Стереотипные действия с игрушками

Обновлено: 08.05.2024

Что такое «стереотипия»? Этот термин часто употребляется, когда мы говорим об аутизме или расстройствах аутистического спектра.

Стереотипия — это любое бесцельное повторяющееся движение, звуки или слова.

Стереотипии есть у каждого из нас. Например, накручивание волос на палец во время разговора, привычка постукивать пальцами по столу или грызть ногти от скуки или переживаний. Кто-то хрустит костяшками или кусает губы, пальцы.

При аутизме они присутствуют в подавляющем большинстве случаев. Пятая редакция Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям включает стереотипии как один из диагностических критериев для расстройства аутистического спектра: «Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, использование предметов или речь». Также в руководстве говорится, что диагностическими критериями считаются: «Симптомы, которые вызывают клинически значимые трудности в социальной сфере, трудовой занятости и других важных областях функционирования в данный момент».

В этом и есть разница между аутистическими стереотипиями и обычными стереотипиями. Это симптом аутизма только в тех случаях, когда стереотипии мешают выполнению повседневных задач и обучению.

Часто стереотипии у детей с РАС привлекают чрезмерное внимание окружающих, либо причиняют ребенку дискомфорт и родителям хочется их прекратить. Нужно ли это делать?

Во-первых, у всех людей есть самостимулирующее поведение, так что полностью прекратить его в принципе невозможно. Во-вторых, даже если избавится от одной стереотипии, ей на смену придет другая — и есть риск, что следующая стереотипия будет гораздо более проблемной.

И самое важное — попытки прекратить стереотипии могут вызвать стресс у ребенка и нежелание общаться.

Важно разобраться, почему ребенок прибегает к такому поведению, найти причины появления стереотипий.

Существует несколько возможных причин и гипотез, объясняющих стереотипии:

  • Чрезмерная стимуляция: стереотипии помогают блокировать лишнюю сенсорную информацию из окружающего мира и избежать перегрузки.
  • Недостаточная стимуляция: стереотипии могут предоставлять дополнительную сенсорную стимуляцию, когда это необходимо.
  • Уменьшение боли: повторяющиеся удары головой или по телу могут уменьшить общее чувство боли. Существует гипотеза, что стереотипии освобождают бета-эндорфины, которые действуют как анестезия или вызывают удовольствие.
  • Управление эмоциями: как отрицательные, так и положительные эмоции могут вызвать «всплеск» стереотипий. Мы все видели такие реакции на радость или восторг как прыжки или тряска кистями рук. Недовольство или злость могут усилить стереотипии до такой степени, что они могут стать опасными.
  • Саморегуляция: некоторые стереотипии являются способом утешить себя или успокоиться. Так многие младенцы сосут пальцы, чтобы расслабиться.

Пример положительной функции стереотипии: ребенок начал закрывать уши, когда вокруг было слишком шумно, и это его успокаивало. В дальнейшем он начал закрывать уши каждый раз, когда ему нужно было успокоиться, в том числе, когда он засыпал.

В каком случае нужно уменьшать стереотипии?

Стереотипия может мешать обучению, общению и негативно влиять на социальные ситуации. Некоторые типы стереотипий причиняют физический вред и могут вызвать воспаления или потребовать хирургических операций.

Стереотипии могут быть результатом какой-то медицинской проблемы, например, мигреней у человека с инвалидностью, который не может рассказать о своей боли.

Как уменьшить стереотипии?

  • Можно разнообразить среду ребенка, его обстановку, «насытить» ее, чтобы у него появилось больше возможностей занять себя чем-то.
  • Отвлекать ребенка, если заметили появление стереотипий, переключать его внимание на что-либо другое.
  • Чаще обнимать, говорить приятные слова.
  • Физические упражнения, спорт, подвижные игры, прыжки на батуте уменьшают стереотипии.

Люди с аутизмом воспринимают окружающий мир скорее через ощущения и действия, а нейротипичные люди скорее через мысли и язык. Если понять это различие, то стереотипии становятся более осмысленными. Не надо пытаться остановить стереотипии ребенка, достаточно просто вовлекать его в занятие. Постепенно совместное занятие станет для ребенка более привычным и привлекательным, и это естественным образом уменьшит стереотипию.

Один из способов использовать стереотипию для процесса обучения — это разрешать стереотипии как поощрение или награду после короткого периода совместной игры или работы. Если выделять запланированное время на стереотипию после общения, то это позволит ребенку быть собой, мотивирует его чаще общаться, и при этом общее время, которое он проводит за стереотипиями, уменьшится.

Детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) привлекают однообразные, повторяющиеся действия — стереотипии. О том, как правильно выстраивать взаимодействие с ребенком в таких ситуациях, рассказывает Елена Баенская, доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Института коррекционной педагогики.

И в горе, и в радости

Повторяемость и ограниченность действий и интересов ребенка — один из основных критериев для диагностики расстройств аутистического спектра. Стереотипное поведение, как правило, идет рука об руку с трудностями во взаимодействии с окружающими.

Стереотипность проявляется в стремлении к однообразию и постоянству, причем не только в собственных действиях ребенка. Он также настойчиво требует неизменности окружающего мира, плохо воспринимает новизну и перемены в привычных ритуалах взаимодействия с другими людьми.

Внешне в поведении самого ребенка чаще всего встречаются двигательные (моторные) стереотипии: бег по кругу, раскачивания, кружение, хождение и пробежки на цыпочках, взмахи руками и потряхивание ими перед глазами, верчение пальцами, прыжки на прямых ногах. Такие повторяющиеся движения становятся заметны уже в раннем возрасте и сохраняются в более старшем.

Стереотипные движения усиливаются в ситуациях тревоги, беспокойства или, напротив, радости — то есть при сильных негативных или позитивных переживаниях ребенка.

Интенсивность и частота таких движений зависит от глубины аутистического расстройства. В более легких случаях они могут возникать эпизодически или даже отсутствовать.

Ритуалы в играх и в повседневной жизни

Кроме моторных стереотипий, часто встречаются повторяющиеся действия с предметами, которые не имеют видимого практического или игрового смысла, но при этом захватывают ребенка, который стремится многократно получить и воспроизвести в неизменном виде одни и те же впечатления.

Это могут быть простые манипуляции неигровыми и игровыми предметами. Ребенок может ими трясти, перебирать, стучать, облизывать, подносить к носу или глазам, постоянно держать в руках одинаковые предметы (палочки, крышечки, мелкие игрушки), выстраивать ряды или другие однотипные конструкции. Монотонный характер приобретают и элементы игры: например, катание машинки и наблюдение под определенным ракурсом за вращением ее колес. Стереотипность может наблюдаться и в манипуляциях с пластилином, в рисунках (замазывание листа; бесконечное рисование полосок; заполнение листа одними и теми же цифрами, буквами, знаками, словами или рисунками).

Так же однообразно ребенок может повторять различные звуки, слова и фразы (цитаты или их обрывки из мультфильмов, песен, стихов, рекламы), стереотипные навязчивые вопросы, которые часто не связаны с конкретной ситуацией. Стереотипность в использовании речи проявляется и у хорошо говорящих детей, которые многократно повторяют одни и те же монологи.

Чрезмерная однообразность характеризует и особые пристрастия, интересы ребенка, которые могут сохраняться в неизменном виде довольно долго. Они тоже проявляются по-разному: «застревание» на ощущениях от бликов, движения, мелькания, переливания воды, звучания, фактуры поверхности; особый интерес к геометрическим формам, цветам, цифрам, календарям, картам, схемам; захваченность какой-то темой (например, стойкий интерес к бабочкам, динозаврам, роботам, транспорту, шахматным партиям, стихийным бедствиям). При этом ребенок сам накапливает знания по привлекающей его теме, но они остаются как коллекция, не используемая в реальной жизни.

Стереотипные действия и увлечения ребенка — это форма аутостимуляции (самостимуляции), с помощью которой он себя тонизирует и защищает от дискомфортных, непредсказуемых воздействий окружающего мира.

Захваченность ребенка какими-то избирательными впечатлениями, действиями может сменяться другими такими же стойкими пристрастиями. От них трудно отвлечься, ребенок может игнорировать попытки взрослого превратить их в игру или исследовательскую активность с какими-то новыми подробностями.

Отказ от нового в пользу привычного

Наряду со стремлением к постоянству другая сторона стереотипного поведения — протест против вариаций, новизны, стремление сохранить и поддержать в неизменном виде ближайшее окружение и сложившиеся ограниченные формы взаимодействия с ним (ритуалы бытовых навыков, общения с близкими, распорядка дня, последовательности привычных событий).


Это может проявляться избирательностью в еде, трудностями переодевания, нежеланием менять привычный маршрут прогулки, обстановку в квартире, отказом от поездок (например, на дачу и обратно).

При взаимодействии с близкими ребенок может болезненно переживать и не принимать малейшее изменение сложившихся ритуалов общения, требовать наличия привычных атрибутов и последовательности действий, одних и тех же формулировок и реплик взрослого.

Изменения вызывают у ребенка с РАС негативные переживания: нарастание тревожности и страха, выраженный дискомфорт, отчаяние, расстройство, гнев. Это приводит к срывам, агрессии и самоагрессии, проявлениям протеста, большему уходу от контакта и погружению в аутостимуляцию.

Чтобы этого не происходило, родителям важно поддерживать привычную обстановку и налаженные формы взаимодействия с ребенком. Через увеличение эмоциональной выносливости, заинтересованности и активности в контакте с близким взрослым он может постепенно осваивать и проживать новые впечатления, менять свои привычки, развивать гибкость в отношениях с окружающими.

Физические наказания по отношению к детям по сей день продолжают применяться примерно в половине российских семей. Но есть ли от них реальная польза? О том, можно ли назвать такой метод воспитания эффективным и почему лучше от него отказаться, рассуждает психолог, научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики Наталья Живаева.

Градация физических наказаний

По статистике, чаще других наказаниям в физической форме подвергаются дети до четырехлетнего возраста: они еще не могут спрятаться, защититься либо возмутиться вопросом «За что?».

Причем к физическим наказаниям относят не только прямое использование грубой силы с целью повлиять на ребенка. Кроме ремней, используются полотенца и тапочки, подзатыльники и стояние в углу, одергивание за руки или рукава, насильное кормление либо, наоборот, лишение еды. Чаще всего родители поднимают руку на детей в следующих ситуациях.

  1. Психологическая разрядка. Представляет собой разовый шлепок или подзатыльник. Совершается обычно в моменты раздражения, спешки, усталости. В норме сам родитель считает это своей слабостью, хотя и довольно объяснимой. Никаких особых последствий для ребенка не влечет, если потом родитель его утешит и восстановит контакт.
  1. Стереотипное действие. «Потому что так надо», «Потому что так делали мои родители» и тому подобное. Взрослые часто наказывают своих детей так, как в свое время их самих наказывали родители. В этом случае действует так называемый «негативный семейный сценарий».
  1. Стремление передать свои чувства. Физическое наказание в этом случае — своего рода высказывание, акт коммуникации, последний довод. Сопровождается очень сильными чувствами родителя.
  1. Спонтанная реакция на опасность. Это когда мы ведем себя, по сути, на уровне инстинкта в ситуации непосредственной угрозы жизни ребенка.
  1. Неспособность взрослого переносить фрустрацию. В данном случае фрустрацией становится несоответствие поведения ребенка ожиданиям взрослого.
  1. Месть. Не так часто, но тоже бывает. Последствия такого поведения печальны для ребенка: аутоагрессия и даже суицидальное поведение.
  1. Попытка подчинить и обрести полный контроль. Цель — не наказание, не изменение поведения и даже не всегда получение удовольствия. Цель — именно сломать волю, сделать ребенка полностью управляемым.

Чаще всего родительское насилие происходит по первым трем причинам, остальные встречаются реже.

Последствия физического насилия со стороны родителей

Во-первых, отметим непосредственно физические последствия: ребенок может получить синяки или другие травмы. Даже если физическое воздействие несильное, он постепенно адаптируется к нему, перестает чувствовать. И для сохранения эффекта взрослым приходится увеличивать силу.

Второе — психологические последствия, главное и самое опасное из которых — появление страха перед мамой и/или папой. Этот страх особенный: одно дело — бояться злой собаки или драчунов во дворе. Эти источники страха — посторонние, отношение к ним у малыша может быть только отрицательным. И совсем иное — бояться собственных родителей.

Для маленького человека в возрасте 2–6 лет родители — кумиры, он любит и дорожит ими. В такой ситуации боязнь начинает вступать в конфликт с привязанностью. Ведь бояться принято плохих людей, а тут приходится испытывать такие чувства по отношению к самым близким.

Возникает некое расхождение, диссонанс, разобраться с которым ребенок не может. В результате он замыкается, теряет уверенность в родителях и их любви, в собственных силах, перестает доверять окружающим. Это способствует развитию комплексов, неврозов и даже может перерасти в ненависть к родителям. Последствия этого могут ощущаться спустя годы.


Одно из распространенных заблуждений родителей: если ребенок после пары хороших шлепков стал вести себя так, как надо, значит, он понял, что именно он делал неправильно. Нет, в его голове сложилась совсем иная связь. Он больше не поступит так, просто потому что не хочет, чтобы его ударили снова.

Как воспитывать без рукоприкладства

Иногда родители спрашивают: как объяснить совсем маленькому ребенку, что можно, а чего нельзя делать? Ведь зачастую он пока не способен понять объяснения. С другой стороны, с чего мы взяли, что ребенок может в этом случае правильно понять, что мы хотим сказать ему с помощью наказания?

По логике взрослых, ребенок должен сделать вывод: «Буду поступать плохо — меня ударят». Однако нет оснований полагать, что он подумает именно так. Почему бы ему не прийти к умозаключению вроде: «Мама плохая, она меня не любит и поэтому бьет».

В дошкольном возрасте ребенок — «раб зрительного поля». Вместо наказаний и даже вместо объяснений, которые не всегда эффективны, когда он возбужден, можно просто взять его на руки и унести в другое место, где он сможет переключиться и успокоиться, либо отвлечь другим способом. Например, подойти к окну и, глядя на улицу, сказать: «Какие чудесные облака проплывают над нами, интересно куда? Вот бы на них прокатиться!»

До 3 лет дети наиболее активно изучают окружающий мир, им просто необходимо пространство для его исследования. Своим непослушанием ребенок подает сигналы родителям, что ему неудобно, или хочется познать неизведанное, или он банально привлекает к себе внимание.

Родителям вовсе не обязательно скрывать собственные негативные чувства, неизбежно возникающие вследствие «неправильного» поведения ребенка. Вполне допустимы сожаление, разочарование, досада, возмущение, раздражение — но не обвинение. Нормально и даже желательно их проявление, демонстрация этих чувств себе и ребенку. Такая обратная связь способна показать ему, что он поступает неправильно.

«Не ищите виноватого, ищите решения», — почти 100 лет назад говорил Генри Форд. К примеру, одна мама для своего трехлетнего сына, не желавшего убирать на место свои игрушки, придумала увлекательную игру под названием «Где кто живет?». Теперь проблема с уборкой игрушек для этого ребенка решена.

Вот еще опыт другой мамы: «Если ребенок капризничает, я пытаюсь отвлечь его внимание игрой. Если не получается, и он продолжает визжать, я говорю: если не хочешь нормально гулять, пойдем домой. И он почти сразу успокаивается. А если он капризничает в магазине, обычно это значит, что он хочет или пить, или есть. На такие случаи у нас есть бутылка с водой, и обычно с удовлетворением естественных потребностей он успокаивается. Еще у меня в сумке всегда припасено несколько интересных „отвлекалок“. Это может быть связка старых ненужных ключей, например, или любые другие безделушки».

Общаясь с ребенком, старайтесь чаще вспоминать себя маленького. Представлять, какие чувства испытывали или могли бы испытывать в сходной ситуации, о чем думали, чего хотели.


Существует, например, такой известный психологический прием, помогающий взрослому понять ощущения маленького ребенка: детский психолог просит одного из супругов встать на стул, а другого сесть рядом на корточки и посмотреть снизу на стоящего. Тем самым моделируется соотношение в росте между малышом и взрослым. «А теперь попробуйте замахнуться и грозно прикрикнуть на того, кто внизу», — просит психолог стоящего на стуле и обращается к сидящему: «Ну как, что вы сейчас чувствуете? А теперь представьте, что этот великан вас сейчас еще и ударит».

Полезно также задавать себе вопрос, почему ребенок не делает того, что должен, или делает это плохо. Этому могут быть три группы причин:

  1. он не хочет этого делать;
  1. не умеет делать это хорошо;
  1. не имеет возможности это сделать.

Когда малыш делает что-то не так, обычно он не хочет плохого. Он хочет чего-то вполне понятного: быть хорошим, быть любимым, не иметь неприятностей. Трудное поведение — просто плохой способ достичь этих целей. Кстати, то же самое справедливо по отношению к родителям. Очень редко кто хочет мучить и обижать своего ребенка намеренно.

«Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми», — этими словами Оскар Уайльд говорит о том, что самое главное в воспитании детей — это любовь к ним. Дайте ребенку почувствовать, что вы поддерживаете его и уважаете, советуете, а не приказываете. Ведь для того, чтобы вырастить детей счастливыми и достойными людьми, физические наказания не обязательны и даже вредны.

У аутичного ребенка есть любимые игры – одна или несколько. таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая странные действия. Главные особенности таких стереотипных игр следующие:

– цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;

– в этой игре подразумевается единственный участник – сам ребенок;

– повторяемость – ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций;

– неизменность – раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени;

– длительность – ребенок может играть в такую игру годами.

Родителей эти игры зачастую раздражают, ведь обычные дети так не играют. Например, девочка дергает стальную ручку сундучка и, услышав раздавшийся звук, произносит: «Смазка есть!» Казалось бы – что особенного? от только повторяет она эту цепочку действий и слов без перерыва в течение часа. подобной ситуации могут сорваться даже самые терпеливые родители. Однако в случае с данным примером логику действий девочки удалось выявить: она повторяла фрагмент из любимого мультфильма «Тайна третьей планеты». Когда источник сюжета понятен, возникает возможность подключения к игре взрослого, который может попытаться развить сюжет игры.

Но чаще стереотипные игры ребенка остаются загадкой для окружающих, в них есть повторяющиеся действия, манипуляции с предметами, но отсутствует видимый сюжет. Например, ребенок бродит по кругу, напевая невнятную песенку и время от времени вскидывает вверх руки. Или часами лепит из пластилина странные абстрактные фигуры, неизменные на протяжении месяцев. Это создает затруднения для участия в такой игре взрослого, приходится пробовать разные варианты организации участия в игре буквально «наощупь». При этом ребенок может реагировать на такие попытки остро негативно, как бы показывая, что не нуждается в партнере, который своим участием только мешает.

Стереотипная игра ставит ребенка в особый ряд, сразу же выделяет его среди других детей. Его странные действия вызывают любопытство окружающих, что часто ранит близких ребенка.

Оговорим сразу: стереотипная игра аутичного ребенка в начале коррекционной работы станет основой построения взаимодействия с ним, ибо другого пути просто нет. Постарайтесь принять это положение и на его основе выработайте новое отношение к стереотипной игре.

Выделим следующие положительные стороны стереотипной игры:

– для ребенка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен;

– если поведение ребенка вышло из-под контроля, возникла аффективная вспышка, с помощью включения стереотипа игры можно вернуть ребенка в уравновешенное состояние.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Игра в жмурки

Игра в жмурки Играли в детстве в жмурки? Вряд ли найдется кто-нибудь, незнакомый с этой игрой. Водящему завязывают глаза, и он пытается поймать играющих, ориентируясь только на издаваемые ими звуки. Способность определять направление звука называется

Стереотипная игра как основа взаимодействия

Стереотипная игра как основа взаимодействия Чтобы научиться использовать возможности стереотипной игры в занятиях, необходимо разобраться в ее истоках. Итак, почему аутичный ребенок часами повторяет одни и те же действия? Анализируя результаты наблюдений за ребенком в

Игра Если бы не безопасность, которую обеспечивает материнская опека, то молодое существо, не располагающее еще полностью развитыми функциональными и морфологическими формами, было бы обречено на гибель в окружающем мире; каждый его неверный шаг грозил бы смертью.

4.9. Игра

4.9. Игра Нет ничего таинственного или мистического в открытии, сделанном Платоном, что игра является главным, почти единственным способом воспитания ребенка в годы его относительно позднего младенчества. Дж. Дьюи Почему-то так сложилось, что игра в обыденном сознании

Игра для посвященных

Игра для посвященных Непосвященные не играют с деревом или травой, их контакты незатейливы: к стволу дерева прикасаются ладонями, головой, телом, спиной, ногами или руками в различных позициях до появления чувства легкости в теле. Травы для многих – вообще только замена

Игра с травами

Игра с травами Правила Игры с травами почти не отличаются от правил Игры с деревьями.Игру с травами следует проводить тогда, когда солнце уже пригрело землю, и над ней повисла полоса прогретого воздуха.Выйдя в поле или на поляну, не ищите целенаправленно встречи с травами,

Глава 15 Игра

Глава 15 Игра Когда вы в последний раз валяли дурака, просто чтобы позабавиться? К примеру, подзадоривали партнершу пройтись в танце, крепко взявшись за руки и прижавшись спина к спине?И можете ли вы представить, чтобы вам вдруг захотелось (не говоря уж о том,

D. Игра воображения

D. Игра воображения Представьте себе такую ситуацию – вы находитесь на восточноафриканском побережье и уговорили пилота частного грузового самолета взять вас с собой в национальный парк, расположенный в 100 километрах. По дороге самолет падает. Из выживших – только вы.

Игра в добро

Игра в добро Впервые я встретился с этой женщиной около трех лет назад. Кроме того, что она любит помогать людям в беде, она рассказала тогда, что время от времени кто-то из ее друзей садится в тюрьму и она навещает их, шлет им посылки, в общем, всячески помогает скрасить их

150. Игра в мяч

150. Игра в мяч Исходное положение – стоя. Ребенок и взрослый бросают друг другу и ловят мяч. Повторить 7–8

157. Игра с мячом

157. Игра с мячом ИП – сидя на стуле. Подбросить мяч вверх (вдох), поймать мяч и опустить руки с мячом на колени (выдох). Повторить 7–8

Игра и общительность

Игра и общительность 430. Игра — серьезное занятие для ребенка.Наблюдая, как дети строят из кубиков или играют в самолет, или учатся прыгать через веревочку, взрослые думают, что дети просто развлекаются и что игра не имеет ничего общего с серьезными занятиями типа

Игра в выжидание

Игра в выжидание Как и в Риме, в финале бега на 880 ярдов в Перте мне досталась внешняя дорожка. Это означало, что до тех пор, пока мы не сойдем со своих дорожек, — а это произойдет на выходе из первого виража, — мне будет очень трудно увидеть, что делают другие бегуны, и в

Игра взглядами

Игра взглядами Научись подавать сигналы морзянкой: короткими и длинными взглядами. Янина Ипохорская Желание женщины нравиться в первую очередь отражается в её глазах. Мужчины, отвечая на вопросы анкеты, что им больше всего нравится в женщинах, называют разные части

«Игра на флейте»

«Игра на флейте» Китайская эротическая литература часто говорит об «Игре на флейте» – это еще одно название контакта рта женщины и лингама. Рот женщины может играть с лингамом бесконечно разнообразными способами, от легкого полизывания, прикосновения губами и поцелуев


Стереотипное поведение ребенка — это эпизоды повторяющихся слов, движений или действий, которые со стороны кажутся бесцельными и бессмысленными. В той или иной степени оно присуще каждому — привычка покачивать ногой или теребить волосы тоже относится к стереотипии, или как его называют специалисты, самостимуляции.

Нередко стереотипное поведение считают 100% признаком аутизма или расстройства аутистического спектра. Это не всегда так. Стереотипное поведение может проявляться при любом отклонении функционального развития центральной нервной системы. Так же наличие определенных «ритуалов» далеко не всегда означает отклонения, хотя позволяют насторожиться.

Почему у ребенка появляется стереотипное поведение

Стереотипии могут, продиктованы потребностью ощущать себя в окружающей пространстве спокойно и безопасно. Самостимуляция позволяет ощущать баланс между собой и миром, упорядоченность и цикличность приносят чувство успокоения. Так же стереотипная реакция может быть ответом на неизвестный для мозга ребёнка раздражитель. Это связано с нарушением формирования правильных функциональных связей в центральной нервной системе ребёнка и является защитной реакцией. Лечить стереотипное поведение как таковое не требуется — необходимо работать с теми проблемами, которые вызывают его. Важнейшее условие — создание комфортной эмоциональной обстановки, соблюдение его личного пространства. А избавление от нежелательных привычек может проводиться только под присмотром квалифицированного врача и коррекционных педагогов.

Виды стереотипного поведения

Повторяющееся поведение можно считать стереотипным только при наличии определенных критериев:

  1. Повторяется регулярно и многократно.
  2. Не несет в себе никаких полезных функций.
  3. Возникает часто.

Самостимуляция кажется бесполезной только со стороны, для самого ребенка она выполняет функции саморегуляции, стимулирования и коммуникации. Оно становится препятствием для социальной адаптации или может нанести вред и является симптомом более тяжёлых нарушений, для коррекции которых необходима совместная работа поведенческого невролога и коррекционных педагогов. Стереотипия может быть разных типов, в зависимости от характера проявления.

Двигательное

Наиболее заметные проявления отклонений в поведении малыша, появляются в раннем возрасте. Это могут быть прыжки на месте, ходьба или бег по замкнутому пространству, потряхивание руками, раскачивание головы или туловища.

Также к двигательным стереотипиям можно отнести повторяющиеся движения губ, например, вытягивание их в трубочку. Многие малыши теребят кисти рук, расчесывают их до крови — при этом реального зуда они не испытывают.

Двигательно-сенсорное

Эту группу стереотипий также называют сенсорно-моторной. Они появляются из-за отличий осязательных и других сенсорных способностей детей, могут выражаться в повторении определенных действий, несущих в себе как двигательные, так и сенсорные компоненты.

  • ритмическое постукивание пальцами;
  • кружение вокруг своей оси — особенно свойственно малышам;
  • постоянное ощупывание окружающих предметов;
  • прищуривание глаз;
  • надавливание на глаза пальцами или ладонями.

Эмоционально-аффективное

Эту категорию достаточно трудно выделить. Чаще всего это повторяющиеся действия, которые могут вызвать ярко выраженную эмоциональную реакцию у родителей и других родственников. Подобная стереотипия выражается по-разному — например, в виде повышенной брезгливости в еде и отказа от многих продуктов. Или, наоборот, в виде патологической не брезгливости — в этом случае ребенок может съесть что-то из мусорного ведра или миски домашнего животного. Зависит проявления от того, что именно вызовет у окружающих наиболее интенсивную реакцию.

Речевое

Речевые отклонения проявляются в повторении определенных фраз, слов и отдельных звуков. Часто распространенный признак речевых стереотипий — эхолалия, то есть повторения услышанных слов. Вместо ответа на вопрос ребенок может повторять слова взрослого или их часть.

Действия с предметами

Многие родители радуются, когда их дети долго и спокойно играют с игрушками, но важно обратить внимание, не является ли спокойная игра проявлением стереотипного поведения. Если малыш в течение часа переливает воду из одно ведерка в другое и обратно, бесконечно перебирает песок лопаткой, крутит колесико машинки или наклоняет и поднимает куклу с закрывающимися глазами, это повод насторожиться.

Есть и более безобидные признаки — соблюдение ритуалов, одинаковых маршрутов для прогулки, ношение одной одежды, одни и те же блюда, которые ребенок хочет есть, четкая последовательность действий перед сном.

Что делать, если у ребенка стереотипное поведение

Обращать внимание на поведение ребенка важно в любом возрасте. Нельзя игнорировать явные признаки отклонений и необычного поведения. Но если у вашего малыша появляются те или иные признаки самостимуляции, не стоит паниковать. Посетите поведенческого невролога. Помните, что поставить диагноз и понять причину может только врач, специализирующийся на нарушениях развития. К сожалению обычный невролог и/или психиатр далеко не всегда разбираются в данных нарушениях, а тем более в их правильной коррекции.

Читайте также: