Третья дикая игрушка для российского холопа

Обновлено: 04.05.2024

Российский император Александр III, правивший с 1881 по 1894 год, как у современников, так и в наши дни имел, мягко говоря, неоднозначную репутацию. Если его отец и предшественник на троне Александр II вошёл в историю, как царь-реформатор, то за временем царствования Александра III закрепилось название - период контрреформ. Что не удивительно на престоле восседал ученик К.П. Победоносцева, который по метафоре А.Блока «…Над Россией простёр совиные крыла…». Носители монархических и этатизских убеждений, скажут, что Александр III – царь миротворец, Россия при нём не вела крупных войн, вспомнят про укреплённую им обороноспособность и небывалый до того рост промышленного производства. У обеих сторон своя правда.

Но статья эта больше о памятниках последнему, царствовавшему в России Александру, чем о нём самом. А вот с ними венценосцу, во всяком случае, в Петербурге и окрестностях, не везло.

Первый известный мне памятник был открыт вскоре после кончины императора в 1895 году, на площади перед домом презрения душевнобольных, у железнодорожной станции Удельная. Памятник представлял собой бюст. Конечно, августейший не содержался там, о причинах выбора для памятника такого места можно было понять из подписи на постаменте: «Царю основателю». Оригинальный бюст работы скульптора А.Г. Баумана был снят в советское время, но был заново открыт на территории психиатрической больницы имени Скворцова-Степанова в 2007 году, скульптор И. Итэгилов. Этот монумент сам по себе вполне обычный, но место…

На площади комод,

На комоде бегемот,

На бегемоте обормот,

На обормоте шапочка….

В 1917 году А.С. Рославлев посвятил ему такие строки:

Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь – ж…а.

Может быть из-за того, что памятник многие восприняли, как сатиру в камне после 1917 года он не был снесен. Его убрали при реконструкции площади только в 1937 году. Сейчас этот конный памятник Александру III можно увидеть во дворе мраморного дворца.

После 1991 года было решено вернуть почтение к монархам. Снесенные им памятники стали восстанавливать и ставить новые. Судя по всему, именно Александр III оказался в фаворе у нынешнего правителя России. Ему действующий президент лично открыл два памятника: в Ялте и в Гатчине, что в окрестностях Санкт-Петербурга. Но с гатчинским памятником вышел конфуз: звезда ордена Андрея Первозванного на груди монарха оказался шестиконечной, хотя полагалось ей быть восьмиконечной. Допущенную ошибку скульптор В. Бродарский признал, вскоре её устранили, но, как говорится, осадок остался. Случившееся вызвало шквал шуток, в частности в интернете: вспомнили про магендавид – звезду Давида, красующуюся на флаге Израиля. Напомню, она так же шестиконечная. Перцу добавляет тот факт, что монумент был выполнен по эскизам того самого Паоло Трубецкого, автора Петербургского изваяния Александра III. Президенту памятник явно понравился, на видео с открытия слышно, как он одобрительно назвал его «скалой». Монумент с уже исправленным орденом можно увидеть во дворе Арсенального каре Большого дворца в городе Гатчина.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Стоит комод, на комоде бегемот.

П ост про памятник Александру III в Санкт-Петербурге
23 мая 1909г. на Знаменской площади (ныне пл.Восстания) был открыт памятник императору Александру III.

Монумент посвящался не совсем императору, а «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали, начинавшейся от Николаевского вокзала, — строительство магистрали было начато при Александре III.

Заказчиками памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П. П. Трубецкого, работавшего в России в 1897—1906 годах.
Модель скульптуры выполнялась в Петербурге. Ее поставили для определения наилучшего расположения памятника. оригинальный авангард такой )))

Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III — в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня — на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент из валаамского красного гранита, более трех метров высотой, был сделан по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля.

Подготовка к установке памятника на Знаменской площади, а ниже открытие памятника.

Посла открытия памятник вызвал кучу эмоций. Одни возмущалась что он порочит честь царствующего дома. Другие восхищались, словно смелой сатирой.

Часовой у памятник Александру III (Рота Дворцовых Гренадер).Фото 1909 г. Народ сложил о памятнике знаменитую частушку-загадку:

"Стоит комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте шапочка,
какого дурака это папочка?"

Но были и более жесткие:

"Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа."
Эпиграмма А. Рославлева

Особенно доставалось лошади: "Хвоста нет, хвост отъеден у этой умницы. Громадное туловище с бочищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет. Бог знает что. Помесь из осла, лошади и с примесью коровы. Конь, очевидно, не понимает Всадника. предполагая в нем «злой умысел» всадить его в яму, уронить в пропасть. С другой стороны, видя, что конь хрипит, всадник принимает его за помешанную, совершенно дикую и опасную лошадь, на которой если нельзя ехать, то хоть следует стоять безопасно и неподвижно. Так все это и остановилось, уперлось. "

Говорят, обиженный Паоло Трубецкой по поводу своего творения сказал так: "О, я не интересуюсь политикой, я просто изобразил одно животное на другом". Он был подданным Италии, но высказывание скандальное.

Монумент вызывал ощущение тупой давящей силы. А. Бенуа отмечал, что эта особенность памятника «обусловлена не просто удачей мастера, но глубоким проникновением художника в задачу».

В советское время памятнику досталось. Выше народ рассматривает памятник императору Александру III,заключенный в клетку.

Не все знают, но после Октябрьской революции, в 1919 году на постаменте было выбито стихотворение Демьяна Бедного «Пугало».

"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
"

Памятник Александру III перед Московским вокзалом простоял недолго. Когда по Невскому проспекту проложили трамвайные пути, его убрали с площади.

Затем, вследствие несомненной художественной ценности, памятник передали в фонд Русского музея. Во время блокады служители музея попытались спрятать памятник от войны, зарыв его в землю.

Но комод вкупе с бегемотом и обормотом были так тяжелы, что от этой идеи пришлось отказаться. Александра с конем засыпали песком, обшили досками, а сверху заложили бревнами. И что же? Злополучный памятник оказался самым несчастливым в городе. Он единственный в Ленинграде получил прямое попадание артиллерийского снаряда. И. ничего страшного. выдержали и комод и бегемот и обормот - выдержали. Вот она - великая сила искусства!

После Великой Отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову.

В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия. так он там и стоит, гордый, но незаслуженно забытый. пора уже ему найти какой-то сквер или площадь в городе, а то ставят разное дерьмо современное, а такой шикарный памятник с историей на задворках прозябает.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

В этот день в Санкт-Петербурге открыли памятник Александру III, ставший многострадальным

5 июня 1909 года на Знаменской площади состоялось торжественное открытие памятника Александру III.
На площади собрался весь царский двор, выстроились войска Петербургского гарнизона. На церемонии присутствовала императорская семья и лично император Николай II.

Монумент посвящался не совсем императору, а «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали, начинавшейся от Николаевского вокзала (ныне Московский вокзал), — строительство магистрали было начато при Александре III.

Богослужение возглавил митрополит Антоний (Вадковский). Памятник был выполнен миланским скульптором П.Трубецким и считается его самой известной работой.

Заказчиками памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П. П. Трубецкого, работавшего в России в 1897—1906 годах.

Автор трудился над монументом 8 лет, выполнил 14 моделей, две из которых в натуральную величину, и только третья получила одобрение специальной комиссии и царской семьи. Модель скульптуры выполнялась в Петербурге, а монумент переводился в бронзу по частям.

Перед установкой на Знаменской площади там были проведены серьезные подготовительные работы и создан сложный фундамент.


Подготовка к установке памятника на Знаменской площади, а ниже открытие памятника.

Модель скульптуры поставили для определения наилучшего расположения памятника. оригинальный авангард такой )))

Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III — в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня — на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент из валаамского красного гранита, более трех метров высотой, был сделан по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля.

Посла открытия памятник вызвал кучу эмоций. Одни возмущалась что он порочит честь царствующего дома. Другие восхищались, словно смелой сатирой. Император Николай II не справился даже с этой задачей, опозорив своего отца и дав понять, что ни над императорской семьей можно шутить даже в газетах.


Часовой у памятник Александру III (Рота Дворцовых Гренадер).Фото 1909 г.

Народ сложил о памятнике знаменитую частушку-загадку:

"Стоит комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте шапочка,
какого дурака это папочка?"

Но были и более жесткие:

"Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа."
Эпиграмма А. Рославлева

Особенно доставалось лошади: "Хвоста нет, хвост отъеден у этой умницы. Громадное туловище с бочищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет. Бог знает что. Помесь из осла, лошади и с примесью коровы. Конь, очевидно, не понимает Всадника. предполагая в нем «злой умысел» всадить его в яму, уронить в пропасть. С другой стороны, видя, что конь хрипит, всадник принимает его за помешанную, совершенно дикую и опасную лошадь, на которой если нельзя ехать, то хоть следует стоять безопасно и неподвижно. Так все это и остановилось, уперлось. "

Говорят, обиженный Паоло Трубецкой по поводу своего творения сказал так: "О, я не интересуюсь политикой, я просто изобразил одно животное на другом". Он был подданным Италии, но высказывание скандальное.

Монумент вызывал ощущение тупой давящей силы. А. Бенуа отмечал, что эта особенность памятника «обусловлена не просто удачей мастера, но глубоким проникновением художника в задачу».

В советское время памятнику досталось. Выше народ рассматривает памятник императору Александру III,заключенный в клетку.

Не все знают, но после Октябрьской революции, в 1919 году на постаменте было выбито стихотворение Демьяна Бедного «Пугало».

"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
"

Памятник Александру III перед Московским вокзалом простоял не долго. Когда по Невскому проспекту проложили трамвайные пути, его убрали с площади.

Затем, вследствие несомненной художественной ценности, памятник передали в фонд Русского музея. Во время блокады служители музея попытались спрятать памятник от войны, зарыв его в землю.

Но комод вкупе с бегемотом и обормотом были так тяжелы, что от этой идеи пришлось отказаться. Александра с конем засыпали песком, обшили досками, а сверху заложили бревнами. И что же? Злополучный памятник оказался самым несчастливым в городе. Он единственный в Ленинграде получил прямое попадание артиллерийского снаряда. И. ничего страшного. и комод и бегемот выдержали. Вот она - великая сила искусства!

После Великой Отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову.

В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия. Затем памятник перевезли во дворик Мраморного дворца. Так он там до сих пор и стоит. Гордый, но незаслуженно забытый.

Профессор филологического факультета СПбГУ Н.А. Мещерский (1906-1987) рассказывал одному из авторов, что в конце 1910-х — начале 1920-х годов горожане, желавшие ехать на извозчике на Московский вокзал, кричали: «Извозчик! К пугалу!». Когда у Финляндского вокзала был поставлен памятник В.И. Ленину, извозчики стали спрашивать у седоков: «К какому, ваше-ство? К Московскому аль к Финляндскому?». На недоуменный вопрос автора, а что такое Финляндское пугало, профессор, происходивший из княжеского рода, улыбнулся, посмотрел добрым взглядом сквозь очки на своего непонятливого ученика, и спросил: «А ты разве не знаешь? Оно и сейчас там стоит!». (C) Ахапкин Д.Н.

Есть проект возврата памятника на Площадь Восстания (бывшая Знаменская), а под ним сделать очередной торговый комплекс.. Возможно все получится и памятник опять будет стоять на своем историческом месте, но лично я считаю что штык там смотрится лучше, хоть что-то стоит в лежащем вокруг.

vosstanie

Я бы Александра поставил в какой-то современный парк или например в Новую Голландю. Почему нет. ему там бы место нашлось.

Пятого июня 1909 года в Петербурге был открыт памятник императору Александру III. Первоначально он был установлен на Знаменской площади у Николаевского (ныне Московского) вокзала и посвящался "Державному основателю Великого Сибирского пути", то есть Транссибирской магистрали – Транссиба, строительство которого инициировал Александр III.

Реставрация интерьеров парадных залов Мраморного дворцаЕго сын Николай II отдал предпочтение скульптурному проекту Паоло Трубецкого. Он родился в Италии, был внебрачным сыном князя Петра Петровича Трубецкого и американки. Князь на момент рождения сына был двоеженцем – он еще не развелся с первой, русской женой. Император Александр II запретил ему возвращаться в Россию, дабы, как было сказано, "не допустить в родимое отечество дух разврата".

А следствием любвеобильности отца стало то, что его сын Паоло жил бастардом на три страны: Россию, Италию и США. Впрочем, князь все-таки позднее добился признания в империи своего сына законным – с титулом и правами наследования.

Не знаю уж, насколько Николай II вник в творческий замысел Паоло Трубецкого, но памятник вышел явно неоднозначным. После его открытия одни петербуржцы недоумевали и говорили, что монумент порочит память почившего в бозе императора Александра III. Другие откровенно веселились и называли памятник чуть ли не сатирой, карикатурой в бронзе.

В народе гуляла забавная стихотворная загадка:

На комоде – бегемот,

На бегемоте шапочка,

какого дурака это папочка?

В.В. Розанов в своей статье "Paolo Trubezkoi и его памятник Александру III" так описывает впечатление от творения: "Конь уперся… Голова упрямая и глупая. Чуть что волосы не торчат ежом. Конь не понимает, куда его понукают. Да и не хочет никуда идти. Конь – ужасный либерал: головой ни взад, ни вперед, ни в бок. "Дайте реформу, без этого не шевельнусь". – "Будет тебе реформа!"… А хвоста нет, хвост отъеден у этой умницы. Между хвостом – или, лучше сказать, "недостатком хвоста" – и злой, оскаленной головой помещено громадное туловище с бочищами, с ножищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет, и Трубецкой… явно рисовал не лошадь, а черт знает что!…

…"Ничего не поделаешь, – говорит Всадник, – никуда не едет; одни либералишки, с которыми каши не сваришь"… Благородный, полугрустный, точно обращенный внутрь себя, взгляд Императора удивительно передает его фигуру, его "стиль", как я его помню; и удивительным образом это уловлено и передано в таком грубом, жестком материале, как бронза. Произошло это оттого, что взгляд Александра III был художественным центром его фигуры и, должно быть, до того выражал его душу, – ту "единую душу", которая сказывалась и в жестах, в манерах, в постановке шеи и груди"…

Александр IIIТут стоит отметить, что при жизни Александр III отличался недюжинной физической силой и исполинским ростом (193 см). Руками он ломал монеты и гнул подковы. С годами он, естественно, потяжелел, но выглядел величественно, по воспоминаниям многих современников.

Розанов жестко, однако верно передал свои ощущения от монумента Трубецкого, уловил внутренний диссонанс скульптора, который "выплеснулся" в его творение. Все-таки тут, на мой взгляд, еще не зажила рана – отметина, "печать" бастарда. Трубецкой был обижен и своим положением незаконнорожденного, и критикой своего творения. Говорили, что он даже в сердцах сказал: "О, я не интересуюсь политикой, я просто изобразил одно животное на другом"… В этих словах, видимо, есть что-то, унаследованное от матери: "милое" американское амикошонство, снисходительное похлопывание по плечу (посмотрите на Трампа) и техасский юмор (вспомните Буша-младшего).

К тому же Трубецкого, на мой взгляд, вряд ли можно назвать монументалистом. Если внимательно приглядеться к его скульптурам, возникает ощущение, что вполне можно еще что-нибудь добавить. В его пластических формах чувствуется какая-то нарочитая незавершенность, а, значит, бесконечность. Прекрасно! Но, как оказалось, не всегда. А позировал Трубецкому в качестве модели императора фельдъегерь… Это почти то же самое, что писать солнечный морской пейзаж, взяв в качестве натуры лужу на разбитой осенней дороге…

Но вернемся к критикам творения Трубецкого. Некоторые пошли дальше "комода" и "бегемота". "Душа Тряпичкин", литератор А.С. Рославлев написал на памятник совсем уж похабную эпиграмму:

Со времени смерти в 1894 году и до 1909 года Александр III в памяти народа оставался исключительно как Царь-Миротворец. Как известно, это произошло за-за того, что в правление Александра III Россия не вела ни одной войны.

Однако в 1909 году дом Романовых совершил оплошность, из-за которой к царю-Миротворцу намертво (по крайней мере на предреволюционный и ранний советский период) приклеилось как минимум еще 2 обидных и неприличных прозвища.

Эти прозвища в период грядущих тяжелых испытаний подлили свою каплю яда в чашу шельмования династии Романовых и, несомненно, были специально использованы в антироссийской пропаганде.

Открытие памятника Александру III на Знаменской площади в Петербурге 23 мая 1909 года. Демонтирован в 1930-е годы, и в настоящее время хранится во внутреннем дворике Мраморного дворца в Петербурге.

Открытие памятника Александру III на Знаменской площади в Петербурге 23 мая 1909 года. Демонтирован в 1930-е годы, и в настоящее время хранится во внутреннем дворике Мраморного дворца в Петербурге.

В 1899 году Романовы приняли решение установить памятник Александру III на Знаменской (ныне Восстания) площади, в Петербурге. Был проведен конкурс в несколько этапов, и начиная со второго тура, к работе над монументом приступил знаменитый скульптор Паоло Трубецкой.

Он был незаконнорожденным сыном князя Петра Трубецкого и гражданки США Ады Винанс. Пара долгое время была вынуждена скрывать свои отношения, и этот факт нанес их совместному ребенку психологическую травму.

В любом случае, в зрелом возрасте Паоло Трубецкой имел довольное либеральное для того времени мировоззрение, а к России и ее традициям относился со значительной долей скептицизма. Широко известно его высказывание о созданном им памятнике Александру III: "Я изобразил одно животное на другом".

Подобное отношение скульптора не могло остаться незамеченным в процессе работы. Сергей Витте писал, что великий князь Владимир сразу же увидел: "в модели Трубецкого карикатуру на его брата". Такого же мнения придерживались и другие члены семьи, и даже сам Николай II.

Однако, судя по всему, окончательное решение было принято вдовствующей императрицей Марией Федоровной, которой творческий подход Трубецкого понравился, и она настояла на продолжении работы над памятником.

Монумент был торжественно открыт 23 мая 1909 года, и на него сразу же полились целые реки злословия. Известный своими полотнами с изображением "русских красавиц" и "купчих" художник Борис Кустодиев (отнюдь не русофоб), писал жене:

Видел вчера вечером памятник Александру III. Очень смешной и нелепый, лошадь совсем без хвоста, с раскрытым ртом, как будто страшно кричит, упирается и не хочет идти дальше, а он сам нелеп и неуклюж, особенно комичное впечатление сзади! (. ) Кругом масса народа, очень меткие и иронические замечания делают.

Кустодиев метко подметил, что народ еще на церемонии открытия начал потешаться над памятником Трубецкого. Именно в предреволюционный период стала широко известной народная частушка-загадка, направленная одновременно и на Александра III, и на Николая II. Она же приклеила к Александру III прозвище "обормот":

Согласитесь, но подобные стихи нельзя было написать, например, про памятник Петру I (Медный всадник) работы Этьена-Мориса Фальконе.

Не менее известной издевательской эпиграммой над памятником Александру III стало четверостишие поэта А. Рославлева:

Какое прозвище царю дала эпиграмма? Думаю, всем понятно. Не принижая и не критикуя творческий метод скульптора Паоло Трубецкого. Я все же хотел бы отметить, что к государственным символам (пусть и не официальным, как герб или флаг, но тем не менее, вполне зримо очевидным) Романовым нужно было подходить более осторожно и обдуманно.

Читайте также: