Телескоп игрушечный своими руками

Обновлено: 26.04.2024

Его Катя сделала своими руками на занятиях в кружке астрономии в нашей Симферопольской детской обсерватории.

Для тех, кто подзабыл или не в курсе — коротко напомню, что есть всего два вида оптических телескопов: рефлектор и рефрактор. Ну и смешанный вид.

Самый простой телескоп — это рефрактор. Для того, чтобы разглядывать Лунные моря, кольца Сатурна и спутники Юпитера этого прибора вполне достаточно. Галилей ведь именно с помощью такого телескопа свои открытия делал!

Я раньше считала, что для того, чтобы сделать такой телескоп, нужны какие-то особенные материалы. Но оказалось, сделать телескоп самим проще простого! Все школьники 4-2 классов из кружка прекрасно справились:)

Главное, линзы хорошие найти. Их детям выдала руководительница кружка, это детали от уже старых ненужных телескопов. Вполне вероятно, что вы сможете такие купить на барахолке или на форумах в интернете.

А потом дело за малым. Подобрать трубу нужной длины под фокусное расстояние двух линз (на фото как раз Катя угольникам меряет фокус).

Самодельный телескоп
Определение фокусного расстояния линзы для телескопа

А саму трубу можно делать из чего хотите — хоть из рулона упаковочной бумаги, как они сделали на кружке. Просто намотали несколько слоев и закрепили скотчем.
Обратите внимание на Катино ноу-хау центрирования малой линзы (окуляра) в трубе — с помощью картонного листа, сложенного треугольником.
Резкость наводится выдвижением малой трубы с малой линзой относительно большой трубы с большой линзой на противоположном конце.

Самодельный телескоп
Фрагменты телескопа отдельно

И, конечно, нужен штатив. Без него вы просто не сможете «поймать» в окуляр не то что звезду, но даже окно дома напротив:)
Штатив мы планируем использовать от фотоаппарата. Муж обещал придумать какое-то крепление, чтобы телескоп можно было устанавливать и снимать. А то как подставка под фотоаппарат штатив нам тоже нужен:)

Самодельный телескоп
Телескопу нужен штатив!

Осталось только телескопу дать имя — наклейку «СОЛА» прикрепить. Это значит «Симферопольское общество любителей астрономии». Обществу в этом году 70 лет исполняется. Эту наклейку Катя «купила» за свои честно заработанные астрономическими знаниями деньги «Орбитоны», которые использовались на Космическом марафоне, устроенном в честь Дня Космонавтики и дня рождения общества.

Марафон проходил прямо у обсерватории в Детском парке Симферополя. Да-да, у нас обсерватория стоит в самом центре города! И да — она действующая! Туда даже организовывают экскурсии для жителей города. Мы однажды тоже были там, смотрели туманности и галактики. Незабываемые впечатления!

СОЛА - симферопольское общество любителей астрономии

А в этот раз мы пришли, чтобы вместе с кружковцами попробовать свои силы в астрономии. Было очень здорово! Я даже не ожидала, что это вызовет такой ажиотаж — чтобы зарегистрироваться на марафон стояла целая очередь из посетителей парка, которые пришли сюда просто погулять с детьми:)
На площадке перед обсерваторией устроили «космические станции» на каждой из которых участникам давались космические задания: найти созвездия, назвать космические аппараты и т.д. Правильность выполнения оценивалась, баллы заносились в специальный маршрутный лист. А потом по этим баллам в «банке» можно было получить местную валюту — орбитоны 🙂 И за них купить что-то на ярмарке поделок.
Катя, например, накупила себе «космических печений» — домашних песочных коржиков в виде звезд и комет:)
А накануне она для этой ярмарки тоже сделала свои поделки — космические волчки. Я про них писала ВОТ ТУТ: Поделка «Волчки-квазары».
Когда мы пришли все волчки уже раскупили, только один мы потом увидели у мальчика в руках. Катя была горда и довольна:)
А потом, под впечатлением этого марафона, Катя потом дома сама устроила нам квест-марафон ко Дню космонавтики. Вдохновилась:)

Космический марафон при Симферопольской детской обсерватории
Космический марафон при Симферопольской детской обсерватории

А еще мы там посмотрели на Солнце через солнечный телескоп — есть у нас обсерватории такой! К сожалению, пятен на нашем светиле сейчас не было, и в окуляр было видно примерно то же, что и обычными глазами. Но все равно интересно. Надо будет как-нибудь выбраться и на пятна посмотреть:)

А здесь можно увидеть еще материалы моего блога о космосе и астрономии для детей :

«Волшебный телескоп» своими руками. Мастер-класс

Традиционно, к 12 апреля, все дошколята рисуют потрясающие картины, посвящённые неизведанным галактикам, конструируют межпланетные корабли, лепят из пластилина летающие тарелки. А так же беседуют о космонавтах, планетах и конечно же звёздах. Когда рассматриваешь карту звёздного неба, всегда хочется, чтобы такие далёкие и неизведанные звёзды стали чуть-чуть ближе.

Мы постарались исполнить это желание ребят, сконструировав телескопы из подручного материала.

Для изготовления телескопа нам понадобились : втулка от туалетной бумаги (но если есть от одноразовых полотенец, то получится удобнее, изображения созвездий, клейкая лента.



Хочется заметить, что будет лучше, если синева ночного неба будет занимать всю окружность обзора, так будет реалистичнее. Я не нашла картинок подходящего размера, хотя можно было закрыть зазоры синей или чёрной бумагой. Жалко было ломать сделанное, к тому же ребята были в восторге.





Подарок для мамы на 8 марта

Подарок для мамы на 8 марта Скоро 8 марта, праздник самых любимых и незаменимых людей в жизни наших деток, праздник мам и бабушек. Конечно же мы готовимся к этому светлому.

Оформление детского сада. Стенгазета для мам

Оформление детского сада. Стенгазета для мам На 23 февраля я сделала стенгазету-поздравление для пап, теперь черёд наших самых красивых, самых любимых, самых замечательных на свете.

Конспект комплексного занятия с детьми средней группы.

Цель :

— развитие мышления,

формирование нравственных качеств,

воспитание эстетических чувств.

Задачи:

- развивать понимание свойств бумаги,

- побуждать в работе использовать дополнительные детали (полоски заданной ширины);

- закрепить названия полосок УЗКАЯ, СРЕДНЯЯ или ПОШИРЕ и ШИРОКАЯ;

- учить скручивать бумагу в цилиндр, декорируя отдельными деталями, создавая единый образ подзорной трубы;

- придавать поделке законченный образ,

- использовать в игровых ситуациях.

Интеграция в образовательных областях:

(познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, развитие речи, художественно-творческое развитие – конструирование, физическое развитие)

Ход занятия:

Дети сидят перед воспитателем полукругом на стульчиках.

Воспитатель. : Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

По темному небу

Из сахарной крошки.

Когда утро настанет

Пропадет и растает.

Воспитатель. : Молодцы. Правильно.

Воспитатель демонстрирует карту звездного неба.

Воспитатель. : Дети, как Вы думаете, что это? (показывает карту)

Дети: Карта ночного звездного неба.

Воспитатель. : Посмотрите, сколько здесь звезд, попробуйте их сосчитать и вы сразу запутаетесь. А где находятся звезды?

Дети: На небе. Во Вселенной, в космосе, в Галактике, в космическом пространстве.

Воспитатель. : А кто знает, что такое Галактика?

Дети: Это огромное скопление звезд. Наша Галактика называется Млечный путь.

Воспитатель. : Кто может сказать, что такое звезды?

Дети: Звезды – это большие шары, состоящие из газа и пыли.

Воспитатель. : Правильно. Вселенная бесконечна, одни звезды – крупные, они ближе к нам, другие – мелкие, еле заметные, очень далеко находятся от нас, поэтому и кажутся очень маленькими. Никто на Земле пока не знает, есть ли жизнь на Звездах. Но все – равно на звездное небо интересно смотреть, наблюдать за созвездиями, планетами, кометами и падающими звездами.

На самом деле, Звезда – это огромный газовый шар. Она рождается из газа и пыли, а угасает, когда заканчивается топливо.

Названия каких звезд и созвездий вы знаете?

Дети: Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Полярная звезда, Андромеда.

Воспитатель: - А какую звезду мы можем видеть не ночью, а днем? Правильно Солнце. Солнце – это самая близкая к нам звезда, и наша планета Земля находится в солнечной системе. А сколько всего планет в нашей солнечной системе вы сейчас сами посчитаете. Проходите за столы, я раздам вам звездные карты с планетами и мы их с вами посчитаем, а так же при помощи 3 D очков сможем поближе рассмотреть и полюбоваться их красотой.

Дети считают планеты (Всего 9 планет) и некоторые знакомые планеты называют.

Воспитатель: Дети, а кто из вас знает, как называется профессия людей, которые наблюдают за звездами, планетами, кометами, астероидами и другими небесными телами?

Воспитатель: Правильно. Молодцы. А кто из вас знает название приборов для наблюдения за звездами и планетами?

Дети: Телескоп, подзорная труба, бинокль.

Воспитатель: - Какие вы молодцы. Много знаете о профессии Астроном.

- А знаете ли вы такую легенду, что если на ночном небе увидеть падающую звезду, но можно загадать желание и оно обязательно исполнится? Если бы вы увидели сейчас падающую звезду, то какое самое заветное желание вы бы загадали? (Ответы детей)

- Я хочу вам пожелать, что бы все ваши желания обязательно сбылись. Ищите на небе свою падающую звезду, и она принесет вам счастье!

2 ЧАСТЬ: Физкультминутка.

1) Гимнастика для глаз «Не упусти свою звезду».

У воспитателя в руках палочка со звездой на конце. Восп-ль предлагает детям следить глазками за полетом звезды (вверх, вниз, влево, вправо и по кругу несколько раз в произвольном направлении). Обратить внимание, что за звездой следят только глазки, голова не двигается. Когда воспитатель бросает палочку, любой ребенок, кто поднял «звезду» произносит свое желание. Игра продолжается 5 минут.

2) Танец счастливых звездочек под музыку.

Воспитатель предлагает деткам выйти в центр игровой комнаты, на открытое пространство и весело потанцевать под детскую песню «Мы маленькие звезды»

Воспитатель. : Молодцы, мои звездочки. А теперь летим на свои места.

Дети: Садятся на стульчики перед воспитателем.

3 ЧАСТЬ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ.

Воспитатель. : Сегодня мы много говорили о звезда и о профессии астроном. А хотели бы вы сами попробовать стать астрономами, увидеть в подзорную трубу падающую звезду и загадать желание? (ответы детей)

- Хорошо. Сейчас мы вместе с вами попробуем это сделать.

Воспитатель приглашает детей пройти за столы, где их ждет раздаточный материал (плотная цветная бумага формат А5, полоски цветной бумаги тонкие (1 см, по шире (3 см) и широкие (5 см, клей карандашный, салфетки.

Детям предлагается наклеить полоски на свой лист бумаги сначала - самую тонкую, потом найти по шире и в конце самую широкую.

Затем воспитатель на своем образце показывает, как можно свернуть и подклеить уже оформленный лист бумаги в трубочку, придерживая в отверстиях пальцами. Детям, испытывающим сложность, воспитатель помогает в индивидуальном порядке. Дети выполняют аппликацию с конструированием «Подзорная труба».

Всем детям кто уже выполнил задание, воспитатель при помощи маленького кусочка бумаги, подклеивает изнутри «подзорной трубы двухстороннюю звезду на короткой ниточке. (Звезды, диаметром 3 см, заранее вырезаны воспитателем и внутрь их вклеена ниточка, что бы не тратить лишнее время на занятии).

4 ЧАСТЬ: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ.

В конце занятия воспитатель хвалит детей за старания. Потом показывает, как при помощи поворота «подзорной трубы», можно увидеть «падающую звезду» и говорит, что теперь желание детей обязательно исполнится, надо только сильно этого захотеть.

Воспитатель: - У вас в руках теперь настоящая волшебная подзорная труба с падающей звездой по вашему желанию и вы можете сами загадывать желания и идти вперед, добиваясь свои целей, а можете подарить эту трубу своим близким и рассказать, как ей можно пользоваться.

Обыгрывание конструкций изготовленных детьми.

Лего-конструирование в средней группе

Лего-конструирование в средней группе "Лего-конструирование" в средней группе. В нашем детском саду прошел конкурс на тему "Лего-конструирование", во всех возрастных группах.

Фотоотчет «Конструирование в средней группе»

Фотоотчет «Конструирование в средней группе» Фотоотчет конструирование в средней группе. Елена Владимирова. Конструирование — один из любимых детьми видов деятельности наряду с изобразительной.

Фотоотчёт коллективной работы. Конструирование из бумаги «Осеннее дерево» в подготовительной группе

Фотоотчёт коллективной работы. Конструирование из бумаги «Осеннее дерево» в подготовительной группе Цель: - углубить представление о временах года. Задачи: - вызвать у детей желание создавать коллективную работу; - развивать зрительный.

Фотоотчёт. Конструирование из Тико «Игрушки своими руками» в средней группе

Фотоотчёт. Конструирование из Тико «Игрушки своими руками» в средней группе ТИКО, или Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения я активно применяю в образовательной деятельности детей средней группы. Так,.

Интегрированный конспект занятия (конструирование из бумаги) в средней группе «Ах, эти забавные черепашки» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Задачи: 1. Продолжить.

«Волшебный мир бумаги». Конспект открытой организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

«Волшебный мир бумаги». Конспект открытой организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ МИР БУМАГИ» Подготовила и провела Воспитатель 1кв. кат Спиркова Е. А Цель: развитие познавательной активности,.

Конструирование из бумаги «Падающая звезда». Конспект комплексного занятия с детьми средней группы

Конструирование из бумаги «Падающая звезда». Конспект комплексного занятия с детьми средней группы Конструирование из бумаги на тему: «Волшебный телескоп с падающей звездой». Конспект комплексного занятия с детьми средней группы. Ведущая.

Конструирование в средней группе

Конструирование в средней группе Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие». Основные задачи педагогической работы по конструированию с детьми в средней.

Вот такую подзорную трубу я соорудила из картона для своей юной пиратки .

Вот такую подзорную трубу я соорудила из картона для своей юной пиратки . (фото 1)

Так выглядит в сложенном виде.

Так выглядит в сложенном виде. (фото 2)

Все, что нужно для изготовления такой трубы: картон, линейка и карандаш, ножницы, клей и толстая фланелевая салфетка для вытирания пыли (такие сейчас в хозяйственных магазинах продаются) + полчасика свободного времени.

Все, что нужно для изготовления такой трубы: картон, линейка и карандаш, ножницы, клей и толстая фланелевая салфетка для вытирания пыли (такие сейчас в хозяйственных магазинах продаются) + полчасика свободного времени. (фото 3)

Итак, начнем. Из полоски картона склеиваем первый (самый узкий) цилиндр. Размеры будут зависеть от того, какой величины труба Вам нужна. Я брала полоску картона длиной 7 см (плюс 5 мм припуска на склеивание), шириной 5 см. Склеив цилиндр, приклеиваем на один его край внешний ограничитель из фланелевой полоски шириной около 5 мм.

Итак, начнем. Из полоски картона склеиваем первый (самый узкий) цилиндр. Размеры будут зависеть от того, какой величины труба Вам нужна. Я брала полоску картона длиной 7 см (плюс 5 мм припуска на склеивание), шириной 5 см. Склеив цилиндр, приклеиваем на один его край внешний ограничитель из фланелевой полоски шириной около 5 мм. (фото 4)

Делаем второй цилиндр, при этом надо учитывать, что он должен быть немного больше в окружности, чтобы первая трубка с ограничителем могла двигаться внутри него, но при этом, не болтаться. Для этого я просто измерила длину окружности первого цилиндра в том месте, где приклеен ограничитель. У меня получилось, что полоска картона для следующей трубки должна быть на сантиметр больше предыдущей. То есть, если первую трубочку я крутила из полоски 7,5 см*5 см, то для второй трубки я беру полоску картона 8,5 см*5 см, для третьей - 9,5 см *5 см. и т.д.

Делаем второй цилиндр, при этом надо учитывать, что он должен быть немного больше в окружности, чтобы первая трубка с ограничителем могла двигаться внутри него, но при этом, не болтаться. Для этого я просто измерила длину окружности первого цилиндра в том месте, где приклеен ограничитель. У меня получилось, что полоска картона для следующей трубки должна быть на сантиметр больше предыдущей. То есть, если первую трубочку я крутила из полоски 7,5 см*5 см, то для второй трубки я беру полоску картона 8,5 см*5 см, для третьей - 9,5 см *5 см. и т.д. (фото 5)

На второй цилиндр тоже клеим полоску ограничителя, но сначала внутри с одной стороны.

На второй цилиндр тоже клеим полоску ограничителя, но сначала внутри с одной стороны. (фото 6)

С той стороны большего цилиндра, где внутреннего ограничителя нет, вставляем меньший цилиндрик

С той стороны большего цилиндра, где внутреннего ограничителя нет, вставляем меньший цилиндрик (фото 7)

Просовываем его насквозь через больший цилиндр до тех пор, пока внешниий ограничитель маленькой трубки не упрется во внутренний ограничитель большей трубки. Этот механизм не даст маленькому цилиндру выпасть из большого.

Просовываем его насквозь через больший цилиндр до тех пор, пока внешниий ограничитель маленькой трубки не упрется во внутренний ограничитель большей трубки. Этот механизм не даст маленькому цилиндру выпасть из большого. (фото 8)

Теперь с другой стороны второго (большего) цилиндра проклеиваем полоски - ограничители внутри трубки и снаружи. Я думаю, механизм понятен: внутренний ограничитель не дает выпадать той трубке, которая находится внутри, внешний ограничитель не даст выпасть этой трубке из следующего звена большего диаметра.

Теперь с другой стороны второго (большего) цилиндра проклеиваем полоски - ограничители внутри трубки и снаружи. Я думаю, механизм понятен: внутренний ограничитель не дает выпадать той трубке, которая находится внутри, внешний ограничитель не даст выпасть этой трубке из следующего звена большего диаметра. (фото 9)

По такому же принципу собираем нашу трубу из скольки угодно звеньев. Украшаем - можно нарисовать блестящими гелевыми ручками или блестками в тюбиках звезды для звездочета или веселого Роджера, если это труба пирата. Главное, чтобы украшения не были выпуклыми, иначе они не дадут трубе закрыться.

По такому же принципу собираем нашу трубу из скольки угодно звеньев. Украшаем - можно нарисовать блестящими гелевыми ручками или блестками в тюбиках звезды для звездочета или веселого Роджера, если это труба пирата. Главное, чтобы украшения не были выпуклыми, иначе они не дадут трубе закрыться. (фото 10)

Извиняюсь за качество фото, весь процесс фотографировался на сотовый
телефон. Думаю, идея изготовления подзорной трубы может пригодится для
новогодоних маскардаов, ну если Ваш ребенок пират в душе - то такая труба
пригодится ему в любое время года.

очень здоровская игрушка, у меня пока сыну 2 года, он не поймет, а вот племяшке надо смастерить. спасибо

Спасибо Вам за первый комментарий! Буду рада,е сли мой МК пригдится, тем более, что делать такую игрушку совсем не сложно. Удачи!

Великолепная идея. Хотя у моего пирата и есть труба, но у меня же еще есть крестница.

Рада, что Вам нравится! Большое спасибо за комментарий !

Замечательно! И просто и интересно!

Большое Вам спасибо! Рада, что Вам понравилась моя нехитрая задумка!

спасибо большое! обязательно сделаю свои мальчишкам такую нужную вещь!!

И Вам спасибо за комментарий! Делайте и пиратничайте на здоровье!

А вот у меня получилась модернизация Вашей идеи.
Сыну 8 лет, и он будет на празднике в школе ЗВЕЗДОЧЕТОМ.
Труба край, как нужна!
Посмотрел на Ваше изделие (точнее жена показала), немного оптимизировал
и получилась превосходная подзорная труба нашего юного ЗВЕЗДОЧЕТА.

Спасибо за идею и пошаговую инструкцию!

Константин, очень рада, что моя идея Вам пригодилась! Только так не честно - похвастались, и не показали свое творение! Обязательно регистрируйтесь на сайте и хвастайтесь в полной мере. Спасибо за комментарий.


Сложно найти на всей земле человека, который хотя бы немного не интересовался астрономией. Это, закономерно, требует наличия определенного инструмента, который позволил бы более внимательно рассмотреть загадки звездного неба. Если есть подзорная труба или бинокль – то этого достаточно, чтобы любоваться красотой звездного неба. Но при наличии сильного интереса такие девайсы не могут удовлетворить запрос. Необходимо что-то более мощное, то есть, телескоп. Вот только как его создать? Рассмотрению вопроса: «Как сделать телескоп своими руками?» и посвящена эта статья.

Вводная информация

Приобретение телескопа заводского изготовления обойдется довольно дорого. Поэтому его покупка уместна в тех случаях, когда есть желание заниматься астрономией хотя бы на любительском уровне. Но для начала, чтобы получить базовые знания и навыки, а также понять, действительно ли эта наука кажется тем, что про нее думает большинство, нелишним будет создать самодельный домашний телескоп своими руками. Во многих детских энциклопедиях и различных научно-популярных изданиях можно найти описание процесса изготовления простейшего устройства, позволяющего видеть кратеры на Луне, диск Юпитера вместе с его четырьмя спутниками, кольца и сам Сатурн, серп Венеры, отдельные яркие и крупные звездные скопления и туманности. Следует отметить, что слабым местом таких устройств является качество изображения, которое не может соревноваться с приборами заводского изготовления.

Немного теории

телескоп своими руками в домашних условиях

Прежде чем начинать создавать телескоп своими руками в домашних условиях, стоит разобраться как работает этот прибор.

Два минимально необходимых оптических узла – это объектив и окуляр. Первый задуман для того, чтобы собирать свет. От его диаметра зависит какое максимальное увеличение будет у готового устройства, и насколько слабо видимые объекты можно будет наблюдать. Окуляр необходим для увеличения изображения, что формируется объективом и для передачи изображения к человеческому глазу.

Определяемся с типом

В зависимости от устройства, выделяют различные телескопы. Два самых распространенных типа – это рефлекторы и рефракторы. В первом случае в качестве объектива выступает зеркало, во втором – система линз. В домашних условиях создать все в необходимом качестве для рефлектора довольно проблематично, в силу трудности и точности процесса изготовления. Тогда как линзы для рефрактора несложно приобрести в магазине оптики. Как видите, различие между ними сугубо в конструктивном исполнении.

Первая проба

как сделать телескоп своими руками в домашних

Для определения значения увеличения используется соотношение фокусного расстояния от объектива до окуляра. Рассмотренная ниже схема будет обеспечивать улучшение зрительных свойств примерно в 50 раз.

Первоначально необходимо запастись заготовкой линзы для очков, сила которой составляет один диоптрий. Это соответствует фокусному расстоянию в один метр. Обычно их диаметр около 7 сантиметров. Этот как раз то, что необходимо для объектива. Тут следует отметить, что если интересует как сделать телескоп своими руками из линз для очков, то следует признать, что они слабо подходят для такого нецелевого применения. Но при желании можно использовать и их. Если есть длиннофокусная двояковыпуклая линза, то лучше использовать именно ее. Хотя на роль окуляра еще подходит и увеличительное стекло из лупы, диаметром в 3 сантиметра или линза от микроскопа.

Для корпуса необходимо сделать из плотной бумаги две трубы. Первая (представляющая собой основную часть) будет иметь длину в один метр. Для окулярного узла создается труба в двадцать сантиметров. Короткая вставляется в длинную. Для изготовления корпуса можно использовать широкий лист ватмана или рулона обоев, свернув их в трубу в несколько слоев и проклеить ПВА. Количество пластов подбирается вручную. Необходимо добиться эффекта жесткости будущего устройства. При этом внутренний диаметр основной части должен равняться размеру выбранной линзы.

Но это не все

сделать телескоп своими руками в домашних условиях

Если вопрос только в том, как сделать телескоп своими руками в домашних условиях, то обойтись исключительно вышеизложенным можно.

Но для лучшего результата не обойтись без некоторых нюансов.

Так, объектив необходимо крепить в первой трубе наружу выпуклой стороной с помощью оправы. Для этого подойдут кольца соразмерного диаметра с толщиной в сантиметр. Сразу после линзы необходимо установить диск – диафрагму. Ее специфическим отличием является наличие в центре отверстия диаметром в 2,5–3 сантиметра. Это необходимо сделать для уменьшения искажения изображения, которое формирует одиночная линза. Правда, такой подход уменьшает количество света, что собирает объектив. Для улучшения результата линзу необходимо устанавливать как можно ближе к краю трубы. Затем подходит очередь окуляра. Где его размещать? Установить его требуется в окулярном узле как можно ближе к краю. При этом для окуляра идеальным будет картонное крепление. Прибор лучше делать в виде цилиндра, диаметр которого равен размеру выбранной линзы. Он устанавливается внутри трубы благодаря двум крепежам (например, дискам). При этом необходимо следить, чтобы он по своему диаметру был соразмерен и с линзой, и с окулярным узлом.

Подготовка телескопа к использованию

телескоп своими руками из линз

Фокусировка устройства осуществляется посредством изменения расстояния между объективом и окуляром. Достигается это, в механическом смысле, благодаря обеспечению движения окулярного узла, размещенного в основной трубе. Для фиксации положения лучше всего использовать силу трения. Следует отметить, что фокусировку удобнее осуществлять на больших и ярких объектах, как-то близлежащие здания, Луна, яркие звезды (но не Солнце).

При создании телескопа следует учитывать, что объектив и окуляр должны находиться параллельно друг другу, а их центры следует расположить на одной линии. На этапе подготовки можно поэкспериментировать с диаметром диафрагмового отверстия с целью найти оптимальный. Так например, если подобрать линзу на 0,6 диоптрия и установить фокусное расстояние в 1,7 метра (1/0,6), то это позволит добиться большего увеличения. Правда, при этом придется поработать над отверстием диафрагмы. А именно – увеличить его размер.

И после завершения работы над первым устройством запомните одну простую истину: через телескоп посмотреть на Солнце можно только два раза – сначала правым глазом, потом левым. Такое опасное занятие моментально вредит зрению, поэтому им лучше не заниматься.

Промежуточный итог

Можно использовать и другие схематические варианты, беря в качестве основы линзы очков или телеобъективов. Это весьма широкая область, в которой есть как и совсем зеленые новички, так и профессиональные астрономы. Поэтому если возникнет определенный вопрос или непонимание чего-то, не следует стесняться, спокойно задавайте интересующий вопрос. Для этого сегодня есть тематические кружки, сайты, форумы и т. д. Ведь стоит только окунуться в мир астрономии – и взору откроются многочисленные сокровища звездного неба. В целом рассмотренной практической информации должно хватить для создания простейшего устройства. Если хочется сконструировать и воплотить что-то более сложное, то здесь не обойтись без качественной теоретической подготовки.

Необходимые знания

как сделать телескоп своими руками с увеличением

Следует всегда помнить о том, что основная характеристика – это размер объектива, окуляра и фокусное расстояние. Это альфа и омега, без которой создать телескоп невозможно. Но при этом существует большое количество мелких моментов, которые могут существенно повлиять на конечный результат. Например, максимальное полезное увеличение телескопа. Значение этого параметра равняется удвоенному диаметру объектива (в миллиметрах). Делать устройство с большим увеличением не имеет смысла, поскольку, скорее всего, увидеть новые детали не получиться. А вот общая яркость изображения пострадает. Поэтому для устройств с пятидесятикратным увеличением не рекомендуется использовать линзы менее чем на 2,5 сантиметра. Следует отметить, что предложенный выше вариант имеет показатели в 7 и 3 см, что хорошо подходит для телескопа с качеством 50х. Можно взять и 4-сантиметровую линзу в качестве объектива, но в таком случае уменьшиться разрешающая способность оптического устройства. Поэтому лучше использовать рекомендованные значения.

Экспериментирование с конструктивным исполнением

Вариант, когда создается основная труба на метр, и в нее встраивается дополнительная на двадцать сантиметров, – это далеко не все. Можно подкорректировать конструкцию с тем, чтобы создавать другие формы телескопов. Например, для объектива используется труба в 60–65 сантиметров, а в нее на 10–15 см входит другая, для окуляра, длина которой составляет 50–55 см.

Возвращаемся к теории

как сделать телескоп своими руками

Минимальное значение полезного увеличения для телескопа зависит от диаметра окуляра. Здесь есть один очень важный нюанс! Его размер не должен превышать диаметр полностью раскрытого зрачка наблюдателя. В противном случае не весь собранный телескопом свет будет попадать в глаз: он будет теряться, ухудшая качество работы устройства. Так, максимальный диаметр зрачка глаза у обычного человека не превышает пяти–семи миллиметров. Поэтому для поиска минимального полезного увеличения берется 10 крат (апертура, помноженная на 0,15). Это интересное слово, апертура, означает отверстие, подобное диафрагме, только несколько усовершенствованное и продвинутое. Это устройство используют в сложных приборах для получения качественного результата. Но это уже для тех, кто хочет сделать телескоп своими руками в домашних условиях с серьезными характеристиками для более тщательного изучения звездного неба.

Заключение

домашний телескоп - это легко и интересно

Ну, вот и тот минимум, который необходимо знать каждому, чтобы создать собственный девайс для изучения звездного неба. Неважно, какой будет первый шаг – соберете телескоп-рефлектор своими руками или рефрактор. Главное, если это представляет интерес, то необходимо действовать в данном направлении, - учиться, осваивать новые знания, практиковаться, открывать что-то новое для себя или даже для целого мира – не останавливаться, а уж удача сопутствует целеустремленным.

Но знайте, что при изготовлении устройств с бо́льшим увеличением сильнее о себе заявят дифракционные явления. Это приведет к ухудшению видимости. И напоследок задача: какими основными параметрами должен обладать телескоп, обеспечивающий 1 000-кратное увеличение?

Читайте также: