Старооскольская народная глиняная игрушка

Обновлено: 28.04.2024

Формирование патриотического сознания через знакомство с народной глиняной игрушкой.

ВложениеРазмер
konferentsiya_doklad_s.s.-_kaya_igrushka.docx 22.33 КБ
optimizatsiya_dvigatelnoy_aktivnosti_detey_cherez_rabotu_s_semey.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Старооскольская глиняная игрушка , как одно из средств формирования патриотического сознание у детей дошкольного возраста.

МБДОУ №57 « Радуга»

Одним из средств решения проблемы является реализация этнокультурного подхода как одного из эффективных путей социализации детей дошкольного возраста. Актуальность выбранного направления работы подтверждается содержанием нормативных и правовых документов, где подчёркивается значимость этнокультурного образования воспитанников.

Народная культура несёт в себе ценнейший опыт воспитания, опыт передачи этнокультурных традиций от старших поколений – младшим. Одним из таких важных педагогических инструментов была народная рукотворная игрушка. Игрушка – не просто развлечение, прежде всего игрушка – это культурный объект.

Творчество народных мастеров, не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувство патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одаренные фантазией, талантом и добротой. Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов.

Начиная с дошкольного возраста мы знакомим детей с народными промыслами родного края, традициями и обычаями своего народа. В своей работе мы используем различные методы и приемы: развлечения, беседы используя ИКТ, виртуальные экскурсии по историческим местам Старого Оскола, рассматривание народного костюма, знакомство с праздниками, обычаями, встречи с народными умельцами, совместные вечера и досуги с родителями. мы определили общие задачи

При ознакомлении дошкольников со Старооскольской игрушкой мы определили общие задачи:

- познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства- старооскольской игрушкой;

- совершенствовать знание детей об истории родного края традициях и обычаях своего народа и народных умельцах;
- развивать у детей воображение и стремление к творчеству;
чувство цвета, эстетическое восприятие;

- вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам;
- учить создавать изображение по мотивам Старооскольских игрушек;
- создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;

- воспитывать любовь и уважение, бережное отношение к изделиям народных промыслов; интерес к истории родного города, чувство любви и гордости за свой Старооскольский край.
Знакомство со Старооскольской народной глиняной игрушкой проходило в несколько этапов. Сначала дети узнают о том, что одним из древнейших промыслов нашего края был гончарный. Наша Старооскольская игрушка была менее известна лишь только потому, что она в долгое время считалась одной из разновидностей курской игрушки. Основной свой расцвет она получила в конце 19 в., но потом Старооскольскую игрушку прекратили лепить частично из-за налогов, частично из-за того, что на смену ремесленным игрушкам стали приходить фабричные. Возможно, так был бы навсегда незаслуженно забыт наш самородок, если бы не приезд в наш город искусствоведа Никитина М., который сумел разыскать и уговорить сестер О.М. и Н.М. Гончаровых слепить Старооскольские игрушки. Таким образом, впервые возрожденные образцы попали в Москву на выставку «Народное гончарство России» в 1987 г. И наше Старооскольская игрушка встала в ряд со знаменитыми филимоновскими, дымковскими игрушками.

В отличие от них, наша глиняная игрушка не тонируется, не глазируется. Мастера оскольского края, отдавая дань благородству материала, с которым работают, словно предлагают зрителю оценить выразительные пластические свойства белой глины. Шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых рук мастера, поверхность игрушки лишений раз указывает на рукотворность этого маленького глиняного чуда, способного передавать энергию солнца, земли, воды, огня, соединившихся вместе в этом волшебном материале. Недаром по Руси гончаров причисляли к волшебникам. Последователем традиции изготовления Старооскольской игрушки стала Валентина Павловна Пырьева. Она неоднократно приходила к нашим детям и проводила мастер- класс по изготовлению глиняной игрушки.

Сегодня наша Старооскольская игрушка занесена в каталогах «Народных промыслов России», благодаря устойчивым, отработанным самим временем, особенностям самобытного декоративно-художественного стиля в росписи, и в лепке. Все настолько просто, органично, доступно любому восприятию .

В каждой группе нашего дошкольного учреждения в уголках творчества есть яркие старооскольские глиняные игрушки, нарядные свистульки, которые привлекают внимание детей

Следующий этап был практический, когда дети с большим интересом лепили и раскрашивали Старооскольскую игрушку. Изучали особенности росписи цветовой гаммы и символику рисунку. Черная полоска – символ земли, зеленая- трава. Горизонтальная волна синего цвета означает ручей, река, а вертикальная- дождь. Ромбы означают вспаханное поле, ростки, засаженное поле. Круг означает солнце, круг с точкой- солнце с лучиками. Так, например, женщина означает слияние плодородия, баранчик- символ могущества, коник- символ солнца, коровки связаны с водой, облаками, а фигурка мужчины на коне с военной выправкой, без оружия стал символом Старого Оскола. С большим интересом и удовольствием ребята сами лепят игрушки из глины, а потом их расписывают. К знакомству с русской культурой относится и заучивание потешек с объяснением старославянских слов, которые сейчас не употребляются в разговорной речи.

Опрос родителей показал, что 30 % родителей не изготавливают игрушки с ребёнком или для него. Родители не видят ценности народной рукотворной игрушки. Исходя их этого, была организована работа по созданию в группе мини-музея «Рукотворная игрушка». Родители с большим интересом откликнулись на пополнение музея.

Экспозиция музея состоит из Старооскольских игрушек, найденных на раскопках нашего города, из игрушек, подаренных мастерами и игрушек, сделанных руками детей и родителей. Дети гордятся своим музеем и охотно проводят экскурсии для детей из других групп нашего сада, знакомят родителей, делятся знаниями о Старооскольской игрушке и даже делают игрушки – свистульки в подарок для своих близких.

Совместная деятельность дошкольников и их родителей способствует «конструированию позитивного Образа мира и себя в нём, развитию творческих способностей детей и взрослых, позитивных детско-родительских отношений в семье» .

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача, которая не может быть успешна решена без глубокого познания богатства своего народа. Воспитать новое поколение с твердыми нравственными устоями возможно, если с детства заложить фундамент доброты, любви, толерантности милосердия в процессе освоения ценностей традиционно-отечественной культуры. Старооскольский промысел - это просто кладезь духовности и эстетики, и мы должны воспитывать подрастающее поколение нашего края на своих местных традициях.

Старооскольская игрушка

Изготовление старооскольской глиняной игрушки – древний народный промысел Белгородской области. Город Старый Оскол был основан в 1593 году в качестве сторожевой заставы южных границ Старорусского государства. Эти территории постоянно разорялись кочевниками, поэтому местные жители уезжали на другие земли. Проживали здесь стрельцы, казаки, пушкари, ямщики, гончары. Белгородская земля богата необычной беложгущейся и красножгущейся глиной, которая пользовалась огромным спросом у местных мастеров, была основным материалом для изготовления глиняных игрушек и свистулек. При археологических раскопках на территории Старого Оскола были найдены старинные свистульки с тремя и пятью отверстиями, которые по своей форме внешне напоминали птичку. Причем согласно историческим данным, производство глиняных игрушек появилось намного раньше основания самого города – примерно в 15 веке.

Никаких письменных доказательств развития игрушечного промысла не сохранилось. Вполне вероятно, игрушки были не основным занятием ремесленников данного района. Тем не менее, старооскольская глиняная игрушка существовала и сохранилась до наших дней.
15-16 века. Гончары изготавливали горшки, кувшины, вазы, крынки и прочую бытовую утварь, а женщины и дети ради забавы лепили из глины фигурки, свистульки, погремушки и небольшие игрушки: лошадок, птичек, уточек и пр. Игрушки подобной формы характерны и для других древнерусских городов.

16-18 века. На территории Старого Оскола существовало более 78 дворов, половина из которых зарабатывала гончарным делом. Причем трудились не только мужчины, но и женщины с детьми. Мужчины изготавливали глиняную посуду, а женщины и дети игрушки-свистульки, затем все изделия собирали вместе и отправляли сушиться в печь. Теперь уже изготовление игрушек предоставляло возможность дополнительного заработка. В это время видоизменяются сами игрушки: во-первых, они стали более хрупкими, а во-вторых, длинные «лебяжьи» шеи уменьшились и стали очень короткими. Популярностью уже пользуются не фигурки лошадок, а всадники, бабы в кокошниках, барашки, коровы и птички. Большие погремушки в форме цилиндра значительно уменьшились в размерах, поэтому у игрушек получались более толстые стенки, которые не давали звонкого звука, таким образом, к концу 17 века производство погремушек для малышей сходит на нет. Игрушки расписывались охрой – природным пигментом, состоящим из окиси железа с примесью глины. Такая краска давала бледно желтый цвет. Игрушки украшались примитивно – прямыми и волнистыми линиями, веточками и уголочками. Чаще всего правый и левый бока игрушек имели разный рисунок. Тем не менее, элементарная роспись была очень символична. Звездочки и крестики означали Солнце, прямые линии – Землю, волнистые – Воду, веточки – Дерево, листочки – Цветы.

Описание игрушки

Беложгущаяся глина была разных видов. Самая качественная и, как следствие, самая дорогая глина добывалась шахтным методом с глубины 3-7 м исключительно в зимний период. Цвет у такой глины был черный с синеватым отливом, ее называли «синика». Другой вид беложгущейся глины содержал в себе очень много песка, такая глина называлась «пескуша». «Пескуша» практически ничего не стоила и, поэтому, местные гончары в целях экономии добавляли ее в «синику» для изготовления недорогих и не очень ответственных изделий. Для лепки игрушек использовали именно «пескушу». Для обжига готовых изделий мастер-ремесленник в меловой горе делал горн, который растапливал огромными сухими пнями, они долго прогорали и поддерживали необходимую высокую температуру. После обжига и остывания изделие расписывалось разноцветными красками.

Новый век

Искусствоведы делят народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Старооскольскую относят к довольно редкой посадской.
Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет яркости и тщательности отделки, которая присуща городской игрушки, нет и примитивности пластики и грубой раскраски крестьянской игрушки.

Думаю промысел возник из-за особой глины, в крестностях Старого Оскола— необычная беложгущаяся глина, а также и красножгущаяся, с давних времён привлекали гончаров, были материалом для глиняных поделок.
Старооскольские гончары-ремесленники использовали в работе как одну, так и другую глину, а в ряде случаев применяли низкокачественную глину, дающую при обжиге черный черепок.
Беложгущаяся глина в окрестностях Старого Оскола была двух видов.
Особенно высокого качества гончарная беложгущаяся глина добывалась зимой шахтным методом с глубины 3-7 метров в районе леса «Горняшка» и стоила довольно дорого. У этой глины был чёрный с синеватым отливом цвет и поэтому её иногда называли «синика».

Другую глину копали в нескольких местах на склонах холмов Казацкой слободы. У неё был сероватый цвет. Она содержала много песка и её называли «пескуша» (при отмучивании, из этой глины удалялось до (50–60)% по объёму мелкого песка). Гончары иногда копали её и «для экономии» добавляли в «синику» при изготовлении не особенно ответственных изделий. Скорее всего, из этой глины и разрешалось лепить игрушки.
Для обжига делали в меловой горе горны, которые топили огромными пнями, которые долго горели, поддерживая необходимую температуру.
Сначала делали горшки и прочую утварь. Затем перешли и на игрушки. Долгое время считалось, что промысел начал существовать с конца XVII—начала XVIII вв., однако недавно было доказано, что местные глиняные игрушки существовали значительно раньше.
Сейчас считается, что старооскольская игрушка появилась на территории будущего города Старый Оскол уже в XV веке.
Пластика самых старых игрушек — коники, уточки («утушки»), погремушки — слабо отличается от московской глиняной игрушки XIV–XVI веков.

Вполне возможно, что в Старом Осколе игрушки стали лепить переселенцы из Москвы.
В XVI в. старооскольская игрушка изменилась. Возможно на это повлияли свойства используемой глины. Изделия из местной беложгущейся глины были более хрупкими. Длинные «лебяжьи» шеи коней стали очень короткими.
Большинство найденных игрушек XV–XVIII вв. имеют следы росписи охрой, которую получали путём пережога конкреций минералов лимонита и марказита. Старый Оскол находится в «сердце» Курской магнитной аномалии, и эти минералы можно найти на дне оврагов.
Второй этап - это начало 18 столетия.
В одной из слобод Старого Оскола на Казацких буграх жили гончары-ремесленники. К 1719 году в этой слободе было 78 дворов, половина которых принадлежала служилым людям «казачьего чину», зарабатывавшим на жизнь гончарным делом.

Как это часто бывает, поначалу возникла необходимость в гончарной посуде, наладился промысел, а попутно стали делать игрушки. Женщины и дети лепили игрушки-свистульки, затем сушили их, заполняли ими горшки и всё вместе ставили в горн. После обжига игрушки расписывали.
Производство глиняной игрушки позволяло женщинам и детям в гончарных семьях зарабатывать дополнительные деньги. Игрушки лепили из той глины, которую гончар завозил для своей основной работы, а чаще — из отходов этой глины.

Потеряла популярность фигурка коника, зато появился безногий всадник, ухватившийся руками за шею коника. Самый популярный головной убор у этих всадников — фуражка и петровская треуголка.
Крупные цилиндрические погремушки стали делать в 1,5-2 раза меньше по диаметру, появились мелкие сферические погремушки. Более толстые стенки мелких погремушек не давали громкого шума, в конце XVII века их лепить перестали.
Появились новые формы игрушек: баба в кокошнике с кувшином-свистком; барашек с длинными закрученными рогами; уточка постепенно «перерождается» в птичку; в конце периода появляются фигурки коровы и быка.

Третий этап — конец XVIII–1870-е гг.
В это время мастера начали украшать игрушки налепами. Раскрашивали изделия, как и раньше, охрой. Игрушка несколько усложнилась, но осталась посадской.
Появление игрушек, изготовленных промышленным способом, и фарфоровых статуэток значительно снизило спрос на глиняную игрушку.
С середины XIX в. наступил период упадка промысла, также и в связи с общим ухудшением экономики города.
Количество гончаров в Старом Осколе уменьшилось со 172 дворов в середине XIX в. до 67 дворов в 1904 г.

Этап четвёртый — конец XIX–1990-х гг.
В этот период появились новые образы игрушки — мещанская «Барыня» в муфточке и шляпке, характерной для конца XIX–начала XX вв., новые образы зверей и птиц — «Мишка», «Уточка», «Курочка», «Олень», «Лисичка».
«Всадники» немного потеряли свой решительный, напористый и суровый вид военных, стали похожи на обычных провинциальных всадников из бытовой жизни. Роспись приобрела многоцветность и разнообразие в орнаментации.
На эту игрушку большое влияние оказали «тряпичники», которые закупали игрушки «корзинами и не глядя».
Стала более примитивная пластика. Безногого генерала заменил казак с ногами, появились фигурки собаки и медведя с кувшином-свистком и птичка на высокой ножке.
Заказчикам нужна была яркая игрушка и их начали украшать точками, линиями различными красками. Самые «популярные» краски — разведённые на молоке либо клейстере сажа из печи, аптечная зелёнка, химический карандаш.
В те времена игрушка стоила на рынке одно куриное яйцо, казак на коне — два яйца.
В конце XIX–начале XX вв. выросло число гончаров и игрушечников (в это время их называли «свистюлишники»). Заказчиками были старьёвщики на подводах, которым выносили игрушки корзинами, а они ссыпали их в большие бочки. В это время появились игрушечники-ремесленики, т.е. те, кто занимался только изготовлением игрушек, их продажей и «этим жили».
В конце 1920-х — начале 1930-х годов гончарное ремесло в городе было уничтожено властью, так как никто из гончаров не захотел объединяться в артели. Практически пропал и промысел игрушки. Жесткие налоги и не менее жесткий голод 1930-х годов сделали свое дело. В живых осталось мало мастеров, да и они лепили игрушки только по крайней нужде.
С начала войны и до конца 1940-х лепили и продавали игрушки лишь некоторые женщины из гончарных семей, чтобы прокормить детей. Лепили после работы, за неделю удавалось слепить и обжечь 150-200 игрушек. Раскрашивали одной-двумя красками.

С начала 1950-х и до 1985 года о старооскольской глиняной игрушке практически забыли. На рынке она не продавалась, её не было в экспозиции и фондах местного краеведческого музея, оставшиеся в живых мастера многие годы не брали в руки глину. Старьёвщики начали привозить игрушки из других регионов.
В возрождении старооскольского промысла глиняной игрушки большую роль сыграл московский коллекционер, большой знаток русской глиняной игрушки Михаил Александрович Никитин, который приехал в 1985 году в Старый Оскол, разыскал сестёр Ольгу Михайловну и Наталью Михайловну Гончаровых и подробно расспросил их о глиняной игрушке, где добывали глину, кто лепил, как обжигали.
Он нашёл выходы беложгущейся глины в районе старого автовокзала города, подготовил её к работе, принёс сёстрам Гончаровым ис большим трудом упросил их слепить по памяти несколько игрушек. Несколько дней шла работа.
Сёстры лепили игрушки, вспоминая, как они это делали в детстве, как их учила мать и как лепила старшая сестра. Очень радовались, когда у них получалось. Никитин взял подсохшие игрушки и увёз для обжига к своему приятелю. На следующий день с красками и белоснежными игрушками он снова появился у сестёр Гончаровых, а они с удовольствием расписали игрушки.


В 1986 году Старооскольский городской краеведческий музей приобрёл первые десять глиняных игрушек сестёр Гончаровых. В 1987 г. старооскольская игрушка сестёр Гончаровых появилась на выставке «Народное гончарство России».
Зачастили к Гончаровым коллекционеры и искусствоведы из Москвы, Воронежа, Тулы и других городов.
В 1990-91 гг. у сестёр Гончаровых обучалось лепке игрушек много мастеров. Именно в эти годы появились в Старом Осколе признанные мастера , работы которых экспонируются на различных выставках, закупаются музеями, коллекционерами.
В настоящее время нашу игрушку лепят более десятка мастеров, как правило учеников потомственных мастеров — сестёр Ольги Михайловны и Натальи Михайловны Гончаровых.

В настоящее время в Старом Осколе развивается промысел традиционной Старооскольской игрушки и керамики. В городе сложились различные мастерские. На их площадках работают коллективы мастеров, обладающих большим творческим потенциалом, мастерством работы с материалом.Мастера работают в различных направлениях творческого углубления, возврата к корням.
Приятного времени суток.

Статья содержит материал по истории старооскольской игрушки, её возраждению и особенностям. Данный материал может пригодится для подготовки занятий по белгородоведению, знакомсту с видами глиняных игрушек.

ВложениеРазмер
Старооскольская глиняная игрушка - культурное наследие Белогорья. 39 КБ

Предварительный просмотр:

Старооскольская глиняная игрушка – культурное наследие Белогорья

Искусствоведы разделяют глиняную игрушку на три вида: городская, деревенская и посадская.

Городская глиняная игрушка - это даже не игрушки, а декоративные изделия, вобравшие в себя черты городской культуры. Городская игрушка отличается сложностью форм и разнообразием образов: нарядные барыни, офицеры, няни с детьми, монахи. В основном фигуры сопровождаются обилием лепных деталей. Городская глиняная игрушка, сочетая в себе традиционные мотивы, многообразие авторских решений и изысканное городское исполнение. Ярким представителем городской глиняной игрушки является Романцовская игрушка.

Крестьянская игрушка - это фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки и гримелки разные. Среди разных видов народной игрушки крестьянские отличались наибольшей традиционностью, близостью к исконно крестьянскому искусству и быту русской деревни. Ярким представителем деревенской глиняной игрушки является Каргопольская игрушка.

Для того чтобы понять, что такое посадская игрушка , необходимо знать что такое посад.

В IX в. Русь для западных соседей стала известна как «страна городов». Возле городских стен стали возникать промышленные предградья (посады), которые населял торговый и ремесленный люд. Среди народных умельцев особое место принадлежало мастерам «потешных дел» - игрушечникам.

Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет жанровой описательности, которая присуща городской, нет и условности и упрощенности крестьянской игрушки. В этих фигурках сразу узнаешь домашних животных. Игрушки забавны, но в то же время радуют глаз изящность и точность передачи образа. Старооскольская глиняная игрушка является ярким представителем посадской игрушки.

История Старооскольской игрушки

История Старооскольской глиняной игрушки уходит в далёкие времена — к основанию города-крепости Оскол, который был заложен в 1593 году. А уже в 1615 году согласно дозорной книге разрядной росписи в городе работали 3 гончара. Развитию гончарного промысла способствовали многочисленные залежи глин. Целые семьи занимались гончарством. И почти всюду, лепили «мелочь» — свистульки и забавные фигурки.

Мастеров-игрушечников в Старом Осколе не считали гончарами. Гончары их называли немного пренебрежительно – «свистюлишники». С середины ХIХ века появились в городе игрушечники-ремесленники, т.е. люди, которые занимались только изготовлением игрушек, их продажей и «этим жили». Как правило, это были женщины из гончарных семей, мужья которых умерли или по состоянию здоровья не могли работать так, чтобы прокормить семью.

Из чего делали старооскольскую игрушку?

Старооскольские мастера-игрушечники использовали в своей работе различные виды глины: беложгущуюся, её добывали зимой и красножгущуюся, то есть белую, красную, синюю, желтую и бежевую.

Как обжигали игрушку?

Обжиг своих изделий мастер производил следующим образом: вначале нужно было изготовить горн. Для этого в земле вырывалась круглая большая яма. Дно и стены ямы выстилали обожжённым кирпичом, служащее топкой и подом с колоннами и отверстиями для прохода пламени. Свистульками заполняли горшки и всё вместе ставили в горн. Вся посуда располагалась одна возле другой вверх дном с последующим наставлением нового яруса. Когда горн был загружен, он сверху «зачерепливался», т. е. засыпался битым черепком и затапливался.

Обжиг производился в горнах сухими дровами: заготавливали огромные пни, так как они медленно тлеют, и долго держится тепло. Обжигание велось в течение 10 — 12 часов. Сначала поддавался слабый жар в течение 1 часа, затем каждый час нагрев увеличивался. По окончании обжига верхняя часть горна дополнительно «зачерепливалась». Для придания посуде чёрного или стального цвета делалась засыпка землёй, посуда медленно остывала (томилась).

Как расписывали игрушку?

Для росписи старооскольской игрушки применялись прямые и косые линии, точки, овалы, ромбы со скругленными углами, сплошное покрытие краской небольших участков. Как правило, для раскраски игрушки использовался один цвет и очень редко – два. Основные цвета: зеленый, малиновый и, значительно реже, красный, синий, желтый. Раньше для раскрашивания игрушек использовали анилиновые краски, которыми в бытовых условиях окрашивали ткани, а позднее стали применять акварельные краски, темперу, специальные керамические краски. Раскрашивали игрушки кисточкой. Многие из наносимых на игрушку знаков являются глубоко архаичными: волнистая линия – вода; прямая линия – земля; ромб, квадрат – поля; перекрещенный ромб с точками – засеянное поле; круг, крест – солярные солнечные знаки;

В конце XX века при раскопках в слободе Казацкой был найден клад глиняной игрушки. Основные игрушки клада: дамы, коники, бараны, казаки на коне, медведи, коровы, птички, собачки (очень напоминали фабричную игрушку из целлулоида начала ХХ века).

Большинство игрушек сестры Гончаровы признали как игрушки их матери Гончаровой Анастасии Павловны (1876-1933) и старшей сестры Тарарыевой (Гончаровой) Евдокии Михайловны (1908 – 1992). Несколько фигурок дам имеют лицо, оттиснённое штампом. Сестры Гончаровы помнят, что штампы их мама снимала с фабричной пластмассовой игрушки.

В апреле 2007 г. был создан клуб любителей старооскольской глиняной игрушки. Участниками клуба являются и дети, и молодёжь, и люди среднего возраста, в основном учителя рисования общеобразовательных школ города. Задача клуба возродить утрачиваемые традиции для будущих поколений, обучить новых мастеров для того, чтобы не дать в дальнейшем угаснуть этому промыслу.

Старооскольская глиняная игрушка стала одним из "Сокровищ России" по результатам голосования журнала National Geographic Traveler.

ВложениеРазмер
mini-muzey_starooskolskoy_glinyanoy_igrushki_1.pdf 338.82 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Знакомство со Старооскольской глиняной игрушкой» Подготовительная группа

Занятие по декоративно-прикладному искусству знакомит с народным промыслом Белгородской области - Старооскольской глиняной игрушкой. Раскрывает историю её возникновения, характерные особенности г.


Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой.

Старооскольская глиняная игрушка , как одно из средств формирования патриотического сознание у детей дошкольного возраста.

Формирование патриотического сознания через знакомство с народной глиняной игрушкой.


Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и.

ЯРМАРКА ПО ПРОДАЖЕ СТАРООСКОЛЬСКИХ ГЛИНЯНЫХ ИГРУШЕК

Воспитывать детей на народных традициях, развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.


Конспект НОД «Старооскольская глиняная игрушка»

Конспект занятия по ознакомлению с народной игрушкой в средней группе.

Конспект НОД по лепке для детей старшей группы «Старооскольская глиняная игрушка «Барашек»

Цель: совершенствовать умение детей лепить старооскольские глиняные игрушки (передавая их характерные особенности: удлинённое туловище, короткие ноги); закрепить последовательность лепки и приём.

Читайте также: