Сюрпризница ссср елочная игрушка

Обновлено: 28.03.2024

С чего начинается советская новогодняя елочка?

Советская новогодняя елка появилась взамен Рождественской после предложения в 1935 году П. П. Постышевем организовать детям елки.

В 1937 году создали методичку "Елка", в которой были даны рекомендации о реализации данного торжества.

Кроме этого выпускалось множество различных изданий, задача которых была привнести населению определенные нормы и правила, создать советские новогодние традиции этого праздника.

Вначале использовались живые представительницы хвойных пород деревьев. С развитием промышленности появляются и искусственные елки.

Для маленьких комнат в коммуналках выпускают елки-малютки и наборы новогодних мини-игрушек к ним.

Звезда (наконечник на макушку елки)

Невозможно представить елку без традиционной красной звезды на ее макушке. В основном наконечник являлся изображением, политической символикой в виде кремлевских звезд. Реже - в форме конуса, спутника.

Даже в период Великой Отечественной Войны в условиях тотального дефицита на заводе «Москабель» производили проволочные украшения, используя производственные отходы.

В цехе ширпотреба в дело шли отходы производства - кусочки проволоки разного диаметра и цвета. И получались великолепные работы – пятиконечные звезды.

В настоящее время такие сохранившиеся игрушки являются большой редкостью и очень ценятся коллекционерами.

Первые фабричные елочные советские игрушки появились только в 1937 году, до этого периода елки украшали рождественскими игрушками, сладостями, орехами, детскими игрушками, самоделками из бумаги, лент, ваты, бусин и др.

Религиозные атрибуты сменились на атрибуты, связанные с новой идеологией, советской патриотической символикой (звезды, флажки, гербы), с достижениями в области науки и техники (станки, дирижабли, самолеты, машины, космические корабли), с появлением новых профессий, развитием сельского хозяйства (изображения плодово-овощных культур). Елка становилась зеркалом, отражающим свою эпоху.

С развитием промышленности усложнялась технология изготовления игрушек (вата, бумага, картон, папье-маше, стекло, металл, пластик).

Игрушки подвесные из ваты

Елочные игрушки из ваты одни из самых ранних игрушек. Вата простой пластичный материал для изготовления игрушек, а ее небольшой вес позволяет размещать игрушки на самых тонких елочных ветках. Эти игрушки имеют наибольшую коллекционную ценность, так как хорошо сохранившаяся вата с годами становится большой редкостью. Из ваты можно встретить изображения людей разного возраста, профессий того периода, сказочных персонажей, животных, растений.

ИЗ ИСТОРИИ ЕЛОЧНОЙ ИГРУШКИ СЮРПРИЗНИЦА!!
Бабка за дедку, дедка за репку. История , о которой сегодня хочется рассказать, напомнила мне слова этой старой сказки. Потянув за одну ниточку, повезло вытянуть столько неожиданно интересного, важного и даже героического из истории нашей дорогой Родины. Той, которая еще напоминает нам о себе старыми вещами, фотографиями и кадрами кинохроники. Как будто из другого мира.
А началось все с фотографии довольно редкой новогодней открытки, которая датирована 1938 годом. Почему она так заинтересовала? Да просто потому что в ней заключен маленький ключик к теме нашего поста - сюрпризнице Почтовый Ящик.

ИЗ Истории Советской Елочной Игрушки

Сюрпризница "ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК"

ИЗ Истории Советской Елочной Игрушки

Открытка С НОВЫМ ГОДОм!! Художник А.А. Шепрут , Ленинград 1938 г

Зачастую , из-за отсутствия подтверждающих документов, бывает сложно датировать время появления той или иной игрушки. И на помощь приходят ,скажем так, косвенные источники - в данном случае очень помогла эта открытка тем, что на ней изображена наша сюрпризница и есть дата, проставленная автором.
И вот потянулась ниточка) Разобрать все буквы фамилии автора сразу не получилось. Удалось найти фото обратной стороны открытки, где указано издательство, и еще раз подтверждена дата. Поиски по издательству дали неожиданный результат - нашлась вторая открытка этого же автора и этого же года. Несмотря на то, что излом старого картона пришелся как раз на фамилию автора, надпись сделана четче и методом простого подбора удалось найти информацию . Автором был ленинградский художник А.И Шепрут. О нем мало что удалось найти. Известно, что он работал в качестве иллюстратора над изданием книги "Рассказы о героях" (Ленинград,1942 г) , а также был одним из 37 участников первой выставки художников-фронтовиков , проходившей в мае 1943 года в Ленинграде. Для выставки было предложено около 1800 работ, но отобрано было 409, и в числе их - работа А.И.Шепрута. Существует даже каталог 1943 года издания, но к сожалению, в свободном доступе нам его найти не удалось. Вот что писал о подготовке к открытию выставки ее непосредственный участник А. Яр-Кравченко : "Артобстрелы сменялись воздушными тревогами, на крышу дома падали осколки зенитных снарядов, вдребезги разлетались стекла окон, но никто из нас не уходил в укрытие".

ИЗ Истории Советской Елочной Игрушки

Открытка С НОВЫМ ГОДОМ
(обратная сторона)
Художник А.А.Шепрут Ленинград 1938 г

Если предположить, что в каталоге выставок ленинградских художников возможны ошибки, а на эту мысль наводит тот факт, что есть разночтения в дате вышеупомянутой выставки 1943 года . В каталоге она датирована июлем 1943 года, а ее непосредственный участник и организатор, художник Яр-Кравченко, называет в своих воспоминаниях дату открытия 16 мая 1943 года. Так вот если предположить возможность ошибки, то всего лишь одна неправильно указанная буква в этом каталоге многое меняет для нас. В каталоге инициалы художника Шепрута указаны как А.И. И это завело поиски в тупик. А если взять материалы сайта ПОДВИГ НАРОДА 1941-1945 г г , то там есть полная информация о Шепруте А. А. , который был призван в Октябрьском РВК г. Ленинграда и служил в 85 стрелковой дивизии, защищавшей подступы к Ленинграду. Красноармеец Шепрут был награжден медалями "За отвагу", "За боевые заслуги" и "За оборону Ленинграда". И самое интересное то, что Шепрут А.А. был художником,чертежником Оперативного отделения штаба 85 СД ! Об этом рассказал оригинал листа представления его к награде ! Больше под Ленинградом красноармейцев с такой фамилией не было. Вот и сходится наша ниточка-история к своему итогу - художник Шепрут Александр Авраамович ,1910 года рождения , место рождения: Украинская ССР, Днепропетровская обл., Криворожский р-н, р. Первомайский. Уверены, что именно он был автором той самой новогодней открытки из мирного 1938 года!

ИЗ Истории Советской Елочной Игрушки

Открытка С НОВЫМ ГОДОМ!
Художник А.Шепрут Ленинград 1938 г

Со странным чувством искала фамилию Шепрут в списках ленинградских художников, погибших во время войны , но к счастью, его там нет. Остается надеяться, что он прожил долгую и счастливую жизнь.
И есть еще один интересный момент, связанный с нашей открыткой - самолет. Благодаря художнику, с детальной точностью изобразившему его, легко определить его название - это Р-5, созданный в 1929 г в Центральном конструкторском бюро (ЦКБ) Авиатреста, в отделе сухопутного самолетостроения, заведующим которого был Николай Поликарпов. Сконструированный как самолет-разведчик, Р-5 оказался настолько удачной моделью, что стал настоящей "рабочей лошадкой" - его использовали и как транспортный, и как пассажирский и даже как боевой самолет. Конструкция была очень легкой - корпус из сосны и фанеры, обшивка крыльев и оперения - полотно, стойки крыльев и капоты моторов из дюраля, и лишь в соединительных узлах мягкая сталь .Несмотря на это, самолет был надежен, и по словам летчиков очень удобен в управлении - при испытаниях без проблем совершил беспосадочный перелет Москва -Севастополь! Всего таких самолетов было сделано около 6000 и все они отработали честно - перевозили , разведывали и даже воевали - в Китае, Испании, Монголии. Принял участие самолет и Великой Отечественной, до середины 1943 года сражался за Родину - переоборудованный в штурмовик, имел батарею из 4 пулеметов ШКАС, другой вариант - торпедоносец , третий - бомбардировщик, еще - морской разведчик, а также он доставлял продовольствие, эвакуировал раненых . Разве не достоин этот самолет того, чтобы мы о нем помнили? И не важно, что фанерный, в то время, когда дети вставали к станкам, женщины впрягались в плуги, а собаки становились санитарами или взрывали танки, можно было воевать и на этом самолете, главное - минута за минутой, шаг за шагом приближать самый главный день - день победы!
Но пора вернуться к теме нашего поста - маленькому почтовому ящику с открытки. И это мы сделаем во второй части нашей публикации!

ИЗ Истории Советской Елочной Игрушки

Обложка.Художник А.Шепрут
Рассказы о героях. Из серии «Мы защищаем город Ленинград». Сборник первый и второй. Редакционная комиссия: бригадный комиссар Т. Белик, батальонный комиссар С. Седунов, батальонный комиссар Ф. Филин. Издание газеты «УДАР ПО ВРАГУ», 1942 г.

ИЗ Истории Советской Елочной Игрушки

Художник А.Шепрут
заставка из книги Рассказы о героях. Из серии «Мы защищаем город Ленинград». Сборник первый и второй. Редакционная комиссия: бригадный комиссар Т. Белик, батальонный комиссар С. Седунов, батальонный комиссар Ф. Филин. Издание газеты «УДАР ПО ВРАГУ», 1942 г.

Старый добрый Новый год. Елочные игрушки СССР

Старый добрый Новый год. Елочные игрушки СССР

Старый добрый Новый год. Елочные игрушки СССР запись закреплена

По многочисленным просьбам читателей, была подготовлена статья на тему "Сюрпризницы".

Среди многообразия картонных елочных украшений были игрушки, особенно любимые детьми. Это, конечно же, сюрпризницы и конфетницы – в них помещался какой-нибудь маленький подарок для ребенка или сладость, они вешались на елку и дети могли снять такую игрушку и достать сюрприз.
Общее название таких игрушек – бонбоньерки от франц. Bonbonniere,
изящная коробочка для конфет и сладостей.
Бонбоньерки делали из картона, фольги, дерева, ткани.
В нашей стране елочными бонбоньерками украшали елки и в дореволюционной России, и в советское время в 30-60 гг.
Сюрпризницы выпускались в основном из картона различными картонажными артелями, полиграфическими фабриками и фабриками детских игрушек.

Ну и немножко о том, какое место на ёлке занимали сюрпризницы и бомбоньерки.
В книге Н.Тэффи. Предпраздничное (Тэффи - псевдоним Надежды Александровны Лохвицкой (1872 - 1952), русской поэтессы, прозаика, переводчицы и драматурга, есть строчки:
. На нижние ветки подвешивается всякая дрянь – там никому, кроме самых маленьких детей, ничего не видно.
А самые маленькие дети, если и поймут, что под елкой висит дрянь, все равно рассказать об этом не сумеют, потому что их не учили гадким словам.
Чуть-чуть повыше вешаются маленькие каменные яблоки, рекомендованные торговцами специально для елок.
– Действительно, – говорят они, – мала штучка, а вот поди-ка раскуси!
Самый лучший, отборный ряд украшений вешается не ниже двухаршинного расстояния от пола. Здесь маленькие дети не достанут, а большим все хорошо видно.
Здесь помещаются бонбоньерки подороже и разные вещицы, дающие хозяевам возможность показать свое остроумие.

В послевоенное время снова стали использовать
сюрпризницы: внутри этой игрушки лежали конфеты или
маленькие подарки. Ребенок мог один раз в день подойти к елке,
снять ту игрушку, которая ему нравилась, открыть, получить сюрприз и повесить ее обратно. На сюрпризницах
изображались, в основном, сюжеты из сказок Пушкина и басен Крылова, или новогодние сюжеты.

Статья была подготовлена при поддержке уважаемой Марины Меркуловой.

Фотографии были любезно предоставлены Мариной Меркуловой, а также частично взяты из сети.

P/S: Каждый участник сообщества может делиться своими фотографиями в комментариях, так будет намного интереснее и возможно кто-то увидит Сюрпризницу, о которой и не догадывался.

Все коллекционеры ёлочных игрушек так или иначе знакомы друг с другом. Мы все состоим в одних группах, подписаны друг на друга в инстаграме. Какое-то время назад в группах появился Ильнур, живущий в Татарстане. Так как он разбирается в печатной продукции, знает о ней всё, то ему в голову пришла мысль воссоздать ёлочные игрушки 30-х годов. Ни для кого не секрет, что игрушки тех лет очень ценятся, их осталось очень мало, и найти игрушку в хорошем состоянии считается огромной удачей.

Советский картонаж является продолжателем дрезденского картонажа, по красоте и качеству исполнения которого никто пока к нему не приблизился. Обычно это были игрушки, склеенные из двух половиной, каждая из которых имела выпуклую форму. И первый картонаж СССР очень походил на немецкий, которым жители России очень любили украшать свои ёлки. Тем более стоил он не дорого, его можно было заказать по почте.

Помимо различных фигурок на ёлку вешали игрушки-сюрпризницы. Сюрпризница представляла из себя картонную игрушку с приделанным мешочком, куда для детей клали маленький сюрпризик, которым часто была конфета. Или же это была игрушка с потайной коробочкой, в которую опять-таки клали маленький подарок.

Сюрпризницы 30-50-х годов очень желанны для собирателей ёлочных игрушек, ведь их с каждым годом остаётся всё меньше и меньше. У меня пока нет ни одной такой игрушки, потому что ценник для меня не гуманный. Поэтому такая красивая реплика выход для многих собирателей.

Напомню, что празднование Нового года вернулось в СССР официально в декабре 1935-го года. И тут выяснилось, что игрушек молодой стране катастрофически не хватает.

"Конфета-хлопушка", оригиналный макет из календаря 1946 года.
Конусы-сосульки, по макету из альбома "Наша Ёлка" (1938г)

Срочно был налажен выпуск ватных игрушек (на этом поприще трудились многочисленные артели по всей стране). Но этого было мало, поэтому стали издаваться специальные журналы, где были инструкции по проведению праздника и образцы бумажных игрушек. В некоторых изданиях их можно было вырезать и украшать ими ёлки.

И вот тут очень вовремя появился Ильнур))) Он решил делать реплики тех игрушек. Что самое интересное, часто он делает игрушки по фотографиям, т.е. у него часто нет нет оригинала. Но коллекционеры, которым посчастливилось стать обладателями этих раритетов, говорят, что творения Ильнура точные копии тех самых старых игрушек.

Ёлочная игрушка "Высотный дом". По выкройке из набора для изготовления самодельных ёлочных игрушек. (Автор А. Иванова 1957г.)

Сегодня мы знакомимся с работами Ильнура. Надо сказать, что он делает не только точные копии старых игрушек. Например, он сделал ёлочные флажки на основе старых открыток.

Наконец-то. Наконец-то! Как же долго мы его ждали! И дождались. За это время уже успел выйти переизданный дополненный I том. Для всех любителей ёлочных игрушек это огромное событие. Подобных изданий в нашей стране ещё не было. Три тома формата А4 со множеством фотографий, разъяснений, рассказов о создателях игрушек!

Синий, зелёный, и жёлтый - так можно по-свойски окрестить эти книги. Синяя (I том) рассказывает от стеклянных игрушках, зелёная (II том) - о ватных, жёлтая (III том) - об игрушках из картона, масках и флажках.

Несколько лет труда наших известнейших коллекционеров наконец-то предстали перед нами. Вот ссылки на мои обзоры двух первых томов, в том числе и переизданного.

Купила новый каталог советских ёлочных украшений. На этот раз волшебная книга расскажет о ватных игрушках

Самый лучший каталог советских стеклянных ёлочных украшений на сегодняшний день уже есть в моей коллекции

Да, каталоги издавались и раньше, года полтора назад все гонялись за одним, которого уже не было в продаже, люди покупали некачественный репринт. Но ранее выпущенные каталоги ни в какое сравнение не идут с этим изданием. Это даже каталогом-то назвать нельзя, лично я считаю, что наиболее подходит определение "художественный альбом".

Тут только завернувшись в плед читать и смотреть, смотреть и читать, причём не один вечер. У каталога есть свой сайт , где можно купить все три тома. И поверьте мне - каталог стоит своих денег

Мне ближе стеклянные игрушки, потому что в моём детстве практически только их и продавали. Уже отошли на второй план ватные игрушки, сюрпризницы прекратили выпускать, картонные игрушки сильно упростили. Поэтому и начала я собирать именно стеклянные игрушки, видимо, ими и закончу, потому что я не ожидала, что в СССР был такой огромный ассортимент игрушек из стекла. Ватные игрушки сегодня стоят дорого, думаю, что не потяну коллекцию из ваты. Картонаж. интерес для меня представляет картонаж довоенный, а он тоже стоит ого-го, да и найти экземпляр в хорошем сохране тот ещё квест. Можно попробовать собирать ёлочные флажки, но для этого надо в них что-то понимать. Очень мне нравятся маски из папье-маше, но, думаю, приобрету когда-нибудь парочку для домашнего музея, чтобы были в ассортименте. Вот для понимания того, за чем именно мне надо охотиться, мне и нужны каталоги. И, конечно, для опознания уже имеющихся игрушек.

Так вот, а флажки-то и правда оказались из 30-х годов. Мне даже как-то горделиво за себя, что я тогда не усомнилась.

А теперь по картонаж. Картонных игрушек у меня мало совсем. Один раз я купила несколько игрушечек, потому что они были в очень хорошем состоянии. И да, это были 50-е, но вот понравились.

Читайте также: