Традиционные игрушки народов севера

Обновлено: 03.05.2024

Традиционная игровая культура обских угров, созданная и сохраняемая на протяжении многих веков, представляет собой универсальную и гармоничную систему воспитания подрастающего поколения. Благодаря играм и игрушкам северных этносов передаются из поколения в поколение необходимые знания, навыки и умения будущим охотникам, рыболовам, оленеводам, будущим хозяйкам – хранительницам домашнего очага.

В традиционной семье обских угров к игрушкам относились очень серьезно. С самых ранних лет ханты приучали детей самостоятельно делать игрушки. Мастеря что-либо, ребенок осмысляет назначение и осваивает технологию изготовления заинтересовавшего его предмета, а в игре учится пользоваться сделанной вещью. В изготовлении их используется природный материал. Это глина, береста, дерево, кожа, мех. Игрушками детей могли быть косточки рыб, птиц, животных, зверюшек, их головы, лапы, перья. Шкуры, хвосты, уши, клювы. Среди игрушек всегда есть куски сетей, старые капканы, части ловушек для охоты и рыболовства.

Игрушки у обско-угорских народов являются не только средством развлечения и вхождения во взрослую жизнь, но и орудием воспитательного воздействия. Игрушка являлась носителем информации, развивала эмоциональную сферу и творческие способности ребенка, подготавливала его к взрослой жизни.

С помощью игры у народов Севера передавался накопленный опыт старшего поколения к младшему.

Для маленьких детей делали погремушки из бересты, птичьих пузырей боровой дичи. Внутрь пузыря клали дробинки или камушки. Погремушки подвязывали к люльке ребёнка. Считалось, что колокольчики, бубенчики и погремушки отпугивают злых духов. Кроме этого, по звону колокольчика или погремушки родители определяли, где находится ребёнок, чем занимается.

Игрушки мальчиков можно условно разде­лить на три группы.

К первой можно отнести игрушки мальчика-охотника: лук и стрелы, капканы, ловуш­ки.

Игрушками мальчика-оленевода были тынзян (веревка, плетенная из оленьей кожи), черёмуховые кольца, нарты.

Игрушки мальчика-рыболова – это мордушка, сеть, лодка-обласок, весло.

Такое разделение игрушек давало возможность детям с раннего детства узнать, каким промыслом занимаются отец и старшие братья.

Основной игрушкой для девочек народа ханты и манси была кукла – акань. Традиционная национальная кукла обских угров – Акань была безликая, то есть без лица. Черты лица у кукол не изображались. Считалось, что они могут оживить куклу и сделать её для человека опасной. Игрушкой считалась только безликая кукла, которая не могла навредить ребёнку.

Кукла традиционная хантыйская из ткани. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2004

Национальная хантыйская кукла. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Белоярский р-н, дер. Ванзеват. 2001

Модель зырянской колыбели. Тюменская обл., Белоярский р-н, дер. Нумто. 1960-1980 гг

Национальная хантыйская кукла. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2002

Национальная хантыйская кукла. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2002

Кукла детская хантыйская. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым, конец 20 века

Кукла детская хантыйская. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым, конец 20 века

Кукла детская хантыйская. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым, конец 20 века

Кукла детская хантыйская. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым, конец 20 века

Кукла детская хантыйская. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым, конец 20 века

Кукла детская хантыйская. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым, конец 20 века

Кукла детская хантыйская. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым, конец 20 века

Кукла традиционная хантыйская из ткани. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 1999

Головоломка №1. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012

Головоломка №2. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012

Головоломка №3. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012

Головоломка №4. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012

Головоломка №6. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012

Головоломка №5. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012

Головоломка №7. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012

Головоломка №9. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012

Головоломка №10. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012

Головоломки - национальные хантыйские игрушки. Тюменская обл., Белоярский р-н, дер. Юильск, середина 20 века

Головоломки - национальные хантыйские игрушки. Тюменская обл., Белоярский р-н, дер. Юильск, середина 20 века

Набор счетных палочек (40 шт.). Национальное наименование: щел, деревянная палочка). Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым. 2006

Детская игрушка для мальчика. Национальное наименование: Нарты. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым. 1998

Головоломка - хантыйская игрушка. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым. 2004

Головоломка из шести элементов. Национальное наименование: Хэт юхуп юнтупсы. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым. 2005

Головоломка - хантыйская игрушка (волчок). Национальное наименование: Ларынщуп. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым. 2007

Головоломка - хантыйская игрушка. Национальное наименование: Вет лов тынуп юх. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым. 2002

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Игры и игрушки коренных народов Севера


Курс повышения квалификации

Одарённые дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС ООО


Курс повышения квалификации

Управление дошкольной общеобразовательной организацией


Курс повышения квалификации

Поколение Альфа. Скоро в школу. Развитие личностных качеств дошкольника


«Развитие управляющих функций мозга ребенка: полезные советы и упражнения для педагогов»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Игры и игрушки коренных народов Севера

Игры и игрушки коренных народов Севера

Изготавливались традиционные игрушки из различных материалов: из перьев и клю.

Изготавливались традиционные игрушки из различных материалов: из перьев и клюва птиц, костей мелких животных, дерева.
Создание кукол и кукольного хозяйства контролируется старшими родственницами. Нельзя повторять образ чужих кукол, нельзя создавать персонажи, копирующие конкретных живых людей, во избежание принятия его души. Такая кукла может навредить ребёнку.
Кукла должна выглядеть так же, как и сами люди, но у неё не должно быть лица. Традиционные куклы коренных народов Севера не имеют лица.

Клювы
водоплавающих
птиц


Деревянная игрушка - юлаЛук и стрела Деревянная игрушка - нартыДеревянная игр.

Деревянная игрушка - юла
Лук и стрела
Деревянная игрушка - нарты
Деревянная игрушка – крутящиеся лыжи

Деревянная игрушка - головоломкаИгрушка из ткани - люлькаИгрушка из ткани - н.

Деревянная игрушка - головоломка
Игрушка из ткани - люлька
Игрушка из ткани - нухуко
Игрушка из рога оленя - головоломка

Погремушка из берестыИгрушка из кости - оленьПогремушка из подкоп.

Погремушка из бересты
Игрушка из кости - олень
Погремушка из подкопытной кости
Погремушка из куропачьего зоба

Время общения с куклами возможно только в светлое время суток

Время общения с куклами возможно только в светлое время суток

Нухуко – в переводе с ненецкого значит «игрушка».

Нухуко – в переводе с ненецкого значит «игрушка».

Условно строение куклы делится на две части: голову и туловище.

Условно строение куклы делится на две части:
голову и туловище.

Минимальный размер куклы – не меньше мизинца. Среди кукол-малюток есть изобр.

Минимальный размер куклы – не меньше мизинца.
Среди кукол-малюток есть изображения младенца в люльке.

Название кукол - нухуко

Название кукол - нухуко

Не нашки - девочка Каса нашки - мальчикДети - нашки

Не нашки - девочка
Каса нашки - мальчик
Дети - нашки

Маленькие дети – нюча нашки

Маленькие дети – нюча нашки

Игра в чумики - мядукова

Игра в чумики - мядукова

«Ярколава» -ловля оленей арканом

«Ярколава»
-ловля оленей арканом

Лакамбой – До свидания Спасибо за внимание

Лакамбой – До свидания

Спасибо за внимание

Краткое описание документа:

Игры и игрушки в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Игрушки доступным языком передают детям знания и готовят их с раннего возраста к освоению традиционных промыслов. Они имеют важное значение в воспитании детей. на игрушках лежит задача передать детям традиции бытового искусства коренных народов Севера.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 550 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»
  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»
  • Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»
  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»
  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»
  • Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»
  • Курс повышения квалификации «Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель»

Оставьте свой комментарий

  • 03.11.2021 248
  • PPTX 9 мбайт
  • 16 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пяк Ирма Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

136 минут

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

58 минут

«Роль педагога в формировании личности школьника»

81 минута

«Цифровые трансформации и инновационные компетенции: как успевать бежать в два раза быстрее?»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Учитель географии. Байгускарова. Е. А. УРОК: Культура народов Ямала МБОУ Гимн.


Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО


«Цифровые трансформации и инновационные компетенции: как успевать бежать в два раза быстрее?»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Учитель географии. Байгускарова. Е. А. УРОК: Культура народов Ямала МБОУ Гимн.

Учитель географии. Байгускарова. Е. А.
УРОК: Культура народов Ямала
МБОУ Гимназия
Игрушки коренных народов севера

Древние истоки игрушки.Оказывается, игрушки появились в глубокой древности. В.

Древние истоки игрушки.
Оказывается, игрушки появились в глубокой древности. Взрослые в любые времена старались утешить или развлечь своих детишек. Родители и сами дети изготавливали игрушки из глины, дерева, камня, из костей животных, шкур и кожи. На местах древних поселений археологи находят маленькую глиняную посуду, топорики и другие орудия труда, фигурки, изображающие птиц и зверей. Есть среди них фигурки, очень похожие на людей, сделаны они из глины или дерева.

С древности игры и игрушки учили детей труду и правилам поведения.Через игры.

С древности игры и игрушки учили детей труду и правилам поведения.
Через игры и игрушки открывали для себя мир и ценности своего народа. Кроме этого, они служили отличным средством отдыха и развлечения. Народы Ямала – оленеводы, рыбаки и охотники, поэтому дети часто играют с настоящими орудиями охоты и рыбной ловли. Капканы, чирканы, самострелы – все эти игрушки обучают труду.

Игрушки мальчиков.Игрушки и игры мальчиков можно разделить на 4 группы: бытов.

Игрушки мальчиков.
Игрушки и игры мальчиков можно разделить на 4 группы: бытовые, охотничьи, оленеводческие и рыболовные. С раннего возраста ребенок получает нож и учится работать топором и другими простыми инструментами. В качестве игрушек раньше часто делали детские луки со стрелами.
У маленького мальчика среди игрушек всегда есть настоящие маленькие капканы, части ловушек и прочие мелочи.
Лук и стрела. Игрушки
Изготовлены из черемухи, сосны.

Игрушки девочек.Первая кукла-игрушка у девочек появляется примерно в 3 – 4.

Игрушки девочек.
Первая кукла-игрушка у девочек появляется примерно в 3 – 4 года. У каждой девочки есть собственный рукодельный и кукольный мешочки. В первом хранятся принадлежности для шитья, а во втором – куклы с их нарядами.
Уже с 5 и до 7 лет девочка сама может сделать куколку. Размеры куклы не должны превышать размера детской ладони, таким образом куклы растут вместе с девочкой.

Минимальный размер куклы – не меньше мизинца. Среди кукол-малюток есть изобра.

Минимальный размер куклы – не меньше мизинца. Среди кукол-малюток есть изображение младенца в люльке.

 Создание кукол и кукольного хозяйства контролируется старшими родственницами.

Создание кукол и кукольного хозяйства контролируется старшими родственницами. Нельзя повторять образ чужих кукол, нельзя создавать персонажи, копирующие конкретных живых людей, во избежание принятия его души. (Такая кукла может навредить ребёнку).
Она должна выглядеть так же, как и сами люди, но у неё не должно быть лица. Традиционные куклы коренных народов севера не имеют лица.

 По окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки т.

По окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани, образовавшие голову и туловище, расправляются и хранятся самостоятельно. Главная особенность куклы-игрушки – ее временный характер. Постоянными являются только ее одежда.
Время общения с куклами возможно только в светлое время суток

Нухуко или нгуху – название традиционной ненецкой куклы-игрушки. Нухуко" –.

Нухуко или нгуху – название традиционной ненецкой куклы-игрушки.
Нухуко" – в переводе с ненецкого значит «игрушка». Она выполнена из костяной пластины - клюва и ткани. Условно ее строение делится на две части: голову и туловище.
Женщина нгухуко
Клювы водоплавающих птиц

Мужчина нгухукоДети нгухукоБабушка нгухуко

Мужчина нгухуко
Дети нгухуко
Бабушка нгухуко

Изготавливались традиционные игрушки из различных материалов: из перьев птиц.

Изготавливались традиционные игрушки из различных материалов:
из перьев птиц, костей мелких животных, мелких камешков.

Встреча соперников. Утиные носы с ключевой утиной косточкой, продернутой скв.

Встреча соперников.
Утиные носы с ключевой утиной косточкой, продернутой сквозь дыхательные отверстия. Имитируют оленей.
Надувные шарики.
Изготовлена из зоба боровой дичи (глухаря, тетерева…)
Постель для куклы.
Шкурки шеек гуся, гагары, лебедя, утки используются при игре в куклы.

Погремушки Изготовлена из дыхательного горла боровой и водоплавающей дичи. Вн.

Погремушки
Изготовлена из дыхательного горла боровой и водоплавающей дичи. Внутри мелкие камешки, дробь
Косточки выдры.
использовались для маленьких детей, у которых резались зубы

Мягкая игрушка. Украшенные шкурки пушных зверьков Три белки, два колонка. Н.

Мягкая игрушка.
Украшенные шкурки пушных зверьков
Три белки, два колонка.
Ненецкая кукла. Шкурки утиных головок с носами
Традиционный материал для изготовления кукол. Могут использоваться и в качестве самостоятельной игрушки.

В данной работе дается представление об играх и игрушках народов ханты и манси, тема способствует расширению круга знаний о культуре и традициях этих народов.

Актуальность:

В настоящее время идет активный процесс национальной культуры ханты и манси. У этих народов сохраняется преемственность традиционного природопользования, ориентированного на сохранение традиционных промыслов и занятий, обычаев и обрядов.

Цель работы:

Расширить знания детей о культуре народов Ханты и Манси.

• изучить особенности воспитания детей ханты и манси;

• раскрыть значение игрушек в воспитание детей ханты и манси;

• познакомиться с национальными играми;

• создать буклет с играми народов ханты и манси.

Для того чтобы выполнить свою работу, мной был составлен план, в котором выделены этапы моего исследования:

• изучить дополнительную литературу;

• посетить школьный музей, познакомиться с экспозицией «Быт народов Севера»;

• познакомиться с традиционными игрушками, играми, народов ханты и манси;

• проанализировать и обосновать итоги исследования;

Одним из главных средств воспитания детей является игра. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к ней. Игра детей ханты и манси, практически всегда повторяют промысловую и бытовую деятельность взрослых. Прежде всего, это стрельба в цель из лука. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли. Эти игры направлены на развитие физических качеств.

Детям ханты и манси, возможно, будущим охотникам и оленеводам необходимы практические навыки, и они их получают через игры. Элементарные детские игры, которые на первый взгляд просты, непосредственно готовят ребенка к его будущей трудовой деятельности.

Жизнь в тайге и тундре тяжелая, она принуждает к хорошей организации семьи, к строгому распределению обязанностей и к их выполнению. Дети рано приобщаются к определенным обязанностям. С раннего детства родители старались занять своих детей какой-нибудь яркой игрушкой. Для девочек шили из ненужных отрезков разных тканей кукол, и они играли, подражая, матери и старшим сестрам: кормили, качали на руках, укладывали в постель и убаюкивали, напевая колыбельную. Из лоскутков материи мастерили для своих кукол постель, одежду.

Сейчас у детей ханты и манси появились разнообразные игрушки: мячи, машины, куклы и т. д. Но, дети любят игрушки, повторяющие предметы из реального мира: маленькие чумы, изображения оленей и нарт, куклы одетые в меховую одежду, гуделки, головоломки. Игры и игрушки детей ханты и манси отражают трудовую деятельность охотника, рыбака, оленевода.

В семьях ханты и манси существует особый подход к воспитанию мальчика и девочки. У мальчика воспитывают выносливость, трудолюбие, у девочки - хозяйственность, мастерство в приготовлении пищи, изготовлении одежды, обуви, утвари. Первые подарки для мальчика — нож, тынзян, лук со стрелами, для девочки — мешочки с набором сухожильных ниток, кусочками ткани, меха, кожи и бисера. Дети до 5-7 лет находились под присмотром матери. Они участвовали в заготовке топлива для очага, поддерживали огонь. Мальчики играли в охотников и оленеводов. Пользуясь игрушечным луком и арканом, они под руководством старших братьев усваивали навыки охоты и обращением с оружием. На игрушечных нартах, в которые запрягали собак, дети учились

правилам упряжки и езды. Они стреляли по веткам, камням, набрасывали арканы на опавшие рога оленей, ветви кустов, носки нарт. Одна из любимых игр - бросание тынзяна (аркана). Состязаясь в ловкости мальчишки, стараются набросить петлю тынзяна на головки нарт или рога оленя, лежащие на земле. Распространенным занятием мальчиков в тундре является игра в охотника. В качестве игрушек используются детский лук со стрелами, изготовленный обычно из ели при помощи старших братьев или отца. Вырабатывая меткость, мальчики упражняются в стрельбе по неподвижным и по движущимся целям, стараясь попасть в подброшенную щепку или ствол дерева. Игры проходили в основном в лесу, у реки. Когда наступал охотничий сезон, взрослые готовились к охоте. Детские игры отображают это событие: идёт подготовка ловушек, выход в лес, изучение лесной азбуки. Дети перенимают опыт погони за зверем, умение обхитрить его, учатся использованию собак в охоте. Зимние игры мальчиков: метание тынзяна, прыжки через нарты, метание в цель камней, палок, шишек, колец, борьба, перетягивание верёвки, соревнования в силе. Увлекаются дети играми в оленей и оленеводов. Рано начинают ездить и управлять оленями. Весной по насту играют в охоту на лося. С 3-4 лет дети начинают ходить на лыжах. Существуют игры с копированием бега лесных животных (зайца, лисы, лося и др.). Мальчики летом играют в городки, лунки, в мяч, метания, поднятия различных предметов. В период массового лова рыбы дети помогают взрослым готовить и чинить сети, невода, ловушки. Для этого изготовляют себе небольшие ловушки: морды, сети, фитили и даже небольшой невод. Затем рыбачат с ним. Очень

рано, особенно мальчики (с 5 лет, садятся в облас (лодку) и плавают самостоятельно.

Игрушки, изображающие оленей, разнообразны: из деревянных брусков, косточки звериной ступни, заячьи задние лапы, кусочки оленьего меха, утиные носы с продёрнутыми дужками от птицы в глазные отверстия. Вместо нарт использовали спичечные коробки, косточки. Лапки зверей, хвосты являются в играх предметами «охоты». Из позвонков щуки, а также из плодов рябины, шиповника делали бусы. Играли корешками и сучками, напоминающими зверьков и птиц.

Мальчики мастерили игрушки из дерева: нарты, морды, волчки-юлы, колыбельки, ножи, музыкальные погремушки (из зоба дичи, бубенчики, трещотки, свистульки, имитирующие голоса птиц, зверюшек. Для этого использовали листья, стебли растений, тонкие полоски бересты. Кроме игрового назначения колокольчики, бубенчики, побрякушки служили для отпугивания злых духов, являлись оберегами детей от сглаза.

Игры девочек связаны с куклой. Куклы обских угров (акань) отличаются по изготовлению головы, одежды. Но все куклы делаются без лица, ног, рук. В играх участвуют куклы женского и мужского пола, куклы-дети. Девочки вместе с взрослыми участвуют в заготовке бересты, коры, трав, ягод, дров, в изготовлении утвари-посуды. Учатся выделывать шкуры, плести бисерные украшения, делать сухожильные нитки, шить одежду и обувь. Игры детей — не только развлечение, они имеют важное значение для физического, эстетического, нравственного и духовного воспитания.

Самая ранняя игра называется «Игра в медведя». 1 из участников «медведь» ложится на траву и изображает из себя медведя, а все другие, Ставши гуськом друг за другом, медленно обходя его, якобы беря ягодки, все разбегаются, а «медведь» вскакивает и бежит за ними. Кого поймает, тот ложится «медведем». Играют дети обоего пола, маленькие.

У мальчишек игры больше были связаны с лошадьми, упряжью. Коробка из-под спичек после того, как к ней прикручивали с обеих сторон оглобли из березового прутика, становились санями. Проколов ее иголкой, в отверстие продергивали двойную нитку – это были гужи. Дугу гнули из того же березового прутика. Затем футляр-лошадь впрягали в оглобли – и упряжка была готова. В сани грузили разные игрушки, и обоз отправлялся по полу избы в далекий путь до неведомого города. Там сани разгружали, переносили груз в мнимые амбары, брали новую поклажу, и обоз возвращался домой. Были и более будничные «поездки» - за дровами, за сеном, вывозили снег и навоз.

В возрасте 10 - 14 лет хантыйские дети уже начинают самостоятельно охотиться на водоплавающую дичь, помогают старшим в изготовлении ловушек и прочего охотничьего снаряжения. В связи с этим их игры все чаще имеют промысловую направленность, готовят к суровым условиям кочевого и полукочевого образа жизни, способствуют воспитанию всех физических качеств, специальных двигательных навыков, необходимых для самостоятельного ведения промыслов в дальнейшем. У детей хантов в этом возрасте большой популярностью пользовались игры с бегом, прыжками, метаниями: "Кто из нас быстрее?", "Оленья упряжка", "Деревянная нога", "Прыжки через нарты", "Заячьи следы", "Выбей чурочку", "Игра с кольцом" и другие.

Борьба на палке

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу и нельзя менять положения ступней ног.

Метание аркана на снег

Играют в зимнее время на стойбище. Каждый из игроков имеет аркан. В игре принимают участие дети от 9 до 13 лет, взрослые мужчины и даже старики. Выбирают припорошенную снегом лесную полянку. Все участники встают в линию лицом к полянке и поочередно с небольшим интервалом метают свои арканы так, чтобы они, пролетев по воздуху, приземлились на снег. При этом при приземлении петля аркана должна лечь на снег в форме круга, а остальная часть аркана – в виде точной прямой линии. Для этого игроки в конце броска поддергивают свои арканы, чтобы придать петле нужную форму. Побеждает игрок, которому удается придать

своему аркану наиболее идеальную форму.

Игра с кольцами – Кусанг юх

Количество игроков – 6–8 человек. Для игры каждый ее участник из веток тальника толщиной примерно 1 см. делал 5–6 колец диаметров 15 см и палку-кол длиной 90 см., толщиной 2–3 см (для нее использовались ветки сухостоя). Игроки вбивали свои колья на расстоянии 2–3 м от общей линии броска.

Игра с палочками

Игрок брал 20 палочек, подбрасывал их вверх и ловил тыльной частью кисти. Пойманные таким образом палочки он подбрасывал заново вверх, не меняя положения кисти, и ловил их уже пальцами. Условие такое: нужно поймать пальцами нечетное количество палочек (1, 3, 5 и т. д.). Если игрок выполнял условия игры, он откладывал в сторону одну палочку и продолжал игру. В случае неудачи (поймано четное количество палочек) палочки переходили к очередному игроку. Когда у кого-нибудь из игроков оставалась одна последняя палочка, он должен был поймать ее мизинцем и безымянным пальцем. Победителем становился тот игрок, которому удалось первому набрать 20 палочек или собрать их большее количество, чем другим игрокам. Если за первый кон игры победитель не определялся, то в следующем коне каждому игроку засчитывалось количество палочек, пойманных ранее. После установления победителя подсчитывалось количество палочек, набранных каждым игроком. Игрок, имеющий меньшее количество палочек, получал наказание за плохую игру – “горячее”: определялась разница между количеством пойманных палочек каждым игроком и проигравшим; после этого каждый игрок бил (слегка) по тыльной части кисти проигравшего палочкой столько раз, сколько составляла эта разница, т. е. число ударов равнялось числу разницы.

Прыжки на двух ногах

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. По команде судьи начинали прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь также на две ноги, стоящие на ширине плеч. Игрок, достигший финиша первым, становился победителем. Игра развивает прыгучесть, силу ног и спины, быстроту, ловкость.

Стрельба из лука

Дерево с широкой кроной (сосна). Один из игроков стрелял в крону дерева так, чтобы стрела застряла в ветвях. После этого участники игры по очереди старались выстрелами сбить эту стрелу на землю. Побеждал тот игрок, который первым сбивал стрелу. Игра развивала силу рук, ловкость, глазомер, воспитывала выдержку и настойчивость.

Изучение истории родного края, хантыйских сказок и легенд, декоративно - прикладного искусства ханты и манси - все это способствует развитию интереса к культуре, традициям, обычаям своего народа. Познакомившись с играми и игрушками детей ханты и манси, я пришла к выводу, что у этих народов исторически сложился богатый опыт физического воспитания подрастающего поколения, включающий самобытные средства, формы и приемы, в котором мы усматриваем определенную системность. Результатом моей исследовательской работы стал буклет «Игры и игрушки детей ханты и манси».

В дальнейшем, я планирую познакомить детей с играми ханты и манси, надеюсь, что это вызовет интерес, и ребята попробуют поиграть в игры со своими сверстниками.

Куклы из шкурок белки

Игры детей обско-угорских народов // Под ред. Е. А. Немысовой. - СПб., 1999.

1. Федорова Н. Традиционная детская игрушка обских угров (кукла, олень) / Словацкие чтения-99. Тезисы докладов - Тюмень, 1999. - С. 227.

2. Бугаева АЛ. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. - М., 1994.

3. Угорское наследие. Древности Западной Сибири. - Екатеринбург, 1994.

4. Детали жизни – «Югра», 2010, № 3, с. – 69.

5. «Югра», 2010, №3, с. 66-69.

6. Синявский Н. И., Власов В. В., Фынтынэ О. А. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: учебно-методическое пособие. – Ханты-Мансийск: ИПКИРО, 2003. – 83 с.

Подвижные игры коренных народов Крайнего Севера в физическом развитии детей Движение – главное проявление жизни ребенка. Неподвижность приводит к понижению жизнедеятельности организма, замедлению роста, задержке.

Беседа «Мы играем в игры разных народов»

Беседа «Мы играем в игры разных народов» Тема беседы: "Мы играем в игры разных народов" Возраст: дети 4-5 лет (средняя группа). Цель: донести национальный колорит обычаев, оригинальность.

Конспект организации досуга в средней группе ДОО «Игры народов нашей страны» Технология: продуктивная, здоровьесберегающая. Цель: формирование у дошкольников интереса к жизни сверстников различных национальных культур,.

Непосредственно-образовательная деятельность «Игры и игрушки народов ханты» Непосредственно-образовательная деятельность «Игры и игрушки народов ханты»Непосредственно-образовательная область «Познание»Цель: Познакомить.

Конспект занятия «Праздники и игры народов ханты и манси» Цель: Знакомить детей национальными праздниками и играми народов ханты и манси. Задачи: Расширять знания детей о коренном населении Ханты-Мансийского.

Неделя «Игры и игрушки» Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей.

Современные подходы к реализации художественно-эстетического развития. Проектная работа «Игры народов мира» Проектная работа Современные подходы к реализации художественно-эстетического развития (игры народов мира) Выполнила: Галиева Гузелия Галимяновна,.

Спортивное развлечение «Подвижные игры народов Поволжья»

Спортивное развлечение «Подвижные игры народов Поволжья» Подвижные игры народов Поволжья. Цели: 1. Расширить знания детей о народах Поволжья. 2. Познакомить и разучить подвижные игры татарского,.

Спортивное развлечение в старшей группе и подготовительной группе «Игры народов Сибири» Цель: 1. Через игру приобщать детей к традиционной народной культуре; 2. Прививать доброе, уважительное отношение к другим народам живущим.

Жизнь-игра народов Ханты-Манси Конспект совместного спортивного мероприятия с родителями — праздник подвижных игр. “ Жизнь-игра народов Ханты, Манси. ” конспект праздника спортивных игр с родителями Цель: знакомить детей с играми народов Севера. Задачи:.

Для того, чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Сегодня мы с интересом вглядываемся в традиции и предметы быта малочисленных народов Севера. Окунуться в атмосферу старого времени – это крайне увлекательное путешествие. Совершить такое путешествие нам помогают старые книги, старая утварь, национальный костюм и, конечно же, старая игрушка. Ненецкая игрушка помогает понять характер этого народа, его историческое прошлое. Все традиционные игры и национальные игрушки – это большая радость для детей. Радость от самодельной куклы хочется вернуть…

Цель проекта "Игры и игрушки коренных народов Севера" - проанализировать роль ненецких игр и игрушек в воспитании детей. Задача - заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта; познакомить с ненецкими игрушками и играми; рассмотреть историю детской самодельной куклы; историю возникновения куклы нухуко; воспитание уважения к жителям коренных национальностей Севера.

Прикреплённые файлы:

Методическая разработка «Игры народов Крайнего Севера» Дидактические игры и упражнения по Северной тематике (средний дошкольный возраст) Составила воспитатель: Култаева А. Б Норильск.

Ознакомление детей с традициями народов Севера Ознакомление детей с традициями народов Севера. Эколого-этнографический проект. Цель проекта: Дать детям начальные знания о культуре,.

Ознакомление детей с традициями народов Севера У северных народов одежду шьют из оленьих шкур. Шитьём занимается женщина, она шьют одежду и обувь для всей семьи, чаще всего в зимнее время.

Ознакомление детей с традициями народов Севера Ознакомление детей с традициями народов Севера. Женская одежда и обувь. Нательная женская одежда представляет собой платье с длинными.

Паспорт проекта «Подвижные игры народов России» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тема: «Подвижные игры народов России». Выполнила: Ракина Нина Фёдоровна Вид проекта: познавательно - оздоровительный Тип.

Презентация проекта «Мои игрушки» в первой младшей группе Очень важно уже с самого раннего детства научить ребенка правильно хранить свои игрушки в специально отведенном месте. Необходимо обращать.

Презентация проекта «Развитие музыкально-художественной деятельности посредством приобщения к традициям народов России» Хочу поделиться своим опытом работы по фольклору и предоставляю вашему вниманию проект на тему. В этом проекте, мы решили постепенно знакомить.

Презентация проекта «Животные Севера» Тип проекта: Информационно-познавательный. Продолжительность : 2 месяца (Январь-Февраль) Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Развлечение в первой младшей группе «Подвижные игры народов Севера»

Развлечение в первой младшей группе «Подвижные игры народов Севера» Наташа Захарова ЯНАО г. Ноябрьск МБДОУ "Снегурочка" воспитатель: Захарова Наташа Вячеславовна Развлечение в первой младшей группе "Подвижные.

Читайте также: