Тульская городская игрушка раскраска

Обновлено: 16.04.2024

Тульская городская игрушка является уникальным, древнейшим традиционным гончарным промыслом России. Самые ранние образцы игрушек начала 16-19 веков хранятся в музеях страны и частных коллекциях.
Показать полностью. Широкую популярность промысел приобретает в 19 веке.Тульская игрушка признанна специалистами самой красивой из всех глиняных народных игрушек мира. В начале 20 века промысел угасает. В 1989 году промысел вновь возрождается Народным мастером России, Ириной Евгеньевной Кузнецовой. В настоящее время она работает в промысле со свои сыном, Иваном Антоновичем Сериковым. В нашем сообществе вы можете ознакомиться с историей тульской игрушки, ее ранними образцами, получить интересующую информацию по теме, приобрести понравившиеся экземпляры игрушки,напрямую связаться с мастером.

Ирина Евгеньевна Кузнецова, народный мастер РСФСР. Является основоположницей современной тульской игрушки.Занимается работой над возрождением промысла с 1982 года.Изучает подлинники тульской игрушки в музеях страны и частных коллекциях.

Первая выставку " Тульские гончары", И.Е. Кзнецова провела в 1989 году. При поддержке художественной группы"Мастер" молодежного объединения "Центр" Тульского обкома ВКСМ. Совместно с последним потомственным гончаром А.Г. Малыгиным. Все работы были изготовлены в его мастерской в Больших гончарах. Обжиг производился там же, в древнем гончарном горне.

В 1990 году на комиссии по народному искусству в Москве, И.Е. Кузнецова поставила вопрос о необходимости возрождения тульской игрушки. Вопрос сложный и спорный.По мнению искусствоведов, промысел считался "мертвым" уже почти столетие,связь поколений была прервана,не осталось мастеров которые могли бы передать секреты тульского гончарного производства. Исторически не было установлено,из какого района г.Тулы происходит промысел, из какого материала изготовлялась игрушка,имен мастеров не было установлено. Некоторые исследователи вообще ставили под сомнение существование игрушки,как промысла,приписывая ей авторское происхождение в подражание фарфоровой пластике 19 века.

Реконструировала и ввела в промысел не известные до этого виды и сюжеты игрушки: птицы сирин,жар птица, лев, утка,гусь,кувшинчик-соловей, а так же "подвижные" игрушки,фрагменты подлинников которых хранятся в археологическом музее и частной коллекции мастера: конь на колесах, уникальная глиняная марионетка. Все игрушки И.Е.Кузнецовой выполняются из местных каолиновых и гончарных глин.Некоторые детали игрушки выполнены в слепковой технике,характерной для изделий тульских гончаров и используемой ими вплоть до 60х годов прошлого века. В форме мастерица изготовляет лица и руки кукол.Слепки сделаны ею с подлинных игрушек 16-19 в.в,некоторые из которых хранятся в ее частной коллекции.Можно сказать,что игрушки И.Е.Кузнецовой имеют подлинное лицо тульского промысла,так хорошо известное исследователям и искусствоведам.

По археологическим данным,было установлено, что игрушка производилась на территории всего пасада,еще до появления гончарных слобод в Туле,и уже в 16 веке имела изобразительные черты и характерные особенности,выгодно отличавшие ее от игрушек других регионов России того времени.,и она вполне обоснованно носит статус именно городской-посадской игрушки. Информацию о своих открытия в этой области, И.Е. Кузнецова регулярно публикует в прессе и научных изданиях, ею проведено множество тематических выставок и мастер-классов совместно с археологическим музеем"Тульские древности", которые являются своеобразным отчетом по истории развития промысла в Туле.

В 1993 году И.Е. Кузнецова вела переговоры с музеем игрушки Сергиев посад о передаче для выставки в Тулу трех подлинников тульской игрушки 19 века. Игрушка была представлена на родине впервые,почти через сто лет.Выставка состоялась в "Музее самоваров" и была приурочена ко дню города.Несколько месяцев туляки имели возможность любоваться гончарным искусством предков,утраченным и вновь обретенным благодаря стараниям своей землячки.

Педагогическая деятельность.педагог высшей категории.Научным консультант проекта "Русская изба",филиал Государственного музея-заповедника "Куликово поле".Руководитель изостудии и детского археологического музея на базе Молодежного клуба по культуре, туризму и спорту администрации Советского района г. Тулы.
Ее работы хранятся: музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) Москва, Государственный музей игрушки Сергиев Посад ,в музеях города и области,страны и зарубежья. участница городских персональных региональных и российских выставок. В промысле работает сын мастерицы И.А. Сериков, в основном занимается восстановлением археологических образцов игрушки.

ТУЛЬСКАЯ ИГРУШКА

ТУЛЬСКАЯ ИГРУШКА запись закреплена

СЕНСАЦИЯ ТУЛЬСКОГО НАРОДНОГО ПРОМЫСЛА
Народный мастер И.Е. КУЗНЕЦОВА:

«О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТУЛЬСКОЙ МАРИОНЕТКИ»
@ авторская разработка
Показать полностью.
проект защищен
копирование строго запрещено в соответствии с законом об авторском праве.

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТУЛЬСКОЙ МАРИОНЕТКИ

В 2008 году при спасательных раскопках тульской археологической экспедицией под руководством Л.М. Воронцова, в центре Тулы на площади Ленина было найдено два крупных гончарных горна и множество керамики местного и московского происхождения. Среди находок обнаружен фрагмент антропоморфной фигуры - нога в черном сапожке ( Тула). К сожалению, сейчас невозможно определить, к женской или мужской фигурке относится эта нога.
Стоит отметить, что атрибуция некоторых, практически не опознаваемых артефактов, проводится зачастую посредством сравнительного анализа с аналоговыми предметами других эпох и культур.

Рассматриваемый образец - это легко узнаваемая нога антропоморфной фигуры. Высота- 4 см., без утрат и сколов, в черном сапожке с легкой наметкой каблука. Сапог покрыт черным пигментом на водной основе(предположительно печная сажа на молочной или яично-желтковой эссенции).
Черепок изделия выполнен из беложгущейся глины с розоватым оттенком, характерной для тульского гончарного производства.
Характер лепки схож с каноническими приемами исполнения тульской игрушки и не вызывает сомнений в своей принадлежности к коренному производству.
В верхней бедренной части ноги имеется уплощение, изготовленное методом прищипа (сплющивания) глины двумя пальцами (указательного и большого). В центре этого уплощения специальным подсобным инструментом ( палочкой-стеком ) проделано округлое отверстие диаметром примерно 2 на 2 мм.
На предмете нет сколов и повреждений, он имеет самостоятельную законченную форму. Отверстие в верхней бедренной( может быть, и в коленной) части говорит о том, что она является деталью утерянной антропоморфной игрушки. Поскольку сапоги носили и мужчины, и женщины, пол утерянной фигуры установить не представляется возможным.

В сюжетах тульской игрушки 19 века, «кормилица и дама с детьми», часто присутствует ребенок-девочка, сидящая на руках кормилицы или дамы. Из колокола юбки девочки свисают рельефные ножки в шароварах и черных сапожках с легкой наметкой каблука.

По всей вероятности, нога скреплялась с туловищем игрушки путем продевания сквозь это отверстие штыря-втулки подходящего диаметра, фигура, в свою очередь, должна была иметь встречное входное отверстие, располагающееся внизу отсутствующего артефакта. Материал скрепляющего конструкцию штыря мог быть изготовлен из дерева, металла или связующего шнура.

Композитное сочетание материалов, традиционно и широко применялось для изготовления игрушек в Туле. Например, известный сюжет «дама с зонтиком» (19 в.), «глиняный волчок», «конь на колесах» , «повозка», «погремушка», «костяная жужжалка на кожаных шнурах».
Стоит отметить, что атрибуция некоторых, практически не опознаваемых артефактов, проводится зачастую посредством сравнительного анализа с аналоговыми предметами других эпох и культур.
Исходя из опыта конструкций движущихся игрушек: волчков, коней на колесах, повозок, марионеток, - рассматриваемую деталь следует отнести к разряду, так называемых подвижных игрушек, причем к самой развитой их форме-марионетке. С большой долей уверенности можно утверждать, что перед нами часть подвижной игрушки-марионетки. Если учитывать размер ноги к пропорциям утраченной фигуры, то получается, что изначальный размер марионетки составлял примерно 10-16 см. А если принять в расчет, что это берцовая часть фигуры, соединяющаяся в коленном суставе с бедром, то размер игрушки получится примерно от 18 см до 25 см.
Используемый фрагмент изготовлен путем снятия слепка с подлинного археологического образца, для наибольшей достоверности воспроизводимой реконструкции. Головы и торсы реконструируемых игрушек выполнены в той же слепковой технике, с той же целью.
Некоторые слепки изготовлены автором с образцов тульской игрушки из его частной коллекции.

Вполне вероятно, что марионетки изготавливались тульскими гончарами и в 17, 18, 19 веках. Подобные игрушки начинают наводнять ярмарки и рынки Европы и России в 16 веке, а в последующие века они приобретают все новые формы и разнообразное культурное назначение, становясь героями театрализованных кукольных представлений.
Тульские марионетки, также можно смело соотнести с балаганно-ярмарочной, скоморошеской культурой. Скоморохи часто использовали кукол-марионеток в своих представлениях в этом городе, о чем известно из материалов писцовых описаний: " На Большой улице на леве в переулке от Орхангела двор князя Ондрея Голицына, а на нем дворник Некраско скоморох, в споре с Степаном з Даниловым. » Далее читаем - через два дома " двор вдовы Овдотьи Григорьевы жены Карпова да сына ее Богдана, а на нем дворник Сенка скоморох… живут на центральной улице через два дома друг от друга». Далее : «От воденых ворот подле стены налево: через три дома-двора - двор вдовы Марьи Федоровны жены Арсеньева (да детей) ее Юрья да Гаврила Есипова, а на нем дворник Гришка скоморох.»

Автор позволила себе воплотить данный сюжет в игрушках образца 17-19 веков, не выходя за рамки канонической манеры и изобразительных приемов тульского промысла: торс и голова выполнены в традиции игрушек 19 века, хранящихся в музеях страны. Лица выполнены с помощью формы-слепка с лица кукол того же периода.

Каждый промысел народного искусства имеет определенные пути развития, с целью улучшения производимого продукта, и, соответственно, претерпевает временнЫе изменения, сохраняя при этом генетические - изначально незыблемые приемы исполнения и характерный набор материалов, применяемый для реализации этих целей. Это процесс некоего художественного эволюционирования, но эволюционирования медленного, архаичного, и подчас очень консервативного.
Первоочередной задачей каждого мастера, работающего сегодня в национальном народном промысле, должно являться сохранение пластических и живописных канонических форм, и прежде всего - ограничение своих авторских, безудержных амбиций, которые ведут, как показывает печальный опыт такого амбициозного «рукотворства», к уродованию форм и сюжетики, осувенириванию и безвкусному кичу. К производству «А ЛЯ» : "а ля дымка", "а ля гжель", "а ля рюс"- в самом отвратительном и бездарном значении этого понятия.

Ввод марионетки в ассортимент тульской игрушки, является вполне гармоничным, естественным и не выходит за рамки традиционных приемов исполнения. Тем более, что этот сюжет присутствовал в древних образцах, производимых тульскими гончарами. Сама лепка по частям, последовательное соединение их с торсом, наводит мастера на воплощение подвижного образца. Нет никаких сторонних привнесений и ввода экстремальной сюжетики. Есть только замена скрепления деталей, но и она не нова. Назначение предмета-ИГРУШКА , то есть возможность использования его как игрушку, именно для игры, а не сувенирного предмета для любования.

Археологические материалы для работы и реконструирования любезно предоставлены и разрешены для снятия копий археологическим музеем "Тульские древности", с целью изучения, пополнения новыми образцами и дальнейшего развития гончарного промысла «Тульская городская игрушка»
26 января 2017 г.

"…я как-то вспомнил о жалком, но почему-то бесконечно трогательном пиликающем звуке, который производила вертушка, заключенная в коробочку с гусельками…
…и мне захотелось снова услышать этот бедный и милый звук, как-то раздражавший и прельщавший меня в детстве.

Тогда меня "взял страх", а как вдруг я больше не найду этой игрушки, не услышу ее тоненького голоска?"

А. Бенуа, "Игрушки", 1912 г.

Колокольчики в стиле тульской городской игрушки

Впервые я увидела Тульскую городскую игрушку в Вологде на Всероссийской художественной выставке "Современное народное искусство России" в 2008 г. и конечно же сразу влюбилась в нее.

Тульская городская игрушка

Тульская городская игрушка на Всероссийской художественной выставке
"Современное народное искусство России". Вологда, 2008 г.

Я мечтала, чтобы колокольчики в этой традиции когда-нибудь появились в моей коллекции. И вот эта мечта сбылась!

Колокольчик

Колокольчики в традициях тульской городской игрушки.
Автор Ирина Бежина. Коллекция О. Поповой

Колокольчик

Колокольчики в традициях тульской городской игрушки.
Автор Ирина Бежина. Коллекция О. Поповой

Колокольчик

Колокольчики в традициях тульской городской игрушки.
Автор Ирина Бежина. Коллекция О. Поповой

Колокольчик

Колокольчики в традициях тульской городской игрушки.
Автор Ирина Бежина. Коллекция О. Поповой

Колокольчик

Колокольчик в традициях тульской городской игрушки.
Автор Ирина Бежина. Коллекция Н. Степановой

Колокольчик

Колокольчик в традициях тульской городской игрушки.
Автор Ирина Бежина. Коллекция Н. Степановой

О тульской городской игрушке

Современный облик тульской городской игрушки зародился в бывшей тульской слободе Большие Гончары в 19 веке. Игрушки представляют собой глиняные статуэтки, одетые по моде того времени.

Первые фотографии игрушек, похожих на тульскую, были опубликованы в 1912 г. в художественно-литературном журнале "Аполлонъ" ("Аполлонъ" N 2, pdf, 11.1M) в статье русского художника, коллекционера игрушек Александра Николаевича Бенуа "Игрушки".

Знакомые образы я случайно обнаружила в книге одного из первых российских игрушковедов Льва Григорьевича Оршанского "Художественная и кустарная промышленность СССР. 1917–1927", которая вышла в 1927 году, правда про Тулу в книге не говорится.

Письменное упоминание о тульской игрушке появилось в 1933 году в книге Николая Михайловича Церетелли "Русская крестьянская игрушка" (pdf, 15M). Им были отмечены высота игрушки – до 25 см и ее сатирический характер: "Они изображали: помещиков, генералов, офицеров, дам, духовенство, т. е. всех представителей правящего класса. Сатирический характер игрушек сказался в трактовке образов. Так, офицер был всегда затянут в мундир, тонконогий, с прической „коком”, дама всегда была необыкновенно разодета. " . Такие фигурки иронично называли "князьками".

Тульские игрушки разнообразны по форме. Характерными являются барыня, кормилица, дама и кавалер, монах. Имеются композиции, изображающие различные жанровые сцены.

Куклы

Фото из книги Л.Г. Оршанского "Художественная и кустарная промышленность СССР. 1917–1927"
Свердловская областная межнациональная библиотека

Кормилица

Тульская городская игрушка

Кормилица. "Современное народное искусство России",
Вологда, 2008 г.

У куклы-кормилицы одежда проще, чем у барыни, ближе к народному костюму. У нее длинные косы с лентами, скромно украшенный передник, на голове повойник. На руках кормилица держит барского ребенка, на голове которого часто надета фуражка с кокардой, чтобы подчеркнуть его богатое происхождение.

Барыня

Тульская городская игрушка

Барыня с сумочкой и зонтиком. "Современное народное искусство России",
Вологда, 2008 г.

Барыня - это кукла, изображающая богатую даму, одетую по столичной моде конца 19 века. Для отражения вкусов русской знати мастера использовали пышные прически, серьги, шляпки, оборки на платьях и воротниках, банты, пуговицы, пелерины, зонты, сумочки, перчатки и другие модные аксессуары.

Кавалер и дама

Тульская городская игрушка

Кавалер и дама на прогулке. "Современное народное искусство России",
Вологда, 2008 г.

Кавалер с дамой чаще всего изображаются на прогулке или в танце. У кавалера тонкие ножки, которые как бы прилеплены к пышным оборкам своей спутницы, маленькая голова с пышными кудрями, военная выправка, затянутая в мундир фигура.

Монахи

Тульская городская игрушка

Интересно, что игрушки в виде монахов были широко распространены среди многих игрушечных промыслов. Они предназначались для знакомства детей с духовенством. У "тульских" монахов в руках, как правило, раскрытая книга.

Для всех персонажей характерны вытянутые по вертикали плоские фигуры с небольшой головой на длинной и толстой шее, дугообразные, высоко приподнятые брови над круглыми глазами, рот в виде точки под небольшим выступающим носом, тонкие длинные руки. В росписи игрушек присутствуют, как правило, спокойные пастельные тона, линии, черточки и елочки. Некоторые исcледователи видят родство игрушек из Филимонова и Больших Гончаров.

С одной стороны, как игрушки, тульские скульптурки забавны, имеют сатирический характер сродни персонажам Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Вот было бы здорово получить в коллекцию всех персонажей "Мёртвых душ"!:) С другой стороны, есть мнение, что тульские фигурки появились как подражание модным в дворянско-купеческом быту фарфоровым статуэткам и предназначались не для игры, а для украшения дома.

Промысел в Больших Гончарах просуществовал до революции. Затем игрушка была забыта. Возрождение промысла началось в 90-е годы прошлого столетия.

Выставка "Тульские князьки. Возвращение через столетие"

27 апреля - 29 июня 2018 г., выставочный зал Объединения центров развития искусства, народной культуры и туризма г. Тула. В экспозиции выставки более 150 работ народных мастеров Российской Федерации О.А. Андреевой, И.Д. Бежиной, О.В. Минеевой, Ю.В. Сержантовой, С.В. Жуковой и М.М. Серегиной.

























Тульская городская игрушка в Русском музее

Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей (фото 2016 г.):

Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей, 2016 г.

Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей, 2016 г.

Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей, 2016 г.

Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей, 2016 г.

Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей, 2016 г.

Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей, 2016 г.

Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей, 2016 г.

Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей, 2016 г.

Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей, 2016 г.

Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей, 2016 г.

О. Попова
Фото О. Поповой, В. Леонова

Тульская игрушка

Путешествие в "Рождественскую сказку"

Кто-то едет в Тулу за самоваром, кто-то за пряниками, а мы отправились за Рождественской сказкой, в мир глиняной игрушки, в котором живут утонченные барышни, прячущие беленькое личико под зонтиком от полуденного солнца; танцующие пары; прогуливающиеся в парке няни с детьми; читающие молитвы монахи.
Подробнее

Современная тульская игрушка на выставке.

В Тульской губернии немало известных промыслов. Среди них — гончарный, который был развит в XVIII-XIX вв на окраине Тулы, в слободе, которая так и называлась — Большие гончары.

Гончарный промысел, это всегда не только горшки и прочая посуда, это всегда ещё и игрушки. Тут мастера, вернее мастерицы из Больших гончаров, отличились от всех: они стали воплощать в своих игрушках не природу, не обереговые символы, не свистульки — главной темой стали образы зажиточных современных им горожан.

Скорее всего, это связано было, с появившейся в то время модой на фарфоровые статуэтки. Подобное мы наблюдаем в появлении «барыни и гусара» в Сергиевской маховой резьбе в г. Сергиев Посад, примерно в то же время.

Сюжеты игрушек отображают элегантный мир высоких слоёв общества. Собственно «игрушки» — не совсем точное определение, ими скорее всего не играли, а служили они для украшения интерьера, ведь модный в то время саксонский и другой фарфор, не каждый мог себе позволить.

Какое-то время фигурки были очень популярны, пользовались спросом. Но времена менялись, угас промысел, отпала надобность в сувенирах и ремесло почти забылось.

Сегодня это искусство можно считать возрождённым благодаря энтузиазму Ирины Бежиной и Ольги Андреевой. Это опытные мастера-керамисты, которые по старым образцам, по книгам и рассказам старожилов, научились делать «тульских князьков» такими, как они были раньше и обучают этому мастерству всех желающих сохранить мастерство.

Особенности игрушки

Главная особенность, по которой сразу можно отличить тульскую игрушку — вытянутость, долговязость формы. В этом, можно наверно проследить взаимосвязь с филимоновской, тоже по сути тульской игрушкой. Но на этом схожесть заканчивается.

«Тульские князьки» — так не даром прозвали фигурки в народе, изображают изящных дам и таких же элегантных и стройных кавалеров. Они покрыты белилами полностью и по белому фону нанесён не яркий и не пёстрый рисунок.

Видимо, белый фон обусловлен стремлением придать фигурке «фарфоровый» вид.

В росписи игрушек присутствует несколько цветов, однако, один из них является доминирующим. Используемые тона – как пастельные, так и чистые, иногда яркие. Палитра красок – строгая, несколько сжатая. В росписи присутствуют линии, черточки и ёлочки.

Лепятся фигурки из разных частей с последующим соединением. Костюмы украшаются оборками и рюшками. Отдельно лепится зонтик и крепится к фигурке при помощи проволоки, которой прокалывают верхнюю часть туловища.

Упоминание

Первым упоминанием считается 1912 год, когда А.Н. Бенуа описал в статье «Игрушки» журнала «Аполлон» интересного вида фигурки — гуляющую пару, кормилицу с ребенком под зонтиком, монаха и няню с мальчиком.

Но появилась игрушка конечно намного раньше. В Русском музее (СПб), например, фигурки датированы 1988 годом.

Ольга Алексеевна Андреева

Окончила Тульский политехнический институт в 1982 году, посещала изостудию. Народный мастер России по промыслу Тульская городская игрушка. Член Союза художников России с 2000 года. Педагог высшей категории, стаж более 20 лет.

Постоянный участник городских, региональных, зональных Всероссийских и международных художественных выставок. Работы хранятся: Музей игрушки г. Сергиев-Посад, Музей игрушки г. Санкт-Петербург, Музей игрушки города Чезуны (Италия), Музей игрушки города Бадена (Швейцария), в художественных музеях Тулы, Чернигова, Орла, а также частных коллекциях в России и за рубежом.

На протяжении более 20 лет занимается изучением и исследованиями в области Тульской городской игрушки, имеет публикации, разработала методическое пособие по лепке и росписи Тульской городской игрушки.

Ирина Дмитриевна Бежина

Народный мастер по промыслам Филимоновской и Тульской городской игрушки. Член союза художников России. Окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище в 1968 году по специальности художник по керамике.

Член международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП ЮНЕСКО. Имеет награды: Знак ордена Доброты, Почетный Знак Управы города Тулы II степени «За заслуги перед городом». Постоянный участник городских, региональных, зональных Всероссийских и международных художественных выставок.

Работы хранятся: Государственный Русский музей, Музей игрушки г. Сергиев-Посад, Государственный Эрмитаж, в художественных музеях Красноярска, Омска, Рязани, Тулы, Вологды и других, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Стаж педагогической работы около 20 лет.

Тульская игрушка - явление в русском народном искусстве неординарное. Судьба этого промысла похожа на яркую, быстро погасшую звезду. Мастера до наших дней не дожили, документальные источники не найдены, глиняных фигурок сохранилось немного.

Первое упоминание о них датируется 1912 годом. Тогда в начале XX века в знаменитой статье Александра Николаевича Бенуа «Игрушки» в журнале «Аполлон» были приведены эскизы четырех фигурок: гуляющей пары, кормилицы с ребенком под зонтиком, монаха и няни с мальчиком. Некоторые сведения о тульской игрушке: офицерах и дамах, лошадках-свистульках — есть и в книге «Нравы Растеряевой улицы» уроженца Тулы писателя Г.И. Успенского.

Но распространены игрушки здесь были задолго до начала XX века, о чем свидетельствуют последние находки археологов. Так, раскопки 1993 г., проведённые в центре Тулы, дали в пластах XVII в. уникальную на ходку — фигурку барыни без головы, по характеру исполнения очень близкую работам конца XIX—начала XX вв., которые встречаются в музейных собраниях России.

Промысел, возникший в слободе Большие Гончары, просуществовал до революции. Гончарная артель же существовала вплоть до 1930-х гг. Затем игрушка была забыта. Уникальное мастерство, казалось, кануло в Лету.

Тульская городская игрушка не отличается многообразием сюжетов: это барыни с зонтиками, гуляющие и танцующие пары, амазонки и наездники, доярка с коровой, пеленальщица. У больших по размерам кукол способ изготовления лиц напоминает приём, применявшийся китайцами в XV—XVII вв. — оттиск готовой маски. К другому типу относятся круглые лица с выразительными глазами-колесиками и маленькими носиками.

Фигурки отличаются своеобразной пластикой. Их туловища вытянуты вверх. У них маленькие головки, широкие и высокие юбки-колоколы. Свисток был только в одной фигурке- наезднике. Эти пропорции придают куклам изящество и легкость. Игрушки, по всей видимости, лепились из разных частей. Мастера отдельно изготавливали юбку с туловищем, затем формовали головку с шеей и вставляли ее в приготовленное в верхней части туловища отверстие, замазывая место стыковки, потом примазывая заранее приготовленные руки. Затем костюмы фигурок украшались оборками и рюшками. Существует гипотеза, что фигуры делали несколько мастеров — возможно, юбки –колоколы лепили мужские руки вытягивая их у крупных фигур на гончарном круге, а мелкие детали и сборку выполняли женщины.

Так же отдельно лепился зонтик и прицеплялся к фигурке при помощи проволоки, которая прокалывала верхнюю часть туловища. Создавалось впечатление, что барыня держит зонтик рукой, согнутой в локте. Удивительно тактично сработаны все детали нарядов — тонко вылепленные оборки примазывались к костюмам.

Фигурки индивидуальны по росписи: колорит — нежных, пастельных тонов. Роспись исполнялась темперной краской, имела матовую, непрозрачную поверхность. Интересно, что у игрушек, практически нет орнамента — изящные линии как бы служат продолжением детали наряда.

Произведения, дошедшие до наших дней, дают наглядное представление о нарядах 1880-х годов. Условность в пластике и росписи позволяет представить облик персонажей, но не переходит в излишнюю натуралистичность. Удивительная элегантность нарядов завораживает своими фасонами и декором.

Наряду с богатыми дамами, как бы прогуливающимися под зонтиками, встречается еще один персонаж — кормилицы. Характер их одежды уже проще, ближе к народному костюму. На них белые кофты и юбки с передниками, на голове — повойники и косы с лентами, спускающиеся по спине ниже талии. По силуэту фигурки более скромные и строгие, у них нет, например, налепленных на юбках оборок. В руках кормилицы держат или маленьких барынь в красивых нарядах, или барчуков, тоже в модных костюмах.

Своеобразна пластика кавалеров, сопровождающих дам. Они имеют такие тонкие ножки, что вынуждены как бы прилепиться к пышным оборкам своей подруги. У них военная выправка, гордая, затянутая в мундир фигура и небольшая головка с пышными кудрями. Изображаются эти пары или на прогулке, или в танце.

Традиционно только в тульской городской глиняной игрушке существовал сюжет монахов и монахинь. Их широкие у основания юбки-колокола с высокой талией переходят в туловища с маленькими головками и головными уборами. В руках-ладошках, выглядывающих из широких рукавов, монах или монахиня держит раскрытую книжку. Различие между ними в головном уборе и бороде, налепленной на лицо монаха.

Другой вид тульских игрушек — жанровый. Композиция «Всадница в прогулочном наряде на коне» отличается большой целостностью. Две фигурки словно слиты воедино, дополняя и обогащая друг друга, и в пластике, и в росписи.

Поистине уникальна композиция - «Пеленальщица». Женщина, стоящая около стола, на котором находится ребёнок, наполнена добротой и радостью материнства.

Прошло почти столетие. Но интерес к данному промыслу не угас. Современные художники стараются возродить утерянные традиции.

Известный коллекционер и исследователь игрушки Г.М. Блинов в своей книге «Записки коллекционера» писал, что когда он в 1973 г. приехал в Тулу и стал наводить справки о глиняной игрушке Больших Гончаров, никаких следов гончарного промысла уже не было. Встретившийся ему старожил 1909 г. рождения из семьи потомственных гончаров смог лишь пунктиром очертить линию существования промысла. Коллекции же тульских музеев, по его словам, данных игрушек не имели.

Постепенно у местных жителей вызрел интерес к возрождению игрушечной традиции. Сначала Ирина Кузнецова, а потом Ирина Бежина и Ольга Андреева занялись восстановлением и развитием этого ремесла на современном этапе.

Работы И.Е. Кузнецовой кажутся рукотворными, менее заглаженными и привлекают своей близостью к историческим прототипам. Большая коллекция работ мастерицы была приобретена музеем игрушки в 1990 г. Вся она была представлена на выставке и продемонстрировала основные типы произведений Больших Гончаров.

И.Д. Бежина и О.А. Андреева изучением работ занялись самостоятельно, сначала по имеющимся открыткам и публикациям, затем — непосредственно в фондах музея игрушки и Государственного Русского музея. Они делали эскизы и копии, изучали пластику, роспись, цветовое решение. И пришли к выводу, что тульская и филимоновская игрушки находятся в родственной связи, что отражено, как в их пластике, так и в орнаменте.

Кстати, существует легенда, что выходцы из деревни Филимоново, оказавшись в слободе Большие Гончары, пропустив через свою фантазию городскую культуру и, возможно, обучившись приемам фарфоровой пластики, создали удивительный по силе восприятия образ народной игрушки. Однако они, увлекшись красивыми нарядами, оборками, рюшами, тем не менее, не потеряли главного стержня исконной традиции местного промысла.

Рассматривая барынь из деревни Филимоново и барынь из Гончаров, можно уловить сходство в пропорциях, абрисе фигуры, в пластике. Филимоновская игрушка — крестьянская забава, непременно со свистком, который присутствует почти в каждой фигурке.

Тульская городская игрушка — более сложное, художественно утонченное искусство, вобравшее в себя городскую культуру и профессионализм. Лишь в двух сюжетах Тульской городской игрушки можно встретить свистки. Это «Всадник» и «Женщина доит корову», которые по стилю все же продолжают тульский игрушечный промысел.

Мастерицы понимали, что подходить к возрождению игрушки надо бережно, но осмотрительно: не нарушая ее самобытности, сохраняя ее изящество, грациозность, стать, пластику, форму и орнамент росписи. Они уяснили, что гончары, делавшие игрушку, любовались ее формами, декором. Эти фигурки создавали для любования, ими украшали окна домов, комоды и горки. В свистульки играли дети, поэтому такую игрушку глазуровали.

Современные мастерицы не меняли форму и роспись возрождаемых работ. Веянием нового времени для них стало развитие сюжетности и композиционности.

Сегодня у Ирины Дмитриевны Бежиной и Ольге Алексеевны Андреевой уже несколько учениц, что свидетельствует о дальнейшем продолжении и развитии традиции.

На сегодняшний день в промысле работают такие молодые мастера – Жукова Светлана Викторовна, Минеева Ольга Владимировна, Серегина Мария Михайловна и Сержантова Юлия Валерьевна. Они все являются народными мастерами РФ.

Очень непросто было мастерам глиняной игрушки, начинающим работать в возрождающемся промысле, освоить его. Трудности заключались, прежде всего, в отсутствии традиционного метода передачи народного искусства из поколения в поколение и в отсутствии достоверных литературных источников тех лет, где были бы даны какие-либо свидетельства и указания. Возрождение тульской игрушки, возможно, было лишь на основе тщательного анализа сохранившихся произведений в музейных коллекциях страны и изучения архивных материалов и трудов ведущих исследователей и искусствоведов. Изучив коллекции, они много и успешно работают над созданием авторских произведений, которые показывают на многочисленных выставках. Примеру названных мастериц увлеченно последовали многие профессиональные и самодеятельные художники, педагоги изобразительного искусства, руководители кружков и студий города Тулы и области.

Насколько исторически правомерным, жизнеспособным, творчески оправданным окажется эксперимент по возрождению старинного промысла тульской игрушки, покажет время.

Живые традиции народов России

Живые традиции народов России

Живые традиции народов России запись закреплена

ТУЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ИГРУШКА. ТРАДИЦИЯ, ДОШЕДШАЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Игрушка с индивидуальным обликом, родом из Тульских мест, обрела популярность у широкой общественности еще до начала XX века. Специалисты считают, что первые схожие с ней фигурки, появились на страницах художественно-литературного журнала "Аполлонъ" (N 2) в 1912 году. Эти колоритные статуэтки проиллюстрировали статью «Игрушки», написанную русским художником и коллекционером игрушек Александром Николаевичем Бенуа.

В 1933 году тульская игрушка была впервые упомянута в книге Николая Михайловича Церетели "Русская крестьянская игрушка". В ней он не только указал ее традиционный размер – 25 см, но и составил остроумную характеристику: «Они изображали: помещиков, генералов, офицеров, дам, духовенство, т. е. всех представителей правящего класса. Сатирический характер игрушек сказался в трактовке образов. Так, офицер был всегда затянут в мундир, тонконогий, с прической „коком”, дама всегда была необыкновенно разодета. ». Кавалеры в военной форме получили шутливое название "князьки".

В мире тульской городской игрушки живут кисейные, белолицые барышни, притомившиеся под зонтиками в летний зной, иногда гуляющие с декоративными собачками под мышкой, а также застывшие в танце изящные пары, няни с воспитанниками, монахи и монахини, возносящие молитвы в небеса… Многообразные по форме фигурки, барыня с кормилицей, да дама с кавалером, разбрелись по парам или соединились в жанровых сценках. Семейные пары на прогулке, амазонки и наездники, доярка с коровой и пеленальщица с малышом, словно герои своего времени, вносят приятное оживление в городскую экспозицию.

Известно, что древний промысел зародился в слободе Большие гончары. В месте, с говорящим названием о роде деятельности своих жителей, мужчины создавали посуду, а женщины - глиняных куколок. Зареченские мастера делали тульскую городскую игрушку не для детской забавы, а скорее для эстетического удовольствия взрослых, в качестве интерьерного украшения дома. Фигурки ставили на видные места в комнатах, либо выставляли на показ в окне между рамами. В те времена такая игрушка делалась для простого народа, как доступный аналог дорогих фарфоровых статуэток.

Старинное ремесло, просуществовало до революции, пока в стране советов её не сочли ярким проявлением и пропагандой мещанства. Новая власть намеревалась искоренить любое напоминание о дворянстве и купечестве, и уж тем более о духовенстве. Таким образом игрушка практически ушла в небытие.

В конце XX века Ольга Алексеевна Андреева и Ирина Дмитриевна Бежина вдохнули вторую жизнь в угасший промысел. Более 20 лет народный мастер России по промыслу «Тульская городская игрушка», член Союза художников России О.А. Андреева занимается восстановлением игрушки и изучением её истории, собирает сохранившиеся знания о древнем ремесле, издает методические материалы.

«Среди искусствоведов существует мнение, что наша игрушка, как яркая звезда, вспыхнула во второй половине ХIХ века и молниеносно угасла в начале ХХ века. Однако среди археологов и искусствоведов нашего города существовало ранее и до сегодняшнего дня бытует мнение, что возраст игрушки гораздо старше. И это действительно так. Согласно последним раскопкам 2013 года на территории города, керамическое производство в Туле было развито уже в ХVI веке, сведения об этом можно получить из «Кратких итогов археологического изучения керамического промысла на территории г. Тулы» от 11 апреля 2014 г. опубликованных начальником Тульской археологической экспедиции к.и.н. Воронцовым А.М.» - рассказывает О.А. Андреева в статье «Тульская городская игрушка - время и мода».

Тульская городская игрушка создается из нескольких частей. "Сначала юбка будущей игрушки вытягивается вверх в форме колокола, сверху - накидка из которой выглядывают ладошки, изготавливающиеся отдельно. Отдельно лепят голову и туловище, затем все детали соединяют, замазывая места стыковки. Финальным этапом считается украшение наряда рюшами и оборками" – объясняет технологию народный мастер Филимоновской и Тульской городской игрушки, член Союза художников России Ирина Дмитриенва Бежева. Отдельным дополнением лепят декоративный зонтик, который через прокол в верхней части фигурки, прикрепляют к ней при помощи проволоки.

Фигурки лепят из глины с красноватым оттенком. Благодаря вытянутым вверх, удлиненным туловищам, они отличаются оригинальной пластикой. Миниатюрные головки на длинной и толстой шее, сочетаются высокими и широкими юбками-колоколами, и создают эффект тонкости и невесомости глиняных форм.

Для росписи мастерицы используют темперную краску пастельных тонов, создающие на изделиях матовую цветовую гамму с непрозрачной поверхностью. Мелкие детали прорисовывают черточками и елочками. На лицах изображают удивленно приподнятые брови над глазами на выкате, а рот в виде точки под слегка выступающим носом.

Изумительная утонченность нарядов привлекает глаз фасонами и самобытным декором. Своим условным видом, статуэтки в образах тульских жителей, позволяют получить представление о городской моде 1880-х годов. Любопытный факт: тульская городская игрушка считается единственной в мире, в которой представлены священнослужители!

За рекою, за Упою
Есть селение одно,
Со времен Петра известно,
Чем прославилось оно.
Гончары-мастеровые,
Люди добрые, простые
Здесь селилися не зря,
С песней, с выдумкой творя.

Изразцы, махотки, кружки,
И, конечно же, игрушки
Всяк лепил, и стар, и млад,
Восхищая Тульский град.

Что за дивные горшки!
И какие барыньки!
Стройные, изящные,
В кружевах, летящие,
Выходили из-под рук,
Попадали и на круг,
На окнах стояли
И в горнах бывали.

Красились, белились,
В платице рядились.
Зонтиками укрывались,
Любимым улыбались.

Так и жил тот люд честной
За рекою, за Упой
Много лет тому назад,
Удивляя Тульский град.

Век прошел, как сон людской
И над древнею Упой
Замелькали вновь картины;
Из куска нежирной глины
Изразцы, махотки, кружки
И, конечно же игрушки
Залепил и стар, и млад,
Восхваляя Тульский град.

Закружились кружева,
Нить времен жива, жива!
(Автор стихотворения О.А. Андреева)

«Сегодня игрушка живет и приобретает новые черты, новые лица. Иногда авторские работы современных мастеров мало похожи на своих прабабушек, - замечает идеолог возрождения промысла Ольга Андреева. - Но и подлинники, по которым мы восстанавливаем игрушку, к счастью, пока сохранились. Они находятся в русском музее Санкт-Петербурга, в московском музее декоративно-прикладного искусства».

⚡

НАПОМИНАЕМ, что до 12 апреля в ГРДНТ им. В.Д. Поленова продолжает работать выставка традиционной глиняной игрушки Тульской области «Традиции, прожившие века». Посетив её, вы сможете не только рассмотреть во всех деталях тульскую городскую игрушку, но и увидеть Филимоновскую игрушку, а также белевское и авторское кружево.

Организаторы выставки – Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Тульской области, Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова, выставочный зал «Народная галерея», Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма.

Адрес места проведения выставки: Москва, Сверчков переулок, д.8, строение 3 (ГРДНТ им. В.Д. Поленова) и ул. Покровка, д.5, («Народная галерея»). Режим работы: понедельник-четверг с 14 до 17 часов, в другое время – по предварительной договоренности.

Читайте также: