Стиральная машинка ссср игрушка

Обновлено: 05.05.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Советские стиралки

Вот мои друзья автоманьяки любят говорить, что автомобиль это новая степень свободы. Но это не так, ибо были лошади, паровозы и прочие самобеглые и не очень, пароходы. А потому единственным механизмом, освободившим человечество, является стиральная машина-автомат. Положил грязное белье, нажал кнопку и забыл. Это если не считать холодильника. )))

Фактически эра освобожденного от стирки человечества началась в 1910-м, когда, как писал «Огонек», американский инженер А. Фишер запатентовал свое устройство, названное «электрической прачкой». Уже в 1925-м в СССР в семьях партийной номенклатуры повились первые бытовые стиральные машины. Попадали к нам эти удивительные по тем временам приборы в основном из Америки и выбирались советскими партийными работниками только те модели, которые уже были похожи на мебель, а не на промышленный агрегат, и могли быть размещены в квартире без особого ущерба для интерьера.

Пока партноменклатура стирала френчики с помощью импортных машин, простая советская труженица мучилась с тазиками и стиральными досками.

Прачка Дарья Егоровна стирает в деревянном корыте на хозяйственном дворе усадьбы Д.И.Четверикова. Тимофеевка, Богородский уезд, Московской губернии, 1900-е годы


Причём довольно долго, практически до начала "оттепели".

Одним из пионеров стирального машиностроения стал Рижский завод РЭС. Машинки «ЭАЯ-2» и «ЭАЯ-3», появившиеся в магазинах в 1950 году, стоили 600 рублей при себестоимости в 1500 — настоящее чудо социалистической экономики. Стиральные машины второго поколения, «Рига-54», больше всего напоминали робота R2D2 из киноэпоса «Звёздные войны». В животе «робота» помещалось до 2,5 кг сухого белья. Следующая модель, «Рига-55», полностью копировала знаменитую шведскую «Хускварну», которую главный инженер РЭС привёз с выставки в Москве.

Первая стиральная машина с таймером, выпущенная в СССР, — «Вятка» сошла с конвейера завода в Кирове лишь в 1966 году. Её техническое решение не поражало воображение — это был огромный бак с винтом в днище. Электромотор крутил винт, и бельё стиралось. Из «наворотов» в машине присутствовал постоянно ломавшийся таймер. Единственное, что можно было делать с его помощью — задавать продолжительность стирки или отжима. Наливать и сливать воду из «Вятки» нужно было вручную, но единая армия трудящихся была рада и этому. Сказать, что стиральные машины были дефицитом, значит ничего не сказать — первые «Вятки» продавались только в Москве и только по записи: в очереди стояли 3 — 5 лет.

Первая советская стиральная машина-полуавтомат появилась несколькими годами позже. Вопреки расхожему мнению это произошло вовсе не в Кирове, а в городе Чебоксары. Изготовлена она была на заводе имени Чапаева. Понятно, что для предприятия с таким названием стиральные машины были побочным продуктом. Называлось это чудо советской техники «Волга-10». Между прочим, некоторые экземпляры этой стиральной машины дожили и до наших дней. Совсем недавно я наткнулся в газете бесплатных объявлений на информацию о продаже этого агрегата «в хорошем состоянии».

Потихоньку, в соответствии с партийными директивами об улучшении жизни народа производство стиральных машин в СССР развивалось, но с технической точки зрения эти агрегаты были в основном весьма примитивны.



Реклама стиральных машин 70-е.

Однако советская пресса не уставала их нахваливать. «Главное достоинство отечественных „Вяток“ — простой механизм.

Любую вышедшую из строя деталь можно самому быстро и недорого отремонтировать», — писал в одном из номеров тех лет «Огонёк». Были в Советском Союзе и другие стиральные машины: «Ока», «Сибирь», «Заря», «Урал» — всех уже и не вспомнишь.

Потом на смену валикам пришли центрифуги, ими уже было можно пользоваться для отжима. Наиболее известный вариант это машинки марки ЗВИ

А в начале 70-х появились первые Эврики. Это был громадный шаг вперед, если позабыть про то что первая полностью автоматическая стиралка появилась в 1959 году, догадайтесь где.

File:Waschvollautomat Constructa 1950er.jpg

Эврики обладали рядом преимуществ. Во первых это была барабанная машина, во вторых был реализован отжим без выемки белья, также автоматически осуществлялся слив по таймеру.

Но заливать воду надо было по прежнему вручную. Ох сколько раз я заливал бедных соседей позабыв отключить воду. Хуже было только когда соскочил сливной шланг.

Знакомство наших соотечественников с автоматической стиральной машиной состоялось ближе к концу 70-х годов прошлого века. Тогда на предприятии в Кирове по лицензии итальянской фирмы «Мерлони Элетродоместичи» был построен завод, приступивший к выпуску «Вяток-автомат» — сестёр-близняшек машин «Аристон». Помню, когда в начале 80-х у соседей появилась машинка «Вятка-автомат», на неё приходили смотреть чуть ли не со всего подъезда.

В 1980 году выпущена пробная модель «Вятка-автомат-12» (число 12 означает количество программ), а 23 февраля 1981 года была произведена первая партия — 100 машин. Розничная стоимость была 495 рублей, сумма по тем временам очень большая. Затем стоимость стиральной машины уменьшилась до 400 руб. На советском телевидении появилась одна из первых реклам в которой рекламировали Вятку автомат. Из-за своей высокой цены в застойное время продавались свободно, но что бы ее купить надо было предъявить справку из ЖЭКа о соответствии электрической проводки нормам потребляемой мощности. Этим нормам соответствовали дома построенные после 1978 года.

FISHKINET

АНТИФИШКИ
Всё о политике в мире

Я как помню была машинка с центрифугой ЗВИ
уже потом брали более свежую и выкинули в 90 каком том году

Я как помню была машинка с центрифугой ЗВИ уже потом брали более свежую и выкинули в 90 каком том году

В 1968 году купил стиральную машину "Сибирь 3М" работала до 2005 года. и осталась в рабочем состоянии. В последствии я её продал. По моему она была сделана толи в Омске или в Новосибирске.

Помню такая была в моём детстве у родителей

У нас такая была: с автоматикой на центрефугу: открываешь люк и она останавливается

Если кто-то будет говорить, что в России все ездят на общественном транспорте - не верьте.
Ведь для Роллс Ройса именно Россия стоит в Европе на первом месте.

Некоторые эти стиралки наверное до сих пор живы. Мама только в 2010 купила себе автомат и то только потому, что появилась вода в доме.

Тем временем загнивающая Япония делала вот такие полуавтоматы. (Фото для примера взял с инета). Отличный пластик. Блокировка от залезания и плавный разгон центрифуги. Обычно 3 режима вращения воды. Слив. Естественно ни какие шланги не надо никуда втыкать как на Сибирь-6. В общем отличия такие же как в автомобилях.

Тем временем загнивающая Япония делала вот такие полуавтоматы. (Фото для примера взял с инета). Отличный пластик. Блокировка от залезания и плавный разгон центрифуги. Обычно 3 режима вращения воды. Слив. Естественно ни какие шланги не надо никуда втыкать как на Сибирь-6. В общем отличия такие же как в автомобилях.

Исправлюсь, действительно китайская. Да, и наливали теплую воду сами,как будто наши стиралки её подогревали. А ну и самый апофигей, надо было использовать транс 110/220В

Исправлюсь, действительно китайская. Да, и наливали теплую воду сами,как будто наши стиралки её подогревали. А ну и самый апофигей, надо было использовать транс 110/220В

О чем и речь. По характеристикам эта машина мало чем от той же советской "Сибири", например, показанной в постах выше, отличалась.
Тоже с отдельной центрифугой для сушки белья и с выбором режима стирки.
Причем для использования Сибири и ей подобных не нужно было заморачивать с трансом, она работала от обычной советской розетки. И потребляла при этом настолько мало электричества, то даже ни отдельный трехфазный ввод, ни даже заземляющие контакты в розетке ей не требовалисью.

Вы меня не поняли видимо. По характеристикам она отличается также как тойота от москвича. Попробую разжевать. Я жил тогда на Сахалине, в общем возможность иметь б/у японскую быт телевидео авто мото вело и т.п. подобную технику была. Трансформатор для меня да и для любой домохозяйки была не проблема. Все знали что в Японии 110 вольт и просто покупали их либо привозили с Японии. В стиралку их обычно ставили внутрь, чтобы водой не залить. Так что по факту для включения необходимо было просто воткнуть вилку в розетку. Стиралки были сделаны из пластика качества которого в СССР видимо просто не было. Он приятный на ощупь и темнел лет через 30 или вообще не темнел. Углы все закруглены. Центрифуга имела две крышки на верхней стоял скрытый концевой выключатель, который отрубал ее при попытке приподнятия этой самой крышки, далее шла вторая над центрифугой в виде пластиковой решетки на простой защелке. В общем чтобы открыть эти две крышки требовалось некоторое время очень небольшое за которое центрифуга останавливается. Сибирь 6 - центрифуга разворачивается как двигатель мессершмита и останавливается через вечность после отключения. А ещё трубки нужно перетыкать, чтобы воду качал.

Вот, как про пластик хотел написать.
Он, вообще-то, ни разу не термостойкий в таких китайских/японских машинах был. По причине изначальной машины непредназначенности для стирки с горячей водой.
В отличие от металлического бака Сибири. Которому температура заливаемой воды по барабану была.

Пользовался я обеими машинами.
Поясните, зачем нужно было шланги перетыкать для качания воды? У Сибири один шлаг был подводящий, второй - выводной. Первый насаживался на обычный водопроводный кран в ванной на время стирки, второй, сливной - кидался в ту же ванну или в умывальник.

Для закачки горячей воды в китайскую машинку точно также нужно было сперва чем-то налить в нее воду. Помню, что шланг точно также надевал на кран с горячей водой (у китайцев он был отделен от крана с холодной водой). Таскать эту воду ведром было лень.

И не помню проблемы с "сибирской" центрифугой. Крутилась отлично, останавливалась тоже нормально - там легкий металл использован был.

Жили в частном доме в то время, да и сейчас родители живут в нем, машинка конечно уже другая. Запомнилась по детству такая машинка. Но мама еще ставила две оцинкованные ванны, в которых полоскали белье, последовательно, С периодической замены воды. И была еще маленькая центрифуга, ее приходилось ставить на специальный надувной круг, для амортизации, он шел в комплекте, поэтому вальцами не пользовались.

Помню эти вальцы. Ими было очень удобно прижимать фотографии к пластинам глянцевателя, чтобы они прилегали плотно, без воздушных пузырей, и чтобы глянец на фотографиях был ровный, без пятен

Американская стиралка Maytag Gyrator Washer Model N2L, 1948 год. Обратите внимание, выжимные валики подсоединены к двигателю.

Американская стиралка Maytag Gyrator Washer Model N2L, 1948 год. Обратите внимание, выжимные валики подсоединены к двигателю.

Американская стиралка Maytag Gyrator Washer Model N2L, 1948 год. Обратите внимание, выжимные валики подсоединены к двигателю.

Тут принципиальнее, что она воду греть не умела. Какую воду залил - в той и стирала. Как таз, только с механической мешалкой.

До сих пор к большим кастрюлям применяется термин "выварка", хоть многие не знают почему. А классическая выварка - из оцинковки, с решёткой чтоб бельё не пригорело.

До сих пор к большим кастрюлям применяется термин

Ага, а потом гладили вот таким дэвайсом:

А автор помнит сколько"девайсов" нужно было ещё к этому чудо агрегату?.А воды сколько надо было? Принести воду в "выварку"(кастрюлю 50 литровую),2 часа ждать чтоб нагрелась, принести в оцинкованную ванну воду(не у всех были дома ванные комнаты) .После одной стирки повторить все эти процедуры.А как красиво руки после выглядеть начинали.

Между стиркой и выжиманием было полоскание в ванной. Которое проходило долго и нудно, так как несколько раз менялась вода. Потом выжимали и выжимали именно руками, я не видел никого, кто бы выжимал этими вальцами. Вальцы эти обычно сразу выкидывали или убирали в самый дальний угол в кладовке. В итоге стирка занимала целый день и требовала большой физической силы для выжимания белья. Это был семейный процесс на целый выходной.

Ну не все так печально. Можно было вылить мыльную воду, залить холодную и включить машинку. Правда для хорошего полоскания эту процедуру надо было повторить 2-3 раза. А вот выжимать, это да, тут требовалась сила, хотя тоже не критично. Постельное выжимали вдвоем, а мелочь мать выжимала одна

Вальцами отжимали белье после стирки, перед полосканием. Не очень было приятно отжимать руками горячее белье, а вальцами - нормально. После полоскания, понятно, отжимали руками.

Фактически эра освобожденного от стирки человечества началась в 1910-м, когда, как писал «Огонек», американский инженер А. Фишер запатентовал свое устройство, названное «электрической прачкой». Уже в 1925-м в СССР в семьях партийной номенклатуры появились первые бытовые стиральные машины.
Попадали к нам эти удивительные по тем временам приборы в основном из Америки и выбирались советскими партийными работниками только те модели, которые уже были похожи на мебель, а не на промышленный агрегат, и могли быть размещены в квартире без особого ущерба для интерьера…

Пока партноменклатура стирала френчики с помощью импортных машин, простая советская труженица мучилась с тазиками и стиральными досками. Причём довольно долго, практически до начала «оттепели»…



Одним из пионеров стирального машиностроения стал Рижский завод РЭС. Машинки «ЭАЯ-2» и «ЭАЯ-3», появившиеся в магазинах в начале 50-х, стоили 600 рублей, при себестоимости в 1500 — настоящее чудо социалистической экономики.







Стиральные машины второго поколения, «Рига-54», больше всего напоминали робота R2D2 из киноэпоса «Звёздные войны». В животе «робота» помещалось до 2,5 кг сухого белья.



Следующая модель, «Рига-55», полностью копировала знаменитую шведскую «Хускварну», которую главный инженер РЭС привёз с выставки в Москве.







Первая стиральная машина с таймером, выпущенная в СССР, — «Вятка» сошла с конвейера завода в Кирове лишь в 1966 году. Её техническое решение не поражало воображение — это был огромный бак с винтом в днище. Электромотор крутил винт, и бельё стиралось.



Из «наворотов» в машине присутствовал постоянно ломавшийся таймер. Единственное, что можно было делать с его помощью — задавать продолжительность стирки.
Наливать и сливать воду из «Вятки» нужно было вручную, но единая армия трудящихся была рада и этому. Сказать, что стиральные машины были дефицитом, значит ничего не сказать — первые «Вятки» продавались только в Москве и только по записи: в очереди стояли 3 — 5 лет.



Стиральная машина «волга 8». Миллионы советских женщин стирали вещи с её помощью. А вот отжимными валиками почти никто не пользовался
Первая советская стиральная машина-полуавтомат появилась несколькими годами позже. Вопреки расхожему мнению это произошло вовсе не в Кирове, а в городе Чебоксары. Изготовлена она была на заводе имени Чапаева.



Понятно, что для предприятия с таким названием стиральные машины были побочным продуктом. Называлось это чудо советской техники «Волга-8». Между прочим, некоторые экземпляры этой стиральной машины дожили и до наших дней.



Потихоньку, в соответствии с партийными директивами об улучшении жизни народа производство стиральных машин в СССР развивалось, но с технической точки зрения эти агрегаты были в основном весьма примитивны.

Реклама стиральных машин 70-е.
Однако советская пресса не уставала их нахваливать. «Главное достоинство отечественных „Вяток“ — простой механизм.



Любую вышедшую из строя деталь можно самому быстро и недорого отремонтировать», — писал в одном из номеров тех лет «Огонёк». Были в Советском Союзе и другие стиральные машины: «Ока», «Сибирь», «Заря», «Урал» — всех уже и не вспомнишь.

Советский игрушечный автопром сильно отличался от западных или азиатских производителей — в СССР основной упор делался на реалистичность игрушки. Мотоциклы, легковые автомобили, грузовики и танки были миниатюрными копиями настоящих машин, и даже раскрашивались как прототипы. Такой выбор был сделан неслучайно: ребенку показывали, что машины — это интересно, и если он вырастет «хорошим мальчиком», у него будет такая же, но настоящая. Советские люди могли мечтать, но их желания должны были быть достижимыми. Представляю вам примеры редких игрушечных автомобилей времен СССР.

ВАЗ-2102

Среди легковых авто пользовались популярностью «Жигули» и «Москвич». В основном самые миниатюрные и ценные модели делались из металла, они имели формат 1:43.



ВАЗ-2102, но с багажником

Часто на таких машинках открывались двери, а внутри были сидения, руль и рычаги.



Москвич-433

Занятно, но чаще детей такие модели покупали взрослые коллекционеры, которые до сих пор «охотятся» за редкими экземплярами.



Москвич-2141

Были и более крупные модели, 1:32, сделанные из пластика, а также обычные игрушки, которые не поддавались точным стандартам.



Москвич-408

Автомобили скорой помощи, милиции или пожарных чаще всего заказывались ребятами на Новый год или день рождения.



ВАЗ-2101

А это те самые «Жигули» Гаи-Милиция, которые мелькали в фильмах и на полу перед телевизорами.


Были игрушечные машинки стилизованные под такси…


… эскорта из аэропорта.



ЗИЛ-4331

Это автоцистерна «Аэрофлот», но из этой же серии были и другие обслуживающие автомобили, например, для топлива.



ВАЗ-2121, надежная «Нива»



ВАЗ-2101

К самым большим праздникам заводы игрушек могли выпускать ограниченные тиражи, приуроченные к мероприятию. Эти «Жигули» — к Олимпиаде-80.



УАЗ-469, а повод тот же — гостеприимная Москва-80


Были и совсем раритетные игрушки, которые больше хотелось взрослым коллекционерам, нежели детям.





УАЗ-452В



МАЗ-503 — автомобиль-самосвал

Такие пластиковые машины пользовались большим спросом, ведь с ними можно было играть в песочницах и по-настоящему перевозить грузы.



Еще один любимец дворов — трактор К-700 «Кировец»



Автомобиль десантный



Камский грузовик 5511

Забавно, но производители не просто создавали игрушечные грузовики, но и указывали, что они камские, рассказывая детям, где именно производят реальные большегрузы.



АМО Ф-15 (завод ЗИЛ)



Икарус 260

Один из самых популярных автобусов в СССР.



Автобус «Турист»

Эта игрушка считается очень редкой. Сделанная из жести, с ярким рисунком и необычной тематикой, она является популярной «хотелкой» любителей машинок СССР.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

"Рига-17"

Уникальную "Рига-54" :-)) Прям для фанов "Звездных войн" :-)

И даже "Рига-55", полную копию шведского бестселлера «Хускварна»

Особенно меня интриговало устройство для отжима белья :-)

Форма и содержание рижских аппаратов на долгие годы сделало их продукцию образцом для многих отечественных заводов, которые выпускали стиральные аппараты.
Такие как "Волга-7"

"Волга-8"

СМР (такая, кстати, была у моей бабушки)



«Ока» 5


"Ока 7"

и многие иные подобные.


Другое направление в строительные стиральных агрегатов в нашей стране дала машина марки "Эврика"


Лично у меня дома была машина марки "Сибирь"


Также помню в такой компановке такие агрегаты как
«Урал» 4м


"Заря 2М"


"Чайка 2"


Чем о похожую на них "Амгунь 2"

Ну и третье, самое интересное направление дала машинка типа "Малютка"

Сама "Малютка" была не сказать, что очень удачной. Но зато за счет легкости, компактности и удобству эксплуатации была запущенная целая серия одинаковых агрегатов, которые были сверхпопулярны.
Это "Фея".


"Обь"


А вот знаменитую "Вятку-автомат", которую создали на предприятии в Кирове по лицензии итальянской фирмы «Мерлони Элетродоместичи» я видел только по телевизору и в рекламах. Не у кого из моих знакомых не было этих мощных, красивых и современных аппаратов.

А какие стиральные машины были у вас? Или какие вы хорошо помните? Напишите в комментариях.
Приятного времени суток.

Читайте также: