Технология изготовления гжельской игрушки

Обновлено: 27.04.2024

Народный гжельский промысел появился в России много веков назад. История его полна взлетов и падений, а после революции в 20 веке он едва не исчез совсем. Но, к счастью, нашлись те, кто восстановил народное искусство. И сегодня чайник, молочник, кувшин или сахарница, гжель в которых сохранилась в мельчайших деталях, к счастью, есть в свободной продаже. И приобрести отдельные предметы или целые наборы может любой желающий.

Гжель удивительная по красоте роспись. Более того, удивительны не только рисунки и тонкая вязь синих узоров, но и сам материал. Дело в том, что все предметы делаются из особой, очень жирной, огнеупорной глины белого и красного цвета. Глина белого цвета — элитная, из нее получается шикарный тончайший фарфор. И расписанные под гжель сахарницы, и другие предметы посуды выглядят по-королевски. Глина красная — майолика, более практичная, изделия из нее прочнее, чем из фарфора. Поэтому фарфоровую посуду обычно приобретают для торжественных случаев, а посуду из майолики для повседневных нужд.

Технология превращения куска глины в произведение искусства сложная и долгая и состоит из нескольких этапов.

1 этап: заготовка

Любой предмет, прежде чем появиться на свет, сначала до мельчайших подробностей продумывается и рисуется художником. Затем, по рисунку, создается заготовка для будущего шедевра. Для этого из гипса вытачивается форма. Потом в нее заливается жидкая масса фарфоровая или майолика, которая постепенно затвердевает. Любопытно, что форма изготавливается именно из гипса еще и потому, что он способен впитать в себя излишки жидкости, отчего изделие становится максимально прочным. Каждая деталь будущего сувенира, подноса или сахарницы из гжели (например, крышечки, ручки и пр.) заливаются в отдельные формы. А затем мастера их очень аккуратно склеивают.

2 этап: подготовка

Следующим этапом становится подготовка к собственно росписи. Каждый предмет скрупулезно зачищают особым ножичком, а затем шлифуют. Если в изделии были склейки элементов, то швы замывают, а специальным поролоновым валиком делают поверхность идеально гладкой. Затем изделие отправляется в печь на первый обжиг. Длится он, в среднем, восемь часов.

3 этап: брак

фото сахарницы из гжели

4 этап: роспись

Это самый красивый этап работы, который всегда выполняется вручную и обязательно только самыми опытными мастерами. Рисунок наносится специальной краской: окисью кобальта, которая на самом деле очень темного, почти черного цвета. И нужно обладать истинным талантом, нанося узоры одним колором так, чтобы после обжига они стали не просто синими, а вобрали в себя все оттенки этого цвета.

5 этап: финальный

На финальной стадии салатницы, сахарницы и чашки из гжели окунают в горячий парафин, а затем в глазурь. И после этого изделия отправляются в печь на второй обжиг. После 18 часов, проведенных в печи, на свет появляется та самая, великолепная и неподражаемая гжель. Фантастическая, с белоснежным фоном и всеми мыслимыми оттенками и переходами от светло- к темно-синему цвету.

На фабриках в основном работают женщины: труд кропотливый, требующий особого внимания. Почти все операции проводятся вручную и должны быть проделаны с максимальной точностью.

Но зато результат! Народный промысел шикарнее, оригинальнее и роскошнее гжельской росписи, сложно себе представить.

gzhel

Знаменитые далеко за пределами России гжельские изделия продолжают существовать не только в музеях и частных коллекциях. Живописная продукция фабричного производства, ручные работы художников, творчество любителей и детей – в самых разных областях и в самом разном исполнении живет сегодня гжель. Майолика, фарфор и полуфаянс с узнаваемыми сине-голубыми узорами могут стать украшением в любом доме и не только. О том, как появлялась гжельская керамика, о тематике рисунка на гжельских изделиях, а также о том, как с помощью обычного папье-маше самому можно стать мастером гжельских традиций, читайте далее.

Керамические изделия из Гжели

Небольшие деревушки на юге-востоке от столицы России могли остаться безвестными, ничем не примечательными поселениями. Но вошедшие в историю под общим названием «Гжель», они стали краем особого народного творчества, самобытного и узнаваемого, имеющего почитателей по всему миру.

Неплодородная почва гжельских земель когда-то навела на мысль местных жителей о том, что глина в ее составе может использоваться для других нужд, не связанных с земледелием. Известно, что в 1744 году гжельскую глину проверили на предмет возможности использовать ее как сырье для фарфора. Так и начал развиваться в этих местах гончарный промысел. Низшие сорта белой глины заменялись более благородными, ведь в Гжели залегал и белый известняк.

Майолика

gzhelskaya-majolika

Расписные работы на заводе купца делались с оглядкой на выдающиеся голландские фаянсовые образцы. И это закономерно: голландский фаянс был эстетическим идеалом своей эпохи. Но орнаментальные мотивы, выполненные синей краской, стали своеобразным шаблоном красоты, эстетики, стиля. Гребенщиковская посуда взяла самое лучшее у голландских вдохновителей, и ажурный белый узор на голубом фоне с геометрическим декорированием, а также элементами корзиночного плетения, вошел в историю русской керамики.

lubochnaya-gzhel

На образцах гжельской майолики есть и архитектурные мотивы, и мир животных, и мир растений, человеческие фигуры тоже встречаются. Но чаще там можно увидеть птиц, особенно любимых народным искусством. К слову, народное творчество оставило свою милую черту на изготовлении керамики – надписи или имена владельца оставались на изображении. Это присуще народному искусству, и это перекочевало в керамику Гжели.

Фарфор

gzhel

Фарфор из Гжели выглядит не хуже легендарных иностранных образцов. Некогда полукустарный промысел развился в масштабное фарфоровое производство. Сегодня у гжельского фарфора заслуженный статус национального достояния.

В 1800-ом году крестьяне из Володино, братья Куликовы нашли недалеко от своего надела каолиновые залежи. Каолин – природный материал, подходящий для высокотемпературного обжига. Так и начала свое существование фарфоровая мануфактура. Павел Куликов работал на немецком заводе в Перово, производившем изделия по мейсонскому образцу. Потому секреты технологии и производства он знал, и смог их применить в собственном развивающемся деле.

И хоть в росписи керамики братья использовали приемы Мейсена, тематика и сюжетность оставались исконно русскими. Характерный народный стиль на керамических изделиях и стал визиткой гжельского фарфора. Но конкуренция не заставила себя долго ждать, и кузнецовские заводы, активно взявшиеся за производство фарфора, взяли первенство. Гжельский промысел пришел в упадок. И только в прошлом веке, уже в послевоенные годы производство фарфора было восстановлено в Гжели.

На видео представлено все разнообразие гжельского фарфора.

Благодарить за это нужно Наталью Бессарабову, художница сделала множество эскизов, обновленных и упрощенных, благодаря чему гжельские изделия стали выпускать крупные партиями. А крупные партии, безусловно, более выгодны в коммерческом отношении. Тарелки, чашки, прочая посуда приобрела лаконичные формы. Потрудилась Наталья Ивановна и над созданием статуэток, фигурок животных, которые и сегодня есть во многих домах.

Процесс изготовления изделия:

  1. Наброски художника.
  2. Формирование пробного образца с созданием гипсовых форм.
  3. Изготовление разъемной формы для литья, заполнение ее шликером.
  4. Обработка изделия, погружение в фуксиновый раствор.
  5. Нанесение рисунка.
  6. Глазурирование.

Гжельская фарфоровая масса уникальна по своему составу: мастера добавляют в нее особые «секретные» присадки, которые делают фарфор гладким и «отзывчивым». Правда, те самые ценные месторождения глины давно исчерпаны, и сегодня гжельская посуда производится из привозного сырья. Но знаменитый оксид кобальта, дающий глубокий синий цвет, единственный краситель для легендарной подглазурной росписи, и сегодня является основным инструментом гжельских мастеров.

Полуфаянс

gzhel

Полуфаянс считается, можно сказать, родным братом гжельского фарфора. Это переходный материал от майолики к тонкому фаянсу. В начале 19-ого века гжельцам удалось получить «белую посуду, подобную фаянсу», и эта технология позволила им производить десятки тысяч предметов быта. Основными из них стали квасники, кумганы и кувшины.

Особенным назвать полуфаянс можно и потому, что именно на нем художникам удалось отточить мастерство в использовании кобальта. Синий цвет именно тогда стал классическим, фактически он стал символом гжели. На белом фоне мастерам удалось вырисовывать изображения с тремя десяткам оттенков синего цвета.

Получение полуфаянса стимулировало развитие нового декоративного стиля. И тем ценнее, что главные имена гжельской истории – это люди из народа, мастера-самоучки. Один из таких умельцев – Афанасий Киселев. Технологические опыты Киселева, невероятное творческое чутье, а также сплоченность команды учеников и последователей привели к тому, что продукция народных мастеров составляла серьезную конкуренцию именитым заводским изделиям (например, продукции Императорского фарфорового завода).

Гжельский полуфаянс более демократичный, теплый, уютный. Особое место в истории керамики заняли кувшины из полуфаянса с привлекательным шарообразным туловом, украшенными растительными полосочками гирлянд. Они использовались и как емкость для напитков, и как ваза.

Тематика рисунка в стиле гжель

Даже маленьких детей в дошкольных учреждениях знакомят с народным искусством не только теоретически, но и на практике. Малыши знакомятся с понятием «гжельская игрушка», пытаются сами расписать бумажную лошадку синим узором или нарисовать матрешку в гжельском стиле. Но и взрослым тоже интересно узнать, чем примечателен гжельский узор и почему он использует каноничные приемы и техники.

Растительная

gzhel

Тематика рисунка отражает взор художника на окружающий его мир. Это и многовековое творчество со своими традициями и устоями. Гжельская керамика – это часто цветочная, растительная тематика. Это широкие и узкие полоски, точки, а также кустики, волны, сетки, лепестки и листки.

Растительный узор на любой поделке имеет стилизованный вид, но основные черты изображаемого предмета все равно просматриваются: ягоды, цветы, травинки и черенки. Ягоды смородины не спутаешь с клубникой на рисунке гжельского мастера. Колосья с ягодными гроздьями или цветочными гирляндами – узнаваемый растительный мотив, уютный, простой и гармоничный.

Орнаментные узоры

Это стилизованные и оригинальные узоры, которые порождают у зрителя определенные ассоциации. Отличает гжельский промысел наличие таких узнаваемых элементов как усики, капли, травинки, жемчужины, гребенки. А есть еще и традиционные шашечки, которые художник наносит вдоль бортика изделия или по кромке.

И орнамент не менее интересен, чем растительные элементы. Но когда обе тематики комбинируются в одной работе, получается шедевр. Фруктовница, конфетница, кувшин, ваза – Гжель и сегодня производит изделия, которые будут органичны в разных интерьерных стилях, которые созвучны дню нынешнему.

Сюжетная роспись

gzhel

Сюжет иллюстрирует сцены из жизни народа – простые, встречающиеся в каждой семье, будничные и праздничные. Особенно привлекают сегодня такие ностальгические сцены как зимние катания на санях, ярмарки, природные явления и т.д.

Не только керамику украшает сюжетная роспись, популярны уже много лет разделочные деревянные доски под гжель, и матрешки в стиле гжель. Искусство народа не стало музейным, закрытым. Оно развивается, живет и сегодня, обретая все новые способы выражения.

Гжельская роспись в современном мире

Не отказываются и дизайнеры, и другие специалисты фешн-индустрии вдохновляться гжельскими узорами, знаменитыми колористическими решениями. Легендарный орнамент переносится на одежду: платья и сарафаны с гжельскими мотивами носят и взрослые женщины, и маленькие девочки. Что говорить, если сам Валентино цитирует в одной коллекции узоры гжели.

И еще сине-белая роспись украшает полотенца, скатерти, пледы, наволочки и т.д. Роспись появляется на дизайнерских упаковках, на подарочных пакетах, на обоях и панно, на вставках мебельных фасадов. Гжельская игрушка считается элегантным подарком, а презентованная иностранному другу матрешка под гжель однозначно будет хорошим выбором.

Увлекательное видео о популярности гжельской росписи в современной России.

Народное искусство – это база для развития художественных навыков у ребенка. Пока его вкус, чувство прекрасного гибкое как пластилин, ребенку нужно дать хорошую, понятную базу. Так, он сам может сделать собственную гжельскую игрушку из папье-маше, например. Можно, конечно, брать деревянные заготовки и учить ребенка их расписывать, но интереснее ведь и саму заготовку сделать. Выручают наборы для творчества, которые работают по принципу мастер-класса: ребенок под руководством взрослого и доступной инструкции с нуля делает игрушку. Чем не повод почувствовать себя гжельским мастером?

Рекомендуем к прочтению статью, которая познакомит с основами рисунка гжели: «Особенности гжельской росписи и мастер-класс по рисованию узоров».

Очарование гжельской продукции еще и в том, что она отлично вписывается в разные интерьерные стили. В популярном сканди-стиле, в направлениях кантри, в рустике найдется место сине-белым узорам.

Сегодня центр производства — ЗАО «Объединение Гжель», а также «Гжель Малахит». Специалисты центров занимаются модернизацией производственных технологий. Но процесс не утрачивает присущей ему магии и притягательности, так как, например, фарфор так же расписывается вручную. Повторяются полюбившиеся мотивы и узоры, бытовые сюжеты, а также сюжеты из русской литературной классики.

sovremennaya-gzhel

Традиции народного творчества не консервируются в музеях, а продолжают жить стараниями дизайнеров и керамистов, художников и хранителей старинного промысла. Прикосновение к творчеству с богатой истории и сегодня дарит начинающим художникам приятные и теплые эмоции, вдохновении и возможность почувствовать себя хранителем традиций.

gzhelskaya-rospis

Морозный узор на белом снегу, трогательные сцены крестьянской жизни и незамысловатые, но тем и очаровательные пейзажи, отточенный стиль и особый, «фирменный» мазок… Все это можно назвать двумя словами – гжельская роспись. О происхождении промысла, его тонкостях и секретах, технике и этапах созданий изделий, читайте далее.

История промысла

Что такое гжель? Это вид русской народной росписи, узнаваемый далеко за пределами России. Слово gzhel знают не только искусствоведы и художники. Если попросить иностранца создать инициативный ряд к слову «русский, Россия», то без традиционной хохломы и гжели точно не обойдется. Гжелью называют обширный район под Москвой, объединяющий 27 деревень. Их принято называть «Гжельским кустом». Территориально он находится в 60 км от Москвы по ж/д линии Москва-Муром-Казань. Сейчас это Раменский район Московской области, ранее же территория относилась к Богородскому и Бронницкому уездам.

Гончарное ремесло развивалось здесь издавна, а с середины 17 столетия в Гжели добывали ценные сорта глины. Тогда природный материал использовали для аптекарских нужд, а есть быть точнее – «для алхимической посуды». До середины 18 века в Гжели делали обычные для той поры изделия – посуду, кирпич, гончарные трубы, изразцы, а еще детские игрушки. Но на экваторе столетия Гжель стала самым мощным в России центром по производству майолики. Даже Михайло Ломоносов писал об уникальной белизне гжельской глины.

cvety-gjel

Затем в этой местности наладили производство полуфаянса, фаянса, вследствие чего был основан фарфоровый завод. Во второй четверти 19 века искусство гжели достигло пика. Описание лучших произведений, выполненных в этой техники, относится к этому периоду. А далее случился спад, обусловленный промышленным реформированием в России, и длительное затишье. Только после Великой Отечественной, благодаря мастерам-подвижникам, гжель, как народная роспись, была реанимирована.

Секреты росписи гжель

Интересный факт: гжель в своем развитии прошла несколько этапов, и знаменитая синяя роспись на белом фоне – только один из них. Однако ни с чем иным обыватель более не сравнивает гжель. Ведь это цветовое решение стало главным, определяющим для данного вида росписи.

Предлагаем вам посмотреть видео, в котором речь пойдет о гжельской росписи, история промысла

Виды росписи гжель

В 18 веке самой узнаваемой была лубочная гжель. Обусловлено развитие этого вида тем, что многие мастера начали учиться на заводе Гребенщикова в Москве. Посуду расписывали орнаментами с применением зеленого, желтого, синего цветов. Использовались и фиолетово-коричневые краски на белом фоне. Основа изображения – картинки лубка, очень модные в то время. Например, в центре рисунка могла быть птица, люди, животные, домик. Увы, но это ремесло более не развивается, лубочный гжельский промысел можно считать утраченным.

Другие виды гжели:

  • Надглазурная. Древний и очень красивый вид росписи. Цветные краски мастера наносили прямо по глазури. Делать это было сложно, работа трудоемкая. К тому же обжигать изделие приходилось в три, а то и в четыре этапа. Цена такой посуды будет очень высокой, но выглядит надглазурная гжель словно посуда из царского сервиза.
  • Глухой кобальт. Она не очень привычна для традиционного восприятия гжели, но это, тем не менее, самостоятельный ее вид. Некоторые сравнивают глухой кобальт с зеркальным отражением привычной гжели. Мастер покрывает кобальтом всю поверхность изделия, потом наносит глазурь. После обжига на изделие наносится рисунок белой краской и золотом.
  • Костяной и белый фарфор. Еще один прекрасный стиль гжельского искусства: чистой белизны посуда с золоченым рисунком. Золото будто бы углубляет белизну, подчеркивает ее хрупкость и благородность.
  • Традиционная роспись. Бело-голубая гжель – это народный, общепризнанный, самый известный вид промысла. У него есть второе название: «Синь России». Мастер делает рисунок специальными красками на основе оксида кобальта, используя технику кистевого мазка. Уже расписанное изделие нужно окунуть в белую глазурь и обжечь в печи. После обжига глазурь меняет белизну на прозрачность, изделие обогащается глянцевым блеском и прочностью, а рисунок максимально ярко проявляет себя.

Те, кого только начала привлекать гжель, интересные факты росписи пытается найти на просторах интернета. И чаще можно встретить историю, которая, скорее, является байкой. Когда в пик своего расцвета гжельская роспись становилась все более популярной, мастера хранили ее секреты, не выдавая сторонним особенностей техники. Владелец завода даже нанимал немого мастера, который не мог бы разболтать «ноу хау». Но когда заинтересованные лица напоили керамиста, тот без слов умудрился выдать все производственные секреты.

Цвета гжельской росписи

Есть несколько мнений, почему именно синие узоры на белом фоне стали самыми удачными для гжельских керамистов. Даже ребенок узнает синеватые завитки на молочной белизне фарфора. А ведь, как уже говорилось, есть несколько видов росписи, где цветовая палитра была не столь ограниченной.

narodnye-promysly-gzhel

Обе версии правдоподобны, и их смешение, возможно, и является истиной. Синий цвет наиболее удачно сочетался с глазурью. Другие цвета не всегда давали хорошую комбинацию, немало изделий приходилось отбраковывать. Синий же «срабатывал» идеально. Справедливо и то, что роспись в бело-голубых тонах была в то время общемировой тенденцией: знаменитые голландские изразцы и китайский фарфор, яркие тому примеры.

И технические хитрости, и культурное заимствование поучаствовали в создании мирового художественного бренда. Гжельскую колористику постоянно обыгрывают в своих работах современные дизайнеры. Они украшают интерьеры текстилем в стиле гжели, используют вдохновленное гжелью оформление стен. И, удивительно, бело-голубая русская эстетика, умудряется прекрасно ужиться в кантри, скандинавском стиле, и даже в провансе.

Смешение двух цветов дает возможность получить множество оттенков. Мастер использует и контрастные переходы, и растягивание через тушевку, и даже сильное затемнение синего.

Элементы и узоры гжельской росписи

Начинающие художники думают, что главное в гжели – научиться изящно замешивать два цвета. Но, пожалуй, более сложным будет освоить движение кисти. Научиться делать мазок шире и плотнее, когда нужно, правильно рассчитать толщину краски на каждой части ворса, направление мазка: вот где хитрость. А еще мастерам придется научиться работать со светотеневым пятном: правильный переход от светлого к темному и делает гжель лаконичным и тонким ремеслом, с запоминающимся узором.

Основные приемы и элементы гжельской росписи:

  • Ситчик. Берется кисть с длинным тонким ворсом, задействуется в работе только кончик. Оформляются ситчиком мелкие детали: завитки, волны, являющиеся базовыми узорами гжельской росписи.
  • Китайский мазок. На кисть можно набирать сразу два цвета (либо один, но со стягиванием по ворсу). Элементы прорисовываются кистью неотрывно, потому цветовая насыщенность по поверхности плавно угасает.
  • Мазок с тенью. Краска набирается на кисть, изначально синий с белым берется в нужных, просчитанных пропорциях, регулируется количество краски на ворсе. Синяя область во время движения кисти всегда должна оставаться густой и насыщенной, а светлая служит ее ореолом, рассеивает свет.

Искусству знаменитой росписи учатся и сегодня. Существуют специальные курсы гжели для детей, гжели для начинающих и т.д. Это лишь кажется, что ремесло, в котором используются только два цвета, будет простым. И хоть иные начинающие художники считают, что раз крестьяне освоили эту роспись, у них уж точно получится, на практике оказывается, что творчество требует не только терпения и внимательности, но и большого художественного навыка. Тем и интересно сегодня заниматься гжелью: радует сам момент сакрального прикосновения к истокам, а еще возможность отвлечься от суеты и однообразия будней.


Техника выполнения: как расписывают гжель

Если вы решили всерьез освоить гжельскую технику, приготовьтесь к тому, что начинать нужно с самых азов. И с усердием первоклашки придется проделывать несложные, элементарные приемы, не спеша переходить к более мудреным изображениям.

Для работы понадобятся:

  • плотная бумага;
  • гуашь (но акварель и акрил также допустимы для научения);
  • кисти разных размеров;
  • вода в стакане;
  • палитра;
  • тряпочка.

Начинайте с простейшего – капелек, точек, линий, штрихов. С соединением этих базовых элементов и получаются узнаваемые гжельские узоры. Попробуйте провести по бумаге несколько параллельных синих линий. Из линий у вас должны образоваться клетки. Потом внутри этих клеток ставьте точки, они должны быть одноразмерные. А теперь в полученном рисунке найдите способ провести тонкие темные линии.

gzhel-uzor-kapelka

По образцам и шаблонам можно рисовать узорные строчки: как в прописях, один элемент повторяем всю строку, и только потом переходим к следующему. И лишь исписав таким способом несколько листов, путем усложнения рисунка и узора, можно начинать рисовать цветы или листочки на стебельке.

bordyury-prostejshie-ornamenty

Обязательная практика – игра с цветами. Вы должны «попробовать на кисть» разные комбинации белого с синим. Вам следует научиться чувствовать кистью соотношение набранных красок, толщину, силу мазка. Главное – увидеть, как распределяется краска, и эти наблюдения перевести в статус подсказки. После такой практики, ваша рука «будет знать», сколько какой краски нужно взять, чтобы получить тот или другой элемент.

mazok-s-tenu-gjel

risovanie-pticy-v-stile-gzhel

Нарисуйте на листе плотной акварельной бумаги тарелку. Центральные линии наметьте карандашом. Задача – расписать тарелку в гжельской технике. Будут там простые элементы или сценки из крестьянской жизни, зависит от вашей готовности и уже наработанных умений. Но, только потренировавшись на бумаге, приступайте к росписи керамики.

Как много времени займут тренировки, зависит от усердия и начальных навыков. Если вы распечатаете сначала прописи, и поработаете над ним хотя бы недельку (хватит часа в день), можно заполнять специальные шаблоны, расписывать эскизы, и готовиться к работе с глиной.

В следующем видео, мастер Зинаида Голубева расписывает фарфоровую тарелочку «под гжель»:

Народные промыслы – гжель и хохлома, дымковская роспись и жостовская, городецкая роспись и палехская миниатюра, это бережно охраняемые ценности народной культуры. Их законы и принципы консервативны, но это не ограничивает фантазию современных художников, которые создают новые изделия в традиционных техниках.

Вазы в гжельской росписи украсят интерьер, сделают визуально богаче любой находящийся в вазах букет. Посуда и сувениры также внесут особую прелесть в образ жилища. А если изделие сделано собственноручно, в нем появляется нежное очарование.

Гжель сегодня – это созвучная русскому характеру декоративность, красота, тонкость. Роспись достойна появления новых почитателей и мастеров.


Процесс производства гжельских изделий таков: в карьере добывается глина, которая перебирается руками с целью удаления мусора и камней. Далее мастера вытачивают на специальных станках гипсовые модели по эскизам художников. Станок напоминает гончарный круг, но заготовки обрабатываются не руками, а при помощи специальных резцов.

Впоследствии с неё делают рабочую форму для отливки изделий. Формы, в которые заливают шликер – жидкую фарфоровую массу, также изготавливают из гипса. Гипс благодаря своей пористости хорошо впитывает влагу, постепенно масса затвердевает и приобретает форму.


После этого изделия обжигаются для того, что бы они приобрели прочность и твердость, и покрываются специальной краской, которая делает изделия гладкими. После этой процедуры к своей работе приступают художники. Они расписывают все изделия традиционным орнаментом. Процесс росписи всегда происходит только вручную, что способствует уникальности каждого изделия. Но в то же время художники не забывают и о стиле, в котором преобладают растительные орнаменты, а также различные геометрические фигуры. Также неизменным остаётся фирменное гжельское сочетание белого и голубого.


Сейчас Гжель объединяет несколько десятков сёл и деревень бывшей Гжельской волости. Это один из крупнейших гончарных центров не только в московской области, но и во всей России. Секретом популярности Гжели является не только необычный, простой, но в тоже время оригинальный и легко узнаваемый стиль, но и разнообразие форм, рисунков, и самой продукции, которые предлагают нам гжельские мастера. Гжель является символом гончарного искусства России, в том числе и за рубежом.

Ассортимент изделий Гжельского фарфора необычайно велик. Основной ассортимент, конечно же, составляют чайные и кофейные сервизы и вазы , но это далеко не всё чем могут порадовать россиян и гостей нашей страны гжельские мастера. Они выполняют по индивидуальным заказам разнообразные скульптуры, подсвечники, люстры, чаши и даже камины. И это далеко не весь перечень продукции, которая выпускается «Гжелью». Можно сказать, что ассортимент продукции ограничивается лишь фантазией художника и заказчика. А современные технологии и мастерство художников позволяют сделать изделие практически любой формы и размера.


Мы уверены что Вы обзательно найдете то, что будет Вам по душе! Приятного путешествия по нашему магазину "Мир Гжели"!

Ослепительная белизна укрытых снегом полей, в которой плещется синь весеннего неба… Конечно, речь идет о всем известной гжельской росписи. Кстати, она не такая уж и народная: в привычном виде эта стилизация народного творчества появилась лишь в 50-х годах прошлого столетия. Расчет на универсальность себя полностью оправдал: изысканная в своей простоте сине-голубая роспись смотрится не только органично и декоративно, но и высокохудожественно. Так как делают гжель? Каким образом рождается сине-голубая роспись, превращающая обычные подносы, статуэтки, сервизы и самовары в произведения искусства?

Сначала над созданием будущего фарфорового изделия работает художник, делая карандашные наброски и выбирая из них лучший. Затем создается пробный образец, с которого отливаются гипсовые формы. В случае со сложными изделиями они могут состоять из нескольких частей. По ним изготавливается разъемная форма для литья.

Массозаготовительный цех Гжель

После этого форма заполняется шликером. Он представляет собой пластичную массу на основе кварца, полевого шпата и каолина, разбавленную водой до консистенции густых сливок. Шликер заливается в форму и затвердевает, соприкасаясь с ее стенками. Излишки исходного сырья сливаются, а заготовки сушатся в естественных условиях. После чего их тщательно обрабатывают: чистят, устраняют швы и незначительные дефекты, клеят мелкие элементы. Затем заготовки подвергают так называемому «утильному» (предварительному) обжигу при температуре порядка 900 градусов.

Розовые изделия Гжель

Обработанные изделия погружают в фуксиновый раствор. В нем будущие вазы, сервизы и сувениры приобретают насыщенный розовый оттенок, позволяющий заметить и устранить мельчайшие трещины. После повторного обжига этот цвет исчезает, а заготовка приобретает технологическую стойкость.

Козлик - цех подглазурной росписи Гжель

Теперь наступает ответственный этап – нанесение рисунка. Художник работает с невзрачным на вид серо-черным составом, который делается на основе оксида кобальта. С помощью кисти проставляются цветовые акценты со строгим соблюдением канонов гжельской росписи. Поскольку каждое изделие уникально в своем роде и подразумевает скрупулезную работу, то на нем ставится именная подпись художника. Расписанный предмет глазуруют, а под воздействием высокой температуры глазурь на основе стеклянных фракций приобретает прозрачность, а само изделие – особую яркость. Сквозь нее, как подснежники из сугроба, прорастают чудесные цветы, пейзажи, орнаменты и удивительные сюжеты, расцветающие всеми оттенками от прозрачного лазурного до бездонного синего. Так и рождается чудо, превращая обычные заготовки в вечную, изумительно прекрасную и всегда разную гжель.

Читайте также: