Технология изготовления дымковской игрушки презентация

Обновлено: 05.05.2024

Река Вятка. На том берегу располагалась раньше Дымковская слободка.

Дымковская слободка сегодня.

Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.

Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней «примажут» стан, ручки, головку.

Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.

Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи.

Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс.


"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)

Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети.


"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора.

Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.

Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен.

Методическая разработка занятия "Беседа на тему: Русское народное творчество. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Русская матрешка"

Методическая разработка занятия для учащихся по программе "Путешествие в мир искусства".


Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка

Древние образы в современных народных глиняных игрушках.Дымковская игрушка.


"Гжель, дымковская игрушка, богородская резная игрушка, хохлома"

Данная презентация красочная и доступная для объяснения нового материала.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения

Курс профессиональной переподготовки

Искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Космос»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Изготовление
дымковской игрушки

Река Вятка. На том берегу располагалась раньше Дымковская слободка.

Город Вятка
Дымковские игрушки делют в городе Кирове. Где делают дымковские игрушки?

Такой Дымковская слобода – место, где делали глиняные игрушки, была в начале 20 века.
С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда
топились печи, летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Поэтому и
название такое. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской
игрушки.
Где делают дымковские игрушки?
Такой Дымковская слобода – место, где делали глиняные игрушки, была в начале 20 века. С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топились печи, летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Поэтому и название такое. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской игрушки. Где делают дымковские игрушки?

СВИСТУЛЬКИ – КОЗЁЛ И БАРАН
Свистульки – козёл и баран.

Так Дымковская слобода выглядит сегодня.
А цеха, в которых изготавливали игрушки, переехали в центр города Кирова.
Так Дымковская слобода выглядит сегодня. Где делают дымковскую игрушку? А цеха, в которых изготавливали игрушки, переехали в центр города Кирова.

Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.

Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней «примажут» стан, ручки, головку.

Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.

Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи.

Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы!

ДАМА С СОБАЧКОЙ
Дама с собачкой.

БАЛАЛАЕЧНИК НА РЫБЕ
Балалаечник на рыбе.

СОБАЧИЙ ВАЛЬС
Собачий вальс.

ДОЯРКА С КОРОВОЙ
Доярка с коровой.

ВОТ КАКИЕ ЯРКИЕ И КРАСИВЫЕ ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ!
Вот какие яркие и красивые дымковские игрушки!

Краткое описание документа:

С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда

топились печи, летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Поэтому и

название такое. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской

игрушки. Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 510 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Хохлома

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

Оставьте свой комментарий

  • 24.12.2014 365
  • PPTX 2.8 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Громовас Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

72 минуты

««Ресурсный учитель» - практики осознанного дыхания для диагностики и регуляции собственного состояния на физическом, эмоциональном и ментальном уровне»

60 минут

«Проблемы при адаптации детей в образовательной организации и способы их решения при помощи проективных методик»

63 минуты

«Мнемотехника как один из эффективных вспомогательных приёмов обучения»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Создание дымковской игрушки Под редакцией учителя начальных классов МБОО СОШ.


Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС


Курс повышения квалификации

Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками

Курс повышения квалификации

Геймификация как универсальная технология развития внутренней учебной мотивации школьников


«Формирование и развитие устойчивости к воздействию СМИ у детей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Создание дымковской игрушки Под редакцией учителя начальных классов МБОО СОШ.

Создание дымковской игрушки Под редакцией учителя начальных классов МБОО СОШ № 10г. Лобня Захаровой Л.П.

ИТАК, МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. В принципе, можно использова.

ИТАК, МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. В принципе, можно использовать любые доступные вам материалы: Если вам доступна художественная глина — то можно использовать её — только учитывать, что готовые изделия боятся воды. Также нужно учесть, что глина достаточно долго сохнет (а её нужно высушить перед раскраской).

ПРОЦЕСС ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. Если вам доступен пластилин — это также нор.

ПРОЦЕСС ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. Если вам доступен пластилин — это также нормальный материал. Но ввиду его водооталкивающих свойств это не самый хороший вариант, так как покраска пластилина — это то ещё удовольствие.

ПРОЦЕСС ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. В современных условиях лучше всего, если ва.

ПРОЦЕСС ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. В современных условиях лучше всего, если вам доступна самозатвердевающая полимерная глина. В художественных магазинах продаются такие брикеты разных цветов, с которыми работаешь как с обычной глиной — но не нужно обжигать, эта глина полимеризуется и не боится воды. Также при работе с такой глиной руки должны быть влажными. Кроме того, более экономичный способ — это дымковская игрушка из солёного теста.

ПРОЦЕСС ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. Поскольку все четыре типа материалов сходны.

ПРОЦЕСС ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. Поскольку все четыре типа материалов сходны по пластичности, особо останавливаться на их отличиях не будем. Мы остановимся на общем процессе лепки дымковской игрушки.

ПРОЦЕСС ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. Нулевой шаг — это выбор образца, готового и.

ПРОЦЕСС ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. Нулевой шаг — это выбор образца, готового изделия, которое вы хотите скопировать. Выбранный образец нужно мысленно расчленить на составляющие. Выделить основу, оценить её форму. Выделить «придатки» — хвосты, крылья, копыта, ноги, юбки, коромысла, головы — всё, что крепится к основе.


ПРОЦЕСС ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. Первый шаг — это создание основы. Каждая ды.

ПРОЦЕСС ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. Первый шаг — это создание основы. Каждая дымковская игрушка, если вы присмотритесь, состоит из основы — туловища. На которое впоследствии «надевается» всё остальное (перья, хвосты, головы, юбки и так далее). Основа создаётся из комка глины шарообразной формы. То есть, сначала нужно скатать шарик нужного вам размера.


ПРОЦЕСС ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. Второй шаг — это изготовление придатков. Вы.

ПРОЦЕСС ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. Второй шаг — это изготовление придатков. Вы не поверите, но основа придатков — это также шарики из глины, только меньшего, чем основа размера. Третий шаг — соединение придатков с туловищем. Для этого «конечности» прижимаются к туловищу. А потом с помощью некоторого количества глины и чуть большего, чем обычно, количества воды, создаётся плавный переход между придатками и туловищем.

ПРОЦЕСС ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. Теперь можно добавить всяких украшений — ко.

ПРОЦЕСС ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. Теперь можно добавить всяких украшений — колечек, шариков, колбасок, канавок. И оставить заготовку игрушки высыхать.

Внимание ! Оцените свои возможности правильно! Не стоит начинать лепку со сло.

Внимание ! Оцените свои возможности правильно! Не стоит начинать лепку со сложных форм Самое главное довести работу до конца!

Вот что у вас может получится!

Вот что у вас может получится!

Вот что у вас может получится!

Вот что у вас может получится!

Вот что у вас может получится!

Вот что у вас может получится!

А может такое!

Или вот такое!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 510 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»
  • Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»
  • Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»
  • Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»
  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого–педагогической помощи лицам с ОВЗ»

Оставьте свой комментарий

  • 23.02.2016 1410
  • PPTX 506.3 кбайт
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Захарова Лариса Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

65 минут

«Как помочь подростку сделать правильный профессиональный выбор? Типичные ошибки выбора профессии»

60 минут

«Актуальные изменения в системе образования: траектория развития, постановка новых задач, распределение функционала»

61 минута

«Естественно-научное направление – одна из форм развития современного дошкольника»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС


Курс повышения квалификации

Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками

Курс повышения квалификации

Геймификация как универсальная технология развития внутренней учебной мотивации школьников


«Формирование и развитие устойчивости к воздействию СМИ у детей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Роспись Дымковской игрушки
Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №44» г. Пермь
Оконешникова Юлия Викторовна

Дымковская игрушка появилась
в Дымковской слободе
небольшого городка Вятка
более четырёхсот лет благодаря
богатым месторождениям красной
глины по берегам реки и мастерству
местных мастериц, делающих
яркие нарядные игрушки
для своих детишек и на продажу
к весенней ярмарке.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Чаще всего мастерицы изображали
фигурки домашних животных, а также
сцены сельской жизни и образы деревенских
барышень и кавалеров.

Подчас встречались и сложнейшие композиции,
рассказывающие о сельской жизни.

Игрушки радовали своими затейливыми формами
и яркими нарядными узорами в виде полос и
кружочков – символов плодородной земли – пашни,
воды и солнышка — на белом фоне (!).

ЭЛЕМЕНТЫ
РОСПИСИ
Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины

О ЦВЕТЕ
Для росписи используют контрастные
сочетания ярких цветов:
красного, малинового, жёлтого,
оранжевого, голубого, зеленого,
синего и черного.

Технология
изготовления
Дымковской игрушки

Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров.

Герои дымковской игрушки:
Барыни.
Кормилицы.
Кавалеры.
Мужики.
Горожанки.
Купчихи.
Офицеры.
Скоморохи.
Звери.
Птицы.

ЛЕПКА
ПОБЕЛКА
РОСПИСЬ
ОБЖИГ
1
2
3
4
ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК ИЗ ГЛИНЫ

Этапы изготовления игрушки

Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге.
Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, а раньше и ногами месили.
Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.

Свернут блин,
и получится
колокол юбки
для барыни.
К ней«примажут» стан, ручки, головку.

Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.

Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи.

Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.

Дымковская
игрушка
Каргопольская
игрушка

Сходства и различия дымковской игрушки с каргопольской
Основные этапы лепки и росписи каргопольской игрушки такие же, как у дымковских.
Для росписи каргопольской игрушки используют совершенно особую цветовую гамму.
В орнаменте и сплошной окраске деталей каргопольской игрушки много красно-терракотового и охристого.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 510 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»
  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Оставьте свой комментарий

  • 12.12.2016 3124
  • PPTX 5.5 мбайт
  • 61 скачивание
  • Рейтинг: 2 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Оконешникова Юлия Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

56 минут

«Организация работы с обучающимися с ОВЗ»

45 минут

«Основные аспекты психоанализа детского возраста»

90 минут

«Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Данную презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства при изучении декоративно-прикладного творчества.

ВложениеРазмер
dymkovskaya_igrushka.ppt 1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

Среди русских глиняных игрушек самые знаменитые, пожалуй, дымковские. Это - один из русских народных глиняных художественных промыслов, которому уже более 400 лет.

Дымковская игрушка - яркая, веселая, с характером.

Где делают дымковские игрушки? С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково, близ города Вятки (сейчас территория города Кирова). Зимой, когда топились печи, летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Поэтому и название такое. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской игрушки.

Город Киров Киров (Хлынов, Вятка) — крупный город в России, административный центр Кировской области. Город расположен на реке Вятке, в 896 км от Москвы.

Памятник Дымковской игрушке р.Вятка, вид с Малой горы Вид на город Музей дымковской игрушки

Вятка славилась в старину своими базарами, праздниками-ярмарками, которые назывались «свистопляской». Развлечением праздника были глиняные игрушки-свистульки.

Имели эти свистульки различные формы животных – оленя, медведя, барана, козла и т.д., которые были просты в исполнении и призваны выполнять не декоративную, а магическую функцию.

После того как праздник потерял свое магическое значение глиняные свистульки стали делаться белее вычурнее и декоративнее. Вместе с тотемными животными уже появились свистульки в виде женщин нарядно одетых, с птицами, с младенцами на руках, корзинами с пирогами, с коромыслами…

А чуть позже игрушка стала выполнятся по городским сюжетам – это горожане, дамы-модницы, офицеры, купчихи, скоморохи.

Хотя дымковские игрушки и разнообразны по своей форме, но они всегда узнаваемы благодаря своему простому орнаменту и неповторимой нарядной раскраске. Как правило, белый фон раскрашен веселыми голубыми, синими, зелеными, малиновыми цветами. Количество цветов на одной игрушке не может быть больше десяти.

Не сложный орнамент в виде полосок, ромбиков, клеток, кругов в себе несет некую информацию – синяя волнистая полоса означает воду, круг с серединкой-звездочкой – солнце, перекрещенные полоски – сруб колодца.

Техника лепки дымковской игрушки очень проста и нет серийного производства на этот промысел, поскольку это истинная ручная работа. Лепятся различные фигурки по частям, которые соединяются жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают.

Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах.

Обожженная дымковская игрушка имеет красно-коричневый, обыкновенный для глины цвет. Для побелки используется смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку. При этом поверхность покрывается плотным белым слоем. Для раскрашивания использовали сухие краски, растертые на яйце. Сейчас используется гуашь, разведенная на яйце.

Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

Мастер-класс. Изготовление дымковского петушка Элементы, из которых делается все: шарик, колбаска, капелька. Какой не должна быть глина: слишком сухая, слишком жидкая.

Лепка петушка Изготовление туловища: шарик превращается в лепешечку; из лепешки формируется чашка, края чашки смыкаются, и вылепливается «пельмешка», полая внутри.

Лепка ножки Из шарика лепится капелька, нижний край капельки (ножки) для устойчивости делается вогнутым; верхняя часть ножки приготавливается как ложемент под туловище, края ложемента заостряются.

Соединение ножки с туловищем Прежде чем соединить части, место стыка размачивается водой с помощью кисти и наносятся царапки (чтобы лучше размокло). Туловище соединяется с ножкой и вращательными движениями притирается. Заостренная часть ножки примазывается к туловищу так, чтобы не было видно место их соединения.

Шейка и головка Шейка лепится аналогично ножке, только заостренный ложемент делается и внизу, и вверху. Нижней частью шейка примазывается к туловищу, а верхней – к головке. Изготовление головки: головка – это шарик, диаметр которого немного меньше диаметра грудки.

Изготовление хвоста Из шарика вылепливается лепешечка, в нижней части хвоста выщипывается выемка по форме совпадающая с задней частью туловища. Место соединения хвоста и туловища заостряется.

Хвост примазывается к туловищу. Важно чтобы при взгляде спереди хвост и голова были симметричны.

Изготовление крылышек Вылепливаются из 2-х одинаковых капель. Капельки расплющиваются в листики, заостряются и примазываются к туловищу.

Клюв Клюв – это заостренная капелька. Примазывается к середине лицевой части головы.

Декорирование Украшение головы может быть просто шариком или лепешечкой, напоминающей беретку. Она может походить на петушиный гребень. Одним словом, все, что подскажет фантазия.

Грудка и шейка украшается бородкой, которую можно вылепить из капелек или из рюшек. Крылья и хвост тоже могут быть украшены капельками и рюшками.

Лепка рюшки На жесткой поверхности раскатывается тонкая длинная колбаска. Она накрывается влажной тряпочкой. Разглаживающими движениями колбаску следует превратить в ленточку толщиной около 2 мм. Ленточка извлекается из тряпочки. Из нее формируется рюшка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация "Дымковская игрушка"

Дымковская игрушка - создание, узоры.


Презентация "Дымковская игрушка"

Презентация "Дымковская игрушка" демонстрируется на уроке изобразительного искусства в 5 классе по теме "Древние образы в современных народных игрушках".


Презентация "Дымковская игрушка" для урока технологии во 2 классе.

Материалы презентации "Дымковская игрушка" знакомят учащихся 2 класса с историей традиционного промысла, дают представления о внешних особенностях формы и декора дымковской игрушки, технол.

Презентация "Дымковская игрушка"

Этап « Постановка цели и задач уроков». Освоение нового материала. Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами.

Презентация "Дымковская игрушка"

Конспект занятия в старшей группе «Б»«Дымковская игрушка»Интеграция образовательных областей: Художественное творчество, Познание, Музыка.Задачи.- Продолжать работу по ознакомлению детей с .


Презентация "Дымковская игрушка из бисера"

Презентация "Дымковская игрушка из бисера" является дополнением к методической разработке по изготовлению изделий из бисера. Знакомит детей с русским народным промыслом "Дымковская игрушка" и дает пер.


Презентация. Дымковская игрушка.

В презентации рассказывается об истории возникновения промысла и его современном состоянии.

Читайте также: