Традиционные промыслы лоскутной игрушки

Обновлено: 28.04.2024

Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс дошкольного образования. Особая роль в этом процессе отводится народному искусству. Сохранение, воспитание и приумножение богатства народного искусства является одной из наиболее важных задач на данном этапе.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у детей дошкольного возраста приобщение детей к истокам народной культуре.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование представлений о малой родине и Отечестве представлений социокультурных ценностях нашего народа.

В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения русских национальных традиций. Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков

Цель сборника : подбор и систематизация мастер классов, направленных на приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры.

1) Подбор различных видов мастер - классов, направленных на приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры;

2) Систематизация подобранных мастер классов по разделам сборника;

3)Мастер-классы направлены на возрождение традиций изготовления традиционной лоскутной куклы и приобщению детей к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка.

На мастер-классах предлагается изготовить с детьми три вида традиционных лоскутных кукол (игровая, обереговая, обрядовая) с детьми старшего дошкольного возраста. Разработанные мастер-классы выстроены логически и предполагают приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через изготовление традиционной лоскутной куклы, а так же развитие практических навыков работы с текстильными материалами.

Выбор предлагаемых кукол обусловлен тем, что они просты в изготовлении, выполняются за одно занятие, а это способствует совершенствованию у детей навыков художественного завершения работы и поддержанию интереса к ней.

Ожидаемые результаты мастер-классов :

У детей возникает интерес к искусству изготовления кукол, сформируется желание научиться этому искусству; они будут знать классификацию тряпичных кукол, материалы, используемые для их изготовления и историю возникновения кукол; дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении кукол; научатся создавать, пользуясь полученными знаниями, авторские куклы; усвоят бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту народной культуры.

Сборник может быть использован воспитателями дошкольных учреждений с целью приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный сборник может представить интерес педагогам трудового обучения, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических колледжей, родителям. Используя данное пособие можно не только самостоятельно изготовить традиционную народную куклу, но и обучить этому детей.

Просмотр содержимого документа
«Сборник мастер-классов «Традиционная лоскутная кукла» как средство приобщения младших школьников к этнокультурным традициям русского народа»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Камышловский педагогический колледж»

Сборник мастер-классов «Традиционная лоскутная кукла»


как средство приобщения младших школьников к этнокультурным традициям русского народа

Исполнитель: Пономарева Е.,

студентка 41 КП группы Руководитель: Болотова Е. Ю., преподаватель

Сборник мастер-классов по изготовлению традиционной лоскутной куклы, как средство приобщения младших школьников к традициям русского народа /Пономарева Е.А., – Камышлов: ГБОУ СПО «Камышловский педагогический колледж»/, 2016.

Данный сборник может представить интерес педагогам трудового обучения, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических колледжей, родителям. Используя данное пособие можно не только самостоятельно изготовить традиционную народную куклу, но и обучить этому детей.

Мастер-класс изготовление куклы «Куватка»……………………………. 7

Мастер-класс изготовление куклы «День и ночь»…………………………….10

Мастер-класс изготовление куклы «Колокольчик»…………………………. 15

Мастер-класс изготовление куклы «Пеленашка»……………………………..19

Мастер-класс изготовление куклы «Крупеничка» …………………………. 22

Мастер-класс изготовление куклы «Неразлучники»………………………….25

Мастер-класс изготовление куклы «Покосница игровая»……………………28

Мастер-класс изготовление куклы «Зайчик на пальчик»……………………..31

Мастер-класс изготовление куклы «Закрутка (столбушка)»…………………34

Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Особая роль в этом процессе отводится народному искусству. Сохранение, воспитание и приумножение богатства народного искусства является одной из наиболее важных задач на данном этапе.

Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для художественного творчества.

Проблемы сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры в 21 веке приобретают все большую актуальность. Для того чтобы сохранить свою уникальную культуру, необходимо изучать народное прикладное искусство, в том числе традиции изготовления тряпичной куклы.

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, высшей ступенью духовно‑нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения.

В процессе изготовления традиционной лоскутной куклы, младшие школьники приобщаются к этнокультурным традициям русского народа.

На мастер-классах по изготовлению русской народной куклы детям не только показывают, как изготовить, а так же рассказывается об истории куклы, её назначении в русской культуре и древних поверьях, связанных с этой игрушкой-символом.

Мастер-классы направлены на возрождение традиций изготовления традиционной лоскутной куклы и приобщению детей к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка. Дети не только осваивают секреты традиционного ремесла – как изготовить куклу своими руками, но и узнает о роли и значении куклы в жизни русского народа.

На мастер-классах предлагаются изготовить с детьми три вида традиционных лоскутных кукол (обрядовая, обереговая, игровая,) в 1-4 классах.

Разработанные мастер-классы выстроены логически и предполагают приобщение детей к этнокультурным традициям русского народа, через изготовление традиционной лоскутной куклы, а так же развитие практических навыков работы с текстильными материалами.

Выбор предлагаемых кукол обусловлен тем, что они просты в изготовлении, выполняются за одно занятие, а это способствует совершенствованию у детей навыков художественного завершения работы и поддержанию интереса к ней. Дети проявляют свою фантазию и творческие способности при оформлении куклы, выбора расцветок ткани. Все это раскрывает у детей художественные способности, помогает развитию творческого потенциала, развивает фантазию.

В работе по изготовлению кукол с детьми на мастер-классах, не потребуется каких-либо сложных инструментов и приемов, они выполняются без шитья.

Цель предлагаемого сборника мастер-классов сводится к приобщению младших школьников к этнокультурным традициям русского народа.

Ожидаемые результаты мастер-классов:

У детей возникает интерес к искусству изготовления кукол, сформируется желание научиться этому искусству;

Они будут знать классификацию тряпичных кукол, материалы, используемые для их изготовления и историю возникновения кукол;

Дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении кукол;

Смогут самостоятельно изготавливать изученные на мастер-классах некоторые виды кукол;

Научатся создавать, пользуясь полученными знаниями, авторские куклы;

Усвоят бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культуры.

Здравствуйте, друзья! Хочу поближе познакомить вас с историей игрушек, которые я для себя случайно открыла!

Немного из истории по материалам книги Г.Дайн и других источников. Многим известно, что различные виды промыслов и рукоделия сопровождали существование женских монастырей на всём протяжении их истории. Уже в XI веке в первом русском женском монастыре появляется школа ремёсел для девочек.

"Различия в видах монастырских промыслов и рукоделия объяснялись общественным и имущественным положением насельниц и, следовательно, богатством обители.

Так, в течение 400 лет Новодевичий монастырь славился своими вышивками. «В нём были устроены мастерские и вышивание являлось местным значительным производством». Это было одной из главных специализаций этого монастыря, которая требовала больших средств и умений. Для этого оказались подходящие условия, поскольку монахини были в основном знатных княжеских и даже царских родов. В XVII веке особенное развитие здесь получило шитьё жемчугом.

Подобно общественному служению, государственная власть со временем стала регламентировать и монастырские промыслы. В 1724 году, в «Объявлении, когда и коей ради вины начался чин монашеский», Пётр I предписал монахиням «питатца рукоделием вместо пашни, а имянно: пряжею на мануфактурные дворы». После этого появляются распоряжения об обучении монахинь новым видам ремёсел, например, выработки льняной пряжи высокого качества, для чего в монастыри направлялись специально обученные пряхи.

В московском Ивановском монастыре было несколько мастерских: златошвейная, живописная, шелкошвейная, ризная (изготовляла облачения и камилавки), мастерская, где шили белой и цветной гладью, портная (шили рясы и одежду для сестёр).

В Покровском Хотькове монастыре занимались золотым шитьём, из лоскутов ткани шили мячи и игрушки, изготовляли детали церковных облачений и утвари, вышивали ризы. В иконописной мастерской не только писали иконы, но и обучали этому искусству молодых послушниц. Другие рукоделия – отделка икон фольгой и бисером, изготовление цветов и восковых фруктов, вышивка гладью. В конце XIX века сестёр обучали искусству мозаики и фотографии (для этого приглашались светские учителя).

Многочисленные войны, в которых участвовала Россия, сделали незаменимыми навыки шитья и изготовления перевязочных материалов, которыми владели монахини всех монастырей, а также специальные медицинские навыки, которыми обладали некоторые представительницы русского монашества. После революции некоторые женские общины, благодаря их навыкам шитья, сохранились сравнительно лучше мужских, поскольку «в первые месяцы Советской власти в Страстном, Никитском, Скорбященском монастырях монахини и послушницы организовали швейные мастерские, выполнявшие заказы для Красной Армии». К сожалению, такая ситуация продолжалась недолго, и скоро большинство обителей было закрыто.

В коллекции Художественно-педагогического музея игрушки РАО (ХПМИ) в Сергиевом Посаде хранятся пять лоскутных мячиков из Хотькова. Три красивых мячика с украшением поступили в собрание в 1919 году и помечены в инвентарной книге как изделия монахинь Хотьковского монастыря. Долгое время о них не было больше никакой информации.

Древние традиции изготовления игрушек или монастырские игрушки. Что это?, фото № 2

В декабре 1980 года начались реставрационные работы по восстановлению Покровского монастыря. Общественным инспектором на хотьковский объект была назначена Г.Л. Дайн, хранитель Музея игрушки. Тогда и произошло знакомство с Серафимой Михайловной Григорьевой, сторожем Покровского и Никольского храмов. Это она помогла в 1982 году определить происхождение лоскутных музейных мячиков. Сразу понятно, что шили их из бережливости и бережности к тканям и дорогим отделкам. Грех пропадать всякому, даже малому добру, если можно ещё и ребенка обрадовать!

Серафима Михайловна родилась в 1911 году в Желтикове и всю жизнь проработала на Горбуновской ткацкой фабрике. В 1928 году рабочим дали жилье в монастыре, и Григорьева тоже переселилась в бывшую келью. В 80-е годы пенсионерка жила там же и, как неотлучный часовой, охраняла соборы, где шла реставрация. Она знала здесь каждый кирпичик и видела, как рукодельничали здешние монашки. Вспомнила и про мячики из подушечек, внутрь которых клали горох в берестяной коробушке. Оказалось, в хотьковской округе монастырские игрушки имели большое распространение. Во всех ближних деревнях удалось найти памятливых старожилов.

Клавдия Егоровна Андреева (1898 пр.), коренная жительница деревни Мутовки, говорила, причитая: «Зажилась я, поганка, какая давность в голове держится. Так и вижу, как через поле зелёное идут к нам монашки в чёрной монашеской одежде, несут корзинки. А там игрушки, зайчики, белки, а всё больше мячики. И продавали их по деревне. Купят родители, оно гремит. Прыгаешь, сама не своя от радости…»

Древние традиции изготовления игрушек или монастырские игрушки. Что это?, фото № 3

Древние традиции изготовления игрушек или монастырские игрушки. Что это?, фото № 4

Древние традиции изготовления игрушек или монастырские игрушки. Что это?, фото № 5

К счастью, традиция народной игрушки в Хотьково не исчезла — так жизнетворна местная культурная почва…
На радость всем вновь возрождается Покровский Хотьков женский монастырь. Его насельницы снова занимаются рукоделиями, обучают этому традиционному ремеслу детей воскресной школы и воспитанниц приюта — пансиона. Придёт пора, и вернутся в умелые руки местных монахинь хотьковские мячики-гремушки, ставшие образцом русского лоскутного шитья."

А это мои игрушки, сшитые по картинкам монастырских. Сшиты из лоскутов винтажного плюша, внутри игрушки так же есть погремушка и они приятно шуршат. Получились совершенно уютные и добрые мишки-зайки, которых из рук не хочется выпускать.

Древние традиции изготовления игрушек или монастырские игрушки. Что это?, фото № 6

Древние традиции изготовления игрушек или монастырские игрушки. Что это?, фото № 7

Привезу их тоже на выставку НТ 2015. По вопросам приобретения/брони пишите в личку.

Огромное спасибо всем заглянувшим на огонек. Надеюсь, что пост был интересным и вам, друзья!

Русский Север: история и традиции лоскутного шитья

Русский Север сравнивают с творческой лабораторией . Этот край не порабощала татаро-монгольская орда, здесь не было крепостного права, не было шведов и сюда не дошли немецкие фашисты. Здесь в глухих деревнях еще хранятся в бабушкиных сундуках домотканая одежда, лоскутные одеяла и вышитые полотенца. Здесь, как нигде в России, сохранились традиции и история…, хотя и сюда с огромной скоростью въезжает «локомотив цивилизации». Именно поэтому с таким интересом экспедиция нашей ассоциации поехала на русский Север – в Архангельскую область - изучать историю лоскутного шитья. Мы сделали много фотоснимков и с радостью поделимся тем, что увидели сами. Нельзя изучить историю русского лоскутного шитья , не побывав на Севере России.





Лоскутное шитье тесно переплетается со многими видами рукоделия – с вышивкой, с ткачеством, с тряпичными куклами. Обычно мастер увлечен и профессионален во всех этих сферах и в своих лоскутных работах использует разные приемы и виды рукоделия.

Еще в памяти из далекого детства - бабушкины вручную вышитые полотенца :






Этими полотенцами практически не пользовались в быту - они дарились на свадьбу, на рождение ребенка, на похороны. Ими украшали зеркала и иконы, и они несли обереговую функцию. Сохранились они и дошли до нас именно потому, что хранились в сундуках .

А вот что такое подзор Вы знаете ? Им украшали низ кровати :



К каждой детали убранства жилища или одежды всегда подходили творчески, с выдумкой, вкладывали душу, создавали красоту. Ткацкий станок был атрибутом каждого дома.



Для сарафанов и рубах ткали пестрядь - клетчатую ткань изо льна.





Невозможно объяснить, почему так завораживают и притягивают к себе старые вещи и предметы, какой магической силой обладают старинные вышивки и лоскутные одеяла, непонятна и неразгаданна до конца семантика узоров , созданных несколько веков назад.





Лягушки, птицы, кони - это изображения , которые часто использовали как символы семейного благополучия и богатства. Птица чаще всего - райская с хохолком и красивым большим хвостом . Нередко изображали и утицу, она присутствует на многих вышивках. А вот женщина с поднятыми руками еще более серьезный символ и оберег. У язычников она - мать сыра-земля, а у христиан этот образ перешел в образ богородицы Оранты , которая защищает от войн и оберегает от несчастий.



Крест или солярный знак во многих странах издревле означал символ солнца, на Руси он использовался повсеместно. Но из многих коллекций был изъят и позабыт после того, как фашистская Германия афишировала этот знак как свою свастику.

Долгий спор между странами – где же зародилось лоскутное шитье – не приведет кого-то к первоисточнику. Лоскутное шитье появилось там , где появились ткани. Каждая страна шла своим путем в лоскутном шитье. В России первые ситцы были завезены из Англии в середине 19 века. Первые промышленные ткани были дорогими, ценился каждый обрезок и остаток, ничего не выбрасывалось. Именно это время можно считать зарождением лоскутного творчества в России. К сожалению, большинство лоскутных одеял не сохранилось, потому что ткань изнашивалась в процессе использования. А вот вышитые полотенца хранились в сундуках, передавались по наследству, поэтому и сегодня многие из них имеют хорошую сохранность.

Первыми лоскутными работами - были геометрические узоры : сшивались полосочка к полосочке, квадратик к квадратику, треугольник к треугольнику. Аппликация, как вид лоскутного творчества, появилась значительно позже, потому что из-за дороговизны неуместным было накладывать ткань на ткань, что обязательно делается при аппликации.



В лоскутных работах главная составляющая - цветовое решение. Пестрое при первом приближении , оно оказывается очень гармоничным при более внимательном изучении.

В России нет пока музея лоскутного шитья. Старинные лоскутные работы хранятся в фондах и запасниках некоторых музеев. Фонды и запасники - это архив, чаще невыставленный в постоянную экспозицию и недоступный для всеобщего обозрения. Самые интересные и серьезные коллекции находятся в Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы" и в Краеведческом музее города Шенкурск (Архангельской области). Музею требуются немалые экспозиционные площади, потому что лоскутные панно и одеяла - не уместишь на нескольких стендах. и в общем, очень жаль , что нет такого профильного музея , он мог быть серьезным туристическим центром, так как интерес к лоскутному шитью во всем мире - совсем не временное увлечение.

Панки — автор Юрий Безобразов

Семья Юрия и Евгении Безобразовых ( https://vk.com/woodmagazine ) из Череповца, несколько осовременив и придав новые черты, занимается изготовлением традиционной деревянной поморской игрушки "панка".

Творчество этих мастеров безусловно вызывает сильный интерес, но не менее интересна и сама кукольная традиция, бытовавшая на Онежском полуострове Архангельской губернии — поселениях Лопшеньга, Яреньга, Пушлахта, Уна и Луда. Цельнодеревянные игрушки, грубовато вырубленные из одного куска дерева, идеально подходили для детских игр — невозможно разбить и даже поломать. Подобные изделия существовали во времена оные на довольно большой территории — в Карелии, Поморье, старом Новгороде Великом, на Ладоге.

Бросающейся в глаза особенностью панков является их грубая форма — схематические черты, намёком выделяющие детали, но при этом в каждой игрушке даже малыш, легко угадывал человека или животное, которое панка изображала. Детишки в этих деревянных истуканчиков замечательно играли и всё было просто до того момента, пока куклы не попали на глаза культурологов и вмиг не обрели у оных невероятную загадочность (культурологам нравится когда всё сложно, когда есть причины выдвигать завиральные гипотезы и трясти пылью книжных архивов). И панки, имеющие действительно вид древних идолов, вызвали у исследователей настоящий экстаз. А так как ни один респондент в Поморье не смог озвучить ни единого иного предназначения панков, кроме как для детских игр, то учёным не оставалось ничего другого как включить свою безудержную фантазию.

Панки — автор Юрий Безобразов

Итак — что мы знаем?

Изготовлением панок для своих детей поморы занимались обычно весной — в период охоты на морского зверя, в минуты отдыха из найденных на берегу брёвен и чурок, резали различные фигурки «от скуки режем панок и коней». Порой игрушки были плоскими — изготавливались из небольших обрезков досок, на которых делался эскиз будущей фигурки, а потом выпиливался пилкой или вырезался ножом. Но чаще всё же панки делались объёмными. По воспоминаниям жителей Варзуги Мошниковой З.И. и Рогозина Ф.Г. мужики перед тем как уйти на свой "торосовый промысел", считали долгом оставить подарки жёнам своим и детишкам. Особой любовью они окружали своих маленьких дочерей:

«Сколько ей, бедной, придется еще повидать и пережить в жизни…». Дочкам и предназначались эти незатейливые куклы. А назывались они "панками" за свой богатый и яркий наряд. Ведь изначально украшались фигурки яркой раскраской, им шились платья по моде того времени — белую блузку и юбку украшенную орнаментом. Шился жакет "сак" чуть выше колен или "пятистенок" — поморский вариант верхней тёплой одежды. Кукла получалась очень нарядной, красивой и практичной. Девочки такие игрушки берегли и нередко такая панка переходила от старшей сестры к младшей, а то и от матери к дочери.

Панки — автор Юрий Безобразов

Человекоподобная панка чаще всего изображает женскую фигуру и по своей форме разделена на три условные части. У панки не бывает ног, а черты лица либо отсутствуют вовсе, либо помечены схематично грубыми врезками ножа.

Загадочно и название куклы — самая распространённая версия это происхождение от ненецкого слова "панк" — дерево, ствол, стебель. Отличное объяснение, но скучноватое.

Есть и позагадочнее — на российской географической карте слово "пан" довольно распространено (Панщина, Паны, Пановы горы, Панино и так далее). Археолог и этнограф Александр Иванович Кельсиев писал:

«Меня давно занимало широко распространенное название курганов: Паны, Панки, Панские или Пановы могилы, равно и обилие деревень с такими же названиями в местностях, где встречаются курганные кладбища. В подмосковных местностях эти названия можно было бы объяснить присутствием литвы, но употребление для курганов того же названия даже в Олонецкой и Архангельской губерниях, где литва никогда не была, заставляло предполагать в звуке «пан» нечто иное. У исчезнувших языческих инородцев это слово не означало ли кладбища, смерти предка, покойника, загробного мира и т.п.?»

И хотя насчёт присутствия поляков и литвы на Севере Кельсиев очень ошибается, всё равно — наблюдение его интересно. У финноговорящих народов корень "пан" довольно распространён: у эрзи "пандо" это гора, могила, холм, по карельски "панан" — хоронить. Весь использовала слова "панен" — класть, "пангед" — могила.

Панки — автор Юрий Безобразов

Вообще в устной традиции "паны" это какой то злобный вымерший народ, так в деревне Гусарниково Ростовского уезда в 19 веке была сделана интересная этнографическая запись, говорящая о захороненных в местных курганах "Панские могилы": «одноглазые, одноногие и однорукие великаны, обладавшие непомерной силой и ловкостью: они перекидывались топорами с Гусарниковского городища на Дебольское, бегали, взявшись цепью за руки, от городца до городца в три минуты, от народа жили особняком; насыпали городища, а под ними ходы рыли, где и хранили клады; они сильно обижали народ и принуждали его прятаться в леса. С течением времени, число панов становилось все меньше и меньше».

Но положа руку на сердце признаем — сомнительно, что поморы называли кукол, что делали для своих дочурок, именем злых татей и мертвецов.

Панки — автор Юрий Безобразов

Версию о том, что слово "панк" произошло от польских панов я нигде не читал вовсе и это очень странно. Конечно, человек далёкий от истории, только пальцем у виска покрутит — при чём тут шляхта Речи Посполитой? Но если чуть интересоваться прошлым, то легко вспомнить, что польские и литовские паны не только бывали — они жили именно на Онежском полуострове Белого моря!

После разгрома под Москвой в 1612 году армии Хадкевича, ее остатки под руководством полковников Барышпольца и Сидорки осенью 1613 г. через Тихвин и Белозерск двинулись на Каргополь. О приближении «черкас» знали и принимали соответствующие меры: укрепляли остроги, учили крестьян военному делу и клялись « на литовсих людей стоять всем на один».

Не решившись атаковать защищенный Каргополь, двухтысячный отряд поляков и «прочих воровских людей» двинулся к средней Онеге. Войско их разделилось — часть ушла на Северную Двину, но большая часть двигалась на север в сторону города Усть Онеги, имея в планах выбраться из России северным путём. По пути своему поляки "и прочие воровские люди" сеяли смерть и хаос — тысячами убивали мирное население, жгли деревни и храмы.

Панка — автор Юрий Безобразов

Большая бойня произошла около Турчасово, где местное население решило дать отпор захватчикам запершись в Цилядинском остроге. Но всё это закончилось кровопролитным поражением — профессиональные солдаты легко сломили сопротивление ополченцев и сожгли их в деревянной крепости. Когда отряды Барышпольца дошли до Усть Онеги, подошла зима и руководство захватчиков приняло решение зимовать в окрестных деревнях. Там они прожили целую зиму — один отряд, по легендам, зимовал в Ворзогорах, а второй в Пурнеме (до сих пор жители Пурнемы носят прозвище "католики".

Наверняка в крови местных поморов немало польской примеси: вояки не миндальничали с местным населением — женщин насиловали). Что бы прокормить многотысячное войско, интенданты под охраной солдат изымали продукты, одежду и ценности по всему Онежскому полуострову — добирались конечно до близкой Луды и Лопшеньги.

Одетые в щегольские европейские одежды из дорогой ткани, увешанные золотом и ценностями из ограбленной Москвы, паны безусловно производили своим внешним видом сильное впечатление на местное население. Так не отсюда ли определение пана как чего то красивого и нарядного?

Отличная версия, если не забывать, что панки это почти всегда женские фигуры, и только в Лудском посаде делали панок в форме мужчин и с ногами.

Панка — автор Юрий Безобразов

Напоследок хотелось бы поговорить о том, имели ли поморские панки какое то обереговое значение? Ни один помор ничего подобного никогда не говорил — это только детские игрушки, но вид то у них действительно странный!

Масса людей из столиц уверена — панки это рудименты каких то древних верований и отголоски языческих времён. Так как поморов в язычники никто ещё записать не умудрился, то приводятся примеры из культов северных кочевых народов, и вот там действительно просто раздолье для таких догадок. Примитивные идолоподобные куклы были у всех кочевых народов вплоть до Сахалина. И всегда эти фигурки связаны с культом умерших предков: иттарма (сынские, куноватские ханты), итэрма (сосьвинские манси), сонгэт (нижиеобские ханты), мохар (сосьвинские манси), окинь (среднеобские ханты), алэл (кеты).

Со многими этими народностями поморы пересекались — кукол их видели, даже более того, некоторые промысловики сталкивались с языческими капищами — на промысел зверя многие держали путь на остров Вайгач — священную землю ненцев (самоедов). В течении тысячелетия Вайгач, или как его называли самоеды — "Хэбидя", был местом магической силы для всех северных народов. Скандинавы называли остров Иотунгейма и были уверены, что населяют его маги и чародеи.

Панки — автор Юрий Безобразов

Английский мореплаватель Бурро, посетивший в 1556 году Вайгач, насчитал на его северной оконечности четыреста двадцать идолов, сгруппированных вокруг самого крупного истукана “Весако” с семью ликами. Напротив Болвановских идолов, на выступающем берегу материка, также находилось 4 каменных и 356 деревянных языческих идола. В 1594 году голландец Най вновь видел и описал “мыс идолов”, который получил от русских название “Болванский нос”. В 1824 году русский мореплаватель Иванов, приставший к Вайгачу также обнаружил эти языческие изваяния. После чего они были повалены и сожжены христианскими миссионерами, которые водрузили на высшей точке мыса крест.

Так вот, эти вайгачские "болваны" чрезвычайно похожи на поморских панок! Да ведь похоже это не всегда значит "то же самое" — сходство самоедских идолов и поморских кукол лишь в грубой обработке и схематичности. Но чем чёрт не шутит — можно допустить, что промысловики, отчасти, повторяли в своих игрушках увиденные образы.

В любом случае, сейчас уже точно никто сказать не сможет, а сами панки — вот они!

Читайте также: