Технология лепки игрушек из глины

Обновлено: 06.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная










История глиняной игрушки

Основные приемы работы с глинной

Инструменты и материалы

Мастер – классы по изготовлению сувениров из глины

Сувенир «Кот и рыба»

Сувенир «Кот с мешком»

− Приемы работы с глиной

− Идеи для творчества

Этот сборник мастер-классов дарит вам уникальную возможность постигнуть секреты старинного вида рукоделия, а именно освоить технику лепки из глины. Изделия на страницах сборника располагаются в порядке от простых к сложному, что поможет вам постепенно овладевать необходимыми для их изготовления навыками. В том сборнике представлены дополнительные идей для творчества и раскрыты основные приемы работы с глиной.

Данный сборник поможет воспитать тебе трудолюбие аккуратность, целеустремленность, систематизировать знания.





История глиняной игрушки


История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка — одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы.

В. С. Воронов полагал, что сами создатели игрушек «часто чувствовали в них гораздо больше содержания, чем минутная утеха детства»

Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера. Игрушки — обереги, и игрушки потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки. Дымковские, филимоновские, абашевские. Все это — русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. Но, к сожалению, совсем несправедливо забытые нами.

Народная керамическая игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образцы игрушек лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет мастеру скучно делать горшки, возьмет да и слепит что-нибудь эдакое.

В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов. Это женская фигура, конь, птица, всадник, олень, медведь в различных вариантах и фантастических или более правдоподобных сочетаниях. Характерные для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом центре ее изготовления и не повторялись буквально.

Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или оперения. Цвета росписи локальные, сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения. Многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черно цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота, наклеенными на головные уборы и воротники дам.

До десяти цветов применяли дымковские мастерицы, а краску составляли на яйце с квасам или уксусом, то есть писали темперой. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. И сама роспись так же многословна, не однотипна, имеет насколько разных орнаментально - композиционных схем. Клетка, полоска, кружки, овалы, точки, все это, ритмуются в самых разнообразных сочетаниях.

Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.


Еще один вид глиняной игрушки - это филимоновская. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Промысел игрушки возник в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Филимоновскую игрушку красят по- прежнему в яркую полоску, добавляют в узор орнамент в виде солнышка, елочки, ягодки. Красная, желтая, зеленая, а теперь наоборот, желтая, красная, зеленая – и снова не забывая свой черед, повторяются полоски, уверенно ритмично ведут по форме иногда чуть теснятся, набегают друг на друга, рябит в глазах полосатое трехцветие. Основную массу изделий филимоновского стиля, составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдалённо напоминает медвежью.

Большую популярность со второй половины1970- х годов приобрела ранее забытая абашевская игрушка, которая зародилась и в деревни Абашево. Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н.М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив изделия талантливого мастера Л.Ф. Зоткина (1979- до 1933). Коллекция Церетели позже разошлась по центральным музеям. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни. Фигурки людей одеты в замысловатые шляпы с полями. В игрушках 1930 – х годов, еще сильнее утрирована массивность фигур, длинные шеи и мощные рога, короткие ноги. Сохраненный современными мастерами тип абшевской игрушки 1930 – х годов приобрел значение традиции – устойчивость и убедительность сложившейся декоративной системы

Существует большое многообразие глиняной игрушки, которое зависит от географического положения и местных традиций. На основе этого можно сделать вывод что, глиняная игрушка в наши дни получила новую жизнь в качестве декоративной скульптурой, которая прекрасно гармонирует с современной мебелью, тканями и не просто украшает жилой или общественный интерьер, а всегда несет активный положительный эмоциональный заряд.

Основные приемы работы с глинной

Существует довольно много различных способов ручной лепки. Многие из них отличаются простотой или сложностью технических решений.


Учитывая особенности изготовления изделий в сборнике мастер-классов «Глиняный креатив», остановимся на таких способах как лепка из целого куска глины и лепка из пластов. В зависимости от степени влажности из целого куска глины можно либо вытянуть, либо вырезать самые различные формы, выполняемые различными инструментами и приспособлениями. Это самый древнейший и распространенный способ лепки, и порой считается примитивным, так как его используют не только народные мастера, но и художники керамисты. В процессе лепки из пластин, пластины имеют одинаковую толщину, а для раскатывания используют обычную хозяйственную скалку.

К способам декорирования изделий относят: тиснение, гравировка, налепные узоры. В выбранном нами комплекте использованы все способы декорирования. До сих пор археологи находят в поселениях древнего человека черепки и даже целые сосуды, украшенные так называемым текстиль - орнаментом - отпечатками грубых тканей и рыбацких сетей. Это, пожалуй, самый древний вид тиснения. Тиснение и гравировка выполняются специальными или подручными приспособлениями, слегка нажимая и вдавливая в глину. Налепные узоры основные элементы составляют узоры, - жгуты и разновеликие шарики, бусины, конусы и т.п.

http://www.promtehlab.ru/upload/iblock/030/26.jpg

После изготовления и декорирования изделия его необходимо высушить, затем происходит обжиг. На первой стадии обжига - примерно в течение двух часов температура должна быть не очень высокой. Что позволит печи нагреться. Потом печь включают на более высокую мощность, постоянно увеличивая температуру нагрева до 700°С, контролируя визуально через смотровой глазок. Если внутри камеры темно, обжиг продолжается. Но как только ее стены раскалятся докрасна, значит, обжиг пора прекращать, выключить печь и дать ей полностью остыть, только после этого можно доставать изделия из печи и приступать к следующему этапу художественного оформления.

http://mags73.ru/mag1/data/big/190327_x.jpg

Художественное оформление изделие включает росписи и отделку. В выбранном нами комплекте сувениров из глины отделкой будет являться текстильное волокно, с помощью которого будет осуществляться соединение некоторых деталей изделия, а роспись будет выполняться в виде частичного покрытия цветом узора и некоторых частей сувенира (глаза, нос, элементы декора)

Инструмент и материалы

Для изготовления сувенирных изделий сырьем является глина. От качества приготовленной глины будет зависеть качество изделия. Глины в природе множество. Единого рецепта приготовления глиняной массы нет, поскольку это зависит от местности где была взята глина. Есть глина более жирная, тогда в процессе ее подготовки необходимо вмешать мелкого, очищенного песка. Если же она сухая и трескается, то в ее состав необходимо вмешать немного жирной глины, или в процессе работы размягчать ее при помощи добавления воды.

Свежую глину подсушивают на открытом воздухе или батарее, затем разбивают ее молотком, засыпают в емкость и заливают водой, так, что бы вода скрыла глину. Оставляют эту смесь на некоторое время периодически перемешивая. Глину процеживают через сито в емкость (желательно широкую) и оставляют на несколько дней для выпаривания влаги. Когда влага выпариться, глину необходимо перемять. Плохо перемятая глина для работы не пригодна, поэтому готовить ее необходимо до того момента, пока она не станет похожа на тесто и не начнет легко отставать от рук, а при сминании не будет трескаться. Хранить готовую для работы глину можно в хорошо закрытом целлофановом пакете или ведре, накрыв влажной тканью.


Основными инструментами для лепки всегда остаются пальцы мастера. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Но там, где необходимо добиться четкости, проработать мелкие детали, создать определенную фактуру и убрать лишнюю глину, применяют скульптурные стеки. Их вырезают из твердых пород дерева – яблони, сирени, бука, клена, березы.

Я создаю авторские игрушки в смешанной технике. Сегодня решила впервые написать мастер-класс или, скорее, просто описать процесс изготовления моих игрушек. Я буду всё очень подробно (может быть, слишком) описывать и надеюсь, что всё же кому-то эта статья окажется полезной:)

В первой части мастер-класса я буду лепить мордочку игрушки из полимерной глины.

Ну что ж, приступим!

Все мои игрушки начинаются с идеи и эскиза. На создание этой меня вдохновили викинги:) Я сделала небольшой набросок.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 1

Итак, приступаем. Лепим мордочку. Для начала я катаю шарик из глины и раскатываю его (я пользуюсь стеклянной колбой от специй). Беру заготовленную «выкройку», нарисованную на бумаге, прикладываю её к глине и вырезаю по контуру с помощью лезвия.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 2

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 3

Лезвием аккуратно срезаю мордочку с поверхности и сажаю на шарик из фольги.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 4

С помощью влажной салфетки протираю поверхность, а также прохожусь по краям, сглаживая их. Влажная салфетка у меня выполняет две функции — очищает поверхность и мягко шлифует её.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 5

Теперь беру глазки (я их так же делаю сама, но об этом как-нибудь в другой раз) и сажаю их на место, вдавливаю в мордочку.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 6

Далее нужно сделать веки. Я делаю колбаску из глины и расплющиваю её.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 7

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 8

Обрезаю один край лезвием, чтобы был ровным, и отмеряю два примерно одинаковых отрезка. Это будут нижние веки.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 9

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 10

Накладываю их на глазки и примазываю. Я использую какую-то штучку из маникюрного набора с силиконовой насадкой, всё подручными средствами:)

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 11

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 12

Сглаживаю неровности с помощью влажной салфетки и опускаю веки вниз, открывая глазки.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 13

Дальше делаю верхние веки по тому же принципу, что и нижние, только отрезки делаю немного длиннее и один край отрезаю под углом. Накладываю на глазки и примазываю.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 14

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 15

Сглаживаю неровности влажной салфеткой. Получился злюка:) Ну это ничего, поднимем ему веки:)

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 16

Я очень люблю большие глубокие веки, поэтому, не имея таковых, делаю такие своим игрушкам:) Продавливаю их над глазами.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 17

Выравниваю углубление шилом (можно и иголочкой).

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 18

Шлифую поверхность влажной салфеткой. С глазками закончили.

Дальше я делаю шершавую поверхность с помощью зубной щётки (как я и говорила, все инструменты подручные).

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 19

Дальше мне нужно сделать нос. Процесс такой же, как в начале: делаю шарик из глины, расплющиваю и с помощью бумажной выкройки лезвием вырезаю.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 20

Лезвием срезаю носик с поверхности, пальцами сглаживаю неровности и сажаю на мордочку.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 21

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 22

Срезаю лишнее лезвием и примазываю. Шлифую неровности влажной салфеткой.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 23

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 24

Дальше по плану у меня рожки. Нужно сделать 4 штуки, для этого я делаю 4 шарика из глины 2 побольше и 2 поменьше.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 25

Раскатываю их в капельки и сажаю на мордочку.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 26

Примазываю рожки к мордочке и с помощью острой стороны силиконовой насадки делаю рельеф у основания рогов.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 27

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 28

Далее всё той же маникюрной штучкой, только теперь рукояткой я делаю горизонтальные выемки на рогах.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 29

Боковые рожки загибаю немного верх, а те, что по середине, отгибаю назад. Теперь нужно сделать кольца на рога. С ними так же, как с веками, — раскатать полоску глины, обрезать ровно края и обернуть рожки.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 30

Едем дальше. Мне нужно сделать ирокез! Он же у нас викинг:) Делаю много маленьких шариков из глины, их раскатываю в капельки. На каждой капельке с помощью шила рисую «волоски», на самом деле просто продольные линии по всей длине. Креплю капельки на мордочку и примазываю.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 31

В шахматном порядке собираю все капельки в ирокез. Получается вот так.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 32

Дальше с помощью шила я делаю текстуру шерсти, просто продавливаю маленькие полосочки на глине. Заполняю всю верхнюю часть мордочки и соединяю с ирокезом.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 33

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 34

Теперь нужно сделать ушки. Снова делаю два шарика, из них делаю капельки и раскатываю.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 35

С одной стороны на обоих ушках делаю шерсть. С помощью шила сгибаю их. Сажаю на мордочку и примазываю, придаю нужную форму. Решила добавить дырок в одно ухо, а другое сделать порванным, викинг, как ни как:)

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 36

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 37

В конце рисую улыбку. С мордочкой закончили:)

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 38

Отправляю её в печку, не снимая с шарика из фольги. После того как мордочка запечётся, даю ей остыть и только потом аккуратно снимаю с шарика. Вот что получилось в итоге.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 39

В следующем мастер-классе я покажу, как леплю все остальные части — лапки, хвостик и украшение на шею:)

Большое спасибо, что были со мной и проявили интерес. Надеюсь, моя статья была полезна, до новых встреч!

Лепка из глины — это творчество, которое помогает развивать не только воображение, но и мелкую моторику, а следовательно и умственные способности детей. Даже взрослому человеку будет полезно заняться таким хобби, лепка хорошо снимает стресс, и успокаивает нервы.

Глина для лепки какая лучше

7819355-tekst

Очень важно выбрать хорошую глину, и чтобы это сделать, нужно знать, что каждый вид глины имеет свое предназначение:

  • Полимерная глина, которая сама затвердевает

С ее помощью создают фигурки, куклы, игрушки или какие — то мелкие детали.

Чтобы такая глина стала прочной и твердой, ее нужно нагреть примерно до ста тридцати градусов. Из нее также можно лепить игрушки, статуэтки и многое другое.

Этот вид глины подходит уже для опытных мастеров. Ее используют для создания скульптур и предметов интерьера.

Для детского творчества и начинающих рукодельников лучше всего выбрать полимерную самозатвердевающую глину. С ней удобно работать, она легко разминается и быстро сохнет. Но обязательно нужно соблюдать условия хранения, иначе она затвердеет в упаковке.

Натуральная глина для лепки

Натуральная глина получается за счет эрозии горных пород. Ее использовали еще с самых древних времен для создания предметов домашнего обихода и даже украшений. Сегодня из нее также можно сделать все что угодно, главное правильно развести глиняную массу.

zagruzheno

Если вы раздобыли натуральную глину, сначала ее нужно просеять от мусора и выбрать примеси, если они есть. Затем глину дробят до состояния порошка и заливают горячей водой. Когда она набухнет, положите ее на стол и мните как тесто. У вас должна уйти лишняя вода и пузырьки воздуха. Для работы ее можно использовать, когда смесь станет похожей на пельменное тесто. Она не должна липнуть к рукам. Хорошее глиняное > крутое и пластичное. Также нужно помнить, что такая глина сама не затвердеет, ее обязательно нужно обжигать.

Как сделать глину для лепки в домашних условиях

3889179-1

Искусственную глину не обязательно покупать в магазине, ее вполне можно приготовить и самостоятельно, и она будет ничем не хуже фабричной.

Очень простой рецепт, которого вам понадобится:

  • Один стакан клея ПВА
  • Один стакан кукуруз.крахмала
  • Одна ст.лож. вазелина
  • Лимонный сок — две ст.лож.
  • Чашка или миска
  • Пищевая пленка
  • Лопатка

Соедините в чашке ПВА, вазелин и крахмал. Добавьте сок лимона и хорошо перемешайте. Отправляем чашку со смесью в микроволновую печь на тридцать секунд. После этого снова тщательно вымешиваем и опять в микроволновку на пол минуты. Намажьте стол клеем и положите на него >, начните разминать и вымешивать. После сформируйте из него колбасу, заверните ее в пищевую пленку и положите в холодильник на сутки.

7822569-2

Еще один не сложный рецепт с глицерином. Здесь также понадобится клей ПВА, пара ст.лож. Глицерин, пятнадцать капель, стакан холодной воды и столько же кукур.крахмала. Вместо кукурузного можно использовать и картофельный, но тогда глина буде немного сероватой.

Возьмите кастрюлю с толстым дном. Соедините в ней ПВА и пол стакана воды. Поставьте на медленный огонь и варите минуты три четыре, при этом постоянно помешивая. В миске смешайте оставшиеся пол стакана воды и кукур.крахмал. Содержимое миски влейте в кастрюлю, добавьте глицерин и хорошо перемешайте. Затем снимите кастрюлю с плиты и остудите.

На стол насыпьте немного крахмала и выложите сверху глину. Хорошо вымешиваем глину, чтобы она стала ровной и пластичной. Также заверните ее в пищ.пленку и на два дня положите в холодильник.

Дома можно сделать и самозатвердевающую глину.

7679076-3

Возьмите кастрюлю с толстым дно. В ней соедините две ст.лож.соды, четверть стакана воды и стакан кукур.крахмала. Перемешайте все ингредиенты. Варим глину на медленном огне до состояния картофельного пюре. Во время варки не оставляйте смесь, ее нужно постоянно перемешивать. Чашку застелите пекар.бумагой и выложите туда глину. Пусть остынет. Руки смазываем кремом пожирнее. Глину вымешиваем и сразу можем приступать к лепке. Хранить такую глину нужно в воздухонепроницаемой упаковке. В любой из приведенных рецептов можно добавить краситель и получится глина разных оттенков.

Что нужно для лепки из полимерной глины

Тем кто первый раз сталкивается с полимерной глиной часто сложно разобраться в многообразии инструментов. Но для начала нужно совсем не много, список можно дополнять со временем.

glina

В первую очередь вам нужен акриловый валик, чтобы раскатывать глину. Его можно заменить любым гладким цилиндр-им предметом. Можно взять стакан, лак для волос и др. Если есть финансовые возможности, то приобретите паста-машину. Она сэкономит много времени и изделия будут болеет качественные. Работать можно на любой гладкой поверхности.

instrumenty-dlya-polimernoi-gliny

Также понадобятся и режущие инструменты. Можно использовать канцелярский нож, или приобрести специальные ножи.

  • Для оформления изделий используют стеки.
  • Пригодятся вам и катеры. Это разные металлические формы, которые можно заменить домашними предметами обихода: крышечки, трубочки или ненужные формы для выпечки.
  • Зубочистки помогут подцепить мелкий элемент, сделать декор и многое другое.
  • Фактурные листы придадут поделкам рельефную красивую поверхность.

Если вы творите из запекаемой глины, то вам понадобится духовка. Чтобы каждый раз не мыть ее после сушки глины, а это обязательно, запекайте ее в специальном пищевом рукаве.

Приемы лепки из глины

Перед тем как приступить к творчеству, нужно изучить основные приемы работы с глиной. Этим приемам стоит обучить ребенка, чтобы на уроках лепки у него получались самые аккуратные работы.

priemy-lepki

Лепка фигурок из полимерной глины, поэтапно с фото

1

Для фигурки вам понадобится:

  • фольга
  • глина
  • краска
  • проволока
  • линейка
  • скалка
  • кусачки
  • зубочистки
  • деревянные инструменты

Сначала сделаем набросок предполагаемой фигурки.

2

Для того, чтобы не расходовать слишком много глины, объемные части тела мы сделаем из фольги и облепим глиной. Сформируйте три элемента: голову, основание и тело. Начнем создавать основание фигурки.

Возьмите деталь из фольги и полностью облепите маленькими кусочками глины. Пальцами разгладьте все места соединений.

1-4

Вы можете оставить основание в виде гладкого камня или создать на нем траву. Возьмите маленький шарик глины и раскатайте его в тонкую колбаску. С помощью зубочистки сделайте на ней три четыре надреза и сформируйте пучок травы. Зафиксируйте его на основании. Готовое основание можно пока убрать. Дальше работаем над телом и головой.

Тело и голову создаем также как и основание. Затем при помощи проволоки соединяем их в одно целое. Переход от головы к телу должен быть плавным. Растяните от тела к голове глину и соедините. У вас должен получиться результат как на фото номер восемь.

9-12

После того, как тело готово, можно приступить к одежде. Сначала сделайте рукава футболки. Скатайте два маленьких шарика и придавите их немного по краям. Затем крепим их к туловищу. Соединение между рукавом и телом сглаживаем также как вы соединяли тело и голову.

Далее раскатываем маленькую > и формируем из нее ворот футболки. По низу соединяем воротник с телом, а верх оставляем выпуклым. Таким же образом оформляем низ. Дальше к телу крепим шорты, также как и рукава.

13-14

Теперь будем лепить клюв и заканчивать руки.

15
17

Сначала из маленького кусочка глины формируем клюв и крепим на мордочку. Затем инструментом делаем в нем отверстие, так как по задумке он должен быть открыт. Дальше возьмите ручку и с ее помощью в рукавах продавите отверстие. Из глины скатайте две колбаски нужной длины, это будут руки. С одной стороны вставьте в них маленькие кусочки проволоки. Загните руки так как вам надо, и вставьте проволокой в рукава.

20

Приступаем к детализации, а именно к прорисовыванию перьев. Возьмите зубочистку или тонкую иглу. Начните с рук. Просто делайте небольшие штрихи, так вы создадите текстуру перьев. Также мы поступаем с лицом. На затылке мы будем делать объемные перья. Но сначала сделайте гребешок как на фото и с помощью проволоки прикрепите к голове.

22

Чтобы сформировать объемные перья, отщипните от глины маленький кусочек, сделайте из него шарик и сплюсните. Затем зубочисткой прикрепите к голове. Начинайте снизу от шеи. Чем ближе к лицу, тем меньше должны быть перья.

Сформируйте из глины ноги, так же как вы делали руки. Вставьте в них проволоку и соедините тело с основанием. Сделайте хвост и с помощью проволоки закрепите его на фигурке. Добавьте к ногам пальцы а на лицо очки. Можно отправлять цыпленка в духовку. Обжигайте свою фигурку по инструкции на коробке.

25

Осталось раскрасить цыпленка. Если вы хотите, чтобы фигурка блестела, ее можно покрыть лаком.

26

Лепка дымковской игрушки из глины, пошагово с фото

bezymyannyj

Для создания такого яркого и красивого дымковского индюка вам понадобится глина большой шар для тела и маленький для мелких деталей, стеки, дощечка для работы, емкость с водой, чтобы смачивать глину. Чтобы расписать игрушку приготовьте гуашь, кисти номер пять и номер два, салфетки.

Возьмите глиняный шар и поделите его на две равные части с помощью стека. Используя прием растягивания сделайте из одной половины тело, шею с головой и ноги. Во время лепки постоянно смачивайте руки в воде.

3-4
5-6

Вторую половинку снова разделите пополам. Из одной части будем делать хвост. Скатайте ее в шар, затем превратите в блин толщиной около сантиметра. По краям сделайте защипы пальцами как на фото. Затем присоединяем хвост к телу.

Глину, которая у вас осталась разделите еще раз пополам. Формируем из них овальные лепешки с защипами по краям, это будут крылья. Присоединяем их к туловищу.

11-12

Затем возьмите маленький глиняный шар для мелких деталей. Сначала слепите бородку. Для этого скатайте несколько капелек и прикрепите их начиная снизу от шеи. Из трех глиняных капель формируем гребень.

13-14

15-16

После этого фигурка должна просохнуть около четырех дней. Затем ее полностью покрываем гуашью белого цвета.

17-18

Когда белый слой высохнет, можно приступать к росписи. Если вы боитесь сразу работать краской, нанесите рисунок сначала простым карандашом.

19-20

Лепка из глины старшая группа, пошагово с фото

В детском саду часто лепят игрушки по народным мотивам. Одна из таких — филимоновская игрушка.

bezymyannyj1

Потребуется глина, дощечка для работы, пластиковый нож, шликер ( из глины слепите чашечку и налейте в нее воды, получится как бы глиняный клей или шликер) , кисти и гуашь.

Делим кусок глины со среднюю морковь на три части: тело самая большая, средняя для подставки и маленькая для бороды и гребешка. Из самого большого формируем конус. Чем длиннее и тоньше конус, тем стройнее петушок. Затем ровно посредине согните конус под углом в девяносто градусов. Толстая часть будет хвостом. Тонкую сгибаем еще раз так, чтобы получилась голова. Хвостовую часть превращаем в лепешку сжимая пальцами. Дальше из маленького кусочка скатываем шарик и придавливаем делая лепешку. Разделите ее пополам и присоедините к смазанной шликером голове получившийся гребешок. Таким же образом делаем бородку.

1-6

Осталось сделать подставку. Скатайте из глины конус. Внутрь вставьте черенок от кисти и начните катать по столу. Таким приемом конус раскатается изнутри. Поставьте на него петушка. Дайте ему высохнуть примерно дней пять. Затем игрушку обжигаем и расписываем.

7-11

Лепка из глины подготовительная группа, подробно с фото

В подготовительной группе дети начинают заниматься сюжетной и образной лепкой. Одним из таких персонажей может стать поросенок Наф-Наф. Для работы необходима глина, дощечка, зубочистки, акварель или гуашь.

opera-snimok_2019-04-29_140319_luckclub-ru

01

opera-snimok_2019-04-29_135615_luckclub-ru

600-porosenok-iz-gliny

333

02
03

Идеи для лепки из глины, ДОУ

Работа с глиной развивает детскую фантазию, мелкую моторику и кругозор. Глиняные поделки могут быть различной тематики, начиная от сказочных персонажей заканчивая предметами домашнего обихода.

Все о лепке из глины

В бесконечном потоке современного ритма жизни люди порой забывают уделять время себе, заниматься тем, что им действительно нравится. Психологи в один голос заявляют о том, насколько важно иметь хобби и периодически отвлекаться на любимое дело, забывая о рутине.

Одним из вариантов таких увлечений выступает лепка из глины. Это занятие может приносить массу положительных эмоций, а по материальным вложениям совсем не затратное.


К тому же если вам удастся стать истинным мастером в этом деле, то не исключено, что оно станет дополнительным источником дохода.

Какая глина используется?

Изделия, выполненные из глины, представляют собой уникальные предметы искусства, которые существуют только в единственном экземпляре, что, бесспорно, делает их эксклюзивными. Ведь то, как один человек видит конечный результат, как работают его руки и инструменты в этих руках, какие используются материалы при создании – всё это неповторимый творческий процесс, напрямую зависящий от вдохновения увлечённого человека.


Важной частью всего этого процесса является, конечно, материал, с помощью которого производится лепка, то есть сама глина. Она используется в четырёх разнообразных вариантах: жёлтого, красного, белого, голубого цветов. Оттенок напрямую зависит от количества входящих в её состав минеральных добавок. Они нужны для того, чтобы сделать глину, встречающуюся в дикой природе, пригодной для творчества.





Специалисты приписывают глине звание лучшего материала, с помощью которого можно заниматься лепкой. Изделия, выполненные из нее, не ломаются со временем, а хорошо держат первоначальную форму. Если же на получившемся предмете образуются трещины, это свидетельствует о том, что в момент изготовления были допущены ошибки, а в состав глины входит слишком мало воды.

Для лепки можно использовать глину как купленную в магазине, так и приготовленную в домашних условиях. Если вы решите пойти по первому пути, то сможете выбрать между упаковкой, вес которой составляет около 0,5 килограмма, и той, чья масса варьируется от 10 до 25 килограммов. Бесспорно, закупка оптом обойдётся дешевле, нежели приобретение небольших партий. Такой продукт продаётся в вакуумной упаковке, чтобы пузырьки воздуха не попадали внутрь.



В противном случае готовое изделие будет отличаться хрупкостью, на нём могут образовываться трещины.

Также можно использовать шамотную глину, а другой вариант – приготовить сырье самостоятельно. Рецепт совсем несложный, главное здесь – найти качественный материал в природной среде. Специалисты рекомендуют искать его в тех местах, где залежи неглубокие, например на берегу реки с обрывом. Однако сразу после нахождения использовать это сырье нельзя, так как оно может крошиться по итогу, причиной чему выступают разнообразные примеси в составе.



Для того чтобы убрать лишние элементы, глину помещают в ведро, наполненное тёплой водой, на одну ночь. Наутро излишние примеси осядут на дно, а верхний слой, самый жирный, необходимо будет просушить, пока он не станет нужной консистенции.


При работе с натуральной глиной важно соблюдать определённые пропорции и замесить разные ингредиенты в смесь, состоящую из показателей 8: 1: 1, где самое большое число – глиняная часть, а остальное приходится на песок и воду.


Если вы хотите оставить глину на некоторое время для хранения, то важно создать все условия, чтобы она не теряла влагу: держать её в прохладном месте (многие рекомендуют выбрать для этих целей подвальные помещения, погреб или даже полку в холодильнике), поместить в полиэтиленовый пакет, чтобы ограничить поступление воздуха. Периодически следует открывать пакет и оставлять материал на бумажном полотенце для проветривания, чтобы не допустить образования плесени.


Необходимые инструменты

Вид глины не влияет на то, с каким инструментом вам предстоит работать – базовый набор стандартен для всех вариаций.


Итак, для лепки из глины вам понадобится ниже перечисленное.

  1. Твёрдая и просторная поверхность для работы. Это может быть любая мебель, которая удобна именно вам. Главное, чтобы хватило места и для расстановки инструментов, и для творческого процесса.
  2. Ненужная материя для очистки грязных рук (можно воспользоваться бумажными полотенцами).
  3. Перчатки. Они не столь обязательны, но могут понадобиться в процессе замешивания глины. Необходимы тем людям, чья кожа рук чувствительная и склонна к сухости.
  4. Фартук, чтобы защитить одежду от излишков глины.
  5. Канцелярский нож для того, чтобы отрезать куски глины и вырисовывать мелкие узоры (некоторые люди используют в этих целях лезвие для бритвы, хотя это не так безопасно).
  6. Разнообразные формочки (специальные или из подручных материалов). Они необходимы для нанесения всевозможных узоров для украшения будущего шедевра.
  7. Наждачная бумага нужна для шлифовки готовой фигурки. Используются варианты разной зернистости (номера 220, 400 и от 800 до 1500).
  8. Ёмкость с проточной водой комнатной температуры понадобится в том случае, если вы работаете с глиной, добытой в природных условиях, ей может потребоваться увлажнение.
  9. Краски. Гуашь, акрил понадобятся для создания разнообразных украшений на слепленном изделии.
  10. Кисти, отличающиеся друг от друга по толщине: белка, щетина и другие.
  11. Всевозможные блёстки, бисерные украшения, стеклярус, чтобы задекорировать изделие (только в том случае, если вы не планируете обжиг).





Как пользоваться материалом?

После того как вы подготовили все необходимые инструменты, следует проделать ряд манипуляций с глиной, чтобы она была максимально пригодна для лепки. Первостепенно нужно достать её из прохладного места, где она хранилась прежде, и потрогать руками.


Важно понимать, какой консистенции должна быть глина, пригодная для работы, и в случае необходимости можно добавить в её состав песок или воду, чтобы размягчить состав. Главное – делать это нерезко, равномерно, отслеживая изменения в структуре материала.

Способы лепки

Специалистами выделяются два вида лепки: конструктивный и пластический. Первый представляет собой изготовление отдельных деталей и дальнейшее их соединение по типу конструктора. Второй способ предполагает лепку из цельного куска глины. Для обоих способов разработаны техники, которые мы рассмотрим ниже.

Для конструктивной лепки

  • Изготовление жгутиков (колбасок). Лепится плоская основа, а остальные детали катаются в форме колбасок. Далее они накладываются друг на друга в зависимости от того, что вы хотите изобразить на основании. Углы сглаживаются, и получается замечательная объёмная композиция.


  • Текстильная керамика. Детали раскатываются пластами с помощью скалки, а затем соединяются между собой посредством глины, разведённой до состояния сметаны с жидкой консистенцией.


  • Мозаика. Также производится плоская основа, а составляющие детали формируются с помощью формочек и соединяются с заготовкой. Получившийся ажур смотрится очень привлекательно.



Для пластической лепки

  • Лепка вручную из цельного куска, без использования каких-либо инструментов. Такой способ считается довольно сложным и требует наличия опыта.


  • Формовка. Здесь могут понадобиться разные ёмкости (к примеру, кофейная чашка), глина помещается в эту форму и «вдавливается», чтобы приобрести такие же очертания.


  • Отливка в гипс. Для этой техники понадобятся приобретённые в магазине гипсовые формы. Глина подвергается разведению водой до наполовину жидкого состояния, после чего заливается в емкости.


  • Гончарный круг. Это, пожалуй, самый романтичный образ, с которым связана лепка из глины. Здесь главным принципом выступает вытягивание. Для начала применяется жгутовая техника или лепка из цельного куска, затем сырьё как бы тянется вверх, а при помощи вращения круга ему придаётся желаемая форма.


Какие поделки можно слепить?

Как и любое творчество, лепка из глины нисколько не ограничивает простора вашей фантазии. Своими руками с помощью необходимых материалов вы можете сделать поистине уникальное произведение искусства. Простые и красивые фигурки в виде самых разных животных принесут много радости как в процессе творчества, так и по его завершении, особенно если в работу вовлекаются все члены семьи.





Лепка из глины благотворно влияет на детскую моторику. Начинать можно с фигурок без мелких деталей. К примеру, с ребёнком было бы интересно изготовить кружку, а затем разукрасить её во все цвета радуги. Далее можно проявить смелость и взяться за зверьков с более мелкими деталями. Допустим, сделать кошку, дракона или тигра – они считаются не такими уж лёгкими по уровню сложности.



Пользуются популярностью также свистульки, которые затейники используют в практических целях. Взрослые часто отдают предпочтение посуде: разнообразным чашкам, блюдцам, плоским и глубоким тарелкам. Для тех, кто хочет улучшить свой навык, рекомендуется опробовать себя в создании дымковской игрушки – одном из русских народных глиняных художественных промыслов. Также многие люди занимаются изготовлением скульптур побольше, чтобы украшать ими территорию в саду.




Для наилучшего понимания процесса лепки из глины рассмотрим поэтапно мастер-класс для начинающих по изготовлению животного.

  1. Прежде всего необходимо из хранившейся в пакете глины раскатать жгут.
  2. От получившейся детали нужно отделить столько кусочков, сколько вы собираетесь сделать частей тела будущего зверька.
  3. Далее разомните рукам каждую из заготовок. Глина должна стать мягкой и, грубо говоря, покладистой.
  4. Далее приступаем к формированию основы фигурки, для чего берём самый большой кусок – это будет туловище.
  5. После того как вы сформировали основу, к ней необходимо поочерёдно прикрепить готовые части тела: голову, лапы, хвост зверя (здесь, конечно, всё зависит от того, на какое существо пал ваш выбор).
  6. Отличный способ изобразить животное максимально реалистично – иметь на виду его фото, хотя, конечно, нет необходимости соблюдать каждую из физиологических особенностей зверя, достаточно опираться на мультяшный внешний облик. Также для первого раза можно найти на просторах интернета изготовленную из глины фигурку этого животного и опираться на данный пример.
  7. Как только изделие хорошо высохнет, необходимо воспользоваться наждачной бумагой, а затем покрыть поверхность клеем ПВА (также можно обратиться к помощи акриловой грунтовки). А когда и он высохнет, можно переходить к процессу окрашивания. Для этого отлично подойдут акриловые краски или гуашь.
  8. Хороший способ сохранить изделие в первоначальном виде на более долгий срок – покрыть его лаком.




Декорирование глиняных фигурок

Окрашивание

Один из наиболее известных приёмов, с помощью которого можно украсить готовое глиняное изделие. Краски, используемые для этих целей, подразделяются на два вида: те, что наносятся на только что высохшее изделие и запекаются вместе с ним, и те, которыми покрывается готовое изделие.

К первому виду относится, например, кобальтовое покрытие (благодаря ему создают гжельскую роспись). Вторая группа – это особенно распространённые акриловые краски, используемые для росписи по стеклу и керамике.



Молочение

Этот процесс декорирования глиняных фигурок заключается в том, что уже подверженное обжигу изделие погружается в молоко, а затем вновь отправляется в печь и повторно обжигается, но уже при температуре ниже, чем была прежде.

После такой техники керамика становится обладательницей тёмно-коричневого оттенка, а также приобретает водоотталкивающие свойства.


Важно учитывать тот факт, что посуду, которую планируется использовать для хранения пищи, нельзя подвергать молочению.

Техника протирки

Готовое – уже обожжённое изделие – протирают губкой, которая предварительно смачивается в гуаши коричневого оттенка. Краска как бы сглаживает стыки, углы, вследствие чего изделие приобретает особенный вид. Однако важно помнить, что такой метод не подходит, если вы собираетесь в дальнейшем использовать изделие как посуду.


Лепка из глины – хороший способ расслабиться и насладиться творческим процессом. К тому же этот вид деятельности положительно влияет на развитие воображения и мелкой моторики. Недостаток можно увидеть лишь в том, что цены материалов довольно высоки, а процесс уборки после работы – трудоёмкий. Тем не менее потраченное время стоит того, ведь фигурки из глины станут отличным украшением дома, а также приятным подарком для ваших близких.


Больше о лепке из глины, смотрите в видео ниже.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Познакомить с технологией изготовления глиняной игрушки двумя способами.

Цели:
Образовательные: познакомить с технологией выполнения некоторых игрушек; научить работать над изделием; расширить и уточнить знания учащихся об особенностях работы с глиной.
Развивающие: продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса, умения наблюдать и анализировать; совершенствовать навыки культуры труда; продолжить развивать самостоятельность в получении нужной информации.
Воспитательные: учить художественному видению окружающего мира, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия.

Просмотр содержимого документа
«"Способы лепки глиняной игрушки".»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Рогнединская детская школа искусств»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

«СПОСОБЫ ЛЕПКИ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ»

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ЯШУТИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

Цель. Познакомить с технологией изготовления глиняной игрушки двумя способами.

Цели:
Образовательные: познакомить с технологией выполнения некоторых игрушек; научить работать над изделием; расширить и уточнить знания учащихся об особенностях работы с глиной.
Развивающие: продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса, умения наблюдать и анализировать; совершенствовать навыки культуры труда; продолжить развивать самостоятельность в получении нужной информации.
Воспитательные: учить художественному видению окружающего мира, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия.

Материально-техническое оснащение:

Выставка образцов готовой глиняной игрушки

Выставка литературы о глиняной игрушке

Скалка для раскатки глины

Кусок ткани
Методы работы:
- объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
- практический (работа над созданием глиняной игрушки)

План урока.
I.Организационный момент

Виды глиняных игрушек

III. Изучение новой темы.

IV. Практическая работа.

Правила работы с глиной

V. Подведение итогов.
Анализ выполненных работ, выставление оценок.

Ход урока.

Занятие рассчитано на 2 парных часа..

I.Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
1. Вступительная беседа.
- Наше национальное русское декоративно-прикладное искусство славится своими традициями. На Руси издавна существовали центры народных промыслов, места, где мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы.
- Вы познакомились с таким видом декоративно-прикладного искусства как Глиняная игрушка.
- Что вы знаете из истории возникновения этого искусства?
Ответ детей.
Из истории.
Глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались гончарным делом. Станет скучно мастеру делать горшки, возьмет да и слепит что-нибудь эдакое. Не придавали значения мастера игрушкам, делали лишь потехи ради. Чаще лепили глиняную игрушку женщины, чтобы позабавить детей.
- Где берут глину для лепки игрушек?
Глину надо искать в естественных условиях и собственными руками извлекать ее в местах залегания. Это могут быть карьеры, низменные места или крутой склон холма, отличающиеся повышенной влажностью, где растет мать и мачеха. Глину можно найти на обочинах дорог, по берегам болот или небольших водоемов.
- Залежи глины есть и в нашей местности, в школе мы работаем с глиной, которая была найдена в овраге на окраине п. Дубровка.
- Какие виды глиняной игрушки вы знаете?
Виды:
Чернышенская глиняная игрушка (Орловская область Новосильский район)
Плешковская игрушка (Ливенский район Орловской области)
Каргопольская игрушка (г. Каргополь Архангельской области)
Дымковская игрушка
Филимоновская игрушка

2.Вводная часть.

Изготовление глиняной игрушки способом «Катушки» и способом «Косынки»

3. Основная часть.

Комментарии преподавателя.

Сегодня на уроке мы сами попытаемся изготовить глиняную игрушку двумя способами.

Первый способ – способ «Катушки». Этим способом можно лепить всех животных, мы будем лепить собаку. Для этого возьмём кусок глины, скатаем шарик и из него сделаем катушку (шарик из глины сжать так, чтобы получилась катушка). С первой части катушки делаем две передних лапы и голову, со второй части катушки делаем две задних лапы и хвост. Дальше работаем над деталями. Все неровности на игрушке убираются с помощью воды, губкой.

Последовательность изготовление глиняной игрушки методом «катушки».






Готовая игрушка

Читайте также: