастера игрушки были гончары, они лепили различные глиняные фигурки, которые являлись оберегами. Каждая игрушка была наделена особым смыслом, люди очень уважительно относились к игрушкам, о них сочиняли стихи, песни и сказки.

А это веселый коник. Не столяр, не маляр и не плотник, а крестьянину хороший работник.

На десятилетия о прекрасной местной игрушке забыли (Слайд3)

Глиняные игрушки очень разнообразны Земля белгородская хранит большие залежи разнообразной глины. Поэтому в наших местах существовал гончарный промысел. Глиняную посуду и игрушки на рынках продавали из города Старого Оскола, поселка Борисовка, сел Велико - Михайловки, Шопино, Терновки, Орлика, Казацкого.

Массовое изготовление игрушек в Казацкой слободе Старооскольского уезда началось в 18 веке, особенного расцвета достигло в конце 19 – начале 20 веков. Только в конце 19 века появились игрушечники-ремесленники, то есть люди, которые занимались только изготовлением игрушек, их продажей.

Старооскольские мастера-игрушечники, в народе их называли свистюлишники, использовали в своей работе различные виды глины: беложгущуюся, её добывали зимой и красножгущуюся, то есть это белую, красную, синюю, желтую и бежевую.

Однако к 1930-м годам их производство стало резко снижаться, спрос на них упал, эталоном признавалась уже фабричная игрушка. И к началу 1940-х годов старооскольская глиняная скульптурка исчезла: ее перестали лепить. На десятилетия о прекрасной местной игрушке забыли.

Семья Гончаровых (Слайд4)

Самую важную роль в дальнейшей судьбе игрушки сыграла семья Гончаровых. Именно Анастасия Павловна Гончарова в своё время научила дочерей Ольгу Михайловну, Наталью Михайловну и Евдокию Михайловну Гончаровых лепке глиняной игрушки. Благодаря этим женщинам до нас дошла живая нить традиции старооскольской игрушки

Хороша игрушка расписная! (Слайд5)

В 1985 г. Приехал в Старый Оскол искусствовед Н. Никитин и разыскал уже немолодых народных игрушечниц — сестер Гончаровых, Ольгу Михайловну (1911–1997) и Наталью Михайловну (1918 г. р.), — привез им глину и уговорил мастериц вылепить несколько игрушек. Сам Никитин их обжег, а Гончаровы раскрасили. Получились необыкновенно интересные и веселые игрушки. В 1987 г. старооскольская игрушка появилась на выставке «Народное гончарство России» .Так бабушки Гончаровы вернули в нашу жизнь старинную детскую забаву, возродили технологию ее изготовления, которой овладели еще в детстве и которую хранили в памяти долгие годы .

«Мы как разукрасим свистульки зелёнкой и малинкой и выйдем на базар расставим игрушки. Сейчас же ребятишки сбегаются, кругом облепят. Смотрят, дивуются, то шумят, то притихнут — глядят на игрушки молча. Ведь это же красота!» — вспоминает мастерица.

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростна, светла.
И видна в ней радость молодая,
Ставшего искусством ремесла.

Ученики сестер Гончаровых (Слайд6-7)

Традиция изготовления старооскольской игрушки жива в творчестве Лобынцевых – Владимира Ивановича и Татьяны Викторовны, которые в своих работах полностью придерживаются стилистики игрушки сестёр Гончаровых. Они обогатили старооскольскую игрушку новыми образами: «Барышня с птицами», «Барышня с поросятами», «Барышня с козой», «Семья медведей»

Но особенно выделяется Народный мастер Белгородской области Рощупкина Оксана Михайловна, которая с успехом осваивает традицию, занимая призовые места на различных Всероссийских конкурсах и принимая активное участие в выставках различного уровня по линии Союза художников России. Её работы отличаются большой вариативностью и повествовательностью образов при сохранении общих стилевых особенностей.

-Итак, давайте Добраве расскажем об игрушках нашего края. Послушай и посмотри, Добравушка!

Работа в группе.

Распределите обязанности и задания в группе. Даю задание каждой группе.

Нарядные глиняные свистульки

Есть яркие старооскольские глиняные игрушки, нарядные свистульки, которые привлекают внимание детей.

Очень характерны игрушки петушки и уточки. Петушки высокие, стройные, на длинных ногах — подставках, с гордо поднятой головой и приземистая кругленькая уточка.

Кроме того, игрушка – свистулька была оберегом детским. С давних времен каждая народная игрушка была образом – символом. Петух – символ Солнца и рассвета.

Игрушки - животные

Игрушек животных можно встретить любых: конь, корова, медведь, баран. Есть у Старооскольской игрушки и свои характерные особенности: у всех животных должны быть «грудка», ноги не широко расставленные.

С давних времен каждая народная игрушка была образом – символом.

К примеру, коник - символ солнца – податель всех благ земных.

Медведь - символ пробуждения природы весной – прародитель и покровитель рода, племени, символ могущества.

Баранчик – олицетворение плодородия. Быстрого роста и здоровья.

Коровка - символ быстрого роста и здоровья детей, когда рождался ребенок, матери дарили коровку. Корова и бык связаны в народной культуре с небесной водой, облаками, осадками.

Старооскольские барышни

Выделить старооскольскую игрушку из множества других можно, пожалуй, потому что была она самой веселой и нарядной. «Старооскольские барышни» всегда нарядно одетые, они носили высокие головные уборы, напоминающие шляпу-чепец. Одежда была оторочена мехом: накладные детали воротника, края жакета.

Все барышни держать в руках свисток, похожий на кувшин, или завернутого в пеленки младенца. Дамы коренастые, довольно неказистые. Небольшой прищип глины намечает нос и щеки, глаза и рот наколоты одной плоской тонкой палочкой.

У дам встречаются 4 типа головных уборов, причем на одной из игрушек он рогатый. Дам с рогатыми головными уборами находят иногда археологи при раскопках русских городов 10 – 13 веков. Мужчины все при и высоких шляпах и нарядных цветных рубахах, чаще с гармошкой в руках.

Есть у Старооскольской игрушки и свои характерные особенности: юбки у барышень узкие. С давних времен каждая народная игрушка была образом – символом. Женщина (барыня, нянька) – хранительница домашнего очага, символ плодородия земли, бессмертия.

Всадник на могучем белом коне – это весеннее солнце, совершающее свой дневной путь по небосводу с востока на запад. Фигурка мужчина на коне, с военной выправкой, но без оружия стала фактически символом Старого Оскола.

Изучение элементов росписи.

Расписывают игрушки с помощью красок, используя в росписи определенные знаки и цвет.

Знак птицы, похож на парящих в небесах птиц.

Знак дерева. Он может изображаться по-разному. Но, несмотря на это, он все равно напоминает дерево хвойное или лиственное.

Знак земли – горизонтальная линия, на которой могут располагаться растения. Дождь – вертикальная. Знак солнца напоминает теплое лучистое солнышко, которое согревает теплом землю, растения, людей, животных.

Помимо этого существует много элементов росписи.

Вертикальные полоски с точечками – означают семена пшеницы, хлеб.

Ромбы – засаженные поля.

Солярный знак – знак космоса.

Каждый элемент росписи имеет свое значение.

Черная полоска означает символ земли, выше неё зелёная – это трава.

Горизонтальная волна синего цвета означает ручей, река, а вертикальная – дождь.

Ромбы означают вспаханное поле, а с ростками засаженное поле.

Круг означает солнце, круг с точками – солнце с лучиками.

Все узоры находятся на определенном месте:

знак реки, дождя, солнца рисуется на туловищах животных и птиц,

знак дерева на ножках животных и на юбках дам,

солярный знак рисуется один раз на груди животных.

волны – на руке человека;

ромбы – на тельце,

Для игрушек большое значение имеет цвет.

Каждый цвет так же имеет свою символику:

желтый означает солнце;

зеленый – трава, луг;

красный – победа, красота;

Творческая практическая деятельность учащихся.

Роспись глиняной игрушки.

-Продолжим работать, можете приступать к росписи игрушек красками. Вспомните, как правильно пользоваться красками и кистью, почему воды не надо много брать на кисть, и т.д.

-Какие знаки вы будете использовать в росписи?

-Какое значение для игрушки имеет цвет?

-Не забывайте, что все узоры в росписи игрушки находятся на определенном месте.

-По традиции игрушку не закрашивают полностью. После того, как ее слепили, игрушку обжигают и чем темнее глина, тем белее будет игрушка. -Расписывают игрушку двумя-тремя цветами. Для росписи игрушек использовали акварельные краски, специальные керамические краски и расписывали с помощью кисточки, используют различные элементы росписи.

- Наша глиняная игрушка не тонируется, не глазируется. Мастера оскольского края, отдавая дань благородству материала, с которым работают, словно предлагают зрителю оценить выразительные пластические свойства белой глины. Шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых рук мастера, поверхность игрушки лишений раз указывает на рукотворность этого маленького глиняного чуда, способного передавать энергию солнца, земли, воды, огня, соединившихся вместе в этом волшебном материале.

Недаром по Руси гончаров причисляли к волшебникам.

-Давайте и мы станем волшебниками!

Задание. Последовательность выполнения работы :

-Ребята, вы получили шаблоны для выполнения эскиза Старооскольской игрушки. Пользуясь всем наглядным материалом, сделайте эскиз своей игрушки и распишете по-своему.

-Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, что придаст игрушке праздничную нарядность.

-Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены.

-Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.

-Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась ее рукотворной красоте.

В ходе работы учитель помогает детям.

Итог урока . Анализ выполненных работ.

Выставка работ учащихся и их обсуждение, выделение наиболее удачных.

Добряки-медведи живут в славном городе

Собрался как-то мишка на базар, а в корзине курочка.

И несут с базара – мишка меду бочонок,

Подружка его лиса – курочку

А это веселый коник.

Не столяр, не маляр и не плотник,

а крестьянину хороший работник.

Ведет хозяюшка коровку в поле.

Приговаривает: «Принеси молочка деткам, кормилица».

Вот и зорька ранняя занялась.

Петушок всех приветствует:

«Доброе утро! Ку-ка-ре-ку!»

С запасом жить не худо.

Барышня на базаре уточку купила,

Да встретила по пути барышню-подругу,

Ох и разговорились …

-Молодцы! Ценность ваших работ велика. Вы прикоснулись к таинствам жизни наших предков. Помогли Добравушке найти ее игрушку. Теперь она вернется домой.

Добравушка благодарит ребят:

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростна, светла.

И видна в ней радость молодая,

Ставшего искусством ремесла.

-Спасибо вам, друзья, за то, что помогли мне отыскать мою игрушку. Это не простая кукла. Она мне досталась в наследство от мамочки, а ей передала бабушка, а я передам своим детям. Такие чудесные семейные традиции нельзя забывать, нужно их хранить и передавать другим поколениям, потому что в них добро, счастье и благополучие.

-Сегодня наша Старооскольская игрушка занесена в каталогах «Народных промыслов России», благодаря устойчивым, отработанным самим временем, особенностям самобытного декоративно-художественного стиля в росписи, и в лепке. Все настолько просто, органично, доступно любому восприятию. Теперь и мы сможем сохранить и передать будущему поколению сведения о волшебстве народных мастеров нашего края!

Презентация

Маленькая глиняная игрушка расскажет о народных мастерах Белгородского края, научит восхищаться и сохранять традиции своего народа!

Cтарооскольская глиняная игрушка

Cтарооскольская глиняная игрушка

Cтарооскольская глиняная игрушка

Составила: учитель начальных классов Потложа Людмила Анатольевна

Старооскольской глиняной игрушке более 265 лет

Старооскольской глиняной игрушке более 265 лет

Старооскольской глиняной игрушке более 265 лет

Появились она в конце 17 – начале 18 века. Первые мастера игрушки были гончары, они лепили различные глиняные фигурки, которые являлись оберегами. Каждая игрушка была наделена особым смыслом, люди очень уважительно относились к игрушкам, о них сочиняли стихи, песни и сказки.
А это веселый коник.
Не столяр, не маляр и не плотник,
а крестьянину хороший работник.
Два бодаста,
Четыре ходаста,
Один хлестун.

На десятилетия о прекрасной местной игрушке забыли

На десятилетия о прекрасной местной игрушке забыли

На десятилетия о прекрасной местной игрушке забыли

Глиняные игрушки очень разнообразны Земля белгородская хранит большие залежи разнообразной глины. Поэтому в наших местах существовал гончарный промысел. Глиняную посуду и игрушки на рынках продавали из города Старого Оскола, поселка Борисовка, сел Велико - Михайловки, Шопино, Терновки, Орлика, Казацкого.
Массовое изготовление игрушек в Казацкой слободе Старооскольского уезда началось в 18 веке, особенного расцвета достигло в конце 19 – начале 20 веков. Только в конце 19 века появились игрушечники-ремесленники, то есть люди, которые занимались только изготовлением игрушек, их продажей.
Старооскольские мастера-игрушечники, в народе их называли свистюлишники, использовали в своей работе различные виды глины: беложгущуюся, её добывали зимой и красножгущуюся, то есть это белую, красную, синюю, желтую и бежевую.
Однако к 1930-м годам их производство стало резко снижаться, спрос на них упал, эталоном признавалась уже фабричная игрушка. И к началу 1940-х годов старооскольская глиняная скульптурка исчезла: ее перестали лепить. На десятилетия о прекрасной местной игрушке забыли.

Семья Гончаровых Самую важную роль в дальнейшей судьбе игрушки сыграла семья

Семья Гончаровых Самую важную роль в дальнейшей судьбе игрушки сыграла семья

Самую важную роль в дальнейшей судьбе игрушки сыграла семья Гончаровых. Именно Анастасия Павловна Гончарова в своё время научила дочерей Ольгу Михайловну, Наталью Михайловну и Евдокию Михайловну Гончаровых лепке глиняной игрушки. Благодаря этим женщинам до нас дошла живая нить традиции старооскольской игрушки

Хороша игрушка расписная! В 1985 г

Хороша игрушка расписная! В 1985 г

Хороша игрушка расписная!

В 1985 г. Приехал в Старый Оскол искусствовед Н. Никитин и разыскал уже немолодых народных игрушечниц — сестер Гончаровых, Ольгу Михайловну (1911–1997) и Наталью Михайловну (1918 г. р.), — привез им глину и уговорил мастериц вылепить несколько игрушек. Сам Никитин их обжег, а Гончаровы раскрасили. Получились необыкновенно интересные и веселые игрушки. В 1987 г. старооскольская игрушка появилась на выставке «Народное гончарство России» .Так бабушки Гончаровы вернули в нашу жизнь старинную детскую забаву, возродили технологию ее изготовления, которой овладели еще в детстве и которую хранили в памяти долгие годы .
«Мы как разукрасим свистульки зелёнкой и малинкой и выйдем на базар расставим игрушки. Сейчас же ребятишки сбегаются, кругом облепят. Смотрят, дивуются, то шумят, то притихнут — глядят на игрушки молча. Ведь это же красота!» — вспоминает мастерица.

Хороша игрушка расписная! Вся поет, бесхитростна, светла. И видна в ней радость молодая, Ставшего искусством ремесла.

Ученики сестер Гончаровых Традиция изготовления старооскольской игрушки жива в творчестве

Ученики сестер Гончаровых Традиция изготовления старооскольской игрушки жива в творчестве

Ученики сестер Гончаровых

Традиция изготовления старооскольской игрушки жива в творчестве Лобынцевых – Владимира Ивановича и Татьяны Викторовны, которые в своих работах полностью придерживаются стилистики игрушки сестёр Гончаровых. Они обогатили старооскольскую игрушку новыми образами: «Барышня с птицами», «Барышня с поросятами», «Барышня с козой», «Семья медведей»

Владимир Иванович и Татьяна Викторовна

Владимир Иванович и Татьяна Викторовна

Владимир Иванович и Татьяна Викторовна Лобынцевы

Рощупкина Оксана Михайловна Но особенно выделяется

Рощупкина Оксана Михайловна Но особенно выделяется

Рощупкина Оксана Михайловна

Но особенно выделяется Народный мастер Белгородской области Рощупкина Оксана Михайловна, которая с успехом осваивает традицию, занимая призовые места на различных Всероссийских конкурсах и принимая активное участие в выставках различного уровня по линии Союза художников России. Её работы отличаются большой вариативностью и повествовательностью образов при сохранении общих стилевых особенностей.

Старооскольская игрушка

Мастера



народные мастера России Лобынцевы Владимир Иванович и Татьяна Викторовна

народный мастер России Рощупкина Оксана Михайловна


Статья И.В.Белых «История старооскольской глиняной игрушки. Пути возрождения».


Мастер-класс "Изготовление старооскольской глиняной игрушки"

Мастер-класс "Иготовление глиняной игрушки" показывает народный мастер России Рощупкина Оксана Михайловна (МАУК "Старооскольский ЦДПТ"). Видеоурок подготовлен Белгородским музеем народной культуры.

Фильм о старооскольской традиционной глиняной игрушке (Автор Бойко В.М.)

Читайте также: