Традиционно используются для проигрывания ролевых игр это обычные игрушки размером в рост человек

Обновлено: 03.05.2024

Куклотерапия — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям (заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой). Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.

В куклотерапии применяются разнообразные куклы : от отдельно взятых персонажей до представителей многочисленных видов театральных кукол (куклы–марионетки, куклы-игрушки, теневые куклы, пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые и многие другие).

Играя с куклой, ребенок проецирует окружающую его действительность, транслирует характер взаимоотношений с другими людьми. Эта деятельность для него естественна. Поэтому использование метода куклотерапии позволит в привычной для ребенка ситуации игры выявить и скорректировать его психологические проблемы.

В куклотерапии используются такие известные виды кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные.

Пальчиковые куклы. Наиболее простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.

Куклы-марионетки. Марионетка – это на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

Перчаточные куклы, сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок.

Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Целенаправленность куклотерапии

Куклы тесно связаны с культурными и религиозными традициями человека. Первые из них были прообразами богов, служили защитой, привлекали благополучие и счастье, покровительствовали деятельности. Кукла обеспечивает связь поколений и является архетипом, выстраивающим взаимоотношения с миром.

Куклотерапия - это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол, а также диагносцировать проблему ребенка, при этом они выступают в качестве промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя). Ребенок, познавая мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой проекции становятся куклы.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия :

• коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

• релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

• развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.);

• обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Куклотерапия широко используется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации ребенка, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого напоминает ребенку травмирующую ситуацию. Попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется эмоциональной разрядкой (плач, смех и т. д.).

Процесс куклотерапии

Коррекция протестного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре со взрослым или с ровесниками типичных конфликтных ситуаций из жизни ребенка.

• Итак, всякая куклотерапия проходит в три этапа:

• Первый этап (первое занятие) Изготовление (пошив) куклы

• Второй этап (второе занятие) Обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством тренера-ведущего, что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились», церемония «оживления» куклы, вообще знакомство со своей куклой.

• Третий этап (все последующие занятия) - собственно, сказкотерапия с помощью кукол. Постановка мини-спектакля, рассказывание сказки с помощью куклы, выполнение сложных сюжетных заданий Ведущего с помо­щью кукол и т. п. Кукольный театр.

Первый этап работы с ребенком начинается с установления контакта.

Этот этап очень важен, поскольку с опорой на него происходит эмоциональное раскрытие ребенка в процессе изготовления куклы и терапевтической работы с ней. От него зависит все дальнейшее со-трудничество. На этой стадии необходимо проявить максимальные осторожность и тактичность, соучастие и отношение к ребенку, как к взрослому. Можно обсудить вопросы, касающиеся интересов ребенка, любимых сказок и героев, досуга и всего того, что его волнует.

Следующий этап - изготовление куклы. Для ребенка имеет значение и ее размер, и цвет лица, и материалы. Например, небольшие куклы придают ему уверенности и позволяют занять покровительственную позицию. Кроме того, во время изготовления куклы дети становятся спокойными, уравновешенными. У них развивается концентрация внимания, усидчивость, воображение.

Говорим ребенку о том, что для игры, в которую мы будем с ним играть, необходимо изготовить куклу, и приглашаем его к этому процессу вопросом: «Какую куклу ты хотел бы сделать?».

Важно самим включиться в процесс создания - это позволит ребенку чувствовать себя более свободно и непринужденно, чем если бы взрослый просто наблюдал за его действиями и выполнением задания (некоторых детей это может раздражать, иногда они испытывают неловкость, из-за чего, в свою очередь, у ребенка может не возникнуть доверия к взрослому). В процессе изготовления куклы необходимо поддерживать беседу, а при затруднениях - помогать, если ребенок не справляется сам.

Третий этап - заключительная беседа, вопросы к ребенку, непосредственное обыгрывание какой-либо ситуации с использованием изготовленной куклы, подведение итогов занятия. На основе результатов подбирается корректирующая программа для разрешения проблем.

Примерный список вопросов:

Как зовут твою куклу?

С кем она живет?

Как она проводит время?

Чем любит заниматься?

Есть ли у нее друзья?

Кукла- игрушка из фольги

Куклотерапия как метод коррекции в работе с детьми


для изготовления куклы из фольги необходимо:

• развитие грубой и мелкой моторики рук;

• развитие коммуникативных навыков;

• профилактика и коррекция тревожности и страхов;

• коррекция заикания;

• разрешение внутренних конфликтов;

• коррекция детско-родительских отношений

• развитие навыков саморегуляции.

После изготовление куклы, возможно проиграть историю связанную с ней. Используя следующие вопросы:

• Как зовут твою куклу?

• С кем она живет?

• Как она проводит время?

• Чем любит заниматься?

• Есть ли у нее друзья?

В завершение занятия для подведения итогов целесообразно задать следующие вопросы:

• Что тебе запомнилось из нашей встречи?

• Что было сложным или, наоборот, легким при изготовлении куклы?

• Понравилось ли занятие?

Ребенку предлагается взять изготовленную куклу и на следующей встрече рассказать, что с ней происходило после занятия.

Настольный кукольный театр

Настольный кукольный театр Я хочу представить вашему вниманию настольный театр, которым мы пользуемся на занятиях и в свободное время с детьми. Для показа настольного.

Работа с педагогическим коллективом в форме консультаций-презентаций Работа с педагогическим составом в форме консультаций-презентаций: 1. Эмоциональное выгорание педагога (симптомы, методы профилактики).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Куклотерапия как метод коррекции в работе с детьми

Куклотерапия — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям (заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой). Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.

В куклотерапии применяются разнообразные куклы: от отдельно взятых персонажей до представителей многочисленных видов театральных кукол (куклы–марионетки, куклы-игрушки, теневые куклы, пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые и многие другие) .

Играя с куклой, ребенок проецирует окружающую его действительность, транслирует характер взаимоотношений с другими людьми. Эта деятельность для него естественна. Поэтому использование метода куклотерапии позволит в привычной для ребенка ситуации игры выявить и скорректировать его психологические проблемы.

В куклотерапии используются такие известные виды кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные.

Пальчиковые куклы. Наиболее простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.

Куклы-марионетки. Марионетка – это на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

Перчаточные куклы, сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок.

Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Куклы тесно связаны с культурными и религиозными традициями человека. Первые из них были прообразами богов, служили защитой, привлекали благополучие и счастье, покровительствовали деятельности. Кукла обеспечивает связь поколений и является архетипом, выстраивающим взаимоотношения с миром.

Куклотерапия - это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол, а также диагносцировать проблему ребенка, при этом они выступают в качестве промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя). Ребенок, познавая мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой проекции становятся куклы.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

• коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

• релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

• развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.) ;

• обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Куклотерапия широко используется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации ребенка, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого напоминает ребенку травмирующую ситуацию. Попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется эмоциональной разрядкой (плач, смех и т. д.) .

Коррекция протестного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре со взрослым или с ровесниками типичных конфликтных ситуаций из жизни ребенка.

• Итак, всякая куклотерапия проходит в три этапа:

• Первый этап (первое занятие) Изготовление (пошив) куклы

• Второй этап (второе занятие) Обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством тренера-ведущего, что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились», церемония «оживления» куклы, вообще знакомство со своей куклой.

• Третий этап (все последующие занятия) - собственно, сказкотерапия с помощью кукол. Постановка мини-спектакля, рассказывание сказки с помощью куклы, выполнение сложных сюжетных заданий Ведущего с помо­щью кукол и т. п. Кукольный театр.

Первый этап работы с ребенком начинается с установления контакта.

Этот этап очень важен, поскольку с опорой на него происходит эмоциональное раскрытие ребенка в процессе изготовления куклы и терапевтической работы с ней. От него зависит все дальнейшее со-трудничество. На этой стадии необходимо проявить максимальные осторожность и тактичность, соучастие и отношение к ребенку, как к взрослому. Можно обсудить вопросы, касающиеся интересов ребенка, любимых сказок и героев, досуга и всего того, что его волнует.

Следующий этап - изготовление куклы. Для ребенка имеет значение и ее размер, и цвет лица, и материалы. Например, небольшие куклы придают ему уверенности и позволяют занять покровительственную позицию. Кроме того, во время изготовления куклы дети становятся спокойными, уравновешенными. У них развивается концентрация внимания, усидчивость, воображение.

Говорим ребенку о том, что для игры, в которую мы будем с ним играть, необходимо изготовить куклу, и приглашаем его к этому процессу вопросом: «Какую куклу ты хотел бы сделать? ».

Важно самим включиться в процесс создания - это позволит ребенку чувствовать себя более свободно и непринужденно, чем если бы взрослый просто наблюдал за его действиями и выполнением задания (некоторых детей это может раздражать, иногда они испытывают неловкость, из-за чего, в свою очередь, у ребенка может не возникнуть доверия к взрослому). В процессе изготовления куклы необходимо поддерживать беседу, а при затруднениях - помогать, если ребенок не справляется сам.

Третий этап - заключительная беседа, вопросы к ребенку, непосредственное обыгрывание какой-либо ситуации с использованием изготовленной куклы, подведение итогов занятия. На основе результатов подбирается корректирующая программа для разрешения проблем.

Примерный список вопросов:

Как зовут твою куклу?

С кем она живет?

Как она проводит время?

Чем любит заниматься?

Есть ли у нее друзья?

Кукла- игрушка из фольги

для изготовления куклы из фольги необходимо:

• развитие грубой и мелкой моторики рук;

• развитие коммуникативных навыков;

• профилактика и коррекция тревожности и страхов;

• разрешение внутренних конфликтов;

• коррекция детско-родительских отношений

• развитие навыков саморегуляции.

После изготовление куклы, возможно проиграть историю связанную с ней. Используя следующие вопросы:

• Как зовут твою куклу?

• С кем она живет?

• Как она проводит время?

• Чем любит заниматься?

• Есть ли у нее друзья?

В завершение занятия для подведения итогов целесообразно задать следующие вопросы:

• Что тебе запомнилось из нашей встречи?

• Что было сложным или, наоборот, легким при изготовлении куклы?

• Понравилось ли занятие?

Ребенку предлагается взять изготовленную куклу и на следующей встрече рассказать, что с ней происходило после занятия.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Основы куклотерапии


Курс повышения квалификации

Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта


Курс повышения квалификации

Использование компьютерных технологий в процессе обучения информатике в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Буллинг: вызовы и решения в воспитании и образовании детей


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Основы куклотерапии

Куклотерапия - это частный раздел арттерапии (терапии искусством), основным п.

Куклотерапия - это частный раздел арттерапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности.

Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно про.

Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы.

История возникновения куклы Люди издавна верили, что кукла обладает таинствен.

История возникновения куклы Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой, и сверхъестественными возможностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов.

Сама практика лечения куклами существует довольно давно. Например, невропатол.

Сама практика лечения куклами существует довольно давно. Например, невропатолог Малколм Райт из Уэльса ещё в 1926 году использовал кукол и кукольный театр для снятия неврозов, связанных с прививкой, у детей.

Цель куклотерапии - помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить пс.

Цель куклотерапии - помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Функции куклотерапии - коммуникативная - установление эмоционального контакт.

Функции куклотерапии - коммуникативная - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив; релаксационная – снятие эмоционального напряжения; воспитательная – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций; развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики; обучающуая– обогащение информацией об окружающем мире.

В куклотерапии используются такие варианты кукол: - куклы-марионетки, -пальчи.

В куклотерапии используются такие варианты кукол: - куклы-марионетки, -пальчиковые куклы, -теневые куклы, -веревочные куклы, -плоскостные куклы, -перчаточные куклы, - куклы-костюмы.

Пальчиковые куклы Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарик.

Пальчиковые куклы Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.

Куклы-марионетки Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонку.

Куклы-марионетки Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы;.

Теневые куклы Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготав.

Теневые куклы Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения.

Веревочные куклы Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффектив.

Веревочные куклы Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Плоскостные куклы Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанн.

Плоскостные куклы Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Перчаточные куклы Перчаточные куклы традиционно используются для детских куко.

Перчаточные куклы Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.

Объемные куклы Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролев.

Объемные куклы Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Краткое описание документа:

Презентация для учителей по коррекционной педагогике на тему "Куклотерапия".Куклотерапи́я — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой.

Вся суть

Для детей

Идея проста: вы должны определить, какой сказочный/мультипликационный персонаж у вашего малыша любимый. Узнав это, вы можете разыграть для него маленькое представление с участием игрушки, похожей на этого героя.

Малыш будет проецировать поведение куклы на себя. Таким образом вы можете подтолкнуть его к правильному решению разных проблем и наглядно продемонстрировать, как вести себя в обществе. Ведь кукла — промежуточный объект взаимодействия взрослого с ребенком.

Для взрослых

Во время сеанса кукла настраивает пациента на позитивный лад, снимает чрезмерную серьезность и тревожность, позволяет открыться. Взрослым на приеме предлагается выбрать одну или несколько кукол и проиграть ситуацию от каждого лица с разными эмоциями. Подобная методика с использованием одинаковых кукол с разным выражением лица используется во время коррекции ситуации с профессиональным выгоранием.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

В последние годы игровые методы все более активно используются в педагогике, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудность. Особое значение для психологического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры.

Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который всё понимает. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей.

Как считает В.С.Мухина, кукла для ребенка – не обязательно «дочка» или «сынок», она – партнер по общению во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка.

Существует самостоятельное направление, получившее название куклотерапия. Этот метод основан на идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушки, он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». В качестве основного приема коррекционного воздействия кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и воспитателя. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. В настоящее время не существует четкого определения куклотерапии. Разные авторы относят ее к арт-терапии (Г. Денисова, Л. Лебедева), игротерапии (А. Тащева, С. Гриднева) или выделяют отдельно.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

  • коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  • релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
  • развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.);
  • обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

В куклотерапии используются такие виды кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные.

Наиболее простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.

Марионетка – это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

Сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах.. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок.

Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я»

Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Для ребенка раннего возраста наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с детьми – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. Для создания положительной эмоциональной атмосферы в группе раннего возраста применяю куклотерапию.

Куклотерапию я использую в ходе совместной деятельности , в индивидуальной работе, в практической деятельности, в игре (сюжетно-ролевых, драматизации, дидактических, строительных и т.д.).

В ходе совместной деятельности и в индивидуальной работе я использую перчаточные куклы. Они помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого, выступающая для ребенка в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. С помощью куклы – бибабо можно варьировать требования к речи и поведения детей на занятиях, например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с куклой – бибабо.

При организации режимных моментов, таких как умывание, кормление, одевание я использую куклы бибабо и мягкие игрушки (кукла может рассказать, показать, спросить, похвалить, помочь и т.п.).

Куклы не только привлекают внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки.

Например, ребята, к нам в гости пришел зайка. Он хочет посмотреть, как правильно нужно мыть руки. Покажите зайке, как вы умеете правильно вытирать руки полотенцем.

Для малышей показываю простые спектакли, например, «История одной обезьянки», где единственным действующим персонажем будет кукла «бибабо» – мартышка , с которой что-то происходит и она, от избытка чувств, поет и танцует, разговаривает, радуется и грустит. От такого представления не откажется не один ребенок!

Дети воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают ее. Она может быть капризулькой, и малыши обучают ее хорошим манерам и кормить кашей.

Я разыгрываю маленькие сценки между двумя игрушками: Мишкой и Куклой, например. Кукла с Мишкой могут танцевать, прыгать, играть в прятки, догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки.

Ребенок открыт воображаемому миру, воображаемой ситуации. Он существует в фантазии, как в реальности. Малыш не замечает ваших рук, он видит историю, которая перед ним разыгрывается и сопереживает.

Особой популярностью пользуется у детей пальчиковый театр. В нем все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Надеваю сначала на свой палец одну куколку и с ней разыграйте простой сюжет, любимую сказку, например, «Колобок». Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с малышами, создавая ощущение того, что он - живой актер.

Пальчиковый театр - лучший тренажер для развития речи и эмоциональной сферы ребенка. Он развивает у ребенка способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того игра просто повышает настроение.

Малыши очень любят настольный театр – все детали, из которых состоят игрушки-артисты – геометрические фигурки. Голова – круг, туловище и руки – конусы, ушки – треугольники.

С помощью таких кукол особенно хорошо удается инсценировать потешки, песенки и мини-сказки. Показывая детям кукольный театр доставляет много радости и удовольствия и создает у них хорошее настроение.

Театрализованные представления помогают более эмоциональному и глубокому восприятию детьми содержания произведений, способствует развитию их речи.

Игрушки-персонажи для детей раннего возраста занимают важное место, особенно куклы. Кукла – совсем не обычный предмет. В раннем возрасте кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером. Но оживить куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок способен только с помощью взрослого. Следует приложить все усилия, чтобы сделать куклу настоящей, живой, для малыша. Для этого я разговариваю с детьми от имени куклы, радуюсь или плачу «Куклиным» голосом, прошу детей о помощи и пр.

Знакомство с куклой для ребенка должно быть неожиданным и сюрпризным. Громко поздоровавшись со всеми, знакомится с каждым ребенком, называет свое имя и говорит, что хочет дружить с ребятами, приходить к ним в гости, вместе играть. Также организовываю вместе с детьми различные жизненные ситуации с куклой, напоминающие его собственные.

Например: Кукла хочет спать. Оля жалуется ребенку, что она очень устала и хочет спать. Она просит помочь ей раздеться и приготовить кроватку. Вместе с малышом раздеваю куклу, укладываю в кроватку, поете колыбельную песенку и пр.
Кукла хочет есть. Оля просит кушать. Вместе с ребенком накрываю на стол и кормите куклу игрушечной ложечкой. За едой Оля может немножко покапризничать: отказаться от каши, потребовать конфету. Требования и капризы куклы могут напоминать привычки самого ребенка. Важно, чтобы кукла с помощью взрослого вела себя как настоящий ребенок и чтобы малыш видел в ней живого человека. Подобные игры организовываю на разные сюжеты: «Купание куклы», «Прогулка», «Кукла заболела» и др.

Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок.

Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и задачи воспитателя. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления.

Много радости в детскую жизнь вносят игрушки – забавы, назначение которых – вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая утка, хлопушка, пищалки. Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только танцует, принцип действия у них разный, а задача одна – повеселить детей, создать радостное настроение.

Таким образом, использование кукол на занятиях, в индивидуальной работе с детьми помогают мне корректировать эмоционально – волевую сферу ребенка, развивают речь, укрепляют связь ребёнок – воспитатель.

Куклотерапия – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека.

У многих народов встречаются мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, те превращались в людей. Если верить этим мифам, то куклы появились раньше людей. Ученые полагают, что куклы появились едва ли не вместе с человеком.

Так это или нет, но союз между человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла является образом и подобием человека.

Куклотерапия- метод психологической помощи детям, подросткам, их семьям. Всем известно, что для ребенка игра является ведущей деятельностью. Дети не могут жить без куклы и игры. Ожившие при помощи фантазии и рук маленького актера герои будят у ребенка воображение, рождают новые образы, которые очень сильно влияют на него.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениямБезусловно данный метод, как и другие методы коррекционной терапии, используется и при работе со взрослыми. Кукол используют в игровой терапии и арттерапии. Поэтому четкого определения этого вида терапии, как и у сказкотерапии, пока нет.

Данный метод уделяет основное внимание особенностям конкретной личности, не справляющейся с какой-либо ситуацией. Очень многие люди сильно переживают испуг, ссоры и т. д. Куклы способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности. Они помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль.

В чем же помогает куклотерапия?

1. В психодиагностике. Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. «Игра ребенка является его языком, а игрушки — словами».

2. В умении управлять эмоциями. Здесь возможно применение любых театральных кукол.

3. В самовыражение. Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.

4. В приобретении важных социальных навыков. Игра с куклами — героями сказок — становится своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе нравственный облик. Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.

5. В развитие коммуникативных навыков. Используются марионетки, пальчиковые, мимирующие, петрушечные куклы.

6. В развитии самосознания.

7. В развитии общей и мелкой моторики. Используются пальчиковые куклы и куклы-марионетки).

8. В разрешении внутренних конфликтов. Используется тряпичная кукла.

9. В развитии речи. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения — с игрушкой легче разговаривать. Куклами сейчас лечат заикание.

10. В коррекции отношений в семье. Для укрепления внутрисемейных отношений рекомендуется использовать театр марионеток.

11. В становлении психосексуальной идентичности мальчиков и девочек.

12. В профилактике и коррекции страхов. Чаще используются куклы теневого театра, но неплохие результаты дает работа и с пальчиковыми куклами.

13. В восстановлении опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральным параличом, с помощью кукол в процессе репетиций кукольных представлений постепенно реабилитируются.

14. В поиске внутренних механизмов сопротивления болезни. Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней.

В куклотерапии используются различные варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы.

Рассмотрим коротко их.

Пальчиковые куклы :. Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга, также они могут изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров. Это очень интересное и полезное занятие для детей, способствующее развитию как мелкой моторики, так и связной речи, голоса, дыхания.

Куклы-марионетки. Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять.

Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека. Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.

Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, изображений сказок.

Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами.

Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем с общением, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я».

Любая куклотерапия проходит в три этапа.

1. Изготовление кукол: Процесс изготовления кукол является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными.

2. Церемония «оживления» куклы, вообще знакомство со своей куклой.

Обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством тренера-ведущего, что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились»).

3. Проведение сказкотерапии с помощью кукол. Постановка мини-спектакля, рассказывание сказки с помощью куклы.

Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия. И отношение к ним было особенное. Нельзя было выбросить или сломать куклу, потому что она считалась живым существом. Считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Она сопровождала человека с рождения до смерти.

Куклы Мартинички : Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревь ев.

На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.

Кукла Десятиручка : одна из самых известных в наше время славянских обережных кукл. Ее название указывает на предназначение — десять рук для помощи своей мастерице. Эта кукла делалась хозяйкой, чтобы успевать по всем делам.

Почетное место среди обережных кукол у славян занимала кукла оберег на счастье. Она привлекала удачу, успех, достаток, здоровье. Оберег относят к разряду кукол-мотанок, когда в процессе её изготовления не используют режущих или колющих предметов.

Куклы неразлучницы : является мощным оберегом в семье, спутницей – подружкой, помощницей, врачевательницей в болезни. Каждая куколка неповторима и решает свою индивидуальную задачу: исполняет желания, кардинально меняет жизнь, лечит от болезней, улучшает настроение, дает понимание жизни.

В кукле Кубышка-травница 6 узелков: большой узелок - тулово, напоминает неваляшку, на него привязывается узелок-головка (все узелки набиваются только травами, к ручкам привязываются по одному узелку, это ещё два, еще два узелка образуют грудь. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

Куклы Лихоманки : - это злые демоны болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными девами, чувствующими всегда голод, иногда даже слепыми.

Кукла «Богатство Плодородие» : символ благополучного материнства, единения мужского и женского начала и продолжения человеческого рода.

К телу основной куклы-матери поясом привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию Рода, а значит, в доме, где много работников, всегда будет достаток.

Кукла зайчик на пальчик : эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Взрослым сложнее бывает открыться и поделиться своими обидами, проблемами, а порой просто и не с кем. Зайчику легче выговаривать свои горести и беды. И при этом веселей как-то… ощущение, что у тебя есть друг, который тебя выслушает и поможет.

Кукла Зернушка или Крупеничка: простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу.

Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой-пояском ( с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце). Кукла - зернушка помогает человеку верить в удачный год.

Первоначально Крупеничка хранила высокоценные и редкие семена будущего урожая – семена гречихи. Гречиха – культура достаточно капризная, но очень ценная, поэтому отношение к ней было особым. К концу Х1Х века для наполнения стали использовать пшено, горох, пшеницу. Появились Зерновушки и Горошинки. Эта кукла – старинная насыпная игрушка.

Читайте также: