Такие красивые немецкие игрушки

Обновлено: 03.05.2024

В немецкой семье я долгое время не могла понять кто такой Тони и почему все вечно о нем говорят. Я всегда видела только странный зеленый кубик среди игрушек на полке. Он просто стоял у стены, когда я начала жить с немцами. Я думала, что это обычная игрушка, пока моя немецкая семья не пригласила меня с ними на экскурсию по городу, и мы не зашли в магазин электроники "Спутник".

Мы поднялись в отдел дисков, и моя хостмама с детьми тут же побежали к Тони. Я подумала, что их друг Тони здесь, и они бегут ему на встречу, но какого было мое удивление, когда дети подбежали вот к таким маленьким игрушкам на стеллажах и начали говорить "Я хочу такого Тони", а другой "А я такого". Причем цена, как видите на фотографии сверху, на них высокая (11 евро 99 центов = 1060 руб.). Причем у каждого Тони своя.

Так что же такого особенного в этой игрушке?!

Эта игрушка, которая рассказывает различные сказки и истории при соприкосновении вот с этим зеленым кубиком, который стоит 79,99 евро = 7000 руб:

Игрушка ставится в центр кубика и автоматически начинают играть при соприкосновении. Центральная часть кубика загорается зеленым.

Игрушка ставится в центр кубика и автоматически начинают играть при соприкосновении. Центральная часть кубика загорается зеленым.

Первые зеленые кубики стоили около 200 евро (17500 руб.) со слов моей хостмамы, и многие родители - немцы старались приобрести каждому ребенку в семье этого Тони. То есть у каждого братика был свой куб и свои игрушки, потому что дети очень часто дерутся из - за выбора той или иной игрушки, которая играет сказку. Я сама лично часто видела эти драки моих немецких хостбратиков, так как в моей немецкой семье был только один кубик.

Интересно, что Тони появились в Германии в 2014 году. С 2016 в Германии, Австрии и Швейцарии. В 2018 появились сказки и на английском языке, и Тони стали популярны в Великобритании и Ирландии, в 2019 году распространились по всей Европе, а в 2020 начались продажи Тони в Америке. Интересно, а когда до России доберутся? :)

Этих Tonies можно взять в библиотеке, как иногда делала моя хостмама. Каждую неделю она ездила вместе с детишками в библиотеку, и мальчики выбирали понравившихся Тони. Бывало, что игрушки из библиотеки не работали, и все мы очень расстраивались. Я тоже подсела на этих Тони: качество потрясающее. Сначала мне непонятно было о чем речь, но с улучшением моих знаний немецкого языка, понимание становилось лучше и лучше с каждым днем. Мы уже пели песни все вместе, уже и шуточки были из Тони.

Когда же появилось это изобретение и кто его придумал?!

У двух немецких пап из разных семей, чьи дети ходили в один детский сад (у каждого по двое детей) возник вопрос: "Почему в эпоху смартфонов и планшетов детям все еще приходится возиться с хлипкими серебряными дисками, чтобы слушать аудиокниги и музыку?" Патрик Фасбендер и Маркус Шталь являются отцами, которым пришла в голову идея Tonies и Toniebox, и они основали компанию Boxine GmbH:

"Ничего себе папы в Германии!" - подумала я, - "О детях думают и. ДЕЙСТВУЮТ!"

Я считаю, что Tonies и Toniebox это суперское изобретение, так как невероятно удобно в использовании и безопасно! Мой самый младший хостбратик, которому годик, только так сам выбирал разные сказки, садился и слушал ни у кого не прося помощи. Он переносил кубик то на диван, то на пол. Кубик очень легкий. И язык с ним учится моментально.

Думаю, и до России дойдет в скором времени. Только интересно КОГДА?! :)

Родом мы из деревни Мехо­вая Орлов­ской обла­сти. Оттуда нас пеш­ком при­гнали в Бела­русь. Гнали из конц­ла­геря в конц­ла­герь… Когда меня хотели забрать в Гер­ма­нию, мама под­ло­жила себе живот, а мне дала на руки мень­шего бра­тика. Так я спас­лась. Меня вычерк­нули из списка.

Ой! Душа будет сего­дня весь день и всю ночь не на месте. Тро­нула, разворошила…

Собаки рвали детей… Сядем над разо­рван­ным дитят­кой и ждем, когда сердце у него оста­но­вится… Тогда сне­гом при­кроем… Вот ему и могилка до весны…

…В сорок пятом… После Победы… Послали маму стро­ить в Жда­но­ви­чах сана­то­рий, я – с ней. И так тут и оста­лась. Сорок лет в сана­то­рии рабо­таю… С пер­вого камня я тут, все на моих гла­зах под­ни­ма­лось. Дадут мне вин­товку, десять плен­ных нем­цев, и я их на работу веду. Пер­вый раз при­вела, бабы обсту­пили нас: кто с кам­нем, кто с лопа­той, кто с вени­ком. А я вокруг плен­ных бегаю с вин­тов­кой и кричу: «Бабоньки! Не тро­гайте их… Бабоньки, я за них рас­писку дала. Стре­лять буду!!» И стре­ляю вверх…

Бабы пла­чут, и я плачу. А немцы стоят… Глаз не поднимают…

В воен­ный музей мама ни разу меня не водила. Один раз уви­дела, что я смотрю газету с фото­гра­фи­ями рас­стре­лян­ных – забрала и поругала.

У нас в доме до сих пор нет ни одной воен­ной книжки… А уже я сама… Давно живу без мамы…

«В первый класс мама носила меня на руках…»

Инна Ста­ро­вой­това – 6 лет.

Мама поце­ло­вала нас и ушла…

Мы оста­лись в шалаше вчет­ве­ром: млад­шие – бра­тик, дво­ю­род­ные брат и сестра и я – самая боль­шая, семь лет. Мы не в пер­вый раз оста­ва­лись одни и научи­лись не пла­кать, вести себя тихо. Знали, что мама наша раз­вед­чица, ее послали на зада­ние, а нам надо ее ждать. Из деревни мама нас забрала, и жили мы теперь с ней вме­сте в семей­ном пар­ти­зан­ском лагере. Это долго была наша мечта! А теперь – наше счастье.

Сидим и слу­шаем: дере­вья шумят, жен­щины непо­да­леку сти­рают, детей своих ругают. Вдруг крик: «Немцы! Немцы!» Все стали выбе­гать из своих шала­шей, звать детей, убе­гать дальше в лес. А куда мы побе­жим, одни, без мамы? А вдруг мама знает, что немцы идут в лагерь, и она бежит к нам? Так как я самая стар­шая, при­ка­зы­ваю: «Мол­чок всем! Здесь темно, и немцы нас не найдут».

При­та­и­лись. Совер­шенно затихли. Кто-то загля­нул в шалаш и ска­зал по-русски:

– Кто есть, выходите!

Голос был спо­кой­ный, и мы вылезли из шалаша. Я уви­дела высо­кого чело­века в зеле­ной форме.

– У тебя папа есть? – спро­сил он у меня.

– Он далеко, на фронте, – выло­жила я.

Помню, что немец даже засмеялся.

– А мама твоя где? – задал он оче­ред­ной вопрос.

– Мама с пар­ти­за­нами в раз­ведку ушла…

Подо­шел дру­гой немец, тот был в чер­ном. Что-то они пере­го­во­рили, и этот, чер­ный, пока­зал нам рукой, куда надо идти. Там сто­яли жен­щины с детьми, кото­рые не успели убе­жать. Чер­ный немец навел на нас пуле­мет, и я поняла, что он сей­час будет делать. Я не успела даже закри­чать и обнять маленьких…

Просну­лась я от мами­ного плача. Да, мне каза­лось, что я спала. При­под­ня­лась, вижу: мама копает ямку и пла­чет. Она сто­яла спи­ной ко мне, а у меня не было сил ее позвать, сил хва­тало только, чтобы смот­реть на нее. Мама разо­гну­лась пере­дох­нуть, повер­нула ко мне голову и как закри­чит: «Инночка!» Она кину­лась ко мне, схва­тила на руки. В одной руке меня дер­жит, а дру­гой осталь­ных ощу­пы­вает: вдруг кто-нибудь еще живой? Нет, они были холодные…

Когда меня под­ле­чили, мы с мамой насчи­тали у меня девять пуле­вых ран. Я учи­лась счи­тать: в одном пле­чике – две пули и в дру­гом – две пули. Это будет четыре. В одной ножке две пули и в дру­гой – две пули. Это будет уже восемь. И на шейке – ранка. Это будет уже девять.

Кон­чи­лась война… В пер­вый класс мама носила меня на руках…

«Собака миленькая, прости… Собака миленькая, прости…»

Галина Фир­сова – 10 лет.

Сей­час – на пенсии.

У меня была мечта – пой­мать воро­бья и съесть…

Редко, но ино­гда птицы появ­ля­лись в городе. Даже вес­ной все смот­рели на них и думали об одном, о том же, о чем думала я. О том же… Отвлечься от мыс­лей о еде ни у кого не хва­тало сил. От голода я ощу­щала внутри посто­ян­ный холод, страш­ный внут­рен­ний холод. Также и в сол­неч­ные дни. Сколько на себя ни надень, холодно, нельзя согреться.

Очень хоте­лось жить…

Я рас­ска­зы­ваю о Ленин­граде, где мы тогда жили. О ленин­град­ской бло­каде. Уби­вали нас голо­дом, уби­вали долго. Девять­сот дней бло­кады… Девять­сот… Когда один день мог пока­заться веч­но­стью. Вы не пред­став­ля­ете, каким длин­ным голод­ному чело­веку кажется день. Час, минута… Долго ждешь обеда… Потом ужина… Бло­кад­ная норма дошла до ста два­дцати пяти грам­мов хлеба в день. Это у тех, кто не рабо­тал. По ижди­вен­че­ской кар­точке… С этого хлеба текла вода… Раз­де­лить его надо было на три части – зав­трак, обед, ужин. Пили только кипя­то­чек… Голый кипяточек…

В тем­ноте… С шести утра я зани­мала зимой (помню больше всего зиму) оче­редь в булоч­ную. Сто­ишь часами… Длин­ными часами… Пока подой­дет моя оче­редь, на улице опять темно. Горит свеча, и про­да­вец режет эти кусочки. Люди стоят и сле­дят за ним. За каж­дым дви­же­нием… Горя­щими… безум­ными гла­зами… И все это в молчании.

Трам­ваи не ходят… Воды нет, отоп­ле­ния нет, элек­три­че­ства нет. Но самое страш­ное – голод. Я видела чело­века, кото­рый жевал пуго­вицы. Малень­кие и боль­шие пуго­вицы. Люди схо­дили с ума от голода…

Был момент, когда я пере­стала слы­шать. Тогда мы съели кошку… Я рас­скажу потом, как мы ее съели. Потом я ослепла… Как раз тогда нам при­вели собаку. Это меня спасло.

Не вспомню… Не запом­нила, когда мысль о том, что можно съесть свою кошку или свою собаку, стала нор­маль­ной. Обык­но­вен­ной. Стала бытом. Не про­сле­дила этот момент… Вслед за голу­бями и ласточ­ками вдруг стали исче­зать в городе кошки и собаки. У нас не было никого, как-то мы не заво­дили их, потому что мама счи­тала: это очень ответ­ственно, осо­бенно боль­шую собаку взять в дом. Но мамина подруга не могла сама съесть свою кошку и при­несла ее нам. И мы съели. Я опять стала слы­шать… Слух исчез у меня вне­запно, утром еще слы­шала, а вече­ром мама что-то гово­рит мне, а я не отзываюсь.

Война кон­чи­лась… Жду день, два, за мной никто не едет. Мама за мной не едет, а папа, я знала, в армии. Про­ждала я так две недели, больше ждать не было сил. Забра­лась в какой-то поезд под ска­мейку и поехала… Куда? Не знала. Я думала (это же дет­ское созна­ние еще), что все поезда едут в Минск. А в Мин­ске меня ждет – мама! Потом при­е­дет наш папа… Герой! С орде­нами, с медалями.

Они про­пали где-то под бом­беж­кой… Соседи потом рас­ска­зы­вали – поехали вдвоем искать меня. Побе­жали на станцию…

Мне уже пять­де­сят один год, у меня есть свои дети. А я все равно хочу маму…

«Такие красивые немецкие игрушки…»

Таиса Насвет­ни­кова – 7 лет.

Как я себя помню… Все было хорошо: дет­ский сад, утрен­ники, наш двор. Девочки и маль­чики. Я много читала, боя­лась чер­вя­ков и любила собак. Жили мы в Витеб­ске, папа рабо­тал в стро­и­тель­ном управ­ле­нии. С дет­ства больше всего запом­нила, как папа учил меня пла­вать в Двине.

А потом была школа. От школы у меня оста­лось такое впе­чат­ле­ние: очень широ­кая лест­ница, стек­лян­ная про­зрач­ная стенка и очень много солнца, и очень много радо­сти. Было такое ощу­ще­ние, что жизнь – это праздник.

В пер­вые же дни войны папа ушел на фронт. Я помню про­ща­ние на вок­зале… Папа все время убеж­дал маму, что они отго­нят нем­цев, но чтобы мы эва­ку­и­ро­ва­лись. Мама не пони­мала: зачем? Если мы оста­немся дома, он най­дет нас ско­рее. Сразу. А я все повто­ряла: «Папочка, милень­кий! Только воз­вра­щайся ско­рее. Папочка миленький…»

Уехал папа, через несколько дней уехали и мы. По дороге нас все время бом­били, бом­бить нас было легко, так как эше­лоны в тыл шли через каж­дые пять­сот мет­ров. Ехали мы налегке: у мамы было сати­но­вое пла­тьице в белый горо­шек, а у меня сит­це­вый крас­ный сара­фан­чик с цве­точ­ками. Все взрос­лые гово­рили, что уж очень крас­ное видно сверху, и как только налет, все бро­са­лись по кустам, а меня, чем только можно было, накры­вали, чтобы мой этот крас­ный сара­фан­чик не был виден, а то я как фонарь.

Воду пили из болот и канав. Нача­лись кишеч­ные забо­ле­ва­ния. Я тоже забо­лела… Трое суток не при­хо­дила в созна­ние… Потом мама рас­ска­зала, как меня спасли. Когда мы оста­но­ви­лись в Брян­ске, на сосед­ний путь подали воин­ский эше­лон. Моей маме было два­дцать шесть лет, она была очень кра­си­вая. Наш состав стоял долго. Она вышла из вагона, и ей ска­зал какой-то ком­пли­мент офи­цер из того эше­лона. Мама попро­сила: «Отой­дите, я не могу видеть вашу улыбку. У меня дочь уми­рает». Офи­цер ока­зался воен­ным фельд­ше­ром. Он вско­чил в вагон, осмот­рел меня и позвал сво­его това­рища: «Быст­ренько при­неси чай, сухари и бел­ла­донну». Вот эти сол­дат­ские сухари… Лит­ро­вая бутылка креп­кого чая и несколько таб­ле­ток бел­ла­донны спасли мне жизнь.

Пока мы ехали в Актю­бинск, весь эше­лон пере­бо­лел. Нас, детей, не пус­кали туда, где лежали мерт­вые и уби­тые, нас ограж­дали от этой кар­тины. Мы слы­шали только раз­го­воры: там столько-то зако­пали в яму, там столько-то… Мама при­хо­дила с блед­ным-блед­ным лицом, руки у нее дро­жали. А я все рас­спра­ши­вала: «А куда делись эти люди?»

Ника­ких пей­за­жей не помню. И это очень уди­ви­тельно, потому что я любила при­роду. Запо­ми­на­лись только те кусты, под кото­рыми мы пря­та­лись. Овраги. Почему-то мне каза­лось, что нигде нет леса, мы едем только среди полей, среди какой-то пустыни. Одна­жды испы­тала такой страх, что после него уже ника­кой бом­бежки не боя­лась. Нас не пре­ду­пре­дили, что поезд стоит десять-пят­на­дцать минут. Коротко. Поезд пошел, а я оста­лась… Одна… Не помню, кто меня под­хва­тил… Меня бук­вально вбро­сили в вагон… Но не в наш вагон, а в какой-то пред­по­след­ний… Тогда я впер­вые испу­га­лась, что оста­нусь одна, а мама уедет. Пока мама была рядом, ничего не было страшно. А тут я оне­мела от страха. И пока мама ко мне не при­бе­жала, не схва­тила в охапку, я была немая, никто от меня слова не мог добиться. Мама – это был мой мир. Моя пла­нета. Если у меня даже что-то болело, возь­мешься за мамину руку, и болеть пере­стает. Ночью я все­гда спала рядыш­ком с ней, чем тес­нее, тем меньше страха. Если мама близко, кажется, что все у нас, как раньше дома было. Закро­ешь глаза – ника­кой войны нет. Мама только не любила раз­го­ва­ри­вать о смерти. А я все время расспрашивала…

Из Актю­бин­ска поехали в Маг­ни­то­горск, там жил папин род­ной брат. До войны у него была боль­шая семья, много муж­чин, а когда мы при­е­хали, в доме жили одни жен­щины. Муж­чины все ушли на войну. В конце сорок пер­вого полу­чили две похо­ронки – погибли дядины сыновья…

Из той зимы еще запом­ни­лась вет­рянка, кото­рой мы пере­бо­лели всей шко­лой. И крас­ные штаны… По кар­точ­кам мама полу­чила отрез бор­до­вой байки, из нее сшила мне штаны. И дети меня драз­нили «Монах в крас­ных шта­нах». Мне было очень обидно. Чуть позже полу­чили по кар­точ­кам галоши, я их под­вя­зы­вала и так бегала. Около косто­чек они нати­рали ранки, так все время при­хо­ди­лось под пятки что-то под­кла­ды­вать, чтобы пятка стала выше и не было этих ран. Но зима была такая холод­ная, что у меня все время под­мер­зали руки и ноги. В школе часто пор­ти­лось отоп­ле­ние, в клас­сах замер­зала вода на полу, и мы ката­лись между пар­тами. Сидели в пальто, в рука­вич­ках, только обре­зали паль­чики, чтобы можно было дер­жать ручку. Помню, что все много читали… Так много… Как нико­гда… Пере­чи­тали дет­скую биб­лио­теку, юно­ше­скую. И нам стали давать взрос­лые книги. Дру­гие девочки боя­лись, даже маль­чики не любили, про­пус­кали те стра­ницы, где писа­лось о смерти. А я читала…

Выпало много снега. Все дети выбе­гали на улицу и лепили снеж­ную бабу. А я недо­уме­вала: как можно лепить снеж­ную бабу и радо­ваться, если война.

Взрос­лые слу­шали все время радио, без радио не могли жить. И мы тоже. Радо­ва­лись каж­дому салюту в Москве, пере­жи­вали каж­дое сооб­ще­ние: как там на фронте? В под­по­лье, в пар­ти­за­нах? Вышли фильмы о битве под Ста­лин­гра­дом и под Моск­вой, так мы по пят­на­дцать-два­дцать раз их смот­рели. Под­ряд три раза будут пока­зы­вать, и мы будем три раза смот­реть. Фильмы пока­зы­вали в школе, спе­ци­аль­ного кино­зала не было, пока­зы­вали в кори­доре, а мы сидели на полу. По два-три часа сидели. Я запо­ми­нала смерть… Мама меня за это ругала. Сове­то­ва­лась с вра­чами, почему я такая… Почему меня инте­ре­суют такие недет­ские вещи, как смерть? Как научить меня думать о детском…

Над нами рвались бомбы… На земле лежали столбы и провода. Люди испуганные, все бежали из домов. Из своих домов все бежали на улицу, предупреждали друг друга: «Осторожно – провод! Осторожно – провод!», чтобы никто не зацепился, не упал. Как будто это было самое страшное.

Еще утром двадцать шестого июня мама выдавала зарплату, она работала бухгалтером на заводе, а вечером мы уже были беженцами. И когда уходили из Минска, то видели, как горела наша школа. Пламя бушевало в каждом окне. Так ярко… Так… Так сильно, до самого неба… Мы рыдали, что горит наша школа. Нас было четверо у мамы, трое шли пешком, а младшая «ехала» у мамы на руках. Мама еще волновалась, что ключ взяла с собой, а квартиру забыла закрыть. Она пыталась останавливать машины, кричала и просила: «Возьмите наших детей, а мы пойдем защищать город». Не хотела поверить, что немцы уже в городе. Город сдали.

Страшным и непонятным было все, что происходило на наших глазах. С нами. Особенно смерть… Возле убитых валялись чайники и кастрюли. Все горело… Казалось, что мы бежим по горящим уголькам… Я всегда дружила с мальчишками. Росла сорванцом. Мне было интересно посмотреть: как это летят бомбы, как это они свистят и как они падают. Когда мама кричала: «Ложимся на землю!», я через петельку для пуговицы подглядывала… Что там на небе? И как люди бегут… На дереве что-то висит… Когда я поняла, что это что-то от человека на дереве висит, у меня был столбняк. Я закрыла глаза…

Сестре Ирме было семь лет, она несла примус и мамины туфли, страшно боялась потерять эти туфли. Туфли были новые, бледно-розового цвета, с граненым каблуком. Мама взяла их нечаянно, а может, потому что это была у нее самая красивая вещь.

И с ключом, и с туфлями мы скоро вернулись назад в город, где все сгорело. Скоро начали голодать. Собирали лебеду, ели лебеду. Ели какие-то засохшие цветы! Приближалась зима. Немцы сожгли большой колхозный сад за городом, боялись партизан, так все ходили и обрубали там пеньки, чтобы хоть немного принести дров. Нагреть дома печь. Из дрожжей делали печенку: жарили дрожжи на сковородке, и у них появлялся привкус печени. Мама дала мне деньги, чтобы я купила хлеба на рынке. А там старая женщина продавала козлят, и я вообразила, что спасу всю нашу семью, купив козленка. Козленок подрастет – и у нас будет много молока. И я купила козленка, заплатив за него все деньги, которые мне дали с собой. Я не помню, как мама меня ругала, помню только, что мы несколько дней сидели голодные: деньги кончились. Варили какую-то затирку, кормили ею козленка, я брала его с собой спать, чтобы ему было тепло, но он замерзал. И скоро умер. Это была трагедия. Мы очень плакали, не разрешали его уносить из дома. Сильнее всех плакала я, считая себя виноватой. Мама вынесла его ночью тихонько, а нам сказала, что козленка съели мыши.

Но в оккупации мы отмечали все майские и октябрьские праздники. Наши праздники! Наши! Обязательно пели песни, у нас вся семья певучая. Пусть это была картошка в мундире, иногда один кусочек сахара на всех, но в этот день старались что-то чуточку лучше приготовить, пусть назавтра останемся голодными, но праздники мы все отмечали. Шепотом пели мамину любимую песню: «Утро красит нежным цветом стены древние Кремля…». Это обязательно.

Соседка напекла пирожков для продажи и предложила нам: «Возьмите у меня оптом, а продайте в розницу. Вы молодые, у вас ноги легкие». Я решила взяться за это дело, зная, как маме трудно одной прокормить нас. Принесла соседка эти пирожки, мы с сестрой Ирмой сидим и смотрим на них:

– Ирма, тебе не кажется, что этот пирожок больше того? – говорю я.

Вы не представляете, как хотелось попробовать кусочек.

– Давай отрежем чуточку, а потом пойдем продавать.

Посидели так два часа, и нечего нести на рынок. Потом соседка начала варить подушечки, это такие конфеты, их давно уже нет почему-то в магазинах. Дала она нам продать эти подушечки. Опять мы с Ирмой сидим над ними:

– Одна подушечка большая, больше других. Давай, Ирма, немножко ее полижем.

У нас было одно пальто на троих, одни валенки. Мы часто сидели дома. Рассказывали друг другу сказки… Какие-то книжки… Но это было неинтересно. А интересно нам было мечтать, как кончится война и как мы станем жить после войны. Будем есть одни пирожки и конфеты.

Когда война кончилась, мама надела крепдешиновую кофточку. Как у нее осталась эта кофточка, я не помню. Все хорошие вещи мы сменяли на продукты. На этой кофточке были черные манжеты, мама спорола их, чтобы ничего не было мрачного, а только светлое.

Сразу мы пошли в школу и с первых дней стали разучивать песни для парада.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Немецкие рождественские игрушки

Эти игрушки появляются в домах только перед Рождеством. Иногда их созданием занимаются целые немецкие деревни, но чаще всего их привозят из Китая. Что поделать, покупателям важнее цена, чем история создания. Хотя. о чем я говорю, в 21 веке на рождественские рынки приходят не столько за подарками и сувенирами, сколько поесть или выпить (поэтому цены на глинтвейн каждый год растут).

Schwibbogen, Швиббоген - деревянная арка со свечами. Изображает арку неба. Внутри арки первоначально вырезали фигурки солнца, луны, звезд, потом их заменили библейские сюжеты. Арку устанавливают на подоконниках. Возможно, освещенные зимой окна помогали путникам и горнякам скорее найти путь домой.

https://sun9-30.userapi.com/c855736/v855736584/188ac3/MDHCCNEY6Z8.jpg

До конца 20-го века Schwibbögen обычно делали из металла, после Второй мировой - из дерева. Сейчас внутри арки встречаются изображения любых сюжетов, мало относящихся к религии. Свечей на арке может быть разное количество, это зависит от размеров самой арки. В оригинале их 11.

Светящаяся арка была придумана шахтерами Рудных гор. В зимнее время они совсем не видели солнца, уходили на работу затемно и возвращались так же в темноте. Поэтому часто встречаются арки с темой шахтерской жизни. Возможно, изначально это был рождественский подсвечник, который освещал всем шахтерам общий рождественский обед. Либо это были сигнальные огни для рабочих одной смены, когда они завершали очередной год на шахте.


Рудные горы - это регион на границе между Германией и Чехией, ближе к Дрездену. С 12 в. в нем развивалась горнодобывающая промышленность, а в 19 в., когда доход от этой отрасли пошел на резкий спад, появились другие замещающие производства, например, создание игрушек из соломы, дерева, плетение кружев. Сейчас это ручное производство живет, в основном делают фигурки шахтеров, щелкунчиков, рождественских ангелов, арки-подсвечники, лесных зверей, деревянные фигурки курильщиков, музыкальные шкатулки и крутящиеся от горящих свечей пирамиды.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_31.jpg

Центр народного творчества в Рудных горах (в том числе рождественских игрушек ручной работы) расположен в Зайфене (Seiffen). Его еще называют "Игрушечный угол", „Spielzeugwinkel“. Там находится объединение мастеров по скульптуре, по дереву, по игрушкам. Там же в Зайфене находится Музей игрушек (Spielzeugmuseum in Seiffen), а в соседней деревне Нойхаузен (Neuhausen) - Музей Щелкунчика (Nussknackermuseum), где хранится более 5 000 экземпляров. Также в Дрездене находится Музей саксонского народного искусства, где представлены игрушки Рудных гор. За сохранение предметов горнодобывающей промышленности и народных промыслов, Рудные горы в 1998 г. вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

После окончания Второй мировой стали распространяться арки с электрическим освещением. Огромные арки стали использовать в качестве городского освещения. Например, в Йохангеоргенштадте в 2012 г. была установлена уличная электрическая арка шириной 25 м.


В ГДР спрос на арки был такой большой, что их часто делали самостоятельно.

В 1990-х стали появляться разные формы арок, не в виде радуги, а в виде треугольника, Lichterspitze, Вершина из света, или в виде ромба. С 2010 г. стали делать ярки в виде высокого готического окна.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_33.jpg

В той же немецкой деревне в Рудных горах традиционно делают Курильщиков или Человечков с трубкой - Räuchermännchen, Раухменшен.

Известно, что такие фигурки начали делать в Саксонии в 1830-х. Когда добыча олова в горах прекратилась, бывшие шахтеры стали вырезать фигурки из дерева. Сейчас это важная часть традиционного народного творчества Рудных гор. Игрушечным промыслом занимаются семьи в 3 и 4 поколениях. Небольшие фабрики и мастерские можно найти на каждой улице Зайфена.

https://sun9-41.userapi.com/c857328/v857328903/6f92c/egkSJauqMKc.jpg

Деревянная фигурка состоит из двух частей, внутри она полая. В нижнюю часть кладут дымящуюся ароматическую свечу. Такие ароматические свечи делали и раньше, только они были открытые. Со временем им придумали такую красивую деревянную фигурку.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_34.jpg

Курильщиков вырезают из местных лиственных пород, таких как береза, бук, ель, липа, ольха и клен. Отдельные детали вырезают на токарных станках и потом приклеивают, придерживаясь шаблонного образа. Потом одежду и лицо разрисовывают вручную. На одну игрушку может уходить до 20 ч. работы.

Во времена ГДР курильщиков обычно продавали на Запад или обменивали на комплект зимних шин для Trabi.

Прогресс не стоит на месте и в Китае давно уже стали делать более дешевые копии. В ответ на это гильдия мастеров Рудных гор и туристическая организация деревни Зайфен в 2006 г. создали кампанию "Оригинал вместо плагиата".

Курильщики традиционно воплощают профессии жителей Рудных гор. Это могут быть лесники, горняки, деревенские жители, солдаты, женщины с клецками. Дым выходит не только изо рта "курильщика", но и из кофейника или словно поднимается пар над блюдом с клецками.


http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_36.jpg

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_35.jpg


Так как Курильщик - типичный персонаж Адвента, то в его создании преобладают рождественские мотивы.

Сейчас делают не только курящих человечков, но и игрушечные изразцовые печи, над которыми поднимается пар, паровозы, мотоциклы, грибы, сердечки, кофейники и деревья с человеческими лицами.

В последние годы количество продаж Курильщиков падает, постоянные покупатели исчезают. Мастерам-ремесленникам уже хорошо за 80 лет и они не могут найти учеников. Интернетом они не владеют, поэтому не могут в качестве клиентов охватить весь мир. Культурная традиция постепенно отмирает.

В саксонском городке Кранцаль (Cranzahl) действует Музей курящих человечков (Das 1. Räuchermann-Museum). Музей был основан в 2011 г. и в нем представлено более 2000 разных фигурок курильщиков.


В основном Курильщиков продают в Саксонии и Тюрингии. Но также их экспортируют в Азию - Японию, Китай, Сингапур и Таиланд. Основные продажи идут в США, куда за 150 лет переехали жить 5 млн. немцев, и в Китай. На оригинальных игрушках из региона Рудных гор помимо надписи „Made in Germany“ должна быть и „Echt Erzgebirge“.

80% курильщиков в этом регионе производится вручную. Через интернет продается около четверти всех работ. Фигурки Курильщиков для немцев - это что-то вроде друга на всю жизнь, память о Рождестве в детстве.

Фото 1947 г. из Зайфена, где действовало промышленное производство Курильщиков.


Между Саксонией, Тюрингией и Баварией находится регион Фогтланд (Vogtland). Там создают свои рождественские фигурки - Моховых человечков, Мусманн, Moosmann, Moosmaa.

Старичок-Моховичок - герой местных легенд. Он живет в дремучем лесу, между корней деревьев, в валежнике или в пещере, и помогает бедным. Ростом он около 3 футов. Питается лесными грибами, ягодами, растениями. Одет в наряд из еловых веток или мха. Осенние листочки, подаренные им людям, в основном беднякам, превращались в золото. Люди предпочитали дружить с ними.


Старичок-Моховичок был придуман в лесных краях Фогтланда во второй половине 19 в. Главный элемент фигуры - деревянный корпус с приклеенными руками и ногами. Руки, ноги и головы тщательно вырезались опытными резчиками. Позже головы стали делать из фарфора и из пластика.

Костюм для Лесных человечков делали женщины - из бумаги, обклеенной мхом. В одной руке человечек держал Рождественский фонарь, в другой - ветку в качестве палки.


Со временем появились разные образы Старичка-Моховичка - рыцари, солдаты, охотники, лесники. Они могли держать в руке арку со свечами или рождественскую ель, трубку, корзину и колокольчик. На всех фигурках обязательно была одежда из мха из местного леса.

Особенно широко искусство резьбы Лесных человечков началось в этих краях после окончания Второй мировой.



В книге Иоганна Августа Эрнста Келера 1867 г. «Народные традиции, суеверия, легенды и другие древние традиции в Фойгтланде» рассказывалось, что в то время такие поделки из мха, веточек и цветной бумаги мастерили в основном бедные дети в городах, чтобы немного заработать.

Обычно Моховые человечки, мужчины и женщины, жили в лесу, но в период Адвента они на 12 дней приходили в деревни, чтобы пожить в домах у людей. Поэтому это рождественский символ. Уже в первый вечер Адвента они садились на деревенские подоконники и заглядывали в окна. Они светили свечой в руке, чтобы проверить, что в доме не водятся злые духи.

https://sun6-16.userapi.com/c855136/v855136279/186dbc/kCNOk7dW1bU.jpg

Такого человечка можно было узнать по невысокому росту, зеленой одежде, связке дров или корзине грибов. Это лесной дух. который живет в окружении деревьев.

Моховой человечек воплощает жизнь простого, бедного, но трудолюбивого человека, который умеет довольствоваться малым. Мох выступает символом мира и защиты. Ведь зимой многие существа живут под мхом и питаются им. Моховой человечек - это словно надежда на более хорошую и успешную жизнь с приходом весны.

Сейчас зимой в деревнях этого региона иногда можно встретить установленную в полный рост деревянную фигурку Мохового человечка.

Немецкий старичок-моховичок мне напомнил русского, из сказки "Морозко". Тоже лесной маленький человечек, который помогает людям. Второе его воплощение - слепая старуха со связкой дров, которая потом расколдовала парня.

Похожее изображение

Рождественский огурец, Weihnachtsgurke.

Давным-давно в немецкоязычных землях существовал обычай вешать на рождественскую елку маленький зеленый огурец - маринованный огурчик из банки. Это была забава для детей - кто первый в Сочельник найдет зеленое на зеленом, тот получит подарок. Огурец менял свой размер: для самых маленьких детей вешали огурец поочевиднее, побольше, пониже, а для тех, кто постарше, огурец выбирали поменьше и вешали вглубь елки, повыше.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_37.jpg

Поиск огурца превращался не только в сугубо семейное событие, в игру вовлекали всех гостей. Кто первый найдет, тот получит право распаковывать подарки. Либо ему очень здорово повезет в предстоящем году.

https://sun9-29.userapi.com/c857324/v857324276/72c68/rXk1J-H43l8.jpg

Почему на елку стали вешать огурец? Потому что в бедных семьях часто не было денег, чтобы порадовать всех детей. Часто дети получали в подарок только то, что найдут на елке - огурец или простую выпечку, без сахара (он слишком дорого стоил).

Возможно, вся эта история - просто умелый маркетинговый ход. Говорят, что еще в 1840-х годах немецкие стеклодувы из Тюрингии изготавливали украшения в виде фруктов и орехов, в том числе огурцов. Фрэнк Уинфилд Вулворт, основатель сети универмагов США Woolworth, во время поездки по Германии познакомился с этими стеклянными игрушками и решил импортировать их с 1880 года в Америку, чтобы продавать в своих магазинах. Чтобы новые рождественские украшения в виде огурца лучше продавались, он придумал трогательную историю немецкой традиции. Идеальный маркетинговый ход был готов.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_29.jpg

Сейчас в Германии производят множество стеклянных огурцов - блестящих и матовых, с блестками и в красном колпачке. Есть немецкие семьи-традиционалисты, которые считают, что на рождественском дереве должны быть только религиозные символы - красные яблоки из рая, церковные колокольчики и трубы ангелов, сами ангелы, соломенные звезды и блестящая вифлеемская звезда. И всяким случайным огурцам нет места на елке.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_30.jpg

А есть те, кто считает, что рождественский огурец - интересная игра, которая позволяет без ссор решить вопрос, кто распечатывает все подарки под елкой.

Сейчас рождественский огурец можно купить на многих рождественских рынках.



Материалы по теме:

- Рождественская выпечка: Марципан, хлеб Святого Маркуса, покровителя Венеции. История афродизиака для взрослых, лекарства для больных и рождественской сладости для детей.

- Рождество и Новый год в Берлине в 1986 г. Описание 15-летнего подростка старых традиций, подарков из Западной и Восточной Германии

Читайте также: