Технологическая карта урока по изо фгос 5 класс дымковская игрушка

Обновлено: 28.04.2024

Развивающие: Развитие эстетического восприятия, чувства ритма, уважения к прославленным произведениям дымковских мастеров, их труду и мастерству. Отработка элементарных приёмов рисования кистью элементов геометрических узоров. Развивать умение наилучшим образом размещать узор на форме матрёшки

Воспитательные: Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. Воспитывать художественный вкус, аккуратность в работе. Воспитание самооценки учебной деятельности

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, музыкальный центр, презентация с элементами росписи, дымковские игрушки, плакат «Дымковские игрушки».
Для учащихся: шаблоны для обводки контура дымковской игрушки, гуашь, кисти, баночка для воды, альбом, тычок (ватные палочки 2 шт.), простой карандаш, ластик

Рисунок, живопись, цветоведение, чтение, лепка

Методы и приёмы:

Словесно-наглядный, изобразительный, наглядно-практический, наглядно-демонстрационный

Метапредметные: научаться различать назначение видов искусства в жизни людей, соответственно различные художественные средства и возможности, излагать свое мнение в диалоге. Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой личностно-значимой ценности.
Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (деление пространственных искусств на две группы), сравнивать объекты по заданным критериям (конструировать, декоративность, художественные материалы), подразделять пространственные искусства на две группы и сравнивать их по заданным критериям. Эмоционально-ценностное отношение к искусству в жизни. Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа
Личностные: осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?), формируют навык сотрудничесва со взрослыми и сверстниками. Осмысленное восприятие визуальных образов реальности, моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера

Планируемые образовательные результаты

- Эстетически и эмоционально воспринимают окружающий мир, произведения искусства.
- Использовать разнообразные приемы работы кистью, умение выполнять декоративные цепочки, рисовать узоры дымковской игрушки простейших геометрических форм (круги, прямые, волнистые линии, клетка, точки - горошины);
- Составлять дополнительные цвета из основных цветов;
- Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства.
- Получение детьми представлений о специфических формах художественной деятельности, а также декоративного искусства и дизайна.

Регулятивные:
- Способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
- Учиться работать по предложенному учителем пану
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Сравнивать и группировать произведения ИЗО (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные:
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства;
- Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
- Применять правила общения и поведение в школе и на уроках ИЗО.
- Учиться согласованно работать в группе.
- Учиться распределять работу между участниками проекта.

- Воспитание у ребёнка эмоционально­ценностного отношения к народному искусству России, возможность почувствовать себя народными мастерами.
- Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, тки другим людям.
- Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
- Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

-умение эстетически подходить к любому виду деятельности.

-освоение традиций и культуры;

-создание собственного образного решения на примере работ дымковских народных мастеров;

- развитие эстетического сознания через освоение художественной грамоты.

Словарь урока: гончар, мастеровые, обжиг, обеливание, узоры, ярмарка, слобода

Ресурсы урока: учителю: ИКТ (презентация) , образцы дымковской игрушки, плакаты, фотографии и цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, таблицы с элементами узоров дымковской росписи, раздаточный материал для игры, шаблоны для творческого задания , «фон» для оформления итоговой коллективной работы, клей.

ученику: карандаш, краски гуашевые/акварельные, кисти, палитры, стаканчики-непроливайки, салфетки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока (+время)

1 этап.(2 мин) Организационный момент

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок :

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.
Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность: лист бумаги, краски, кисти, вода, простой карандаш, ластик.

Самоконтроль готовности к уроку мобилизация внимания. Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Показывают необходимые учебные принадлежности

2 этап. Мотивация (4 мин)

– Рассмотрите игрушки, представленные на выставке. Попробуйте определить, какая здесь лишняя и почему.

– Правильно, одна из выставленных здесь игрушек – пластмассовая, остальные сделаны из глины.

Ребята, а ваши игрушки из каких материалов сделаны?

Правильно. Но наряду с ними
до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные игрушки.

В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них – дымковским промыслом. Это уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Народные мастера уже 400 лет сохраняют его. Но чтобы промысел существовал еще долгие годы, нужно, чтобы люди с детства были знакомы с такими игрушками, любили их, играли с ними.
- Давайте сформулируем тему нашего урока

- Рассматривают игрушки, вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, анализируют и делают выводы

3 этап. 8 мин. Актуализация знаний

Сегодня, ребята, мы поговорим о дымковской игрушке. ( Демонстрация презентации «Дымковская сказка»)

Ещё раз посмотрите внимательно на дымковские игрушки и ответьте на вопросы.

1). Какие цвета любят мастера Дымково?
2). Какие элементы геометрического орнамента используют в росписи дымковских игрушек?
3). Как в узорах расположены элементы относительно друг друга?
4). Как в узорах расположены точки: (образцы на доске)
5). Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
6). Что общего у всех этих игрушек?
7).Нравятся ли вам эти игрушки?

Слушают учителя, отвечают на вопросы

вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;

- определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)

5 этап. 18 мин. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

И вот мы в мастерской по росписи дымковской игрушки. Я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами: нарисовать и расписать дымковскую игрушку.
(учащиеся работают под негромкую инструментальную музыку)
Поощряются работы, в которых вы самостоятельно нарисуете и распишите игрушку. Кто затрудняется, может воспользоваться готовым шаблоном игрушки.
(В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, проводя индивидуальные консультации.)

Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком

6 этап. 4 мин. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Почему назвали Слободу Дымково?
Как называют мастера, который работает с глиной?
Назовите отличительные особенности дымковской игрушки? Где возникла дымковская игрушка?

Сколько лет этому промыслу?
С какими народными традициями связывают появление дымковской игрушки?

В чём особенность технологии лепки игрушки?

Каковы наиболее распространённые сюжеты игрушки?

7 этап. 4 мин Рефлексия и оценивание

Молодцы ребята, хорошо потрудились. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки! А теперь вы должны подумать и сами оценить свою работу.

Работы оцениваются по следующим критериям:

1) правильность выбора цвета;

2) правильность рисования элементов;

4) аккуратность выполнения.

Каждый учащийся получает шаблон «Три ступеньки успеха», на одну из которых помещает свою работу.

- сегодня я узнал…

- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

8 этап. 3 мин. Домашнее задание

Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах игрушек: Каргопольская глиняная, Филимоновская глиняная, Семеновская деревянная расписная (матрешки), Богородская деревянная резная.(Учитель дает инструктаж)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка урока в 5 классе на тему"Дымковская игрушка"

Разработка урока "Дымковская игрушка" изучаемый на уроках изобразительного искусства в 5 классе и входит в раздел "Народное искусство", В разработке представлены:план-конспек.

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме"

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме" по УМК Кузовлева.


Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Обобщение по теме главные и второстепенные члены предложения"


Технологическая карта урока по истории Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»

Технологическая карта урока по истории Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии».


Технологическая карта урока в 6 классе по теме"Тема одиночества в произведениях М.Ю.Лермонтова «Утес»» и «Три пальмы"

Технологическая карта урока в 6 классе по литературе ""Тема одиночества в произведениях М.Ю.Лермонтова «Утес»» и «Три пальмы.


Конспект урока и технологическая карта урока для 5 класса по теме: "Год за годом. Погода".

Конспект урока и технологическая карта урока по теме "Год за годом. Погода"5 класс. Учебник Spotlight.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Технологическая карта урока

Предмет: Искусство (ИЗО) Класс 5

Базовый учебник: Изобразительное искусство Н.А.Горяева, О.В. Островская под редакцией Б.М. Неменского. Москва « Просвещение » 2011 год.

Тема урока: « Дымковская игрушка »

Цель урока:

- Познакомить учащихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промысла.

Задачи урока:

· Научиться выполнять роспись в технике мазкового письма и печаткой-тычком при росписи объёмной формы.

· Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры.

· Закрепить знания геометрического орнамента на народной дымковской игрушке.

Тип урока: Закрепление и совершенствование умений и навыков.

Необходимое оборудование :

- работы учащихся прошлых лет;

- плакаты « Дымковская игрушка »;

- презентации « Дымковская игрушка »;

- модели для раскрашивания « Дымковская игрушка »;

- раздаточный материал-карты-вставки « Дорисуй юбку »;

- гуашь, кисти, тычок,стаканчики-непроливайки.

УМК (литературный ряд)

Сборник « Народные художественные промыслы России »;

· стихи о дымковской игрушке;

· кроссворд « Народные промыслы ».

УМК (музыкальный ряд)

· вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;

· песня « Дымковская карусель »;

· песня « Чем знаменито Дымково » ( слова В.Фафанова);

· бестекстовые мелодии, как сопровождение слов и действий учителя и фон во время самостоятельной работы детей.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный этап. Подведение к цели урока.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек и созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки. В кабинете звучит песня « Дымковская карусель ».

Цели и задачи:

· Познакомить учащихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промысла;

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

1. Проверим на месте ли

-« разноцветные сестрицы, которые заскучали без водицы » ( гуашь). Покажите их.

2. Сегодня вам не обойтись без той, которая

- « Над бумажным над листом машет весело хвостом.

И не просто машет, а бумагу мажет.

Красит в разные цвета.

Ух, какая красота! » ( кисть). Покажите её.

3. А дневники на месте? Покажите их.

1). Как вы думаете, зачем нам изучать народные традиции, знакомиться с народным искусством? /ответы детей/

2). Совершенно верно. Без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны бережно сохранять наши народные традиции, традиции народного искусства, прославлять талант и мастерство русского народа. Сегодня к нам на урок пришли гости они спрятались вот в этом волшебном сундучке. А чтобы познакомиться с ними достаточно отгадать загадки.

1. Голосисты эти птицы И нарядны, словно ситцы! ( Петушок)

2. Посмотрите, пышный хвост

У него совсем непрост -

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок?

Красной краскою горя, Как корона у царя (индюк)

3. Заплелись густые травы,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога (баран).

5. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник (конь)

6. Посмотри, как хороша

Щечки алые горят,

Удивительный наряд. (Барыня)

Учитель . – Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл?

7). Посмотрите внимательно еще раз на игрушки и назовите промысел, о котором сегодня пойдет речь. (Это дымковская игрушка)

- Да, верно, тема урока: « Дымковская игрушка » ( открывается тема урока в презентации).

Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка. Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….

Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.

Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.

· Учитель. – Понравилась вам ребята сказка? А дымковская игрушка?

Давайте внимательно рассмотрим игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).

Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме.

Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме

Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу

Познавательные

осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества

Регулятивные

Этап “Постановка цели и задач урока ». Освоение нового материала.

Задача : познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами.

Закрепление изученного материала (мультимедийная презентация).

Цели и задачи:

для учителя – научить учеников особенностям дымковской игрушки, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям;

· Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

( Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

· Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

· Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;

· Какие цвета брали для росписи игрушек?

· Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.

- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

· Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:

· в шахматном порядке;

· в клетке между линиями.

· Обратите внимание на точки:

· Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).

Дети садятся за столы.

Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами и технологиями Дымковского народного промысла.

Взаимодействуют друг с другом(в парах), в подгруппах (4-6 человек), фронтально (через главных художников в сравнении и обсуждении)

« Главные художники » помогают-коррекционно, исправляют , дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту разработанного алгоритма узора.

Демонстрируют геометрические элементы из опорных карточек;

Демонстрируют цветные карточки из наборов;

Познавательные

Научатся выполнять эскизы и простейшие геометрические композиции, кистевые упражнения по плоскости и объемной модели (макету).

Коммуникативные

Понимание расположения узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек между кольцами, на кольцах, по краю колец.

Регулятивные

Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.

Познавательные

Принцип: выполнил упражнение – подними над головой – покажи!

Этап « Актуализация знаний ». Упражнения на закрепление изученного материала.

Задача: повторение изученного материала, необходимого для « открытия нового знания », выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.

Цели и задачи:

для учителя – научить учащихся основным приемам кистевого письма в традициях промысла;

для учащихся – выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого приема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы.

· Учитель. – Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской игрушки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну что, ребята поможем мастерицам в их работе? (дети выполняют упражнение « Дорисуй юбку »).

Учатся основным приемам кистевого мазкового письма на плоскости и макете

Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнения упражнений:

а) с опорой на рисунки и наглядные оригинальные изделия;

б) с опорой на схемы – демонстрация выполненных премов и упражнений

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания и упражнения в парах и подгруппах,

- регулятивная деятельность экспертов- « главных художников ».

Познавательные

Умение использовать в дымковской росписи традиционные мотивы и символические элементы.

Коммуникативные

Построение монологических высказываний, уметь строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет.

Регулятивные

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективыи исправлять ошибки.

Этап « Первичная проверка понимания ». Игра « Найди свой узор ».

Задача: организация командной (групповой) игры для мотивации и закрепления художественных образов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек и созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки. В кабинете звучит песня «Дымковская карусель».

Цели и задачи:

для учителя – познакомить учащихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промысла;

Учитель. – Здравствуйте, Ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие к новым знаниям. Посмотрите, на экран, скажите что здесь изображено? (демонстрируется крупно на экран изображение игрушек), для чего нужны игрушки? Из чего они сделаны? Где? ( Слайд 2) ( все фабричные игрушки похожи )

Учитель. – А вот другие игрушки ( Слайд 3). Что вы можете сказать о них? Правильно все игрушки разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.

Учитель. – В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Из чего только ни мастерили “ ребячью забаву” – игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну, а там где жили гончары ( может знаете, кто такой гончар?), лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские.

Учитель. – А теперь давайте, сформилируем тему нашего путешествия к новым знаниям…..

Учитель. – Правильно, наша тема “ Дымковская игрушка” ( Слайд 4 )

Учитель. – Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки ( вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками. ( Слайд 5 )

Учитель. – Ласково и нежно называют эту игрушку – “дымка”. Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково)

Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….

Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.

Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.

Учитель. – Понравилась вам ребята сказка? А дымковская игрушка?

Давайте внимательно рассмотрим дымковские игрушки

( Слайд 6 – фильм)

Закрепление изученного материала (мультимедийная презентация).

Цели и задачи:

для учителя – научить учеников особенностям дымковской игрушки, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям;

Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;

Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:

в шахматном порядке;

в клетке между линиями.

Обратите внимание на точки:

( Слайд 8), ( Слайд 9)

Какие цвета брали для росписи игрушек?

Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.

- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).

Учитель. – А сейчас давайте с вами поиграем. Перед вами дымковские игрушки - барыни, но они почему-то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры. Чья команда правильно подберёт узор, та и победит в нашей игре (дети выполняют задания игры). ( 2,4,6) ( Слайд 11)

Учитель. – физкультминутка ( Слайд 12 )

Учитель. – Ребята! Представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера – художники. Посмотрите у вас на столах лежат шаблоны дымковских игрушек, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме. ( Слайд 13)

Учитель. – ( Слайд 14)

Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?

Какие элементы росписи будете использовать?

Учитель. – Молодцы, внимательно меня слушали. И так приступаем к работе. Если возникнут какие вопросы задавайте .

Практическая работа. ( узоры дымковские в слайде под музыку) ( Слайды 15,16 )

Учитель. – Работа наша подошла к концу, давайте с вами организуем выставку ваших работ. ( карусель дымковских игрушек)

Учитель - Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!

А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которые мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас еще впереди.

А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке и каждому за работу ставлю высший бал.

И в заключение мне бы хотелось, чтобы вы еще раз посмотрели на дымковские игрушки, но не глиняные, а ожившие… ( Слайд 17)

Учитель. – На этом наш урок, путешествие к новым знаниям закончен. Сегодня мы еще раз потвердили девиз на весь учебный год: Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет!

Спасибо вам за творчество и труд.

Просмотр содержимого презентации
«радуга»

ПУТЕШЕСТВИЕ К НОВЫМ ЗНАНИЯМ

ПУТЕШЕСТВИЕ

НОВЫМ ЗНАНИЯМ






Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки

Какая характерная отличительная особенность

у Дымковской игрушки

Элементы геометрического орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии Элементы в узорах расположены : в ряд, в шахматном порядке, в клетке между линиями.

Элементы геометрического орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии

Элементы в узорах расположены :

в ряд, в шахматном порядке, в клетке между линиями.

Печатка – тычок для рисования маленьких кружочков и точек.

Печатка – тычок для рисования маленьких кружочков и точек.

ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА РОСПИСИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ

ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА РОСПИСИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ

5 4 Игра “ Найди свой узор” 6 3 7 2 1

“ Найди свой узор”

Физминутка

Дымковские игрушки

Дымковские игрушки

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ: Какие цвета используют для росписи Дымковской игрушки? (с.В. Маза ) Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки? (р.п. Радищево ) 3. Какие элементы росписи будете использовать? (п. Октябрьский )

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ:

  • Какие цвета используют для росписи Дымковской игрушки?(с.В. Маза)
  • Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?

(р.п. Радищево )

3. Какие элементы росписи будете использовать?

(п. Октябрьский )



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ( по выбору) Поиск информации о празднике Свистопляска. 2. Стихотворение о дымковской игрушки.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ( по выбору)

  • Поиск информации о празднике Свистопляска.

2. Стихотворение о дымковской игрушки.

Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет! Благодарю за внимание!

Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет!


С помощью презентации дети познакомятся с историей, с элементами росписи и разнообразием дымковской игрушки.

Описание разработки

Цели:

Дать начальные сведения о видах декоративно - прикладного искусства – дымковская игрушка. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи филимоновской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки - горошины).

Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно - прикладном искусстве.

Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Методы проведения занятия: объяснительно - иллюстративный, словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальный.

Тип урока: Формирование и закрепление способов деятельности.

Наглядно - демонстрационный материал: мультимедийная презентация по теме, игрушки.

Материалы для учащихся: альбом, акварельные краски, кисти, простой карандаш, ластик, баночки для воды.

Характеристика этапов урока

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Игрушки, кисти, краски,

С усердием трудитесь!

Проверка готовности класса к уроку

Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность: лист бумаги, краски, кисти, воду, простой карандаш, ластик.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с одним из промыслов, который занимался росписью глиняных игрушек, давайте вспомним, как он называется? (Слайд 3)

Ребята, а чем характерна форма, орнамент и цвет росписи этих игрушек?

Филимоноские игрушки имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными,

Орнамент росписи филимоновских игрушек простой: чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники. Детали росписи можно расшифровать: круг - это солнце, треугольник - это земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Простой и легкий узор хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами свистульки. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно - синего и зеленого (слайд 3)

Презентация Дымковская игрушка

Соберите игрушки из разрезанных картинок

А теперь, ребята, давайте рассмотрим примеры ритма и вариации орнамента дымки (Слайд11)

Ребята, скажите какие элементы узора мастера в основном использовали для росписи игрушки?

Какие цвета использовали мастера для росписи, скажите пожалуйста?

Кроме кисточки для росписи применяют печатку – тычок для рисования маленьких кружочков и точек.

Чтобы сделать тычок, ребята, нам потребуется свернуть полоску бумаги в трубочку.

А еще самое важное, для дальнейшей работы, вам необходимо запомнить, что узор наносить нужно сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Рисование узоров начинайте с крупных элементов (Слайд12)

А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим последовательность росписи дымковского петушка (Слайд13)

Сейчас вы приступите к работе. Подготовьте рабочие места, проверьте, где у вас стоит баночка с водой, краски. Приступайте к работе.

Весь материал - смотрите архив.


-82%

Читайте также: