Требования к игрушке гигиенические эстетические педагогические

Обновлено: 15.05.2024

Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие – способностей, воображения, творчества.
Министерством образования Российской Федерации было разработано Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек осуществляется группой квалифицированных специалистов-экспертов с целью анализа их свойств и качеств на соответствие психолого-педагогическим требованиям двух уровней

Игрушки, соответствующие требованиям I уровня, не должны:

  1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия.

Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый).

  1. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.).
  2. Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.
  3. Вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Требования II уровня состоят в следующем:

  1. Полифункциональность игрушки . Игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.
  2. Возможность применения игрушки в совместной деятельности . Игрушка должна быть пригодна к использованию ее одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия (коллективные постройки, совместные игры и др.).
  3. Дидактические свойства игрушки . Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля, например электрифицированные и электронные игры и игрушки.
  4. Принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов . Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.
    Игрушки отвечают требованиям II уровня при условии наличия соответствующих прилагаемых к ним инструкций или методических рекомендаций, содержащих возрастную адресованность, способы или области их применения. [4]

Детская игрушка должна быть художественно и технически хорошо выполнена, т.е. полностью воспроизводить оригинал по форме, пропорциям, окраске и давать правдивый, реальный образ изображаемого предмета.
По своей конструкции игрушки не должны оказывать травмирующего действия на ребенка, они должны исключать возможность несчастных случаев: в игрушках для любого возраста недопустимо наличие острых углов, режущих краев, колющих концов. Поверхность игрушек должна быть ровной, гладкой, без шероховатостей и заусениц.
Максимальная масса игрушки или отдельного элемента игры должны соответствовать силе ребенка и не превышать 400 г. для детей дошкольного возраста. Для озвученных игрушек интенсивность издаваемого шума не должна превышать 65 дБ. В электромеханических игрушках с микроэлектродвигателями электрическое напряжение питания допускается не более 12В

Оптические игрушки (бинокли, фильмоскопы, калейдоскопы, зрительные трубы, волшебные фонари) обязаны иметь достаточную силу увеличения и давать изображение высотой не менее 2,75 мм. В дошкольном учреждении игрушки имеют строгую групповую принадлежность, т.е. они предназначены для игр детей только одной возрастной группы. Переносить игрушки из одной группы в другую не разрешается.[3]

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Требования ФГОС Дошкольного образования

К предметно-развивающей среде:
1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды, что предполагает:
— доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
— свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек , как в труде, так и в игре. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.[5]

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

В целях защиты интересов детей специалистам дошкольных учреждений рекомендовано активизировать работу с родителями в следующих направлениях:
— пропагандировать игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными;
— разъяснять негативные воздействия отдельных видов игрушек;
— консультировать родителей по вопросам приобретения игрушек для своих детей и по использованию их при взаимодействии взрослого и ребенка в условиях семьи.[1]

1 Карабанова О.А., Алиева Э.Ф.,Радионова О.Р.,Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста// Карабанова О.А., Алиева Э.Ф.,Радионова О.Р.,Рабинович П.Д., Марич Е.М-М.; Федеральный институт развития образования,2014-96с.

2. «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).

3 . Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек») // Вестник образования. – 1995. – № 7; Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» // Официальные документы в образовании. 2004. – № 19.

Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

В игрушке присутствует условность изображения пред­мета, которая также позволяет выполнять с ней разнооб­разные действия (коня на колесиках можно возить за ве­ревочку, на нем можно покатать мишку).

И наоборот, на­туралистическая, «приземленная» игрушка не дает про­стор воображению ребенка, тормозит развитие игрово­го замысла, ориентирует на определенный набор действий.

Характер и степень обобщённости, условности зависит от типа игрушки или от её конкретного назначения. На данной основе было выделено три группы игрушек.

- реалистичные (игрушки, которые передают реальные черты);

- условно-образные (в этих игрушках можно выделить детали, которые позволяют её приспособить к игре);

Игрушки разнообразны по типам, материалам, по технике изготовления, по воспитательному назначению и пр. Важно чтобы игрушка была динамичной. Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для разви­тия игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружа­ющей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

Игрушка побуждает ребёнка к действиям, манипуляциям, оказывает положительное влияние на развитие многих психических процессов (воображение, речь, мышление и пр.). Игрушка даёт представления о разных профессиях, знакомит с сенсорными эталонами.

К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребенка.

Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию. Игрушки объединяют детей в коллективы, а это способствует развитию коммуникативных качеств, взаимопонимания.

Педагогические, эстетические и гигиенические требования к игрушкам и игровым пособиям.

Основные педагогические требования к игрушкам были определены Надеждой Константиновной Крупской в статье «Об игрушках для дошколят»:

- игрушка должна быть безопасной для жизни и здоровья ребёнка.

- требования к оформлению игрушки.

- требование к тематике, содержанию игрушки.

- игрушка должна содействовать развитию ребёнка

Игрушка – обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребёнка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными.

Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская: игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло. А для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучать окружающую действительность, стимулируют коллективные игры.

Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки (что она отображает), поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребенок выполняет, его чувства, переживания. Е. А. Флерина это требование сформулировала так: «Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности». Содействовать развитию дошкольника может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику дошкольника. Они формируют у детей искаженные представления об окружающем мире, о нравственности, подрывают гуманные начала формирующейся личности. Такого рода игрушки недопустимы в дошкольном учреждении. Педагогу следует разъяснять родителям пагубность воздействия на ребенка игрушек - «героев» зарубежных мультфильмов, проповедующих культ жестокости, насилия.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребенок только созерцает ее, то она не окажет влияния на его развитие. Следует помнить слова Е. А. Флериной: «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности».

Предъявляются определенные требования к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка. Исследователями установлено, что мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.

Угрозу для здоровья ребенка могут представлять игрушки с дефектами, возникшими в процессе их «эксплуатации»: расшатался стул из набора крупной кукольной мебели, на который малыши любят присаживаться сами; отломился бортик металлического самосвала и т.д. Поэтому необходим частый контроль за состоянием игрового материала, который осуществляет воспитатель, своевременный их ремонт, изъятие из пользования детей игрушек с дефектом, сломанных. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т.д.

В дошкольном учреждении игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д. Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули, трансформирующуюся мебель-игрушку, сценическое оборудование, подиумы.

Как всем известно, в дошкольном возрасте игра считается ведущей деятельностью детей. А так как, ведущая деятельность - игра, то и к игрушкам должны быть особые требования. Игрушки неотделимы от игры.

Игрушки – предметы, изготовленные для игры, - средство игры, ее объект.

В настоящее время в обществе сложилось понимание игрушки как категории педагогической.

Воспитывающее значение игрушка приобретала в процессе общественного осознания ценности периода детства в общем цикле человеческой жизни.

Игрушки являются необходимым средством воспитания детей, служат делу формирования гармонично развитой творческой личности каждого ребенка. Для осуществления всестороннего воспитания нужны все виды игрушек : дидактические, сюжетно–образные, технические, спортивные театральные, музыкальные, празднично–карнавальные и игрушки-забавы, предметы–заместители (для развития фантазий). Введение этих предметов целесообразно с двухлетнего возраста.

Каждая игрушка используется в целях всестороннего воспитания, но одновременно она имеет преимущественное значения для нравственного (например, кукла) или физического (мяч, эстетического (музыкальная, театральная игрушка) или умственного развития детей (дидактические игры и игрушки). Важнейшими педагогическими требованиями к игрушке, является:

1. Безопасность. Безопасный материал, из которого изготовлена игрушка и безопасное покрытие. Наличие специального паспорта, в котором должно быть указано, что она изготовлена из безопасного материала, не обладающего аллергенными и токсическими свойствами. Прочность. Непрочные игрушки, от которых могут отломаться какие-то части, могут поранить ребенка или причинить вред. Безопасная конструкция. Отсутствие острых краев и заусенцев, узких щелей и отверстий, куда можно засунуть пальцы, содержащие острые травмоопасные части, исключающие гигиеническую обработку. Для самых маленьких опасность могут представлять игрушки с длинными веревочками (более 15 см). Гарантия качества. Игрушки следует покупать в специализированных магазинах – это и будет гарантией того, что все необходимые требования соблюдены.

2. Эстетичность. Пока ребенок не получит достаточное представление об окружающем мире, ему лучше не играть в «мутантов», (фиолетовые слоны, малиновые жирафы, синие ежики и т. д). Иначе у ребенка разрушается стереотип нормального восприятия мира. Игрушка должна быть эстетически привлекательной, функциональной и «доброй», быть конструктивно правильной.

3. Соответствие возрасту. Игрушки должны соответствовать возрастным особенностям детей Приблизительно с двух лет ребенок начинает интересоваться игрушечными животными, куклами. На этом этапе появляются любимые, значащие для ребенка вещи, любимые игрушки, которые помогают преодолеть трудные моменты для ребенка, например, разлуку с мамой или поступление в детский сад. В этот период лучше научить ребенка качать куклу, возить её в коляске, укладывать и кормить. Все эти процессы научат ребенка покровительству, проявлению заботы, сопереживанию. В раннем возрасте ребенок собирает и хранит различные природные материалы: шишки, семена, палочки, камешки и др. Эти материалы могут быть наделены различным значением, кроме эстетического. В таком возрасте ребенку нравиться работать с различными материалами, гладкими, шершавыми, мохнатыми. Для этого используются книжки, имеющие разные на ощупь страницы. Большое значение и распространение получили так называемые, развивающие игры и игрушки : конструкторы, разные шнуровки, пазлы. Такие игрушки сделаны специально для того, чтобы развивать различные психические функции: память, внимание, восприятие, моторику. Но такие развивающие игрушки не должны замещать куклы и машинки для сюжетных игр.

В 3-4 года малыш начинает играть в ролевые игры. На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах, должны быть похожи на «оригинал» и быть достаточно прочными. Понравятся детям и мячи, кольца, набрасываемые на штырек, простые конструкторы.

В возрасте 4-5 лет самое время для разнообразных конструкторов, мозаик, которые предоставляют возможность для развития фантазии и творческого потенциала ребенка. Крупные игрушки постепенно перестают занимать ребенка. А вот наборы зверюшек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребенка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазии и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

После 6 лет игрушки и игры становятся очень реалистичными. Ребенка интересует сходство модели и оригинала, функциональность игрушки. Очень нравятся детям сложные мелкие конструкторы, особенно с использование батареек и электричества. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других.

4. Многофункциональность. Желательна многофункциональность игрушки, возможность ее участия в интеллектуальном, творческом, физическом и духовном развитии детей. Игрушка должна оставлять простор для детского мышления, фантазии.

В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования Российской Федерации совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.

В методическом письме МО РФ от 17.05.05 № 61/19 – 12 сформулированы обязательные психолого-педагогические требования, предъявляемые к игрушкам.

Невозможно, чтобы игрушка могла :

• Провоцировать ребенка на агрессивные действия;

• Вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным, роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, животные);

• Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

• Вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

Итак, игрушки для детей дошкольного возраста должны быть в соответствии с предложенными требованиями.

1. Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 n 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с "Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек", "Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек", "Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек")

Не использовались ли при создании игрушки такие ядовитые материалы как дихлорполиуритан? Пластмасса с примесями? Длинный ворс и мех?

Напоминает ли игрушка на ощупь природные органические материалы?

Безопасна ли для ребенка в игре?

Безопасна ли конструкция игрушки, нет ли острых краев, мелких отваливающихся деталей?

Нет ли длинных веревок у игрушки?

Какой звук она издает?

Каковы размеры игрушки?

Можно ли мыть игрушку?

Проверьте крепость мелких деталей, прочность меха, устойчивость окраски, отсутствие запаха. Мягкая игрушка должна быть не меньше ладони (кулачка) ребенка, не больше 1/3 от роста ребенка - игрушки огромных размеров могут напугать ребенка.

Игрушка может издавать звук, но не резкий, не очень громкий, а приятный для слуха ребенка. Новую игрушку тщательно вымойте с мылом и высушите.

Требования к игрушке:Педагогические

Чему научит игрушка?

Какие разовьет умения, способности у ребенка?

Соответствует ли игрушка возрасту вашего ребенка?

Соответствует ли игрушка уровню развития вашего ребенка?

Даст ли игрушка возможность активного творчества или она все сделает за ребенка, подавляя его инициативу?

Проста ли игрушка в использовании? Удобно ли ей играть?

Учитывалось ли при покупке игрушки желание ребенка?

Внесет ли покупаемая игрушка разнообразие в «пантеон игрушек» ребенка, или у него уже есть подобные игрушки? Относится ли игрушка к национальной этнокультурной среде?

Игрушки у ребенка должны быть разнообразными:

спортивные, строительные, наборы для творчества, мягкие, музыкальные, обучающие, развлекающие и пр.

Предпочтительней игрушки, изображающие персонажей отечественной этнокультурной среды.

Требования к игрушке:Психологические

Что несет в себе игрушка, каков ее смысл?

Какие чувства она пробудит у вашего ребенка?

Дает ли игрушка возможность коллективного использования в совместной деятельности?

Многофункциональна ли игрушка?

Является ли игрушка психологически безопасной?

Какие глаза у игрушки?

Какое выражение лица (мордочки) у игрушки?

Вызывает ли игрушка положительные эмоции у ребенка: радость, смех, восторг?

Соответствует ли образ игрушки реальному персонажу?

Покупайте игрушку, если она пробуждает у ребенка позитивные чувства.

Необходимо, чтобы игрушку возможно было использовать в коллективной деятельности и с ее помощью учить ребенка сотрудничеству. Игрушка должна иметь много функций.

Выражения глаз, лица у игрушки, должно быть приветливое, позитивное. Глаза не должны быть с близко поставленными зрачками, полузакрытыми веками – это выражение болезни, печали. Лицо у игрушки должно быть нейтральное, без ярких эмоций. Недопустимо злое или недовольное выражение лиц.

Требования к игрушке:Эстетические

Соответствует ли игрушка представлениям о красоте? Развивает ли чувство прекрасного?

Воспитывает ли хороший вкус у ребенка?

Реалистичный ли идеал красоты представляет игрушка ребенку?

Какого она цвета?

Сочетаются ли цвета в окраске игрушки?

Игрушка должна представлять реалистичный и общепринятый идеал красоты.

Цвет игрушки должен быть спокойным, естественным и вызывать приятные эмоции. Не покупайте игрушки черных, серых, фиолетовых тонов, а также неестественно ярких, ядовитых цветов.

Избегайте неверного сочетания кричащих тонов, они чрезмерно возбуждают детей.

Требования к игрушке:Духовно-нравственные

Какие ценности транслирует игрушка?

Способствует ли игрушка различению добра и зла?

Помогает ли игрушка стремлению следовать нравственным нормам? Формирует ли игрушка моральное сознание ребенка?

Покупайте игрушку, если она транслирует, то есть передает в мир ребенка позитивные общечеловеческие ценности: добра, красоты, любви, заботы, помощи, защиты, созидания, строительства.

Недопустимо приобретение игрушки, транслирующей отрицательные установки на зло, разрушение, смерть, жестокость, нападение, уничтожение.

Не покупайте игрушки, где понятия добра и зла смешиваются, или нечетки – ребенок еще не может различать полутонов, он максималист.

Ёлочная игрушка

Ёлочная игрушка У нас в городе Юрга каждый год проводится конкурс ёлочных игрушек на городскую ёлку с разными требованиями. Вот и в этом году проводился.

Знакомство с качествами и свойствами материалов. Детей с самого рождения окружают различные предметы, совершенно разные по своей структуре и своим качествам: мягкие, твердые, пушистые,.

Детская игрушка - не просто предмет для развлечения. Она способствует умственному, физическому и эстетическому развитию ребенка.
Играя, дети познают окружающий мир. Игрушкой пользуются абсолютно все дети - и раннего и дошкольного возраста. Игрушка как предмет детского обихода должна отвечать определенным гигиеническим и педагогическим требованиям.

С гигиенической точки зрения особенно важно, из какого материала сделана игрушка. Это могут быть резина или мягкие ткани, металл или дерево, пластмассы и др. К каждому из указанных материалов гигиенисты предъявляют определенные требования.
Обязательным условием гигиенической полноценности игрушки является такая ее конструкция, которая исключает возможность детского травматизма. Игрушки не должны иметь острых частей, которые могут нанести травму ребенку; детали игрушек должны быть хорошо зачищены и закреплены.
В детских учреждениях обязательно должна строго соблюдаться групповая принадлежность игрушек. С этой целью каждой группе дошкольного учреждения необходимо иметь набор игрушек, которыми дети других групп не должны пользоваться.
Игрушки из плюша, меха, сукна, бумаги, картона невозможно тщательно очистить от пыли и грязи, поэтому они противопоказаны, особенно самым маленьким.
Такие игрушки, как свистульки, губные гармошки, дудки, которые дети берут в рот, не допускаются ввиду опасности передачи со слюной инфекции от одного ребенка к другому. Взамен их можно применять такие озвученные игрушки, как погремушки, ручная гармонь, органчик, колокольчик, а также барабан.
Игрушки из тканей (плюшевые, меховые, суконные) трудно подвергать тщательной очистке. Использование движущихся игрушек (тележки, каталки) весьма желательно и целесообразно. Вместе с тем они должны отвечать возрастным требованиям детей данной группы и удовлетворять всем указанным требованиям.
Детям дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) необходимы крупные строительные материалы, дающие простор фантазии, сложные, позволяющие комбинировать: конструкторы, заводные игрушки и т. п.
Всем возрастам очень полезны игрушки, предназначенные для игр детей на воздухе. Прогулки тогда проходят с большим эмоциональным подъемом у детей, что немало способствует их оздоровительному эффекту.
Приобретать для детских учреждений нужно преимущественно такие игрушки, которые легко мыть и дезинфицировать (например, резиновые, металлические, деревянные) с хорошей отделкой, прочной и безопасной для детей окраской.

Уход за игрушками.

Игрушки постоянно переходят от одного ребенка к другому и поэтому могут стать переносчиками инфекции. Дети раннего возраста, играя, часто берут в рот игрушку, которую только что бросили на пол или загрязнили.
Как показывают наблюдения, наиболее простым и в то же время достаточно эффективным способом борьбы с бактериальной обсемененностью игрушек является мытье юс горячей водой (не ниже 50°) с мылом и щеткой или пищевой содой в течение минуты. Мыть игрушки необходимо ежедневно, а не только по мере их загрязнения.
Хранить игрушки нужно в закрытых шкафах в группах раннего возраста, а для дошкольников - на полках, высота которых должна быть доступной детям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


гигиенические требования к тестированию физической подготовленности детей

В данном материале перечислены требования к проведению диагностики детей дошкольного учреждения.


Консультация для воспитателей "Педагогические и гигиенические требования к организации питания"

Консультация для воспитателей "Педагогические и гигиенические требования к организации питания","Задачи по формирова­нию культурно-гигиенических навыков с учетом возрастных норм".


Специальные и гигиенические требования к созданию предметно-развивающей среды: требования СанПина, безопасность, охрана труда

Консультация для педагогов.


Проект на тему: «Санитарно-гигиенические требования к мебели, игрушкам, наглядным пособиям, раздаточному материалу, плакатам.»

Общие требования к мебели, игрушкам, наглядным пособиям.

Гигиенические требования к игрушкам

Данная публикация предназначина по здовому образу жизни для детей дошкольног возраста.Игрушка — один из важных предметов детского обихода, с которым ребенок сталкивается с первых дней своей жизн.


ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКИМ ИГРУШКАМ

Игрушки являются предметом постоянного и широкого пользования и к ним предъявляются строгие гигиенические требования.

Читайте также: