Техника изготовления игрушки из глины

Обновлено: 17.05.2024

Я создаю авторские игрушки в смешанной технике. Сегодня решила впервые написать мастер-класс или, скорее, просто описать процесс изготовления моих игрушек. Я буду всё очень подробно (может быть, слишком) описывать и надеюсь, что всё же кому-то эта статья окажется полезной:)

В первой части мастер-класса я буду лепить мордочку игрушки из полимерной глины.

Ну что ж, приступим!

Все мои игрушки начинаются с идеи и эскиза. На создание этой меня вдохновили викинги:) Я сделала небольшой набросок.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 1

Итак, приступаем. Лепим мордочку. Для начала я катаю шарик из глины и раскатываю его (я пользуюсь стеклянной колбой от специй). Беру заготовленную «выкройку», нарисованную на бумаге, прикладываю её к глине и вырезаю по контуру с помощью лезвия.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 2

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 3

Лезвием аккуратно срезаю мордочку с поверхности и сажаю на шарик из фольги.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 4

С помощью влажной салфетки протираю поверхность, а также прохожусь по краям, сглаживая их. Влажная салфетка у меня выполняет две функции — очищает поверхность и мягко шлифует её.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 5

Теперь беру глазки (я их так же делаю сама, но об этом как-нибудь в другой раз) и сажаю их на место, вдавливаю в мордочку.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 6

Далее нужно сделать веки. Я делаю колбаску из глины и расплющиваю её.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 7

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 8

Обрезаю один край лезвием, чтобы был ровным, и отмеряю два примерно одинаковых отрезка. Это будут нижние веки.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 9

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 10

Накладываю их на глазки и примазываю. Я использую какую-то штучку из маникюрного набора с силиконовой насадкой, всё подручными средствами:)

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 11

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 12

Сглаживаю неровности с помощью влажной салфетки и опускаю веки вниз, открывая глазки.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 13

Дальше делаю верхние веки по тому же принципу, что и нижние, только отрезки делаю немного длиннее и один край отрезаю под углом. Накладываю на глазки и примазываю.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 14

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 15

Сглаживаю неровности влажной салфеткой. Получился злюка:) Ну это ничего, поднимем ему веки:)

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 16

Я очень люблю большие глубокие веки, поэтому, не имея таковых, делаю такие своим игрушкам:) Продавливаю их над глазами.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 17

Выравниваю углубление шилом (можно и иголочкой).

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 18

Шлифую поверхность влажной салфеткой. С глазками закончили.

Дальше я делаю шершавую поверхность с помощью зубной щётки (как я и говорила, все инструменты подручные).

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 19

Дальше мне нужно сделать нос. Процесс такой же, как в начале: делаю шарик из глины, расплющиваю и с помощью бумажной выкройки лезвием вырезаю.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 20

Лезвием срезаю носик с поверхности, пальцами сглаживаю неровности и сажаю на мордочку.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 21

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 22

Срезаю лишнее лезвием и примазываю. Шлифую неровности влажной салфеткой.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 23

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 24

Дальше по плану у меня рожки. Нужно сделать 4 штуки, для этого я делаю 4 шарика из глины 2 побольше и 2 поменьше.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 25

Раскатываю их в капельки и сажаю на мордочку.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 26

Примазываю рожки к мордочке и с помощью острой стороны силиконовой насадки делаю рельеф у основания рогов.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 27

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 28

Далее всё той же маникюрной штучкой, только теперь рукояткой я делаю горизонтальные выемки на рогах.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 29

Боковые рожки загибаю немного верх, а те, что по середине, отгибаю назад. Теперь нужно сделать кольца на рога. С ними так же, как с веками, — раскатать полоску глины, обрезать ровно края и обернуть рожки.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 30

Едем дальше. Мне нужно сделать ирокез! Он же у нас викинг:) Делаю много маленьких шариков из глины, их раскатываю в капельки. На каждой капельке с помощью шила рисую «волоски», на самом деле просто продольные линии по всей длине. Креплю капельки на мордочку и примазываю.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 31

В шахматном порядке собираю все капельки в ирокез. Получается вот так.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 32

Дальше с помощью шила я делаю текстуру шерсти, просто продавливаю маленькие полосочки на глине. Заполняю всю верхнюю часть мордочки и соединяю с ирокезом.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 33

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 34

Теперь нужно сделать ушки. Снова делаю два шарика, из них делаю капельки и раскатываю.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 35

С одной стороны на обоих ушках делаю шерсть. С помощью шила сгибаю их. Сажаю на мордочку и примазываю, придаю нужную форму. Решила добавить дырок в одно ухо, а другое сделать порванным, викинг, как ни как:)

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 36

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 37

В конце рисую улыбку. С мордочкой закончили:)

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 38

Отправляю её в печку, не снимая с шарика из фольги. После того как мордочка запечётся, даю ей остыть и только потом аккуратно снимаю с шарика. Вот что получилось в итоге.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 39

В следующем мастер-классе я покажу, как леплю все остальные части — лапки, хвостик и украшение на шею:)

Большое спасибо, что были со мной и проявили интерес. Надеюсь, моя статья была полезна, до новых встреч!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная










История глиняной игрушки

Основные приемы работы с глинной

Инструменты и материалы

Мастер – классы по изготовлению сувениров из глины

Сувенир «Кот и рыба»

Сувенир «Кот с мешком»

− Приемы работы с глиной

− Идеи для творчества

Этот сборник мастер-классов дарит вам уникальную возможность постигнуть секреты старинного вида рукоделия, а именно освоить технику лепки из глины. Изделия на страницах сборника располагаются в порядке от простых к сложному, что поможет вам постепенно овладевать необходимыми для их изготовления навыками. В том сборнике представлены дополнительные идей для творчества и раскрыты основные приемы работы с глиной.

Данный сборник поможет воспитать тебе трудолюбие аккуратность, целеустремленность, систематизировать знания.





История глиняной игрушки


История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка — одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы.

В. С. Воронов полагал, что сами создатели игрушек «часто чувствовали в них гораздо больше содержания, чем минутная утеха детства»

Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера. Игрушки — обереги, и игрушки потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки. Дымковские, филимоновские, абашевские. Все это — русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. Но, к сожалению, совсем несправедливо забытые нами.

Народная керамическая игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образцы игрушек лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет мастеру скучно делать горшки, возьмет да и слепит что-нибудь эдакое.

В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов. Это женская фигура, конь, птица, всадник, олень, медведь в различных вариантах и фантастических или более правдоподобных сочетаниях. Характерные для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом центре ее изготовления и не повторялись буквально.

Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или оперения. Цвета росписи локальные, сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения. Многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черно цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота, наклеенными на головные уборы и воротники дам.

До десяти цветов применяли дымковские мастерицы, а краску составляли на яйце с квасам или уксусом, то есть писали темперой. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. И сама роспись так же многословна, не однотипна, имеет насколько разных орнаментально - композиционных схем. Клетка, полоска, кружки, овалы, точки, все это, ритмуются в самых разнообразных сочетаниях.

Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.


Еще один вид глиняной игрушки - это филимоновская. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Промысел игрушки возник в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Филимоновскую игрушку красят по- прежнему в яркую полоску, добавляют в узор орнамент в виде солнышка, елочки, ягодки. Красная, желтая, зеленая, а теперь наоборот, желтая, красная, зеленая – и снова не забывая свой черед, повторяются полоски, уверенно ритмично ведут по форме иногда чуть теснятся, набегают друг на друга, рябит в глазах полосатое трехцветие. Основную массу изделий филимоновского стиля, составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдалённо напоминает медвежью.

Большую популярность со второй половины1970- х годов приобрела ранее забытая абашевская игрушка, которая зародилась и в деревни Абашево. Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н.М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив изделия талантливого мастера Л.Ф. Зоткина (1979- до 1933). Коллекция Церетели позже разошлась по центральным музеям. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни. Фигурки людей одеты в замысловатые шляпы с полями. В игрушках 1930 – х годов, еще сильнее утрирована массивность фигур, длинные шеи и мощные рога, короткие ноги. Сохраненный современными мастерами тип абшевской игрушки 1930 – х годов приобрел значение традиции – устойчивость и убедительность сложившейся декоративной системы

Существует большое многообразие глиняной игрушки, которое зависит от географического положения и местных традиций. На основе этого можно сделать вывод что, глиняная игрушка в наши дни получила новую жизнь в качестве декоративной скульптурой, которая прекрасно гармонирует с современной мебелью, тканями и не просто украшает жилой или общественный интерьер, а всегда несет активный положительный эмоциональный заряд.

Основные приемы работы с глинной

Существует довольно много различных способов ручной лепки. Многие из них отличаются простотой или сложностью технических решений.


Учитывая особенности изготовления изделий в сборнике мастер-классов «Глиняный креатив», остановимся на таких способах как лепка из целого куска глины и лепка из пластов. В зависимости от степени влажности из целого куска глины можно либо вытянуть, либо вырезать самые различные формы, выполняемые различными инструментами и приспособлениями. Это самый древнейший и распространенный способ лепки, и порой считается примитивным, так как его используют не только народные мастера, но и художники керамисты. В процессе лепки из пластин, пластины имеют одинаковую толщину, а для раскатывания используют обычную хозяйственную скалку.

К способам декорирования изделий относят: тиснение, гравировка, налепные узоры. В выбранном нами комплекте использованы все способы декорирования. До сих пор археологи находят в поселениях древнего человека черепки и даже целые сосуды, украшенные так называемым текстиль - орнаментом - отпечатками грубых тканей и рыбацких сетей. Это, пожалуй, самый древний вид тиснения. Тиснение и гравировка выполняются специальными или подручными приспособлениями, слегка нажимая и вдавливая в глину. Налепные узоры основные элементы составляют узоры, - жгуты и разновеликие шарики, бусины, конусы и т.п.

http://www.promtehlab.ru/upload/iblock/030/26.jpg

После изготовления и декорирования изделия его необходимо высушить, затем происходит обжиг. На первой стадии обжига - примерно в течение двух часов температура должна быть не очень высокой. Что позволит печи нагреться. Потом печь включают на более высокую мощность, постоянно увеличивая температуру нагрева до 700°С, контролируя визуально через смотровой глазок. Если внутри камеры темно, обжиг продолжается. Но как только ее стены раскалятся докрасна, значит, обжиг пора прекращать, выключить печь и дать ей полностью остыть, только после этого можно доставать изделия из печи и приступать к следующему этапу художественного оформления.

http://mags73.ru/mag1/data/big/190327_x.jpg

Художественное оформление изделие включает росписи и отделку. В выбранном нами комплекте сувениров из глины отделкой будет являться текстильное волокно, с помощью которого будет осуществляться соединение некоторых деталей изделия, а роспись будет выполняться в виде частичного покрытия цветом узора и некоторых частей сувенира (глаза, нос, элементы декора)

Инструмент и материалы

Для изготовления сувенирных изделий сырьем является глина. От качества приготовленной глины будет зависеть качество изделия. Глины в природе множество. Единого рецепта приготовления глиняной массы нет, поскольку это зависит от местности где была взята глина. Есть глина более жирная, тогда в процессе ее подготовки необходимо вмешать мелкого, очищенного песка. Если же она сухая и трескается, то в ее состав необходимо вмешать немного жирной глины, или в процессе работы размягчать ее при помощи добавления воды.

Свежую глину подсушивают на открытом воздухе или батарее, затем разбивают ее молотком, засыпают в емкость и заливают водой, так, что бы вода скрыла глину. Оставляют эту смесь на некоторое время периодически перемешивая. Глину процеживают через сито в емкость (желательно широкую) и оставляют на несколько дней для выпаривания влаги. Когда влага выпариться, глину необходимо перемять. Плохо перемятая глина для работы не пригодна, поэтому готовить ее необходимо до того момента, пока она не станет похожа на тесто и не начнет легко отставать от рук, а при сминании не будет трескаться. Хранить готовую для работы глину можно в хорошо закрытом целлофановом пакете или ведре, накрыв влажной тканью.


Основными инструментами для лепки всегда остаются пальцы мастера. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Но там, где необходимо добиться четкости, проработать мелкие детали, создать определенную фактуру и убрать лишнюю глину, применяют скульптурные стеки. Их вырезают из твердых пород дерева – яблони, сирени, бука, клена, березы.

Лепка из глины — это творчество, которое помогает развивать не только воображение, но и мелкую моторику, а следовательно и умственные способности детей. Даже взрослому человеку будет полезно заняться таким хобби, лепка хорошо снимает стресс, и успокаивает нервы.

Глина для лепки какая лучше

7819355-tekst

Очень важно выбрать хорошую глину, и чтобы это сделать, нужно знать, что каждый вид глины имеет свое предназначение:

  • Полимерная глина, которая сама затвердевает

С ее помощью создают фигурки, куклы, игрушки или какие — то мелкие детали.

Чтобы такая глина стала прочной и твердой, ее нужно нагреть примерно до ста тридцати градусов. Из нее также можно лепить игрушки, статуэтки и многое другое.

Этот вид глины подходит уже для опытных мастеров. Ее используют для создания скульптур и предметов интерьера.

Для детского творчества и начинающих рукодельников лучше всего выбрать полимерную самозатвердевающую глину. С ней удобно работать, она легко разминается и быстро сохнет. Но обязательно нужно соблюдать условия хранения, иначе она затвердеет в упаковке.

Натуральная глина для лепки

Натуральная глина получается за счет эрозии горных пород. Ее использовали еще с самых древних времен для создания предметов домашнего обихода и даже украшений. Сегодня из нее также можно сделать все что угодно, главное правильно развести глиняную массу.

zagruzheno

Если вы раздобыли натуральную глину, сначала ее нужно просеять от мусора и выбрать примеси, если они есть. Затем глину дробят до состояния порошка и заливают горячей водой. Когда она набухнет, положите ее на стол и мните как тесто. У вас должна уйти лишняя вода и пузырьки воздуха. Для работы ее можно использовать, когда смесь станет похожей на пельменное тесто. Она не должна липнуть к рукам. Хорошее глиняное > крутое и пластичное. Также нужно помнить, что такая глина сама не затвердеет, ее обязательно нужно обжигать.

Как сделать глину для лепки в домашних условиях

3889179-1

Искусственную глину не обязательно покупать в магазине, ее вполне можно приготовить и самостоятельно, и она будет ничем не хуже фабричной.

Очень простой рецепт, которого вам понадобится:

  • Один стакан клея ПВА
  • Один стакан кукуруз.крахмала
  • Одна ст.лож. вазелина
  • Лимонный сок — две ст.лож.
  • Чашка или миска
  • Пищевая пленка
  • Лопатка

Соедините в чашке ПВА, вазелин и крахмал. Добавьте сок лимона и хорошо перемешайте. Отправляем чашку со смесью в микроволновую печь на тридцать секунд. После этого снова тщательно вымешиваем и опять в микроволновку на пол минуты. Намажьте стол клеем и положите на него >, начните разминать и вымешивать. После сформируйте из него колбасу, заверните ее в пищевую пленку и положите в холодильник на сутки.

7822569-2

Еще один не сложный рецепт с глицерином. Здесь также понадобится клей ПВА, пара ст.лож. Глицерин, пятнадцать капель, стакан холодной воды и столько же кукур.крахмала. Вместо кукурузного можно использовать и картофельный, но тогда глина буде немного сероватой.

Возьмите кастрюлю с толстым дном. Соедините в ней ПВА и пол стакана воды. Поставьте на медленный огонь и варите минуты три четыре, при этом постоянно помешивая. В миске смешайте оставшиеся пол стакана воды и кукур.крахмал. Содержимое миски влейте в кастрюлю, добавьте глицерин и хорошо перемешайте. Затем снимите кастрюлю с плиты и остудите.

На стол насыпьте немного крахмала и выложите сверху глину. Хорошо вымешиваем глину, чтобы она стала ровной и пластичной. Также заверните ее в пищ.пленку и на два дня положите в холодильник.

Дома можно сделать и самозатвердевающую глину.

7679076-3

Возьмите кастрюлю с толстым дно. В ней соедините две ст.лож.соды, четверть стакана воды и стакан кукур.крахмала. Перемешайте все ингредиенты. Варим глину на медленном огне до состояния картофельного пюре. Во время варки не оставляйте смесь, ее нужно постоянно перемешивать. Чашку застелите пекар.бумагой и выложите туда глину. Пусть остынет. Руки смазываем кремом пожирнее. Глину вымешиваем и сразу можем приступать к лепке. Хранить такую глину нужно в воздухонепроницаемой упаковке. В любой из приведенных рецептов можно добавить краситель и получится глина разных оттенков.

Что нужно для лепки из полимерной глины

Тем кто первый раз сталкивается с полимерной глиной часто сложно разобраться в многообразии инструментов. Но для начала нужно совсем не много, список можно дополнять со временем.

glina

В первую очередь вам нужен акриловый валик, чтобы раскатывать глину. Его можно заменить любым гладким цилиндр-им предметом. Можно взять стакан, лак для волос и др. Если есть финансовые возможности, то приобретите паста-машину. Она сэкономит много времени и изделия будут болеет качественные. Работать можно на любой гладкой поверхности.

instrumenty-dlya-polimernoi-gliny

Также понадобятся и режущие инструменты. Можно использовать канцелярский нож, или приобрести специальные ножи.

  • Для оформления изделий используют стеки.
  • Пригодятся вам и катеры. Это разные металлические формы, которые можно заменить домашними предметами обихода: крышечки, трубочки или ненужные формы для выпечки.
  • Зубочистки помогут подцепить мелкий элемент, сделать декор и многое другое.
  • Фактурные листы придадут поделкам рельефную красивую поверхность.

Если вы творите из запекаемой глины, то вам понадобится духовка. Чтобы каждый раз не мыть ее после сушки глины, а это обязательно, запекайте ее в специальном пищевом рукаве.

Приемы лепки из глины

Перед тем как приступить к творчеству, нужно изучить основные приемы работы с глиной. Этим приемам стоит обучить ребенка, чтобы на уроках лепки у него получались самые аккуратные работы.

priemy-lepki

Лепка фигурок из полимерной глины, поэтапно с фото

1

Для фигурки вам понадобится:

  • фольга
  • глина
  • краска
  • проволока
  • линейка
  • скалка
  • кусачки
  • зубочистки
  • деревянные инструменты

Сначала сделаем набросок предполагаемой фигурки.

2

Для того, чтобы не расходовать слишком много глины, объемные части тела мы сделаем из фольги и облепим глиной. Сформируйте три элемента: голову, основание и тело. Начнем создавать основание фигурки.

Возьмите деталь из фольги и полностью облепите маленькими кусочками глины. Пальцами разгладьте все места соединений.

1-4

Вы можете оставить основание в виде гладкого камня или создать на нем траву. Возьмите маленький шарик глины и раскатайте его в тонкую колбаску. С помощью зубочистки сделайте на ней три четыре надреза и сформируйте пучок травы. Зафиксируйте его на основании. Готовое основание можно пока убрать. Дальше работаем над телом и головой.

Тело и голову создаем также как и основание. Затем при помощи проволоки соединяем их в одно целое. Переход от головы к телу должен быть плавным. Растяните от тела к голове глину и соедините. У вас должен получиться результат как на фото номер восемь.

9-12

После того, как тело готово, можно приступить к одежде. Сначала сделайте рукава футболки. Скатайте два маленьких шарика и придавите их немного по краям. Затем крепим их к туловищу. Соединение между рукавом и телом сглаживаем также как вы соединяли тело и голову.

Далее раскатываем маленькую > и формируем из нее ворот футболки. По низу соединяем воротник с телом, а верх оставляем выпуклым. Таким же образом оформляем низ. Дальше к телу крепим шорты, также как и рукава.

13-14

Теперь будем лепить клюв и заканчивать руки.

15
17

Сначала из маленького кусочка глины формируем клюв и крепим на мордочку. Затем инструментом делаем в нем отверстие, так как по задумке он должен быть открыт. Дальше возьмите ручку и с ее помощью в рукавах продавите отверстие. Из глины скатайте две колбаски нужной длины, это будут руки. С одной стороны вставьте в них маленькие кусочки проволоки. Загните руки так как вам надо, и вставьте проволокой в рукава.

20

Приступаем к детализации, а именно к прорисовыванию перьев. Возьмите зубочистку или тонкую иглу. Начните с рук. Просто делайте небольшие штрихи, так вы создадите текстуру перьев. Также мы поступаем с лицом. На затылке мы будем делать объемные перья. Но сначала сделайте гребешок как на фото и с помощью проволоки прикрепите к голове.

22

Чтобы сформировать объемные перья, отщипните от глины маленький кусочек, сделайте из него шарик и сплюсните. Затем зубочисткой прикрепите к голове. Начинайте снизу от шеи. Чем ближе к лицу, тем меньше должны быть перья.

Сформируйте из глины ноги, так же как вы делали руки. Вставьте в них проволоку и соедините тело с основанием. Сделайте хвост и с помощью проволоки закрепите его на фигурке. Добавьте к ногам пальцы а на лицо очки. Можно отправлять цыпленка в духовку. Обжигайте свою фигурку по инструкции на коробке.

25

Осталось раскрасить цыпленка. Если вы хотите, чтобы фигурка блестела, ее можно покрыть лаком.

26

Лепка дымковской игрушки из глины, пошагово с фото

bezymyannyj

Для создания такого яркого и красивого дымковского индюка вам понадобится глина большой шар для тела и маленький для мелких деталей, стеки, дощечка для работы, емкость с водой, чтобы смачивать глину. Чтобы расписать игрушку приготовьте гуашь, кисти номер пять и номер два, салфетки.

Возьмите глиняный шар и поделите его на две равные части с помощью стека. Используя прием растягивания сделайте из одной половины тело, шею с головой и ноги. Во время лепки постоянно смачивайте руки в воде.

3-4
5-6

Вторую половинку снова разделите пополам. Из одной части будем делать хвост. Скатайте ее в шар, затем превратите в блин толщиной около сантиметра. По краям сделайте защипы пальцами как на фото. Затем присоединяем хвост к телу.

Глину, которая у вас осталась разделите еще раз пополам. Формируем из них овальные лепешки с защипами по краям, это будут крылья. Присоединяем их к туловищу.

11-12

Затем возьмите маленький глиняный шар для мелких деталей. Сначала слепите бородку. Для этого скатайте несколько капелек и прикрепите их начиная снизу от шеи. Из трех глиняных капель формируем гребень.

13-14

15-16

После этого фигурка должна просохнуть около четырех дней. Затем ее полностью покрываем гуашью белого цвета.

17-18

Когда белый слой высохнет, можно приступать к росписи. Если вы боитесь сразу работать краской, нанесите рисунок сначала простым карандашом.

19-20

Лепка из глины старшая группа, пошагово с фото

В детском саду часто лепят игрушки по народным мотивам. Одна из таких — филимоновская игрушка.

bezymyannyj1

Потребуется глина, дощечка для работы, пластиковый нож, шликер ( из глины слепите чашечку и налейте в нее воды, получится как бы глиняный клей или шликер) , кисти и гуашь.

Делим кусок глины со среднюю морковь на три части: тело самая большая, средняя для подставки и маленькая для бороды и гребешка. Из самого большого формируем конус. Чем длиннее и тоньше конус, тем стройнее петушок. Затем ровно посредине согните конус под углом в девяносто градусов. Толстая часть будет хвостом. Тонкую сгибаем еще раз так, чтобы получилась голова. Хвостовую часть превращаем в лепешку сжимая пальцами. Дальше из маленького кусочка скатываем шарик и придавливаем делая лепешку. Разделите ее пополам и присоедините к смазанной шликером голове получившийся гребешок. Таким же образом делаем бородку.

1-6

Осталось сделать подставку. Скатайте из глины конус. Внутрь вставьте черенок от кисти и начните катать по столу. Таким приемом конус раскатается изнутри. Поставьте на него петушка. Дайте ему высохнуть примерно дней пять. Затем игрушку обжигаем и расписываем.

7-11

Лепка из глины подготовительная группа, подробно с фото

В подготовительной группе дети начинают заниматься сюжетной и образной лепкой. Одним из таких персонажей может стать поросенок Наф-Наф. Для работы необходима глина, дощечка, зубочистки, акварель или гуашь.

opera-snimok_2019-04-29_140319_luckclub-ru

01

opera-snimok_2019-04-29_135615_luckclub-ru

600-porosenok-iz-gliny

333

02
03

Идеи для лепки из глины, ДОУ

Работа с глиной развивает детскую фантазию, мелкую моторику и кругозор. Глиняные поделки могут быть различной тематики, начиная от сказочных персонажей заканчивая предметами домашнего обихода.


Автор: Вероника Цветкова
Мастер рукоделия

Фигурки из глины

Чтобы научить детей полезному творчеству, посмотрите сначала сами, как лепить из глины фигурки, цветы, свистульку; прочитайте про этот природный материал.

Подбор материала и его подготовка к работе

Лепка

Гончарное ремесло — одно из самых старых. До сих пор археологи находят обломки глиняной посуды, украшения, принадлежавшие людям еще во время зарождения их цивилизации.

И сейчас этот материал один из самых доступных. Его можно найти на берегах прудов, в котлованах или даже на своем дачном участке. Достаточно копнуть поглубже, и вожделенный стройматериал у вас в руках. В природе имеется красноватая и синяя глина. Для поделок чаще всего используют первую. Ее куски заливают водой на 1–2 дня, затем перемешивают, чтобы образовалась масса единой консистенции.

Для того, чтобы смастерить фигурки из глины, цветы, посуду, украшения, она должна на ощупь быть похожа на мягкий пластилин. Поэтому куски глины для такого творчества смешивают с небольшим количеством воды. Если вы кладете кирпичную печь или хотите обмазать уже готовую, раствор должен быть более жидким — как густая сметана.

Глина бывает тощей, средней и жирной. Чтобы понять, подходит ли данная для лепки, разомните ее в руках и скатайте колбаску. Если та не трескается и не прилипает к рукам, из нее можно творить.

Если вы не знаете, чем занять детей на даче летом, дайте им размягченную глину, пусть слепят из нее животных, людей, чайный сервиз для кукол. Затем поставят эти предметы на солнце, после полного высыхания они готовы для игры. Но для придания прочности глиняной посуде существуют определенные методы, о которых вы скоро узнаете. А пока расскажем о том, что можно купить глину порошковую, развести по инструкции водой и работать с данной массой.

Лопатки для лепки

Техники лепки

Рисунок на глине

    Разомните кусок пластичной массы в руках. Если хотите получить заготовку дисковой формы, скатайте шарик, приплюсните его. Из такого кружочка вы быстро сделаете простые фигурки из глины, например, птицу. Для этого с одной стороны шара наверху потяните заготовку вперед, чтобы сформировать клюв. С обратной стороны внизу нужно вытянуть часть глины в обратную сторону, сделать хвост, а с боков — крылья. Останется поставить заготовку на две маленькие веточки — лапки птицы, и новая игрушка из глины готова.

«Традиционная глиняная детская игрушка». Мастер-класс для воспитателей

С древних времён игрушка является проявлением любви взрослых к детям, старших к младшим. Любая игрушка – самая примитивная и простая, создана, прежде всего, для общения. Маленький человек узнает окружающий мир с помощью игрушек. Взрослые рассказывают о большом реальном мире детям, создавая мир игрушечный, но в нём отражается настоящая жизнь. (Слайд №2).

Наиболее долго сохранялась обережная функция игрушек, особенно, это касалось игрушек звучащих – свистящих. Именно поэтому, среди глиняных игрушек, больше всего свистулек, которые своим весёлым звучанием отгоняли от ребёнка болезни, напасти – всё, что связывалось с миром «злых духов». Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного ремесла, существующая и сегодня. Изготовленные народными мастерами, эти изделия поражают своей простотой и выразительностью. Большую известность получили российские керамические игрушки : филимоновские, дымковские, каргопольские, купинские, торжковские, жбаневские и др. (Слайды №4-9). Всё это промысловые игрушки, которые делаются на продажу, для украшения.

А есть те изделия, которые изготавливались женщинами – мамами для своих детей. Детские игрушки, чтобы отвлечь, увлечь ребёнка, изготавливались перед глазами детей. (Слайд №10)

Весь наш город Новосибирск стоит на огромных залежах глины. Глины разных сортов, разного качества и цвета. У нас есть синие, белые и красно-коричневые глины в сыром виде. В частности, наша Затулинка стоит на колоссальных запасах качественной глины для производства кирпича. И эта же глина прекрасно подходит для изготовления свистулек. Глину, которую я сегодня принесла для работы. В 90-ые годы мы сделали большой запас глины из котлована, на месте которого сейчас стоит 16-этажка. Это перекресток улицы Громова и Зорге (Слайд №11). Эта глина вымораживалась, отмучивалась. В результате получилась гончарная глина, достаточно пластичная и удобная для работы.

Процесс лепки из глины является творческим и увлекательным занятием. Полезным для мелкой моторики рук ребёнка, т. к. материал очень пластичен и даёт возможность изготавливать очень красивые изделия. Наши занятия по лепке вырабатывают у детей усидчивость, настойчивость, художественный вкус.

Процесс изготовления игрушки-свистульки индивидуален для каждого мастера, поэтому не существует единой технологии. Предлагаю вам изготовить свистульку по технологии, которая опробована нашим преподавателем по изодеятельности Маргаритой Ивановной Титаевой. Именно она научила меня изготовлению свистулек. Человек очень творческий и талантливый педагог. (Слайд №12)


Предлагаю вам сделать вместе со мной глиняную Затулинскую свистульку, которую так же придумала Маргарита Ивановна и воодушевила нас на её изготовление. Для этого нам понадобиться затулинская глина, два стека, сделанных из мягких пород деревьев. Это могут быть кедровые, кленовые, липовые стеки. Желание сделать свистульку и немного таланта и терпения. (Слайд №13)

1. От основного куска глины отделяем небольшой кусочек на детали. Из оставшейся глины формируем шар, из шара делаем лепёшку. (Слайд №14,15)

2. Лепёшку сворачиваем в «вареник», причём один конец формируем так, чтобы в дальнейшем сделать из него свисток, хвостовая часть птички. А второй конец «вареника» превращаем в головку птички. Стараемся вылепливать внутреннюю часть гладкой, ровной. (Слайд №16-24)

3. Из отложенного кусочка глины на детали будем делать птичке ножки. Делим кусочек глины пополам, скатываем два шарика. На теле игрушки стеком делаем насечки и примазываем ножки. Теперь птичка может стоять. (Слайд №25)

4. В лучшем варианте птичка должна постоять минут 20-30, это необходимо для того, чтобы глина не тянулась за стеком. После этого приступаем к изготовлению свистка. Все наши движения должны быть плавными, спокойными, а не быстрыми и резкими. Стеком делаем большую дырочку, так, чтобы не повредить форму птички, убираем все неровности внутри отверстия. (Слайд №26-28) Стенки отверстия должны быть гладкими, чтобы воздух мог спокойно проходить сквозь них. (слайд) Берём стек лопаточкой и делаем отверстие в хвостике. Выводим стек так, чтобы он вышел в тело птички. (Слайд 29-32) Теперь нам понадобиться второй стек. Он должен как бы продолжать первый. (Слайд №33,34)

5. Пробуем посвистеть. Звук пошёл. (Слайд №37) Отлично! Но не всегда удаётся добиться свиста с первого раза, не огорчайтесь. Перебейте глину снова, и за работу. Звук у всех свистулек будет разный (чистый, глухой, слабый, пронзительный и т. д., что зависит от расположения отверстий и размеров камеры. Можно звучание сделать более интересным. (Слайд №38,39) В этом случае дополнительно с боку игрушки круглой стороной стека делаем дополнительную дырочку. (слайд) При осмотре отверстий следует обратить внимание на чистоту (лишние мелкие кусочки глины, оставленные стеком, удаляются).

6. Выглаживаете птичку влажной салфеткой, пальцами. Такой процесс называется лощением. Наводим красоту. (Слайд №40) Приступаем к украшению изделия. Наша затулинская птичка имеет свой декор. Это могут быть ягоды рябины или смородины, сделанные бусиной, одетой на развёрнутую скрепку. Иголочки кедра, веточки. (Слайд)

7. После этого птичку необходимо высушить и, при желании, обжечь в печи или в пламени обычного костра, при этом поместив игрушку в жестяную баночку с отверстиями.

Вот такие птички мы изготавливаем с нашими детьми в подготовительной группе, во второй половине года. Звук нашим свистулькам ставит, естественно, воспитатель.

Читайте также: