Страна мастеров дымковская игрушка мастер класс

Обновлено: 16.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Совместный мастер-класс для родителей с детьми в подготовительной группе на тему: «Чудо расписное. Дымковская игрушка»

Мастер класс рассчитан на детей подготовительной группы детского сада, воспитателей, родителей.

Мастер-класс для детей возможен после предварительного формирования трудовых навыков по работе с пластилином: рисование пластилином (размазывание), скручивание, скатывание, вытягивание, заострение, сплющивание и т.д.

Назначение: подарок своими руками; украшение любимого уголка в комнате.

Цель: создание декоративной композиции по мотивам дымковских узоров.

Задачи для воспитателя и родителей:

1. Создать атмосферу творческого взаимодействия родителей с детьми.

2. Способствовать созданию условий речевого общения, диалога с детьми.

3. Познакомить с традициями дымковской глиняной игрушки.

4. Познакомить с характерными элементами дымковской росписи.

1. Закреплять знания детей о дымковской глиняной игрушке.

2. Закреплять умения детей по работе с пластилином в технике «пластилинография» (рисование пластилином)

3. Формировать умение творчески работать совместно с родителями.

4. Прививать уважение и интерес к народному искусству, художественный вкус, стремление к творчеству.

5. Развивать детское воображение, фантазию.

Оборудование и материалы : дымковские игрушки, готовые шаблоны дымковского козлика (2 вида) из плотного картона, пластилин мягкий («Кроха»), стеки, дощечки для пластилина, влажные салфетки, стразы самоклеящиеся., готовый образец для работы (дымковский козлик разрисованный в технике «пластилинография».

Ход занятия

Здравствуйте, наши дорогие детки! Здравствуйте, наши дорогие родители! Я очень рада видеть вас в нашей группе! Сегодня нам предстоит увлекательное занятие, интересное и такое же полезное.

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей.

У каждого ребенка есть свои способности и таланты. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, мы обращаемся к народному промыслу – дымковская игрушка , так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Немного из истории…

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.

Такие игрушки сейчас очень дорогие, их необязательно покупать в магазине, можно сделать самим.

- И мы сейчас с вами представим, что превратились в настоящих дымковских мастериц! А кого будем расписывать - вы мне скажете сами.

Послушайте загадку и скажите мне, о ком или о чем идет речь?

С бородой, а не мужик

С рогами, а не бык.

С пухом, а не птица.

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Козлик)

- Из чего делали дымковскую игрушку? (Из белой глигны)

- Какие цвета использовались при росписи? ( контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги, яркую многоцветную роспись (4-8 цветов). В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики)

- Какие элементы используются в росписи? (простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки, причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований друг другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи)

- Что символизируют узоры и цвета в таких игрушках? ( В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Игрушкам приписывали магическую силу. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой.

Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках, точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.

Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями, то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать - земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразными с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага .

- Молодцы, ребята! А теперь, можно приступить к работе. Напомню, что в среди игрушек таких, нет ни одной повторяющейся, все игрушки индивидуальные, отличаются своей непохожей красотой.

Напоминаю ребятам, а родителей знакомлю с основными приемами работы в технике «пластилинография». Готового козлика предлагаю дополнить красивыми блестящими элементами в виде самоклеящихся страз.

Сегодня Вы узнали об истории создания и приёмах росписи дымковской игрушки. Проявили интерес к традиционной культуре народа-расписали дымковского козлика. Давайте посмотрим, какие козлики сегодня получились.

Оформляем выставку из работ.

Все игрушки не простые,

А нарядно – расписные,

Белоснежны как березки –

Кружочки, клеточки, полоски,

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Даша с мамой терпеливо трудятся над своим козликом)

Сонечка с мамой и сестрёнкой)

Чудо расписной козлик от Егора) Постарались на славу вместе с папой и мамой.

Мудрость народного творчества

Игрушка – это то, что дарит радость и хорошее настроение не только детям, но и взрослым! Народные игрушки – своеобразный памятник культуры, который соединяет в себе декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство и даже музыкальные элементы!

Игрушка – это то, что дарит радость и хорошее настроение не только детям, но и взрослым! Народные игрушки – своеобразный памятник культуры, который соединяет в себе декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство и даже музыкальные элементы! (фото 1)

С помощью крючка и пряжи создала образ дымковской игрушки – одного из самого известного народного промысла. Родилась игрушка в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки, ныне это город Киров. Конечно же о точной копии не может быть и речи, слишком разный материал!

С помощью крючка и пряжи создала образ дымковской игрушки – одного из самого известного народного промысла. Родилась игрушка в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки, ныне это город Киров. Конечно же о точной копии не может быть и речи, слишком разный материал! (фото 2)

При создании своей барышни опиралась на описание из интернета. Отличительные черты: силуэт отличается плавностью и округлостью. Множество лепных деталей – косички, жгуты, воланы. Мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке. Элементы орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки. Используются яркие цвета, а также приглушенные – голубой, розовый, оранжевый, коричневый.

При создании своей барышни опиралась на описание из интернета. Отличительные черты: силуэт отличается плавностью и округлостью. Множество лепных деталей – косички, жгуты, воланы. Мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке. Элементы орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки. Используются яркие цвета, а также приглушенные – голубой, розовый, оранжевый, коричневый. (фото 3)

Фото вдохновителей из интернета – это девушки водоноски. Ещё название – Барыня с коромыслом или Барыня-водоноска.

Фото вдохновителей из интернета – это девушки водоноски. Ещё название – Барыня с коромыслом или Барыня-водоноска. (фото 4)

Подобрала пряжу и определилась с силуэтом.

Подобрала пряжу и определилась с силуэтом. (фото 5)

Что у меня получится - даже не представляла! Начала с головы и туловища.

Что у меня получится - даже не представляла! Начала с головы и туловища. (фото 6)

Ручки гибкие - использовала каркас.

Ручки гибкие - использовала каркас. (фото 7)

Связала головной убор.

Связала головной убор. (фото 8)

Вместо волн у меня зигзаги.

Вместо волн у меня зигзаги. (фото 9)

Для устойчивости игрушки юбку плотно набила синтепоном, вложила картонный круг.

Для устойчивости игрушки юбку плотно набила синтепоном, вложила картонный круг. (фото 10)

Оформила лицо: глазки, бровки, носик и ротик – вышила. Бусы и серьги сделала из бисера и бусин, щечки - фетр.

Оформила лицо: глазки, бровки, носик и ротик – вышила. Бусы и серьги сделала из бисера и бусин, щечки - фетр. (фото 11)

Теперь очередь фартука.

Теперь очередь фартука. (фото 12)

Казалось бы, что проще? Но получился с третьей попытки!

Казалось бы, что проще? Но получился с третьей попытки! (фото 13)

Украшение из кружочков.

Украшение из кружочков. (фото 14)

Вот Барыня готова!

Вот Барыня готова! (фото 15)

Теперь свяжем ведёрки.

Теперь свяжем ведёрки. (фото 16)

А коромысло? (фото 17)

Вот и коромысло! Использовала синельную проволоку, так как вязанное коромысло получилось бы грубоватое и толстоватое.

Вот и коромысло! Использовала синельную проволоку, так как вязанное коромысло получилось бы грубоватое и толстоватое. (фото 18)

Покрутимся! (фото 19)

Дымковская Барыня (фото 20)

Дымковская Барыня (фото 21)

Работа выполнена из пряжи Пехорка детская новинка, крючком 1,75. Кружочки на фартуке – из пряжи Пехорка ажурная. Каркас – проволока 0,9мм и синельная проволока. В незначительном количестве использован бисер и бусины, кружочки фетра. Наполнитель – синтепон. Высота игрушки – 16 см.


Валечка, БРАВО Вашей фантазии и золотым ручкам - ПРЕКРАСНАЯ ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ!

Елена Ивановна! Спасибо огромное!

Валентина,какая же Вы выдумщица, прекрасная получилась дымковская барышня,да очаровательная какая! Здорово!

Как интересно - дымковская игрушка крючком ! Неожиданно и красивое и аккуратное исполнение !

Хороша барышня в ярком наряде, да краснощёкая

Какая красивая. А идея великолепная какая, ммм. 😍😍😍

Как же мне нравится Ваша барышня.

Ну, до чего же хороша! Просто прелесть!

Ладная! Статная! Сплошное ОЧАРОВАНИЕ.

Спасибо, Вера Михайловна!

Ой, Валюш, как здорово получилось! Я вот даже не представляю, как все такое малипусенькое вязать. Умничка, барышня - загляденье.

Игрушка совершенно очаровательная! И никогда не разобьется! И6рай хоть заиграйся, яркая, нарядная!👍👏👏👏👏👏🌹

Спасибо, Татьяна Ивановна!

Я не сразу поняла, что барышня связана крючком))) Просто чудесно получилось, очень похоже на оригинал, браво.

Ух ты! Вязанная Дымковская игрушка! Обожаю дымковскую игрушку. А в твоем исполнении - огонь! Скажи, вот как можно связать такую мелочь так красиво и качественно?!

Спасибо, Люда! В последнее время мелочевка даётся с трудом, зрение сильно "подсело".


Спасибо, Николай Михайлович!

замечательная игрушка получилась

Ух ты ж,Валя. Боже,какая ты молодец! Это потрясающе! Чудеснейшая Дымковская Барышня!! В таком варианте,вязаном,я ещё не видела! Браво,браво!!

Сплошное очарование, игрушка получилась замечательной. Восторг и восхищение

Спасибо, Альбина Николаевна!

Красавица! Барыня барыней, больше никак не назовешь!

Спасибо, Ольга Викторовна!

Даже представить не могла , что такую барышню можно связать ! Замечательная работа !

Валентина, какая очаровательная Барыня! Я в восторге! Умничка!

Спасибо, Вера Андреевна!

Надо же, вязаная барышня! Прелесть какая! И ведерочки вязаные - как мило!

Мудрость народного творчества

На создание карусели вдохновила меня вот эта картинка.

На создание карусели вдохновила меня вот эта картинка. (фото 2)

Мне очень хотелось, чтобы карусель крутилась, поэтому обратилась за помощью к мужу. Алёша согласился с моей идеей и приступил к исполнению технической части.

Мне очень хотелось, чтобы карусель крутилась, поэтому обратилась за помощью к мужу. Алёша согласился с моей идеей и приступил к исполнению технической части. (фото 3)

Для корпуса карусели использовали заготовки от часов. Крепление дисков и основание для оси было выточено из металла.

Для корпуса карусели использовали заготовки от часов. Крепление дисков и основание для оси было выточено из металла. (фото 4)

В основание вставлен подшипник и ось. Ось Алёша использовал от старого принтера, проточил диаметр под подшипник.
Электродвигатель с редуктором, отсек для батареек, выключатель взял от старой игрушки, шкив на мотор выточил на станке. В процессе работы Алёша предложил чтобы во время движения карусель светилась и мигала. Мигающие светодиоды он использовал от старой гирлянды. Собрал электросхему. Механическую часть закрепил к основанию на винты, светодиоды и провода на горячий клей. В итоге всё крутится и мигает, как у настоящей карусели.

В основание вставлен подшипник и ось. Ось Алёша использовал от старого принтера, проточил диаметр под подшипник. Электродвигатель с редуктором, отсек для батареек, выключатель взял от старой игрушки, шкив на мотор выточил на станке. В процессе работы Алёша предложил чтобы во время движения карусель светилась и мигала. Мигающие светодиоды он использовал от старой гирлянды. Собрал электросхему. Механическую часть закрепил к основанию на винты, светодиоды и провода на горячий клей. В итоге всё крутится и мигает, как у настоящей карусели. (фото 5)

Установлены на место пол и крыша карусели. Выключатель в процессе заменили бесконтактным, который взяли от датчика сигнализации. Зачем заменили выключатель расскажу чуть позже.

Установлены на место пол и крыша карусели. Выключатель в процессе заменили бесконтактным, который взяли от датчика сигнализации. Зачем заменили выключатель расскажу чуть позже. (фото 6)

Итог работы Алексея.

Итог работы Алексея. (фото 7)

А дальше к работе приступила я.

А дальше к работе приступила я. (фото 8)

Это заготовочки барышень.

Это заготовочки барышень. (фото 9)

Потихоньку начинают одеваться и преображаться.

Потихоньку начинают одеваться и преображаться. (фото 10)

Одна барышня готова, вторая на подходе, а кавалеры пока ещё в разобранном виде.

Одна барышня готова, вторая на подходе, а кавалеры пока ещё в разобранном виде. (фото 11)

Ну вот и всё готово.

Ну вот и всё готово. (фото 12)

Покажемся поближе.
Забыла сфотографировать всех четверых вместе. А так как кавалеры уже приклеены, то сфотографировала их по одному с барышнями.

Покажемся поближе. Забыла сфотографировать всех четверых вместе. А так как кавалеры уже приклеены, то сфотографировала их по одному с барышнями. (фото 13)

Дымковская карусель (фото 14)

Крыша карусели. (фото 15)

Это карусель в движении. Ну, а теперь расскажу наш маленький секретик. Мы решили заменить выключатель на бесконтактный, потому что было бы сложно его включать. Я сделала афишу, внутри которой приклеен магнит и когда афишу ставишь рядом с каруселью, то она приходит в движение и начинает мигать.

Это карусель в движении. Ну, а теперь расскажу наш маленький секретик. Мы решили заменить выключатель на бесконтактный, потому что было бы сложно его включать. Я сделала афишу, внутри которой приклеен магнит и когда афишу ставишь рядом с каруселью, то она приходит в движение и начинает мигать. (фото 16)

На афише написан зазывающий стишок:
До чего же хороша
Наша карусель!
Приходи на ней кататься -
Приглашай друзей!

На афише написан зазывающий стишок: До чего же хороша Наша карусель! Приходи на ней кататься - Приглашай друзей! (фото 17)

Ну, и ещё поближе дамы с кавалерами.

Ну, и ещё поближе дамы с кавалерами. (фото 18)

Дымковская карусель (фото 19)

Вот такую карусельку мы с Алёшей сотворили! Мы оба очень довольны нашим детищем!

Спасибо всем, кто заглянул в гости!

Оляааа! Бесподобная игрушка. Да ещё и работает.

Классные вы с Алексеем мастера!

Верочка, спасибо огромное. Да, я очень хотела, чтобы она крутилась и безумно рада, что Алёша меня поддержал!

Ольга, они чудо как хороши)

Спасибо большое, Марианна!

Очень интересная и эффектная работа! Здорово!

Спасибо! Рада, что нравится!

Оля, Алеша, БРАВО. Классная игрушка получилась!

Спасибо большое, Нина! Нам очень приятно!

БРАВО Мастерам очень интересная работа

Наталия, спасибо огромное.

Олечка, просто потрясающе. Мало того, что дамы и кавалеры невероятно красивы, так ещё все крутится. Я восторге от вашей с Алексеем работы. Семейные работы, имеют особую силу и энергетику. Молодцы.

Женечка, спасибо огромное за восторг и добрые слова.


Ребята, ну это фантастика.

С восхищением рассматривала каждую детальку, столько любви в работе, мелкие детальки выполнены так аккуратно, что диву даешься. А какие дамы и кавалеры на каруселе: изысканные модницы и модники. Работа шедевральная. Вживую это вообще КРАСОТА, смотреть колоссальное удовольствие.

Здравствуйте страна мастеров. Вот готова моя вторая дымковская игрушка. Выставляю небольшой мастер класс. Барыня у меня получилась 26 см.

Здравствуйте страна мастеров. Вот готова моя вторая дымковская игрушка. Выставляю небольшой мастер класс. Барыня у меня получилась 26 см. (фото 1)

 Здесь МК индюка.Техника изготовления похожа. https://stranamasterov.ru/node/961900 (фото 2)

Для работы нам понадобится - бутылка пластиковая, газета,фольга, клей ПВА, скотч, соленое тесто, краски и лак.

Для работы нам понадобится - бутылка пластиковая, газета,фольга, клей ПВА, скотч, соленое тесто, краски и лак. (фото 3)

От бутылки 1,5 или 2 литра отрезаем верх- это будет юбка. Делаем из фольги два шарика- голова и туловище. Можно шарики сделать из чего угодно. Скрепляем конструкцию термопистолетом. Я для прочности обмотала все малярным скотчем. Обклеиваем газетами (папье-маше).Пока сушиться можно приготовить соленое тесто.

От бутылки 1,5 или 2 литра отрезаем верх- это будет юбка. Делаем из фольги два шарика- голова и туловище. Можно шарики сделать из чего угодно. Скрепляем конструкцию термопистолетом. Я для прочности обмотала все малярным скотчем. Обклеиваем газетами (папье-маше).Пока сушиться можно приготовить соленое тесто. (фото 4)

Рецепт соленого теста выбрала самый простой. Два стаканчика муки, один соли мелкой и один воды. Замесила и поставила в холодильник до утра. Фотку с папье-маше забыла сделать, сразу приступила к лепке. Делаем ручки, туловище и фартук .

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект мастер-класса Дымка.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г.ШАХТЕРСКА

УГЛЕГОРСКОГО муниципального района

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов

«Народный художественный промысел – дымковская игрушка»

Педагог дополнительного образования

Максюта Зинаида Карловна

пгт Шахтерск 2017г.

Тема: «Народный художественный промысел – дымковская игрушка»

Цель : расширение знаний педагогов о народном художественном промысле - дымковской игрушке, побуждение к народным традициям.

- расширить знания педагогов о – народном промысле дымковская игрушка;

- сформировать умение выполнять элементы дымковской росписи, используя разнообразные приемы работы кистью, тычком;

- побуждать интерес и уважение к народным промыслам, к традициям;

- рекомендовать для дальнейшего использования в своей работе.

Тип занятия: мастер-класс

Оборудование :

для педагога - мастера : проектор, книги с иллюстрациями о народном творчестве, игрушки дымковской игрушки - барышни, кормилицы, животные, птицы, игрушки, предметы быта других народных промыслов, таблица с элементами дымковской росписи, народная музыка.

Для участников : таблицы «Элементы дымковской росписи» ( приложение 1,2,3), размер 1/2 А 4 альбомный лист (для каждого участника), заготовки – игрушек дымки ( барышни, лошадки, козлики, барашки), для росписи, белила, наборы красок гуаши, емкость для воды, салфетки, подставки, кисти -2,4,5, тычки.

1. Организационный момент. ( слайд 1)

Хочу с вами поделиться опытом своей работы как я с помощью народного декоративно- прикладного творчества воспитываю интерес и уважение к художественным промыслам нашей страны. В связи с возрождением интереса к народным промыслам, у нас в районе прошел мастер-класс на тему «Русско – славянский орнамент в росписи», в котором три педагога с нашего ДДТ приняли участие (слайд 2).

В декабре 2016 г. я приняла участие в районном мероприятии «Город мастеров» в рамках региональной инновационной площадки с мастер-классом «Роспись Дымковской игрушки», участниками которого были дети из ДДТ Шахтерска, Углегорска, села Никольского (слайд 3,4).

Для стимулирования интереса у детей к декоративному рисованию, я в свою программу «Изобразительное творчество» я внесла изменения: увеличила количество часов в блок «декоративное рисование» и ввела занятия по лепке.

Новизной программы стали лепка и роспись народных игрушек из глины и соленого теста, до этого мы расписывали плоскостные игрушки.

(слайд №5 Лепка № 6 «Конкурсы»)

Актуальность программы заключается в том, что дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры. Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и уменмя в различных ситуациях, приобщает детей к народным промыслам нашей страны.

(слайд 7, 8 дети на занятиях)

Предлагаю посмотреть мини выставку детских работ и рисунков «Народные умельцы».

- Какие виды народных промыслов вы знаете? А можете ли вы один промысел отличить от другого? (показываю иллюстрации росписей и игрушек ответы педагогов - городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская, филимоновская, палехская миниатюра, богородская игрушка…).

Обращаю внимание на стол с игрушками (дымковская игрушка), послушайте стихотворение:

Игрушки эти не простые,

Они волшебно – расписные!

Простой, казалось бы узор

Но отвести не в силах взор!

- Как называется эта игрушка? (дымковская).

Сегодня мы поговорим об игрушках, но не обычных, а о народных игрушках, а именно о дымковской игрушки и я познакомлю вас с элементами росписи этой игрушки, проведу с вами мастер- класс.

Рассматриваем, описываем игрушки.

Фигурки барышень в шляпках, с муфтами, с зонтиками, с сумочками. На голове кудри. На плечах перелина, пышные рукава. По низу юбки или передника оборки. Фигурки в кокошниках с детьми на руках изображают кормилицу, няньку или мамку. Многоцветный веселый узор украшает фигурки людей и животных. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом. Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем. На его груди сияет круг - символ солнца.

Приглашаю сесть за столы.

Рассказ: «Секреты глиняной игрушки из Дымково».

Слобода Дымково расположена на окраине старинного города Вятка (ныне г.Киров)

Народные мастера жили в деревянных домах слободы за рекой и каждый день топились печи. Появление над крышами дыма значило, что скоро наступит пора ставить для обжига в печи игрушки, но они не обжигалась при высокой температуре, а лишь прокаливалась, после чего расписывалась. Может быть, поэтому и назвали слободу Дымково. Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья». Почему «Свистунья», думаю, что вы догадались (потому что первоначально дымковская игрушка была свистулькой).

- Представте, что сегодня вы народные мастера из Дымково и будете расписывать игрушки. Выбирайте себе игрушку. (слайд 9)

Эти игрушки дети моего объединения слепили для нашего мастер-класса, выберите себе игрушку и будем ее расписывать. Предлагаю вам сначало забелить игрушку (покрыть белой краской). Пока игрушка будет подсыхать, мы рассмотрим таблицу.

Рассматривание таблицы «Элементы дымковской росписи».

- Посмотрите, как красив дымковский узор.

Какие элементы узора повторяются? (круги большие и маленькие, полоски, клеточки, овалы, кольца, точки, волнистые линии).

Разбор таблицы (Приложение №1,2).

- Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетаюжий с гладкокрашенными частями (например, рукава кофты игрушки - показываю барышню и рассматриваем узор). Работаем по таблице 1, 2 (см. приложение)

Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особенный смысл:

o круги – означали солнце,

» волнистые линии – небо,

· маленькие кружочки – семена,


· круг с серединкой – звездочкой – солнце.

Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилища, детей, их поля.

- Давайте вспомним , что такое орнамент? (ответы)

Орнамент это узор, основанный на повторе и чередовании состоящих его элементов, предназначен для украшения различных предметов быта, одежды, обуви…

- Какие краски используют народные умельцы в своих работах? (Цвета насыщенные без оттенков, что создает красочный, праздничный образ).

- Что такое тычок? (ответы ).

Тычок – самый простой из приемов народных росписей, а поэтому нанести рисунок с его помощью смогут даже те, кто не умеет рисовать. В качестве тычка можно использовать ватную гигиеническую палочку, а так же можно использовать обратную сторону кисточки.

Народные мастера узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. И мы с вами попробуем работать без карандаша. Прямая линия наносится концом кисточки вертикально, точки – горошины узор наносится тычком.

3. Практическая работа. С музыкальным сопровождением.

Т.Б. Но перед тем как, приступить к работе, давайте вспомним правила работы с гуашью, с кисточками, тычком (для каждой краски свой тычок). (Ответы)

Под руководством педагога приступают к росписи игрушки.

Прежде чем расписывать игрушку, поупражняйтесь на листе бумаги.

Начинают роспись игрушки с крупных цветовых пятен. Тонкие и темные точки наносят в последнюю очередь. Если темные и светлые цвета расположены рядом, то начинайте со светлого ( Приложение 3 «Символы и значение цвета» (слайд 10).

- Фигурки животных начинают расписывать с опорных деталей - копыта, лапы.

- Кистью работайте свободно, наклоняя игрушку и держа ее за верхнюю часть.

- Не забывайте оставлять белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность.

- Не поднимайте игрушку без надобности над столом или подставкой.

Напоминаю, что основной композиционный прием - ритмичное повторение и чередование элементов.

- Не беда, если круги и полосы получаются неровные.

4. Физминутка.

Русская народная игра «Звонарь» (звучит музыка)

Встали в круг . По считалке выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:

Дили - дон, дили - дон, дили-дон,

Отгадай откуда звон…

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока. Так игра продолжается, пока сзади не окажется 4-6 человек. Остальные играющие оставшиеся в кругу хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончание музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – тот становится водящим.

Продолжение самостоятельной работы - роспись игрушки под музыкальное сопровождение.

5. Итог занятия.

Выставка и анализ работ.

- Расскажите о своих работах. Почему вы выбрали именно такой узор?

- Какую игрушку вы расписывали? (дымковскую)

- Чем отличается дымка от других росписей?

- Что нового, интересного вы узнали о народных прмыслах?

- Какие чувства вы испытывали? (удолетворение, радость, гордость за народных мастеров, свою страну…)

- Какие трудности испытывали?

- Что вам понравилось на нашем мастер-классе?

Работы вам на память.

РЕКОМЕНДАЦИИ

(Слайд 11, 12) Сохранение традиций зависит от нас, чтобы народные промыслы не умирали, предлагаю вам внести в свои программы дополнение, блоки о народных промыслах - изучение песен, танцев с детьми, шитье костюмов или использование некоторых элементов в своих работах. Таким образом вы будите расширять знания детей, продолжать воспитывать интерес к народным промыслам нашей страны. (слайд 13, 14, 15)

Эти вещи, словно диво,

Нынче в гости к нам пришли,

Чоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо- люди, мастера!

(слайд 16) Спасибо, до свидания.

1. 2.Орлова Л. В. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Дымковская роспись.» Москва. Мозаика-Синтез.2005г. стр.16.

3.Рондели Л.Д. « Народное декоративно-прикладное искусство». Москва. Просвещение. 2000г. стр.143.

4. Уткин П.И., Королева Н.С. «Народные художественные промыслы» Москва Просвящение 2010г стр. 226.

Приложениие 1

«Элементы дымковской росписи»


Приложение 2

«Элементы дымковской росписи»


Приложение № 3

«Символы и значение цвета»

Зеленый связан с понятием жизни, символизирет природу, землю, пашню.

Солнечные знаки - круг с пересекаемыми линиями.

Лунные - пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пересечения треугольниках.

Точки в круге или чередующиеся с кругом - знак семян и зародышей

Ромб - знак плодородия.

Прямая линия и сверху волнообразная -небо с облаками,если небо дождевое, с каплями то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом.

Белый - всегда был связан с понятием нравственной чистоты,правды и добра

Черный - говорит о горе, неправде, зле.

Красный - не только символ огня, но и красоты,силы, славы,здоровья.

Голубой - небо.

Две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях - мать земля сыра и зерна в ней.

Читайте также: