Старооскольская глиняная игрушка презентация

Обновлено: 16.05.2024

Народные промыслы,глиняные игрушки,декоративно-прикладное творчество детей.

ВложениеРазмер
cc789bebb9ad1c79b8686ff4b680a4aa.ppt 2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Глиняная игрушка Белогорья Выполнила: Бабынина Татьяна Николаевна МБУ "СРЦдН» Ивнянского района, Белгородской области

История возникновения глиняной игрушки Древнейшие глиняные игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до Рождества Христова. В XVIII-XIX в.в. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета.

Борисовская глиняная игрушка. Символика образа Каждая народная игрушка была образом- символом. Конь-символ Солнца-подателя всех благ земных. Баран – олицетворение плодородия, быстрого роста и здоровья. Женщина – хранительница домашнего очага.

Символика росписи Первобытный человек жил среди природы, зависел от нее, не умел объяснять ее явления. Для общения с богами покровителями создал знаки-обереги, которые символически обозначали богов-покровителей

Занятие по интересам «Умная глина»

Глиняные игрушки, выполненные воспитателем Бабыниной Т.Н. и воспитанниками.

Бабынина Т.Н. вместе со своими воспитанниками осваивают мастерство лепки глиняной игрушки.

Вывод Глиняные игрушки Белогорья возникли в глубокой древности. Они запечатлели в себя историю человечества. Самыми известными на Белгородчине игрушечными промыслами были Старооскольский и Борисовский. Старооскольские и Борисовские глиняные игрушки имели как общие черты, так и отличия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь""

Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь" . Программа "Народные промыслы. Народный календарь» имеет художественно-эстетическую и культурологическую направле.


Очень интересный и необчный урок.

«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники".

«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники".

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление учащихся с народными промыслами и промыслами родного края.Задачи урока.


Воспитание любви к Родине через народное искусство,народные промыслы.

Экскурсия - путешествие "Воспитание любви к Родине через народное искусство,народные промыслы".


Методическая разработка занятия по художественной керамике "Дымковская народная игрушка. История народного промысла"

Материал данной методической разработки представлен в виде учебного занятия из серии «Народная игрушка» и включает в себя знакомство с историей Дымковского народного промысла, а так же поэ.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Старооскольская глиняная игрушка

Старооскольская глиняная игрушка — один из древнейших народных промыслов Белгородской области, занесённый в каталог «Народные промыслы России».

Город Оскол был образован в 1593 г. как одна из сторожевых застав южных рубежей Русского царства. Застава была названа по имени реки, на берегах которой расположена. Поселение постоянно разорялось кочевниками, терпело набеги, местное население неохотно здесь оставалось. Основную часть населения составляли стрельцы, казаки, пушкари, ямщики, гончары, о чём сегодня говорят названия пригородных слобод: Стрелецкая, Ямская, Пушкарка, Казацкая, Ездоцкая.

Со временем многое изменилось, на Белгородских землях стало спокойнее. Из Москвы, Воронежа, Романова, Рязани, Серпухова и Запорожья потянулись в Осколье переселенцы. Они-то, скорее всего, и научили лепить игрушки местных гончаров.

Местная материальная основа гончарства тоже была — необычная беложгущаяся глина, а также и красножгущаяся, с давних времён привлекали гончаров, были материалом для глиняных поделок. Об этом свидетельствуют находки старинных простейших форм свистулек-окарин с тремя или пятью отверстиями, напоминающих очертаниями птицу. Такие свистульки находят практически во всех местах бытования центров традиционной глиняной игрушки, эту форму относят к наиболее древним.

Старооскольские гончары-ремесленники использовали в работе как беложгущуюся, так и красножгущуюся глину, а в ряде случаев, при производстве труб, подставов (дымоходов), грузил для рыбацких сетей и прочих неответственных гончарных изделий, применяли порой низкокачественную глину, дающую при обжиге черный черепок.

Беложгущаяся глина в окрестностях Старого Оскола была двух видов.

Особенно высокого качества гончарная беложгущаяся глина добывалась зимой шахтным методом с глубины 3-7 метров в районе леса «Горняшка» и стоила довольно дорого. У этой глины был чёрный с синеватым отливом цвет и поэтому её иногда называли «синика».

Другую глину копали в нескольких местах на склонах холмов Казацкой слободы. У неё был сероватый цвет. Она содержала много песка и её называли «пескуша» (при отмучивании, из этой глины удалялось до (50–60) % по объёму мелкого песка). Эта глина практически ничего не стоила. Гончары-ремесленники (горшколепы) иногда копали её и «для экономии» добавляли в «синику» при изготовлении не особенно ответственных изделий. Скорее всего, из этой глины и разрешалось лепить игрушки.

Для обжига делали в меловой горе горны, которые топили огромными пнями, которые долго горели, поддерживая необходимую температуру.

Местная беложгущаяся глина, послушная в руках мастера, давала звонкий «черепок». Делали крынки, корчаги, кувшины, горшки свинцового полива.

История старооскольской игрушки

На протяжении всего периода истории развития ремёсел и промыслов Старого Оскола нет письменных свидетельств о развитии этого подсобного промысла. Это может говорить о том, что игрушечный промысел не был выделен в специализированную ветвь и не имел особенного значения в промысловой жизни ремесленников. Тем не менее как вспомогательный промысел старооскольская глиняная игрушка существовала, и для нас сохранились артефакты разных периодов.

Как и многие другие глиняные игрушки, старооскольская появилась на основе гончарного промысла. Долгое время считалось, что промысел начал существовать с конца XVII—начала XVIII вв., однако благодаря находкам группы энтузиастов во главе с Борисом Андреевичем Шевченко было доказано, что местные глиняные игрушки существовали значительно раньше.

За время своего существования старооскольская глиняная игрушка прошла долгий путь развития, который условно можно разделить на шесть этапов.

Первый этап (XV–XVI вв.)

Находки двух кладов археологической старооскольской глиняной игрушки в 19992 и 1994 гг. и консультации с московскими археологами подтвердили, что старооскольская игрушка появилась на территории будущего города Старый Оскол уже в XV веке.

Пластика самых старых игрушек — коники, уточки («утушки»), погремушки — слабо отличается от московской глиняной игрушки XIV–XVI

Вполне возможно, что в Старом Осколе игрушки стали лепить переселенцы из Москвы. Впрочем, игрушки такой формы этого периода характерны для многих городов европейской части России.

В одной из слобод Старого Оскола на Казацких буграх жили гончары-ремесленники. К 1719 году в этой слободе было 78 дворов, половина которых принадлежала служилым людям «казачьего чину», зарабатывавшим на жизнь гончарным делом.

Как это часто бывает, поначалу возникла необходимость в гончарной посуде, наладился промысел, а попутно стали делать игрушки. Женщины и дети лепили игрушки-свистульки, затем сушили их, заполняли ими горшки и всё вместе ставили в горн. После обжига игрушки расписывали.

Производство глиняной игрушки позволяло женщинам и детям в гончарных семьях зарабатывать дополнительные деньги. Игрушки лепили из той глины, которую гончар завозил для своей основной работы, а чаще — из отходов этой глины. По воспоминаниям последнего потомственного гончара Старого Оскола, гончары очень ругались, когда их домашние брали беложгущуюся глину «для баловства», т.е. для лепки игрушек.

Потеряла популярность фигурка коника, зато появился безногий всадник, ухватившийся руками за шею коника. Самый популярный головной убор у этих всадников — фуражка и петровская треуголка.

Последний гончар Старого Оскола Дмитрий Иванович Распопов рассказывал, что находил в детстве такую фигурку всадника в треуголке и показывал её своему деду-гончару. Дед назвал эту фигурка «генералом», которых много видели в городе, когда через него проезжал царь Пётр.

В XVI в. старооскольская игрушка изменилась. Возможно на это повлияли свойства используемой глины. Изделия из местной беложгущейся глины были более хрупкими. Длинные «лебяжьи» шеи

Всего было найдено более 600 глиняных игрушек и их фрагментов, относящихся к XVI–XVIII вв.

В последующие периоды и вплоть до XVIII в. пластика игрушек менялась слабо. Крупные цилиндрические погремушки стали делать в 1,5-2 раза меньше по диаметру, появились мелкие сферические погремушки. Более толстые стенки мелких погремушек не давали громкого шума, в конце XVII века их лепить перестали.

Появились новые формы игрушек: баба в кокошнике с кувшином-свистком; барашек с длинными закрученными рогами; уточка посте7

пенно «перерождается» в птичку; в конце периода появляются фигурки коровы и быка.

Большинство найденных игрушек XV–XVIII вв. имеют следы росписи охрой, которую получали путём пережога конкреций минералов лимонита и марказита. Старый Оскол находится в «сердце» Курской магнитной аномалии, и эти минералы можно найти на дне оврагов.

Раскраска игрушек довольно примитивная: прямые и волнистые линии, уголки, веточки. Довольно часто правый и левый бока игрушки расписаны по- разному.

Третий этап — конец XVIII–1870-е гг.

Игрушек этого периода обнаружено немного.

предположить по единичным находкам, что в это время мастера начали украшать игрушки налепами. Раскрашивали изделия, как и раньше, охрой. Игрушка несколько усложнилась, но осталась посадской.

Появление игрушек, изготовленных промышленным способом, и фарфоровых статуэток значительно снизило спрос на глиняную игрушку.

С середины XIX в. наступил период упадка промысла, также и в связи с общим ухудшением экономики города.

Количество гончаров в Старом Осколе уменьшилось со 172 дворов в середине XIX в. до 67 дворов в 1904 г.

Этап четвёртый — конец XIX–1990-х гг.

Во втором кладе (найден в 1994 г.) было около 300 игрушек и их фрагментов конца XIX–первой трети XX веков.

В этот период появились новые образы игрушки — мещанская «Барыня» в муфточке и шляпке, характерной для конца XIX–начала XX вв., новые образы зверей и птиц — «Мишка», «Уточка», «Курочка», «Олень», «Лисичка».

«Всадники» немного потеряли свой решительный, напористый и суровый вид военных, стали похожи на обычных провинциальных всадников из бытовой жизни. Роспись приобрела многоцветность и разнообразие в орнаментации.

На эту игрушку большое влияние оказали «тряпичники», которые закупали игрушки «корзинами и не глядя». Д.И. Распопов вспоминал, что игрушку стали лепить «все, кому не лень».

Стала более примитивная пластика. Безногого генерала заменил казак с ногами, появились фигурки собаки и медведя с кувшином-свистком и птичка на высокой ножке.

Заказчикам нужна была яркая игрушка и их начали украшать точками, линиями различными красками. Самые «популярные» краски — разведённые на молоке либо клейстере сажа из печи, аптечная зелёнка, химический карандаш. Мастерицы побогаче покупали «у китайца на рынке» красную или малиновую анилиновые краски.

В те времена игрушка стоила на рынке одно куриное яйцо, казак на коне — два яйца.

Мастера-свистюлишники XIX-XX вв.

В конце XIX–начале XX вв. выросло число гончаров и игрушечников (в это время их называли «свистюлишники»). Заказчиками были старьёвщики на подводах, которым выносили игрушки корзинами, а они ссыпали их в большие бочки. В это время появились игрушечники-ремесленики, т.е. те, кто занимался только изготовлением игрушек, их продажей и «этим жили».

В конце 1920-х — начале 1930-х годов гончарное ремесло в городе было уничтожено властью, так как никто из гончаров не захотел объединяться в артели. Практически пропал и промысел игрушки. Жесткие налоги и не менее жесткий голод 1930-х годов сделали свое дело. В живых осталось мало мастеров, да и они лепили игрушки только по крайней нужде.

С начала войны и до конца 1940-х лепили и продавали игрушки лишь некоторые женщины из гончарных семей, чтобы прокормить детей. Лепили после работы, за неделю удавалось слепить и обжечь 150-200

С начала 1950-х и до 1985 года о старооскольской глиняной игрушке практически забыли. На рынке она не продавалась, её не было в экспозиции и фондах местного краеведческого музея, оставшиеся в живых мастера многие годы не брали в руки глину. Старьёвщики начали привозить игрушки из других регионов.

В конце ХХ в. в Старом Осколе работали только три мастера из старых гончарных династий:

Гончарова Ольга Михайловна (1913–1997);

Гончарова Наталья Михайловна (1918–2010);

Шамыгина Лариса Павловна (1927—1997) .

Лихачёва Дария Константиновна (1915—2009) тяжело болела и игрушки практически не лепила.

В 30 километрах от Старого Оскола в городе Губкин немного лепила старооскольские игрушки старшая сестра сестёр Гончаровых Тарарыева Евдокия Михайловна (1908—1992)

В этот период появилось много разновидностей игрушек — около 100, включая большое число композиций. Игрушка ушла немного в сторону городской. Улучшилась пластика по сравнению с предыдущим этапом, появилась яркая раскраска.

Старооскольскую игрушку как самостоятельный промысел исследователи выделили лишь в 1985 году.

В возрождении старооскольского промысла глиняной игрушки большую роль сыграл московский коллекционер, большой знаток русской глиняной игрушки Михаил Александрович Никитин, который приехал в 1985 году в Старый Оскол, разыскал сестёр Ольгу Михайловну и Наталью Михайловну Гончаровых и подробно расспросил их о глиняной игрушке, где добывали глину, кто лепил, как обжигали.

Он нашёл выходы беложгущейся глины в районе старого автовокзала города, подготовил её к работе, принёс сёстрам Гончаровым ис большим трудом упросил их слепить по памяти несколько игрушек. Несколько дней шла работа.

Сёстры лепили игрушки, вспоминая, как они это делали в детстве, как их учила мать и как лепила старшая сестра. Очень радовались, когда у них получалось. Никитин взял подсохшие игрушки и увёз для обжига к своему приятелю. На следующий день с красками и белоснежными игрушками он снова появился у сестёр Гончаровых, а они с удовольствием расписали игрушки.

В 1986 году Старооскольский городской краеведческий музей приобрёл первые десять глиняных игрушек сестёр Гончаровых. В 1987 г. старооскольская игрушка сестёр Гончаровых появилась на выставке «Народное гончарство России».

Зачастили к Гончаровым коллекционеры и искусствоведы из Москвы, Воронежа, Тулы и других городов.

В 1990-91 гг. у сестёр Гончаровых обучалось лепке игрушек много мастеров. Именно в эти годы появились в Старом Осколе признанные мастера , работы которых экспонируются на различных выставках, закупаются музеями, коллекционерами. К таким мастерам можно отнести семью Лобынцевых, семью Шевченко, Валентину Пырьеву, Сергея Комарова, Валерия Щевцова.

Старооскольская глиняная игрушка стала одним из "Сокровищ России" по результатам голосования журнала National Geographic Traveler.

ВложениеРазмер
mini-muzey_starooskolskoy_glinyanoy_igrushki_1.pdf 338.82 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Знакомство со Старооскольской глиняной игрушкой» Подготовительная группа

Занятие по декоративно-прикладному искусству знакомит с народным промыслом Белгородской области - Старооскольской глиняной игрушкой. Раскрывает историю её возникновения, характерные особенности г.


Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой.

Старооскольская глиняная игрушка , как одно из средств формирования патриотического сознание у детей дошкольного возраста.

Формирование патриотического сознания через знакомство с народной глиняной игрушкой.


Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и.

ЯРМАРКА ПО ПРОДАЖЕ СТАРООСКОЛЬСКИХ ГЛИНЯНЫХ ИГРУШЕК

Воспитывать детей на народных традициях, развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.


Конспект НОД «Старооскольская глиняная игрушка»

Конспект занятия по ознакомлению с народной игрушкой в средней группе.

Конспект НОД по лепке для детей старшей группы «Старооскольская глиняная игрушка «Барашек»

Цель: совершенствовать умение детей лепить старооскольские глиняные игрушки (передавая их характерные особенности: удлинённое туловище, короткие ноги); закрепить последовательность лепки и приём.

Статья содержит материал по истории старооскольской игрушки, её возраждению и особенностям. Данный материал может пригодится для подготовки занятий по белгородоведению, знакомсту с видами глиняных игрушек.

ВложениеРазмер
Старооскольская глиняная игрушка - культурное наследие Белогорья. 39 КБ

Предварительный просмотр:

Старооскольская глиняная игрушка – культурное наследие Белогорья

Искусствоведы разделяют глиняную игрушку на три вида: городская, деревенская и посадская.

Городская глиняная игрушка - это даже не игрушки, а декоративные изделия, вобравшие в себя черты городской культуры. Городская игрушка отличается сложностью форм и разнообразием образов: нарядные барыни, офицеры, няни с детьми, монахи. В основном фигуры сопровождаются обилием лепных деталей. Городская глиняная игрушка, сочетая в себе традиционные мотивы, многообразие авторских решений и изысканное городское исполнение. Ярким представителем городской глиняной игрушки является Романцовская игрушка.

Крестьянская игрушка - это фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки и гримелки разные. Среди разных видов народной игрушки крестьянские отличались наибольшей традиционностью, близостью к исконно крестьянскому искусству и быту русской деревни. Ярким представителем деревенской глиняной игрушки является Каргопольская игрушка.

Для того чтобы понять, что такое посадская игрушка , необходимо знать что такое посад.

В IX в. Русь для западных соседей стала известна как «страна городов». Возле городских стен стали возникать промышленные предградья (посады), которые населял торговый и ремесленный люд. Среди народных умельцев особое место принадлежало мастерам «потешных дел» - игрушечникам.

Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет жанровой описательности, которая присуща городской, нет и условности и упрощенности крестьянской игрушки. В этих фигурках сразу узнаешь домашних животных. Игрушки забавны, но в то же время радуют глаз изящность и точность передачи образа. Старооскольская глиняная игрушка является ярким представителем посадской игрушки.

История Старооскольской игрушки

История Старооскольской глиняной игрушки уходит в далёкие времена — к основанию города-крепости Оскол, который был заложен в 1593 году. А уже в 1615 году согласно дозорной книге разрядной росписи в городе работали 3 гончара. Развитию гончарного промысла способствовали многочисленные залежи глин. Целые семьи занимались гончарством. И почти всюду, лепили «мелочь» — свистульки и забавные фигурки.

Мастеров-игрушечников в Старом Осколе не считали гончарами. Гончары их называли немного пренебрежительно – «свистюлишники». С середины ХIХ века появились в городе игрушечники-ремесленники, т.е. люди, которые занимались только изготовлением игрушек, их продажей и «этим жили». Как правило, это были женщины из гончарных семей, мужья которых умерли или по состоянию здоровья не могли работать так, чтобы прокормить семью.

Из чего делали старооскольскую игрушку?

Старооскольские мастера-игрушечники использовали в своей работе различные виды глины: беложгущуюся, её добывали зимой и красножгущуюся, то есть белую, красную, синюю, желтую и бежевую.

Как обжигали игрушку?

Обжиг своих изделий мастер производил следующим образом: вначале нужно было изготовить горн. Для этого в земле вырывалась круглая большая яма. Дно и стены ямы выстилали обожжённым кирпичом, служащее топкой и подом с колоннами и отверстиями для прохода пламени. Свистульками заполняли горшки и всё вместе ставили в горн. Вся посуда располагалась одна возле другой вверх дном с последующим наставлением нового яруса. Когда горн был загружен, он сверху «зачерепливался», т. е. засыпался битым черепком и затапливался.

Обжиг производился в горнах сухими дровами: заготавливали огромные пни, так как они медленно тлеют, и долго держится тепло. Обжигание велось в течение 10 — 12 часов. Сначала поддавался слабый жар в течение 1 часа, затем каждый час нагрев увеличивался. По окончании обжига верхняя часть горна дополнительно «зачерепливалась». Для придания посуде чёрного или стального цвета делалась засыпка землёй, посуда медленно остывала (томилась).

Как расписывали игрушку?

Для росписи старооскольской игрушки применялись прямые и косые линии, точки, овалы, ромбы со скругленными углами, сплошное покрытие краской небольших участков. Как правило, для раскраски игрушки использовался один цвет и очень редко – два. Основные цвета: зеленый, малиновый и, значительно реже, красный, синий, желтый. Раньше для раскрашивания игрушек использовали анилиновые краски, которыми в бытовых условиях окрашивали ткани, а позднее стали применять акварельные краски, темперу, специальные керамические краски. Раскрашивали игрушки кисточкой. Многие из наносимых на игрушку знаков являются глубоко архаичными: волнистая линия – вода; прямая линия – земля; ромб, квадрат – поля; перекрещенный ромб с точками – засеянное поле; круг, крест – солярные солнечные знаки;

В конце XX века при раскопках в слободе Казацкой был найден клад глиняной игрушки. Основные игрушки клада: дамы, коники, бараны, казаки на коне, медведи, коровы, птички, собачки (очень напоминали фабричную игрушку из целлулоида начала ХХ века).

Большинство игрушек сестры Гончаровы признали как игрушки их матери Гончаровой Анастасии Павловны (1876-1933) и старшей сестры Тарарыевой (Гончаровой) Евдокии Михайловны (1908 – 1992). Несколько фигурок дам имеют лицо, оттиснённое штампом. Сестры Гончаровы помнят, что штампы их мама снимала с фабричной пластмассовой игрушки.

В апреле 2007 г. был создан клуб любителей старооскольской глиняной игрушки. Участниками клуба являются и дети, и молодёжь, и люди среднего возраста, в основном учителя рисования общеобразовательных школ города. Задача клуба возродить утрачиваемые традиции для будущих поколений, обучить новых мастеров для того, чтобы не дать в дальнейшем угаснуть этому промыслу.

Презентация

Маленькая глиняная игрушка расскажет о народных мастерах Белгородского края, научит восхищаться и сохранять традиции своего народа!

Cтарооскольская глиняная игрушка

Cтарооскольская глиняная игрушка

Cтарооскольская глиняная игрушка

Составила: учитель начальных классов Потложа Людмила Анатольевна

Старооскольской глиняной игрушке более 265 лет

Старооскольской глиняной игрушке более 265 лет

Старооскольской глиняной игрушке более 265 лет

Появились она в конце 17 – начале 18 века. Первые мастера игрушки были гончары, они лепили различные глиняные фигурки, которые являлись оберегами. Каждая игрушка была наделена особым смыслом, люди очень уважительно относились к игрушкам, о них сочиняли стихи, песни и сказки.
А это веселый коник.
Не столяр, не маляр и не плотник,
а крестьянину хороший работник.
Два бодаста,
Четыре ходаста,
Один хлестун.

На десятилетия о прекрасной местной игрушке забыли

На десятилетия о прекрасной местной игрушке забыли

На десятилетия о прекрасной местной игрушке забыли

Глиняные игрушки очень разнообразны Земля белгородская хранит большие залежи разнообразной глины. Поэтому в наших местах существовал гончарный промысел. Глиняную посуду и игрушки на рынках продавали из города Старого Оскола, поселка Борисовка, сел Велико - Михайловки, Шопино, Терновки, Орлика, Казацкого.
Массовое изготовление игрушек в Казацкой слободе Старооскольского уезда началось в 18 веке, особенного расцвета достигло в конце 19 – начале 20 веков. Только в конце 19 века появились игрушечники-ремесленники, то есть люди, которые занимались только изготовлением игрушек, их продажей.
Старооскольские мастера-игрушечники, в народе их называли свистюлишники, использовали в своей работе различные виды глины: беложгущуюся, её добывали зимой и красножгущуюся, то есть это белую, красную, синюю, желтую и бежевую.
Однако к 1930-м годам их производство стало резко снижаться, спрос на них упал, эталоном признавалась уже фабричная игрушка. И к началу 1940-х годов старооскольская глиняная скульптурка исчезла: ее перестали лепить. На десятилетия о прекрасной местной игрушке забыли.

Семья Гончаровых Самую важную роль в дальнейшей судьбе игрушки сыграла семья

Семья Гончаровых Самую важную роль в дальнейшей судьбе игрушки сыграла семья

Самую важную роль в дальнейшей судьбе игрушки сыграла семья Гончаровых. Именно Анастасия Павловна Гончарова в своё время научила дочерей Ольгу Михайловну, Наталью Михайловну и Евдокию Михайловну Гончаровых лепке глиняной игрушки. Благодаря этим женщинам до нас дошла живая нить традиции старооскольской игрушки

Хороша игрушка расписная! В 1985 г

Хороша игрушка расписная! В 1985 г

Хороша игрушка расписная!

В 1985 г. Приехал в Старый Оскол искусствовед Н. Никитин и разыскал уже немолодых народных игрушечниц — сестер Гончаровых, Ольгу Михайловну (1911–1997) и Наталью Михайловну (1918 г. р.), — привез им глину и уговорил мастериц вылепить несколько игрушек. Сам Никитин их обжег, а Гончаровы раскрасили. Получились необыкновенно интересные и веселые игрушки. В 1987 г. старооскольская игрушка появилась на выставке «Народное гончарство России» .Так бабушки Гончаровы вернули в нашу жизнь старинную детскую забаву, возродили технологию ее изготовления, которой овладели еще в детстве и которую хранили в памяти долгие годы .
«Мы как разукрасим свистульки зелёнкой и малинкой и выйдем на базар расставим игрушки. Сейчас же ребятишки сбегаются, кругом облепят. Смотрят, дивуются, то шумят, то притихнут — глядят на игрушки молча. Ведь это же красота!» — вспоминает мастерица.

Хороша игрушка расписная! Вся поет, бесхитростна, светла. И видна в ней радость молодая, Ставшего искусством ремесла.

Ученики сестер Гончаровых Традиция изготовления старооскольской игрушки жива в творчестве

Ученики сестер Гончаровых Традиция изготовления старооскольской игрушки жива в творчестве

Ученики сестер Гончаровых

Традиция изготовления старооскольской игрушки жива в творчестве Лобынцевых – Владимира Ивановича и Татьяны Викторовны, которые в своих работах полностью придерживаются стилистики игрушки сестёр Гончаровых. Они обогатили старооскольскую игрушку новыми образами: «Барышня с птицами», «Барышня с поросятами», «Барышня с козой», «Семья медведей»

Владимир Иванович и Татьяна Викторовна

Владимир Иванович и Татьяна Викторовна

Владимир Иванович и Татьяна Викторовна Лобынцевы

Рощупкина Оксана Михайловна Но особенно выделяется

Рощупкина Оксана Михайловна Но особенно выделяется

Рощупкина Оксана Михайловна

Но особенно выделяется Народный мастер Белгородской области Рощупкина Оксана Михайловна, которая с успехом осваивает традицию, занимая призовые места на различных Всероссийских конкурсах и принимая активное участие в выставках различного уровня по линии Союза художников России. Её работы отличаются большой вариативностью и повествовательностью образов при сохранении общих стилевых особенностей.

Читайте также: