Старые игрушки дунаевская эллина

Обновлено: 01.05.2024

Танцы в детском саду – это всегда интересно и весело, потому все без исключения ребята хотят участвовать в танцевальных постановках, которые готовятся к праздникам – 8 марту, Дню защитника отечества и, конечно, выпускному.

Танцы на выпускной трогают до слез и родителей, которые понимают, что их дети вскоре станут школьниками и поменяют игры на книжки и тетрадки, и воспитателей, которые в очередной раз простятся со своими воспитанниками.

Как сделать особенным выпускной в детском саду?

Подготавливая выпускной важно сделать его интересным и памятным для детей, чтобы они запомнили его надолго. Помимо игр, розыгрышей, песен и стихов, важно подготовить и танцы.

Танец с игрушками считается обязательной программой каждого выпускного. Кроме танцевальных выступлений самих детсадовцев, можно пригласить детский танцевальный коллектив, который подготовит танец с акробатическими элементами.

Среди самых популярных танцев на выпускной – вальс, танго, танец с полотнами, портфелями и, конечно, танец прощайте игрушки.

Танец с игрушками – как сделать красивую постановку?

Для начала следует определить, кто будет участвовать в танце, разделив детей на группы. Репетировать танец можно как с приглашенным хореографом, так и с музыкальным руководителем, который отвечает за подготовку всех мероприятий в детском саду.

Важно определиться с рисунком танца, чтобы он получился яркий и красивый. Танцевальные тренировки следует проводить как можно чаще, чтобы дети хорошо усвоили танцевальные па. Финальная репетиция крайне важна, с ее помощью всю праздничную программу можно будет собрать воедино и решить некоторые технические моменты.

Начинать готовиться к выпускному балу следует за несколько месяцев до мероприятия.

Танец с игрушками в саду – самые лучшие идеи

Это красивый и трогательный танец, в котором могут участвовать, как только девочки, так и девочки с мальчиками. Конечно, самым важным атрибутом являются плюшевые игрушки – медвежата, собачки, кошки. Можно попросить каждого ребенка принести в детский сад любимую игрушку, такая идея понравится всем малышам.

Можно сделать «кукольную» постановку танца, в котором девочки сыграют роль кукол. Если в танце примут участие и мальчики, достаточно придумать несколько красивых танцевальных па под мелодичную музыку.

Дети в раннем возрасте очень пластичны, поэтому можно использовать прыжки, различные перестроения, ручейки, хороводы. Сложные движения лучше не использовать, чтобы не перегружать детей информацией, пусть лучше малыши воспринимают танец как разновидность игры под песню. Каждый из родителей получит редкую возможность полюбоваться, как красиво танцует его ребенок.

Подготавливая детский танец с игрушками, следует подобрать яркие и красивые костюмы.

Песенные композиции для танца

Танец с игрушками является особенным, поскольку дети прощаются с детством и встречают новый «школьный» этап своей жизни. Чтобы танец с игрушками на выпускной получится еще более трепетным, следует выбрать подходящую песню.

Можно использовать следующие варианты композиций:

  • «Маленькая страна» – Наташа Королева;
  • «Прощайте, игрушки» – Евтодьева Алла;
  • Танец с игрушками – муз. Варламова;
  • Танец с игрушками – «Шалунишки»;
  • «Прощайте, игрушки, мы взрослыми стали!» – исполнитель неизвестен;
  • «Старые игрушки» – Эллина Дунаевская.

Используя любую из указанных песенных композиций, можно подготовить оригинальный танец с игрушками. Желательно не делать танец длиной более трех минут, так как дети просто не смогут выучить и запомнить все танцевальные движения и в итоге могут запутаться.

Старые кадры

небо - Я не ревную бывших. Мама с детства учила меня отдавать старые игрушки тем, кому повезло меньше!

Shishov Volodya

Sasha Style

Авторский театр Арнольда Райника

Слова А. Райника. муз. Е. Трусовой.

New Самоцветы

New Самоцветы - А в детстве чье-то в сердце билось в роке, Кто-то слушал "Modern Talking". Тот, кто бил иг

Танцы в детском саду – это всегда интересно и весело, потому все без исключения ребята хотят участвовать в танцевальных постановках, которые готовятся к праздникам – 8 марту, Дню защитника отечества и, конечно, выпускному.

Танцы на выпускной трогают до слез и родителей, которые понимают, что их дети вскоре станут школьниками и поменяют игры на книжки и тетрадки, и воспитателей, которые в очередной раз простятся со своими воспитанниками.

Как сделать особенным выпускной в детском саду?

Подготавливая выпускной важно сделать его интересным и памятным для детей, чтобы они запомнили его надолго. Помимо игр, розыгрышей, песен и стихов, важно подготовить и танцы.

Танец с игрушками считается обязательной программой каждого выпускного. Кроме танцевальных выступлений самих детсадовцев, можно пригласить детский танцевальный коллектив, который подготовит танец с акробатическими элементами.

Среди самых популярных танцев на выпускной – вальс, танго, танец с полотнами, портфелями и, конечно, танец прощайте игрушки.

Танец с игрушками – как сделать красивую постановку?

Для начала следует определить, кто будет участвовать в танце, разделив детей на группы. Репетировать танец можно как с приглашенным хореографом, так и с музыкальным руководителем, который отвечает за подготовку всех мероприятий в детском саду.

Важно определиться с рисунком танца, чтобы он получился яркий и красивый. Танцевальные тренировки следует проводить как можно чаще, чтобы дети хорошо усвоили танцевальные па. Финальная репетиция крайне важна, с ее помощью всю праздничную программу можно будет собрать воедино и решить некоторые технические моменты.

Начинать готовиться к выпускному балу следует за несколько месяцев до мероприятия.

Танец с игрушками в саду – самые лучшие идеи

Это красивый и трогательный танец, в котором могут участвовать, как только девочки, так и девочки с мальчиками. Конечно, самым важным атрибутом являются плюшевые игрушки – медвежата, собачки, кошки. Можно попросить каждого ребенка принести в детский сад любимую игрушку, такая идея понравится всем малышам.

Можно сделать «кукольную» постановку танца, в котором девочки сыграют роль кукол. Если в танце примут участие и мальчики, достаточно придумать несколько красивых танцевальных па под мелодичную музыку.

Дети в раннем возрасте очень пластичны, поэтому можно использовать прыжки, различные перестроения, ручейки, хороводы. Сложные движения лучше не использовать, чтобы не перегружать детей информацией, пусть лучше малыши воспринимают танец как разновидность игры под песню. Каждый из родителей получит редкую возможность полюбоваться, как красиво танцует его ребенок.

Подготавливая детский танец с игрушками, следует подобрать яркие и красивые костюмы.

Песенные композиции для танца

Танец с игрушками является особенным, поскольку дети прощаются с детством и встречают новый «школьный» этап своей жизни. Чтобы танец с игрушками на выпускной получится еще более трепетным, следует выбрать подходящую песню.

Можно использовать следующие варианты композиций:

  • «Маленькая страна» – Наташа Королева;
  • «Прощайте, игрушки» – Евтодьева Алла;
  • Танец с игрушками – муз. Варламова;
  • Танец с игрушками – «Шалунишки»;
  • «Прощайте, игрушки, мы взрослыми стали!» – исполнитель неизвестен;
  • «Старые игрушки» – Эллина Дунаевская.

Используя любую из указанных песенных композиций, можно подготовить оригинальный танец с игрушками. Желательно не делать танец длиной более трех минут, так как дети просто не смогут выучить и запомнить все танцевальные движения и в итоге могут запутаться.

Среди всего многообразия отечественной поп-музыки есть и целая ниша для групп, работающих исключительно на детскую аудиторию и состоящих, как правило, тоже из детей. Специальный корреспондент «Афиши» в мире российской эстрады Булат Латыпов исследовал этот феномен и его главных представителей — а специальный эксперт прокомментировал, как к этим группам на самом деле относятся дети.

«Барбарики»


кто это Самая популярная детская группа России, созданная руководителем «Волшебников двора» (см. ниже) Виталием Осошником. Песни для коллектива пишут сам Осошник и знаменитый композитор Любаша, известная по своей работе с Аллой Пугачевой и Аркадием Укупником. По легенде участники группы — сказочные жители планеты волшебной планеты Барбарелла, которые прилетают на Землю учить детей добру и разным волшебным штукам. В общем, действуют согласно генеральной линии поросенка Фунтика: «Всех нужнее и дороже в этом мире доброта». Получается вроде неплохо — дети довольны, родители спокойны, бизнес прет. Баз, Боня, Лелик, Биби и Буба — группа состоит из пяти тинейджеров, у каждого из которых есть и нормальное имя. Мечты у них разные: кто-то хочет, чтобы побыстрее настало время, когда Барбарики станут приезжать на концерты на собственном «хаммере», а кто-то просто мечтает спеть с Димой Биланом.

что исполняют Песни «Барбариков» — вечные лидеры хит-парада «Детского радио», главные шлягеры на детских дискотеках в лучших пансионатах страны и своего рода опознавательный знак для родителей. Даже в топе прослушиваний на «Яндекс.Музыке» — и там они! Невозможно не знать или не слышать о «Барбариках» — это сейчас натурально камертон народной души, или, как выражается порой шансонье Новиков, божья свеча перед иконою России. И именно этим композициям более всего подходит поразительная максима Алиши Киз: «Чем меньше всего есть в песне, тем масштабнее она звучит».

главный номер

мнение эксперта

Алина Зенкина

«А, «Барбарики», «Барбарики»! Можно я буду танцевать? Хочу попробовать, как они, но у меня не получается. Я не могу продержаться столько, сколько эти дети, у меня начинает живот болеть, если долго скакать! О чем эта песня? О девочках и мальчиках, которые пришли на карнавал в башмаках «Барбарики» — как такие выглядят, я не знаю, но думаю, что они волшебные. Я думаю, что действие песни происходит во сне, потому что там поется: «Все друг другу друзья и летать могут» — обычно все летают во сне. Эта песня мне нравится, хотя я уже много раз ее слышала на «Детском радио», так что даже стало надоедать. У «Барбариков» я знаю еще песню «Друзья», а больше не помню».

«Волшебники двора»

None

кто это Настоящие патриархи современной детской эстрады, маленькие лорды Фаунтлерои большой российской поп-сцены, самая именитая и плодовитая кузница юных талантов. Базируется при этом эстрадная студия вовсе не в столице, а в Воронеже. Именно там в 1993 году четыре мальчика и четыре девочки объединились в группу под названием «Волшебники двора». С тех пор коллектив успел принять участие чуть ли не во всех существующих отечественных конкурсах, стать лауреатом премий больших и малых, дважды выиграть финал национального отбора на детское «Евровидение» и засветиться на Западе, выиграв детский «Оскар». Два не менее знаменитых детских ансамбля, «Барбарики» и «Герои», неразрывно связаны с «Волшебниками двора» — занимается этими коллективами один художественный руководитель, Виталий Осошник.

что исполняют Если представить себе стандартное выступление какого-либо детского музыкального коллектива на Дне любого российского города, можно уже заочно познакомиться с творчеством «Волшебников двора». При более плотном контакте выяснится, что это наивные, нарочито веселые и безмятежные песни про бибику, хорошее настроение и влюбленную девочку Валентину. «Эту фигню может петь малышня», — строго комментируют песни «Волшебников» желчные интернет-пользователи. Как мечтать хорошо вам в гамаке камышовом, господа! Молодые мамы со своими детками в это время едут по первому отечественному хайвею и подпевают песне «Бибика». Запевают в Саратове, подпевают в Орле, льются песни крылатые по российской земле.

главный номер

мнение эксперта

Алина Зенкина

«Я считаю, что эта песня хорошая, «Волшебники двора» — одна из моих любимых групп, но вот сам ролик мне не очень понравился — он слишком сумасшедший, там все как-то странно: песня про игрушечную машину, а в ролике она почему-то настоящая. У «Волшебников двора» есть еще песни «Весну звали», «Россия, мы твои дети», «Капитошка» — они поют только веселые песни. Хотя все про разное: и про явления природы, и про времена года, и про игрушки, и про детей. Не знаю, понравится ли эта песня взрослым — смотря каким! Если взрослому нравятся детские песни, то и «Бибика» тоже, конечно, понравится, а если взрослый не интересуется ими, то не уверена».

Ансамбль «Семицветик»

None

кто это Один из наиболее известных детских коллективов страны наряду с «Волшебниками двора», «Барбариками» и, пожалуй, группой «Герои». Чуть ли не в каждом крупном российском городе можно найти музыкальную студию, изокружок или какой другой факультатив-электив с названием «Цветик-семицветик», но именно московская ватага, вербующая в свои ряды маленьких Робертино с 1996 года, ловчее всех оторвала последний голубой лепесток. Вот теперь и гремит на всю страну.

что исполняют Простодушные детские карапули про паровозики и трудолюбивых хомяков. Ансамбль фактически прописался в хит-параде главной профильной радиостанции «Детское радио» с песнями «Паровоз-букашка» и «Мы хомячим», это их заслуженно коронные номера. «Как жаль, что только две щеки, но не теряют бодрость духа хомяки», — песня в данном случае действительно выступает оружием пролетариата, но не выспренным гимном физическому труду, а веселой анималистической прибауткой. Не могли остаться ребята и в стороне от больших государственных задач, без детей там сейчас никак: в репертуаре «Семицветика» хватает патриотических песен вроде «Я живу в России» и приуроченной к сочинскому соревнованию «Олимпиады». В последней можно обнаружить горькую, невольно саморазоблачительную строчку «И рвутся по традиции спортивные амбиции». Тонкая и точная работа; метил по лбу, а угодил в лоб, что называется. Что ж, мученики догмата, вы тоже — жертвы века.

главный номер

мнение эксперта

Алина Зенкина

«Это прикольная песня, ее исполняет одна из моих любимых групп, у «Семицветика» хорошие детские песни — то есть вызывающие к себе интерес, нескучные. Хотя всем разные песни нравятся — мне вот нравятся или веселые, или напевчатые. Вот эта — очень веселая!»

Зульфат Габдулин

None

кто это Еще один активный обитатель хит-парада «Детского радио», лауреат многих фестивалей и конкурсов, обладатель американского детского «Оскара» в номинации «Лучший зарубежный артист». Родом из Татарстана, петь начал в 2 года, получает именную стипендию мэра Казани за творческие достижения и, судя по имеющимся фотографиям, способен сказать слово «печеньки», не покраснев при этом. Нравственным кодексом «Детка» Порфирия Иванова артист тоже, по всей видимости, не пренебрегает — выглядит на твердую пятерку.

что исполняет Для двенадцатилетнего мальчика излишне самоуверенные песни про школу, вышвыривание интеллигенции за борт современной России, слона и девочку-тихоню. Есть в творчестве юного татарина и перепевки Африка Симона, Валерия Меладзе и Джеймса Брауна — причем довольно близкие к оригиналу, не будем зазря грешить против истины. Самый большой на данный момент хит артиста, «Школа закрыта», выдает охранительно-реакционное кредо то ли авторов песни, то ли самого исполнителя: «Знают все: стране нужны чемпионы, а ботаники стране не нужны». Такой и на «философский пароход» всех посадит, не поморщится.

главный номер

мнение эксперта

Алина Зенкина

«Я видела этого актера на концерте «Детского радио», по этому мальчику сразу видно, что у него родители из другой страны, но на его песню это никак не влияет — он все очень хорошо исполнил, пел и подтанцовывал. На концерте он даже в такой же футболке был, но танцы там были другие, и дети другие тоже. Но вообще, я могу даже быстрее, чем он, танцевать, в зависимости от настроения, но так же красиво — не знаю. Все другие песни, которые я сейчас послушала, какие-то детские, а эта, мне кажется, чем-то рэп напоминает или рок! Я их еще не изучала так близко. Строчка «Стране нужны чемпионы, а ботаники стране не нужны» значит, что мальчик считает, что стране нужны победители, а умные люди — не нужны, потому что он, видимо, не любит учиться, а любит принимать участие в соревнованиях. Занимается спортом, вообще, для человека хорошо, но если ты не будешь учиться, то последствия могут быть плохие».

Детский хор «Великан»

None

кто это Основанный в 2008 году на базе московского детско-юношеского центра «Пресня» детский хор, состоящий из ребят от 4 до 9 лет. По мнению продюсеров проекта, хор дает возможность прочувствовать маленькому человеку, насколько может измениться его жизнь, когда в ней найдется место настоящему творчеству. Благодаря аншлагам на концертах «Великана», занятия для детей пока бесплатны, и попасть в коллектив может любой талантливый и трудолюбивый ребенок от трех до шести. Большинство родителей считают хор «лучиком солнца в наши буднях», однако находятся и руководители конкурирующих детских хоров, целенаправленно заходящие в гостевую книгу «Великана», чтобы написать «Этот хор — хамье! Звездят, воображалы». И без того русская культура идет по-над самым обрывом в бездонную бездну, а тут ее еще и в спину коварно толкают.

что исполняют Новогодние песни совместно с «Иванушками International», наивные и добрые перепевки Наташи Королевой и Мишеля Тело (одна из самых известных вещей группы — детская версия хита «Носа-Носа», получившая в новом варианте название «Ай, будет круто!»). Безусловно, это не так называемая лучшая музыка из нашего с вами детства, где и дельфины добрые, и от улыбки всем становится теплей, но так ведь и времена изменились. Блестящие тускнеют офицеры, как говорится, Боже, даждь нам днесь.

главный номер

мнение эксперта

Алина Зенкина

«Эту песню я слышала много раз по радио, она мне нравится так, средне, потому что я из нее уже чуть-чуть выросла: мне девять лет, а она для детей помладше. Девочке купили робота, все всё позабыли, и весь дом, получается, сошел с ума — я считаю, такое возможно, только если дети маленькие: первый раз увидели робота и не могут от него отвязаться. «Бронислава» так часто ставят на «Детском радио», потому что дети все время хотят его слышать — звонят, передают приветы и заказывают. Так происходит, наверное, потому, что песня веселая и любого может приободрить. Я когда ее несколько раз пою, уже начинаю петь «скуби-дуби-ду», потому что «дуби-дуби-ду» у меня не получается. Ее когда услышишь, потом хочется петь постоянно, но я умею от этого отучаться: надо просто петь другую песню, которая тебе больше нравится».

«Папины дети»

None

кто это Новосибирский детский эстрадный центр, работающий с 2008 года. Как и практически все участники обзора, ежегодно участвует в отборе на детское «Евровидение». Главная цель эстрадного центра — привлечение талантливых детей и развитие их творческих способностей. Художественный руководитель «Папиных детей» Сергей Баяндин тем самым хочет выдвинуть Новосибирск на мировой уровень. Главными звездами коллектива считаются солистки Яна Бон и Кристина Кулеш. Именно они в прошлом году выступали в финале национального отбора на детское «Евровидение».

что исполняют Очень много зимних, новогодних песен. Встречаются симпатичные этюды про марсианку и попугая Аркашу, своей детской непосредственностью напоминающие опыты Олега Легкого. Ничего особенного сразу не заметить, но дети же только учатся, мы тут с пониманием, солдат ребенка не обидит. Заметным событием можно назвать совместное выступление «Папиных детей» с «Гаражом Сыроежкина» — дуэтом братьев-близнецов Торсуевых, сыгравших когда-то в кино Электроника с Сыроежкиным. Бетховен, Мурат Насыров, все тот же Африк Симон — перепевок, как и у любой другой детской группы, здесь тоже хватает.

главный номер

мнение эксперта

Алина Зенкина

«Я знаю такую группу, у нее еще есть песня про подругу-марсианку, не помню название — там про то, как девочка стала марсианкой и на Марс унес ее экспресс, и про куклу. Эту песню я раньше не слышала и даже немножко удивлена, почему она не играет на радио. Я считаю, что тут куплеты, как рэп, и припевы, как рок, — мне это нравится, я люблю такие резкие песни. Песня про то, что дети не хотят идти в школу и завидуют родителям, что те сидят на работе и едят конфеты — я тоже считаю, что с утра лень вставать и что математика — скучный предмет. Мне нравятся песни, в которых надо идти в школу, но не хочется, потому что это жизненно: ведь в школу можно не ходить, только если ты заболел или надо к зубному. «Свобода только во сне» — свободу попугаям, в общем!»

Эллина Дунаевская

None

кто это Эллина сочиняет и поет песни на публике с трех лет, в 4 года вела детский кинофестиваль «Кинотаврик» в Сочи, а на детской «Новой волне» выступала с корифеями российской поп-музыки — Богданом Титомиром и группой «Тату». Мама юной певицы говорит, что Дед Мороз всегда уходил из их дома уставшим, поскольку Эллина могла читать положенные по протоколу праздника стихи бесконечно долго. Сама Эллина утверждает, что больше всего на свете любит ходить по подиуму. Помимо прочего, за артисткой числится одна из главных ролей в мюзикле «Цветные сны Эколь» (первый в России мюзикл, все роли в котором играют дети, — своеобразный ответ американскому «High School Musical») и Гран-при в номинации «Вокал» на Всемирном чемпионате исполнительских видов искусств в Голливуде. К семье композиторов Дунаевских, по имеющимся данным, Эллина никакого отношения не имеет.

что исполняет Гимн различным сортам мороженого, непременная песня про Новый год и истинно гофмановской закваски миниатюра про старые игрушки. С последней вещью Эллина выступала в финальном отборе детского «Евровидения». Добавить к этому, по большому счету, нечего. Но ведь должен же быть на земле уголок, где не всегда есть место подвигу.

главный номер

мнение эксперта

Алина Зенкина

«Песня эта появилась на «Детском радио» не так уж давно. Она о том, что девочка растет и игрушки с ней прощаются и остаются в детстве. Этой девочке примерно столько же лет, сколько и мне, — я тоже все свои игрушки отправлю на дачу — но малышам она тоже может понравиться. О, у этого клипа мало плюсиков — надо поставить. Я считаю, что любой труд должен быть оценен хорошо, хотя меня, если честно, эта песня особо не цепляет».

«Герои»

None

кто это Еще один проект вездесущего Виталия Осошника из «Волшебников двора», предмет мечтаний миллионов школьниц страны, смазливый поп-квартет друзей-приятелей, самому старшему из которых 17 лет. Все четверо прежде состояли в воронежских «Волшебниках двора», а двое в составе «Волшебников» принимали участие в детском «Евровидении» 2005 года. Но время бежит, твой пацан подрос, он и сам матрос. Созданный в 2011 году бойз-бенд стал ориентироваться на более взрослую аудиторию, а не ту малышню, с которой приходилось иметь дело ранее. И если раньше это были песни про слоняток и котяток, то теперь у них сплошь и рядом про отсутствие синонимов у счастья, километры до мечты и новобранцев нулевых, потерявшихся в гудящих мегаполисах. Такое даже задачкой на вырост не назовешь — похоже, ребята играют по-крупному и решили всерьез взобраться на хребет российского шоу-бизнеса.

что исполняют Патриотические песни про закаты алые за четыре дня до войны и заводные баллады про поиски счастья, за которые «Герои» удостоились сравнения с популярными британскими юнцами One Direction. Есть в репертуаре парней и более актуальная песня с хорошим названием «Говори — свободные уши!» о проблемах общения с девочками в интернете: «Ты в миленьком свитере, контакте и твиттере, ты спам, что случайно попал в мою жизнь».

главный номер

мнение эксперта

Алина Зенкина

«Эта песня отличается от всех остальных тем, что там поют самые старшие ребята. Я думаю, что на «Детском радио» она могла бы подойти только для программы, которая в 11 часов вечера идет для ребят, которые взрослеют и начинают слушать другую музыку. А я такими группами не очень интересуюсь. Ребятам моего возраста не всегда интересно слушать взрослые песни, в них много непонятного. Там поют про «статусы, пароли» — «пароль» я знаю, что такое: можно запаролить свой телефон или сайт, а что такое «статус» я не знаю. Мне кажется, песня «Километры» больше подходит подросткам — взрослым тоже может понравиться, она похожа на некоторые мамины песни».

София Долганова

None

кто это Маленькая мисс Москва-2010, соведущая Анастасии Заворотнюк на телепередаче «Крутое ТВ», участница множества детских конкурсов красоты в России и за рубежом. В 2011 Долганова стала вести и «Рождественскую песенку года» — ежегодный благотворительный концерт с участием главных звезд детской эстрады. Соню больше других звездных детей шпыняют за то, что все ее успехи в шоу-бизнесе связаны с родительскими капиталами, и часто называют гламурной воображалой. Немало тому, надо сказать, поспособствовал клип на главный хит певицы «Чики-тыры», в котором можно увидеть группу «Корни» в полном составе и Александра Олешко, которые явно не по большой дружбе предложили свои услуги.

что исполняет Броское детское творчество, посвященное душевным тревогам отличниц и новым танцам, придуманным специально для друзей. Помимо чисто сольных композиций имеются у Софии и дуэты с Юлей Савичевой, Ириной Ортман и экс-солисткой проекта 5sta Family Лоей. И этот факт печалит больше подсчета родительских капиталов и их влияния на музыкальную карьеру юной жеманницы. Сколько таких же по молодости или по незнанке уже свернуло на тупиковую дорожку. Лишь бы вновь все не свелось к Сапгиру: «Катит каток по дорогам страны: спереди люди, а сзади — блины».

главный номер

мнение эксперта

Алина Зенкина

«Эту песню интересно петь, потому что она очень быстрая, развивает речь, как скороговорка: «Чикитыры-чикитыры-тыры!» — в том же «Брониславе» даже более медленно поют. Здесь маленькая девочка, но поет она наравне со взрослыми — так хорошо, что даже незаметно, что она маленькая. Я когда по радио эту песню слышала, думала, что она постарше».

Завод Дунаева и сергиево-посадские русские антикварные дунаевские куклы

Еще одна значимая фамилия в российском кукольном производстве — Дунаев. К сожалению, история не пощадила ни его имя — одни источники называют Дунаева Сергеем Григорьевичем, другие — Семеном Григорьевичем, ни его кукол: по большому счету хорошо сохранились лишь те, которым посчастливилось родиться сувенирами и вовремя уехать за границу. Если оригинальные куклы фабрик Шраера/Фингергута и Журавлева/Кочешкова еще встречаются в музеях и частных коллекциях, то несувенирная кукла дунаевской фабрики с фарфоровой головой и фирменным клеймом — огромная редкость.


С. Г. Дунаев родился в крестьянской семье в деревне Митино недалеко от Хотьково.

В 1861 г., восьми лет от роду, он поступил на завод купца А. Г. Попова в селе Вербилки в 30 верстах от Хотьково, где обучался скульптуре и технологии производства фарфоровых изделий, затем, когда завод Попова сменив несколько владельцев пришел в упадок, в начале 1870-х перешел работать к Дунашову и Кузнецову. Возвратившись домой, С. Г. Дунаев в 1893 г. открыл при Митино собственную фарфоровую мастерскую, которая через некоторое время выросла до размеров небольшого завода и давала заработок почти всей деревне, жители которой занимались лепкой заготовок.

В 1897 г. промышленное оборудование составляли: горн, 2 жернова, пресс для растирания и выжимки глины, 9 гончарных кругов для выделки посуды, чан для толчения фарфора… В 1904 году на заводе работало 12 человек, к 1908 году количество работников увеличивается до 20.

Рабочий день продолжался с 6 часов утра до 8 часов вечера с двухчасовым перерывом. В конце XIX в. завод ежегодно производил до 15000 штук разнообразных терракотовых, майоликовых и фарфоровых изделий, включая игрушки. С 1903 года по инициативе Московского торговопромышленного музея кустарных изделий стал выпускать майоликовые вещи в стиле модерн. И здесь немаловажное значение имели помощь и советы С. И. Мамонтова, имевшего мастерскую в соседнем Абрамцеве.


Дунаевская продукция пользовалась большим спросом и продавалась не только в России, но и за границей. В 1905 году её ассортимент расширяется до 2000 наименований и включает в основном высококачественные предметы роскоши. С.Г. Дунаев участвовал в русских и заграничных выставках, где получил 14 медалей, в том числе 5 золотых.

В числе игрушек Дунаевский завод делал также и кукольные головки.

До этого куклы лишь собирались в России: к поставленным из-за границы фарфоровым головкам монтировалось туловище отечественного производства, кукла наряжалась и упаковывалась. Головки привозили из Германии, в их числе и головки фабрики «Зимон и Хальбиг», отлитые по молдам для немецкой фирмы «Каммер и Реинхардт». Кроме того, в Российской империи имелся и свой поставщик — в польском городе Калиш работала знаменитая кукольная фабрика Адама Шраера и Якоба Фингергута, обладающая собственным фарфоровым производством. Головки с калишской фабрики, созданные для России, маркировались номером молда и буквами «Ф» или «Ш».

Потом производство кукольных головок было начато и на фабрике С. Г. Дунаева. После его смерти завод в Хотьково перешел к его сыну Александру. Фарфоровые кукольные головки, как собственного дизайна, так и скопированные с немецких молдов, стали маркироваться «Дунаев», «Хотьково», «Дунаев А. С. Хотьково».


Дешевые кукольные головки делали из терракоты и отправляли в Москву в мастерскую магазина «Детское воспитание» Анатолия Мамонтова (брата Саввы Мамонтова) для сборки, а с 1891 после закрытия мастерской — в Сергиев Посад, где было развернуто кустарное производство кукольных туловищ.

Русские кукольные туловища с эстетической точки зрения сильно уступают европейским — нелепой формы грубый крупный торс и выточенные на токарном станке конечности. Они изготавливались из дерева и так называемой мастики (русский вариант композита). Рецепт мастичной массы у каждой артели был собственный, поэтому качество кукол сильно различается; в отличие от западного композита русская мастика белого цвета и более непрочная. И именно поэтому первое, что теряют или повреждают куклы с русским туловищем — это сделанные из мастики руки и голени ног, то есть фигурные части.

Но был и некоторый плюс в русском туловище — в отличие от экономных немецких производителей, из дерева вытачивали не только шарнирами, руки и бедра, но и гнезда под шарниры! Это неслыханная роскошь для немецкой фабрики начала ХХ века. Но для богатой на леса России — такая технология была гораздо проще — при наличии токарного станка это занимало считанные минуты.


Маленькие 30 см. куклы с фарфоровыми головами, одетые в народные костюмы разных губерний (т.н. «этнографические») появились еще в 1880 году и изначально создавались как коллекционные, с целью показать богатство национальных костюмов народов России. Наряды разрабатывались по образцам этнографического отдела Румянцевского музея г. Москвы и старинным гравюрам совместно с художником Кустарного музея Н. Д. Бартрамом.

В 1893 г. эти куклы завоевали приз на Всемирной Чикагской выставке и с этого момента стали экспортироваться за границу как национальные сувениры. Позже в целях удешевления производства покупные фарфоровые головки были заменены на отечественные фарфоровые, а затем в начале 1900-х — на терракотовые. Из-за хрупкости материала они либо не маркировались, либо ставился номер размера в сантиметрах. В 1900-м г. ассортимент насчитывал 144 вида кукол.


Большая коллекция кукол в национальной одежде хранится в музее Прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной Академии им. А. Л. Штиглица.

Происхождение кукол неизвестно — российская сборка или полностью отечественное производство, однако, видно, что головки фарфоровые. Лапти сделаны из кусочков кожи.

Революция и гражданская война остановила работу. Но после введения в 1921 г. НЭПа кукольное производство удалось возродить под новой вывеской — кукольная мастерская в Сергиевом Посаде была переименована в артель им. Красной Армии. Стране были нужны новые, «политически верные» игрушки, и артелям требовались новые художники, способные создать новые образы, а не копировать старые западные образцы. За правильным курсом творчества внимательно следила комиссия по игрушке.


В конце 1929 г. началась массовая “ликвидация кулачества как класса”, свертывание нэпа, обещанного “всерьез и надолго”. Владельцы частных заводов, имевшие наемных рабочих, были объявлены собственниками и эксплуататорами, их производства экспроприировались, а сами владельцы были арестованы и высланы вместе с семьями. Бывший дунаевский завод объединился с кирпичным заводом, кукольные головки продолжала выпускать хотьковская артель “Майолик”, в память о которой названа улица в городе.

В 1937 году помещения артели были сожжены и производство фарфоровых кукол в России прекратилось окончательно. Бухгалтер артели Боголюбский С. К. был обвинен в шпионаже в пользу Японии и в 1938 году расстрелян. А в 1980-е на ул. Майолик сгорели и завод, и дом Дунаева.

Читайте также: