Тульская городская игрушка презентация

Обновлено: 07.05.2024

Презентация на тему: " Тула – город мастеров! Краткосрочный проект по краеведению Выполнили воспитатели МБДОУ 74 Сальникова В.Н., Ашихмина Л.В." — Транскрипт:

1 Тула – город мастеров! Краткосрочный проект по краеведению Выполнили воспитатели МБДОУ 74 Сальникова В.Н., Ашихмина Л.В.

2 " Наш милый тульский край, он многим знаменит: Ружьё, гармонь, а там уж самовар кипит, А пряники к нему сам Бог велел испечь. А мы уж тут как тут, слепил и сразу в печь»

3 1. Название проекта: «Тула – город мастеров!». 2. Вид проекта: информационно-творческий 3. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя: с г). 4. Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

4 5. Актуальность проблемы В настоящее время предлагается много путей и способов воспитания у детей любви к родному городу, но нельзя забывать, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально, он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. Вот почему задача воспитателей и родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими и незабываемыми. Расширение кругозора детей – одна из задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности, а также развивает доброе, заботливое отношение к миру.

5 Цель проекта: Формирование у дошкольников знаний о родном городе, народных промыслах Тулы и тульской области Воспитание уважения к труду народных мастеров Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Тула – город мастеров!» Создать условия для развития интереса к народному творчеству, культуре и традициям. Повышение эффективности детско- родительских отношений и самооценки родителей в воспитании ребенка

6 Задачи проекта Формирование у детей знаний о родном городе, народных промыслах Тулы и тульской области; Воспитание чувства радости за наш народ, богатый обычаями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души; Воспитание умения использовать в практике речевого общения с взрослыми и сверстниками элементов объяснительной речи и поддерживать коллективное общение; Развитие творческих способностей и фантазии детей, чувства цвета, умения создавать композицию; Сплочение детского коллектива через совместное творчество.

7 Задачи по работе с родителями Повышение компетенции родителей по теме проекта Привлечение семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества

8 Предполагаемый результат Дети должны знать Историю родного города стихи, загадки о Туле, тульских мастерах, народных промыслах Дети должны уметь проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше об истории родного города. составлять творческие рассказы, сказки лепить народные игрушки и расписывать их в филимоновском стиле

9 1 этап –подготовительный Цель: определение уровня знаний детей о родном городе, его истории Задачи: развитие умения проявлять любознательность, стремление как можно больше узнать об истории города, о тульских мастерах привлечение родителей к подготовке сбора материала.

10 С чего мы начали 1. Попросили родителей познакомить нас с историей города, известными земляками и тульскими мастерами. 2. Помогли воспитателям подобрать книги, иллюстрации, игры (дидактические, настольно- печатные, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, конструктивные и оборудование для проведения этих игр) 3. Отгадали загадки, прочитали рассказы и стихотворения детских писателей и поэтов о Туле, тульских мастерах, народных промыслах.

11 Наш тематический уголок

13 2 этап (практический) – поисково-познавательная деятельность Цель: обогащение и расширение знаний детей о Туле. Задачи: обогащение представления детей о происхождении слова «город», названия «Тула» развитие умения составлять рассказ по набору сюжетных картинок развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе закрепление навыков рисования, лепки народных игрушек

14 Много нового и интересного о родном городе, его истории, производстве, о тульских мастерах мы узнали во время непосредственно- образовательной и игровой деятельности: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, конструирование, музыка, игры.

15 Познание Темы: «Край наш Тульский» «Тула оружейная» «Тула самоварная» «Тульский пряник» «Чудо, а не гармонь» Цели: обогащение представления детей о родном городе, промыслах Тулы и тульской области, воспитание чувства гордости богатствами, которые создали и сохранили горожане, бережного отношения к ним.

16 Коммуникация Темы: «Имя города» «Герб нашего города» «Сочини свою сказку о Левше» Цели: Знакомство с этимологией слов «город», «Тула», «Тулица»; развитие умения составлять рассказ по набору сюжетных картинок, задавать вопросы и отвечать на них, развитие фантазии и воображения при сочинении собственной сказки.

17 Чтение художественной литературы Савостьянов В. «Тульский пряник», «Тульский герб», «Сувенирный самоварчик» Рассаднев С. «Тульский пряник» Лесков Н. «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Легенда о тульском прянике Загадки, пословицы и поговорки о Туле, тульских промыслах Цели: закрепление знаний детей о родном городе и людях, прославивших его; развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе, формирование эмоционального отношения к литературным произведениям, поощрение рассказов детей о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа, формирование умения выразительно читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям.

18 Художественное творчество Рисование: «Филимоновская барыня» «Тульский самовар» «Тульский пряник» Лепка: «В гостях у деда Филимона» (лепка олешка) Аппликация: «Памятник Левше» (коллективная аппликация) Цели: Закрепление знаний о тульских «брендах», тульских мастерах; закрепление навыков рисования, развитие композиционных умений, закрепление умения передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, развитие умения лепить в стиле народной игрушки – из цилиндра, согнутого дугой и разрезанного с двух концов; развитие глазомера, синхронизация работы обеих рук, развитие мелкой моторики.

19 Рисование: «Филимоновская барыня» Покупают люди сушку, А на дивную игрушку Смотрят долго, не дыша, До чего же хороша Поглядите, каковы! И нарядны, и новы! Пёстрые, яркие, Словно подарки!

20 Рисование: «Тульский самовар» Само – само – самовар На столе красуется Дышит так, что виден пар - каждый им любуется.

21 Рисование: «Тульский пряник» Пряники печатные, До того приятные. Мы не сразу их съедим, А сначала поглядим!

22 Лепка: «В гостях у деда Филимона» (лепка олешка) Со старинной сказкой схожи, Появились предо мной : Их рога на ель похожи, Цвет их жёлтый, голубой, Тёмно – красный и зелёный! Стройный козлик и олень. Забавлять меня готовы, Быть со мною целый день.

23 И рога у них большие! Глаз нельзя от них отвесть. Удивительно живые – Не попросят лишь поесть.

24 Аппликация: «Памятник Левше» (коллективная аппликация)

25 Конструирование «Тульский кремль» Цели: Развитие умения работать коллективно, договариваться, кто какую часть будет выполнять, закрепление умения выделять основные части и характерные детали конструкций, закрепление умения заменять одни детали другими.

26 Вид игры Название игры Цели Настольно- печатные игры «Собери самовар» «Сложи узор» Развитие внимания, моторики, логического мышления Дидактические игры «Найди ответ» «Закончи пословицу» «Не ошибись» Развитие речи, памяти, внимательности, сообразительности, расширение кругозора Подвижные игры«У дедушки Трифона» «Пряник» «Горелки» Развитие двигательной активности, мышления, внимания, навыков бега Сюжетно- ролевые игры «В гостях у мастера» «На ярмарке» «В музее оружия» Развитие воображения, творческих и актерских способностей, умения распределять роли, формирование способности строить свое поведение в игре согласно выбранной роли

27 Работа по взаимодействию с родителями в рамках проекта: Оформление памятки: «Знаменитые тульские достопримечательности для детей». Оформление папки-передвижки «Как привить ребенку интерес к посещению музеев, выставок», «Тула мастеровая», «Герб, флаг, гимн города мастеров» Беседы с родителями: «Прогулка с ребенком по историческим местам» Совместное с детьми оформление мини- докладов по подтемам проекта «Тульская гармошка», «Тульское оружие», «Тульский печатный пряник», «Филимоновская игрушка», «Тульский самовар».

28 Формы проведения презентации: Создание презентации проекта в электронном виде Обогащение уголка краеведения Выставка работ детей Итоговая комплексная образовательная деятельность «В гостях у тульских мастеров», в ходе которой закрепляются знания детей о родном городе, народных промыслах Тулы и тульской области, развивается мышление, внимательность, двигательная активность

29 Итоги проекта Дети познакомились с этимологией слов «город», «Тула», «Тулица», со значениями слов: «герб», «летопись», «ложе ружья», «народный промысел», «печатный пряник», «пряность», «пряница», «хромка». Закрепили у детей представление о различных тульских производствах: самоварном, оружейном, пряничном, гармонном. Дети научились лепить и расписывать филимоновские игрушки. Изготовили настольные дидактические игры. Активизировали знания родителей об особенностях ознакомления детей с родным городом, его историческими местами. Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада в образовании и воспитании детей.

30 Приложение 1 Поговорки и пословицы: Ребенку дорог пряник, а старцу – покой, Тарас есть пряники горазд, а Филат и каше рад, Наш Сергунька – не брезгунька, ест пряники и неписаные, Хлеба не станет – будем пряники есть, Поешь овсяничка наместо пряничка, Без работы пряников не купишь, «Делай так, как туляк!» «Дай туляку железо, он из него сотворит чудо», «Туляки - стальные души», «Тула - столица русских мастеров», «Туляки блоху подковали и на цепь посадили»,

31 «Туляки тем хороши, что все родом от Левши», «Прицелишься ловко – не подведет тульская винтовка», «Туляк в гости приглашает - самоваром привечает»; «В Тулу со своим самоваром не ездят»; «Для друзей у Тулы - пряник, для врагов у Тулы меч», «Пекут всем на удивленье пряник тульский загляденье»; «Когда в Тулу приезжают, гостей пряником встречают»; «Тульский край - пряничный рай». «Гармонь-отрада гостю рада»; «Под гармонику поем, да друзей к себе зовем»; «Гармонь наша хороша, славна, как русская душа»; «Коль баян, друзья, поет в миг душа у всех замрет».

32 Приложение 2 Загадки И шипит, и кряхтит Воду быстро кипятит, Он наелся угольков, Вот для нас и чай готов. Кран на брюхе открывает, Кипяточек разливает. (Самовар) Дышит дымом, дышит паром, С жаром! А зовётся (Самоваром.) Очень ароматные, Сладкие и мятные. Сверху мы в глазурном глянце, Словно в радостном румянце. (Пряники) У нее вся душа нараспашку, И хоть пуговки есть не рубашка, Не индюшка, а надувается, И не птица, а заливается. Морщинистый Тит (Гармошка) Всю деревню веселит (Гармошка)

33 Приложение 3 Легенда о тульском прянике В давние-предавние времена, один князь, отведав тульских пряников, тут же вознамерился печь такое же лакомство у себя в княжестве, чтобы дивить гостей посольских. Позвал он из Тулы-города искусного мастера пряничных дел и сказал ему: «Коли угодишь мне, коль пряники будут вкуса тульского, осыплю тебя жемчугом да золотом, а не угодишь покрою позором». Согласился мастер, потому как в славе находил среди тульских пряничников. Стал он колдовать работать, а когда пряники были готовы, попросил князя отведать чудо- лакомство. Отведал князь и лицом изменился, и в гневе обозвал мастера неумехой мошенником за то, что пряники были вкуса не тульского и прогнал с позором. Позвал князь из Тулы другого пряничных дел мастера и сказал ему то же, что говорил первому, с позором прогнанному. И второй мастер согласился, потому как еще в большей славе ходил среди тульских пряничников. Оглядел этот мастер сусеки с мукой, заглянул в колодец и говорит князю такие слова: «Подавай князь, сюда воду и муку тульскую, иначе работать не согласен». Подумал-подумал князь и ответил: «Будь по твоему».

34 И приказал своим людям доставить в княжество, что требовал мастер. Когда муку и воду привезли, стал колдовать-работать пряничник, а потом попросил князя отведать чудо-лакомство. Отведал князь и лицом изменился, и еще в большем гневе прогнал мастера с позором. А чудо-лакомство не выходило из княжеской головы, и позвал он из Тулы третьего пряничных дел мастера, совсем уж не имевшего себе равных, и сказал ему те же слова какие говорил первому пряничнику и второму прогнанных с позором. Третий мастер взял муку на язык, попробовал и сказал: «Хороша мука». Оглядел он воду, зачерпнул ковшиком, отпил глоток, во рту подержал и сказал: «Хороша водица». «Ну, приступай к работе и помни наш уговор»,- сказал ему князь. Мастер подумал-подумал и ответил: «Приступлю князь, но при таком еще условии «Окромя тульской муки, да окромя тульской воды, подай сюда, князь, и воздух тульский, тогда будет вкус у пряников такой, какой тебе надобен». Задумался грозный князь. Понимал он, что привезти воду и муку из Тулы не хитро, а воздух привезти нельзя. Думал думал князь и мигом изменился, лицом посветлел. Отпустил он пряничных дел мастера, наградив его жемчугом и золотом за находчивость.

Когда в гости придут х орошие друзья, Когда сияет солнце и хмуриться нельзя! Над белою салфеткой клубится мягкий пар, На стол Россия ставит Тульский самовар.

Древний пекарь отличился – Он заправил в тесто мёд. Тульский пряник получился, Полюбил его народ.

Когда хватит радость, а может и грусть. Когда пора бы песню п ошире затянуть, Когда назреет пляска л ихая, как огонь, Берёт Россия в руки т ульскую гармонь.

Когда нависнут тучи с военною грозой, Когда повеет гарью н ад отчею страной, Когда враги, как волки в орвутся вдруг в неё, Берёт Россия в руки т ульское ружьё.

Филимоновское чудо Дарит радость, с частье всем. Попадёшь в сказку б удто, о т эмоций насовсем.

Скатерть белую свяжу д а с узорами, Расстелю все завитки п еред взорами. Чисто, гладко впереди, о тутюжено… Только стоит ли плести э то кружево?

Тульская городская игрушка. Это уже не столько игрушки, с колько декоративные с татуэтки, в обравшие в себя ч ерты городской культуры.

Из пюре яблок, к ак брусочки пластилина Испекут нам мастера: Угощайтесь! Это пастила.

Пословицы и поговорки Туляки тем хороши, что родом от Левши Туляк в гости приглашает – самоваром привечает Для друзей у Тулы – пряник, для врагов у Тулы – меч Пекут всем на удивленье пряник тульский загляденье Тульский край – пряничный рай Гармонь наша хороша, славна, как русская душа Тула – столица русских мастеров В Тулу со своим самоваром не ездят. Туляки стальные души Делай так, как туляк

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Красная книга Тульской области.

В данной презентации размещена информаци о редких растениях, произрастающих на территории Тульской области.


Красная книга Тульской области

Данная презентация поможет детям старшего дошкольного возраста познакомиться с животными из Красной книги, обитающими в Тульской области.

Памятники и достопримечательности Тулы и Тульской области
Благодарственное письмо ТОБС Тульской области

Ежегодный областной конкурс "Юный иллюстратор".


Познавательно-развивающая игра "Промыслы Тульского края"

Цель и задачи: уточнить знания детей о промыслах Тульского края; учить узнавать промыслы по иллюстрациям и фото; воспитывать уважение к талантливым мастерам, создающим различные творения; расширять кр.

Современный облик тульской городской игрушки зародился в бывшей тульской слободе Большие Гончары в 19 веке. Игрушки представляют собой глиняные статуэтки, одетые по моде того времени.

Первые фотографии игрушек, похожих на тульскую, были опубликованы в 1912 г. в художественно-литературном журнале " Аполлонъ " в статье русского художника, коллекционера игрушек Александра Николаевича Бенуа "Игрушки".

Письменное упоминание о тульской игрушке появилось в 1933 году в книге Николая Михайловича Церетели "Русская крестьянская игрушка". Им были отмечены высота игрушки – до 25 см и ее сатирический характер: "Они изображали: помещиков, генералов, офицеров, дам, духовенство, т. е. всех представителей правящего класса. Сатирический характер игрушек сказался в трактовке образов. Так, офицер был всегда затянут в мундир, тонконогий, с прической „коком", дама всегда была необыкновенно разодета. " . Такие фигурки иронично называли "князьками".

Тульские игрушки разнообразны по форме. Характерными являются барыня, кормилица, дама и кавалер, монах. Имеются композиции, изображающие различные жанровые сцены

Барыня с сумочкой и зонтиком Барыня - это кукла, изображающая богатую даму, одетую по столичной моде конца 19 века. Для отражения вкусов русской знати мастера использовали пышные прически, серьги, шляпки, оборки на платьях и воротниках, банты, пуговицы, пелерины, зонты, сумочки, перчатки и другие модные аксессуары. Тульская городская игрушка на выставке "Современное народное искусство России" Вологда, 2008 г.

Кормилица У куклы-кормилицы одежда проще, чем у барыни, ближе к народному костюму. У нее длинные косы с лентами, скромно украшенный передник, на голове повойник. На руках кормилица держит барского ребенка, на голове которого часто надета фуражка с кокардой, чтобы подчеркнуть его богатое происхождение.

Кавалер и дама Кавалер с дамой чаще всего изображаются на прогулке или в танце. У кавалера тонкие ножки, которые как бы прилеплены к пышным оборкам своей спутницы, маленькая голова с пышными кудрями, военная выправка, затянутая в мундир фигура.

Монахи Интересно , что игрушки в виде монахов были широко распространены среди многих игрушечных промыслов. Они предназначались для знакомства детей с духовенством. У "тульских" монахов в руках, как правило, раскрытая книга.

Для всех персонажей характерны вытянутые по вертикали плоские фигуры с небольшой головой на длинной и толстой шее, дугообразные, высоко приподнятые брови над круглыми глазами, рот в виде точки под небольшим выступающим носом, тонкие длинные руки.

В росписи игрушек присутствуют, как правило, спокойные пастельные тона, линии, черточки и елочки. Некоторые исcледователи видят родство игрушек из Филимонова и Больших Гончаров. С одной стороны, как игрушки, тульские скульптурки забавны , имеют сатирический характер сродни персонажам Гоголя и Салтыкова-Щедрина

С другой стороны, есть мнение, что тульские фигурки появились как подражание модным в дворянско-купеческом быту фарфоровым статуэткам и предназначались не для игры, а для украшения дома. Промысел в Больших Гончах просуществовал до революции. Затем игрушка была забыта. Возрождение промысла началось в 90-е годы прошлого столетия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Географическое положение Тульской области и Плавского района. Административно-территориальное деление Тульской области.

Данный урок является первым при изучении темы "Своя область" в рамках курса "Физическая география России".


Внеклассное мероприятие по краеведению Путешествие по Тульскому краю. (Проводится после обобщающего занятия по спецкурсу «История Тульского края»)

Внеклассное мероприятие по краеведению Путешествие по Тульскому краю. (Проводится после обобщающего занятия по спецкурсу «История Тульского края»).

Исследовательская работа. Промыслы Тульского края. «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТУЛЬСКОГО КРАЯ. ТУЛЬСКИЕ САМОВАРЫ»

В исследовательской работе изучается возрождение, сохранение и развитие традиционной народной культуры, народных промыслов и ремесел является приоритетным направлением в культурной жизни Тульской обла.


Положение о проведении районного конкурса среди учащихся и педагогических работников образовательных организаций (учреждений) Суражского района на «Лучшую игрушку-самоделку для украшения городской елки на площади им. В.И.Ленина»

Данный материал (методика) пригодится для педагога, работающего с детским активом и сможет стать подсказкой для формирования личности ребенка как самостоятельного индивидума.


Положение о проведении районного конкурса среди учащихся и педагогических работников образовательных организаций (учреждений) Суражского района на «Лучшую игрушку-самоделку для украшения городской елки на площади им. В.И.Ленина»

Полностью разработанное положение о конкурсе на "Лучшую игрушку-самоделку".

Информация о городской выставке-конкурсе "Мир игрушки" среди обучающихся образовательных организаций г. Курчатова 2020г.

quot;Детям-доброе детство"- под таким девизом состоялась городская выставка-конкурс "Мир игрушки" среди обучающихся образовательных организаций г. Курчатова 2020г. В материа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Географическое положение Тульской области и Плавского района. Административно-территориальное деление Тульской области.

Данный урок является первым при изучении темы "Своя область" в рамках курса "Физическая география России".


Внеклассное мероприятие по краеведению Путешествие по Тульскому краю. (Проводится после обобщающего занятия по спецкурсу «История Тульского края»)

Внеклассное мероприятие по краеведению Путешествие по Тульскому краю. (Проводится после обобщающего занятия по спецкурсу «История Тульского края»).

Исследовательская работа. Промыслы Тульского края. «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТУЛЬСКОГО КРАЯ. ТУЛЬСКИЕ САМОВАРЫ»

В исследовательской работе изучается возрождение, сохранение и развитие традиционной народной культуры, народных промыслов и ремесел является приоритетным направлением в культурной жизни Тульской обла.


Тульская городская игрушка

Презентация по краеведению.


По знаменательным местам Тульской области. Ясная Поляна. (Лев Толстой и Тульский край)

К нам Лев ТолстойПриходит в раннем детстве.И с той незабываемой порыЖивут вокруг меня с реальностью в соседствеЕго необычайные миры… Я за полночь от книги отрываюсь,Сквозь сон шепчу героев .


По знаменательным местам Тульской области. Лев Толстой и Тульский край
Открытое занятие ,посвященное 500-летию Тульского кремля "Тульский кремль-гордость Тулы"

Занятие посвящено истории строительства Тульского кремля.Форма занятия-интерактивная экскурсия,с использованием презентации и элементами театрализации.

Презентация на тему: " Этот народный промысел – яркая веселая игрушка, которую на забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. Появился." — Транскрипт:

2 Этот народный промысел – яркая веселая игрушка, которую на забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. Появился промысел в 19 веке в Больших Гончарах на окраине Тулы и в наше время был возрожден. В мастерских глиняной игрушки работают народные мастерицы: А.И.Лукьянова, П.П.Илюхина, П.Г. Масленникова, П.П. Илюхина, Е.И.Евдокимова, А.И.Карпова

3 Как и все народные мастера, филимоновские игрушечницы не стремятся к правдоподобности. В задачу мастериц входит сделать игрушки почуднее, посказочнее. Многими народными художниками в течение нескольких десятилетий создавались условные приемы раскрытия образа, воплощения народных представлений о красоте и изяществе в таком, казалось бы грубом материале, как глина. И вот глина начинает жить другой жизнью. Рождается чудо искусства.

4 Персонажи игрушек многообразны – это фигурки нарядных барынь и солдат

5 всадников, животных – оленей, баранов, коров, коней и птиц.

6 В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головкой

7 Загадочные барыни в длинных юбках, изящные, стройные прогуливаются с птицей – свистулькой. Образы обобщенные: широкая юбка, тонкая талия, узкие плечи, маленькая головка конусообразной формы, которая сливается с манерной маленькой шляпкой

8 Часто создаются сюжетные композиции: «Солдат кормит курицу», «Доярка с коровой», «Жених и невеста», «Козел играет на гармошке»

9 Глина пластичная, жирная, быстро сохнет и покрывается трещинами, которые заглаживаются влажной рукой, постепенно вытягивая туловище фигурки.

10 Как расписывают филимоновскую игрушку?

11 Роспись похожа на скоропись, быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки.

12 В украшении фигурок используются геометрические элементы: штрихи, крестики, пятна, круги, треугольники, а также веточки, звездчатые розетки.

13 Наиболее распространены в росписи филимоновских игрушек сочетания различных узоров в полосе

14 Цвет играет существенную роль в художественном облике игрушек. Он выявляет и подчеркивает пластику. Роспись яркая, звучная, краски анилиновые. Узор пишут как бы в шутку.

Читайте также: