Сюжетные или образные игрушки

Обновлено: 28.04.2024

Самостоятельная игра детей проходит более успешно, если в нее последовательно вовлекаются условно – образные, реалистичные игрушки, игрушки – заместители. Для отображения в игре первоначальных знаний необходимы условно – образные игрушки.

ВложениеРазмер
Консультация для родителей. «Образные игрушки». 16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Подготовила: Ганеева Г. М.

Большая часть игрушек – это так называемые образные игрушки. Не точные копии, не уменьшенные модели людей, животных, различных предметов, а созданные профессиональными художниками или народными умельцами произведения, отражающие, часто условно, яркие, обобщенные образы реальной действительности или сказочные, фантастические образы.

Среди образных игрушек особое место всегда занимала кукла. Она призвана выполнять в играх детей разных возрастов, примерно до 10 – 12 лет. В продаже имеются куклы в одежде и голыши. Одежда кукол может быть самой различной – детской, профессиональной, национальной. Различны и выражения их лиц, на них, как правило, отражаются те чувства, состояния, которые присущи детям. Есть лирические типы кукол, куклы – озорники, мямлики, серьезные и смешные.

Обычно куклу для ребёнка выбирают родители, но детям пяти и более лет лучше позволить это сделать самим. Нужно предложить ребёнку хорошенько, не торопясь, рассмотреть всех кукол, сказать, какая кукла и почему понравилась больше других, какие игры с ней он мог бы затеять. Но взрослый может показать ребёнку, какая кукла понравилась ему, объяснить, что, по его мнению, особенно хорошо в ней, как с ней можно будет играть. Если выбор ребёнка устойчив, лучше купить ему ту куклу, которую он предпочёл.

Малышу двух с половиной – трёх лет советуем подарить только одну куклу, желательно тоже «не старше трёх лет». Он станет постоянно заботится о ней, как заботятся о нем самом родители. Для игры ему понадобятся некоторые самые простые предметы кукольной одежды, посуда из пластмассы, кроватка, коляска или саночки, и обязательно куски ткани, чтобы пеленать «дочку». Для таких игр особенно хороши большие куклы – голыши. Одежда для них продается и отдельными предметами, и наборами.

Подрастает ребёнок, появятся у него новые куклы, но первая часто остается самой любимой.

Дети становятся старше, усложняются их игры, все полнее отражая жизнь окружающих людей – детей и взрослых.

С возрастом ребёнку для игр с куклами необходимо большее количество предметов: мебели, посуды и т. п. посуду можно купить не только столовую, но и кухонную, чайную, приобрести стол со стульями, гардероб, игрушечные музыкальные инструменты.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют с маленькими куколками, так как их игры требуют большого количества участников: «воспитанников детского сада», «школьников», «зрителей» в «театре» и «кино» и т. д. Ребёнок в этих играх, управляя целым коллективом кукол, чаще выступает как режиссер (режиссёрская игра).

В играх ребят отражается то, что они видят вокруг себя, о чём им рассказывают, читают, что показывают по телевизору. Жизнь и сказка, действительность и фантазия прекрасно уживаются в игре.

Содержание игр маленького ребёнка основывается на его наблюдениях за жизнью семьи, домашним трудом матери, бабушки. Он качает свою куклу на руках, возит в коляске, готовит ей обед из травы и песка, наряжает на праздник, ведёт в гости или на прогулку.

Круг впечатлений дошкольников, посещающих детский сад, неизменно шире. Естественно, что игры этих детей более содержательны. Они охотно играют не только с куклами- детьми, но и с различными фигурками людей, изображающими сказочных героев, представителей разных профессии.

Это же условные, обобщенные образы, причём ребёнку совсем не важно, насколько подробно нарисована на фигурке одежда, выписаны мелкие детали. Иногда можно видеть, как малыш, играющий в детский сад, выстраивает кирпичики из строительного материала в пары и ведет их на прогулку. Играя, он отличает шалуна от послушного, наделяет каждый кирпичик определенным характером и согласно этому ведет игру.

Не следует мешать детям играть с предметами, заменяющими игрушки, нарушать их замыслы, подменять игрушками те предметы, между которыми они сами распределили роли. Неумелое вмешательство только погасит детскую фантазию, спутает план игры. Нужно быть очень осторожным с детской мечтой, внимательным к детскому замыслу, приходить на помощь лишь в ситуациях, когда ребёнку сложно справится самому. И когда ребенок играет в пароход или в машинки, придвигая положенный кирпичик по желанию ребенка или коробку, когда вместо человечков в его игре участвуют деревянные брусочки, не следует вмешиваться, навязывая настоящие игрушки. Настоящие игрушки могут нарушить созданные ребенком образы.

Значит ли это, что в игре можно обойтись без игрушек? Нет, игрушка поможет не только расширить тематику игр, обогатить их содержание, но и вызвать новые игры, новые ситуации в них. Начиная с 2 – х лет, малыши строят для своих человечков домики из строительного материала, песка, снега. В этом возрасте не игрушка определяет возможность применение ее в игре, а круг впечатлений, полученным ребенком в результате знакомства с доступными ему явлениями окружающей жизни.

Наряду с человеческими фигурками детям нужны и фигурки животных.

В возрасте около трёх лет дети только под руководством взрослых могут воспроизвести в игре короткие сценки из народных сказок «Колобок», «теремок», «Репка». Но и здесь, если не найдется подходящей игрушки, они могут сказать: «Нечего, что мышки нет, пусть медведь тянет репку!».

На четвертом году жизни ребята становятся требовательнее к набору игрушек, они обязательно ищут нужную для задуманной игры и знают, что собака сторожит построенный дом, а живёт в нём матрёшка или кукла.

Дети от пяти до семи лет, просят купить родителей ту игрушку, которая им больше всего понравилась. Старшим дошкольникам лучше покупать игрушки именно набором. Игрушечные звери в играх маленьких детей участвуют не только как герой сказок, они живут обычной детской жизнью: капризничают, шалят, ходят в кино, учатся в школе.

Большинство таких игрушек изготавливаются из мягких материалов – ткани, искусственный мех. Это приближает игрушку к ребёнку, он словно прикасается к живому существу.

Любимая детская игрушка – это мишка. Объяснить это можно тем, что медведь – очень древний и традиционный образ из разных сказок. Это мягкое, ушастое существо с толстыми лапами для ребенка не зверь, а пришедший из сказки любимый герой.

Зная настоящее животное, слушая о нём рассказы, малыш узнает его и в сказке, хотя там оно ведет себя совсем иначе. Часто одето в человеческий костюм, поет песни, обманывает людей, хитрит…… и т. д.

Знакомство с миром дает ребенку ряд представлений, понятий, оставляет след в мыслях и чувствах. Наиболее близкое, яркое, интересное, захватившее ум и воображение, ребенок вносит в игру.

С хорошей игрушкой ребенок играет длительно и активно. Он узнает назначение предметов, простейших орудий труда, общие способы действия с ними. Количество сюжетных игрушек увеличивается по мере обогащения практического и игрового опыта детей.

Образные игрушки

Образные игрушки (сюжетные) — это любые игрушки, которые отражают в себе образ одушевленного существа, например, животного, человека. Т.е. это могут быть куклы, пупсы, зайки, мишки и т.д. игра с такими игрушками подразумеваем контакт малыша с ними – как с живыми персонажами. Важна в такой игре и постановка сюжета (различные ситуации, сказка), поэтому они и называются сюжетными.

Игры с образными игрушками развивают у ребенка личностную сферу, влияя на его социально-эмоциональные позиции. Они помогут крохе включиться в мир людей. Происходит это потому, что в сюжетной игре ребенок может отразить свой опыт, выразить чувства.

Так же сюжетные игры развивают творческую активность малыша, так как ему потребуется включать все свое воображение, чтобы построить сюжет игры.

Какие же сюжетные игрушки подойдут для малыша первого года жизни?

Крупный шарик с улыбающимся лицом. Колобка можно прикрепить над кроваткой малыша, показывать ребенку как он раскачивается. Ребенок будет стараться сфокусировать взгляд на игрушке, что очень полезно в первые месяцы жизни. Впоследствии колобка можно медленно передвигать в разные стороны, чтобы малыш следил за движениями.

Неваляшку можно поставить в кроватку к ребенку. Размахивая ручками и ножками малыш будет приводить неваляшку в движение, и вызывать мелодичный перезвон.

Тряпичная кукла, пупсы

Пластиковый пупс – это наглядное пособие для изучения частей тела. Так же пупс – это образное представление младенца. Сажайте куклу на некоторое время поближе от глаз малыша, потом пересадите подальше. Куклой можно танцевать, прыгать или кувыркаться.

Игрушки, изображающие животных или птиц

Любые игрушки в виде животных. При помощи таких игрушек можно, например, обыграть сказку теремок или придумать свой сюжет игры. Познакомьте ребенка с миром животных, рассказывая как они «говорят». И первыми словами ребенка будут именно голоса животных, так как их легко произносить и они ему интересны.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Сюжетно-образные игрушкиГабдрахманова Айгуль Зуфаровна воспитатель (по обуче.

Курс повышения квалификации

Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО


Курс повышения квалификации

Использование ресурсов пластилинографии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности воспитателя в условиях ФГОС ДО


«Для чего нужно и кому подходит рисование двумя руками!?»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сюжетно-образные игрушкиГабдрахманова Айгуль Зуфаровна воспитатель (по обуче.

Сюжетно-образные игрушки
Габдрахманова Айгуль Зуфаровна
воспитатель (по обучению детей татарскому языку)
МБДОУ «Детский сад присмотра
и оздоровления №38 «Аленький цветочек»

Сюжетно-образные игрушки – модели неодушевленных и одушевленных объектов, пр.

Сюжетно-образные игрушки –
модели неодушевленных и одушевленных объектов, предназначенных для сюжетных и ролевых игр

Значение сюжетно-образных игрушек в развитии ребенка: служат целям умственног.

Значение сюжетно-образных игрушек в развитии ребенка:

служат целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания
помогают познавать окружающий мир
приучают к целенаправленной, осмысленной деятельности
способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций

Кукла - самая распространенная игрушка, изображающая человека В п.

Кукла - самая распространенная игрушка, изображающая человека


В процессе игры воспроизводится личный опыт и переживания ребенка. Происходит обучение различным моделям поведения

Куклы-животные - игрушки, изображающие животных Знакомят малыша.

Куклы-животные - игрушки, изображающие животных

Знакомят малыша с представителями животного мира. Ребенок учится их различать и узнает их названия.

Мягкие игрушки Самое главное достоинство мягкой игрушки - дарить нежность и.

Мягкие игрушки
Самое главное достоинство мягкой игрушки - дарить нежность и утешать малышей

Игрушки-транспорт – все виды уменьшенных копий транспорта: машинки, самоле.

Игрушки-транспорт –
все виды уменьшенных копий транспорта: машинки, самолетики, поезда, кораблики

Транспортные игрушки развивают мелкую моторику, воображение и эмоциональные качества

Игрушки-предметы быта, обихода - образы неодушевленных предметов, постоянно.

Игрушки-предметы быта, обихода -
образы неодушевленных предметов, постоянно или часто встречающихся в повседневной жизни

В процессе игры ребенок учится выделять элементы интерьера, предметы обихода и распределять их по сфере использования.

Театральные игрушки – различные виды кукол и кукольных театров Те.

Театральные игрушки –
различные виды кукол и кукольных театров

Театральные игрушки определяют сюжет театрализованной игры, уточняют и расширяют кругозор ребёнка, его социальный опыт, развивают творчество.

В любой период жизни малыша важно правильно подобрать игрушки, так как в детс.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но.

Вы можете использовать данное оформление
для создания своих презентаций,
но в своей презентации вы должны указать
интернет-ресурсы и автора шаблона:

Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 388 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»
  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
  • Курс повышения квалификации «Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»
  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»
  • Курс повышения квалификации «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации»
  • Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»
  • Курс повышения квалификации «Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде»
  • Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»

Оставьте свой комментарий

  • 26.10.2015 3417
  • PPTX 3.2 мбайт
  • 26 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Габдрахманова Айгуль Зуфаровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

50 минут

«Политическое страноведение и регионоведение. Важнейшие интеграционные объединения на политической карте мира»

88 минут

«Основы деятельности Школьных служб примирения и Служб школьной медиации»

66 минут

«Система подготовки к ОГЭ по русскому языку»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Что помогает развивать сюжетная игра с образными игрушками у ребенка первого года жизни?

Ученые доказали, что игры с образными игрушками эффективно развивают личностную сферу ребенка, прямым образом влияя на егосоциально-эмоциональные позиции. Подберите малышу веселенькую куклу, изображающую из себя ребенка его возраста. Тогда кроха начнет сопоставлять себя с ней, и она будет оживлять представление о его собственной человеческой сущности и личности.

Впоследствии,кукла и сюжетная игра поможет малышу включиться в мир людей. Это произойдет потому, что в сюжетной игре он сможет отразить свой опыт и выразить чувства, переиграть то, что его волнует, воспроизводя действия людей или сказочных персонажей. Более того, такие игрушки помогут Вам в игре рассказать малышу – как бороться со своими страхами, как уметь сострадать, как нужно относиться животным и тому подобное. Сюжетная игра поможет крохе не только выразить себя (свой опыт, свои знания и переживания), а но и освоить раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.

Нужно ли говорить о том, что такие игры развивают творческую активность малыша – сколько ему потребуется воображения – чтобы самому строить сюжеты! Важную роль играет сюжетная игра и для развития речи детей.

Какие сюжетные игрушки подойдут для ребенка первого года жизни?

Игрушки, воспроизводящие реальное улыбающееся человеческое лицо, вызывают интерес и удовольствие малыша уже со второго месяца жизни. И для всего первого года жизни крохи подойдут следующие типы образных игрушек:

Колобок

Это крупный шарик с веселым лицом. Пусть он будет первой образной игрушкой для Вашего малыша. Его можно подвешать над кроваткой, показывая крохе, как колобок раскачивается. Чтобы развить зрительную активность ребенка — можно показывать колобка на стержне, передвигая его в разные стороны, приближая и отдаляя от глаз малыша, побуждая его следить за движениями.

Крупная неваляшка

Не стоит ею пренебрегать — это очень важная игрушка для младенца. В классическом виде — у нее веселые выразительные глаза и приятная улыбка, которую Ваш малыш полюбит рассматривать. Поставьте ее в кроватку, близко от ребенка и его случайные движения будут приводить ее в движение, и вызывать приятный перезвон.
Эта поистине универсальная игрушка подойдет не только для сюжетной игры – она относится еще к игрушкам с сюрпризом – динамическим и звуковым.

Кукла–пупс, тряпочные куклы

Пластиковый карапуз – это не только образное представление младенца, но и наглядное пособие по изучению частей тела. Куклу можно сажать поближе или подальше от глаз малыша, «заставлять» ее танцевать, кувыркаться или прыгать. Узнавая в такой кукле себя – кроха будет радоваться каждой встрече.

Фарфоровая кукла в одежде

Всем младенцам нравится смотреть на красивые вещи, будь то расписная ваза, или фарфоровая кукла. Такая кукла очень красива, порой напоминает настоящее произведение искусства — ее лицо, фигура и одежда в точности собою олицетворяют настоящего прекрасного маленького человечка. Такие куклы не надоедают крохе – он может в течение 2-3 месяцев радостно встречаться со знакомой куклой. Но, конечно, такую куклу показывать можно только из Ваших рук, либо поднося к ней ребенка.

Игрушки, изображающие животных или птиц

Это и плюшевый мишка, и мягкая собачка, и резиновая пищалка — петушок. Такие игрушки дадут Вам возможность обыграть тот же «Теремок», «построить» с малышом ферму, «посетить» зоопарк. Ознакомьте малыша с животным миром, расскажите, как животные могут «говорить». Вы увидите потом, как одними из первых слов Вашего любимого чада станут именно голоса животных – они ему интересны, и их легко произносить.

Как правильно выбрать сюжетную игрушку?

Кроме основных требований к выбору игрушек при выборе образных игрушек необходимо учесть следующее:

• Для младенцев нужны достаточно крупные образные игрушки (не менее 40-50 см), с отчетливыми чертами лица. Важно, чтобы у образной игрушки было выразительное позитивное «лицо» с крупными глазами и улыбкой. И, желательно, чтобы черты лица были не четко прорисованы, недовершены — это подстегнет воображение малыша.

• Игрушка с неожиданным появлением звука (приятного и не слишком громкого) привлечет внимание крохи, удивит его и обрадует. Хорошо будет – если животные «заговорят» своими голосами – корова замычит, киска за мяукает. Но не стоит увлекаться современными интерактивными куклами и игрушками.

• Стремитесь к естественности при выборе образной игрушки: пусть лошадка будет гнедая или в яблоках, а не кислотно-оранжевого цвета. Природа дала нам много красочных цветов: яркий попугайчик, контрастно окрашенная зебра – и никакого искажения окружающей ребенка действительности. Пусть собачка говорит «Гав! Гав!», а не «С днем Рождения тебя!». Ярко разодетым в кукольную одежду может быть пупс, но не медведь.

Как играть?

Со второго месяца образную игрушку уже можно показывать крохе, используйте для этих целях вначале колобка или неваляшку – с крупными и приятными чертами лица. В дальнейшем такое разглядывание будет приносить Вашему ребенку явное удовольствие – он будет приветствовать полюбившуюся игрушку улыбкой и оживлением. Это будет хорошо способствовать его социально-эмоциональному развитию.
Малыши до 6-7 мес. не могут играть с образной игрушкой в прямом смысле слова, Максимум, что может сделать ребенок в период с третьего месяца до конца первого полугодия жизни – это возьмет ее в руки, чтобы изучить – рассмотреть, ощупать, попробовать на вкус.

Второе полугодие – становление сюжетной игры

Простые сюжеты – для самых маленьких

После 6 месяцев кроха с удовольствием и интересом будет следить за Вашими действиями в процессе сюжетной игры. Вы можете разыграть перед ребенком элементарные игровые сюжеты из 1-2 действий – зайку кормят, собачка прыгает, кукла едет на лошадке, петушок поет и т.д.
Конечно же, каждая образная игрушка предназначена для показа действий алогичного живого существа: если это кукла, то она отражает действия человека, в частности ребенка; если птичка или бабочка, то они летают, порхают, лошадка скачет, ржет, и так далее.

Игра с неваляшкой:

Знакомство с неваляшкой начните с совместного рассматривания. Покажите и затем предложите ребенку найти у нее глазки, ротик, носик. Продемонстрируйте крохе возможности игрушки — как кукла она может раскачиваться и звенеть. Дайте малышу возможность поиграть с ней самому. Затем можно разыграть сюжет: например, неваляшка может танцевать — крутиться на месте, раскачиваться из стороны в сторону.

Игры в прятки

Спрячьте на глазах у малыша его любимую игрушку под пеленку или одеяло. На первых порах можно оставить часть игрушки призывно торчать, например, хвостик у собачки. Все свои действия обязательно сопровождайте комментариями: «Где Собачка? Гав! Гав!». Если ребенок не смог «отыскать» пропажу — пусть собачка внезапно выскочит – «Вот где собачка!». Несколько повторов – и вот малыш уверенно сдергивает с игрушки пеленку, или вытаскивает ее из-под одеяла. Действуйте всегда по ситуации, исходя из поведения крохи – Ваша задача поощрять его активность и инициативу, а не играть за него.

Поэзия в игре

Очень полезно для речевого и эмоционального развития крохи включать в игру какой-нибудь фольклорный текст или авторские детские стихи, а может Вы в состоянии сочинить что-нибудь и сами?

Например, несложно обыграть такое стихотворение А.Барто:

«Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости!»

Во время чтения этих незамысловатых строк – просто причесывайте гриву, шерстку и хвост игрушечной лошадке – заодно будет повод ознакомить ребенка с частями ее тела.

Эмоциональный контекст в сюжетной игре

Когда малышу исполнится 10-11 месяцев, усложните сюжетную игру – можно включить в нее эмоциональный контекст. Но такие сюжеты должны оставаться несложными, чтобы быть понятными для малютки. Пусть во время таких игр Вашему ребенку откроется весь волнующий и чувственный мир эмоций: слезы, смех, радость, сердитость, страх, веселье, грусть и пр.

Игровые сценки, в зависимости от сюжета, отражают эмоциональный мир человека. Ребенок начинает понимать причины тех или иных эмоциональных состояний человека: например, куколка заплакала, потому что упала; кукла смеется, потому что ей нравится кататься на машинке и др.

Пример такого сюжета: кукла едет на лошадке, упала. Затем заплакала, встала, отряхнулась. Далее — опять села на лошадку, поехала, запела песенку и т.п.

Можно так же объединить такую эмоциональную игру с поэзией: стихотворения «Уронили мишку на пол» или «Зайку бросила хозяйка» — способны вызвать сопереживания даже у самых маленьких. Не забудьте в конце игры утешить «несчастных» игрушек, пожалеть их вместе с малышом, а потом полюбоваться их танцами и порадоваться их смеху.

Какую игрушку лучше выбрать ребенку в том или ином возрасте.

ВложениеРазмер
surzhikova_e.s._statya.docx 17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Образные игрушки в жизни ребёнка дошкольного возраста (из опыта работы)

Е.С. Суржикова, воспитатель МДОУ №30,

г. Железногорск, Курская обл.

Большая часть игрушек - это так называемые образные игрушки. Не точные копии, не уменьшенные модели людей, животных, различных предметов, а созданные профессиональными художниками или народными умельцами произведения, отражающие, часто условно, яркие, обобщенные образы реальной действительности или сказочные, фантастические образы.

Среди образных игрушек особое место всегда занимала кукла. Она призвана выполнять в играх детей функции человека.

Куклы чаще всего изображают детей разных возрастов, примерно до десяти двенадцати лет. В продаже имеются куклы в одежде и голыши. Одежда кукол может быть самой различной - детской, профессиональной, национальной. Различны и выражения их лиц, на них, как правило, отражаются те чувства, состояния, которые присущи детям. Есть лирические типы кукол, куклы - озорники, мямлики, серьезные и смешливые.

Обычно куклу для ребенка выбирают родители, но детям пяти и более лет лучше позволить сделать это самим. Нужно предложить ребенку хорошенько, не торопясь, рассмотреть всех кукол, сказать, какая кукла и почему ему понравилась больше других, какие игры с ней он мог бы затеять. Но взрослый может показать ребенку, какая кукла понравилась ему, объяснить, что, по его мнению, особенно хорошо в ней, как с ней можно будет играть. Если же выбор ребенка устойчив, лучше купить ему ту куклу, которую он предпочел.

Малышу двух с половиной - трех лет советую подарить только одну куклу, желательно тоже «не старше трех лет». Он станет постоянно заботиться о ней, как заботятся о нем самом родители. Для игры ему понадобятся некоторые самые простые предметы кукольной одежды, посуда из пластмассы, кроватка, коляска или саночки и обязательно куски ткани, чтобы пеленать «дочку». Для таких игр особенно хороши большие куклы-голыши. Одежда для них продается и отдельными предметами, и наборами.

Подрастет ребенок, появятся у него новые куклы, но первая часто остается самой любимой.

Дети становятся старше, усложняются их игры, все полнее отражая жизнь окружающих людей - детей и взрослых.

С возрастом ребенку для игр с куклами необходимо большее количество предметов: мебели, посуды и т. п. Посуду можно купить не только столовую, но и кухонную, чайную, приобрести стул со стульями, гардероб, игрушечные музыкальные инструменты.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют маленькими куколками, так как их игры, требуют большого количества участников: «воспитанников детского сада», «школьников», «зрителей» в «театре» и «кино» и т. д. Ребенок в этих играх, управляя целым коллективом кукол, чаще всего выступает как режиссер (режиссерская игра).

В играх ребят отражается то, что они видят вокруг себя, о чем им рассказывают, читают, что показывают по телевизору. Жизнь и сказка, действительность и фантазия прекрасно уживаются в игре.

Содержание игр маленького ребенка основывается на его наблюдениях за жизнью семьи, домашним трудом матери, бабушки. Он качает свою куклу на руках, возит в коляске, готовит ей обед из травы и песка, наряжает на праздник, ведет в гости или на прогулку.

Круг впечатлений дошкольников, посещающих детский сад, неизмеримо шире. Естественно, что игры этих детей более содержательны. Они охотно играют не только с куклами-детьми, но и с различными фигурками людей, изображающими сказочных героев, представителей разных профессий.

Это тоже условные, обобщенные образы, причем ребенку, совсем не важно, насколько подробно нарисована на фигурке одежда, выписаны мелкие детали. Иногда можно видеть, как малыш, играющий в детский сад, выстраивает кирпичики из строительного материала в пары и ведет их на прогулку. Играя, он отличает шалуна от послушного, наделяет каждый кирпичик определенным характером и согласно этому ведет игру.

Значит ли это, что в игре можно обойтись без игрушки? Нет, игрушка поможет не только расширить тематику игр, обогатить их содержание, но и вызвать новые игры, новые ситуации в них. Начиная с двух лет, малыши строят для своих человечков домики из строительных материалов, песка, снега. В этом возрасте не игрушка определяет возможность применения ее в игре, а круг впечатлений, полученных ребенком в результате знакомства с доступными ему явлениями окружающей жизни.

Наряду с человеческими фигурками детям нужны и фигурки животных. Годовалый ребенок относится одинаково и к игрушечному зайчику, и к Красной Шапочке, он сажает их рядом за стол, кормит кашей, кладет в кровать. Различать и называть их он начнет на втором году жизни. Но эти игрушки будут еще долго выполнять одни и те же функции в игре.

В возрасте около трех лет дети только под руководством взрослых могут воспроизвести в игре короткие сценки из народных сказок «Колобок, «Теремок», «Репка». Но и здесь, если не найдется подходящей игрушки, они могут сказать: «Ничего, что мышки нет, пусть медведь тянет репку!»

На четвертом году жизни ребята становятся требовательнее к набору игрушек, они обязательно ищут нужную для задуманной игры и знают, что собака сторожит построенный дом, а живет в нем матрешка или резиновая куколка.

Еще взыскательнее дети от пяти до семи лет. Они уже просят родителей купить им недостающую игрушку, причем не удовлетворяются сочетанием, в котором масштабные отношения резко нарушены: «Не могу я так играть!»

Смотри - волк такой маленький, разве его испугается такая огромная Красная Шапочка?»

Поэтому старшим дошкольникам лучше покупать игрушки именно набором. Игрушечные звери в играх маленьких детей участвуют не только как герои сказок, они живут обычной детской жизнью: капризничают, шалят, ходят в кино, учатся в школе.

Большинство таких игрушек изготавливается из мягких материалов ткани, искусственного меха. Это приближает игрушку к ребенку, он словно прикасается к живому существу.

Любимой детской игрушкой считается плюшевый мишка. Объяснить это можно только тем, что медведь - очень древний и традиционный образ. В новейших и самых старых сказках он наделен рядом привлекательных человеческих черт. Постепенно игрушечный медведь становится все более условным, сохранились лишь наиболее выразительные черты облика: толстолапость, неуклюжесть, большеголовость.

Все другие животные - игрушки гораздо точнее передают внешний облик зверей.

Видимо, поэтому они менее охотно принимаются детьми в игру, чем медвежонок. Это мягкое, ушастое существо с толстыми лапами для ребенка не зверь, а пришедший из сказки любимый герой.

Зная настоящее животное, слушая о нем рассказы, малыш узнает его и в сказке, хотя там оно ведет себя совершенно иначе, часто одето в человеческий костюм, поет песни, обманывает людей, хитрит, важничает.

Знакомство с миром дает ребенку ряд представлений, понятий, оставляет след в мыслях и чувствах. Наиболее близкое, яркое, интересное, захватившее ум и воображение, он вносит в игру.

Читайте также: