Таганрогский завод игрушек искра

Обновлено: 22.04.2024

Добрый день! Решила создать перечень каталогов и книг о производстве советских игрушек. Некоторые я видела и читала в электронном виде, а про некоторых лишь упоминания встречала.

В перечень я добавила изображения книг, где-то есть ссылки на электронные варианты каталогов для чтения. Буду благодарна вам за замечания, дополнения и предложения - ссылки на сканы, изображения и прочее.

Уверена, вместе соберем отличный и полезный каталог, и расширим наши знания о куклах и игрушках. Поехали.

Издания 2000-х годов

1. "Астрецовская игрушка" , Ю. Емельянов. год издания (?)

2. "Игрушки Ленинградского завода Металлоизделий ЛМЗ" Ю.Емельянов, 2015 год

3. "Космические игрушки в СССР" , Ю. Емельянов, 2019 год

4. «О солдатиках и не только… (игрушки Б.Д.Савельева)» . Ю.В. Емельянов Москва, 2018 г.

В книге рассказывается о Кировском предприятии "Весна", известной в России фабрике игрушек, на которой создается большинство российских кукол

В книге рассказывается о Кировском предприятии "Весна", известной в России фабрике игрушек, на которой создается большинство российских кукол

6. "Куклы и игрушки Э.Ф. Фадеевой (50-80-е гг. ХХ в.)" Емельянов Ю. В. год издания - ?

7. " История русской промышленной игрушки" , 2005 год. Е. А. Катаева, В. А. Катаев Москва, "Макс Пресс"
ОЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЮ! Картинок нет, но текст отличный. В конце книги - ссылки на 138 источников по теме, включая книги, статьи, выступления, доклады.

8. "Советская игрушка из коллекции Романова" , . 62 стр и изображения более 340 игрушек

Проект "Игрушки из Детства" Дарьи Соболевой.

Выпущено 4 книги-брошюры.

9. "Куклы Марианны Мотовиловой"

10. "Игрушки Льва Разумовского"

11. "Куклы и игрушки Льва Сморгона"

12. "Ленинградские скульпторы - детям"

Приобрести книги в бумажном варианте, а также электронном можно у автора в магазине "Магазин Кукле на радость (kuklina-radost)" на Ярмарке Мастеров, а также на сайте Мешок у продавца veterok1

13. "Русская игрушка", альбом-путеводитель по коллекциям музея игрушки, Сергиев Посад./ [сост.: С.В. Митурич]. – М.: Три квадрата, 2016. – (Художественные сокровища Российской провинции, вып. 6). – 224 с.

Каталоги, справочники, прейскуранты, очерки 1900-1990-х гг

1. " Игрушка, ее история и значение " Сб. ст. под ред. Н.Д. Бартрам / В. Боруцкий, Сергей Глаголь, В. Зарузина [и др.]. - Москва : И.Д. Сытин, 1912. г. 246 с., 5 цв.л. ил. , много ч.б. ил.

Не совсем про советские игрушки, но в рамках саморазвития - незаменимое издание.

Хронология смены названий предприятия:

с 1930 по 1941 — Завод точных приборов
с 1941 по 1943 — Цех № 18 Таганрогского авиационного завода им. Г. Димитрова
с 1943 по 1944 — Завод точных приборов
с 1944 по 1957 — Таганрогский завод скобяных изделий
с 1957 по 1967 — Таганрогский завод механической игрушки
с 1967 по 1993 — Таганрогский завод игрушек «Искра»
с 1993 по 1999 — ОАО «Таганрогский завод игрушек „Искра“»

Стиральная машинка заводная
произведена в промежутке с 57 по 67 год. Последняя цифра в номере на дне вселяет надежду, что в 1961г.

Коробка от сеялки.
Игрушки трактор,сеялка,косилка,плуг-почти полная копия аналогичного комплекта Лен .Завода Металлоизделий. Получается упаковывались и продавались по отдельности.

Таганрогский каток .Тракторист,мужчина -опилки(мастика) с жестяными руками. Фото с коммерческого сайта.

Хронология хромает. Несоответствует.
Заводной автомобиль выпускался как до,так и после войны.Прототипом игрушки явился автомобиль фирмы Шуко 1933г."Успех этой игрушки был так велик,что в первый же год ее тираж дошел до миллиона экземпляров,цена была доведена до полутора марок за штуку, - и стар и млад в обоих полушариях увлекался маленьким автомобильчиком Шуко,его раскупали на расхват во всех игрушечных магазинах", - писали в журнале "Советская Игрушка" №3 март 1936г.Таганрог присоединился к "шукомании" в 1938г.,в 1941г. выпуск был прекращен,а возобновлен в 1950г. под названием "Механическая игрушка Автомобиль".
"Автомобиль привлекает не только своей внешностью,точным подобием и миниатюрностью,но и механическими свойствами.Заведенный и пущенный по столу автомобиль не падает с него: дойдя до края,он,как дрессированный,сейчас же поворачивает и,отойдя в сторону, продолжает свой путь.Если поставить его на небольшую площадь, - на книгу,например,где слишком мало места,чтобы свободно передвигаться, - он начинает вертеться,так как его передние колеса,едва сойдя с твердой почвы,сворачивают в сторону,сейчас же доходят до другого края,снова сворачивают и так далее,и автомобиль все время вращается почти на месте,чтобы не свалиться.
Мало того.Если автомобиль встречает на своем пути препятствие - стопку книг,лампу или любой другой предмет на столе, - он объезжает его,прижимаясь правым боком к встретившемуся ему на пути предмету.Поставьте заведенный автомобиль в плотную к любому предмету,он поедет вокруг и не отойдет от него,пока вы его не отведете".
Вот машинка 1939 года.И как видим написано НКМП - РСФСР. ТОЧПРИБОР 1939Г.

До 1941 -Завод Точприбор. После 1944 -Завод скобяных изделий.Вроде совпадает с вашей информацией и фото.

До 1941 -Завод Точприбор. После 1944 -Завод скобяных изделий.Вроде совпадает с вашей информацией и фото.

Да.Я невнимательно посмотрел.только 43-44. А 30-41 пропустил.Название то тоже самое было. Значит все правильно. Извиняюсь.

Получается что название "Самоуправляемый автомобиль" появилось в 1937 году (фото синей машины). На ранних коробках был"Непадающий автомобильчик"(фото с сайта Таганрог SU,пуликовал Николай Б.)

Получается что название "Самоуправляемый автомобиль" появилось в 1937 году (фото синей машины). На ранних коробках был"Непадающий автомобильчик"(фото с сайта Таганрог SU,пуликовал Николай Б.)

Да на ранних стадиях производства. А с 50го года уже назывался Механическая игрушка автомобиль.

Таганрогский каток .Тракторист,мужчина -опилки(мастика) с жестяными руками. Фото с коммерческого сайта.

Из моего. На корпусе клейма нет. Есть упоминание где-то про Таганрог ?*scratch*

Все равно "чье". Фото взято с Мешка ,возможно до того как Вы купили каток.
Прямых доказательств нет.
Есть мужчина и женщина на почти идентичных катках (отличие -две прорези на днище у мужского катка). К женщине известна коробка с надписью "Завод скобяных изделий" Таганрог.
Известен трактор аналогичный трактору ЛЗМ но с таким же трактористом мужчиной ,без маркировки .
И есть сеялка к трактору ,тоже почти такая же как сеялка ЛЗМ ,но без маркировки на колпачках колес. В этой теме есть от нее коробка с надписью "Таганрогский завод механической игрушки".
Возможно у Вас есть новая информация о другом производителе ?

Хронология смены названий предприятия:

с 1930 по 1941 — Завод точных приборов
с 1941 по 1943 — Цех № 18 Таганрогского авиационного завода им. Г. Димитрова
с 1943 по 1944 — Завод точных приборов
с 1944 по 1957 — Таганрогский завод скобяных изделий
с 1957 по 1967 — Таганрогский завод механической игрушки
с 1967 по 1993 — Таганрогский завод игрушек «Искра»
с 1993 по 1999 — ОАО «Таганрогский завод игрушек „Искра“»

Стиральная машинка заводная
произведена в промежутке с 57 по 67 год. Последняя цифра в номере на дне вселяет надежду, что в 1961г.

Коробка от сеялки.
Игрушки трактор,сеялка,косилка,плуг-почти полная копия аналогичного комплекта Лен .Завода Металлоизделий. Получается упаковывались и продавались по отдельности.

Таганрогский каток .Тракторист,мужчина -опилки(мастика) с жестяными руками. Фото с коммерческого сайта.

Хронология хромает. Несоответствует.
Заводной автомобиль выпускался как до,так и после войны.Прототипом игрушки явился автомобиль фирмы Шуко 1933г."Успех этой игрушки был так велик,что в первый же год ее тираж дошел до миллиона экземпляров,цена была доведена до полутора марок за штуку, - и стар и млад в обоих полушариях увлекался маленьким автомобильчиком Шуко,его раскупали на расхват во всех игрушечных магазинах", - писали в журнале "Советская Игрушка" №3 март 1936г.Таганрог присоединился к "шукомании" в 1938г.,в 1941г. выпуск был прекращен,а возобновлен в 1950г. под названием "Механическая игрушка Автомобиль".
"Автомобиль привлекает не только своей внешностью,точным подобием и миниатюрностью,но и механическими свойствами.Заведенный и пущенный по столу автомобиль не падает с него: дойдя до края,он,как дрессированный,сейчас же поворачивает и,отойдя в сторону, продолжает свой путь.Если поставить его на небольшую площадь, - на книгу,например,где слишком мало места,чтобы свободно передвигаться, - он начинает вертеться,так как его передние колеса,едва сойдя с твердой почвы,сворачивают в сторону,сейчас же доходят до другого края,снова сворачивают и так далее,и автомобиль все время вращается почти на месте,чтобы не свалиться.
Мало того.Если автомобиль встречает на своем пути препятствие - стопку книг,лампу или любой другой предмет на столе, - он объезжает его,прижимаясь правым боком к встретившемуся ему на пути предмету.Поставьте заведенный автомобиль в плотную к любому предмету,он поедет вокруг и не отойдет от него,пока вы его не отведете".
Вот машинка 1939 года.И как видим написано НКМП - РСФСР. ТОЧПРИБОР 1939Г.

Когда писала про вазу Врубеля, заинтересовалась аукционами «Литфонда». Недавно там был аукцион, на котором продавались старые игрушки. Нашла там кое-что интересное, хочу вам показать.

Кукла начала XX века, 52 см, папье-маше. Продана за 75 тыс. рублей.

Кукольный трехколесный велосипед. Начало XX века, металл, дерево, 44×22×26 см. Цена 15 тыс. рублей.

Механическая заводная модель автобуса № 5, следовавшего по маршруту Сокольники — ЦПКиО им. Горького. Трест «Универпром», завод механической игрушки № 8 (позднее Московский завод механической игрушки), 1930-е годды. Металл, резина, съемная крыша, 26×9,5×12 см. Продан за 220 тыс. рублей.

Автомобиль М-111: механическая игрушка. Ленинградский завод «Северный пресс», 1930-е годы, 9×4,5×3,5 см, металл, хромолитография. Продан за 110 тыс. рублей.

Елочная ватная игрушка «Полярная почта. Медведь». Цех игрушек фабрики «Детская книга», 1930-е годы. Высота 13 см. Вата, папье-маше, роспись, картон, ткань. Продан за 34 тыс. рублей.

Мишка кукольный. Московская артель, 1940-1950-е гг. Солома, плюш, стекло (глаза). Высота 43 см. Продан за 18 тыс. рублей.

«Физкультурник» (Гимнаcт): заводная игрушка. Зaвод № 1 Мосгорместпрома, 1950-e годы. Металл, пластмасса, высота 27 см. Продан за 10 тыс. рублей.

Автомобильчик самоуправляемый заводной типа Schuco. Завод скобяных изделий (Таганрогский завод игрушек «Искра»), 1953 год (по модели 1936 года). Металл, резина, длина 11 см. Продан за 42 тыс. рублей.

Катанье с гор: заводная игрушка. Ленинградский завод металлоизделий, 1960-е годы. Металл, литография, 47×4,5×14,5 см. Продана за 24 тыс. рублей.

Механический дистанционно управляемый автомобиль ГАЗ-12 (ЗИМ). Ленсовнархоз, 1960-е годы. Металл, пластик, резина, 28×8 х 8,5 см.

Восемь советских винтажных игрушек из пластмассы: клоун, обезьяна, олененок (худ. Л. Сморгон), доктор Айюолит, крокодил Гена, слон, бегемот, пингвин. 1960-1970-е годы, пластмасса, высота от 15 до 50 см. Продано за 8,5 тыс. рублей.

Лунник (луноход). Киевский экспериментально-механический завод им. М.Ф. Ватутина, 1960-е годы. Металл, пластмасса, 19×10,5×7,5 см. Продан за 44 тыс. рублей.

Четыре игрушечные фигурки Чиполлино и другие. 1960-е годы. Высота 8 см, колкий пластик. Цена 3,5 тыс. рублей.

Цирковой выезд: игрушка заводная металлическая. Ленинградский завод металлоизделий (ЛЗМИ), 1960-е годы. Металл, литография, 18,5×9 х 13 см. Продан за 34 тыс. рублей.

Лошадка-качалка на салазках. 1960-е годы. Папье-маше, кожа, окраска, 72×25×55 см. Продана за 12 тыс. рублей.

Педальная лошадка с коляской. 1960-е годы (раний выпуск, № 1). Металл, резина; окраска, 102×44×70 см. Продана за 17 тыс. рублей.

Пингвин с микроэлектродвигателем. Росглавигрушка, Московский завод пластмассовых игрушек «Огонёк», 1970-е годы. Пластмасса, металл, 23×11,5×11 см. Продан за 6 тыс. рублей.

Мотоциклист: механическая заводная игрушка. Ленинградский завод металлоизделий (ЛЗМИ), 1970-е годы. Металл, 21,6×7,6×15,2 см. Продан за 19 тыс. рублей.

Узнаете игрушки? Вы такие видели в детстве? Я помню лошадок, чиполинок и гимнаста. А у вас в семье сохранились винтажные игрушки?

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)

От редакции. Пока зачарованные граждане смотрят по телевизору бодрые репортажи об успехах российской экономики, реальная Россия продолжает увядать. Многие предприятия продолжают потихоньку разрушаться или разворовываться. Изношенность промышленность мощностей и коммуникаций давно перевалила за критическую отметку, о социальной сфере и вспоминать страшно…

Может быть, кто-то из наших читателей-москвичей подумает, что мы сгущаем краски. Но вот зарисовка из региона. Автор пишет о том, что знает и видел своими глазами. Предлагаем вашему вниманию статью жителя города Таганрог.

Таганрог

Для начала расскажу немного истории. Таганрог был основан Петром Первым на берегу Азовского моря в 1698 году. Город сразу стал первой военно-морской базой России, первым российским портом на открытом морском побережье.

Сейчас Таганрог переживает нелёгкие времена. Особенно это заметно в социальном плане: большинство предприятий балансирует на грани закрытия, радиотехнический институт, некогда считавшийся престижным, стал просто филиалом Южного федерального в Ростове-на-Дону и былую славу потерял. Педагогический стал филиалом ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)».

Таким образом, высшее образование, как таковое, в Таганроге вымерло. Дома детского и юношеского творчества из-за финансирования по остаточному принципу влачат жалкое существование.

За последние 20 лет были закрыты такие предприятия: «Таганрогский комбайновый завод» (закрыт в 2007 году), «Таганрогский кожевенный завод» (перенесён в станицу Кущёвскую в 2014 году), «Таганрогский кирпичный завод» (закрыт в 2011 году), «Таганрог-Молоко» (закрыт в 2012 году), Таганрогский завод игрушек «Искра» (закрыт в 1999 году), «Таганрогский пивоваренный завод» (закрыт в 2011 году), «Таганрогский рыбзавод» (закрыт в 2000-е).

Таганрогский комбайновый завод

Из хронологии закрытия предприятий видно, что почти все из них были закрыты в «нулевые» или сразу после, во времена так называемой стабильности. Зато всяких торговых заведений и контор по предоставлению денежного займа – хоть отбавляй. Явным признаком упадка также является огромное количество нищих и попрошаек, собирающих милостыню прямо в центре города, также в самом центре в сквере возле памятника А.П. Чехова. На деревянных лавочках часто можно встретить пьяниц и бомжей.

Провал в производстве влечёт за собой проблемы в социальной сфере. В больницах даже за анализы надо платить, что уж говорить о лечении. При этом сами учреждения находятся далеко не в самом лучшем состоянии. Так, например, в Городской больнице скорой и неотложной медицинской помощи (ГБСМП) в палатах немало старых и разваливающихся кроватей, по помещению бегают тараканы, а медицинские работники с явным пренебрежением относятся к пациентам.

Все эти негативные факторы в своей совокупности не смогли не сказаться на уровне и продолжительности жизни горожан Таганрога. Статистика неутешительна. Таганрог со званием «Город воинской славы», которое ему было присвоено 3 ноября 2011 года, находится на первом месте среди городов области по убыли населения. Смертность существенно превышает рождаемость. В январе-марте 2016 года в городе умерли 1150 человек, — такие данные приводит Ростовстат. За первый квартал этого года родились 715 детей. Таким образом, число таганрожцев сократилось на 434 человека. Так что среди городов Ростовской области Таганрог находится на первом месте по естественной убыли населения, на втором — город Шахты (-352), на третьем — Ростов (-209). Из всех городских округов только в Батайске число родившихся превысило число умерших на 73 человека. Всего же в области родились более 11,6 тысяч, а умерли – более 15,6 тысяч человек. Естественная убыль населения составила более 3,9 тысяч дончан…

Таганрог

Возможно ли изменить ситуацию в лучшую сторону? Я считаю, что изменить ситуацию к лучшему вполне возможно. По прошествии более чем 25 лет нынешнего либерально-олигархического правления становится ясно, что группа власть предержащих всегда будет действовать в личных интересах, а интересы народа будут грубо попираться. Ведь имея несметные богатства и живя в отрыве от народа, они всегда улучшат свою жизнь, а не жизнь каждого, как они обычно утверждают.

Спасение страны возможно исключительно путём его перехода к социалистической системе общественных отношений.

Андрей Телих

От редакции. Вероятно, до этой мысли автор дошёл стихийно. Его убеждённость ещё будет подкрепляться фактами и знаниями. Многие думают иначе: веруют в «план президента», ищут пресловутый «третий путь» или просто надеются на авось.

Но отсидеться за забором не удастся. Сколько ни фантазируй о разных путях, от противоречия между трудом и капиталом уйти не удастся. За свои права рано или поздно придётся бороться. Вопрос: когда? Может быть, не стоит ждать, пока вокруг нас останутся одни руины.

Читайте также: