Светлана сладкова ватная игрушка

Обновлено: 02.05.2024

Но сама я никогда бы до такого не додумалась, да и без мастера-наставника не справилась.

После мастер-класса. В центре Анастасия Леонова, именно она проводила наш мастер-класс. Фотография сделана Анастасией Захаровой.

После мастер-класса. В центре Анастасия Леонова, именно она проводила наш мастер-класс. Фотография сделана Анастасией Захаровой.

Сегодня Дороги радости вновь приглашают вас в свой любимый мир – в страну Детства, в новогоднее время, где взрослый может почувствовать себя ребенком.

О елочных игрушках у меня есть серия очерков. Вот ссылка на первый:

В Москве открылся музей ватной игрушки. Находится он в Печатниках, адрес и проезд по ссылке .

Музей небольшой – несколько витрин ватных игрушек. Старшие - 20 годов ХХ века: это девочки на санках с лицами-литографиями и клоун на обруче, у него лицо из папье-маше.

Стекло дает блики, но даже такая некачественная фотография, надеюсь, убедит вас приехать в музей и посмотреть самим. Фото Александры Кудрявцевой

Стекло дает блики, но даже такая некачественная фотография, надеюсь, убедит вас приехать в музей и посмотреть самим. Фото Александры Кудрявцевой

Есть витрина с игрушками тридцатых годов из артели «Все для ребенка», еще одна - с Дедами Морозами и с игрушками эпохи Хрущева.

И самое красивое – современное. Все же новые технологии на старые мотивы, как ни крути, смотрятся.

Современные игрушки сочетают старинные технологии и современные материалы. Таких выразительных лиц на старых игрушках вы не найдете! Фото Александры Кудрявцевой

Современные игрушки сочетают старинные технологии и современные материалы. Таких выразительных лиц на старых игрушках вы не найдете! Фото Александры Кудрявцевой

Всего в витринах музея выставлены игрушки, сделанные мастерами из 22 артелей: московские «Детская игрушка» и фабрики «ИЗО» ЦПКиО им. М.Горького, ленинградские: «Изокульт», «Промигрушка» и «Культигрушка».

Гномы справа из московской артели "Елочная игрушка". Художник Л.В. Старовойт 1938 год. Хоккеист по центру - из лениградской фабрики "Ленигрушка" (1940 -1950 гг).

Гномы справа из московской артели "Елочная игрушка". Художник Л.В. Старовойт 1938 год. Хоккеист по центру - из лениградской фабрики "Ленигрушка" (1940 -1950 гг).

Расцветов у игрушки из ваты было по меньшей мере два:

  • начало двадцатого века, когда елки уже популярны, а стеклянные игрушки запредельно дороги.
  • конец тридцатых годов, когда неприветствовавшийся новогодний праздник внезапно разрешили, а наладить быстро производство других елочных игрушек было просто невозможно. В 1938 году в СССР ватные игрушки выпускало 61 предприятие.

Сейчас, я уверена, ватная игрушка переживает третье рождение.

Мастера современной ватной игрушки объединились только в 2018 году, а уже через год на первый конкурс было заявлено 462 работы!

Такие игрушки, если их не мочить, проживут и 100 лет. А может, даже и 200! Фото Александры Кудрявцевой.

Такие игрушки, если их не мочить, проживут и 100 лет. А может, даже и 200! Фото Александры Кудрявцевой.

На экскурсии, которая длится час, расскажут:

  • про елку в России и СССР,
  • про то, чем отличался Дед Мороз, выпущенный из ленинградских артелей от московского
  • как называется материал, из которого теперь делают лица ватных игрушек.

Экскурсии заявлены два раза в день – в два и в четыре (в понедельник, как и положено музею, выходной). Стоимость – по 100 рублей с человека.

После рассказа предлагается мастер-класс. Сделать и расписать такой грибочек как у меня – 400 рублей, завернутую куколку с личиком («Пеленашку») – 1200. А если хочется просто походить по музею, без гида – платить не нужно.

Вот такой грибочек сделала на мастер-классе я. Мне завернули его с собой, и дома я его еще сутки сушила. Скоро продену веревочку и в декабре повешу на елку. Фото Александры Кудрявцевой

Вот такой грибочек сделала на мастер-классе я. Мне завернули его с собой, и дома я его еще сутки сушила. Скоро продену веревочку и в декабре повешу на елку. Фото Александры Кудрявцевой

Проект изначально задумывался как социальный. И на это получен президентский грант. Радуюсь, когда государственные деньги идут на что-то хорошее.

Слева наш экскурсовод - художник Людмила Комарова, справа - художник, идейный вдохновитель и организатор музея и мануфактуры - Светлана Моднова.

Слева наш экскурсовод - художник Людмила Комарова, справа - художник, идейный вдохновитель и организатор музея и мануфактуры - Светлана Моднова.

Впрочем, одна часть проекта так и продолжает существовать: для мам особенных детей и для дам 50+, потерявших работу, мастер-классы бесплатны.

Дальше кто-то из прошедших обучение будет делать ватные игрушки для себя, как отдушину от забот, а кто-то войдёт в индустрию профессионально, на такое обучение уходит порядка 7 - 10 месяцев.

За два года через проект прошло порядка семисот человек, сто из них – учились дистанционно, через мастер-классы по видеосвязи.

Преимущество работы артелью в творчестве в том, что дело найдется для каждого.

Художник придумывает игрушку, утверждает сигнальный̆ экземпляр, а дальше работа идет артелью: один вертит грибочки, другой расписывает шубы, третий – делает лица. Художниц в мануфактуре "Московская игрушка" человек пять и еще примерно триста – артельщиц. Их работы можно купить ( вот на этом сайте ).

Такой грибок, как сделала я (ну, получше, будем честны) – заявлен по 1100 рублей; лебедь – 2450, ребятишки – около 3000. Грибок можно сделать быстро, а вот на что-то посолиднее уйдёт несколько дней. И это без учета времени на обучение и вынашивание замысла.

В общем, пока небольшой музей еще не стал мейнстримом, бегите срочно, заказывайте мастер-классы своим школьникам и возрастным подругам как подарок на день рождения.

А я буду лелеять мысль, что откроются границы, наступит предновогоднее время, мы снова поедем на рождественские ярмарки и как-то невзначай в маленьком немецком городе встретим киоск с ватными игрушками из России. И я буду очень горда этим.

Если понравилось, буду благодарна за "палец вверх" и подписку на мой канал .

Ватные игрушки для Васвлюблена в вату

День рождения:

Личная информация

Группы:

Акварель, акрил в акварельной технике, ждёт лак и свой образ😍🤗

Светлана Сладкова

Светлана Сладкова запись закреплена

Всем доброго вечера!
Уже смотрит… Ранее выкладывала его в процессе лепки.

Акварель, акрил в акварельной технике, ждёт лак и свой образ

❤

Влюблена в акварель и в вату

Светлана Сладкова

Светлана Сладкова запись закреплена

❤

Пора первоцветов и незабудок заканчивается. Завтра первый день лета…

😉

А мои акварели «заморозили» весну… на бумаге

Анна Пушкина

🥰

Какие же милые акварели.

Светлана Сладкова

Анна, спасибо

Светлана Сладкова

Светлана Сладкова запись закреплена

🥰

Когда утро по-настоящему доброе, в саду кружат птицы поют, заливаются…А может и мой картонажный викторианский ангелок среди них…?

😉

Сегодня уж точно, поливает незабудки

❣

Авторская елочная игрушка, создана по моим личным эскизам, моя фантазия на тему весны
Показать полностью.

Вата, клейстер, акварель, 2 вида антикварной тесьмы, личико снято с антикварной открытки, леечка вылеплена и расписана мной. Болтающиеся ножки делают его невероятно нежным и живым.

🎄

Высота игрушки вместе с полянкой незабудок 11 см
Этот малыш отправится на мою, но я с удовольствием повторю его для Вас.
Так как личико картонажное , повтор будет максимально близким.

Примерный повтор 3800

❤

Влюблена в вату

Елена Колбаско

Светлана, восхищаюсь Вашими работами Какая нежность Милая прелесть⚘ Хочется любоваться и разглядывать эти меленькие детали Чудо.

Светлана Сладкова

Елена, спасибо огромное

Elena Alekseeva

Светлана Сладкова

❤

Elena, благодарю Вас

Светлана Сладкова

Светлана Сладкова запись закреплена

Мой ватный барашек желает Вам доброго утра!
Высотой 5.5 см. Мордочка и рожки проработаны . Невесомый. 1700₽

Винтажная вата, клейстер, роспись акварель.

Остаётся жить на моей , но если вдруг кому приглянулся , примерно с удовольствием повторю для Вас

❤

Влюблена в вату

Юлия Ганджалова

Светлана Сладкова

Юлия, спасибо

Светлана Сладкова

Светлана Сладкова запись закреплена

Акварель, соль и капелька внимания к цвету.

❣

Второе название пульмонария - «лёгочная трава». Издревле использовалась как лекарственная трава при легочных заболеваниях.

Одно из немногих растений, цветы которого при созревании меняют свой цвет

По одной из версий таким образом они подают сигнал насекомым-опылителям

Olga Veryvery-Smile

Как красиво! Произведение искусства

Светлана Сладкова

☺

Спасибо, Оля

Светлана Сладкова

Светлана Сладкова запись закреплена

❤

Там, где живет любовь

Вчера , собирала их в дорогу … и вдруг такой момент Уехали в новый дом

- Боже, я боюсь спускаться на землю!
Показать полностью.

- Не бойся, я пошлю тебе ангела…

- Как я узнаю его ? Ведь я даже не знаю его имени…

❤

- Это не важно, ты будешь звать его « Мама»

❤

Влюблена в вату

Елена Колбаско

Светлана Сладкова

Елена,

Елена Баева

😍

Какая прелесть

Светлана Сладкова

Елена, спасибо

Светлана Сладкова

Светлана Сладкова запись закреплена

Всем мира, любви , душевного спокойствия и гармонии!

🐣

Ватный цыплёнок на подставке дом нашёл.
Показать полностью.

🐣

Его братик в наличии 3800₽ .

🐣

При покупке на всей пасхальной неделе почта по России в подарок

Влюблена в вату

Елена Чуракова

💓

Воистину Воскресе!

Светлана Сладкова

Елена,

Светлана Сладкова

Светлана Сладкова запись закреплена

🤗

Доброго утра желают Вам мои ватные стрекозы под саксофон моего младшего . Приятного просмотра

Вата, клейстер, стеклянные антикварные и современные бусины. Хвостики из антикварных бусин.( выдувное тонкое стекло) В размахе крыльев 10см

Выполнены на заказ. Примерный повтор 1500₽
Показать полностью.
Могут украсить или интерьер. Фантазируйте

Стрекоза - одно из древнейших насекомых, ее останки найдены в отложениях каменного угля юрского периода. Эти изящные насекомые не только выжили, но и распространились по всему свету.

Символизм стрекозы отражает ее ловкие движения и различные природные способности. Считается, что стрекозы выражают перемены и преобразования в нашей жизни, а также способность принимать их без тени страха, умение справляться со всем , что возникает на пути.

Насекомые как образ и символ стали невероятно популярным мотивом в Викторианскую эпоху. И стрекоза не стала исключением.

А в эпоху модерна эти элегантные создания приземлились на пояса и браслеты прекрасных дам. Они стали одним из ведущих мотивов стиля модерн.

Произведения обоих периодов черпали вдохновение у японских изображений стрекоз, которые отражали яркое проявление света и радости

❤

Влюблена в вату

Пусть доброе утро каждого станет еще добрее🤗 И пусть видео с птичьими трелями останется в ленте и поднимет Вам настроение🥰 Смотрите со звуком… Даже не верится , что 15 лет назад это был участок, поросший бурьяном. Практически все выращено либо из семян ( туи в том числе) либо из черенков ( можжевельники) Всегда говорю : глаза боятся , а руки делают. Мой сад - место , где я рисую на земле… можно читать это буквально. Его планировала изначально на миллиметровке 😊😉

Доброго утра всем❤️ Малыши оживают… на фото чуточку увеличены, практически 1:1 Мальчишка 2 см от макушки до подбородка, его сестрёнка чуть крупнее. По-моему пара сложилась🤗😉 А Вам как кажется?🥰 Вылеплены и расписаны мной. Акварель, акрил в акварельной технике. Ждут лак Влюблена в вату❤️

Ещё один картонажный паж отправился в новый дом. Несёт своей даме сердечко❤️ Вата, клейстер, акварель, винтажные бархат, тесьма; металл, кружево, бисер. Личико снято с антикварной открытки. Около 11,5 см в высоту. Примерный повтор 3800₽ На моей ёлочке тоже он есть. Нежный, невесомый и очень атмосферный.🥰 Влюблена в вату❤️

Всем доброго вечера. 🥰 Как-то я выкладывала его , но в процессе лепки. Сейчас уже смотрит🥰 Роспись - это так волнительно для меня , всегда… Каким будет личико… ?Весёлым, задумчивым, озорным, на чем-то сфокусированным… и главное все-таки - живым…❣️😉🤗 Вылеплен и расписан мной❤️ Акварель, акрил в акварельной технике, ждёт лак Влюблена в вату❤️

Звездочёт . Ватная игрушка. Около 10,5 см без колпака. Невероятно нежный и невесомый🤗🥰 Выполнен на заказ. В данный момент заказы смогу взять только на первую половину августа. Вата, клейстер, акварель, текстиль. Полностью моя работа ( от эскиза , лепки/росписи личика и далее) Примерный повтор 5000₽ Влюблена в вату❤️

Мой звездочёт, выполненный на заказ по моему личному эскизу , желает Вам яркого дня!🤗❤️ Вата, клейстер, акварель . Около 10,5 см без колпака. Невесомый и очень миниатюрный. Полностью моя фантазия и работа ( от лепки/ росписи личика и далее) Примерный повтор 5000₽ Влюблена в вату❤️

Всем доброе утро! Просто мое рабочее место😁 ( открытки за стеклом нижний ряд- старинные, выше репринт; от солнца берегу, всё под контролем😉) Влюблена в вату❤️ Готовлю Ваши заказы, игрушечки в работе. На связи🤝

Лето! Где ты заблудилось?🥰🤗 Приближаем лето😍 Корзиночка отправляется к своей новой хозяйке. Может быть елочное игрушкой или декором. Не закреплена на подставке. Примерный повтор 3500₽ Вата, самоотвердевающая глина, акварель, лак. Влюблена в вату❤️

Доброе утро!❤️ Много вопрос в ЛС , какие краски лучше использовать. Отвечаю и сразу оговорюсь : это не резюме, это мой опыт и мои предпочтения. Каждый выбирает то, что ему ближе🤗 Наверное , каждый , кто начинает рисовать , задается вопросом : какие краски лучше использовать? Мое мнение : надо не бояться и пробовать . Нет рецепта и нет волшебной краски! 😉 К тому же все пигменты в красках одни и те же , ну практически, отличается только связующее. Есть Ваши руки, глаза и Ваш опыт … без него никуда. Частенько вспоминаю слова преподавателя по живописи , когда его спросили, мол, ну когда же начнёт получаться как надо : « Вот когда у вас будут мозоли от кисточек - будет как надо»😀 Ну , а если серьезно ( но это опять же мое мнение) 6-7 часов в день с кисточкой ежедневно , и будет как надо. Какие краски использую я … это в основном акварель и красители для ткани. Акрил ооочень ограниченно 🥰 И если брать акварель и акрил , я конечно же выбираю акварель ❤️ и только частично в росписи лиц использую акрил. И опять же в акварельной технике. Это видимо уже привычка. Для меня акрил менее удобен технически ( открыть баночку, закрыть баночку, постоянно следить, чтобы не образовывалась плёнка🤦‍♀️, я ленивая наверное…) Так что экспериментируйте, творите и получайте удовольствие от своей работы. Это самое главное. Ведь именно это состояние ( удовольствие =радость) в итоге определит результат Вашей работы❤️ Влюблена в вату❤️

Шикарный вечер! Потрясающая музыка. Спасибо нашей фее❤️ И эти слова, как только мы сели и услышали , как настраиваются инструменты: « Мама, я так рад! Мама, смотри : будут литавры!» 🥰🥰🥰😊

Дышит утро в окошко твоё, Вдохновенное сердце моё, Пролетают забытые сны, Воскресают виденье весны, И на розовом облаке грёз В вышине чью-то душу пронёс Молодой , народившийся Бог… Александр Блок Мой викторианский ангелок желает Вам доброго утра и отличного дня. ❤️ Вата, клейстер, акварель, перламутр, антикварные стеклянные бусины, антикварное кружево, антикварная канитель. Ангелок снят с антикварной открытки (под лаком). Высота 11 см без «дождя» Примерный повтор 1500₽ Влюблена в вату❤️

sladkova_svetlana_v Фотографии, добавленные недавно. Найти все фотографии, stories из Instagram и другие медиа у sladkova_svetlana_v Ватная игрушка инстаграм странице.

В московский центр ремесел «Семейные традиции» на территории Николо-Перервинского монастыря приходят мамы особенных детей, многодетные и женщины 50+, потерявшие работу. Они осваивают технику изготовления ватной игрушки, общаются, получают возможность отвлечься от семейных проблем, а заодно и заработать.


Игрушка как душа

Весной 2021 года при центре открылся первый в Москве Музей ватной игрушки.

Из посетителей особенно запомнилась пара: ей 86 лет, ему — 96, приехали через пол-Москвы на такси, чтобы посмотреть на игрушки своего детства. Больше часа ходили по музею, сидели на диванчике, рассматривали игрушки. Уезжали счастливые, с подарками.

«Ватная игрушка — это душа», — говорит основатель и руководитель центра Светлана Моднова.


Фото: Мария Муравьева / АСИ

Немного истории

Обычай наряжать елку к Рождеству привезла в Россию из Германии императрица Александра Фёдоровна, урожденная прусская принцесса Шарлотта. Рождественская елка понравилась петербургским аристократам, а потом и всей стране.

Елку украшали конфетами, фруктами, пряниками, орехами в золотой и серебряной фольге. Стеклянные игрушки, появившиеся во второй половине XIX века, стоили дорого, не каждый мог себе позволить. Тогда мастерицы начали делать игрушки из ваты и картона.

В конце XIX века успехом пользовались ватные куклы с проволочным каркасом внутри и лицами из папье-маше. Так возникло ремесло ватной елочной игрушки.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Рождение чуда

Музей ватной игрушки находится в монастырской келье. XVIII век, толстые стены — интернета нет, ничего не отвлекает от работы.

Сегодня на мастер-классе делают балалайку. Проект «Мануфактура «Русская игрушка» для сохранения национальных традиций» получил поддержку Фонда президентских грантов, поэтому занятие бесплатное.


Лариса Юрцева. Фото: Мария Муравьева / АСИ

Занятие ведет Лариса Юрцева. По образованию Лариса — психолог, но с психологией отношения не сложились.

«На третьем курсе нас отправили на практику в детский дом. Сколько лет прошло, а эти дети до сих пор стоят у меня перед глазами. Я вижу, как они бегут ко мне, обнимают, повторяют: «Мама, мама». И мне жалко их. Между тем основное правило психолога — не сопереживать, а просто сочувствовать. Я поняла, что не смогу», — говорит Лариса.

Два года назад она пришла в домодедовский клуб «Особенный ребенок». Там сама стала делать игрушки, прошла обучение и теперь учит других. Ее сыну Максиму 10 лет, у него редкое генетическое заболевание. Он передвигается на коляске.

Первую игрушку Ларисы купил итальянский банк. Она подарила сыну радиоуправляемую машинку, о которой он давно мечтал.

На вопрос, любой ли человек может научиться мастерству или нужны особые способности, Лариса отвечает: «Все у всех получается. Каждый может сделать абсолютно любую игрушку, приходите. Нужно только желание».


Дарья Воронцова. Фото: Мария Муравьева / АСИ

Дарье Воронцовой 24 года. Она пришла на мастер-класс с мамой.

Даша учится на архитектора, оканчивает Российский университет дружбы народов. И у нее уже есть диплом дизайнера из РГУ имени Косыгина. Свое будущее она связывает с творчеством.

«Хочу создавать декорации, игрушки, возможно, театральный реквизит. Мне кажется, этот мастер-класс может стать для меня началом какого-то нового пути», — говорит Дарья.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

«Я хочу, чтобы мой заработок обязательно привносил что-то в мир, в котором я живу, чтобы он улучшал этот мир, чтобы это было полезно не только для меня, но и для всех, кто живет рядом со мной в одном городе, в одной стране, на одной планете», — продолжает Дарья.


Татьяна Погосова. Фото: Мария Муравьева / АСИ

Татьяне Погосовой 62. По образованию она геофизик, по призванию — мастер-кукольник. Всему научилась из интернета и бумажных журналов. Стали делать игрушки с внуком, понравилось, а дальше «как-то само» пошло.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

«Главное — начать, потом остановиться невозможно, — говорит Татьяна. — Это большое отдохновение для души, берешь вату в руки и успокаиваешься».

Свою первую игрушку она продала за 700 рублей: знакомая захотела купить. Потом заработало «сарафанное радио». Заказов много, но продавать игрушки дороже Татьяна пока не решается.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Елена Ялькова — многодетная мама: у нее трое детей, 16, 14 и 10 лет.

«Я люблю старину, собираю новогодние игрушки, — рассказывает Елена. — Но сюда прихожу больше для общения: за 15 лет я отвыкла от людей. Для меня это большая отдушина — арт-терапия и социальная адаптация».


Елена Ялькова. Фото: Мария Муравьева / АСИ

Зарабатывать она пока не планирует. «Сейчас мне хочется отработать технику. Подруга работает в школе при МГУ, предлагает преподавать у них. Я пока не готова, потому что это большая ответственность. А в будущем, почему бы и нет», — рассказывает Елена.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

«Когда есть желание — все получается, — продолжает Елена. — Не сразу, конечно. И выбрасываешь, и рвешь, и огорчаешься. Но потихоньку оттачиваются навыки. Детям тоже, наверное, будет полезно: хорошая возможность их от интернета оторвать».

Как все начиналось


Светлана Моднова. Фото из личного архива

Руководитель центра ремесел «Семейные традиции» Светлана Моднова — художник-модельер и профессиональный управленец.

Она хорошо помнит свою первую игрушку: «Это была потрясающая куколка в розовой шубке. Красивейшая маленькая куколка 12 см. Я пришла на мастер-класс и ушла с этой куклой домой. Потом с ней играла моя дочь».

Светлана подумала, что если кто-то сделал такую красоту, то, может быть, у нее тоже получится.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

«Мне казалось, что это что-то невероятное. Мне захотелось попасть внутрь процесса и понять, как можно из кусочка простой аптечной ваты, которая в то время в магазине продавалась за 40 рублей, сделать человечка», — объясняет Светлана.

Она сделала еще несколько игрушек и стала искать сообщество мастеров, чтобы общаться с ними, учиться, совершенствоваться. Не нашла и решила создать его сама.


Фото: Мария Муравьева / АСИ

В 2017 году появился центр ремесел «Семейные традиции». В него пришли художники, кукольники, мастера ватной игрушки, мультипликаторы. Сегодня центр — единственный в России профессионально занимается продвижением ремесла ватной игрушки.

Артели

Финансирование Фонда президентских грантов и Президентского фонда культурных инициатив позволило осуществить проект в кратчайшие сроки — за три года. Обучение прошли 2 500 мам. 70% — матери детей с особенностями развития и женщины старшего возраста, потерявшие работу, но сохранившие творческий потенциал, готовые быть волонтерами, получить основную или дополнительную занятость.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

«В режиме онлайн мы обучаем практически всю Россию, — говорит Светлана. — Мастер-классы проходят почти каждый день, всего у нас 350 мастер-классов в год. Обучили мастерству, помогли произвести, а теперь что с этим дальше делать? Дальше надо помогать продавать».

Женщины, у которых есть художественный вкус, художественное образование либо просто желание трудиться и зарабатывать, могут участвовать в корпоративных заказах. Центр — единственное место в России, где могут сделать игрушку ручной работы по согласованному образцу из ваты в количестве от одной до 10 тысяч штук.

Это большая круглогодичная работа. Менеджеры, которые отвечают в компаниях за новогодние подарки, обращаются в центр с февраля: начинается обсуждение договоров и согласование сигнальных экземпляров. Отдыхать получается только в январе.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

«Для меня лично было открытием, когда к нам пришли компании, которые сказали: мы сознательно пришли к вам, потому что у вас потрясающее качество игрушки. Это умиление 100-процентное – независимо от того, кому ты это даришь. Кроме того, мы оказываем адресную помощь женщинам, которые создают эти игрушки. И действительно, когда наши мамы особенных детей зарабатывают в конце года 50, 70, 100, 150, 300 тысяч, для них это колоссальная поддержка», — отмечает Светлана.

Есть и трудности. Если мама ребенка с инвалидностью оформляется как самозанятая, она сразу теряет пенсию, а это 10, 20 тысяч рублей в месяц. «Если, например, это 12 тысяч в месяц, получается 144 тысячи в год: это и салфетки, и памперсы, это лекарства. Для них это большие деньги, особенно для тех, кто живет в регионах. Почему мы лишаем матерей возможности заработать?» — спрашивает Моднова.

Покупатели

В центре призывают компании, которые задумываются о новогодних подарках, потратить деньги не на бутылку шампанского или на фабричные игрушки, а на игрушку, которая вызовет радость и восхищение.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Среди заказчиков центра — «Сбербанк Страхование», Правительство Москвы, негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние», «Транснефть», «Ростехкапитал».

По словам Светланы Модновой, это говорит о статусе, о качестве игрушки и о той социальной составляющей, с которой создаются корпоративные подарки.

Кроме того, ватная игрушка — экологичное ремесло: вата и крахмальный клейстер.

Игрушка, которую сейчас приобретают заказчики, может положить начало семейной коллекции: «Самой старой игрушке в нашем музее 90 лет. Если их правильно хранить в коробке, это будут игрушки для детей, внуков и правнуков. Собирайте свои семейные коллекции».

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Елочная ностальгия: как томичка делает ватные игрушки по старинной технологии

— Когда я начинала, никаких мастер-классов не было. Потихонечку сама до всего доходила, — вспоминает художница Наталия Шведова. — В сети нашла книжку «Технология производства советской елочной игрушки». Ватные делались в основном до войны, в 30-40-е годы; позже уже появились стеклянные. А в войну елочные игрушки делали из остатков проволоки, из лампочек. Получается, вата — это уже винтаж. Кроме того, они легкие, прочные, безопасные, не бьются, они долговечные и экологичные. Единственное — боятся влаги.

Она рисовала с детства — в изостудии, потом в детской художественной школе. Делала куклам дома-квартиры и мебель из бумаги. 15 лет назад открыла свою изостудию, уйдя из детского сада, где была воспитателем. Пробовала разное рукоделие: вязала, шила, валяла из шерсти; много лет занималась декупажем. А последние четыре года делает новогодние игрушки из ваты. Тот случай, когда любимое дело стало профессией.

— Я совместила педагогику и рисование, и у меня работа — любимая, не просто хобби. Раз в неделю у меня дети, а целую неделю — игрушки дома. Я рада, что сделала творчество своей профессией — раньше мне это казалось невозможным, — признается моя собеседница.


В ранние советские годы вата была одним из самых распространенных и недорогих материалов для изготовления елочных игрушек. Основой выступал проволочный каркас, вокруг которого и крепилась вата. Лица делали из воска, папье-маше или мастики. После росписи их покрывали клейстером — он защищал игрушки от воспламенения. Костюмы тоже мастерили из ваты или бумаги, раскрашенной в разные цвета. Готовые игрушки посыпали «снегом» из мелкого стекляруса и закрепляли его специальным составом.

И у Наталии основные материалы — проволочный каркас, вата и клейстер. Лица — слепки с лиц антикварных куколок, и каждое она расписывает вручную. Изначально советская ватная игрушка была ремеслом, говорит Наталия. Но для нее это творческий процесс, не ремесленный.

— Мне кажется, если себя не вкладывать, игрушка будет никому не нужна. Люди говорят, что они у меня «живые»: они что-то делают, у них есть эмоции и чувства.

— Много времени уходит на одну игрушку?

— Точно не знаю: я делаю по несколько игрушек параллельно, обычно 13-15 в месяц. В октябре было 26, а в ноябре и декабре — по 30. Эскизы я не делаю — все в голове. Задумываешь, начинаешь делать, а когда появляется лицо — игрушка начинает «хотеть то, что ей хочется». Задумала я дать ей в руки лопатку со снежком, а лопатка или не ложится, или не смотрится. Тогда я начинаю конкретно под нее выбирать.

На одну игрушку ваты нужно не много. Я сначала крашу вату красками для хлопка: она лежит цветная в пластах, потом просто беру нужную.

— А почему дети?

— Во-первых, наверное, возраст, когда начинаешь вспоминать свое детство: как было хорошо и беззаботно. Во-вторых, сейчас в России большой интерес ко всему советскому. Много вещей того периода продается: статуэтки, фарфор, значки, пионерские галстуки. Мне кажется, люди ностальгируют по прошлому.


Несколько елочных мальчишек и девчонок созданы по советским открыткам. Много у Наталии и сказочных персонажей: Красная Шапочка, Золушка, Чиполлино и другие. Она не любит плагиат, поэтому в сюжет всегда старается привнести что-то свое. А игрушки по семейным историям и вовсе уникальны.

— Заказчица из Саратова попросила сделать мальчика с петушком на палочке: рассказала, что ее дедушке Коле папа дал денег на леденец. Он пошел покупать, эти деньги потерял и стоял рыдал, а прохожий ему дал денег, и он купил петушок на палочке. А другая девушка, увидев Даренку из «Серебряного копытца», с драгоценными камнями в шапке, попросила сделать девочку, но с конфетами. У нее была история: бабушка приехала из села в город поступать, подошла какая-то цыганка, сказала, что конфет в шапку насыплет, и в итоге эту шапку «увела». Для девушки эта память имеет значение. Я беру такие заказы, если мне это откликается.

Бывает, люди «влюбляются» в игрушку и просят сделать такую же. Наталия старается не повторять — делать одно и то же ей неинтересно. Да и ручную работу один в один не повторишь, уверена она. Даже два одинаковых слепка — разные, и «точно такой же» мальчик будет немножко другим.

— Одна постоянная покупательница увидела мою игрушку у сестры в Питере и захотела такую же. Я сделала. Она стала смотреть — ту выбирает, эту выбирает, а этого мальчика не замечает: «Ой, он как-то по-другому смотрит». Обидно за игрушки — они как дети. Я делаю до тех пор, пока мне не начнет нравиться: если кому нужно — он возьмет как есть. А не возьмет — себе оставлю. Только у меня ни одной своей игрушки на елке нет — все забрали.


У самой художницы — коллекция советских стеклянных игрушек. С ними елка красивее, ее разглядывать интересно, говорит она. А ее авторских «ребятишек» разбирают, и не только под Новый год. Уезжают они, в основном, в другие города: Питер, Москва, Саратов. В этом году женщина из Швейцарии купила игрушку через «Инстаграм». Бывшие соотечественники за границей тоже неравнодушны к работам томички.

— Однажды я хотела сделать «Девочку со спичками» из новогодней сказки Андерсена. Но не сделала, потому что она грустная. На елке должны веселые и добрые игрушки висеть. У меня есть Чиполлино, Вишенка и Редиска. Из «Алисы» — мартовский заяц и гусеница на грибе. И Баба Яга у меня будет добрая, и Кащей над златом — они пока в планах.

Имена придумываю сама: Ваня, Любаша, Алешка, Маринка-первоклашка, Аленка с подсолнухом. Раньше люди выкладывали в сеть «девочек с лопатками» или просто «ватные игрушки». А я запустила традицию — начала называть. Смотрю, уже все начали имена давать своим «детям». Иногда не могу придумать, и меня просят: «Наташа, назовите!» Люди относятся к ним, как к живым детям. И покупает их определенная категория людей, в основном, старше 40. Мне самой до 40 лет было неважно, что в детстве было, а сейчас все чаще вспоминаю. И эта фраза «Ах, как мы хорошо жили тогда!» — она про эмоции, не про материальное.

В прошлом еще столько разных образов. А что сегодня? Сегодня шалью детей не закутывают и валенки им не одевают — они все ходят в облегченных «мембранках». Раньше, хоть все и одинаковые были, но эти шарфы, шапки, варежки. Все такие антуражные — для ватной игрушки как раз подходящие. Какие современные игрушки сейчас делать — ребенка с сотовым в руке? Я понимаю, что это необходимость, но в тех игрушках. В них есть что-то настоящее, теплое. Что-то такое, что будет всегда.


Фото: Наталия Шведова

— Сейчас у детей нет общения. Их друзья — телевизор и компьютер, а мы дружили реально: дворами бились, были сплоченными, постоянное общение во дворе, секретики. Сегодня у детей много игрушек: они мне показывают — я названия не успеваю запоминать. Для них у них нормальная жизнь. Они любят творчество, и если их заинтересовать — они будут творить. Но они, как мне кажется, меньше приспособлены к жизни, меньше умеют. Мы с шести лет дома оставались одни, манжеты на школьную форму сами пришивали, себя обслужить могли — я папе и себе обед разогревала. Это тема «отцы и дети»: мы всегда будем говорить, что мы жили лучше и были лучше. А они будут своим детям так же говорить. И в сорок лет они свое детство тоже с тоской и теплотой вспоминать будут. Потому что детство - оно беззаботное. Сегодня дети другие — это ни хорошо, ни плохо. Думаю, они счастливые, просто другие.

Мое детство было прекрасным! Летом — у бабушки в деревне, зимой — дома, во дворах с друзьями. Поэтому все оттуда, из детства. Туда невозможно вернуться, а в воспоминаниях можно его увидеть. Потрогать. И повесить на елку.



Фото: Наталия Шведова

Читайте также: