Тематическое планирование дымковская игрушка старшая группа

Обновлено: 18.04.2024

Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, я обратилась к игрушке. Национальная русская игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Из всего многообразия русских народных игрушек я выбрала дымковскую, а также филимоновскую и калининскую, так как узоры, украшающие эти игрушки, просты и доступны для детей средней группы. Это те же элементы, которые указаны в программе по декоративному рисованию: прямые линии, круги, кольца, точки. При рассматривании игрушек отметила, что узоры разного цвета: красные, зелёные, желтые, оранжевые, синие.

Считаю,что эти игрушки разносторонне взаимодействуют на развитие чувств, ума и характера ребёнка.

Удивительная простота сюжета, чёткость формы, сочетаются с живой раскраской. Народная игрушка несёт ребёнку и эстетическое развитие. Красота росписи и выразительность формы вызывают чувство радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни.

Являясь национальной по содержанию, игрушка понятна и доступна для восприятия ребёнку, так как содержит в себе те образы птиц и животных, которые окружают их и хорошо известны с первых лет жизни. Из дымковских игрушек это – петушки, барашки, коровы, козлики. Из филимоновских: барашки, олени, лисичка с петухом, кот с гармошкой, разные весёлые птицы – свистульки. Из калининских – знаменитые яркие калининские петушки и уточки-лебеди с грациозно повёрнутыми назад шейками. Как правило, они небольшого размера, очень удобны в обращении, легко помещаются в руке ребёнка.

Зная, что эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности воспитателя, его эрудиции в данном вопросе, от практических умений и навыков, я перед началом работ тщательно изучила материалы, касающиеся истории дымковского промысла, современного его состояния. Уточнила методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с народной русской глиняной игрушкой и обучению их лепке и росписи.

Программа рассчитана на 3 года. Внедрение данной программы начинается со средней группы с декабря и до выпуска детей в школу.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №51 Родничок»

Малышевского городского округа

Познавательно- творческий проект

«Дымковская игрушка»

Выполнили и провели:

Наши дети практически незнакомы с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными промыслами. А ведь именно занятия декоративно - прикладным искусством, могут научить детей воспринимать прекрасное, научат любоваться красотой окружающей действительности. Дымковские мастерицы создают жизнерадостные, нарядные, веселые фигурки, вносящие с собой в дом потоки света, солнца, песни, говор и смех слободских гуляний. Более "детскую" игрушку трудно придумать. Они привлекают детей яркостью и оригинальностью. Мастерицы весьма изобретательны в своих простосердечных узорах, имеющих бесконечное множество вариантов : это и легкие цветные линии, образующие ясные геометрические сочетания, горошки, полоски, точки. Декоративная роспись дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли настоящих мастеров, выразить в своей работе индивидуальность, красоту окружающего мира, природы.

Знакомить детей с дымковской игрушкой и элементами дымковской росписи в нетрадиционной форме.

• Расширять представления детей об истории возникновения дымковской игрушки.

• Формировать представления об элементах дымковской росписи и дымковской игрушки.

• Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

• Формировать умения украшать дымковскими узорами силуэты игрушек.

• Развивать познавательную активность.

• Развивать восприятие цвета, умение подбирать необходимые краски.

• Развивать умения применять нетрадиционные техники: рисовать ватными палочками, применять метод –тычок.

• Развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться изделия, создавая прямые и волнистые линии) ;

• Воспитывать любовь к дымковской игрушке.

• Прививать любовь к русскому быту с помощью литературных произведений и народного фольклора.

• Воспитывать уважение к труду мастеров.

Продолжительность проекта: среднесрочный февраль - март

Тематика проекта : познавательно – творческий.

Области интеграции: речевое развитие, социально- коммуникативное, физическое развитие, художественно- эстетическое.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, психолог, родители.

Вид проекта : групповой, фронтальный.

Проблемы: Дети не знают о дымковской игрушке ничего.

Этапы реализации проекта

· Изучение методической литературы по теме проекта.

· Постановка цели и задач.

· Подбор материалов по данной теме (материал об истории дымковского промысла). Подбор рисунков, фотографий дымковских игрушек.

· Подбор наглядно-информационного и консультативного материала для родителей.

· Разработка перспективного планирования работы с детьми.

· Создание презентации « Дымковская игрушка » , «Чудо Вязьмы».

· Подбор художественной литературы по теме.

· Создание условий для реализации проекта.

Совместная деятельность с детьми:

НОД.
Познание ФЦКМ

1.Тема: «Знакомство с дымковской игрушкой».

Цель: способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.


2. Тема: Презентация «Веселая Дымка».
Цель: Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Воспитывать интерес, уважение и бережное отношение к народному творчеству.

НОД.
Познание Развитие речи

1. Беседа ««Особенности росписи дымковских игрушек».

Цель: познакомить детей с особенностями росписи дымковских игрушек. Формулирование высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений.

2.Беседа: «Где родилась дымковская игрушка?» Цель: Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Рассматривание, сравнение и описание. Отвечать на вопросы полным ответом. Развивать речь, мышление, память.

НОД Рисование «Дымковский олень»

НОД Рисование «Дымковская барыня»

НОД Лепка «Украсим наряд дымковской барышни».

НОД Рисование «Весёлые лошадки».

НОД Рисование «Дымковский индюк».

НОД Лепка « Дымковский петух»

Цель: Рассматривание дымковских игрушек, изучение деталей и особенностей орнамента. Участие в беседе о цвете и ритме в узоре. Выполнение задания по образцу. Самостоятельный выбор цвета для узора и составление узора из знакомых элементов. Развивать мелкую и крупную моторику рук.

Развитие речи и чтение художественной литературы:

Составление сказок с использованием дымковских игрушек, словесные игры: «Определи место игрушки», «Сравни игрушки»,

Слушание и обсуждение русских народных сказок: «Мужик и медведь», «Иван-царевич и серый волк», А. Дьякова «Весёлая дымка», «Сивка-бурка». Чтение и заучивание загадок, потешек, прибауток и стихов по теме.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «К нам гости пришли»; «Магазин

«Какой игрушки не стало», «Подбери узор», «Узнай по силуэту»,

«Разрезные картинки», «Дымковская игрушка», «Наряди барыню», «Найди лишний» «Дымковская мозаика», «Что изменилось», «Красота дымковского орнамента», « Дымковское лото».

Подвижные игры.
Цель: познакомить детей с народными играми. Воспитывать умение действовать в коллективе.
1. «Ручеек».
2. «Горелки».
3. «Башмачки потерялись».
4. «Перетягивание каната».
5. «Золотые ворота».

Открытое занятие по нетрадиционным формам рисования для педагогов.

Показ презентаций « Дымковская игрушка » , «Чудо Вязьмы».

Выставки продуктов изобразительной деятельности для родителей.

Консультации для родителей.

Фотоотчёты воспитателей и родителей по теме проекта.

Методы и приёмы:

Методы, которые использовались, были выбраны из цели и задач, поставленных в данном проекте, его структуры, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.

Словесный метод: объяснение, беседа, разъяснение,

устная инструкция, художественное слово,

Наглядный метод: рассматривание иллюстраций,

показ с проговариванием действий, работа с базовыми формами.

Практический: упражнения, дидактические игры, создание проблемной ситуации.

Для создания мотиваций использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялось художественное слово и музыкальное сопровождение.

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

· В ходе реализации данного проекта предполагаем, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов группы, у детей сформируется интерес к дымковской игрушке.

· Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все элементы росписи. Узнают приёмы рисования и научатся составлять узоры.

· Дети получат первоначальные представления о декоративно- прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.

· Будут применять полученные знания и умения в практической деятельности.

· В процессе реализации проекта были проведены различные виды деятельности, которые способствуют формированию духовно- нравственной культуры, знаний детей о дымковской игрушке. Методы, которые использовались, были выбраны из цели и задач, поставленных в данном проекте, его структуры, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.

· Используемые словесные методы (объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры).

· Наглядные методы ( рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа с базовыми формами).

· Практические (упражнения, дидактические игры, создание проблемной ситуации).

· Для создания мотиваций использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялось художественное слово и музыкальное сопровождение.

Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,

Наглядно-методическое пособие. Дымковская игрушка. Под редакцией А. Дорофеева. Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка». Чудо-Кони, чудо - птицы. Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке. Москва «Детская литература» 1977 г. ВеличкинаГ., ШпикаловаТ. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства Издательство Мозаика-Синтез Величкина Г. А. «Дымковская игрушка» издательство Мозаика – Синтез 2009г Доронина Г. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 8. - С. 23-25. 7. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Комарова Т. « Занятия по изобразительной деятельности в средней группе »

Конспект беседы «Знакомство с дымковской игрушкой»

Цель: ознакомление с дымковской игрушкой.

Обучающие: познакомить с историей дымковской игрушки; формировать знание об особенностях росписи игрушек; основных элементах узора.

Развивающие: развивать интерес к изучению народных промыслов

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Ребята, у вас всех есть игрушки. Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково. Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, меха. Но и сейчас все любят народные глиняные и деревянные игрушки. В большом селе Дымково родилась дымковская игрушка. Веселые игрушки отличаются яркими красками.

В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки тонкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки.

Рассматривание игрушек: олень, индюк, барышня, конь.

Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Даже кони приобрели яркий наряд. Что общего у всех этих игрушек? (белый фон, яркие

краски, геометрические узоры.)

Как вы думаете, какой сначала краской покрывают игрушку? А знаете ли вы почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушку чаще всего зимой, когда все вокруг было белым бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне.

Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Давайте узнаем, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом,

разведенным молоком, и расписывают. Самые любимые из них - это свистульки.

Как можно расписать деревянные игрушки, какие элементы лучше использовать? (Кружки, полоски, волны, кольца, точки). - Какие цвета любят мастера Дымково?

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника (свистопляска).

Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители

ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек? (Округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор - полоски, кружочки, точки, волны, кольца).

НОД Лепка «Дымковский петух».

Формирование и развитие у детей интереса к народному декоративному творчеству посредством создания дымковской игрушки.

Обучающие: учить детей лепить петуха по мотивам дымковской игрушки, подмечать и отражать в работе особенности петуха: пышный хвост, волнообразные крылья, гребешок – корона. Закреплять умение лепить птицу из целого куска пластилина, дополняя изделие деталями путём налепа. Отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста; заглаживать поверхность игрушки,

пользоваться стекой, сглаживать поверхность фигуры.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие, образные представления. Воспитательные: воспитывать у детей у детей интерес и уважение к народным промыслам.

Далеко - далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки стояло большое село. Каждое утро люди вставали, топили печи и из трубы вился голубой дымок. Домов в селе было много, вот и назвали его- Дымково. Давайте все вместе повторим, как называлось это село (Дымково).

Люди любили лепить яркие, веселые игрушки - свистульки. Много игрушек за зиму слепят, а когда снег убежит с полей, люди выносили свои игрушки и свистели, так они зиму провожали и весну встречали. А по имени села игрушки стали называть дымковские. Ребята, а из чего сделаны эти игрушки? (эти игрушки из глины). Раньше такими игрушками играли ваши прабабушки и прадедушки Ребята, а вы хотите поиграть такими игрушками. Мы отправимся в мастерскую дымковской игрушки (дети садятся за столы). Вы сейчас не детвора, а все чудо-мастера! Сегодня мы попробуем слепить дымковскую игрушку. В мастерскую заходите. На игрушку посмотрите.

Поглядите, что за птица! Кто не взглянет удивится!

Хвостик, клюв и оперенье – Просто чудо, загляденье!

Ребята, как вы думаете, что это за птица? (петух).

Правильно, это дымковский петух. Давайте рассмотрим его. Какой у него хвост? (хвост у петуха изогнутый, пышный). Какие у петуха крылья? (крылья у петуха волнистые). Какой гребешок у петуха? (гребешок у петуха, как шапочка, как корона). Да, хвост у петуха пышный, крылья волнообразные, а гребешок, как корона.

Мы с вами уже лепили дымковскую уточку. Кто из вас догадался, как легче вылепить петуха?

Для этого нам нужно разделить пластилин на две части. Из одной части лепим овальное туловище, вытягиваем шею и формируем голову и хвост, из второго куска лепим подставку.

Правильно, а сейчас я вам покажу, как лепить крылья. Беру небольшой кусок пластилина яркого цвета, раскатываю между ладонями, а затем немного сплющиваю. Получаю вот такую пластину.

Затем придаю волнообразную форму, прикрепляю крылья к туловищу птицы. А кто мне расскажет, как лепить корону-гребешок? (сначала из маленького куска пластилина нужно слепить пластину, прикрепить её к голове, пригладить и прищипнуть края).

Правильно, с чего начнёте работу? (дети рассказывают) Молодцы, ребята. Я вижу, вы готовы лепить дымковского петуха. Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики.

Идёт, идёт петушок, набок колпачок. Красная бородка, глиняная головка.

Рано-рано встал, по водичку пошёл, Молодичку нашёл. Молодичка – добра, сапожки дала.

Ну-ка за работу, чудо мастера! Старайтесь, чтобы ваши петушки были красивыми и аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. (Дети под спокойные русские народные мелодии лепят петуха, приносят своих петушков и ставят их на подставку).

Вот и готовы наши петушки. Мастера умелые их сегодня сделали. Чья игрушка, дети, вам больше всего понравилась и почему? (ответы детей).

Сегодня мы много интересного вспомнили о селе Дымково, о дымковской игрушке. Сами попробовали себя в роли мастеров.

«Программное содержание: Знакомить с народными промыслами. Расширять представления о народной игрушке- дымковская игрушка. Привлекать детей к созданию узоров дымковской росписи.

Методы и приемы:

наглядный – Рассматривание дымковских игрушек -презентация, иллюстраций.

словесные –Дымковская игрушка — едва ли не единственный вид народного искусства, который дает уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий, развитие последовательное и непрерывное в смене многих поколений и династий мастеров

Практические -Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила. - рисуем

Физкультминутка :

Мы старались рисовать. Трудно было не устать.

Мы немножко отдохнем. Рисовать опять начнем. (Кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)

Беседа- Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают.

Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.

Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия

Практическая деятельность детей

Оценивание детских работ детьми. - Нравятся ли вам ваши работы, какое настроение у Вас?

- Что же вы рисовали? С помощью чего? Как можно назвать нашу выставку?

2. Физическая культура

Программное содержание: соблюдает правила безопасности при выполнении прыжков

в длину с места; умеет прокатывать мяч по заданию педагога: «далеко, близко, вперёд, назад», планировать последовательность действий и распределять роли в игре «Охотники и зайцы»

Вводная: Ходьба и бег: по кругу, взявшись за руки; врассыпную, с изменением направления; с остановкой по сигналу с заданием; с перестроением в три звена, перестроением в пары; врассыпную между предметами, не задевая их

. РЕЧЕВКА: Малыши-крепыши встали на зарядку. Малыши-крепыши сделали на зарядку!

Вторая неделя. Комплекс №26

Ходьба друг за другом, на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, «как цапли», «как мышки»; с изменением направления.

Бег друг за другом, прямой галоп, бег змейкой.

Ходьба. Построение в звенья.

Основные виды движений

1. Метание мешочков на дальность.

2. Ползание по гимнастической скамейке на ладонях и коленях.

3. Прыжки на двух ногах до флажка между предметами, поставленными в один ряд

Подвижные игры:«Воробышки и автомобиль»

Малоподвижные игры: «Журавли летят». Ходьба в колонне по одному на носках с выполнением дыхательных упражнений. «Стоп». Утро: 1. Прием и осмотр детей

2. Утренняя гимнастика: РЕЧЕВКА: Малыши-крепыши встали на зарядку. Малыши-крепыши сделали на зарядку!

Вторая неделя. Комплекс №26

3. Беседа: история Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.

4. Труд. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой, дежурных по подготовке материалов к занятию (под руководством воспитателя)

6. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами расческой, полотенцем, зубной щеткой.

Прогулка 1. Наблюдение за сезонными изменениями

Цели: формировать понятия о смене времен года; дать представление об особенностях каждого сезона.

Ход наблюдения

Улеглись в полях метели

В белоснежные постели. Отдохнуть пришла пора!

У крыльца звенят капели. Воробьи повеселели. Гонят зиму со двора! П. Образцов

Март — первый весенний месяц. Но поглядите в окно: идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимнему, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается. Солнце всходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера, значит, день прибавился почти на пять часов.

Март — это весна света. Выдаются такие деньки, когда с утра разойдутся тучи, выглянет солнце и осветит укрытую снегом землю.

Воспитатель задает детям вопросы. Перечислите признаки весны. Какой сейчас месяц? Что происходит со снегом весной? Как изменяется жизнь человека весной?

Посыпать песком участки опасные для передвижения. Цель: формировать трудовые умения.

«Кто останется в кругу?», «Живой лабиринт». Цели: развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалки.

-гимнастика после сна : См. 24.02.15

Игра с мячом «Времена года».

Прогулка: 2 Наблюдение за погодой.

Подвижная игра: «Воробышки и автомобиль» Задачи игры заключаются в развитии у детей: двигательной активности, внимательности, быстроты реакции.

«Охотники и зайцы»

Презентация «Дымковская игрушка»

«Дымковской игрушки»

клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.

навыки безопасного поведения во время рисования

Ярославом П, Настей С

Совершенствовать умения самостоятельно готовить материал к занятию

народные

Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать тех-нику прыжка в длину с места.

«Дымковская игрушка»

стенда как - знакомить с народными промыслами.

Бегунки по планированию образовательного процесса на день в соответствии с ФГОС Календарный план воспитательно-образовательной работы Дата «___» ___ 201_ года День недели: (понедельник, вторник,.

Формы работы по образовательным областям В соответствии с ФГТ предлагается следующая модель организации образовательного процесса: 1. Совместная деятельность взрослого и детей с.

Данный план поможет педагогам в работе по ознакомлению детей с дымковской народной игрушкой.

способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

ВложениеРазмер
perspektivnyy_plan.docx 27.37 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с дымковской народной игрушкой»

Интеграция образовательных областей:
Художественное творчество:

- продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.

- помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки.

- закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);

-учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку;

- повторять приемы лепки: примазывания, сглаживания, приплющивания, передачу относительной величины частей головы и туловища.

- продолжать учить лепить фигуру из целого куска;

- продолжать упражнять детей задумывать и выполнять фигуру в стиле народной дымковской игрушки

- развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию.

- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

- воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности.

- совершенствовать общую и мелкую моторику.

- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Проект " Народная игрушка из Дымково" в старшей группе»

Актуальность проекта:

Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. В наше время самой актуальной темой является, научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Перспективный путь – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развить интерес детей к традициям и истории русского народа.

- Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами - дымковской игрушкой, росписью.

Образовательные:

- Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи.

- Формировать навык использования материалов для рисования.

- Учить видеть красоту дымковской игрушки.

- Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.

Развивающие:

- Развивать познавательную активность, творческие способности, внимание,

- Умение создавать изображения по мотивам дымковской росписи.

- Развивать моторику рук и тонких движений пальцев.

- Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй,

диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, а так же к народному

- Воспитывать уважение к работе мастеров.

Вид проекта: познавательно - творческий.

Тип проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный .

Участники проекта: воспитатели, родители, дети старшей группы.


Этапы проекта:

I этап –подготовительный

- Изучение материала, об истории дымковского промысла.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Поиск и накопление методических пособий по знакомству с дымковской росписью.

- Подбор необходимой литературы, иллюстраций, наглядных пособий.

II этап – практический

План реализации проекта

Образовательная область

«Познавательное развитие» (Приобщение к социокультурным ценностям)

Беседы на тему: «Народное творчество. Дымковская игрушка», «Истоки дымковской игрушки», « Обозначение элементов росписи на дымковской игрушке?», «Технология изготовления дымковской игрушки», «Игрушки не простые, глиняные расписные»

Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Темы: Плоскостная лепка из пластилина по мотивам дымковской игрушки «Козленок»,

Продолжать знакомить с дымковскими народными игрушками; продолжать обучать детей лепить детали общей фигурки из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания, упражнять в выполнении приёмов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей; воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии); упражнять в рисовании элементов дымковского узора; учить самостоятельно выбирать цвета для узора; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Аппликация «Украшение платья дымковской барышни».

Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя знакомые элементы дымковской росписи.

«Опиши дымковскую барышню»,

«Какие мы знаем народные промыслы» «Петушок, расскажи какой он»

Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи; совершенствовать диалогическую речь. продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, расширять словарный запас детей.

(Приобщение к художественной литературе)

«Стихи, загадки русские потешки о Дымке,

«Чем знаменито Дымково?»

«Дымка» Г. Громыко,

«Волшебные игрушки» Т. Неунылова,

«Весёлая Дымка» А. Дьяков.

Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству

Пальчиковая гимнастика «Конь», Физминутка «Спал цветок и вдруг проснулся»

Игры: «Холодно – горячо», «Ворота»

Развивать двигательные навыки детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, знакомить с русскими народными играми.

Д/и «Подбери узор», «Укрась дымковского коня», «Найди лишнее», «Угадай игрушку»

Закреплять знания детей о дымковских игрушках, элементах дымковской росписи, умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона, развивать зрительное внимание, память, обучать рассматриванию узоров.

Итог проекта: организация развлечения «В гостях у Дымковской мастерицы»

Продукт проектной деятельности:

-Выставка детских работ «Дымковская игрушка»

-Создание папки образцов дымковских узоров

-Изготовление дидактических игр

Ожидаемый результат: в ходе реализации данного проекта у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.

Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.

Планы на будущее: В свободной деятельности продолжать закреплять полученные знания о Дымковской росписи. Осенью планируется расширять знания детей о народном промысле Хохлома.

Информационно-методическое обеспечение

1.Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.

2.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1986.
3.Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры.-М.: ЦГЛ,2005.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. 5.Слепцова И. С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М.: Вологодский научно-методический центр народного творчества, 1995.
6.Князева О.Л., Маханева М.Д. Проиобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие: Спб.: Детство – Пресс, 2006г.

Читайте также: