Сюжетные игрушки для детей дошкольного возраста

Обновлено: 13.05.2024

Для разных возрастов хороши сюжетные игрушки, название которых говорит само за себя. Эти игрушки по-другому называются образными игрушками, так как в них заложен определённый образ, который наталкивает ребёнка к определённым действиям с ними. Сюжетные игрушки привлекают детей любого возраста и определяют сюжет игры. Например, набор посуды подталкивает ребёнка поиграть в повара, весы и набор фруктов – в продуктовый магазин и т.д.

Сюжетные игрушки вызывают интерес ребёнка в зависимости от пола малыша. Так, например, девочки больше играют в куклы, а мальчики в различные виды транспорта. Кукла вообще занимает особое положение в предпочтениях детей. В куклы играют как мальчики, так и девочки (конечно девочки приемущественнее). Куклы изображают людей разного пола, возраста, есть даже куклы, изображающие различные профессии. В раннем детстве дети играют преимущественно в кукол, которые изображают малыша. Например, сейчас модными стали куклы Бейби Бон, которые умеют плакать, смеяться, кушать кашу, ходить на горшок и т.д. К ней продаётся множество аксессуаров. Куклы такого типа развивают материнский инстинкт у девочки, заставляют проявлять различные эмоции и переживания, выражать заботу и ласку по отношению к кукле. В старшем дошкольном возрасте девочки больше предпочитают играть в куклы, которые изображают взрослую жизнь. В современном мире для такой игры можно купить куклу Барби , которая является очень ярким представителем этой группы игрушек. Играя в куклу Барби (а так же существует множество её аналогов: русский вариант – кукла Вероника, так же сейчас есть кукла Братс) дети изображают свои эмоции по отношению к взрослым, они разыгрывают сюжеты из взрослой жизни тем самым, развивая свою социальную сферу. Если внимательно присмотреться, то в некоторых сюжетах можно узнать себя или воспитателя детского сада, или соседку из Вашего дома.

Мальчики предпочитают играть в сюжетные игрушки, которые изображают различные виды транспорта (хотя и девочки тоже не отказываются поиграть в такие игрушки). К ним относятся: разные машины легковые и грузовые, поезда, самолёты, корабли и т.д. Эти игрушки несут значение больше для интеллектуального развития ребёнка, т.к. дети узнают много нового об устройстве того или иного транспорта, о профессиях, связанных с этими видами транспорта, расширяется словарный запас малыша. В современных магазинах можно купить целые железнодорожные вокзалы или автомобильные стоянки с различными видами транспорта. Здесь так же главное наблюдать за игрой ребёнка и развивать сюжет игры. Это же полноценная режиссерская игра. Необходимо следить, чтобы действия с игрушкой соответствовали возрасту ребёнка. Например, в младшем возрасте достаточно того, что ребёнок просто катает машинку по ковру или прокатил её по мостику, который сделала мама из кубиков. В старшем же дошкольном возрасте должен развернуться полноценный сюжет. Не достаточно того, чтобы ребёнок играл с одной или двумя машинками, он должен привлекать разные виды транспорта. Для того, чтобы развивался сюжет, на первых этапах нужно играть с ребёнком. Далее он черпает свои фантазии из книг, фильмов и мультфильмов.

И мальчики, и девочки любят играть с ещё одной категорией сюжетных игрушек – посуда, мебель, бытовая техника. Эти игрушки так же развивают интеллект ребёнка. Мало того, что дети узнают названия предметов мебели, посуды или техники, они ещё учатся обобщать эти предметы одним словом. Ещё, играя в эти игрушки, ребёнок учится применять простые математические операции. Например, сравнить предметы мебели по размеру, или посчитать, сколько необходимо посуды для кукол и хватит ли всех столовых приборов. В общем, эти игрушки тоже очень полезны для развития ребёнка.

И ещё одна разновидность сюжетных игрушек не зависящая от пола ребёнка – игрушки, изображающие животных. С этими игрушками дети, как правило, выполняют те же действия, что и с куклой. Например, укладывают зайчика спать, или кормят мишку мёдом и т.д.

Отношение между обществом и ребенком в контексте его социализации и трудовой адаптации можно представить в виде схемы «общество - игрушка – ребенок», а игрушка является своеобразным связующим звеном между ними, помогая ребенку войти во взрослую жизнь. Игрушка - обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребностям ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка.

Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Она дает детям представление о людях разных профессий, разных национальностей, она в то же время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним. Многие игрушки объединяют, детей требуют совместных условий согласованных действий.

Игрушка, по выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль Козлова, 2000, С. 335. Е. Л. Флерина приходит к выводу, что игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, пробуждает творческую инициативу Флерина, 1973, С. 12.

Она разработала одну из ведущих классификаций игрушек, которая помогает подбору игрушек для детей разного возраста. В основном все игрушки можно разбить на следующие группы Флерина, 1973, С. 22-33:

1. Игрушки моторно-спортивные и тренировочные. Способствуют развитию детского организма - мускулов, зрения, ловкости движений, развитию глазомера, слуха, крупной моторики (мяч, обруч, прыгалки, кегли, бабки, чижик, крокет, волейбол и т. д., развитию мелкой моторики, глазомера (бирюльки, блошки, мозаика и т. п., развитию внимания, сосредоточенности, выдержки, организованности. Спортивно-моторные игрушки способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность [Урунтаева, 2001, С. 78].

2. Игрушка сюжетная, игрушка-образ : люди, животные, транспорт, машины, мебель и пр. Основной задачей таких игрушек является содействие творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт, расширяет его. Эти игрушки направляют внимание ребенка на те или иные явления окружающей жизни, определяют содержание игры, дают направленность интересам, переживаниям. Образные игрушки способствуют усвоению половой роли, что сказывается в выборе игрушек и действиях с ними. [Урунтаева, 2001, С. 76].

3. Творчески трудовая игрушка. К этому типу игрушек относятся строительные материалы, конструкторы (наборы деталей из металла, дерева и других материалов, разборные модели, наборы полуфабрикатов (дощечки, планки, гвозди, шурупы и т. п., позволяющие детям самим строить и мастерить игрушки. Здесь осуществляется: органическая связь игры с трудом.

4. Техническая игрушка - это игрушка, которая развивает конструктивные способности и техническое изобретательство, подводит к определенным трудовым навыкам. Типы технической игрушки :

1 тип - игрушки сюжетные, знакомящие с внешним видом технических предметов, дающие образ машины, станка, транспорта и т. п.

2 тип - игрушка, демонстрирующая физические законы или производственные процессы: игрушечные фотоаппараты, подзорные трубы, калейдоскопы, набор для фотопечатания, игрушечный проекционный фонарь, летательные модели, игрушечное детское кино, формовки для глины и т. п.

3 тип - это конструкторы, строительные материалы и полуфабрикаты.

5. Дидактические игрушки. Настольные игры. (пирамидки, вкладные мисочки, яички, матрешки и др.) Настольные игры организуют детский коллектив в играх с правилами (лото, парные картинки, квартеты, гуськи).

6. Веселая игрушка : «клюющие куры» (на балансе, «ходячий бычок», «танцующий поросенок» (заводной, «поющий петушок», хлопушка и многие другие.

7. Музыкальные игрушки : поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты (цимбалы, бубенцы и пр., игрушки с музыкальной мелодией, музыкальные каталки, волчки, коробки и др.

8. Театральная игрушка : теневой театр, панорама, театр игрушек, марионеток, наборы для творческих инсценировочных игр ребят и пр. Театрализованные игрушки используются при постановке спектаклей, в развлечениях. Дети наделяют их теми или иными чертами в соответствии с их внешним видом [Урунтаева, 2001, С. 77].

Л. В. Ивойлова пишет, что игрушки можно разделить на следующие основные группы, у каждой из которых есть свое назначение в развитии и воспитании ребенка:

- звуковые (сенсорные) игрушки – погремушки, свистки, бубенчики и др., которые развивают внимание, умение сосредотачиваться, слух;

- двигательные (моторные) – мяч, волчок, конь-качалка и т. д., развивают координацию, пластику движения, ловкость, быстроту реакции;

- оружие (в основном охотничье) и орудия труда, осуществляют связь между поколениями и готовят мальчиков ко взрослой жизни;

- образные игрушки – куклы и игрушки, изображающие животных, вводят детей в мир живой природы Ивойлова, 2012, С. 99.

- сюжетно-образные: куклы и фигурки, изображающие людей и животных, предметы игрового обихода, технические игрушки, празднично-карнавальные.

- дидактические: собственно дидактические игрушки и игры-наборы, конструкторы и строительные наборы, игры-головоломки, музыкальные игрушки.

- спортивные: кольца, обручи, кегли воланы, самокаты и др.

- игрушки-забавы : неваляшки, ваньки-встаньки, заводные лающие, мяукающие, прыгающие.

В младшем дошкольном возрасте, когда ребенок отражает только отдельные действия взрослых, важную роль приобретают куклы, игрушечные мебель, посуда, заводные игрушки, автомобили (легковые и грузовые, игрушки для игры на свежем воздухе (совок, лопатка, ведро, мягкие игрушки, изображающие различных животных.

Особое место в ряду игрушек занимает кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет в игре разные роли и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мысли и желания. Мальчики и девочки 2-4 лет отражают и закрепляют в игре простейшие жизненные навыки: заставляют куклу ходить, сажают ее, укладывают спать, аккуратно развешивают платья, кормят.

Девочки любят играть в «мамы и дочки», подражать домашнему труду взрослых. Эти игры полезны, так как в них отражается содержательная жизнь семьи, забота о детях. Таким образом, среди разнообразных типов игрушки кукла занимает, и будет занимать особое место как динамический живой образ человека.

Значительное место в детских играх отводится игрушечным животным. Такие игрушки, если они хорошо сделаны, уточняют, дополняют представление ребенка о внешнем виде животных.

Дети обычно имеют отчетливое представление о себе как о мальчике или девочке, поэтому следует уделять внимание формированию у ребенка поло-ролевой идентификации: указывать на особенности прически и одежды мальчиков и девочек, предлагать в играх девочкам быть мамой, тетей, няней, мальчикам - папой, дядей, шофером и т. д. В групповом помещении и на участке должны быть игрушки как для девочек, так и для мальчиков. Это не значит, что девочки могут играть только с куклами, а мальчики с машинками. Каждый вправе играть с теми игрушками, которые ему нравятся, но ассортимент надо подобрать таким образом, чтобы стимулировать игры, способствующие полоролевой идентификации.

Кроме игрушек, изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием.

К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т. п.

Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.

Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображению. А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями.

Одной из характерных особенностей современных игрушек является их интерактивость, т. е. возможность имитировать жизнь (двигаться, издавать звуки, отвечать на прикосновения и пр.). Поскольку роботизированные игрушки-животные включают в себя признаки, как живых, так и неживых объектов, они являются адекватным материалом для исследования детских представлений о реальном и не реальном смирнова, 2012, С. 32.

Констатируем тот факт, что ученые, педагоги, родители и общественность выказывают негативное отношение к современным игрушкам. Они считают, то игрушки западного образца, которые сейчас преобладают в магазинах, несут отрицательное воздействие на весь процесс социализации ребенка. Традиционные игрушки вытесняются видео- и компьютерными играми, масс-медиа; «активно внедряются в детскую жизнь игрушки вредные – милитаристского, садистского, низменного облика и содержания, ведущие к искажению гуманистических начал формирующейся личности, направляющие ее к насилию, искажению нравственных и эстетических ценностей, к депривации духовной жизни, ограничению потенций развития» Новоселова, 1997, С. 7. Ориентируемая на инокультуру и агрессию эта игрушка не развивает интеллект, сообразительность, не приучает к терпению, не тренирует мелкую моторику руки, а наоборот разрушает еще не сформированное детское миропонимание и нравственность [Теплова 2012, С. 40].

Роль «прекрасной куклы» в большинстве случаев выполняет кукла Барби, к которой проявляется неоднозначное отношение общественности как в нашей стране, так и за рубежом. М. В. Шулика доказывает, что традиционная кукла недаром лишена взрослых форм. Это прообраз ребенка. Девочка, играя, становится в опекающую материнскую позицию. Она воспроизводит действия взрослых: пеленает «дочку», кормит, укачивает, и таким образом с детства готовится исполнить главное предназначение женщины – материнство… Обладая Барби, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а, к примеру, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней «бой-френда». Архетип материнства незаметно подменили архетипом блуда» [Шулика, Современная, с. 253].

Рассматривая положительное влияние этой куклы на развитие психики, психологи В. К. Лосева и А. И. Луньков указывают на то, что она позволяет усвоить девочкам важный компонент женской роли - роль «красавицы», в то время как всевозможные «пупсики», «малыши» позволяют освоить роль матери, ухаживающей за ребенком. Освоение этой роли на Эдиповой фазе (3 - 5 лет, для которой характерно возникновение у детей интереса к различиям полов, атрибутике своего пола, дает ощущение психосексуальной идентичности и уверенности в себе. Запрет на удовлетворение этой потребности может исказить психосексуальное развитие девочки, внести раскол в ее сознание, создать чувство собственной неадекватности Лосева, .

Говоря о возможном негативном влиянии Барби и ей подобных кукол на психическое развитие ребенка, психологи и педагоги выделяют несколько аспектов. Во-первых, игры с такими куклами приобщают детей к культу красоты и материальных ценностей, воспитывают с мыслями о необходимости вырасти богатыми и красивыми. Во-вторых, очень часто, обладая куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда. В-третьих, вызывает беспокойство содержание игр, на которые они вдохновляют детей. Вместо того, чтобы играть с плюшевыми зверюшками, с игрушечными автомобилями, в мячи, кубики и т. п., то есть со всеми традиционными атрибутами детства, дети дошкольного возраста приучаются предаваться фантазиям и мечтам о жизни, свойственным не им, а подросткам.

За последние годы изменился образ не только «прекрасной куклы», но и образ кукол-героев современных мультфильмов. Они имеют характерную внешность, заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, не зависящую от меняющихся сюжетных линий в игре. Если десять лет назад на прилавках магазинов можно было увидеть игрушки, являющиеся носителями качеств, которые наше общество хотело видеть в ребенке, то сегодня это в основном игрушки, представляющие другой ценностный мир. На смену Чебурашке, Буратино, Карлсону, выражающих своим поведением реалии российских отношений, пришли герои зарубежных - американских и японских - мультфильмов: бэтмен, человек-паук, снайпер, солдат удачи, звездные воины и другие персонажи, которые можно увидеть на прилавках многих магазинов. Какую же нравственную характеристику несут в себе герои современных мультфильмов?

Они отличаются, прежде всего, силой, ловкостью, смелостью, сверхчеловеческими качествами, разнообразными умениями, великолепными физическими данными, сильно «накаченными» мускулы, которым мог бы позавидовать любой современный культурист. Большинство этих героев можно назвать идеальными представителями мужского пола, а их поведение как бы доказывает всем окружающим: на чьей стороне сила, тот и прав.

Особое место среди игрушек-героев современных мультфильмов занимают неземные существа, уродливые гномы, мутанты: тролли, звездные воины. Всех их можно отнести к сказочным персонажам, но если героям российских сказок был присущ потенциал добра, современные сказочные персонажи несут далеко не позитивный потенциал, к сожалению, не всегда сразу заметный для окружающих.

Таким образом, современные сказочные персонажи своим поведением как бы утверждают: добро побеждает зло, но только при помощи применения силы.

Являясь традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса игрушка служит для ребенка социализирующим фактором. Н. Д. Бартрам писал: «в мире игрушек, не всегда соответствующем действительности, путями не всегда реальными ребенок находит единственный для него доступный реальный путь для того, чтобы найти себя, проявить себя как социальную личность Аркин, 1968, С. 229.

Кроме того игрушка выступает функциональным инструментом приобретения ребенком определенных производственных навыков. К таким игрушкам следует отнести уменьшенные модели орудий труда. Эти игрушки дают ребенку возможность войти во взрослый мир, уже овладев определенными навыками» [Шулика, Современная, с. 253]. Ребенок не просто играет игрушкой, он играет с игрушкой как с партнером, сам создавая и одушевляя его. Л. В. Ивойлова утверждает, что игрушка должна «развивать, развлекать и воспитывать, или, говоря языком социологии – социализировать личность человека. Через игру и игрушку ребенок познает мир, приобретает общественный и культурный опыт» Ивойлова, 2012, С. 96.

Для формирования у ребенка положительного отношения к себе воспитатели должны создавать такие условия, чтобы он чувствовал свою значимость для окружающих, их любовь и был уверен в том, что всегда получит поддержку и помощь с их стороны. Такое позитивное отношение укрепляет доверие ребенка к миру взрослых и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать.

Специалисты детских учреждений (психологи, педагоги, социальные педагоги и др.) должны разбираться в «бездонном океане» игрушечного разнообразия, комплектуя игротеку учреждения такими игрушками, которые бы действительно воспитывали, помогали усваивать социальный опыт и развивать позитивные качества у детей. Кроме того, они должны информировать родителей о ценности и вреде игрушечной индустрии.

Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста Доклад «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста» «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны.

Игровые технологии ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «Мои полезные привычки» Возраст: дети 3-4 лет. Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Способствовать знаниям детей.

Игровые технологии для детей дошкольного возраста «Играя, дети учатся!» «Играя, дети учатся!» (Для детей дошкольного возраста) Игра важнейшее составляющая в развитие малыша. Игровые технологии тесно связаны со.

Игровые технологии как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста Игровые технологии, как средство познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) Игровые технологии,.

Презентация «Игровые технологии речевого развития детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической,.

Игры и игровые упражнения для развития слухового внимания детей дошкольного возраста Что же такое слуховое внимание и зачем нужно его развивать? Слуховое внимание-способность человека сосредотачиваться на определённом звуке.

Консультация для родителей «Игровые упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста в домашних условиях» Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Согласно данным.

Консультация «Кинезиологические игровые упражнения для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район Республики Башкортостан Консультация для родителей «Кинезиологические.

Презентация. Игровые технологии в Развитии детей младшего дошкольного возраста Слайд 1 Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять:.

«Рекламное агентство». Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста на тему «Игровые технологии в развитии детей» бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида №33 «Звездочка».

Среди множества существующих видов игр, те, в которые дети играют самостоятельно, занимают особое место. В них они воспроизводят различные жизненные ситуации, увиденные ими в окружающей действительности, копируют взрослых, активно фантазируют. Сюжетно-ролевые игры для детей – это лучший способ для усвоения информации, а также получения опыта. Заботливым родителям остается только выбрать наиболее подходящие для возраста и уровня развития ребенка игрушки, которые станут основой игрового процесса.

Чем полезны сюжетные игры?

дети получают новые знания;

начинают моделировать собственное поведение, развивая навыки общения;

развивают логическое и образное мышление, воображение, умственные и творческие способности;

проявляют индивидуальные качества характера;

учатся решать проблемные ситуации;

оценивают поведение сверстников;

учатся сопереживать, выражать свои эмоции;

это очень увлекательное занятие, доставляющее удовольствие и радость.

Виды сюжетно-ролевых игр

Тематика игровых сюжетов может быть абсолютно разной, например:

Бытовая: все, что связано с домом, семьей, семейными праздниками.

Общественная: посещение школы, больницы, поездки в поезде, «работа» в милиции или пожарной части, стройка и т.д.

Героико-патриотическая: например, про полёты на космическом корабле, войнушки.

Литературная: за основу берутся сюжеты любимых сказок, мультфильмов, программ.

Режиссёрская: здесь ребёнок сам озвучивает и управляет действиями кукол.

Особенности сюжетно-ролевых игр дошкольников

1 - 2 года. Малышам уже понятны и интересны предметы, а также действия с ними. Сначала они только зрители, а родителям нужно комментировать все происходящее, вследствие чего детишки уже активно включаются в игру. Например, мишка долго гулял, а теперь его нужно уложить спать, или куколки пьют чай. Можно купить дополнительные аксессуары – наборы с яркой посудой, игрушечные инструменты, небольшого пупса с бутылочкой, горшком и другими принадлежностями. Мальчикам очень понравится крутить автомобильный руль, представляя себя водителем.

Развивающая игрушка PlayGo 1010 Маленькая кухня
Тележка для покупок Кнопа Пластмастер 82007
Интерактивный Обучающий руль Стихи Дружининой Звуки автомобиля Умка B1463482-R

2 - 4 года. Сюжеты можно постепенно усложнять, увеличивая количество действующих лиц, вводить больше деталей. Например, к зайке пришли его друзья, чтобы поздравить его с днем рождения и вручить ему подарки. Здесь очень пригодятся наборы кухонной утвари – плита, кастрюльки, сковородки. А можно разыграть сюжет, что любимая кукла заболела, к ней вызвали доктора. Понадобится хороший комплект с градусниками и прочими врачебными атрибутами.

5 - 7 лет. В таком возрасте детей интересует ни сколько сам игровой процесс, сколько взаимоотношения между персонажами. Большое значение имеют диалоги. Выбор тем здесь огромен. Девчонки наряжают своих куколок, учатся делать им прически, выбирают наряды, придумывают разные сценки. Мальчишкам нравится играть с оружием, представляя себя шпионами или отважными рыцарями.

Детям младшего школьного возраста подобные игры все еще интересны, к тому же, всегда можно найти хороший игровой набор по вкусу. Девочки учатся быть «мамочками», заботливо ухаживая за куклами-пупсами, пробуют себя в роли визажистов – красят ногти, делают макияж, украшают волосы. Мальчики активно «воюют» с помощью водных или обычных бластеров.

Для развития игр в ДОУ необходим целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

Подбор игрового материала должен осуществляться в соответствии с основной тематикой, с учетом ближайшей перспективы их развития.

Предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны.

Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков. Остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница».

Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей. В средней группе добавляются магазин одежды, обуви и др.

В группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре. Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Использовать для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера).

Материал к сюжетно-ролевой игре должен быть всегда, что называется, под рукой и в то же время не должен быть постоянно на виду, т. е. воспитатель не должен использовать сюжетно-ролевую игру как элемент дизайна.

При оформлении игровых уголков рекомендуется использовать детали от многосекционных ширм. Таким образом, можно отделить зону «Больницы», предварительно заменив шторку с цветной на белую, использовать секцию для игры в магазин, использовать секцию от кукольного театра как окошко в доме.

Для игр в «шоферов» можно использовать чехлы на спинки стульчиков с аппликацией: автобус, скорая помощь, военный джип, пожарная машина. Чехлы хранят на вешалках-плечиках на стойках в уголках ряжения.

Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обо значениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т. д.).

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала.

«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т. д.)

«Игрушки - персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли, например, белая шапочка врача, каска пожарника и т. п.

«Маркеры игрового пространства - это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т. п.)

Игрушки-предметы оперирования в возрастном диапазоне изменяются в двух направлениях. С одной стороны это усиление реалистичности игрушки с одновременным уменьшением её размеров и степени готовности к использованию. Это готовые реалистические игрушки-модели (например, автомобильчики разных марок, а также сборные модели (типа «лего», сборные мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов) и игрушки-трансформеры.

Игрушки-персонажи в старшем дошкольном возрасте уменьшаются в размерах. Большую ценность для ребёнка приобретает не отдельная игрушка-персонаж, а персонаж в наборе с предметами оперирования и маркерами пространства или наборы из нескольких персонажей, относящихся к общему смысловому контексту. Такие наборы позволяют ребёнку реализовывать ту или иную роль, строить свой игровой мир и управлять им.

Для правильного подбора игрового материала и руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые сюжеты игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в сюжетно – ролевой игре : кто с кем любит играть, какова их нравственная основа объединений, характер отношений.

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм (фотоотчет о выставке)

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм (фотоотчет о выставке) 29 января в нашем саду прошёл конкурс атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Большую помощь в оснащении оказали родители, которые творчески.

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм В нашем саду прошёл конкурс «Создание условий для организации и развития сюжетно – ролевой игры в ДОУ». Наши родители активно принимали.

Дидактическое пособие «Алгоритмы к сюжетно-ролевым играм»

Дидактическое пособие «Алгоритмы к сюжетно-ролевым играм» Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок.

Изготовление своими руками предметов «Атрибуты к сюжетно-ролевым играм» для игровой деятельности

Изготовление своими руками предметов «Атрибуты к сюжетно-ролевым играм» для игровой деятельности Дошкольный возраст – это возраст игр. Игра - одна из характерных закономерностей развития ребенка, такой же естественный процесс, как прием.

Конспект открытого показа в старшей группе по сюжетно-ролевым играм «Путешествие в волшебный Город Мастеров»

Конспект открытого показа в старшей группе по сюжетно-ролевым играм «Путешествие в волшебный Город Мастеров» Конспект открытого показа в старшей группе по сюжетно-ролевым играм. Тема: «Путешествие в волшебный Город Мастеров» Воспитатель Большова.

Консультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Атрибуты к сюжетно-ролевым играм

Консультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Атрибуты к сюжетно-ролевым играм Для дошкольника сюжетно-ролевая игра – это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. В игре проявляются интеллект, азарт,.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Мастер-класс по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Венец из перьев — головной убор индейца»

Мастер-класс по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Венец из перьев — головной убор индейца» А современные мальчишки ещё играют в индейцев? Это очень интересный мир, полон Таин, загадок, отваги и дружбы. С чего начинается игра?.

Знакомство с новыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм

Знакомство с новыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм Знакомство с новыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм. Вторая младшая группа «Звездочки» Цель: Познакомить с новыми атрибутами к сюжетно-ролевым.


Игра — самая естественная деятельность ребёнка. С раннего возраста игра становится и самой любимой его деятельностью.

Цель игры: развивать игровой опыт каждого ребёнка; помогать детям в осваивании окружающего мира; побуждать детей к первым творческим проявлениям; воспитывать у ребёнка стремление к игровому общению со сверстниками.

Игрушкам и игровой деятельности детей уделялось большое внимание ещё в древности.

Изготавливали игрушки из любых подручных материалов: сначала из кости, дерева, глины растений, позднее из ткани, стекла кожи и железа. Помимо выполнения игровых функций, игрушки были связаны с различными формами религий в качестве оберегов, а также как часть различных ритуалов.

С древних времен известны погремушки, трещотки, фигурки животных (коров, собак, кошечек и др., куклы, мячи, волчки). В древнем Египте впервые встречаются игрушки с несложным механизмом движения «Крокодил», «Тигр», «Месильщик текста». Популярными игрушками того времени, особенно в Древней Греции были фигурки коня. в археологических раскопках находят так же кони — каталки, сделанные в V в. до н. э.

По свидетельству греческого философа Плутарха, среди игрушек тех времен были игрушки с заводными механизации, что говорит о высоком профессионализме мастеров.

Известно так же и о различиях в выборе игрушек у детей разного пола. Мальчики играли деревянными мячами, щитами и лошадками. Девочки предпочитали кукол. Сложность изготовления кукол была различной — от простого чурбанчика без рук, без ног, до кукол с плечевыми, локтевыми и коленными суставами причёской и сложно вырезанным туловищем. С тех времён существуют и куклы-марионетки. В ходе раскопок часто находили миниатюрные наборы посуды, которые, вероятно, предназначались для игр с куклами.

Куклы были традиционными и в русских семьях. Причём играли тряпичными куклами и девочки, и мальчики до 7–8 лет и только потом их игры начинали строго разделять.

Игры и игрушки, перетерпев ряд изменений, сохранили популярность и в наши дни, оказывая влияние на детское развития.

В современных детских садах и школах игра выступает как средство приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков.

По мере взросления ребёнка игра видоизменяется и усложняется. От рождения до 2–3 лет преобладают игры — манипуляции. В них дети совершают с предметами и игрушками различные действия — манипуляции, например трогают, двигают, качают, трясут, кидают предметы, стучат ими.

В игровом наборе у детей этого возраста должны быть мячи, пирамидки, вкладывающиеся друг в друга листочки разных размеров, разноцветные кубики разных размеров, разноцветные кубики, юла, игрушки — неваляшки.

Такие игрушки развивают моторику и мышление ребёнка. Игрушки должны быть яркими и разной формы. Хорошо если в игровом наборе будут присутствовать игрушки, издающие звуки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др.)

К концу третьего года у детей развивается сюжетно — ролевая (творческая) игра. Первые такие игры представляют собой многократно повторяющийся простые сюжетные цепочки из 2–3 действий (например мальчик катает машинку, девочка моет куклу). Дети 2–4 лет в играх ситуациях лечат, кормят, укладывают спать кукол и зверей, готовят еду, совершают поездки на транспорте. Для детей 4–5 лет характерны игры в «Магазин», «Больницу», «Аптеку», «Стройку» и т. д.

Важная роль в становление игры принадлежит сюжетно-образным игрушкам, которые являются как бы вспомогательными и вместе с тем необходимыми средствами изображения. Дети охотно включаются в игру, если наряду с предметами-заместителями представляется возможность использовать реальные предметы: зонты, сумки, одежду, посуду, условные знаки. Так отделы магазина могут быть обозначены соответствующими вывесками (фрукты, овощи, одежда и др.) в качестве изобразительных средств используются и театральные костюмы.

Для осуществления сюжетно-ролевых игр детям необходим следующий набор игрушек.

1. Кукольное семейство: куклы разного пола и возраста. Куклы нужны как девочкам, так и мальчикам, играя и идентифицируя себя с ними, ребёнок усваивает мир человеческих отношений и представлений, строит и создаёт самого себя. Посредствам таких игр дети учатся правильно вести себя в тех или иных ситуациях, у них формируются матрицы поведения, необходимые для правильной социализации и адаптации в обществе. Важно поощрять такие игры, играть вместе с детьми, вести диалог от лица игрушек, создавая различные ситуации.

2. Кукольные принадлежности: кукольная одежда по сезону, домик, мебель, посуда, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доски, счёты, строительные инструменты, телефоны и т. д. Различные застёжки, молнии, пуговицы помогают развитию мелкой моторики. Необходимо помнить, что большое количество излишне детализированных игрушек не оставляет места для детских придумок, сотворения недостающего и развития воображения.

3. Фигурки животных (домашних и диких) кошка, собака, волк, лиса, зайчик, лошадь, медведь и др. Желательно, чтобы они соотносились по размеру между собой и с человеческими персонажами. для формирования правильной картины мира у ребёнка важно, чтобы фигуры животных отражали их реальный облик, а не очеловеченный (на задних лапах, в штанах и рубахах) юмористические и очеловеченные образы понятны позже.

4. Транспортные средства — машины, самолёты, поезда, лодки, вертолёты, автобусы и т. д. Важным моментом при выборе этих игрушек является возможность размещать в них водителя, пассажиров, строительных материалов. А возможность конструирования из обычной машины такой, которая отвечает замыслу игры, развивает гибкость ума, творческие способности, моторные навыки, образное мышление.

5. Материалы для различных сооружений (горка, дома, машины, корабли, больницы и т. д.) — столы, стулья, доски, покрывала и подушки. Хорошо подходят для такого строительства крупноблочные деревянные конструкторы. Сооружения таких конструкций позволяет формировать крупную и мелкую моторику, пространственные представления и волевые качества ребёнка.

6. Подручные средства (тряпочки, камушки, веточки, шишки, жёлуди), которые с помощью детской фантазии могут быть превращены в любые необходимые для игры материалы.

Театральные, пальчиковые игры помогут ребёнку понять и прочувствовать литературные произведения, развивать речь, мелкую моторику и творческие способности детей. Для таких игр подойдут наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, театральные персонажи, куклы — марионетки, куклы для пальчиковых игр, костюмы, элементы декораций, маски и др.

В особую группу входят игрушки — самоделки, стимулирующие развитие творчества, формирующие умение воплощать замысел. Создание таких игрушек дает возможность самовыражения и способствует повышению самооценки у ребёнка.

В старшем дошкольном возрасте проявляется интерес к игрушкам — забавам, которые развивают чувство юмора и любознательность, вызывают у детей положительные эмоции. Они побуждают детей к изучению их устройства, принципы действия.

Куклы барби надо использовать с большой осторожностью. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребёнка не на красоте, а в первую очередь на чувствах заботы. По отношениям к куклам девочки должны чувствовать себя мамами, взрослыми. Куклы необходимы для того, чтобы их кормить, лечить, одевать, мыть и т. д. Через барби же транслируется образ жизни, связанной с бесконечными нарядами и развлечениями. Известно так же, что пропорции барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой — комплекс неполноценности приводящий к нервозу.

Игры детей с оружием (солдатики, ружья, автоматы, пистолеты, танки, мечи и т. д.) способствуют выходу внутренней агрессии, скрытой в каждом человеке. Если она выплёскивается через «военные игры», то в реальной жизни ребёнок становится более спокойным и уравновешенным. Однако такие игры обязательно должны сопровождаться комментариями взрослых и иметь определённый сюжет.

Технические оснащенные, электронные и интерактивные игрушки, которые сами двигаются, говорят и поют, служат больше для развлечения, чем для развития.

Игрушки не должны быть работающими копиями взрослых предметов, чтобы оттачивать какие — то полезные навыки из взрослой жизни. Поэтому специфические предметы ему нужны лишь как атрибуты, помогающие войти в роль. В этом случае лучше всего подходят условные обозначения предметов. В руках ребёнка любая палочка может стать и билетиком на поезд и ложкой, и саблей. В этом и проявляется фантазия и свободное творчество ребёнка.

Для ребёнка важно разнообразие, а не количество игрушек. Для того, чтобы игрушки служили инструментом развития ребёнка, необходимо научить детей играть с ними. А активное участие родителей в играх с детьми вообще благоприятно влияет на отношения в семье и на детское развитие.

1. Журнал Современное дошкольное образование № 1, 2010 г.

2. Журнал Современное дошкольное образование № 8 (50), 2014 г.

3. Современное дошкольное образование.

4. Современное дошкольное образование № 4 (30), 2012 г.

5. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду, составитель Н. В. Нищево.

6. Образовательная область. Социализация. Игра. О. В. Акулова, О. В. Солнцева.

7. Сюжетно-ролевые игры для детей, Издание № 7, Н. В. Краснощёкова.

8. Современное дошкольное образование теория и практика, 6 (48), 2014 г.

9. Журнал Современное Дошкольное образование теория и практика, 3 (45), 2014 г.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, игрушка, кукла, ребенок, мелкая моторика, девочка, детское развитие, игровой набор, Фигурка животных.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через.

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Развитие мелкой моторики у малышей | Статья в журнале.

В настоящее время изготавливается очень много развивающих игр, игрушек, игровых наборов, которые способствуют развитию мелкой моторики, направлены на развитие внимания, тщательного рассматривания и сопоставления предметов.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, рука, палец, игра, пальчик, речевое сопровождение, ритмичное сжимание, кончик пальцев

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника.

Развивающие деревянные и народные игрушки для игр-занятий.

ребенок, игрушка, игра, мелкая моторика, мелкая моторика рук, малыш, координация движений, логическое мышление, игровая поддержка ребенка, раннее детство.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей.

Для развития силы рук и мелкой моторики помогают игры: «Сдуй игрушку» — дети сдувают надувные игрушки; «Бумажные снежки» — детям предлагается смять бумагу и сделать снежки

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Необходимо позаботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, – это будет подкреплять его интерес к игровым занятиям.

Все игры на развитие мелкой моторики представляют собой комплекс упражнений, в который входят: самомассаж кисти и пальцев рук.

Использование дидактических игр как средства развития.

Ход игры. Воспитатель вносит кукол, которые собираются на праздник. Детям объясняют, что куклам нужны украшения — бусы.

А ведь развитие мелкой моторики теснейшим образом связано с развитием пространственного и логического мышления.

Игрушка в жизни ребёнка | Статья в журнале «Вопросы. »

Постепенно в предметный мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины.

Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью.

Основные термины (генерируются автоматически): игрушка, игра, ребенок, малыш, выбор игрушек.

Играем — мелкую моторику развиваем! | Статья в сборнике.

пластилинография, развитие мелкой моторики, формирование речи ребенка, игровые мотивации, снятие мышечного напряжения.

Играют дети — играем вместе (игровая терапия для детей с ранним детским аутизмом). Классный час «Играем классику».

Читайте также: