Старооскольская глиняная игрушка раскраска

Обновлено: 19.04.2024

Искусствоведы делят народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Старооскольскую относят к довольно редкой посадской.
Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет яркости и тщательности отделки, которая присуща городской игрушки, нет и примитивности пластики и грубой раскраски крестьянской игрушки.

Думаю промысел возник из-за особой глины, в крестностях Старого Оскола— необычная беложгущаяся глина, а также и красножгущаяся, с давних времён привлекали гончаров, были материалом для глиняных поделок.
Старооскольские гончары-ремесленники использовали в работе как одну, так и другую глину, а в ряде случаев применяли низкокачественную глину, дающую при обжиге черный черепок.
Беложгущаяся глина в окрестностях Старого Оскола была двух видов.
Особенно высокого качества гончарная беложгущаяся глина добывалась зимой шахтным методом с глубины 3-7 метров в районе леса «Горняшка» и стоила довольно дорого. У этой глины был чёрный с синеватым отливом цвет и поэтому её иногда называли «синика».

Другую глину копали в нескольких местах на склонах холмов Казацкой слободы. У неё был сероватый цвет. Она содержала много песка и её называли «пескуша» (при отмучивании, из этой глины удалялось до (50–60)% по объёму мелкого песка). Гончары иногда копали её и «для экономии» добавляли в «синику» при изготовлении не особенно ответственных изделий. Скорее всего, из этой глины и разрешалось лепить игрушки.
Для обжига делали в меловой горе горны, которые топили огромными пнями, которые долго горели, поддерживая необходимую температуру.
Сначала делали горшки и прочую утварь. Затем перешли и на игрушки. Долгое время считалось, что промысел начал существовать с конца XVII—начала XVIII вв., однако недавно было доказано, что местные глиняные игрушки существовали значительно раньше.
Сейчас считается, что старооскольская игрушка появилась на территории будущего города Старый Оскол уже в XV веке.
Пластика самых старых игрушек — коники, уточки («утушки»), погремушки — слабо отличается от московской глиняной игрушки XIV–XVI веков.

Вполне возможно, что в Старом Осколе игрушки стали лепить переселенцы из Москвы.
В XVI в. старооскольская игрушка изменилась. Возможно на это повлияли свойства используемой глины. Изделия из местной беложгущейся глины были более хрупкими. Длинные «лебяжьи» шеи коней стали очень короткими.
Большинство найденных игрушек XV–XVIII вв. имеют следы росписи охрой, которую получали путём пережога конкреций минералов лимонита и марказита. Старый Оскол находится в «сердце» Курской магнитной аномалии, и эти минералы можно найти на дне оврагов.
Второй этап - это начало 18 столетия.
В одной из слобод Старого Оскола на Казацких буграх жили гончары-ремесленники. К 1719 году в этой слободе было 78 дворов, половина которых принадлежала служилым людям «казачьего чину», зарабатывавшим на жизнь гончарным делом.

Как это часто бывает, поначалу возникла необходимость в гончарной посуде, наладился промысел, а попутно стали делать игрушки. Женщины и дети лепили игрушки-свистульки, затем сушили их, заполняли ими горшки и всё вместе ставили в горн. После обжига игрушки расписывали.
Производство глиняной игрушки позволяло женщинам и детям в гончарных семьях зарабатывать дополнительные деньги. Игрушки лепили из той глины, которую гончар завозил для своей основной работы, а чаще — из отходов этой глины.

Потеряла популярность фигурка коника, зато появился безногий всадник, ухватившийся руками за шею коника. Самый популярный головной убор у этих всадников — фуражка и петровская треуголка.
Крупные цилиндрические погремушки стали делать в 1,5-2 раза меньше по диаметру, появились мелкие сферические погремушки. Более толстые стенки мелких погремушек не давали громкого шума, в конце XVII века их лепить перестали.
Появились новые формы игрушек: баба в кокошнике с кувшином-свистком; барашек с длинными закрученными рогами; уточка постепенно «перерождается» в птичку; в конце периода появляются фигурки коровы и быка.

Третий этап — конец XVIII–1870-е гг.
В это время мастера начали украшать игрушки налепами. Раскрашивали изделия, как и раньше, охрой. Игрушка несколько усложнилась, но осталась посадской.
Появление игрушек, изготовленных промышленным способом, и фарфоровых статуэток значительно снизило спрос на глиняную игрушку.
С середины XIX в. наступил период упадка промысла, также и в связи с общим ухудшением экономики города.
Количество гончаров в Старом Осколе уменьшилось со 172 дворов в середине XIX в. до 67 дворов в 1904 г.

Этап четвёртый — конец XIX–1990-х гг.
В этот период появились новые образы игрушки — мещанская «Барыня» в муфточке и шляпке, характерной для конца XIX–начала XX вв., новые образы зверей и птиц — «Мишка», «Уточка», «Курочка», «Олень», «Лисичка».
«Всадники» немного потеряли свой решительный, напористый и суровый вид военных, стали похожи на обычных провинциальных всадников из бытовой жизни. Роспись приобрела многоцветность и разнообразие в орнаментации.
На эту игрушку большое влияние оказали «тряпичники», которые закупали игрушки «корзинами и не глядя».
Стала более примитивная пластика. Безногого генерала заменил казак с ногами, появились фигурки собаки и медведя с кувшином-свистком и птичка на высокой ножке.
Заказчикам нужна была яркая игрушка и их начали украшать точками, линиями различными красками. Самые «популярные» краски — разведённые на молоке либо клейстере сажа из печи, аптечная зелёнка, химический карандаш.
В те времена игрушка стоила на рынке одно куриное яйцо, казак на коне — два яйца.
В конце XIX–начале XX вв. выросло число гончаров и игрушечников (в это время их называли «свистюлишники»). Заказчиками были старьёвщики на подводах, которым выносили игрушки корзинами, а они ссыпали их в большие бочки. В это время появились игрушечники-ремесленики, т.е. те, кто занимался только изготовлением игрушек, их продажей и «этим жили».
В конце 1920-х — начале 1930-х годов гончарное ремесло в городе было уничтожено властью, так как никто из гончаров не захотел объединяться в артели. Практически пропал и промысел игрушки. Жесткие налоги и не менее жесткий голод 1930-х годов сделали свое дело. В живых осталось мало мастеров, да и они лепили игрушки только по крайней нужде.
С начала войны и до конца 1940-х лепили и продавали игрушки лишь некоторые женщины из гончарных семей, чтобы прокормить детей. Лепили после работы, за неделю удавалось слепить и обжечь 150-200 игрушек. Раскрашивали одной-двумя красками.

С начала 1950-х и до 1985 года о старооскольской глиняной игрушке практически забыли. На рынке она не продавалась, её не было в экспозиции и фондах местного краеведческого музея, оставшиеся в живых мастера многие годы не брали в руки глину. Старьёвщики начали привозить игрушки из других регионов.
В возрождении старооскольского промысла глиняной игрушки большую роль сыграл московский коллекционер, большой знаток русской глиняной игрушки Михаил Александрович Никитин, который приехал в 1985 году в Старый Оскол, разыскал сестёр Ольгу Михайловну и Наталью Михайловну Гончаровых и подробно расспросил их о глиняной игрушке, где добывали глину, кто лепил, как обжигали.
Он нашёл выходы беложгущейся глины в районе старого автовокзала города, подготовил её к работе, принёс сёстрам Гончаровым ис большим трудом упросил их слепить по памяти несколько игрушек. Несколько дней шла работа.
Сёстры лепили игрушки, вспоминая, как они это делали в детстве, как их учила мать и как лепила старшая сестра. Очень радовались, когда у них получалось. Никитин взял подсохшие игрушки и увёз для обжига к своему приятелю. На следующий день с красками и белоснежными игрушками он снова появился у сестёр Гончаровых, а они с удовольствием расписали игрушки.


В 1986 году Старооскольский городской краеведческий музей приобрёл первые десять глиняных игрушек сестёр Гончаровых. В 1987 г. старооскольская игрушка сестёр Гончаровых появилась на выставке «Народное гончарство России».
Зачастили к Гончаровым коллекционеры и искусствоведы из Москвы, Воронежа, Тулы и других городов.
В 1990-91 гг. у сестёр Гончаровых обучалось лепке игрушек много мастеров. Именно в эти годы появились в Старом Осколе признанные мастера , работы которых экспонируются на различных выставках, закупаются музеями, коллекционерами.
В настоящее время нашу игрушку лепят более десятка мастеров, как правило учеников потомственных мастеров — сестёр Ольги Михайловны и Натальи Михайловны Гончаровых.

В настоящее время в Старом Осколе развивается промысел традиционной Старооскольской игрушки и керамики. В городе сложились различные мастерские. На их площадках работают коллективы мастеров, обладающих большим творческим потенциалом, мастерством работы с материалом.Мастера работают в различных направлениях творческого углубления, возврата к корням.
Приятного времени суток.


В отличии от давно известной в России кожлянской глиняной игрушки, Старооскольскую, как самостоятельный промысел, исследователи выделили лишь в середине 80–х годов прошлого века. Ведь Старый Оскол в недалеком прошлом был курским уездным городом.
Искусствоведы делят народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Давно известны крестьянские — рязанские и каргапольские, городские — романовские игрушки. А посадская, казалось, навсегда утрачена. Именно такую игрушку в неиспорченном виде нашли в Старом Осколе. Женские фигурки ярко представляют лицо промысла.
Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет жанровой описательности, которая присуща городской, нет и условности и упрощенности крестьянской игрушки. В этих фигурках сразу узнаешь домашних животных. Игрушки забавны, но в то же время радуют глаз изящность и точность передачи образа.
В Староосколье одним из древнейших промыслов был гончарный. Его развитию способствовали многочисленные залежи глин. Целые семьи занимались гончарством. И почти всюду, лепили «мелочь» — свистульки и забавные фигурки. Занимались этим «потешным» делом женщины и дети: лепили и расписывали после обжига. Для обжига устраивали в меловой горе горны, заготавливали огромные пни, чтобы долго тлело и держалось тепло.
С конца XVIII века известен гончарный промысел города Старый Оскол. Гончары селились в слободе на Казацких буграх. Они лепили из местной белой глины бытовую посуду. Традиционная старооскольская игрушка — это фигурка не более 10 см в высоту, изображающая людей или животных. Особого расцвета промысел достиг в конце XIX в., но к 30–м годам XX в. Угас. Старые мастера не имели учеников. Дети и внуки не наследовали, как было в старину, родовое ремесло. Стали считать это кустарщиной, признавая только фабричный образец. И, казалось бы, погиб промысел старооскольский, как случилось во многих других русских городах, но несколько лет назад благодаря усилиям искусствоведов и старых мастеров он был возрожден.
В 1985 г. Приехал в Старый Оскол искусствовед Н. Никитин и разыскал уже немолодых народных игрушечниц — сестер Гончаровых, Ольгу Михайловну (1911–1997) и Наталью Михайловну (1918 г. р.), — привез им глину и уговорил мастериц вылепить несколько игрушек. Сам Никитин их обжег, а Гончаровы раскрасили. Получились необыкновенно интересные и веселые игрушки. В 1987 г. старооскольская игрушка появилась на выставке «Народное гончарство России» .Так бабушки Гончаровы вернули в нашу жизнь старинную детскую забаву, возродили технологию ее изготовления, которой овладели еще в детстве и которую хранили в памяти долгие годы .
«Мы как разукрасим свистульки зелёнкой и малинкой и выйдем на базар расставим игрушки. Сейчас же ребятишки сбегаются, кругом облепят. Смотрят, дивуются, то шумят, то притихнут — глядят на игрушки молча. Ведь это же красота!» — вспоминает мастерица .
Интересны игрушки Ларисы Павловны Шамыгиной, дочери потомственного гончара. Её работы особенные, несколько грубовато вылепленные, с незамысловатой раскраской. От этих фигур веет глубокой архаикой. Этим они и ценны для науки.
Незамысловатые, по–детски наивные фигурки барышень, всадников, мишек, петушков и баранчиков, радуют глаз формой и росписью. Глиняные игрушки Гончаровых и Шамыгиной — постоянные экспонаты на всех выставках народного творчества в Старом Осколе и Белгороде, а также на многих всероссийских выставках.
Сегодня, когда, старооскольская глиняная игрушка занесена в каталог «Народные промыслы России», уже гораздо смелее применительно к ней можно пользоваться такими гордыми прилагательными — определениями. И всё же, самым убедительным доказательством своей исторической и художественной ценности является она сама. Старооскольскую игрушку легко отличить от других — она ни чем не тонируется, не глазуруется. Мастера Оскольского края, отдавая дань благородству материала в котором они работают, словно предлагают зрителю полюбоваться и оценить выразительные свойства глины. Шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых и быстрых рук мастера, поверхность игрушки лишний раз указывает на рукотворность этого маленького глиняного чуда, способного передавать энергию солнца, земли, воды, огня, сошедшихся вместе в этом волшебном материале.
Старооскольская игрушка обладает простотой и лаконичностью форм. Обусловленные принадлежностью к промыслу, то есть необходимостью заработать, простые, отработанные временем, «скорые» приёмы лепки, передающиеся от поколения к поколению «традиционные» это то, что роднит с любой другой народной игрушкой. Эта, возможно вынужденная, а может намеренная простота компенсируется семантическим богатством, наполненного символическим значением декора, в Старооскольской игрушке — росписи .
Изучая творчество Гончаровых, выросло уже не одно поколение современных мастеров, среди которых народные мастера Старооскольской игрушки Владимир Иванович и Татьяна Викторовна Лобынцевы, Валентина Павловна Пырьева, Валерий Евгеньевич Шевцов, Татьяна Анатольевна Шиян.

Родился город на Осколе
Давно, в седую старину,
Став крепостью по царской воле,
Он грудью защищал страну.
Здесь любили песни, пляски,
Здесь рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, точечки, полоски.
Простой, казалось, узор,
Но отвести не в силах взор!

Действительно, такие простые, на первый взгляд, игрушки, а сколько в них жизни, красок, интересных орнаментов, что и глаз не отвести. Родом эти игрушки из Старого Оскола Белгородской области, и, благодаря талантливым мастерам, промысел жив по сей день и ассортимент продукции разнообразен: можно купить и барыню, и свистульку-коника, и сюжетную композицию, и, конечно, колокольчики.

Мастера Старого Оскола

Колокольчики

О.М. Рощупкина. Колокольчики с достопримечательностями Старого Оскола

Колокольчик

Колокольчик. роспись А. Сергеева

Колокол

Колокол сувенирный, изготовлен к 400-летию Старого Оскола, 1993 год

Чтобы подробнее узнать об истории появления игрушечного промысла я отправилась первым делом в краеведческий музей в Старом Осколе. Как и во многих музеях такого типа, большая часть экспозиции рассказывает об археологических находках, животном и растительном мире, истории края, его жителях, но мне непременно нужно было начать осмотр с зала, посвященного народным промыслам и этнографии. Именно здесь собраны старинные материалы, характеризующие быт и жизнь крестьян Старооскольского уезда, образцы праздничной женской одежды, глиняная посуда, игрушки, образцы ткачества и вышивки.

Старый Оскол. Краеведческий музей

Краеведческий музей в особняке купца К.С. Лихушина XIX в.

Старый Оскол

Старый Оскол

Старый Оскол возник в конце XVI века как один из сторожевых постов на высоком берегу реки Оскол. Там жили казаки, защитники границ русских, пушкари, гончары. Населенные пункты вокруг города до сих пор несут эту память в своих названиях: Стрелецкая, Ямская, Пушкарская, Казацкая слободы. В одной из таких слобод на Казацких буграх жили гончары ремесленники. Одним из старейших промыслов уезда был гончарный. Помимо традиционных гончарных изделий мастера делали глиняную игрушку. У каждого мастера была своя техника изготовления игрушек-свистулек, сохранившаяся до наших дней.

Старооскольская игрушка

Старооскольская игрушка

Старооскольская игрушка

Старооскольская игрушка

В экспозиции можно увидеть старинную глиняную игрушку XIX века, найденную в слободе Казацкой, и работы современных мастеров. Согласно данным в «Статистических сведениях по Старооскольскому уезду» 1887 года, в уезде тогда было 172 гончара. В 20-30 годы XX века гончары объединялись в артели, а в годы Великой Отечественной войны гончарный промысел, практически, исчез. Лепить игрушку в Старом Осколе начали, вероятнее всего, с момента возникновения собственно гончарного промысла. Предполагается, несложную по исполнению игрушку начали лепить, чтобы заполнить место в горне между большими сосудами. Стоила она дешево и была популярна. Вот как раз в музее можно и посмотреть на некоторые образцы игрушки, датируемой XVIII-XIX вв. Игрушки были найдены в старой части города, в слободе Казацкой, в некоторых селах района. В основном, встречаются игрушки-свистульки – всадники, барышни, коники, уточки, птички, барашки. Лепили в основном домашних животных, которые были в каждом дворе. Кроме свистулек в музее также можно увидеть погремушки цилиндрической формы с отверстиями, сухим горохом или камешками внутри. Барашки и коники приземисты, с короткими ножками, налепными деталями в виды гривы, рогов, маленькой головкой с прорезями, обозначающими глаза, нос, рот фигурки. Хвост фигурки является свистком, по бокам – два отверстия круглой формы для извлечения звуков различной тональности. На фигурках сохранены следы росписи черного, красного, коричневого цветов узором в полоску и елочку. Другой разновидностью свистулек являются птички и утушки на одной или двух ножках. Также популярны образы барышень и всадников. Барышни в длинных колоколообразных платьях, на голове – чепец с объемной оборкой, руки прижаты к животу или груди, иногда в руках – кувшин или ребенок. Всадники – это фигурки наездников, сидящих на коренастых лошадках, являющихся свистульками. Особенностью старооскольской глиняной игрушки является живая наивность образа, мягкие пластичные формы, чистый глубокий звук свистулек, который не зависит от формы изделия и даже степени сохранности игрушки.

А.Г. Филиппов. Старый Оскол

А.Г. Филиппов. Старый Оскол

В начале XX века промысел стал исчезать, хотя нельзя сказать, что промысел был утрачен полностью. В 50-е годы была предпринята попытка возродить глиняную игрушку, но настоящий интерес к промыслу вернулся только в 80-е годы XX столетия, и возрождение его связано с именами старейших мастериц – сестер Ольги Михайловны и Натальи Михайловны Гончаровых, перенявших мастерство лепки у своей матери еще в 30-х годах.

Игрушки сестер Гончаровых

Игрушки сестер Гончаровых

Игрушки сестер Гончаровых

Игрушки сестер Гончаровых

Вот что рассказывала Наталья Михайловна: «Давным-давно, в 30-е годы, занимались тогда игрушками, горшки лепили отец и мать. А больше никаких игрушек и не было, кроме глиняных свистулек. И такие они были радостные! Бывало, придем на базар, расставим их, а они красивые, красные, детвора так и смотрит на них. Ага! А коль засвистим, ох, это как музыка была для них. Вот как!» А я всегда удивляюсь, почему раньше только свистульками привлекали детей, ведь и колокольный звон понравился бы, и также колокольчик мог стать отличной игрушкой и сувениром.

Старооскольская игрушка

Старооскольская игрушка

Старооскольская игрушка

После музея я отправилась в старооскольский центр декоративно-прикладного творчества, здесь молодые и увлеченные мастера продолжают традиции лепки, обучают промыслу детей, участвуют в конкурсах и фестивалях. В этом центре подробно расскажут об игрушке, пригласят на мастер-класс и помогут расписать изделие согласно принятым канонам. Мастера не только возрождают старинную игрушку, но и «идут вперед», ищут новые формы и образы, пробуют современные краски, изготавливают и посуду, и сувенирную продукцию, среди которой можно выбрать и колокольчики в традициях глиняной игрушки и самыми популярными символами старооскольского края.

Колокольчики в традициях старооскольской игрушки

Рощупкина О.М. Колокольчики в традициях старооскольской игрушки

Колокольчики в традициях старооскольской игрушки

Комаров С.В. Колокольчики в традициях старооскольской игрушки

Старооскольская игрушка

Рощупкина О.М. Старооскольская игрушка. Баба с кувшином, Ваня гармонист, свистулька Барашек, свистулька Петушок

Мне удалось познакомиться с народным мастером Белгородской области, керамистом – Оксаной Михайловной Рощупкиной, занимающейся возрождением старооскольского игрушечного промысла. Мастер рассказала, что белгородская земля очень богата глиной. Глина по цвету серо-черная, а после обжига становится белой. И вот по этой белой поверхности наносится рисунок. Раньше роспись делали гусиными перьями, поэтому и сам рисунок получался незамысловатым, состоящим из линий, черточек, пятен, которые иногда даже наносились пальцем. Некоторым продолжателям игрушки повезло побывать в доме сестер Гончаровых. Передавая опыт, обучая их, они выделяли особенности и характер игрушки: у уточек, так же, как и у петушков, барашков, коровок, должны быть «грудки»; ноги у животных не очень длинные и не широко расставленные; коню можно шею чуть изогнуть; юбки у баб и барышень не такие широкие, как у филимоновских. А любовь у бабушек-мастериц к игрушке была необыкновенная: лепя игрушку, они все время разговаривали с ней, как с живым существом.

Глиняная игрушка регионов России

В этот раз полюбоваться разнообразием глиняных игрушек из разных областей нам удалось в Белгороде. 20 августа 2021 года в центре народного творчества открылась межрегиональная выставка «Глиняная игрушка регионов России».

Глиняная игрушка регионов России. Афиша

Филимоновская из Тульской области, старооскольская из Белгородской области, карачунская из Воронежской, романовская из Липецкой, сапожсковская из Рязанской, и ещё много разных, красивых из разных регионов нашей страны, эти игрушки хранят в себе традиции наших предков, тепло и мастерство рук авторов.

Филимоновская глиняная игрушка


Филимоновская глиняная игрушка

Старооскольская глиняная игрушка


Старооскольская глиняная игрушка

Старооскольская глиняная игрушка


Старооскольская глиняная игрушка

Карачунская глиняная игрушка


Карачунская глиняная игрушка, Л. Дедова

Романовская глиняная Игрушка


Романовская глиняная Игрушка, О. Волокитина, А. Короленко

Романовская глиняная Игрушка


Романовская глиняная Игрушка, О. Волокитина, А. Короленко

Юрьевская традиционная игрушка


Юрьевская традиционная игрушка, А. Алехин, Е. Касате

Воронежская глиняная игрушка


Воронежская глиняная игрушка, Е. Широкова

Белёвская глиняная игрушка


Белёвская глиняная игрушка, Ю. Жиляев

Добровская глиняная игрушка


Добровская глиняная игрушка, С. Пастухова

уджанская игрушка


Суджанская игрушка, Ю. Спесивцев, К. Телевинова, Н. Кипоть

Чернышенская традиционная глиняная игрушка


Чернышенская традиционная глиняная игрушка Н. Фролова, В. Черногорова

Авторская игрушка


Авторская игрушка

Приятно удивило наличие колокольчиков среди экспонатов. Радует тот факт, что мастера не забывают о колокольной форме. Да, колокольчик это не игрушка, но всё-таки некоторые элементы колокольчика были и в глиняных игрушках. Достаточно вспомнить погремухи, бубенчики, да и форма юбки барышень напоминают «тело» колокольчика. А как удачно можно нанести традиционный орнамент игрушки на «юбке» колокольчика! Вот здесь целое поле для фантазии мастера.

Коллективная работа мастеров центра народного творчества г. Старый Оскол


Коллективная работа мастеров центра народного творчества г. Старый Оскол

Для меня открытием стала борисовская глиняная игрушка. На выставке были представлены экспонаты из Борисовского историко-архитектурного музея, а также современные работы мастера Евгения Иванова.

Борисовская глиняная игрушка


Борисовская игрушка, Е. Иванов

Борисовская глиняная игрушка


Борисовская глиняная игрушка, П. Ткаченко, М. Моргун

Вторым открытием стала авторская игрушка из Брянской области, я такую увидела впервые. Белые глиняные изделия с ярко-красным и чёрным орнаментом. Оказывается, автор этих работ такой узор выбрал не случайно — таким образом он воссоздаёт элементы традиционного рогнединского рушника. Его игрушки представлены образами животных, птицы сирина, девушки в национальном костюме Брянского края.

Авторская игрушка


Авторская игрушка с брянским орнаментом, Н. Яшутин

Авторская игрушка


Авторская игрушка, Брянская обл., «хранители леса» А. Кропотин

Ещё одним открытием для меня стала сапожсковская глиняная игрушка. Очень простая с одной стороны, но и этим же интересна и необычна. В основном представлена образами человечков, солдатиков. У них отсутствует шея, голова как-бы лежит на туловище. Роспись здесь второстепенна, именно форма и пластика определяет основу игрушки. Представляю как удобно было её держать в детской ручонке, все продумано, просто и практично.

Сапожсковская глиняная игрушка


Сапожсковская глиняная игрушка М. Захарьящева

Кроме игрушек на выставке также представлены декоративные изделия, которыми не возможно не любоваться: вазы, настенные тарелки, панно.

Старый Оскол, традиционная посуда


А. Буров, Старый Оскол, традиционная посуда

Тарелка


Тарелка, С. Тихонов, старооскольская глиняная игрушка

Панно с колокольчиками


Панно с колокольчиками, мастера борисовской керамики

Колокольчики на панно от борисовской керамики навели на мысль проехать и туда с экскурсией. Поэтому, продолжение следует…

Презентация

Маленькая глиняная игрушка расскажет о народных мастерах Белгородского края, научит восхищаться и сохранять традиции своего народа!

Cтарооскольская глиняная игрушка

Cтарооскольская глиняная игрушка

Cтарооскольская глиняная игрушка

Составила: учитель начальных классов Потложа Людмила Анатольевна

Старооскольской глиняной игрушке более 265 лет

Старооскольской глиняной игрушке более 265 лет

Старооскольской глиняной игрушке более 265 лет

Появились она в конце 17 – начале 18 века. Первые мастера игрушки были гончары, они лепили различные глиняные фигурки, которые являлись оберегами. Каждая игрушка была наделена особым смыслом, люди очень уважительно относились к игрушкам, о них сочиняли стихи, песни и сказки.
А это веселый коник.
Не столяр, не маляр и не плотник,
а крестьянину хороший работник.
Два бодаста,
Четыре ходаста,
Один хлестун.

На десятилетия о прекрасной местной игрушке забыли

На десятилетия о прекрасной местной игрушке забыли

На десятилетия о прекрасной местной игрушке забыли

Глиняные игрушки очень разнообразны Земля белгородская хранит большие залежи разнообразной глины. Поэтому в наших местах существовал гончарный промысел. Глиняную посуду и игрушки на рынках продавали из города Старого Оскола, поселка Борисовка, сел Велико - Михайловки, Шопино, Терновки, Орлика, Казацкого.
Массовое изготовление игрушек в Казацкой слободе Старооскольского уезда началось в 18 веке, особенного расцвета достигло в конце 19 – начале 20 веков. Только в конце 19 века появились игрушечники-ремесленники, то есть люди, которые занимались только изготовлением игрушек, их продажей.
Старооскольские мастера-игрушечники, в народе их называли свистюлишники, использовали в своей работе различные виды глины: беложгущуюся, её добывали зимой и красножгущуюся, то есть это белую, красную, синюю, желтую и бежевую.
Однако к 1930-м годам их производство стало резко снижаться, спрос на них упал, эталоном признавалась уже фабричная игрушка. И к началу 1940-х годов старооскольская глиняная скульптурка исчезла: ее перестали лепить. На десятилетия о прекрасной местной игрушке забыли.

Семья Гончаровых Самую важную роль в дальнейшей судьбе игрушки сыграла семья

Семья Гончаровых Самую важную роль в дальнейшей судьбе игрушки сыграла семья

Самую важную роль в дальнейшей судьбе игрушки сыграла семья Гончаровых. Именно Анастасия Павловна Гончарова в своё время научила дочерей Ольгу Михайловну, Наталью Михайловну и Евдокию Михайловну Гончаровых лепке глиняной игрушки. Благодаря этим женщинам до нас дошла живая нить традиции старооскольской игрушки

Хороша игрушка расписная! В 1985 г

Хороша игрушка расписная! В 1985 г

Хороша игрушка расписная!

В 1985 г. Приехал в Старый Оскол искусствовед Н. Никитин и разыскал уже немолодых народных игрушечниц — сестер Гончаровых, Ольгу Михайловну (1911–1997) и Наталью Михайловну (1918 г. р.), — привез им глину и уговорил мастериц вылепить несколько игрушек. Сам Никитин их обжег, а Гончаровы раскрасили. Получились необыкновенно интересные и веселые игрушки. В 1987 г. старооскольская игрушка появилась на выставке «Народное гончарство России» .Так бабушки Гончаровы вернули в нашу жизнь старинную детскую забаву, возродили технологию ее изготовления, которой овладели еще в детстве и которую хранили в памяти долгие годы .
«Мы как разукрасим свистульки зелёнкой и малинкой и выйдем на базар расставим игрушки. Сейчас же ребятишки сбегаются, кругом облепят. Смотрят, дивуются, то шумят, то притихнут — глядят на игрушки молча. Ведь это же красота!» — вспоминает мастерица.

Хороша игрушка расписная! Вся поет, бесхитростна, светла. И видна в ней радость молодая, Ставшего искусством ремесла.

Ученики сестер Гончаровых Традиция изготовления старооскольской игрушки жива в творчестве

Ученики сестер Гончаровых Традиция изготовления старооскольской игрушки жива в творчестве

Ученики сестер Гончаровых

Традиция изготовления старооскольской игрушки жива в творчестве Лобынцевых – Владимира Ивановича и Татьяны Викторовны, которые в своих работах полностью придерживаются стилистики игрушки сестёр Гончаровых. Они обогатили старооскольскую игрушку новыми образами: «Барышня с птицами», «Барышня с поросятами», «Барышня с козой», «Семья медведей»

Владимир Иванович и Татьяна Викторовна

Владимир Иванович и Татьяна Викторовна

Владимир Иванович и Татьяна Викторовна Лобынцевы

Рощупкина Оксана Михайловна Но особенно выделяется

Рощупкина Оксана Михайловна Но особенно выделяется

Рощупкина Оксана Михайловна

Но особенно выделяется Народный мастер Белгородской области Рощупкина Оксана Михайловна, которая с успехом осваивает традицию, занимая призовые места на различных Всероссийских конкурсах и принимая активное участие в выставках различного уровня по линии Союза художников России. Её работы отличаются большой вариативностью и повествовательностью образов при сохранении общих стилевых особенностей.

Читайте также: