Требования к игрушкам в младшей группе

Обновлено: 13.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Основные психолого-педагогические требования к игрушке для детей дошкольного возраста.

Игрушка обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие, быть увлекательной и привлекательной. Соответствие – вот то, что делает игрушку игрушкой. Основное требование к игрушке - максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода, то есть решение возрастных задач развития. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, симулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объективное отношение к живому. Игрушка - это условное изображение реальных предметов; вещь, которая специально созданная для развлечения и обучения детей в живой увлекательной форме. Игрушка рассматривается взрослыми преимущественно либо как забава, либо как дидактическое средство. При этом, к сожалению, отсутствуют ценностные ориентиры оценки игрушек, связанные с их влиянием на игровую деятельность и психическое развитие. Проведённые опросы, в большинстве случаев, показали, что игрушки выбираются и покупаются стихийно, как правило, из-за внешних, поверхностных признаков (привлекательности, стоимости, желания угодить ребенку). Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка. Поэтому многие психологи и педагоги в настоящее время проводят различные экспертизы современных игрушек. Эти экспертизы опираются на объективные, научно обоснованные критерии оценки развивающего значения игрушек.

Предъявляя требования к игрушкам, и определяя критерии их оценки, необходимо опираться на основы структурных составляющих игры . Так как, деятельность, побуждаемая мотивом , задающим ее предметность и непосредственно - направленность, она осуществляется через действия, которые имеют свое содержание и операции. Мотив к игре лежит в самом процессе. Интерес к игре определяется во многом игрушкой , а именно ее привлекательностью для ребенка. Это важное требование к игрушке, которое и делает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка, обеспечивает мотивационную составляющую игровой деятельности. Привлекательность игрушки связана с различными характеристиками игрушки и социокультурной ситуацией развития конкретного ребенка. Во-первых, это сенсорная, перцептивная привлекательность, связанная с внешними физическими качествами. Внешне игрушки не должны раздражать своим цветом. Если в игровой комнате будет засилье красок, форм, мелькающих картинок, предметов. Психика ребенка не справится - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представления о хорошем и плохо деформируются. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, лишает ребенка уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поэтому необходимо обращать пристальное внимание на цветовую гамму, звучание (11). Во-вторых, игрушка должна быть такой, чтобы у ребёнка была возможность действовать с ней, понятность и осмысленность игрового действия. Эта возможность определяется для разного типа игрушек разными качествами. В образных игрушках важно наличие яркого определенного образа - человека или животного. Также привлекательность игрушки определяется степенью знакомства с ней. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости - важное качество игрушки, делающее ее привлекательной и стимулирующее детскую активность. В-третьих, привлекательность игрушки определяется ее рейтингом в детской субкультуре. Как бы ни противоречили вкусы детей эстетическим и этическим представлениям взрослых, при оценке привлекательности игрушки необходимо учитывать ее современность и популярность в детской субкультуре.

Психологическая задача возрастного развития решается при реализации действий, осваиваемых в игре. Поэтому, игрушка как посредник между ребенком и культурой и как средство его развития должна обеспечивать возможность становления новых умственных действий, психических способностей и личностных качеств, соответствующих возрасту ребенка. Чтобы игрушка выполняла свою развивающую функцию, она должна содержать ориентиры для адекватных действий ребенка, т.е. подсказывать, что и как с ней делать, и направлять на осуществление заложенных в ней возможностей. Однако наличие ориентиров не должно препятствовать инициативным действиям ребенка. Игрушка должна открывать возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важное требование для развивающей игрушки. Реализация инициативы ребенка обеспечивается также операционными возможностями игрушки. Так как игра является самостоятельной деятельностью ребенка, поэтому игровой материал должен учитывать несколько требований: прочность, качество ее изготовления. Они безусловно влияют на реализацию игрового действия. Даже самый интересный замысел может быть не реализован из-за поломки игрушки. Такие чисто физические характеристики, как размер и вес игрушки, также могут открывать возможность самостоятельного действия ребенка.

Таким образом, основным психологическим требованием в игрушкам является возможность активизации соответствующих возрасту деятельностей ребенка, которая обеспечивается:

- привлекательностью игрушки для ребенка, задающей мотивационную основу игры;

- полнотой, адекватностью и открытостью ориентиров, создающими развивающий потенциал игрового действия;

- операциональными возможностями игрушки, обеспечивающими самостоятельно действие ребенка.

Серийная игрушка, с которой чаще всего имеет дело современный ребенок, по сути своей является, антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и творчества. Внешняя привлекательность современной игрушки становится важнее игрового применения. Сегодня детская игрушка как часть массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира. Такие игрушки способны породить чудовищ в душе маленького человека. А игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить добру и красоте, мудрости и сорадости. Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла. И опасно, если это происходит с антигероем. Любое проигранное действие способно воспроизводить себя в реальности, а игрушка программирует поведение ребенка.

Таким образом, можно выделить требования к игрушкам, основанные на принципе "не навреди!". В соответствии с этим принципом игрушки не должны:

- провоцировать ребенка на агрессивные действия;

- вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным);

- наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; - возбуждать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

В основе современных критериев оценки детских игр и игрушек лежат ценные педагогические и психологические качества игрушки. Существует два типа критериев оценки игр и игрушек.

Критерии I группы связаны с безопасностью ребенка , защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие . Эти критерии должны применяться, если игрушка:

- провоцирует ребенка на агрессивные действия;

- вызывает у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;

- провоцируют игровые сюжеты на безнравственность и насилие;

- вызывает нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящей за рамки возрастной компетенции ребенка;

- провоцирует ребенка на пренебрежительное отношение к расовым особенностям или физическим недостаткам других людей.

Такие критерии отбора игрушек важны в развитии личности ребёнка.

Критерии II группы связаны с качествами игрушки , направленными на обеспечение развития интеллектуальных, моторных, сенсорных способностей ребенка :

- полифункциональность, способствующая развитию творчества детей; - возможность применения игрушки в совместной деятельности;

- дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;

- эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественным промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развивать творческие способности.

Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.

Требования, предъявляемые к играм и игрушкам :

Игры и игрушки не должны :

1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия.

2. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным, роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый).

3. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.).

4. Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.

5. Вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Игры и игрушки должны иметь особую педагогическую ценность, такую как:

1. полифункциональность (возможность их широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и других качеств);

2. дидактические свойства (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом и формой, наличие механизмов программированного контроля, например, в электрифицированных игрушках);

3. возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, например, коллективные постройки);

4. высокий художественно - эстетический уровень либо их принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающие приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.

Игрушки могут использоваться в психотерапевтической практике и выступать как:

1. средством лечения и профилактики детских неврозов;

2. детских страхов;

3. профилактика сексуальных насилий;

4. специальное половое воспитание.

Рекомендации для родителей по отбору игр и игрушек для детей :

1. Обращать внимание на форму и реальность пропорций игрушки

2. Заострять внимание и анализировать историю и описание игрушки

3. Предполагать различные цели использования игрушки ребенком в различных играх

4. Быть внимательным при выборе современных пупсов

5. Выделять для себя ценность этой игрушки и ее педагогическую функцию

6. Осознавать цель покупки той или иной игрушки

7. Выбирать игрушку, которая была бы эстетически красивой и восхищала ребенка

8. Приобретать те или иные игры и игрушки в соответствии с возрастом ребенка

9. Помнить о том, что игрушка должна исключать агрессивные действия и физическое насилие

10. Тщательно изучить функции, особенности и характер выбранной игрушки.

Вредные советы родителям: «Какая игрушка нужна ребенку?»

1. Мягкая игрушка должна быть страшной и уродливой! С многочисленными ранениями и увечьями. Потрёпанная и вызывающая ужас.

2. Кукла для девочки обязательно должна быть злой и жестокой. Возможно иметь мистическое происхождение типа призрак, вампир, оборотень, ведьма и др.

3. Игровое пространство мальчика непременно нужно насытить взрывами и уничтожающим оружием. Их компаньонами могут быть дополнительно купленные отрицательные герои мультсериалов, которые разрушат мир и сотрут добро с лица земли.

4. Современные игрушки созданы для детей «0+», и сейчас не важно какую игру вы покупаете маленьким, а какую взрослым деткам.

5. Чтобы усилить агрессивное поведение деток, покупайте игры, провоцирующие физическое насилие, содержащие жестокие иллюстрации, подразумевающие смерть и убийство.

6. И наконец, иметь игрушку, вызывающую нездоровый сексуальный интерес у ребенка – необходимо, ведь деточка должна узнавать мир любыми средствами детально с самого своего рождения.

7. Нет рамок, нет границ, нет мира! Жестокость, убийства, разврат!

Фетровый планшет — средство обогащения сенсорного опыта детей раннего и младшего дошкольного возраста «Фетровый планшет – средство обогащения сенсорного опыта детей раннего и младшего дошкольного возраста» Выступление педагога-психолога.

Организация предметно-пространственной среды в группах детей раннего и младшего дошкольного возраста «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».

Требования, предъявляемые к игрушкам Основное требование к игрушкам определила Н. К. Крупская в статье Об игрушках для дошколят:игрушка.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:, Чудесный мешочек,, Определи на ощупь, (найти предметы различающиеся по одному.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста» Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста проходит комплексно.

Консультация для воспитателей «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста в игре» В основной общеобразовательной программе детского сада на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление.

Развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр художественного содержания Развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр художественного содержания. В раннем возрасте основной.

Семинар-практикум «Требования предъявляемые к оформлению и презентации проектной деятельности аудитории» Семинар-практикум «Требования предъявляемые к оформлению и презентации проектной деятельности аудитории» Проектная деятельность является.

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание- это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный,.

Консультация для родителей второй младшей группы «Требования к детским игрушкам».

Роль игрушек в развитии и воспитании детей огромна, они позволяют ребёнку исследовать окружающий мир, развивать и реализовать свои способности, выражать свои чувства. Поэтому каждый родитель желает купить своему ребёнку ту игрушку, которая нужна ему не только для игры, но и способствовало бы его развитию.

Игрушки могут быть разнообразными. Они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям. Относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым нужно очень серьёзно. В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки : технические (конструкторы, транспортные, сюжетные (посуда, куклы, фигурки животных, игрушки-орудия труда (молоток, щётка для подметания, лопатка, грабли, отвёртка, игрушки-забавы (театральные, музыкальные). Для того, чтобы правильно выбрать игрушку, нужно учитывать возраст ребёнка, уровень его развития, интересы, желания, какую пользу может принести ему игрушка.

К трём годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее чутко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более лёгкой. Ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребёнку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у ребёнка, должны увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать. Также в этот период нужно вводить в жизнь ребёнка различные настольно-печатные игры.

К четырём годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребёнку начинают быть доступными все виды игрушек : и кукла, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото.

Каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не каждая семья может позволить себе купить их. Да, это, несомненно, так. Но важно запомнить правило: «Игрушки надо выбирать, а не собирать!».

Если, Вы не сможете купить своему ребёнку какую-то игрушку, то при желании любую игрушку можно сделать своими руками и выглядеть для ребёнка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию - и у Вас всё получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить машинку; во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для неё; в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой - хорошая возможность сплочения семьи. Хотелось бы остановиться ещё на одном моменте - выборе игрушек.

Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь четырмя правилами. Игрушка должна быть :

3. Соответствовать возрасту

В заключении необходимо напомнить Вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!

Гигиенические требования к игрушкам. Уход за игрушками в дошкольных учреждениях «Гигиенические требования к игрушкам. Уход за игрушками в дошкольных учреждениях» Будякова Н. Л. Отдавая своих детей в детские сады, все.

Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам. 1. Инструкция разработана на основе ГОСТ.

Консультация для педагогов «Педагогические требования к игрушкам» Педагогические требования к игрушкам Как всем известно, в дошкольном возрасте игра считается ведущей деятельностью детей. А так как, ведущая.

Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребенка. Требования к игрушкам» Консультация для родителей "Игрушка в жизни ребенка" Давайте вспомним наше детство… Что приходит сразу? Конечно, мамины теплые руки, и…любимый.

Консультация для родителей «Развитие речи детей второй младшей группы» Развитие речи детей второй младшей группыЧетвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется.

Консультация для родителей второй младшей группы «Научим ребенка общаться» Консультации для родителей «Научим ребенка общаться» Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться.

Консультация для родителей второй младшей группы «Правила безопасности на дороге» МБДОУ "Центр развития ребенка" - детский сад №8 "Звездочка" города Няндомы. "Правила безопасности на дороге". Подготовила воспитатель:.

Консультация для родителей второй младшей группы «Пропал аппетит?» МБДОУ "Центр развития ребенка" - детский сад №8 "Звездочка" города Няндома Консультация: " Пропал аппетит? " Воспитатель: Тетерина Ольга.

Консультация для родителей «Знакомство с детским садом» Консультация для родителей «Знакомство с детским садом» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло.

Музыкальное развлечение «Путешествие к игрушкам» для детей второй младшей группы

Музыкальное развлечение «Путешествие к игрушкам» для детей второй младшей группы Сценарий развлечения для детей младшего дошкольного возраста «Путешествие к игрушкам» Реквизит: Палочки-лошадки Цветные флажки (по два.

Игрушка — важное средство ознакомления ребенка с внеш­ним миром, поэтому необходимо, чтобы она радовала малы­ша и вызывала у него интерес, а значит, была хорошо выпол­нена технически и оформлена эстетически. Сюжет игрушки должен расширять кругозор ребенка, способствовать выра­ботке ясного представления о природе и животных, о труде и быте человека.

С точки зрения гигиены воспитания далеко не безразлич­но, какой ассортимент игрушек предоставляется ребенку. При известных условиях она может причинить вред здоровью: привести к повреждению кожных покровов и заражению ра­невой поверхности, способствовать передаче инфекционных заболеваний или отравлению токсическими материалами, если они использовались при ее изготовлении.

Игрушки изготовляют из различных материалов: дерева, ме­талла, резины, бумаги, папье-маше, материи, глины, пластмас­сы и т. п. Бьющиеся игрушки (из стекла и фаянса) можно использовать только в качестве дидактических пособий, после чего они должны быть убраны в недоступные детям места.

Для изготовления деревянных дидактических пособий, иг­рушек и строительного материала требуется сухое дерево твердых пород (дуб, ольха, береза), так как мягкие породы (сос­на, ель), а также сырое дерево твердых пород легко расщепля­ются и откалывающиеся от них мелкие обломки могут пора­нить ребенка. Чтобы предохранить детей от заноз и других повреждений, промежутки и швы между отдельными деталя­ми игрушек тщательно заделывают, поверхность их зачищают и окрашивают стойкими нетоксичными красками. Игрушки, окрашенные клеевой или масляной краской, обычно покрыва­ют двумя-тремя слоями прозрачного лака или натуральной оли­фы для образования на них прочной пленки. Лаки и краски для окраски игрушек выбирают лишь такие, которые дают проч­ную и нелипкую пленку, не имеющую запаха и не сползающую при мытье горячей водой (при 60 °С) с мылом или 2% - ным рас­твором соды и хлорной извести. Строительный материал, при­меняемый в дошкольных учреждениях для игр и занятий, по общему весу составных элементов не должен превышать 2 кг.

Для детей первого года жизни наиболее гигиеничными яв­ляются игрушки, изготовленные из пластмассы и резины. На них почти не задерживаются микробы, они хорошо под­даются очистке и дезинфекции, имеют (особенно пластмассо­вые) устойчивую окраску. Составные игрушки (пирамиды, набор колец или формочек) должны иметь самый маленький элемент не менее 30 мм в диаметре, чтобы дети не могли их проглотить, засунуть в нос или уши.

Бумага и картон — удобный и дешевый материал для изготовления игрушек. Такими игрушками дети охотно иг­рают. Однако надо помнить, что в случае возникновения в группе инфекционного заболевания все бумажные игрушки, находившиеся в пользовании детей, следует уничтожить (луч­ше всего сжечь). Игрушки, сделанные из папье-маше, в дет­ских учреждениях иметь не рекомендуется, так как с них легко сходит краска и в местах, где она отсутствует, могут надолго задерживаться микробы.

Проблематичны в использовании мягкие игрушки. Они легко загрязняются и могут длительно оставаться источни­ком инфекции, на них могут сохраняться и передаваться яйца остриц. В то же время лишить детей, особенно находящихся на круглосуточном режиме или в домах ребенка, мягких иг­рушек представляется неправильным с психологических по­зиций. В настоящее время выпускаются мягкие игрушки из синтетических материалов, которые можно стирать и под­вергать дезинфекции влажными химическими средствами. Таким игрушкам и стоит отдавать предпочтение в детских учреждениях. Для детей до трехлетнего возраста и для изо­ляторов использование мягконабивных и пенолатексных вор­совых игрушек запрещается.

Музыкальные духовые игрушки (трубы, дудки, свистуль­ки, губные гармошки и др.) представляют значительную опас­ность в распространении среди детей инфекционных заболе­вании и поэтому в детских коллективах не используются.

Щипковые, ударные и клавишные инструменты можно использовать в детских играх, однако необходимо помнить, что они создают повышенный уровень шума, который может значительно утомлять детей.

Оптические игрушки — фильмоскопы, калейдоскопы, вол­шебные фонари, игрушечные подзорные трубы и др. — долж­ны давать четкое, достаточно крупное изображение (высота букв не менее 2,75 см), не вызывающее напряжения зрения.

Все игрушки, находящиеся в детском учреждении, необхо­димо регулярно очищать от пыли и дезинфицировать. Средст­ва очистки игрушек не должны изменять их внешнего вида, оставлять стойких запахов. Вновь приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед поступлением в группы должны мыться в течение 15 мин проточной водой (температу­ра 37 °С) с мылом и затем высушиваться на воздухе. Резино­вые, пенополиуретановые, пенолатексные, пластизольные и другие аналогичные игрушки нужно тщательно отжимать.

В дальнейшем игрушки в младшей ясельной группе следу­ет мыть два раза в день горячей водой щеткой, мылом или 2% -ным раствором питьевой соды, в специально предназначен­ных для этого (промаркированных) тазах; затем — промывать проточной водой (температура 37 °С) и высушивать. Игрушки для детей более старшего возраста необходимо мыть ежедневно в конце дня. Кукольная одежда и мягкие игрушки, подлежа­щие стирке, стираются по мере загрязнения. Мягкие игрушки ежедневно в конце дня дезинфицируют бактерицидными лам­пами, установленными на расстоянии 25 см, в течение 30 ми­нут. Пенолатексные ворсованные игрушки обрабатывают со­гласно инструкции завода-изготовителя.

Ш I Контрольные вопросы

1. Какие требования предъявляются к оборудованию до­школьных учреждений?

2. Как оборудуются группы раннего возраста?

3. Как должна располагаться мебель в групповой комнате?

4. Какие требования предъявляются к детской игрушке?

5. Какие виды игрушек можно использовать в детских уч­реждениях? Каким гигиеническим требованиям они долж­ны соответствовать?

В младших группах игрушки должны быть расположены на открытых полках, в доступном месте, располагаться на уровне роста ребенка /т.к. игровые замыслы возникают только при непосредственном созерцании игрушки по принципу «увидел – захотел поиграть»/. Должно быть много одинаковых игрушек (для разрешения детских конфликтов), хотя разнообразие игрушек не слишком большое, т.к. опыт детей еще мал.

В старших группах игрушки можно хранить в специальных шкафах, на полках, т.к. игра уже идет от замысла. Но, все же желательно, чтобы игрушки были хорошо видны и удобно расположены для самостоятельного пользования. У каждой игрушки должно быть свое постоянное место хранения. Игрушек должно быть много разных, т.к. опыт детей богаче, и игры более разнообразны, чем у малышей. Каждая игрушка может быть представлена всего в 1-2 экземплярах.

Воспитатель не должен просто размещать игрушки в группе в отсутствии детей. Каждая игрушкаобязательно должна быть специально внесена в группу. Во время внесения важно зафиксировать на ней внимание детей, познакомить с внешним видом игрушки (что это, как называется, как устроена, из чего сделана), показать способы использования её в игре, объяснить правила пользования данной игрушкой. Если это кукла или игрушка, изображающая животное, надо дать ей имя /или придумать вместе с детьми/, договориться, где будет храниться /жить/ игрушка в нашей группе. Внесение игрушки может быть осуществлено на занятии или в вечерний отрезок времени. Его может сопровождать сюрпризный момент или другие педагогические приемы (встреча новых кукол, внесение посылки с игрушками, находжение в игровом уголке «заблудившихся»игрушек и т.д.). В старших группах воспитатель рассматривает игрушку с детьми, предупреждает, что с хрупкими игрушками надо обращаться бережно. Большую пользу принесет короткий, доступный детскому пониманию рассказ педагога о том, как делают игрушки и сколько людей стараются, чтобы они были интересными и красивыми. Воспитатель учит беречь игрушки. Главное, чтобы дети видели, что воспитатель не остается равнодушным, а огорчается и сожалеет по поводу сломанной или испорченной игрушки.

Нельзя сразу вносить в группу много игрушек, это рассеивает внимание детей, мешает сосредоточиться на понравившейся кукле или машине.

- продумайте варианты внесения игрушек в младшей и в старшей группе детского сада.

Дополнительная литература:

- Акулова О.В. Мир игрушки./ Дошкольная педагогика – 2001. – № 4.

- Виноградова Л. Создание условий для игровой деятельности/ Дошкольное воспитание. – 1979. - № 10.

- Володина А. Выбрать нужную игрушку/ Дошкольное воспитание. – 1969. - № 6.

- Зуева Е. Игрушки рассказывают. / Дошкольное воспитание. – 1990. - № 7.

- Иванова В. Играйте вместе с детьми/ Дошкольное воспитание. – 1981. - № 11.

- Казанович Е. Учите береч игрушку/ Дошкольное воспитание. – 1981. - № 11.

- Островская Л. Детский уголок дома/ Дошкольное воспитание. – 1980. - № 11.

- Панкратова А. Педагогические требования и возрастная адресованность игрушек/ Дошкольное воспитание. – 1988. - № 9.

- Савка А. Дети и взрослые в мире современных игрушек/ Дошкольное воспитание. – 2000. - № 3.

- Стрелянова Н. Кукла для ребенка не вещь, а личность/ Дошкольное воспитание. – 1976. - № 5.

- Урбанская О. Какие игрушки дарить детям/ Дошкольное воспитание. – 1975. - № 7.

Подумайте над следующими вопросами:

- А.С.Макаренко называл игрушку «материальным центром игры». Можете ли вы полностью согласиться с его мнением? /Используйте доказательства из области психологии и педагогики игры дошкольника/

- Согласны ли вы с мнением Я.А Коменского о роли игрушек в развитии детей: «Всегда, играя с ними, дети будут развивать в теле здоровье, в уме живость, а во всех членах -- подвижность».

- попробуйте дать полную классификацию, имеющимся у вас дома нескольким игрушкам.

Читайте также: