Сюжетные картины используемые для обследования детей 7 10 лет на гпмпк игрушки убежали

Обновлено: 07.05.2024

- Определить запас знаний и представлений об окружающей действительности.

- Сделать вывод о соответствии его возрастной норме и полученному образованию.

Используемые диагностические приемы:

Ряд вопросов, способных выявить качество речи, запас знаний и представлений, направленность познавательных интересов, умение использовать имеющийся запас сведений и представлений и передать его в форме связной речи.

Процедура проведения.

Ребенку предъявляются следующие вопросы:

- Сколько тебе лет?

- Сколько тебе будет лет, когда ты станешь в 2,3 раза старше?

- Назови весенние месяцы? (осенние, зимние).

- Назови 3-й месяц.

- Назови 3, 10 день недели.

- На какой руке у тебя больше пальцев?

- Какие ты знаешь хвойные деревья? Лиственные? Фруктовые?

- Какая разница между фруктами и ягодами?

- Каких ты знаешь перелетных птиц? Почему они улетают в другие края?

- Какие ты знаешь города? Какая столица нашей родины? Какой главный город нашей области?

- Почему заяц летом серый, а зимой белый?

- Что делают врач, учитель, повар?

- Зачем ходят на рыбалку, охоту, в поход?

- Каких ты знаешь насекомых?

Анализ результатов

  1. Исследование понимания картин со скрытым смыслом.

Цель:

- Оценка качества восприятия.

- Оценка способности воспринимать сюжет в целом.

- Оценка способности определять эмоциональное состояние героев, их мысли, чувства.

- Оценка способности устанавливать причинно – следственные отношения, лежащие в основе ситуации.

Диагностический материал:

Для детей 11 лет – предъявляются картинки «Опять двойка», «Помощница» (Приложение № 3).

Для детей 12 лет – предъявляются картинки «Секрет» (Приложение № 3).

Для детей 13 лет – предъявляются картинки «Случай во дворе» (Приложение № 3).

Для детей 14 лет – «Футболист» (Приложение № 3).

Процедура обследования:

Ребенку предъявляются сюжетные картины, с просьбой внимательно рассмотреть их и сказать, что на них произошло.

Просят раскрыть смысл изображенного. Задается серия последовательных вопросов.

Предлагается дать оценку героям и их действиям.

Анализ результатов

  1. Исследование восприятия и понимания картин с нелепыми сюжетами.

Цель:

- Оценка качества внимания и восприятия.

- Оценка запаса знаний и представлений об окружающем мире.

- Возможности выявления нелепостей.

- Оценка эмоционального восприятия, понимания юмористической стороны задания.

- Оценка чувства юмора.

Диагностический материал:

- Для детей 11 лет – картинка-нелепость «Водолаз» (Приложение № 7)

- Для детей 12 лет – картинка-нелепость «Кот-футболист» (Приложение № 7)

- Для детей 13 лет – картинка-нелепость «Зимний лес» (Приложение № 7)

- Для детей 14 лет – картинки-нелепости «На море», «Летний день» (Приложение № 7).

Процедура обследования:

Ребенку предъявляют картинку с нелепым изображением.

Затем предлагают картинку рассмотреть и отметить, чем она интересна, назвать элементы нелепостей.

Просят оценить эмоциональное состояние ребенка при рассматривании картинки.

Анализ результатов

  1. Исследование способности проводить исключения предметов и понятий, не подходящих к остальным в группе по существенным признакам.

Цель:

- Оценка умения выделять в предметах, понятиях их существенные признаки и обобщать их на этой основе, объединяя в группу, проводить анализ и синтез.

- Оценка категориального мышления.

- Способность речевого обобщения предметов на основе выделенных признаков.

- Оценка словесно – логического мышления.

Процедура исследования:

Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой 5 слов (Приложение № 11).

Дается инструкция: найти 4 слова, которые можно объединить между собой. Оставленное слово, не обладающее тем же признаком, является лишним. Ребенок должен назвать лишнее слово и объяснить, почему оно не подходит ко всем остальным.

Остальная часть таблицы должна быть закрыта листами бумаги.

Так строка за строкой подвергается логическому анализу.

Анализ результатов

  1. Исследование способности устанавливать закономерности.

Цель:

- Выявление способности к аналитико-синтетической деятельности.

- Оценка способности находить существенные признаки и мысленно синтезировать их по принципу аналогии.

- Оценка умения устанавливать закономерности.

Процедура проведения:

Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой (в левой части листа) дан образец, по которому проводится сравнение и устанавливаются определенные закономерности.

В левой половине находятся слова (одно над чертой и 5 под чертой), которые должны быть проанализированы на основе существенных признаков, заложенных в образце, и подобраны по аналогии с образцом (Приложение № 22).

Например: Собака Рыба__________________

Шерсть сеть, рыбак, лодка, вода, чешуя

Анализ результатов

  1. Исследование понимания литературных текстов.

Цель:

- Выявить понимание скрытого смысла текста.

- Выявить умение воспроизвести текст в логической последовательности.

- Оценить умение делать выводы и умозаключения.

- Оценка умения использовать помощь.

- Оценка состояния речи.

Диагностический материал:

В качестве диагностического материала используются:

Для детей 11 лет - рассказ “Жадная собака”(Приложение № 15)

Для детей 12 лет – рассказ "Лев и лиса"(Приложение № 15)

Для детей 13 лет – рассказ "Осел и муравей"(Приложение № 15)

Для детей 14 лет – рассказ “Голодный человек”(Приложение № 15)

Процедура исследования:

1 вариант – Исследователь сам прочитывает текст ребенку.

2 вариант – Ребенок сам прочитывает текст рассказа.

Анализ результатов

  1. Восприятие и понимание серии картин, связанных единым сюжетом.

Цель:

- Выявить умение устанавливать причинно – следственные связи, отношения.

- Оценка умения делать обобщения.

- Оценка уровня речевого развития ребенка.

- Оценка умения давать характеристики воспринимаемой ситуации.

- Оценка внимания, восприятия.

Диагностический материал:

Детям 11 лет – предлагаются серии: «Трусиха», «Случай на реке» (Приложение № 19)

детям 12 лет – предлагается серия: «Ежик» (Приложение № 19)

детям 13 – 14 лет – предлагается серия: «Фермер» (Приложение № 19)

Процедура обследования:

Перед ребенком кладут несколько картинок, связанных единым сюжетом. Ему предлагают внимательно рассмотреть их, догадаться, о чем они рассказывают.

Затем предлагают разложить картинки в определенной последовательности с учетом смысловой связи и составить по ним связный рассказ.

Анализ результатов

  1. Оценка умения выделять существенные признаки предметов при проведении сравнений.

Цель:

- Выявить запас и точность представлений.

- Оценить способность к обобщению на основе существенных признаков.

- Оценить умение проводить сравнение с опорой на существенные признаки.

- Исследование устойчивости, внимания и способности к целенаправленной деятельности.

- Оценка способности к отвлеченному мышлению.

Процедура исследования:

Детям дается задание: «Послушай и скажи, в чем сходство и различие названных мною двух предметов, явлений».

Образцы заданий для сравнения: волк и собака; кошка и белка; валенки и тапочки и др.

Анализ результатов:

  1. Понимание скрытого смысла поговорок и пословиц, метафор.

Цель:

- Оценка абстрактного мышления у детей с 12 лет.

- Выявить способность ребенка к пониманию скрытого смысла иносказаний, поговорок, пословиц с использованием жизненного опыта, кругозора.

- Оценка образного мышления, представлений.

- Оценка качества речи, умения выражать мысли.

- Оценить умение вербального выражения умозаключений.

- Выявление возможности применения их в жизни.

Процедура обследования:

Ребенку предлагается объяснить смысл метафор.

Например: старый друг, светлая голова, золотое сердце, ядовитый человек, каменное сердце, ежовые рукавицы (Приложение № 24).

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Лишь изредка затрудняются при объяснении некоторых иносказаний. Чаще объясняют их легко и с хорошим эмоциональным подъемом. Легко выражают свои мысли. Чаще проводят работу с помощью. Метафоры в контексте понимают легче. . Иногда им представляется выбор правильного ответа из двух – трех вариантов. Без помощи объясняют знакомые метафоры или легкие варианты заданий (золотые руки, золотая голова, старый друг). Понимают метафоры дословно или просто не понимают задания.

Процедура обследования:

Ребенку предлагается объяснить смысл пословиц и поговорок (Приложение № 24).

- «Как аукнется, так и откликнется».

- «Шило в мешке не утаишь».

- «Куй железо пока горячо».

- «Семь раз отмерь, один отрежь».

- «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».

- «Не руби сук, на котором сидишь».

- «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться».

Анализ результатов

  1. Исследование школьных знаний.

Цель:

- Проверка уровня обученности по школьным предметам в соответствии с программой.

Материал:

Текст для чтения, задачи, примеры, правила соответствующие школьной программе (Приложение № 25, 26).

Процедура проведения:

Ребенку предъявляют карточку и просят выполнить находящиеся в ней задания.

Экспериментальная программа для детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью.

Научный руководитель проекта – Клементьев В.В., учитель начальных классов, дефектолог высшей категории, директор ОГОУ ОЦДК «Развитие»

Клементьев В.В. – учитель начальных классов, дефектолог высшей категории, директор ОГОУ ОЦДК «Развитие».

Андреева Н.А.- учитель -логопед высшей категории, председатель ГПМПК.

Березина И.В. – педагог-психолог высшей категории.

Каплий Л.В. – врач-психиатр высшей категории.

Рецензент: Ломбина С.А. – кандидат медицинских наук, преподаватель факультета коррекционной педагогики, кафедры медицинских основ дефектологии МГПИ имени М. Е. Евсевьева

© Областное государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в

психолого-педагогической и медико-социальной помощи – областной центр диагнос-

тики и консультирования «Развитие», 2009.

Ребенок с нормальным психологическим развитием

Контакт свободный. Адекватная оценка ситуации и адекватное эмоциональное отношение к ней. Правильная оценка ролевых отношений ( испытуемый и исследователь). Сообщает необходимые сведения о себе, членах семьи, расставляет членов семьи в порядке иерархии, знает возраст, социальные функции.

Общая осведомленность обнаруживает запас знаний и представлений, соответствующий возрасту, образованию и культурному уровню среды проживания

Речь соответствует возрасту, образованию и культурному уровню среды.

Внимание достаточное по объему с хорошей распределяемостью, переключаемостью, устойчивостью.

Восприятие и сфера представлений не нарушены и достаточно полна, отражают реальность. При рассмотрении сюжетных картин, нелепостей и выполнении других заданий не испытывает трудностей в их осмышлении, выделяет объект восприятия от фона, существенные признаки от несущественных, дает адекватную эмоциональную реакцию на содержание картинок, жестов (смех, изумление, сопереживание).

Способности к обобщению хорошие и проистекают из умения выделять существенные признаки предметов и явлений и объединять их в группы на основании этих признаков. Свободно пользуется обобщающими понятиями.

Способность к анализу и синтезу развиты соответственно возрасту и позволяют устанавливать причинно-следственные, пространственные – временные и логические связи. Не испытывают трудностей при проведении исключений, подборе нелепостей, легко встраивает в логический ряд серии сюжетных картинок, понимает скрытый смысл рассказов, басен, пословиц, поговорок, образных выражений, метафор. Это возможно, так как он владеет абстрактным мышлением, понимает скрытую сущность предметов и явлений на уровне своего вопроса.

Эмоционально-волевые функции развиты соответственно возрасту и позволяют произвольно влиять на качество психических функций, управлять ими, планировать и руководить поведением.

Критические функции позволяют давать довольно правильную оценку своим и чужим действиям.

Коммуникативные функции развиты хорошо, общение дифференцированно, в группе является положительным лидером или примером для других.

Эмоции адекватны и зависят от качества переживаемых ситуаций. Переживает неудачи, анализирует их причины, стремится не повторять их.

Память хорошая как оперативная, так и долгосрочная, способствует накоплению большого количества информации.

Речь богатая, образная, эмоционально окрашенная, грамматически правильная.

Диагностика задержек психического развития

Контакт несколько затруднен из-за замедленного осмышления ситуаций, страха или тревоги перед исследованием, упрямства или протестных реакций, негативного отношения к факту обследования.

Осмышление вопросов, заданий и инструкций замедленное, иногда требует их повторения и дополнительных объяснений.

В процессе всего обследования ребенок с ЗПР нуждается в помощи в форме наводящих вопросов, активации и стимуляции внимания и интереса к работе, организующей помощи, обучающей помощи в форме объяснения и показа способа действия при выполнении тех или иных заданий.

Дети с ЗПР способны принять эти виды помощи и использовать их в последующей работе ( делать перенос).

Темп работы замедленный в связи с замедленностью и нарушенным взаимодействием психических функций (восприятия, осмышления, понимания, слабости активного внимания, памяти).

Внимание отличается поверхностностью, малым объемом, низкой распределяемостью, трудностями удержания и переключения, повышенной истощаемостью, требует активизации в процессе работы.

Восприятие нарушено: неполное, фрагментарное, деформированное, но организующееся качественно при помощи активизации и расширения поля восприятия посредством совместного разбора, наводящих вопросов и пр. Затруднено выделение главного от второстепенного, объекта восприятия от фона, но с помощью акценты расставляются правильно, помощь принимается и используется.

Анализ и синтез затруднены в связи с слабым развитием психических функций и в первую очередь мышления.

Мышление отличается замедленностью, малой продуктивностью, отсутствием стройности, трудностями дифференциации главного от второстепенного, трудностями установления логических связей, но организующая помощь делает возможным установление логических связей. В мышлении присутствуют элементы конкретности.

Абстрагирование доступно после обучающих действий и осмышления ребенком принципа сравнений, подбора по аналогии смысла иносказаний, рассказов со скрытым смыслом, а к 10 годам существует как функция ( абстрактно-логическое мышление), уже доступно понимание метафор, поговорок, пословиц, образных выражений после обучающих действий.

Память страдает, особенно оперативная (затруднено воспоминание нужных слов и понятий) и долговременная ( заученное быстро забывается, например, таблица умножения).

Эмоции характеризуются недостаточной сформированностью высших, преобладают полярные грубые: неумеренная радость с двигательным компонентом или возбудимость с негативизмом, отказом от работы

Эмоционально-волевая сфера характеризуется сформированностью и неустойчивостью. Снижен эмоциональный и волевой контроль над поступками и действиями, нет терпения, выдержки, умения и желания преодолевать трудности, формируются негативные черты личности.

Речь бедная, ограниченная, часто нарушено звукопроизношение.

Общая осведомленность и запас знаний ниже возрастной нормы и полученного образования. Поздно формируется обобщающая деятельность . Обучение возможно при создании специальных условий, учитывающих особенности формирования познавательных процессов.

Считается, что в этом случае к 10 годам задержки психического развития компенсируются и ребенок может обучаться по более сложной программе.

К ЗПР относятся:

1. Ретардации – описаны выше. При них страдает темп развития.

а) психический инфантилизм – когда интеллект норма, а психический возраст отстает от хронологического;

б) акцелерация – интеллект, развитие замедленное, физически ускоренное.

Диагностика снижения интеллекта

Ситуацию обследования воспринимает безразлично, формально или негативно, не может осмыслить цель и смысл происходящего; происходящее воспринимает как игру. Ведет себя непосредственно, вопросы задания и инструкции осмышляет после повторений частично, чаще только ту их часть, которая указывает на необходимость произвести определенные действия: возьми, посмотри, дай, разложи и пр., суть инструкций и заданий в целом не осмышляет. Деловой контакт установить невозможно.

Общая осведомленность низкая, не соответствует возрасту и культурному уровню среды, в которой ребенок проживает (за исключением случаев, когда оба родителя страдают слабоумием).

Восприятие предлагаемого при обследовании материала ( картинок) чаще фрагментарное, не разделяет объект восприятия и фон, восприятие часто искаженное со смещением акцента на незначительные или малозначимые детали; нередко фантастическое или нелепое. Предлагаемую организующую помощь не принимает, так как восприятие содержания воспринимается нечетко или искажено.

Внимание пассивное при гипердинамических проявлениях требует постоянной стимуляции, активизации для удержания, так как оно спонтанно, поверхностно, на миг задерживается на случайных деталях и не может охватить и удержать целостную картину воспринимаемого. Переключение также затруднено, оно скользит, скачет с объекта на объект и трудно его фиксировать на нужном. При торпидных вариантах слабоумия внимание фиксируется на какой-то части принимаемого объекта, «прилипает», переключить его или расширить бывает невозможно. Истощаемость внимания высокая и быстро наступающая.

Эмоциональное отношение к выполнению заданий безразличное, формальное или негативное. Интерес к работе быстро угасает, вызывая недовольство, капризы, негативизм, слезы. Заинтересовать невозможно.

Речь бедная, невыразительная, страдает грамматический строй. Чем выраженнее слабоумие, тем выраженнее речевые нарушения.

Способности к обобщению отсутствуют. Заученные штампы быстро распадаются, так как принцип их не осмыслен.

Логические связи самостоятельно не устанавливают. При совместной с исследователем работе могут установить простейшие элементарные бытового характера отношения в форме продолжения начатого действия ( проснулся, одевается, пошел в школу), то есть обнаруживают конкретность мышления . Элементарная аналитико-синтетическая деятельность вследствие слабости и конкретности мышления недоступна.

Конструктивный праксис сформирован слабо и отражает дефектность восприятия, искажения представлений и Несформированность тонкой моторики.

Эмоции отличаются полярностью и отсутствием тонких дифференцированных проявлений. От грубого немного смеха с дурашливостью, сопровождающихся соответствующим двигательным компонентом, они легко переходят в аффект раздражительности, упрямства, агрессии, негативизма.

Эмоционально-волевые и критические функции не сформированы, Мотивация низкая или отсутствует .

Темп работы неровный с быстрым угасанием интереса к ней.

Высокая внушаемость , зависимость от чужого мышления, стереотипы, примитивны.

Страдает адаптация, нуждаются в направляющей и защищающей роли взрослых.

Память низкая, кратковременная, не способствует накоплению знаний и жизненного опыта.

Мальчик разбил красивую чашку. Пришел папа и спрашивает:

- Кто разбил чашку?

Мальчик испугался, но ответил:

- Ты молодец, что правду сказал!

Горькое лекарство.

У Тани заболела мама. Доктор выписал маме горькое лекарство. Мама пьет лекарство, морщится. Увидела это Танечка и говорит: «Давай, мамочка, я вместе тебя лекарство пить буду».

Приложение №14.

Литературные тексты, используемые для обследования детей 7-10 лет на ГПМПК

Сережа заболел.

Сережа проснулся утром грустный. Плачет, капризничает. Мама поставила ему градусник, дала лекарство, взяла зонтик и ушла на работу.

Волк и коза.

Высоко на горе увидел волк пасующуюся козу и стал звать её вниз: «Иди коза сюда, здесь травка высокая, сочная, много корма для тебя есть». А коза ему отвечает: «Ты волк не о моем, а своем корме заботишься».

Монета.

Мальчик играл монетками в комнате. Одна монета упала и куда – то закатилась. В комнате было темно. Мальчик никак не мог найти монетку. В комнату вошла бабушка и говорит: «Ну что ты в темноте ищешь, иди на кухню там свет горит. Быстро найдёшь свою монету.

Луна в реке.

Отец с сыном были на рыбалке, наловили рыбы. Когда стемнело, отец послал сына набрать воды, чтобы сварить уху. Мальчик подошел к реке, и видит, что луна упала в реку и плавает прямо по - середине реки. Побежал он скорее к отцу: «Папа, папа! Там луна в реку упала. Пошли, вытащим её на берег».

Приложение №15.

Литературные тексты, используемые для обследования детей 11-14 лет на ГПМПК

Жадная собака.

Шла собака по дощечке и несла в зубах мясо. Посмотрела она на воду и увидела там другую собаку, несущую мясо в зубах. Решила она её мясо забрать, своё в воду бросила и кинулась отнимать мясо у той собаки. Но той собаки вовсе не было, а её мясо волной унесло.

Голодный человек.

Шел по дороге голодный человек. Зашел он в магазин, купил буханку хлеба, съел её, но не наелся. Пошел, купил батон. Съел. Опять не наелся. Тогда он купил пряник. Съел его и сразу наелся. И говорит: «Зачем только деньги тратил, надо было сразу пряник купить, и наелся бы сразу».

Лев и лиса.

Заболел царь зверей Лев. Лежит у себя в пещере и на охоту ходить не может. Приходят разные звери навестить льва, пришла и лиса. Подошла к пещере, а в пещеру не заходит. Лев приглашает её: «Заходи ко мне лисонька», а она ему отвечает: «Вижу я много следов, которые ведут к тебе, а обратных следов не вижу».

Осел и муравей.

Дружили муравей и осел. И вот однажды встречаются они, и муравей спрашивает: "Почему ты, осел, такой грустный?" "Я такой голодный" – отвечает осел. "Не грусти, ослик. Я тебе помогу. Иди по этой дороге и там, за пригорком, увидишь высокую, сочную траву, вот и наешься". Обрадовался осел, побежал по дороге искать траву. Бегал-бегал, ничего не нашел. Обиделся осел, решил, что муравей обманул его. Как ты думаешь, обманул муравей осла или нет?

Шел по дороге голодный человек. Зашел он в магазин, купил буханку хлеба, съел её, но не наелся. Пошел, купил батон. Съел. Опять не наелся. Тогда он купил пряник. Съел его и сразу наелся. И говорит: «Зачем только деньги тратил, надо было сразу пряник купить, и наелся бы сразу».

Страшные хулиганы.

У нас во дворе завелись страшные хулиганы. Они вырвали у девочки сломанную куклу и не отдавали до тех пор, пока не починили. Затем они похитили первоклассника и не отпускали до тех пор, пока не научили его читать. Потом они вырвали тяжелую сумку у старушки и не отдавали её до тех пор, пока не донесли до дома. Все узнали про этих хулиганов и написали про них в газету.

Ноша.

Два человека шли по дороге и несли на плечах ношу. Один человек шел не останавливаясь, а другой все время останавливался отдохнуть, сваливал ношу на землю, а потом снова взваливал на плечи. Когда они пришли, то оказалось, что тот из них, который чаще отдыхал, устал больше, чем тот, который не отдыхал вовсе. Ведь ему все время приходилось снимать и поднимать свою ношу, на что ему требовалось больше усилий, чем тому, который ношу вообще не снимал.

Приложение №17.

Серии картин, связанных единым сюжетом для обследования детей 3-6 лет на ГПМПК

Приложение №18.

Серии картин, связанных единым сюжетом для обследования детей 7-10 лет на ГПМПК

Приложение №19.

Серии картин, связанных единым сюжетом для обследования детей 11-14 лет на ГПМПК

Приложение №20.

Серии картин, связанных единым сюжетом для обследования детей 15-18 лет на ГПМПК

Приложение №21.

Загадки, используемые для обследования детей 3-6 лет на ГПМПК

На заборе сидит

Ку-ка-ре-ку кричит. (Петух)

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки – ни одной. (Еж)

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу,

И сиделка на носу? (Очки)

Я под шапкой цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки:

Я всегда играю в прятки. (Гриб)

На шесте дворец,

Во дворце певец. (Скворец.)

Рыжая, с пушистым хвостом,

живет в лесу под кустом. (Лиса)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык! (Заяц)

и все без застежек (Капуста)

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Растет зеленый кустик,

Дотронешься – укусит! (Крапива.)

Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Тем дождик ближе. (Облака)

Кто осенью холодной

Ходит злой и голодный? (Волк)

Летом, в болоте, вы ее найдете.

Зеленая квакушка. Кто это?

Приложение №22.

Таблицы с простыми аналогиями, используемые для обследования детей 11-14 лет на ГПМПК

Приложение №23.

Таблицы с простыми аналогиями, используемые для обследования детей 15-18 лет на ГПМПК

Ведро Кастрюля
Вода Металл, крышка, огонь, суп, половник
Река Лес
Рыба Ягоды, деревья, грибы, звери, охотники
Золото Камень
Металл Булыжник, дорога, гора, камнетес, минерал
Бумага Ткань
Дерево Платье, ножницы, игла, хлопок, портной
Повар Почтальон
Пища Бумага, велосипед, дорога, письма, человек
Чувство Ощущение
Любовь Свет, брат, голод, красота, холод
Солнце Луна
Свет Ночь, звезды, темнота, луноход, спутник.
Море Река
Акула Вода, тина, лодка, щука, рыбак
Дерево Куст
Фрукты Листья, ветки, колючки, муравьи, ягоды
Голубой Бледно-голубой
Цвет Стекло, платье, цветок, оттенок, бант

Приложение №24.

Метафоры, пословицы и поговорки, используемые для обследования детей 11-18 лет на ГПМПК

Метафоры:

Свинцовые тучи, ядовитый человек, каменное сердце, ежовые рукавицы, глухая ночь,

старый друг, светлая голова, золотое сердце, золотые руки, язык без костей и т.д.

- Снятие эмоционального напряжения, волнения, страха перед исследователем; установление атмосферы доверия и взаимопонимания.

Средства, облегчающие установлению контакта:

- Беседа, в которой подчеркивается интерес к личности ребенка, его интересам и предпочтениям.

Если ребенок готов вступить в беседу, ему представляется возможность свободной игры с постепенным налаживанием игрового контакта, а затем и вербального.

Иногда контакт проще устанавливается, если ребенку дать возможность заняться изобразительной деятельностью (почертить, порисовать)

- Прочие, которые диктуются спецификой ситуации.

Диагностический материал: бумага, карандаш.

При беседе задаются вопросы.

Оценка результатов первого этапа

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Испытывают некоторое напряжение, но быстро успокаиваются и вступают в беседу. Часто проявляют чрезмерную подвижность, неусидчивость, неустойчивое внимание Для установления контакта требуется предварительная игра или картинка, способные привлечь внимание, вызвать интерес и ввести ребенка в работу. Не испытывают волнения, поведение их и требования чаще спонтанны. Внимание пассивное. Они требуют игрушки и лишь постепенно вступают в беседу.

2. Оценка общей осведомленности.

Цель:

- Исследование экспрессивной диалогической речи, богатства лексики, конструкций предложений и умение понимать связную речь.

- Оценка контактности, коммуникабельности.

- Исследование запаса знаний и представлений об окружающем мире.

- Оценка эмоциональности, мимики.

- Исследование интонационного строя речи.

- Изучение общей и социальной ориентировки, а так же ориентировка во времени и пространстве.

- Оценка уровня познавательных интересов и их направленности.

Используемые диагностические приемы:

Ряд вопросов, способных выявить качество речи, запас знаний и представлений, направленность познавательных интересов, умение использовать имеющийся запас сведений и представлений и передать его в форме связной речи.

Процедура проведения диагностики общей осведомленности:

Ребенку предъявляются следующие вопросы:

- Сколько тебе лет?

- Сколько тебе было год назад?

- Сколько тебе будет через 1, 2 года?

- Какое сейчас время года?

- Назови весенние месяцы? (осенние, зимние).

- Назови 3-й месяц.

- Можно ли кататься на санках летом? Почему?

- Когда ты завтракаешь: вечером или утром?

- Можно ли купаться зимой? Почему?

- Сколько дней в неделе?

- На какой руке у тебя больше пальцев?

- Каких ты знаешь перелетных птиц? Почему они улетают в другие края?

- Почему заяц летом серый, а зимой белый?

- Что делают врач, учитель, повар?

- Зачем ходят на рыбалку, охоту, в поход?

- Каких ты знаешь насекомых?

- Что такое транспорт?

- Что такое листопад? «Золотая осень»?

- На какой свет светофора переходят улицу?

Оценка результатов

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
С легкостью и эмоциональным оживлением отвечают на вопросы, пользуясь при этом развернутой фразой, обнаруживая достаточно большой запас слов. Хорошее понимание вопросов и инструкций, соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире. Обнаруживают достаточно большой дефицит знаний и представлений. Обнаруживают некоторую растерянность и беспомощность при выполнении работы, нуждаются в оказании помощи в форме вопросов, подсказок. Речь бедна, фраза короткая, грамматический строй речи часто значительно страдает. Запас знаний и представлений ниже возрастной нормы. Обнаруживают низкую общую осведомленность. Помощь принимают плохо. От работы быстро переключаются на игры. Речь бедна, невыразительна, грамматически неправильна. Интерес к вопросам формальный. Мимика оживляется при переходе к игре. Запас знаний и представлений об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы.

3. Понимание сюжетной картинки со скрытым смыслом.

Цель:

- Исследование качества внимания.

- Исследование умения выделять объект восприятия из общего фона.

- Исследование умения устанавливать причинно – следственные связи, заложенные в основе понимания сюжетных картин.

- Исследование умения устанавливать пространственно – временные отношения.

- Исследование эмоционального отношения к событиям, изображенным на картинках.

- Исследование способности описать словесно сюжет картинок, составить по ним рассказ.

Диагностический материал:

Для ребенка в 7-8 лет – сюжетная картинка «Игрушки убежали» (Приложение №2).

Для ребенка в 8,5-9 лет - сюжетная картинка «Лентяйка» (Приложение №2).

Для ребенка в 9-10 лет - сюжетная картинка «В автобусе» (Приложение №2).

Процедура исследования:

Ребенку предъявляется картинка.

Его просят тщательно рассмотреть ее и сказать, что за событие на ней изображено, кто его участники, кто главный герой изображенного события.

Определить, какова его роль в происшедшем и роль второстепенных действующих лиц. Ребенок должен дать характеристику основному действующему лицу и его поступку.

Оценка результатов

4. Осмысление конфликтных изображений нелепиц.

Цель:

- Исследование сохранности внимания, восприятия и представлений

Диагностический материал:

Для детей в 7-8 лет – картинка «Дождик» (Приложение №6).

Для детей в 9-10 лет – картинка «Водолаз» (Приложение №6).

Процедура исследования:

Ребенку предлагается картинка с нелепостями.

Ему предлагают картинку внимательно рассмотреть и решить, все ли правильно нарисовал художник.

Просят назвать и показать, что нарисовано неправильно.

При указании ребенком на те или иные неправильности на рисунке, его просят объяснить, в чем неправильность и как должно быть нарисовано на самом деле. Учитывается количество отмеченных нелепостей и его отношение к общему количеству нелепостей.

Оценка результатов

  1. Исключение предметов и понятий, не подходящих по существенным признакам к остальным в предложенной группе.

Цель:

- Оценка способностей к обобщению.

- Оценка способностей вербально – логическому мышлению.

- Оценка умения устанавливать закономерности.

Диагностический материал:

Таблицы с изображением 4-х предметов, один из которых отличается от остальных по существенному признаку, а 3 предмета имеют общие существенные признаки, на основании которых могут быть обобщены и названы обобщающим словом (Приложение №10).

Процедура проведения:

Ребенку предлагается рассмотреть таблицу с 4-мя предметами.

Ему объясняется, что три из изображенных предметов сходны между собой и их можно назвать одним словом, а 4-й предмет к ним не подходит, т.е. не такой как все остальные: он лишний.

Ребенку предлагается найти этот предмет, назвать его и объяснить, почему он лишний.

Оценка результатов

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Быстро осуществляют анализ предложенных предметов, слов или понятий, находят сходные между собой по существенным признакам, объединяют их в группу, которую называют обобщенным словом, а лишнее исключают, так как оно мешает обобщению. Обычно имеют небольшой запас общих понятий, путают их. Затрудняются в определении по какому-либо признаку объединение трех слов или понятий. Нуждаются в объяснении способа действия, помощи при проведении обобщения и исключения лишнего слова. Затрудняются в объяснении и подборе общего понятия, но принцип усваивают и используют в последующих заданиях. Проводят исключения по второстепенным или случайным признакам. Помощь практически не эффективна. Если случайно оказывается адекватным выбор слова, подлежащего исключению, то объяснение бывает неверным, часто нелепым. Этим детям трудно бывает объяснить, чем обусловлен выбор исключаемого слова и чем объединены остальные. Интерес к работе низкий, формальный.

6 .Понимание содержания литературных текстов.

Цель:

- Исследование способности понимания скрытого смысла текста;

- Исследование умения воспроизведения прочитанного рассказа в логической

- Исследование умения делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи;

- Исследование общей осведомленности;

Диагностический материал:

В качестве диагностического материала используются:

Для детей 7 лет - рассказ “ Сережа заболел” (Приложение №14).

Для детей 8 лет – рассказ " Волк и коза "(Приложение №14).

Для детей 9 лет – рассказ "Монета" (Приложение №14).

Для детей 10 лет – рассказ “Луна в реке” (Приложение №14).

Процедура диагностического исследования:

Ребенка просят внимательно прослушать рассказ и пересказать его.

Просят объяснить, в чем смысл действий героев и последствия их действий.

Попытаться объяснить поучительную сторону рассказа (чему учит?).

Оценка результатов

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Легко пересказывают рассказ и объясняют смысл описываемой ситуации. Легко устанавливают причинно-следственные отношения. Объясняют, чему учит рассказ. Адекватно характеризуют действующих героев, отстаивают выводы. Пересказывают по наводящим вопросам. Требуется разъяснительная помощь при выяснении скрытого смысла рассказа. Их суждения поверхностны, не всегда логичны и требуют коррекции. В лучшем случае при наводящих вопросах и совместном разборе понимают незначительную несущественную часть рассказа. Смысл же понять не могут и оказываемая им помощь неэффективна.

Составление рассказа по серии картинок, объединенных единым сюжетом.

Цель:

- Исследование способности устанавливать причинно-следственные отношения;

- Исследование способности устанавливать пространственно-временные отношения;

- Исследование способности составлять связный рассказ по серии картинок.

Диагностический материал:

Набор из последовательных изображений, объединенных одним сюжетом:-

Для детей 7 лет - серии сюжетных картин: «Обед», «По ягоды» (Приложение №18).

Для детей 8 лет - серии сюжетных картин: «Злая собака» (Приложение №18).

Для детей 9 лет – серии сюжетных картин «Щенки», «Курица и ворона» (Приложение №18).

Для детей 10 лет – серии сюжетных картин «На заставе», «Лиса и козел» (Приложение №18).

Процедура проведения:

Ребенку предлагается набор картинок, объединенных единым сюжетом.

Затем ему предлагается рассмотреть всю серию картин, догадаться о чем они рассказывают и разложить в логический ряд, отражающий сюжет рассказа.

После чего ребенку предлагается составить по разложенной серии картин связный рассказ.

Оценка результатов

8. Исследование способности проводить сравнения предметов или понятий по существенным признакам.

Цель:

- Исследование умения выделять существенные признаки предметов и понятий;

- Исследование умения объединять предметы и понятия в группы по существенному признаку;

- Исследование умения проводить сравнения с опорой на существенные признаки по линии сходства и различия;

- Оценка сформированности способности к проведению операции сравнения.

Процедура исследования:

Ребенку предлагается сравнить.

Предлагается вопрос: “ Скажи, чем похожи и чем отличаются?»

Например: мяч и арбуз, собака и волк, птица и самолет, вода и молоко, дождь и град, печь и солнце, курица и ворона, девочка и кукла, кошка и белка, озеро и река, остров и полуостров и др.

Оценка результатов:

  1. Исследование школьных знаний.

Цель:

- Проверка уровня обученности по школьным предметам в соответствии с программой.

Материал:

Текст для чтения, задачи, примеры, правила соответствующие школьной программе (Приложения №25, 26).

Процедура проведения:

Ребенку предъявляют карточку и просят выполнить находящиеся в ней задания.

Читайте также: