Старые картонные елочные игрушки

Обновлено: 27.04.2024

Ответ на вопрос «Какая самая дорогая ёлочная игрушка в мире?» легко найти во всемирной сети. Долгое время в верхних строках рейтингов находится прелестный ёлочный шарик ценой в 82 000 евро. Уникальная игрушка – это многочасовая работа мастеров ювелирного дома Hallmark Jewellers. Блики света гуляют по граням 188 рубинов, расположенных на золотых кольцах, опоясывающих центральный шар из белого золота, где поблёскивают полторы тысячи бриллиантов.

Идею игрушки предложил дизайнер Марк Хасси, сам удивлённый столь дорогой оценкой, из-за которой этот шар угодил в Книгу Рекордов Гиннеса. Сам Хасси хотел, чтобы это ёлочное украшение как можно точнее передала будущему владельцу дух рождественских праздников. Сейчас уникальный шар находится в Британском замке графства Гемпшир.

А вот назвать самые дорогие ёлочные игрушки СССР будет не так уж просто. Причина в том, что государство рабочих и крестьян не стремилось создать игрушки, которые потрясут ценой. Старались, чтобы украшения, сделанные сначала из ваты и фольгированного картона, а потом и хрупкого цветного или окрашенного стекла, были доступны любому гражданину. Тем не менее, существуют и советские игрушки, способные поразить ценой. Особенно тех, кто покупал их когда-то за пять или шестнадцать копеек.

Проекты советских художников, создававших ёлочные украшения, проходили утверждение строгих комиссий. В результате из тонкого стекла рождались фигурки или сценки, отражающие важные события в жизни страны или оригинально иллюстрирующие какую-нибудь сказку. Создавались целые наборы ёлочных украшений. Выше показан один из них – «Сказка о рыбаке и рыбке». Казалось бы, состав персонажей ограничен. Но художник показал героев после исполнения каждого желания старухи. Такой набор в родной коробке сейчас достать очень сложно.

Если на чердаке или антресолях обнаружился чемоданчик со старинными советскими ёлочными игрушками, как понять, есть ли в этой россыпи редкие и ценные. Здесь надо помнить, что большинство экземпляров, выпущенных с начала 1970-х гг. и до развала СССР, сохранилось в огромном количестве. Если же найденные игрушки, явно сделанные раньше, предварительную оценку им может дать гид-каталог «Елочные украшения 1936-1970 гг.» с указанием диапазона стоимости в долларах США.

Однако лучше сразу уяснить, что не существует способа узнать точную цену определённой ёлочной игрушки, особенно, если она входит в число редких. Одна и та же игрушка годами может выставляться на какой-то площадке, тогда как в другом месте за неё будут биться коллекционеры. Для ориентировки можно заглянуть на сайт «Советский фарфор», где в разделе «Елочные игрушки СССР» можно понять реальную цену конкретной позиции.

Главным фактором, влияющим на стоимость ёлочного украшения, всегда остаётся его состояние. Облезлую игрушку с обсыпавшейся краской вряд ли оторвут с руками, так как коллекционеры всегда мечтают об экземпляре с достойной степенью сохранности. Даже мелкая трещинка существенно снижает стоимость, а скол убирает до 90% от каталожной цены. Переходя на нумизматический язык, игрушка со сколом – это всё равно, что монета с дыркой. Поэтому сначала поймём, какие ёлочные игрушки СССР ценятся, а уже потом поглядим на самые дорогие из них.

Оценка редких игрушек на примере набора «Чиполлино»

Покупая советские ёлочные игрушки, надо досконально разбираться в теме. Например, самым дорогим набором ёлочных украшений обычно называют «Чиполлино». Статьи взахлёб обещают его обладателю сумму до 600 000 рублей, которую обязательно заплатят коллекционеры. И внезапно вы видите на одной из интернет-площадок объявление о продаже вот такого набора по смешной цене в десять тысяч или чуть больше.

Конечно же, первый импульс – немедленно купить, пока никто не успел перехватить, и сказочно обогатиться. Но при визите в первый же антикварный магазин вам назовут сумму, в несколько раз меньшую, чем вы заплатили. Почему же так произошло? Ведь у вас в руках набор «Чиполлино»? Да. Советский? Да. Тогда в чём же дело? Где баснословная прибыль? А дело в том, что в статьях речь шла о совсем другом наборе. А тот, который у вас, коллекционеры не разыскивают и больших денег за него не дают.

Посмотрим на оригинальный набор, о котором и рассказывают статьи. Его в 1950-е гг. в Ленинграде выпускала артель «Культигрушка». Разберёмся с героями. Кто это стоит вторым и третьим в нижнем ряду? Предположение «принц Лимон и синьор Помидор» будет верным лишь отчасти. Ведь принц Лимон – пятый в нижнем ряду (чуть позади барона Апельсина и рядом с мистером Моркоу). Тогда кого же мы видим в компании синьора Помидора? Оказывается, его же самого. Если заглянуть в каталог «Ёлочные украшения (1936-1970)», мы узнаем, что в набор входили две фигурки синьора Помидора. Поэтому утверждения в интернет-обзорах «самым дорогим оказался синьор Помидор, видимо, он самый харизматичный из персонажей» сразу вызывают вопрос: «А какой именно из этой пары?» Посмотрим, что говорит о ценах упомянутый нами каталог.

  1. Чиполлино (30-70$)
  2. Чиполлоне (100-200$)
  3. Принц Лимон (50-100$)
  4. Кавалер Помидор (70-150$)
  5. Мастер Виноградинка (50-100$)
  6. Адвокат Горошек (70-150$)
  7. Профессор Груша (150-300$)
  8. Огородник Лук Порей (200-400$)
  9. Сторожевой пёс Мастино (30-50$)
  10. Барон Апельсин (250-400$)
  11. Служанка Земляничка (10-30$)
  12. Племянник Вишенка (50-100$)
  13. Девочка Редиска (10-30$)
  14. Доктор сеньор Мухомор (70-150$)
  15. Доктор Каштан (400-500$)
  16. Генерал Мышь Длиннохвост (400-500$)
  17. Синьор Крот (100-150$)
  18. Сыщик мистер Моркоу (500-700$)
  19. Собака-ищейка Держи-Хватай (500-1000$)
  20. Симпатичный медведь (200-300$)
  21. Болтливый тюлень (100-200$)
  22. Синьор Помидор под арестом (200-300$)
  23. Тряпичник Фасоль (70-120$)

Судя по каталогу, ценовыми чемпионами тут стали вовсе не синьоры Помидоры, а мистер Моркоу и его собака (известна продажа собачки Держи-Хватай за 120 000 рублей). Почему же такой разброс в ценах? Потому что существовал как стандартный вариант набора (16 игрушек), так и расширенный (23 игрушки). Более того, на волне успеха отдельные фигурки начали выпускать и другие предприятия. Понятное дело, что охотнее раскупались главные герои. Те, кто не читал книгу Джанни Родари, а познакомился с Чипполино лишь после просмотра фильма или мультфильма, вообще не подозревали, что в сюжете есть такие персонажи, как Симпатичный медведь и Болтливый тюлень, оказавшиеся вне экранизаций.

Обозначенная в каталоге цена – это ещё далеко не последний вердикт. Значение имеет крепление. Например, на Украине тех же героев делали не на прищепках, а на подвесках (единственная игрушка набора, которая вообще не выпускалась на прищепке, - это барон Апельсин). Большое внимание обращают и на раскраску. Заглянем в раздел «Елочные игрушки СССР» сайта «Советский фарфор» и увидим главного героя с различными креплениями и раскраской. На момент написания статьи любой из Чиполлино продавался от 1600 до 2400 рублей, что лишь немногим превышало нижнюю границу каталожного значения. А принца Лимона на подвеске (на сайте он обозначен как «Лимон-полицейский») можно было приобрести, заплатив от 1300 до 1900 рублей.

Поэтому не всякий комплект «Чиполлино» (равно, как и отдельные фигурки из него) будет стоит больших денег. Однако за оригинальный набор артели «Культигрушка» в полной комплектации с героями нужной раскраски без подмены от сторонних серий и малейших дефектов цена в полмиллиона рублей вполне приемлема. Ведь число доступных наборов в идеальной сохранности крайне невелико.

Мифы о ценах на примере игрушки «Пограничник Карацупа»

Многие рейтинги, повествующие о самых дорогих советских ёлочных игрушках, верхнюю строчку отводят, казалось бы, абсолютно непримечательной плоской фигурке серебристого цвета. Это картонажное украшение сделано из двух половинок с рельефным тиснением, меж которыми вставлена нитка для подвешивания на еловую ветвь. Перед нами легендарный пограничник Никита Фёдорович Карацупа и его не менее знаменитая собака по кличке Ингус (на самом деле пса звали Индус, но после установления тёплых отношений с Индией решили одну букву в имени поменять). Как пишет пресса, фигурку продали за 108 000 рублей, а эксперты оценивают её аж в полторы сотни тысяч. Её ценность объясняли малым количеством (выпускалась всего год) и недоступностью. Якобы на продажу выставили чуть ли не единственный сохранившийся экземпляр.

Информация о блистательной продаже подстегнула скупщиков антиквариата, и те довольно быстро обнаружили ещё несколько подобных фигурок. Раритеты были выставлены по оценочной стоимости, но ценители ёлочных украшений так и не появились. Причина в том, что «так сошлись звёзды». Игрушка «Карацупа и Ингус» появилась в нужное время в нужной точке, когда повстречался единственный человек, который готов был платить за фигурку любые деньги. Свой момент славы этой покупкой он получил. Когда выяснилось, что игрушка сохранилась далеко не в единственном экземпляре, другие коллекционеры попридержали финансы, зная, что цены пойдут вниз. Приведём пример продажи «Карацупы и Ингуса» на Антик-форуме в январе 2021 года. Воодушевлённый публикациями в интернете владелец назначил старт в 15 000 рублей, но так и не дождался ни одной ставки. Лишь когда стартовая цена снизилась до 4000 тысяч, торги начались. В итоге картонажная игрушка ушла за сумму 11 600 рублей. На момент завершения обзора площадки выставляли эту фигурку и за 35 000 и даже за 14 000 рублей. Но реальная стоимость – это не та цена, за которую выставляют, а та, за которую покупают. Поэтому называть самой дорогой ёлочной игрушкой СССР именно «Карацупу и Ингуса» очень опрометчиво.

Редкие новогодние игрушки СССР

В первую очередь коллекционеры разыскивают игрушки, которые не удостоились больших тиражей. Здесь наиболее желанными являются пробные экземпляры из единичных выпусков или тематических наборов, отвергнутых комиссией и не допущенных до массового производства. На фотографии выше показаны работы художницы Воиновой – создательницы знаменитого набора «Чиполлино». Владельцы редких экземпляров утверждают, что ни Карабас-Барабас, ни Дуремар, ни лиса Алиса не удостоились подписи ответственных лиц, которые могли бы запустить их в серию. Остаётся гадать, как выглядел Кот Базилио, который, как и Лиса Алиса, должен входить в набор «Золотой ключик». Стоимость каждой такой игрушки оценивается примерно в 100 000 рублей.

Однако ценители могут заплатить и куда больше. Например, «Лягушку с часами» из того же не вышедшего набора приобрели на аукционе 584 822 рубля (пока это и есть самая дорогая ёлочная игрушка СССР). Столь же редка и выглядывающая из бутона Дюймовочка (на снимке выше фронтально показана слева), дубликатов которой коллекционеры пока не нашли. Но хозяйка игрушки на продажу её не выставляет, так как очень ей дорожит. «Если такая игрушка разобьется, даже имея деньги, мы просто не сможем купить аналогичную», - объясняет владелица раритета. - «Ведь это очень редкий экземпляр. Такой нет ни у одного из моих коллег-коллекционеров. Видимо, это был образец».

Ценятся игрушки, выпущенные к значимому историческому событию. В 1939 году таким стало открытие ВСХВ – Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Выше показан набор «Скотный двор», изготовленный по сведениям каталогов артелью «Промполиграф» (г. Ленинград). Однако, изучая прессу тех лет, можно понять, что подобные наборы могли выпускать и другие производители. Например, в июльском номере журнала «Игрушка» за 1938 год говорится: «Артель им. Шаумяна (Москва) к этому времени уже выпустила 7 тыс. комплектов "птичьего двора", и председатель ее тов. Димант заверил, что к открытию выставки будет изготовлено 25 тыс. таких комплектов (в денежном выражении примерно на 100 тыс. руб. по отпускным ценам). Кроме того, артель освоила выработку игрушек из штампованной ваты (горячая штамповка). К середине июня уже было готово 5 тыс. этих игрушек - гуси, кролики и т.д. И, наконец, артель, по утверждению тов. Диманта, даст к выставке около 50 тыс. картонажных елочных украшений по пятнадцати новым образцам. Всекопромсовет предложил Институту игрушки оказывать этой артели помощь в улучшении окраски игрушек». Каталожная цена для ленинградского набора указана в диапазоне от 100 до 200 долларов за каждую игрушку. Возможно, что редкие московские позиции окажутся и подороже.

Высокую стоимость имеют сюжетные игрушки со сложной окраской. Для примера приведём несколько однотипных игрушек. В интернет-источниках подробно рассказано о «Коньке-Горбунке» и «Гусях-Лебедях». С их высокой оценкой (от 400 до 600 долларов) соглашается и каталог «Ёлочные украшения (1936-1970)». Однако на страницах каталога фигурируют и такие игрушки, как «Иванушка с Жар-птицей» (500-700$), «Птица Сирин» (500-1000$) и «Витязь на распутье» (500-1000$). Это одни из самых дорогих каталожных позиций.

Возвращаемся к наборам. Выше показаны герои сказки «Три поросёнка». По каталогу каждая такая фигурка стоит от 100 до 250 долларов. Но полный комплект может быть продан дороже, так как собрать фигурки по отдельности, чтобы каждая из них была в достойной сохранности, довольно сложно. Часто позиции одного набора имеют разную встречаемость. К 150-летию со дня рождения Пушкина страна готовилась разнопланово. Тогда появился один из первых тематических наборов ёлочный украшений – «Сказка о золотом петушке». «Звездочёта» из этого набора раздобыть несложно, зато царя Додона придётся поискать. Появились наборы к сказам Бажова («Серебряное копытце», «Каменный цветок») и к русским народным сказкам. В процессе поиска недостающей позиции ценитель порой готов заплатить в несколько раз выше каталожной цены. Этим можно объяснить уход ёлочной игрушки «Лиса» из набора по сказке «Колобок» почти за 333 000 рублей. Одним из дорогих является и набор «Доктор Айболит», в который входит пять игрушек.

Изображение игрушки «Северный полюс» в каталогах (слева и в центре) и экземпляр, отличающийся от стандарта (справа)

Есть и такие коллекционеры, которые не стремятся к полным комплектам какой-нибудь серии, но истово разыскивают редкие разновидности. Многих удивила продажа на интернет-аукционе ёлочной игрушки «Северный полюс» (в каталоге именуется «О.Ю. Шмидт с белым медведем устанавливают флаг на Северном полюсе»). После 102 ставок аукцион финишировал на сумме 189 000 рублей. Секрет кроется в том, что герои поставлены в ином ракурсе, чем стандартный образец, зафиксированный каталогом. Желание раздобыть уникальную разновидность, не описанную каталогом, заставило коллекционера достичь столь высокой ценовой планки.

Каталоги ёлочных игрушек нельзя назвать законченными. К примеру, в январе 2020 года на аукцион выставили ранее невиданную игрушку «Красавица в шубке». В каталогах на момент продаж она не значилась. Тем не менее после упорной борьбы (74 ставки) итоговая сумма торгов составила 435 750 рублей. Быть может, самые редкие и дорогие ёлочные игрушки Советского Союза пока не найдены. Но возможен и другой вариант. К очередному Новому году и большие заводы, и маленькие мастерские создадут массу новых ёлочных украшений, многие из которых станут смотреться достойно и оригинально. Вдруг именно сейчас появилась та самая игрушка, которая когда-нибудь станет самой дорогой из всех, что выпущены в нашей стране.

Все коллекционеры ёлочных игрушек так или иначе знакомы друг с другом. Мы все состоим в одних группах, подписаны друг на друга в инстаграме. Какое-то время назад в группах появился Ильнур, живущий в Татарстане. Так как он разбирается в печатной продукции, знает о ней всё, то ему в голову пришла мысль воссоздать ёлочные игрушки 30-х годов. Ни для кого не секрет, что игрушки тех лет очень ценятся, их осталось очень мало, и найти игрушку в хорошем состоянии считается огромной удачей.

Советский картонаж является продолжателем дрезденского картонажа, по красоте и качеству исполнения которого никто пока к нему не приблизился. Обычно это были игрушки, склеенные из двух половиной, каждая из которых имела выпуклую форму. И первый картонаж СССР очень походил на немецкий, которым жители России очень любили украшать свои ёлки. Тем более стоил он не дорого, его можно было заказать по почте.

Помимо различных фигурок на ёлку вешали игрушки-сюрпризницы. Сюрпризница представляла из себя картонную игрушку с приделанным мешочком, куда для детей клали маленький сюрпризик, которым часто была конфета. Или же это была игрушка с потайной коробочкой, в которую опять-таки клали маленький подарок.

Сюрпризницы 30-50-х годов очень желанны для собирателей ёлочных игрушек, ведь их с каждым годом остаётся всё меньше и меньше. У меня пока нет ни одной такой игрушки, потому что ценник для меня не гуманный. Поэтому такая красивая реплика выход для многих собирателей.

Напомню, что празднование Нового года вернулось в СССР официально в декабре 1935-го года. И тут выяснилось, что игрушек молодой стране катастрофически не хватает.

"Конфета-хлопушка", оригиналный макет из календаря 1946 года.
Конусы-сосульки, по макету из альбома "Наша Ёлка" (1938г)

Срочно был налажен выпуск ватных игрушек (на этом поприще трудились многочисленные артели по всей стране). Но этого было мало, поэтому стали издаваться специальные журналы, где были инструкции по проведению праздника и образцы бумажных игрушек. В некоторых изданиях их можно было вырезать и украшать ими ёлки.

И вот тут очень вовремя появился Ильнур))) Он решил делать реплики тех игрушек. Что самое интересное, часто он делает игрушки по фотографиям, т.е. у него часто нет нет оригинала. Но коллекционеры, которым посчастливилось стать обладателями этих раритетов, говорят, что творения Ильнура точные копии тех самых старых игрушек.

Ёлочная игрушка "Высотный дом". По выкройке из набора для изготовления самодельных ёлочных игрушек. (Автор А. Иванова 1957г.)

Сегодня мы знакомимся с работами Ильнура. Надо сказать, что он делает не только точные копии старых игрушек. Например, он сделал ёлочные флажки на основе старых открыток.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Вокруг ёлки. Часть девятая. Картонажи

дрезденские картонажи на ёлке


Фото отсюда

Когда собиралась писать про картонажи, то думала что достаточно будет дать пару картинок и ссылок. Но всё оказалось не так просто. Про картонажи нет статьи ни в русской, ни в английской википедии. Это меня озадачило. Потому что игрушки в этой технике производились долго и сделано их было огромное количество.
Но и сама я толком рассказать о них не могу. Поэтому вот например пост bob_many в сообществе fur-tree-toys

Вообще картонажами называют самые разные изделия из картона, некоторые словари уточняют, что картонажи это изделия небольшого размера, но все равно разного назначения.
За ёлочными игрушками из прессованного картона исторически закрепилось название дрезденский картонаж. Потому что началось их производство в Дрездене. Самые затейливые игрушки из картона сделаны там. Потом подобные игрушки производили и в России. В Советское время игрушек из картона сложной формы уже не делали. Производили почти плоские, но всё равно симпатичные фигурки. Они были очень доступны. У нас в семье были советские картонажи годов пятидесятых, сейчас хранятся в родительском доме.

рыба картонаж

А это результаты моих экспериментов по имитации картонажей.

ZY1G3902_rs_rs

Это копии старых игрушек. Где-то я использовала тиснение, где-то наклеивала мелкие детали. Потом всё покрыла несколькими слоями акриловой краски.

Елочные украшения времен СССР создают ощущение новогоднего волшебства почти как в детстве. Хрупкие, с немного облупившейся краской, они кажутся более «настоящими», чем современный праздничный декор. Набор винтажных шишек, сосулек и шаров, ватный Дед Мороз, пятиконечная звезда-макушка, подарочная коробка в виде Спасской башни, наполненная конфетами и мандаринками, станут желанным подарком для ценителей советской культуры и традиций.

Набор из 7 винтажных елочных игрушек СССР, 1950-1970 гг.

Набор из 7 винтажных елочных игрушек СССР, 1950-1970 гг.

Елочная игрушка (сюрпризница) в виде книги «Там на неведомых дорожках», картон, артель Картонаж, Ленинград, 1950-1960 гг.

Елочная игрушка (сюрпризница) в виде книги «Там на неведомых дорожках», картон, артель Картонаж, Ленинград, 1950-1960 гг.

Запрет и возвращение новогодней елки в советской России

Производство новогодних игрушек было запущено в СССР в декабре 1935 года. До этого времени праздновать Новый год и Рождество, наряжая елку, в советской России считалось пережитком буржуазного прошлого. Ввоз елочных украшений из Германии прекратили. Выходные и гулянья отменили, люди должны были ложиться спать в обычное время, а утром идти на работу, несмотря на праздник.

В газете «Правда» вышла заметка П. Постышева, второго секретаря ЦК коммунистической партии большевиков Украины, который призывал устраивать коллективные елки для советских ребятишек. Он писал, что несправедливо лишать праздника детей рабочих, которые были обделены радостью в дореволюционное время и лишь с завистью заглядывали в окна к богатеям, отмечавшим Рождество. 31 декабря 1935 года в харьковском Дворце пионеров и октябрят прошла первая советская елка.

В январе 1937 года в Колонном зале Дома Союзов устроили елку для детей с участием Деда Мороза и Снегурочки. На следующий год кремлевский новогодний почин подхватила вся страна. Наркомпрос и Комитет по игрушке выпустили брошюру «Елка», где прописывался музыкальный репертуар детских утренников, театрализованных представлений, дизайн и расположение новогоднего декора, поведение детей и педагогов.

Внешний вид елочных игрушек подвергался строгой цензуре. До революции украшения отражали библейские рождественские сюжеты. В СССР восковых ангелочков заменили на идеологические правильные изображения, которые с течением времени менялись. В них отражена история нашей страны.

Украшения ёлки довоенного периода

Вифлеемскую звезду, которая венчала праздничное дерево в царские времена, сменила красная пятиконечная (кремлевская) звезда – символ Красной армии и Революции.

Шары выдували через стеклянную трубочку, которую нагревали на газовой горелке. Охлажденный шар окунали в цветной лак или нитрит серебра, расписывали, приделывали петельку. Также изготавливали различные стеклянные фигурки физкультурников, парашютистов, пионеров, аэропланов, поездов, пограничников с собаками, броневиков. Делали украшения из стекляруса, соединенного проволокой.

Успехи советского воздухоплавания отражены выпуском елочных игрушек в виде дирижабля.

В 1937 году выпустили серию шаров с портретами членов Политбюро, шар с портретами Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Но их быстро сняли с производства: «повешенные» на елку вожди в годы репрессий выглядели неоднозначно.

Ватные игрушки делали из прессованного хлопка, форму человечкам и животным придавали с помощью проволочного каркаса. Заготовку раскрашивали, покрывали клейстером из крахмала. Шили одежду из ткани, изготавливали лица и мордочки из глины и папье-маше.

Картонные фигурки (картонажи) делали по германской технологии. Два куска картона с немного выпуклым зеркальным рисунком склеивали между собой, игрушка получалась двухсторонней. Ее покрывали фольгой, раскрашивали.

Среди картонажей были особо популярны фигурки легендарного пограничника Никиты Карацупы. Пограничник вместе со своей собакой Индусом (Ингусом) задержал 338 нарушителей, воспитал тысячи следопытов, оставил наработки по служебному собаководству, которые востребованы до сих пор.

Елочные игрушки времен Великой Отечественной войны

Во время войны люди продолжали праздновать Новый год, наряжали елки в госпиталях, в тылу, на передовой. Эта традиция напоминала о мирной жизни, поддерживала надежду на скорую победу.

Елочные игрушки выпускали в ограниченном количестве, делали их из подручных материалов, отходов производства. Из жести штамповали фигурки животных, а затем их раскрашивали. Крутили проволочные украшения. На ламповом заводе делали шары, представляющие собой лампочки без цоколя, покрытые краской. Были популярны игрушечные парашютисты, собаки-санитары, украшения в виде шишаков — наверший солдатских шлемов и касок. На фронте для изготовления игрушек использовали бинты, вату, стреляные гильзы, картон, погоны.

Новогодний декор послевоенного времени

После войны на новогодние елки в СССР вернулись «мирные» игрушки. Их промышленное производство полностью восстанавливается в 1946 году. Фабрики Москвы и Ленинграда не могли удовлетворить спрос на елочные украшения, хоть и работали на полную мощь. Поэтому в Киеве, Кирове, Минске открыли специализированные цеха и фабрики. В 1949 году, к 150-летнему юбилею А. С. Пушкина, выпустили фигурки по мотивам сказок великого поэта.

В конце 40-х - начале 50-х гг. в магазинах появились наборы миниатюрных игрушек, которыми можно было украсить елку, умещавшуюся на столе. Многие люди жили в стесненных условиях, в коммуналках и бараках. Поставить полутора или двухметровое раскидистое дерево было просто негде.

50-60 годы – время елочного декора на прищепках: сказочные звери, дети, спорт, советская символика. В честь успешных полетов в космос изготавливали игрушечные спутники и ракеты, космонавтов. Стеклянные часы, которые показывают без пяти минут полночь, появились на советских елках после выхода на экраны «Карнавальной ночи».

Продовольственный кризис начала 50-х годов, вызванный неурожаями, неудачами в управлении сельским хозяйством, привел к появлению игрушек в виде овощей и фруктов. Они должны были символизировать изобилие в стране, когда по факту потребительская корзина советских граждан была весьма скудной.

С приходом к власти Хрущева аграрный кризис пытались преодолеть освоением целинных земель, а также насаждением кукурузы как основной кормовой и зерновой культуры. В 60-е годы на елках появились стилизованные початки «царицы полей». В период «оттепели» в тематике игрушек стало меньше коммунистической пропаганды, зато появились предметы быта: самовары, лампы, чайники.

Елочная игрушка «Самовар», стекло, роспись, артель «Культигрушка», Ленинград, 1955-1975 гг.

Елочная игрушка «Самовар», стекло, роспись, артель «Культигрушка», Ленинград, 1955-1975 гг.

После 1966 года изготовление новогодних игрушек было поставлено на поток. Украшения 70-80 гг. штампуются на фабриках большими партиями, утрачивают индивидуальность кустарного и артельного производства. Появляются новые материалы для их изготовления: поролон, пластик, алюминий.

Дед Мороз и Снегурочка

В славянской мифологии Трескун, Морозко, Студенец, Зимник – суровый бог зимы и северного ветра. Его представляли в виде старца с длинной белой бородой. Вместо мешка с подарками в руках он держал булаву.

В 19 веке под влиянием творчества поэтов и писателей образ языческого бога трансформировался в Мороза Ивановича. Дети сами приносили ему подарки, чтобы задобрить, а сказочный старик давал им задания и вознаграждал по заслугам.

Советский Дед Мороз – добрый старик, который дарит гостинцы детям - впервые появился на новогодней елке в Доме Союзов в 1937 году. Образ его внучки возник на основе героини пьесы Н. Островского «Снегурочка».

Подставочные (подъелочные) фигуры Деда Мороза и Снегурочки, изготовленных из ваты, появились в 30-х годах 20 века. Внешний вид волшебного старика напоминал пожилого крестьянина в валенках, синей или красной шубе, шапке-ушанке. К 40-м годам стали встречаться белые Деды Морозы из-за экономии на краске. Расписывали только лица, сделанные из глины или папье-маше. Фигуры получались уникальными, так как выполнялись вручную. Снегурочек изображали в голубом или белом наряде.

На рубеже 40-50 годов технология меняется – подставочные игрушки стали делать из папье-маше и прессованных опилок. Дед Мороз мог быть с посохом и мешком подарков или без них, в застегнутой или распахнутой, короткой или длинной шубе.

В 60-х годах ручное производство подъелочных фигур значительно сокращается. На фабриках стали выпускать пластмассовые фигуры, отлитые в специальных формах. Они были намного доступнее игрушек из ваты и папье-маше, но лишились индивидуальности.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Калининское производственное объединение художественной промышленности, 1960-1970 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Калининское производственное объединение художественной промышленности, 1960-1970 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Куйбышевская фабрика игрушек, 1970-1990 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Куйбышевская фабрика игрушек, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Советские елочные игрушки, часть 1


Новогодние праздники продолжаются)))
Как известно, на каникулах вход в некторые московские музеи бесплатный. Так вот в нескольких из них сейчас выстваки советских новогодних игрушек и открыток. Хочу впечатлениями поделиться:)
Начнем издалека.
Борьба с религиозными праздниками, развернутая в 1920-х годах, привела к окончательной отмене празднования Рождества и одного из его главных символов – украшенной елки. Однако в некоторых семьях традиции зимнего праздника бережно сохранялись. К середине 1930-х годов, когда накал классовых боев стал стихать, а мирная жизнь постепенно налаживалась, зимний детский праздник вернулся, наполнившись новым содержанием. Это был революционный советский Новый год. Для восстановления елочного ритуала требовалось наладить производство новых елочных украшений. В результате проведенной педагогами и производственниками ревизии дореволюционных каталогов были отвергнуты игрушки с ярко выраженной рождественской тематикой. Общественное мнение отразил журнал «Советская игрушка» (1936, №1): «Херувимы», украшавшие елку в старину, конечно, отпадают, но «дед мороз», знакомый любимый детьми сказочный персонаж, имеет полное право гражданства на елке».
Игрушки из стекла и ваты, мишуры и канители, с мерцающим блеском считались наиболее подходящими для украшения елки. Однако сырьевые проблемы, недостаточное количество металлических форм для выдувания фигурной стеклянной игрушки ограничивали ее ассортимент. Этот недостаток был вполне компенсирован производством ватной игрушки, использовавшим доступное дешевое сырье и ручной труд.


Податливый, удобный в работе материал позволял изготавливать большое количество фигурных, сюжетных игрушек отражавших новую советскую тематику - здоровых, румяных лыжников и конькобежцев, пограничников, полярников, пионеров, фигурки зверей и персонажей любимых детских сказок. Еще одним популярным видом ватной игрушки являлись изображения овощей, фруктов, грибов и ягод.



А эти ребята, вероятно, должны были символизировать дружбу народов))







Снеговички кажутся более современными. Может новая работа, а может подновили:)




Огурчики порадовли натуральной раскраской))



Также примерно до середины ХХ века были популярны игрушки из папье-маше.
Я немного запуталась какие игрушки ватные, а какие сделаны из папье-маше, они внешне довольно похожи. Так что кто сумеет различить самостоятельно - тот молодец))




Мне кажется курочка все таки из папье-маше.





Большие фигуры до 1 метра, обычно изображавшие Деда Мороза и Снегурочку. Они назывались подставочными, потому что закреплялись на деревянной подставке и ставились под елку. Именно эти большие фигуры оказались настоящими долгожителями среди ватных игрушек. Спустя несколько десятилетий после прекращения их выпуска Деда Мороза в шубе из ваты, но уже с лицом из полиэтилена, все еще можно было приобрести на новогодних базарах.




На елочку Деда Мороза со Снегуркой тоже сажали))
Были еще картонажные игрушки, они представляют собой два выпуклых кусочка картона склееные между собой. Их покрывали фольгой серебристой или цветной, а затем раскрашивали с помощью распылителя порошковыми красками. Такие игрушки изображали героев русских сказок, а также зверей, птиц, бабочек, корабли, звезды и т. д. Картонажные игрушки выпускались в СССР до 1980-х годов.

Лев прямо объемный:)



Птицы в гнезде.






Сестрица Аленушка.





В 20-30е годы на елочных игрушках появились символы государства - шары со звездами, серпом и молотом, буденовцы.



Монтажные игрушки 20-50-х годов изготовлены методом сборки стеклянных трубочек и бусинок с помощью проволоки. Смонтированы игрушки в виде самолетов, парашютов, подвесок, звезд. Технология изготовления монтажных елочных игрушек пришла к нам из Богемии, где появилась в конце ХХ века.






В конце 30-х годов выпущена серия елочных украшений на восточную тему. Тут и Аладдин, и старик Хоттабыч, и восточные красавицы. Эти игрушки отличает восточная филигранность форм и ручная роспись.

Читайте также: