Существительное имеющее только форму множественного числа прятки солдатики игрушки книжки

Обновлено: 16.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Урок Русский язык 5 класс ___________________

Тема Тестовые контрольные задания

Тема: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».

Познавательная: дать понятие об именах существительных, которые имеют только форму множественного числа.

Развивающая: продолжить развивать способность определять число имён существительных и отличать существительные, имеющие форму только множественно числа; продолжить развивать умение работать в парах.

Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:тесты

II . Инструкция выполнения

Контрольная работа по теме: «Имя существительное. Часть1»

I - уровень

1. На какие вопросы отвечает существительное?

а) Что делать? Что сделать? б) Какой? Чей? в) Кто? Что?

2. Что обозначает существительное?

а) Предмет. б) Признак предмета. в) Действие предмета.

3. Чем, как правило, является в предложении существительное?

а) Подлежащим. б) Определением. в) Сказуемым.

4. Как изменяется существительное?

а) Спрягается. б) Склоняется. в) Не изменяется.

5. Укажите существительное с буквой О после шипящих в корне слова:

а) ш…рстка; б) крыж…вник; в) ш…лк; г) щ…лка.

6. Найти существительное мужского рода.

а) Горечь. б) Впечатление. в) Тюль. г) Степь.

7. Найти существительное, имеющее только форму ед.ч.

а) Темнота. б) Пустыня. в) Стена. г) Мороз.

8. Найти существительное, имеющее только форму мн. ч.

а) Прятки. б) Солдатики. в) Игрушки. г) Книжки.

9. У какого существительного надо поставить букву И?

а) На станции.. . б) На вокзал.. . в) На перрон.. . г) В отъезд.. .

10. Укажите предложение, в котором существительное является сказуемым:

а) Весна играла ручейками, деревьям косы расплела.

б) Книги – спутники всей нашей жизни.

в) Я прислушиваюсь к голосам детворы за рекой.

г) В это утро мы славно поработали.

II уровень

  1. Найдите предложение, в котором выделенное слово является существительным.

А. Солнце СЕЛО за горизонт.

Б. Бабушка собирается ПЕЧЬ пирожки.

В. Самовар поставили на ПЕЧЬ.

Г. Ветер за ОКНОМ стих.

2.У какого существительного неверно образована форма множественного числа?

1) учитель — учителя 3) мастер — мастера

2)торт — торты 4) доктор — докторы

3. Распределите существительные в 3 колонки: 1 - существительные, которые имеют оба числа, 2 - существительные, которые имеют форму только множественного числа , 3 - существительные, которые имеют форму только единственного числа. Вставленные буквы в словах подчеркните.

1. Ц…ган, грабли, р…стения, очки, в…юга, жалюзи, консервы, вещество, праз…ник.

4. Перепишите, вставить пропущенные буквы в словах, обозначьте род существительных.

Образец: вкусное яблоко (с.р.)

Чист… простыня, известн… актриса, раскидист… дерево, вкусн… картофель, мясн… консервы.

III - уровень

5. Спишите предложение. Вставить пропущенные буквы. Сделайте синтаксический разбор

Рядом с шалаш..м л..сника ст..яли б..гряные клёны и з..л..тые б..рёзы.

Контрольная работа по теме: «Имя существительное. Часть1»

I- уровень (0.5б)

1. На какие вопросы отвечает существительное?

а) Что делать? Что сделать? б) Какой? Чей? в) Кто? Что?

2. Что обозначает существительное?

а) Предмет. б) Признак предмета. в) Действие предмета.

3. Чем, как правило, является в предложении существительное?

а) Подлежащим. б) Определением. в) Сказуемым.

4. Как изменяется существительное?

а) Спрягается. б) Склоняется. в) Не изменяется.

5. Укажите существительное с буквой О после шипящих в корне слова:

а) ш…рстка; б) крыж…вник; в) ш…лк; г) щ…лка.

6. Найти существительное мужского рода.

а) Горечь. б) Впечатление. в) Тюль. г) Степь.

7. Найти существительное, имеющее только форму ед.ч.

а) Темнота. б) Пустыня. в) Стена. г) Мороз.

8. Найти существительное, имеющее только форму мн. ч.

а) Прятки. б) Солдатики. в) Игрушки. г) Книжки.

9. У какого существительного надо поставить букву И?

а) На станции.. . б) На вокзал.. . в) На перрон.. . г) В отъезд.. .

10. Укажите предложение, в котором существительное является сказуемым:

а) Весна играла ручейками, деревьям косы расплела.

б) Книги – спутники всей нашей жизни.

в) Я прислушиваюсь к голосам детворы за рекой.

г) В это утро мы славно поработали.

II уровень (5б)

1. ( 3б)Распределите существительные в 3 колонки: 1 - существительные, которые имеют оба числа, 2 - существительные, которые имеют форму только множественного числа , 3 - существительные, которые имеют форму только единственного числа. Вставленные буквы в словах подчеркните.

1. Ц…ган, грабли, р…стения, очки, в…юга, жалюзи, консервы, вещество, праз…ник.

4. (2б)Перепишите, вставить пропущенные буквы в словах, обозначьте род существительных.

Образец: вкусное яблоко (с.р.)

Чист… простыня, известн… актриса, раскидист… дерево, вкусн… картофель, мясн… консервы.

III- уровень (5б)

5.Спишите предложение. Вставить пропущенные буквы. Сделайте синтаксический разбор

Рядом с шалаш..м л..сника ст..яли б..гряные клёны и з..л..тые б..рёзы.


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и практики современного образования


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы педагогики и методологии общего образования


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 920 727 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

§ 20. Имя существительное

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.
  • Тема: Парные по звонкости-глухости согласные звуки на конце слова
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Морфология и орфография. Культура речи
  • Учебник: «Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.
  • Тема: Имя числительное
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: § 64. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

Оставьте свой комментарий

  • 07.03.2021 125
  • DOCX 18.6 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Малиновская Оксанса Аркадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

121 минута

«Целеполагание. Техники достижения цели»

58 минут

«Роль педагога в формировании личности школьника»

64 минуты

«Как формировать здоровое поколение в современном мире»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ТЕСТ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» 5 КЛАСС 1 вариант

А1. Что обозначает существительное? а) Предмет. б) Признак предмета. в) Действие предмета.

А2. Как изменяется существительное? а) Спрягается. б) Склоняется. в) Не изменяется.

А3. Найти существительное 3-го склонения. а) В степи. б) На солнце. в) У дерева. г) На краю.

А4. У какого существительного надо поставить букву И? а) На станции.. . б) На вокзал.. . в) На перрон.. г) В отъезд.. .

А5. В каком случае нужно вставить о? а) За границ..й. б) С сестриц..й. в) Куриц..й. г) Отц..м.

А6. В каком случае необходимо вставить И? а) Ц..ркуль. б) Ц..ганский. в) Молодц.. . г) Синиц..н.

А7. Каким членом предложения является слово танк в предложении Игрушечный танк подарил мне брат? а) Подлежащим. б) Определением. в) Дополнением.

А8. Имена существительные бывают: а) собственными и нарицательными; б) качественными, относительными, притяжательными; в) частными и общими; г) личными и неличными.

А9. Определите род существительных. Мышь, малыш, пустошь, апрель, руль, тень, кровать, окно, сарай, небо, тополь, фасоль, кофе.

А10. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы: Отборная рож. холодная полноч. камыш..м, над крыш..й, туч..й, глуш. железный ключ. плеч..м к плечу, черная туш. исполнили туш. сторож. марш..м, пастбищ..м, плащ.. .

А11. Непостоянные признаки существительных: а) род, падеж, склонение; б) падеж, число; в) падеж, число, склонение; г) род, падеж;

А12. В каком слове пишется буква Ы? а) ц…ркуль б) акац…я в) ц…плячий г) сестриц…н

B 1. Выпишите из слов, данных в задании 10, только те, что относятся к 3 склонению.

C 1. Объясните в чем основные функции имени существительного?

ТЕСТ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» 5 КЛАСС 2 вариант

А1. На какие вопросы отвечает существительное? а) Что делать? Что сделать? б) Какой? Чей? в) Кто? Что?

А2. Чем, как правило, является в предложении существительное? а) Подлежащим. б) Определением. в) Сказуемым.

А3. Найти существительное мужского рода. а) Горечь. б) Впечатление. в) Тюль. г) Степь.

А4. Найти существительное, имеющее только форму мн. ч. а) Прятки. б) Солдатики. в) Игрушки. г) Книжки.

А5. В каком случае нужен ь ? а) Плащ.. . б) Овощ.. . в) С пастбищ.. . г) Брош.. .

А6. В каком случае необходимо вставить И? а) Ц..ркуль. б) Ц..ганский. в) Молодц.. . г) Синиц..н.

А7. Каким членом предложения является слово танк в предложении Игрушечный танк подарил мне брат? а) Подлежащим. б) Определением. в) Дополнением.

А8. Большинство имен существительных изменяется: а) только по родам; б) не только по родам; в) по числам и падежам; г) по временам.

А9. Определите род существительных. Мышь, малыш, пустошь, апрель, руль, тень, кровать, окно, сарай, небо, тополь, фасоль, кофе.

А10. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы: Отборная рож. холодная полноч. камыш..м, над крыш..й, туч..й, глуш. железный ключ. плеч..м к плечу, черная туш. исполнили туш. сторож. марш..м, пастбищ..м, плащ.. .

А11. Непостоянные признаки существительных: а) род, падеж, склонение; б) падеж, число; в) падеж, число, склонение; г) род, падеж;

А12. В каком слове пишется буква Ы? а) ц…ркуль б) акац…я в) ц…плячий г) сестриц…н

B 1. Выпишите из слов, данных в задании 10, только те, что относятся к 3 склонению.

C 1. Объясните в чем основные функции имени существительного?

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Контрольная работа (тест) по теме «Имя существительное»

1. На какие вопросы отвечает существительное?

а) что делать? Что сделать?

б) какой? Чей?

2. Что обозначает существительное?

а) предмет б) действие предмета в) признак предмета

3. Чем, как правило, является в предложении существительное?

а) подлежащим б) определением в) сказуемым

4. Как изменяется существительное?

а) спрягается б) склоняется в) не изменяется

5. Найти существительное 3-го склонения:

а) в степи б) на солнце

в) у дерева г) на краю

6. Найти существительное мужского рода

а)горечь б) впечатление

в) тюль г) степь

7. Найти существительное, имеющее только форму ед.ч.

а) темнота б) пустыня

в) стена г) мороз

8.Найти существительное, имеющее только форму мн.ч.

а) прятки б)солдатики

в) игрушки г)книжки

9.У какого существительного надо поставить букву И?

а) на станци.. б) на вокзал..

в) на перрон.. г) в отъезд..

10.В каком случае нужен Ь?

а)плащ.. б)овощ.. в)с пастбищ.. г)брош..

11.В каком случае нужно вставить О?

а) за границ..й б)куриц..й

в) с сестриц..й г) отц..м

12.В каком случае необходимо ставить И?

а) ц..ркуль б)ц..ганский

в)молодц.. г) Синиц..н

13.Каким членом предложения являются слово ТАНК в предложении:

Игрушечный танк подарил мне брат.

а) подлежащим б)определением в)дополнением

14.Имена существительные бывают:

а) собственными и нарицательными

б)качественными, относительными, притяжательными

в ) частными и общими

г) личными и неличными

15.Большинство имен существительных изменяется:

а)только по родам б)не только по родам

в)по числам и падежам г)по временам

16.Существительные бывают:

а)одушевленными и неодушевленными б)живыми и неживыми

в)полными и краткими г)собственными и несобственными

17.Большинство имен существительных можно распределить по группам склонения:

а)1-е, 2-е б)1-е, 2-е, 3-е

в) 1-е, 2-е, 3-е, 4-е г) 1-е,2-,3-е,4-е,5-е

18. Определите род существительных:

Мышь, малыш, пустошь, апрель, руль, тень, кровать, окно, сарай, небо, тополь, фасоль, фланель, путь, ключ, день.

19. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы:

Отборная рож. холодная полноч. камыш..м, над крыш..й, туч..й, глуш. железный ключ.. , плеч..м к плечу, черная туш. сторож. марш..м, пастбищ..м, плащ…

20. Непостоянные признаки существительных:

а)род, число, падеж б)падеж, число

в)падеж, число, склонение г)род, падеж


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и практики современного образования


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы педагогики и методологии общего образования


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Краткое описание документа:

Контрольная работа (тест) по теме «Имя существительное«На какие вопросы отвечает существительное?а) Что делать? Что сделать?б) Какой? Чей?в) Кто? Что?2. Что обозначает существительное? а) предмет б) действие предмета в) признак предмета3. Чем, как правило, является в предложении существительное? а) подлежащим б) определением в) сказуемым4. Как изменяется существительное? а) спрягается б) склоняется в) не изменяется5. Найти существительное 3-го склонения: а) в степи б) на солнце в) у дерева г) на краю6. Найти существительное мужского рода а)горечь б) впечатление в) тюль г) степь 7. Найти существительное, имеющее только форму ед.ч. а) темнота б) пустыня в) стена г) мороз8.Найти существительное, имеющее только форму мн.ч. а) прятки б)солдатики в) игрушки г)книжки 9.У какого существительного надо поставить букву И? а) на станци.. б) на вокзал.. в) на перрон.. г) в отъезд..10.В каком случае нужен Ь? а)плащ.. б)овощ.. в)с пастбищ.. г)брош..11.В каком случае нужно вставить О? а) за границ..й б)куриц..й в) с сестриц..й г) отц..м12.В каком случае необходимо ставить И? а) ц..ркуль б)ц..ганский в)молодц.. г) Синиц..н13.Каким членом предложения являются слово ТАНК в предложении: Игрушечный танк подарил мне брат. а) подлежащим б)определением в)дополнением14.Имена существительные бывают: а) собственными и нарицательными б)качественными, относительными, притяжательными в ) частными и общими г) личными и неличными15.Большинство имен существительных изменяется: а)только по родам б)не только по родам в)по числам и падежам г)по временам16.Существительные бывают: а)одушевленными и неодушевленными б)живыми и неживыми в)полными и краткими г)собственными и несобственными17.Большинство имен существительных можно распределить по группам склонения: а)1-е, 2-е б)1-е, 2-е, 3-е в) 1-е, 2-е, 3-е, 4-е г) 1-е,2-,3-е,4-е,5-е18. Определите род существительных: Мышь, малыш, пустошь, апрель, руль, тень, кровать, окно, сарай, небо, тополь, фасоль, фланель, путь, ключ, день. 19. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы: Отборная рож. холодная полноч. камыш..м, над крыш..й, туч..й, глуш.


На этом уроке мы поговорим о существительных, которые имеют только форму множественного числа. Мы разберём основные группы таких существительных и попытаемся выделить их признаки.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

· Как существительные изменяются по числам?

· Какие существительные имеют только форму множественного числа?

· Что нужно знать о таких существительных?

Мы помним, что имя существительное – это такая часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Существительные бывают мужского, женского или среднего рода. Изменяются существительные по числам и падежам.

Нам всегда важно количество предметов, которые нас окружают.

Когда мы называем какой-то предмет – для нас сразу же важно узнать, один этот предмет, или таких предметов несколько. Именно поэтому имена существительные получили возможность изменяться по числам.

Мы уже знаем, что имя существительное может стоять в форме единственного или множественного числа.

Например, ученик – единственное число. Ученики – множественное число.

Мы изменили число слова ученик. Был один предмет, а стало несколько.

При этом по числам могут изменяться существительные всех трёх родов.

Например, лимон – лимоны, груша – груши, яблоко – яблоки.

Существительные мужского, женского и среднего рода образуют множественное число.

При этом составляются пары. Каждое существительное имеет форму единственного числа и множественного.

Но в русском языке есть имена существительные, к которым невозможно подобрать пару по числу.

Посмотрите на такой диалог.


Конечно же, каникула и каникул – это неправильно.

Слово каникулы имеет только форму множественного числа.

А вот слово лень. Можем ли мы образовать форму множественного числа? Нет, это слово всегда стоит в единственном числе.

Слово деньги. Мы опять не можем образовать форму единственного числа. Это слово всегда стоит во множественном числе.

Можно сказать, что такие существительные не изменяются по числам.

У существительных, которые не изменяются по числам, есть два основных вида. Мы уже упоминали о них.

Некоторые существительные имеют только форму единственного числа. Другие существительные имеют только форму множественного числа.

У двух этих типов существительных – свои особенности, о которых мы поговорим.

Начнём мы наш разговор с существительных, которые имеют только форму множественного числа.

Это такие существительные, как часы, грабли, опилки, жмурки. Общим для них является то, что от них невозможно образовать форму единственного числа. То есть, предметы, которые обозначают такие существительные, являются сложными, их как бы много.

Рассмотрим подробнее, какие существительные имеют только форму множественного числа.

Во-первых, это названия парных и составных предметов. Такие, как очки, брюки, шахматы, счёты, перила.


Предметы, которые они обозначают, состоят из двух или более частей. Причем, если эти части разъединить – предмет перестанет быть собой и выполнять свою функцию. Поэтому такие существительные могут стоять только во множественном числе.

Во-вторых, только форму множественного числа имеют некоторые названия веществ и материалов. Например, сливки, дрожжи, макароны, консервы, духи.


Можно ли выделить из этих веществ какую-то единицу? Нет, в основном они представляют собой что-то однородное – как сливки. Или что-то, состоящее из множества мелких частей – как макароны. Поэтому такие слова могут стоять только во множественном числе.

В-третьих, только множественное число имеют некоторые названия действий, обрядов, игр и так далее.

Например, выборы, проводы, именины, прятки, жмурки.

Все эти явления довольно сложные. Они включают в себя несколько действий. Поэтому такие слова не могут иметь форму единственного числа.

Названия явлений природы, отрезков времени иногда имеют только форму множественного числа. Например, сутки, сумерки, потёмки, будни, осадки.

Если мы как следуем присмотримся к таким словам, то поймём, что в эти понятия включается несколько явлений. Сутки – это и день, и ночь вместе. Сумерки – и темнота, и немного света… и так далее. Поэтому такие слова всегда стоят в форме множественного числа.

Некоторые географические объекты тоже употребляются только в форме множественного числа.

Например, Гималаи, Горки, Балканы, Альпы, Карпаты

Чаще всего такое бывает, когда речь заходит о названиях горных цепей. Ведь в них много гор, поэтому и названия стоят во множественном числе.

А теперь вернёмся к диалогу о каникулах и обратим внимание на одну интересную особенность. Мальчик не может определиться – какого рода слово могло бы быть в единственном числе. Каникула или каникул?

Мы не можем определить род таких существительных. Ведь во множественном числе у всех существительных похожие окончания. И если слово употребляется только во множественном числе – непонятно, какого оно рода.

Склонение таких существительных тоже невозможно определить. Возьмём слово сливки. К какому склонению относится это слово?

Но ведь чтобы определить склонение, нужно знать окончание существительного в форме единственного числа.

Значит, такие существительные склоняются по образцу других существительных в форме множественного числа.

Нужно правильно употреблять существительные, которые имеют только форму множественного числа.


Итак, что же нам требуется запомнить?

В русском языке есть имена существительные, которые имеют только форму множественного числа.

Такие существительные обозначают сложные и парные предметы (брюки, грабли), вещества (сливки, опилки), действия (жмурки, выборы), явления природы, отрезки времени (сутки, сумерки). И так далее.

У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется род и склонение.

В русской грамматике ряд существительных употребляются только в форме множественного числа. Укажем их, разделив по значению на группы.

Категория числа является непостоянным морфологическим признаком имен существительных.

Категория числа у существительных

Форма единственного и множественного числа существительных

Формы числа имеют все существительные, способные подвергаться счёту. Это, как правило, конкретные по значению слова, которые обозначают считаемые предметы и могут употребляться в сочетании с именами числительными. В русском языке по значению и формам различают два числа:

Большинство существительных употребляются в обеих формах:

  • комната -комнат ы ;
  • редактор — редактор ы ;
  • дерево — деревь я ;
  • луг — луг а .

Форма множественного числа существительного образуется от формы единственного при помощи окончаний и-/ы или -а/-я, а также -е, например:

  • книга — книг и ;
  • датчанин — датчан е ;
  • море — мор я ;
  • бревно — брёвн а ;
  • бухгалтер — бухгалтер ы ;
  • вещь — вещ и .

В русском языке можно указать и другие способы образования форм множественного числа имен существительных, например с помощью суффиксов:

У некоторых существительных формы множественного числа образуются с помощью усечения основы:

  • цветок — цвет -ы,
  • крестьянин — крестьян -е.

Укажем также способ образования форм множественного числа с помощью чередования суффиксов в основе, например:

  • тел ёнок — тел ят а;
  • слон ёнок — слон ят а;
  • мыш онок — мыш ат а.

Не обойдем вниманием и такой способ образования форм числа существительных, как супплетивизм, когда формы единственного и множественного числа имеют разные корни, например:

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

В русском языке выделяется группа существительных, которые употребляются только во множественном числе и не образуют формы единственного числа. Такие слова не имеют категории рода, поэтому не могут быть отнесены ни к одному из трех склонений, а изменяются по особому типу склонения как существительные множественного числа.

Употребляются только во множественном числе

Имеем в виду, что у таких существительных грамматическая категория числа является постоянным морфологическим признаком.

Примеры

Чтобы отличить существительные, имеющие форму только множественного числа в русском языке, определим, что по значению их можно разделить на группы:

Слова, имеющие вещественное значение (вещественные существительные):

Названия игр, отрезков времени и состояний природы

Названия сложных или парных предметов

Эти существительные сочетаются в именительном и винительном падежах с собирательными числительными:

Собственные имена существительные

Названия действий

Читайте также: