Свистулька птичка дымковская игрушка

Обновлено: 06.05.2024

Конспект занятия о традиционных русских промыслах «Дымковской игрушке».

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_dymkovskaya_igrushka.doc 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная образовательная деятельность детей в средней группе.

Тема : « Дымковская свистулька »

Цель: закрепить знания детей о традиционных русских промыслах «Дымковской игрушке».

- знакомство детей с декоративно – прикладным искусством;

- обобщение и закрепление знаний детей о «Дымковской игрушке»;

- знакомство с образцами геометрического орнамента, украшающего дымковские игрушки;

- учить видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни.

- активизация познавательной деятельности детей;

- развитие психических процессов: память, мышление, внимание;

- развитие творчества и художественных способностей, эстетического вкуса.

- воспитание уважения к предметам быта, как результатам человеческого труда;

- воспитание уважительного отношения к культуре, труду, дымковскому промыслу;

- воспитывать любовь к своей Родине, своему народу.

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Развитие речи», «Физическая культура», «Музыка».

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Оборудование: демонстрационный материал, обожжённые игрушки, покрытые белой краской по количеству детей, гуашь, кисточки, образец, костюмы для детей и воспитателя, аудиокассета для проведения физкультминутки.

Предварительная работа : беседа с детьми о дымковском промысле, отбеливание обожженных дымковских игрушек.

Словарная работа : свистунья, Дымково, кокошник.

1. Введение в игровую ситуацию.

(Дети сидят на стульчиках)

В. Ребята, сегодня я пришла в группу и обнаружила на столе необыкновенно красивый сундук, словно из сказки. Давайте посмотрим, что в нём.

Посмотрите, какие интересные, яркие игрушки в сундуке. Кто же принёс нам этот сундук? Удивительно. А мы ведь с вами знаем эти необыкновенные игрушки. Кто помнит, как они называются?

(дымковские) Молодцы, правильно.

Все игрушки не простые,


А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Давайте поставим игрушки на стол, сделаем выставку – ярмарку. «Глазам радость, душе отрада».

В. Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские).

А почему же они так называются? Сейчас я вам рассказу и покажу. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым… Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведенным на молоке, расписали красками. Так и появились яркие, веселые, задорные дымковские игрушки.

Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди выносят свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну встречать.

(воспитатель берёт игрушку – свистульку)

В. Дети, как называется эта игрушка? (свистулька). Как она громко свистит.

Такую выставку – ярмарку устраивали на старинный русский праздник, который назывался «Свистунья». Взрослые и дети одевались в такие же наряды, в которые одеты и мы с вами. А назывался праздник «Свистунья» в честь особой игрушки, вот этой свистульки. Свист был слышен со всех сторон. Вот так праздник! Давайте и мы с вами повеселимся.

3. Физкультминутка (проводим 2 раза).

Мы игрушки расписные, (руки на пояс),

Хохотушки вятские, (руки на пояс, головою вправо, влево).

Щеголихи слободские, (руки в перед).

Кумушки посадские (руки на пояс, туловище вправо, влево)

У нас ручки крендельком (руки крендельком).

Щёчки будто яблочки (показываем на щечки).

С нами издавна знаком (руку праву в сторону).

Весь народ на ярмарке (руку левую в сторону).

4. Продуктивная деятельность

Ребята, а еще в этом красивом сундучке лежало письмо от дымковских мастеров, в котором они пишут, что злой волшебник Чернушка украл все их краски, и они остались без работы. Нечем теперь расписывать им дымковские свистульки. Ребята, давайте поможем дымковским мастерам и расколдуем свистульки, раскрасим их. Вот они на ваших столах, за которые я приглашаю вас сесть. Возьмите их в руки, посмотрите на них и найдите круги. Их мы будем раскрашивать красным цветом. А теперь наверху найдите ромб. Его мы будем раскрашивать желтым цветом. Рога коричневым цветом, а копыта и глаза черным цветом.

1 2 3 4 5
Начинаем рисовать

В право, влево повернетесь,
В мастеров все превратитесь

Теперь мы берем в руки кисточки, покажите, как вы их взяли. Правильно. Смачиваем волосики кисточки в красной краске (где она?) и начинаем раскрашивать круг. Покрасили. Помыли хорошо кисточку в воде, смочили только волосики кисточки в желтой краске и раскрашиваем ромб. За линию стараемся не выходить. Старайтесь не набирать много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку. Раскрашиваем аккуратно. Какие все молодцы, как они стараются!

Мы старались рисовать (руки в стороны).

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны).

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд).

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки).

Кто закончил работу берет своих козликов и кладет их на стол, чтобы они подсохли.

- Посмотрим, как наши мастера справились с работой.

-Чья работа больше всех нравится?

- Какая игрушка самая аккуратная?

- Ребята кому мы сегодня помогли?

-А как называется старинный русский праздник?-

- Молодцы, ребята. Сегодня мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой.

1. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1995. - 61с.

2. Королева И.А., Проферансова М.Ф. Давай учиться рисовать. - Липецк изд.: 1993. – 73с.

3. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 124с.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста. – М.: «Карапуз-дидактика», Творческий центр «СФЕРА», 2007. – 118с.

5. Халезова Н.В. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М.: Просвещение, 1986. -192с.

Мастер-класс для детей дошкольного возраста. «Дымковская игрушка птичка-свистулька» .Часть 1. Лепка.

Автор: воспитатель Суханова Анна Андреевна.

Занятие проводилось в средней группе.

Цель: обучение детей приёмам лепки дымковской игрушки птички-свистульки.

Оборудование и материалы:

порошок глиняный для лепки;

емкость для разведения глины;

Беседа об истории создания дымковской игрушки.

Этапы лепки :

Этап №1 Насыпаем в емкость глиняный порошок для лепки, наливаем немного воды. Тщательно вымешиваем массу руками. Скатываем шарик величиной с куриное яйцо. Делаем вмятину в центре большим пальцем руки.

Мастер-класс «Дымковская игрушка «Птичка-свистулька». Часть 1 «Лепка»









Оборачиваем глиняный блин вокруг пальца. Не снимая, формируем голову нашей поделки.






Снимаем с пальца заготовку и аккуратно соединяем края отверстия, сохраняя полость внутри игрушки.

Сглаживаем мокрыми пальцами бока свистульки.


Делаем по бокам две небольших сквозных дырочки для возможности менять тональность мелодии и извлекать не только звук, но и музыку.


Проверяем свистульку на музыкальные качества. Их можно корректировать, увеличивая и уменьшая размеры отверстий






Отправляем наши свистульки в сушку.



Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская птичка» Конспект занятия в средней группе по декоративному рисованию на тему: «Дымковская птичка». Кононова Виктория Программное содержание: Продолжать.

Мастер-класс для родителей «Дымковская игрушка»

Мастер-класс для родителей «Дымковская игрушка» Автор: Бакулина Н. И., Малыгина Т. Ю. Цель: создание декоративной композиции по мотивам дымковских узоров. Задачи: - обогащать знания родителей.

Мастер-класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка.» Родители вместе с детьми. Старшая группа

Мастер-класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка.» Родители вместе с детьми. Старшая группа Задачи для родителей: 1. Учить родителей творческому взаимодействию с детьми, игровым приёмам организации совместного творчества. 2. Учить.

Мастер-класс по аппликации «Птичка»

Мастер-класс по аппликации «Птичка» Представляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению аппликации из сердечек "Птичка". Ой, как много в мире птиц: Пеликанов и синиц,.

Мастер-класс «Птичка» Аппликация.

Мастер-класс «Птичка» Аппликация. Здравствуйте дорогие пользователи! Предлагаю мастер-класс по изготовлению яркой и простой в исполнении аппликации "Птичка" Материалы клей.

Мастер-класс «Птичка-невеличка — весенняя птичка» Цель: создание условий для развития творческих способностей детей через получение ими собственного творческого продукта. Задачи: 1. Активизировать.

Мастер-класс «Птичка». Объёмная игрушка из бумаги

Мастер-класс «Птичка». Объёмная игрушка из бумаги Цель. Научить детей делать объёмную птичку из бумаги. Задачи. Формировать интерес детей к конструктивной деятельности. Развивать творческие.

Мастер-класс «Птичка в гнездышке»

Мастер-класс «Птичка в гнездышке» Весна - время пробуждения всего нового,живого. Перелетные птицы вернулись домой. Для них уже достаточно корма,прошлогодние семена,проснувшиеся.

Проект «Глиняная игрушка России — символ Родины славян». Композиция «Дымковская игрушка»

Проект «Глиняная игрушка России — символ Родины славян». Композиция «Дымковская игрушка» Автор проекта: Шнайдер Дарья - участник VI районных образовательных Кирилло – Мефодиевских чтений «Духовно-нравственные ценности славянской.

Мастер- класс «Дымковская игрушка птичка-свистулька» Часть2. Роспись.

Автор: воспитатель средней группы дошкольного отделения №5 ГБОУ СОШ №1159 САО города Москвы Суханова Анна Андреевна.

Мастер-класс «Дымковская игрушка «Птичка-свистулька» Часть 2 «Роспись»

Цель: завершение изготовления игрушки-свистульки.

-обучать детей разным элементам росписи игрушки;

- развивать у детей дошкольного возраста интерес к народному творчеству;

- воспитывать усидчивость, терпение и аккуратность.

Оборудование и материалы:

- заготовки игрушек (птичек-свистулек,

- баночки с водой,

- салфетки (матерчатые, бумажные)

Словарь: дымковская игрушка, мастера, роспись, круг, кольцо, прямые и волнистые линии, точка.

Продолжаем нашу работу. Заготовки птичек-свистулек высохли и готовы к росписи.


Роспись игрушек.

«Роспись» - звучит многообещающе… У нас это получается раскрашивание. Но дети должны знакомиться с терминологией мастеров.

Для росписи игрушки в детском саду обычно пользуются гуашевыми красками. Что мы и делаем.

Раскрашиваем наши свистульки. Сначала покрываем наши заготовки птичек белой гуашью, чтобы краски, которые мы будем наносить в дальнейшем, не казались слишком бледными.






Даем подсохнуть белой краске.

Начинаем разукрашивать свистульку цветной гуашью.







Выставляем готовые работы.


Обсуждаем, сравниваем. Выясняем, чья лучше и почему.

Пробуем на функциональность: свистит – не свистит…


Прикреплённые файлы:

Дымковская и хохломская роспись. Лепка

Дымковская и хохломская роспись. Лепка Дымковская и хохломская роспись. Лепкав подготовительной группе Здравствуйте коллеги!Сегодня я покажу работы детей дымковских игрушек..

Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская птичка» Конспект занятия в средней группе по декоративному рисованию на тему: «Дымковская птичка». Кононова Виктория Программное содержание: Продолжать.

Мастер-класс «Городецкая роспись» для старших дошкольников. Часть 2

Мастер-класс «Городецкая роспись» для старших дошкольников. Часть 2 Родина городецкой росписи - села и деревни на берегах притока Волги речушки Узолы. Крестьяне расписывали прялки и отвозили продавать на.

Мастер-класс по аппликации «Птичка»

Мастер-класс по аппликации «Птичка» Представляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению аппликации из сердечек "Птичка". Ой, как много в мире птиц: Пеликанов и синиц,.

Мастер-класс «Птичка» Аппликация.

Мастер-класс «Птичка» Аппликация. Здравствуйте дорогие пользователи! Предлагаю мастер-класс по изготовлению яркой и простой в исполнении аппликации "Птичка" Материалы клей.

Мастер-класс «Птичка-невеличка — весенняя птичка» Цель: создание условий для развития творческих способностей детей через получение ими собственного творческого продукта. Задачи: 1. Активизировать.

Мастер-класс «Птичка». Объёмная игрушка из бумаги

Мастер-класс «Птичка». Объёмная игрушка из бумаги Цель. Научить детей делать объёмную птичку из бумаги. Задачи. Формировать интерес детей к конструктивной деятельности. Развивать творческие.

Мастер-класс «Птичка — подвеска»

Мастер-класс «Птичка — подвеска» Наступила весна. Солнце раньше встает дольше светит; все короче становится ночь,все длиннее день. На солнечных пригорках появились проталины.

Проект «Глиняная игрушка России — символ Родины славян». Композиция «Дымковская игрушка»

Проект «Глиняная игрушка России — символ Родины славян». Композиция «Дымковская игрушка» Автор проекта: Шнайдер Дарья - участник VI районных образовательных Кирилло – Мефодиевских чтений «Духовно-нравственные ценности славянской.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 1

Форма петушка интересна тем, что на мастер-классе идет ознакомление с разными техниками работы с глиной: лепка формы, приклеивание деталей, работа с инструментом для декорирования и пробивания отверстий для звука, плюс раскраска изделия, но это уже после сушки-обжига, то есть отдельный мастер-класс.

Что необходимо:

Рабочее место — небольшой столик, на котором можно поставить посудину с водой и 2-3 дощечки для пластилина.

Одежда — любая удобная, по сезону. Лучше, чтобы рукава легко было закачать или подтянуть. С рук глина мигом стирается, а с ткани придется оттирать или отстирывать. Для детей желательно фартук.

Материалы — гончарная глина, техническая вода (водопроводная).

Инструмент — дощечка для работы с пластилином; круглый деревянный профиль 1-2 см в диаметре (вроде ручки от шила); деревянная пичужка (узкая плоская палочка, сужающаяся к концу); зубочистка или палочка небольшого диаметра; корпус или заряд от ручки; узкий шпатель для замеса шликера из глины (можно стоматологический или что-то плоское); целлофановый пакет или крышка от косметических средств (если требуется долго хранить шликер); емкость для воды; кухонная губка; тряпка-полотенце.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 2

Основные этапы:

Вкратце схема изготовления выглядит так: катаем из глины шарик, надеваем его на палочку (грибочек), немного раскатываем корпус (стаканчик) и поднимаем головку птички. Далее снимаем заготовку с палочки, стягиваем открытый край и клеим хохолок. Затем пробиваем отверстия для формирования звука, декорируем и подписываем изделие.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 3

Итак, закатываем рукава и приступаем.

1. Отрезаем небольшой кусочек глины и катаем из него шарик. Небольшие неровности допустимы, но общая форма должна быть круглой.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 4

2. Кладем шарик в ладошку и надавливаем палочкой посередине. Нужно почувствовать через глину, что палочка уже близко, то есть толщина стенки будет до 1 см.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 5

3. Раскатываем край глины вдоль палочки, чтобы сделать из грибочка стаканчик. Важно, чтобы получилась более-менее ровная толщина стенок. Для этого достаточно раскатать совсем немного глины, удлиняя край на 1-2 см.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 6

4. Поглаживаем глину с небольшим нажимом в направлении одной точки. Сначала лучше вести большим пальцем в направлении указательного, зафиксированного вокруг выбранного места. Как только глина поднимается бугорком, можно сдавливать ее аккуратно уже двумя пальцами — большим и указательным. Задача — придать общие очертания шеи-головы.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 7

Нюансы: Рабочий палец увлажняем в мочалку, как только глина перестает гладиться и начинает отламываться или тянуться за пальцем. Если макать в воду, на поверхности будет грязь, а стенка пропитается влагой и ее будет труднее пробивать для свиста. Другая крайность — чересчур сухая глина. Если площадь прилегания руки (ладони) к глине большая, то масса нагревается и быстро отдает влагу. Чтобы избежать этого, лучше касаться поверхности изделия кончиками пальцев, время от времени макая их во влажную губку.

5. Вынимаем палочку. Если она прилипла, нужно охватить одной рукой заготовку, чтобы была максимальная площадь контакта, а другой взять палочку и вращать руки в разных направлениях — так меньше шансов деформировать общую форму.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 8

6. Закрываем камеру и прилаживаем хохолок.

Чтобы закрыть камеру, неподготовленному человеку сначала можно потренировать пальцы. Поставьте одну ладошку на край другой, чтобы пальцы смотрели прямо от вас. Ладони формируют чашечку, в нее можно положить губку и понажимать ее большими пальцами, удерживая их вместе (см. видео в конце, как это сделать).

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 9

Точно такими же движениями следует закрыть края стаканчика. Кладем его в ладоши дном к себе, а отверстием от себя. Начинаем понемногу сдавливать стенки от середины стаканчика, плавно его поворачивая. После первого круга пальцы смещаются ближе к дальнему краю и усилие увеличивается. На третьем-четвертом кругу стенки должны сойтись и их нужно плотно прижать и загладить.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 10

Чтобы приклеить хохолок, нужно подготовить шликер. Это специальный клей, сделанный из глины того же сорта с добавлением воды. Сделать его очень просто. Немного глины раскатываем в блин, продавливаем в нем рельеф и выдавливаем несколько капель воды из губки. Берем шпатель и перемешиваем до однородной массы, напоминающей по консистенции густую сметану. При необходимости добавляем воду или немножко глины.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 11

Сделать сам хохолок очень просто. Раскатываем из глины небольшую колбаску и режем ее на три части разного размера. Катаем из каждой шарик, а затем сдавливаем его края, чтобы получилась капелька. Делаем узкую часть немного плоской, чтобы увеличить площадь прилегания к голове петушка — так хохолок лучше приклеится.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 12

На низ подготовленных капелек наносим немного шликера и размазываем его равномерно, как масло по хлебу. Прикладываем их поочередно к поверхности изделия, начиная с самой большой (зеленая на рисунке). Немного прижимаем, чтобы контакт был плотный. Далее заглаживаем края стыков закругленной палочкой или ножиком, в идеале — металлическим шпателем. Такой инструмент обычно используют стоматологи, и его можно найти в аптеках, торгующих медтехникой.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 13

Если вы уверены, что форма не повредится, можно приклеить хохолок уже после того, как будет сделано отверстие для звука.

7-8. Пробиваем рассекатель воздуха. Это узкая кромка, разделяющая поток вдуваемого в камеру воздуха. Чтобы её сделать, используем пичужку — узкую сужающуюся палочку.

Чтобы сделать пичужку, можно приспособить палочки для суши. Длинная палочка неудобна в руке, разрезаем её пополам и состругиваем один край канцелярским ножиком. Выравниваем поверхность наждачкой, сначала более грубой, зернистость 240, затем 500-800. Если палочки для суши были сделаны из бамбука, даже тонкая пичужка будет прочной, хотя и бамбук со временем износится.

Прикладываем пичужку под углом 45 градусов к низу петушка, на линии, где сплошная глиняная масса хвостика переходит в камеру внутренней пустоты. Пробиваем стенку и выравниваем пичужку, чтобы вынуть ее уже под углом 90 градусов. При этом крайне важно сохранить линию рассекания воздуха, поэтому с усилием тянем пичужку от нее к хвостику. Можно тянуть пичужку от себя или к себе — но усилие прикладывать так, чтобы при выравнивании сохранить остроту рассекающего края.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 14

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 15

9. Пробиваем той же пичужкой тоннель в направлении линии рассекания воздуха. Прикинув на глаз, где она должна выйти, плавным движением ведем палочку от хвоста к заветной точке. Не нужно качать палочку, если выходит не туда. Так получится широкий тоннель, из которого не пойдет звук.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 16

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 17

Если пичужка упирается в глину немного ниже линии рассекания воздуха, продолжаем движение, чтобы срезать излишек. Если вышла выше, можно повернуть весь хвостик, не вынимая пичужки, чтобы она касалась заветной линии. Если палочка вышла в живот, нужно оставить ее в хвостике, придерживая, чтобы не шаталась, и прижать к ней глину сверху под острым углом. То есть так линия рассекания воздуха опускается, чтобы встретиться с потоком воздуха из тоннеля.

Аккуратно и плавно вынимаем пичужку и пробиваем зубочисткой два отверстия по бокам петушка. Закрывая и открывая их, можно играть на глиняной свистульке разные мелодии.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 18

Финальный этап — декорирование петушка. Лучший вариант — рельефное тиснение. Для того, чтобы нарисовать глазки, достаточно легонько вдавить в поверхность заряд или корпус от ручки. Прижимая под разными углами стеки, можно добиться самых причудливых узоров. И тут лучше не сдерживать фантазию строгими предписаниями, ведь на то оно и творчество, чтобы радоваться собственным открытиям.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 19

Далее следует сушка и обжиг. Чтобы изделие высохло, обычно достаточно 2-3 дней при комнатной температуре. Затем отправляем его в гончарную печь, чтобы прожарить на 900-1000С. Если этого не сделать, петушок будет петь и его можно даже разрисовать, но изделие будет более хрупким, чем обожженное, а при попадании в воду размокнет и станет комочком глины.

Потом, после обжига, можно и разрисовать петушка в любые красочные узоры. Для окрашивания нужен акрил по керамике и стеклу. Такие краски иногда требуют нагревания, чтобы красящее вещество и поверхность сплавились, но эта процедура требует нагрева всего в 100-150 градусов и ее можно выполнить и дома. Или используем краски, не требующие спекания.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 20

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 21

Занятие для родителей: «Дымковская игрушка».

Форма занятия: мастер-класс.

Цель: формировать умение расписывать дымковскую игрушку (свистульку) в традициях промысла.

Задачи:

Обучающие

· изучить технологию изготовления и обрядовое значение дымковской игрушки на примере глиняной свистульки;

· познакомить родителей с историей и традициями праздника «Свистунья», и ролью свистульки как главной участницы праздника.

Воспитательные

· создать атмосферу совместного творчества, воспитать чувство уважения к народным традициям, стремление приобщиться к ним.

Оборудование: гуашевые краски, кисти (колонок или белка №1, №2, №4), картонная подставка, ёмкость с водой.

Наглядные пособия: зрительный ряд.

Методы и приёмы: беседа, объяснительно-иллюстративный, творческий выбор.

ВложениеРазмер
master_klass.doc 26.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 101»

мастер-класса по теме:

« Роспись дымковской игрушки

педагог ДО (изо) Макарова Т.Н.

Занятие для родителей: «Дымковская игрушка».

Форма занятия: мастер-класс.

Цель: формировать умение расписывать дымковскую игрушку (свистульку) в традициях промысла.

∙ изучить технологию изготовления и обрядовое значение дымковской игрушки на примере глиняной свистульки;

∙ познакомить родителей с историей и традициями праздника «Свистунья», и ролью свистульки как главной участницы праздника.

∙ создать атмосферу совместного творчества, воспитать чувство уважения к народным традициям, стремление приобщиться к ним.

Оборудование: гуашевые краски, кисти (колонок или белка №1, №2, №4), картонная подставка, ёмкость с водой.

Наглядные пособия: зрительный ряд.

Методы и приёмы: беседа, объяснительно-иллюстративный, творческий выбор.

1.Подготовительный этап: (работа воспитателей по привлечению родителей к посещению мастер-класса).

– Дымковская свистулька зародилась в слободе Дымково, под Вяткой. По одной из версий слобода обязана своим названием дымам, исходившим из печных труб ремесленников, жителей слободы.

По другой версии сюда при Иване Грозном были переселены непокорные царю люди из северного города Великого Устюга. Но на чужбину они перенесли название слободы, где прежде жили.

Слободчанам приходилось много работать, как и остальным жителям Руси, они занимались рыболовством и делали глиняные грузила и глиняные игрушки. Их лепили и расписывали в основном дети и женщины.

Главным образом лепили свистульки, которые использовались на местном народном празднике, называвшемся «Свистопляской».

Существует легенда, по которой начало праздника послужило, так называемое – Хлыновское побоище.

В XIV–XVвв на Хлынов напали иногородцы, чтобы взять город. Не надеясь только на свои силы, жители Хлынова послали за подмогой к устюжанам. Устюжане пришли ночью и не с той стороны, с которой их ждали. Не распознав в темноте друзей, хлыновчане перебили многих и только утром увидали свою ошибку.

В память погибших на месте побоища поставили часовню, а в ней деревянный крест, и с тех пор ежегодно устраивали здесь панихиду – поминовение убиенных. После чего начинался праздник Свистопляска, позднее он получил название – «Свистунья».

Главным атрибутом праздника являлась свистулька, так как свист считали средством, отпугивающим злое начало.

Мастерицы целый год готовились к Свистопляске: месили глину, лепили игрушки, сушили их, обжигали в русской печи, белили и расписывали. Постепенно сюжетный ряд расширялся.

(Рассказ сопровождается показом глиняных игрушек)

Появлялись нарядные барыни, кавалеры, индюки и целые композиции.

Давайте и мы перенесемся в те далекие времена и попробуем стать настоящими дымковскими мастерами.

Перед вами стоят дымковские свистульки-птички. Вам предстоит их расписать, но нужно знать некоторые традиции росписи. Существуют определенные цвета для украшения (черный, фуксин, розовка, белый). Розовка также может использоваться как основной цвет.

Давайте разберем на конкретном примере. (Разбирают цвета на дымковской игрушке).

Переходим к росписи.

Существуют определенные элементы росписи птички:

Педагог: Мы продолжим работу таким образом: я показываю элемент, а вы повторяете.

1) Начинаем с элемента грудка. Поворачиваем птичку к себе клювом. Находим на грудке серединку, отмечаем ее; и вокруг нее намечаем кружок. Дальше этим же цветом с боку намечаем крылышки с одной и с другой стороны. Старайтесь, чтобы крылышки были одинаковыми.

2) Продолжаем работу. Выбираем второй основной цвет и распределяем внешние круги вокруг внутреннего по определенной схеме: вверху, внизу, по бокам и между ними. Этим же цветом выполняем элемент спинка. Распределяем две лапушки и три кружочка: большой, средний, маленький, немного оставляем для кончика.

3) Нам осталось расписать три элемента: шапочка, хвостик и ступочка. Для росписи шапочки используем третий основной цвет. Для росписи ступочки выбираем зеленый цвет, так как птичка сидит в траве. Для хвостика выбираем черный цвет.

4) Нам осталось украсить работу. Украшаем игрушку точечками, палочками, волнистыми линями. Но помним, что цвета для украшения у нас только: черный, белый, розовка и фуксин.

При украшении работы не бойтесь проявить свою фантазию. Творите и у Вас все получится!

3. Итоговый этап:

∙ Анализ и оценка родителей своих работ.

Задание у всех было одно, а игрушки получились все разные. В этом уникальность дымковской игрушки – второй такой быть не может. Расскажите о своей игрушке. Какой у нее характер. Можно дать ей имя.

А сейчас я приглашаю Вас перенестись в те далекие времена, когда праздновали «Свистопляску», можно повеселиться и поплясать! ( звучит музыка, родители свистят в свои свистульки ).

Мастер-класс рассчитан на 60 минут. Сопровождается русской народной музыкой. В конце предусматривается совместная творческая инсценировка родителей и педагога с применением изготовленных свистулек.

Традиции изготовления дымковской игрушки передавались из поколения в поколение, корни ее уходят глубоко в историю Вятского края. Каждое поколение оставило свой след в сюжетной линии и технологии изготовления дымковской игрушки. Изучая дымковскую игрушку, дети приобретают теоретические знания по истории Вятского края и практические навыки росписи дымковской игрушки. Свистулька – одна из самых ранних дымковских игрушек. Ее изготовление связано с праздником «Свистопляска», корни которого уходят еще к языческим временам.

Читайте также: