Тверская игрушка рисование узора на полосе средняя группа

Обновлено: 15.05.2024

Познакомить детей с новым видом – тверской глиняной игрушкой.

ВложениеРазмер
tverskaya_igrushka_nod.docx 15.24 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №39

Конспект НОД с детьми старшей группы

Санкт- Петербург 2018 год.

Цель: Познакомить детей с новым видом – тверской глиняной игрушкой.

Задачи: Учить сравнивать и находить различия с дымковской и филимоновскими игрушками. Учить составлять узор на полосе, украшая двойными мазками и точками – «жемчужинками», выбирать характерные сочетания цветов. Развивать творчество детей.

Оборудование и материалы: дымковские, филимоновские и тверские глиняные игрушки; бумага коричневая, гуашь.

В группу входит Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, дети. Вы ни за что не угадаете, где я был! Я был на ярмарке. Там я видел много красивых игрушек.

Все игрушки не простые,

И на память забирай!

- Я выбрал самые красивые игрушки и принес их вам показать. ( Незнайка достает игрушку и показывает.)

По улице пешком.

- Что же это за игрушка? (Дымковская игрушка).

Незнайка показывает филимоновские игрушки - курочку и петушка.

- А это что за яркая игрушка, веселая свистулька? (Дети называют).

Незнайка показывает тверские игрушки – птичку, уточку, петушка, ежика.

Дети рассматривают игрушки.

- Из чего они сделаны (Из глины).

- На кого похожи эти игрушки? (Называют и перечисляют).

-Чем они украшены? (Мазками, овалами).

-Какие цвета выбирают для этих игрушек? (Мазки двух цветов).

-Чем еще украшены игрушки ? (Белыми точками). Они здесь называются «Жемчужинки».

-Кто видел жемчуг? Где его используют? (Бусы, раньше украшали платья, головные уборы).

-Эти игрушки по названию города Тверь – тверские.

Воспитатель предлагает украсить полоску элементами тверских узоров. Сравнивает цвет бумаги и игрушек (коричневый).

-Как нарисовать такие узоры?

Показать рукой на листе последовательность рисования: сначала по краю нарисовать мазки одного цвета, а когда высохнет краска, сверху, чуть-чуть ниже, мазки поменьше другого цвета. Уточнить, где расположить белые точки. ( Дети выбирают цвета, составляют узор).

В конце занятия рассмотреть все узоры, разложить их около тверских игрушек.

Дети с Незнайкой выбирают самые яркие, ровные, красивые узоры для дорожки.

Занятия по изобразительной деятельности в доу это увлекательный мир познания красоты природы, декоративно-прикладного искусства и многое другое. Сколько сил необходимо приложить, чтобы вовлечь детей в изо творчество, чтобы дети могли увереннее работать с красками, глиной и другими материалами.

Знакомя детей на занятии по изодеятельности с Тверской игрушкой пришла к выводу, что детям сложно даётся изображение узоров,поэтому изготовила из картона яркую наглядную дидактическую игру на составление узора, которую мне подсказала само изделие.

Дидактическая игра «Узор тверской глиняной игрушки»

Тверская игрушка это запоминающийся образ, изделие народных мастеров умельцев. Помочь детям в приобщении к традициям декоративно прикладного искусства нашего региона это моя задача.



На первом этапе знакомства с дидактической игрой, детям можно предложить составить узор по образцу.


Когда дети освоят предлогаемый им материал, познают многообразие мира узоров, можно перейти к новому этапу игры, составляя узор на плоском шаблоне-игрушке из картона.



Можно разнообразить игру дав детям задание :

-составьте узор, цветочек из заданых элементов

-кто быстрее составит узор, путем наложения одного элемента на другой

-подбери элементы из которого состоит мой узор

-назови цвета узора и т. д.

Дети с радостью создают красивые узоры, которые затем свободно могут перенести на лист бумаги.

Консультация для родителей «Игрушки в жизни детей дошкольного возраста» Мы игрушки выбираем, С ними дружим и играем. В путь с собой берем всегда И ломаем иногда. *** Улыбается матрёшка, Интересно ей немножко,.

Картотека игр, развивающих изобразительные способности и творческое воображение Художественно-развивающие игры по временам года ОСЕНЬ «Стихи-загадки». (ноябрь) Давайте поиграем в стихи-загадки. Я прочитаю стихотворение.

Конспект НОД «Петрушкины игрушки» для детей младшего дошкольного возраста Цель: 1. Продолжать учить детей сравнивать и подбирать предметы по цвету и форме, соотносить их друг с другом. 2. Учить выполнять словесные.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Расписывание дымковской глиняной игрушки «Козлик» Цели и задачи проекта: * углублять эстетическое познание о народном декоративно-прикладном творчестве; * воспитать любовь к искусству народных.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Игрушки» Тема занятия: «Игрушки». Задачи: коррекционно-образовательные: 1. уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Игрушки»; 2. учить.

Конспект занятия по рисованию «Роспись глиняной игрушки мордовочки»

Конспект занятия по рисованию «Роспись глиняной игрушки мордовочки» Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Роспись глиняной игрушки мордовским национальным орнаментом».

Совместная интегрированная деятельность для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) «Игрушки куклы Кати» Совместная интегрированная деятельность педагог-родители-ребенок. для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) «Игрушки куклы Кати».

Мастер-класс «Технология создания глиняной игрушки в жгутовой технике»

Мастер-класс «Технология создания глиняной игрушки в жгутовой технике» Тема Занятия: Лепка пластовой рыбки жгутовым способом. Оборудование: глина, салфетки для лепки, фотографии и рисунки рыб различных форм.

Тематическое мероприятие для детей среднего возраста «Красная книга Тверской области в загадках и картинках» МБДОУ «Погорельский детский сад» С. Погорелое Городище Зубцовского района Тверской области Тематическое мероприятие «Красная.

Конспект занятия «Учимся лепить птиц по мотивам народной глиняной игрушки» (в рамках тематической недели масленица) Подготовительная группа Тема: Учимся лепить птиц по мотивам народной глиняной игрушки. (в рамках тематической недели масленица) Цель:.

Название: Конспект занятия по ИЗО «Рисование узора на полосе. Тверская игрушка»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , рисование, Старшая группа
Автор: Файзуллина Зинфира Сагадатнуровна
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ ДС №44 «Золотой ключик»
Месторасположение: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск

Рисование узора на полосе. Тверская игрушка.
(итоговое занятие по ИЗО).

Цели: узнавать народные глиняные игрушки,

уметь выделять их характерные особенности;

развивать эстетическое восприятие изделий народных мастеров;

формировать умение рисовать кистью элементы тверской игрушки;

воспитывать любовь к искусству.

Задачи: составлять узор на полосе, выделяя признаки тверской игрушки;

приобрести навыки в декоративной живописи;

овладеть приёмами мастерства.

Материал: тверские игрушки, иллюстрации учебно-наглядного пособия;

бумага коричневого цвета 7*25 см, гуашь, кисточки.

Ход занятия.

— Летели две птички, собой невелички.

Как они летели, все люди глядели.

Как они садились, все люди дивились.

Сели, посидели, взвились, полетели,

Взвились, полетели, песенки запели.

— Одна из этих птиц прилетела к нам. Это непростая птица, а птица счастья. Вот она, посмотрите.

— Скажите, из какого материала она изготовлена?

— Из какого цвета глины?

— Какие элементы в узорах видите?

( овалы- мазки, «огурчики», точки- капельки – жемчужинки).

— Какие цвета краски использованы в узоре?

— Определите, перед нами какая игрушка?

— Почему игрушка называется «тверская»?

— Какие тверские игрушки из глины знаете?

( птицы: гуси-лебеди, утки, гордые петухи, скромные курицы;

животные: собаки, лисы;

красивые женские фигуры)

(Рассмотреть иллюстрации на доске)

//.Мотивация цели.

— Хотите расписать такие игрушки?

Для этого вы сегодня покажете, как умеете рисовать узоры тверской росписи на полосе.

///.Ответы на вопросы.

1. Последовательность узора на полосе.

— .Скажите, где расположены мазки-овалы?

— Как они расположены?

— Где расположены жемчужинки-точки?.

((наверху и внизу)

— Где начинаем рисовать?

— Как держим кисточку?

— Как рисуем мазки-овалы? (образцы 1, 2,3)

1. Посередине листа овальной формы большие мазки одного цвета равномерно чередуются слева направо,вертикально.

2. Пока большие мазки не высохли, рисуем белые точки — жемчужинки.

3. После высыхания рисуем второй ряд мазков другого цвета путём наложения одного мазка на другой.

V/. Гимнастика.

1. Наши синие цветки

Ветерок чуть дышит,

2. Наши синие цветы

Тихо засыпают. (2 раза)

V.Самостоятельная работа детей.

— Садитесь. Спинки прямые.

Нарисуйте, пожалуйста, нарисуйте узоры тверской игрушки, выделяя середину двойными мазками, а края полосы точками

V/.Вывод.

— Какую роспись изображали мы на полосе?

— На каком фоне изображали?

— Какими цветами пользовались?

— Чьи рисунки понравились и почему?

(аккуратно, чисто, правильно)

— Какие работы не похожи на образцы, но нарисованы в стиле тверской росписи?

— Мы в следующий раз нарисуем узор тверской росписи ещё лучше.

(Выбрать самые яркие, правильные работы, разложить полоски – дорожки для тверских птиц.)

«Тарелочки расписные» (рисование по мотивам тверских глиняных игрушек).

Цели и задачи: учить детей составлять узор на круге, используя элементы по мотивам росписи тверской игрушки, располагая его равномерно по краям и центру, продолжать учить рисовать приемом тройного примакивания и двойного тычка, закреплять умение наносить один цвет краски на другой,после высыхания первого слоя, развивать умение аккуратно работать, воспитывать уважение к народным промыслам.

Материалы и оборудование.

Для воспитателя: бумажная тарелочка, кисти трех размеров, гуашевые краски, ватные палочки, баночки с водой, тряпочка.

Для детей: бумажные тарелочки на каждого ребенка, кисти трех размеров, гуашевые краски, ватные палочки, баночки с водой, тряпочка.

Организация и методика проведения.

1 часть. Дети входят в группу в которой организованна выставка тверских игрушек.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вы уходили из нашей обычной группы, а вернулись в какое-то необычное место. Кто знает, как такие места называют? Ответы детей: (музей, выставка.). Правильно- это выставка.

Давайте рассмотрим всё, что есть на этой выставке. Что вы здесь видите? Ответы детей: (игрушки, курочки, уточки, тверские игрушки и т. д.). Молодцы ребята, вы правильно сказали, что это тверские игрушки. А как вы узнали, что это именно тверские игрушки? Ответы детей: (они украшены налепами, капельками). А из чего делают тверские игрушки? Ответы детей:

(из глины, из коричневой глины). А кто же занимается поделкой таких игрушек? Ответы детей: (люди, мастера, народные умельцы). Правильно! Это народные мастера. А как вы думаете, легко ли сделать такую игрушку? Ответы детей: (нет, нужно много трудиться).

Конечно, чтобы сделать игрушку мастеру нужно много времени и сил потратить. Сначала добывают глину, потом её месят ногами, потом руками её разминают, чтобы не было комков и только после этого можно начинать лепить игрушки. А когда мастер слепил игрушку, что он делает дальше? Ответы детей: (ставит в печку, обжигает игрушку, расписывает игрушку). Видите, ребята, сколько нужно труда чтобы сделать глиняную игрушку. А кто из вас мне скажет пословицы о труде, о мастерах своего дела. Дети вспоминают пословицы. (Недаром говорится, что дело мастера боится; Труд человека кормит, а лень портит и т. д.). Какие вы молодцы, сколько пословиц вспомнили о труде.

А теперь и нам пришла пора потрудиться! Предлагаю детям сесть за столы.

Воспитатель: Сегодня, вы будете украшать тарелочку тверским узором. Посмотрите какие тарелочки есть у меня. Показываю 2 вариативных образца. Каким узором украшены обе тарелочки? Ответы детей:(капельками, тверской росписью) Что на этих тарелочках изображено в центре? Ответы детей: (цветок, капельки, цветок из капелек). А чем украшен край тарелочек. Ответы детей: (точками, капельками). А эти тарелочки одинаковые? Ответы детей (нет). А что у них разное? (узор, цвет капелек). А сейчас вы вспомните, как правильно надо рисовать тверской цветок, а Серёжа и Нина на мольберте это нам покажут. (двое детей показывают способы изображения). Молодцы, вы всё правильно показали. Садитесь на место. Спрошу 3- 4 детей о последовательности выполнения работы. Маша, что мы будем делать сначала? (поставим точку и сделаем капельки). Паша, что мы будем делать дальше? (пока сохнут капельки, мы нарисуем точки или капельки по краю тарелочки). Саша, что теперь нужно сделать? (возьмем другую кисточку и нарисуем капельки другого цвета).

Воспитатель: Вы всё правильно вспомнили, молодцы! А теперь прежде чем приступать к работе я вас превращу в настоящих народных мастеров. У меня для этого есть волшебная палочка. И как только вы возьмёте в руки кисточки и все станете мастерами. Беру волшебную палочку и произношу: Палочка покружись! Ребята в мастеров превратись!

2 часть. Самостоятельная деятельность детей. Использую методические приё мы: напоминание, указание, совет, похвалу.

3 часть. Перед тем как вывесить все работы на выставку, предлагаю поиграть.

Воспитатель: Вы все хорошо потрудились, а теперь давайте немножко поиграем, пока ваши работы подсохнут.

Провожу физ. минутку «скок, скок, поскок-молодой дроздок»

Скок, скок, поскок-молодой дроздок (прыжки на месте)

По водичку пошёл, молодичку нашёл (шагаем на месте).

Молодиченька, невеличенька, (разводим руки широко)

Сама с вершок, голова с горшок. (руки вниз, руки над головой изображают горшок)

Молодичка- молода, поскакала по дрова, (прыжки на месте

Зацепилась за пенёк- просидела весь денёк. (руки опускаем с верху в низ).

Воспитатель: Давайте ваши работы тоже поставим на выставку. Дети несут свои работы на выставку к тверским игрушкам. Посмотрите, какая красота у вас получилась. Не зря народ придумал пословицу «Недаром говорится, что дело мастера боится. Вы всё как настоящие народные мастера.

Планирование НОД по рисованию в средней группе: «Дымка»

Планирование НОД по рисованию в средней группе: «Дымка» «Узор на полосе – дымковская игрушка».Предварительная работа: Рассказ воспитателя о создании дымковской игрушки, о мастерах, особенностях.

Планирование НОД по рисованию: «Хохлома»

Планирование НОД по рисованию: «Хохлома» «Узор на миске – хохломская роспись».Предварительная работа: Чтение стихов о хохломской росписи. Рассказ об истории создания росписи и мастерах.

Задачи: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски). Закреплять умения: концом кисти наносить точки, прямые и волнистые линии, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, правильно держать кисть. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, уважение к работе народных мастеров.

-рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;

-рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;

-рисование элементов дымковского узора;

-составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются дымковские игрушки;

-разучивание стихотворений о дымке.

Материал, инструменты, оборудование:

Картина зимнего пейзажа (старинные избы, из труб идёт дым, деревья в зимнем наряде);

-дымковские игрушки (индюк, барышня, птичка, конь);

-образцы элементов дымковской росписи.

-силуэты игрушек (индюк, барышня, птичка, конь, козлик)-на выбор ребёнка;

-гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой.

Методические приё мы:

-показ и объяснение воспитателя;

-напоминание о технике рисования;

-наблюдение за работой детей;

-анализ работы воспитателем и детьми.

Музыкальное сопровождение: запись русских народных мелодий.

Ход занятия:

-Ребята, я приглашаю вас в мини-музей дымковской игрушки (выставка дымковских игрушек).

-На севере нашей страны, в селе Дымково живут замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами (показать картинку зимнего села Дымково)

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом.

И село большое Дымково назвали!

-В древние времена жители села от мало до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой всё село в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Вот эти игрушки! (показать)

Игрушки не простые, а дымковские, расписные!

-Посмотрите, какие разные игрушки делают дымковские мастера!

-Назовите, кого вы видите? (олень, барашек, конь).

-У всех одинаковые ноги, тело. Вместо шерсти нарисованы узоры. Мастера выделили у каждого животного самое главное, что отличает их от других: у оленя - ветвистые рога, у барашка – рога загнутые кольцами.

-Давайте рассмотрим, какими узорами украшены животные? (из кругов, колец, полос, кругов)

-Ребята, круги, кольца, полосы называются элементами узора (крупные и мелкие элементы сочетаются)

-Необычные сказочные птицы. Кто это? (уточка, петушок, индюк)

-Узоры у птиц более сложные, че у животных. Особенно красив и наряден индюк! Его большой круглый хвост и крылья похожи на сказочные цветы. На них не только нарисованы различные круги, кольца, волнистые линии, но и налепы, пышные оборки (показать).

-Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура - Барышня, Водоноска, Няня с малышами на руках… Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, на шее бусы. Разнообразные узорчатые юбки (клетчатый узор, а в каждой клетке кольца, круги, точки)

-Из каких элементов составлен узор на этой юбке? (из полос)

-Что надето на голове? (кокошники, шляпки)

-Своими игрушками дымковские мастера радуют и веселят людей.

-Посмотрите и назовите все цвета красок, которыми рисуют узоры дымковские мастера (красный, оранжевый, синий)

-Они хорошо выделяются на белом фоне игрушек. Много разных ярких красок в узорах! Поэтому игрушки такие радостные и весёлые даже в пасмурный день!

-Для чего нужны дымковские игрушки? (есть игрушки с которыми играют, а есть те, которыми жилища украшают)

-Игрушки лепят из глины, затем несколько дней подсыхают в комнате, затем обжигают в специальных печах. Игрушки становятся твёрдыми. Когда игрушки остынут, их покрывают белой краской, затем «наряжают». Расписывают яркими красками с помощью мягких кисточек.

-Ребята, вы тоже попробуете украшать дымковскими узорами силуэты животных, птиц или барышень.

Динамическая пауза «Мы в музее побывали»

Мы в музее побывали, очень многое узнали (шагаем на месте)

Хорошо всё рассмотрели и, конечно, поумнели, (развести руки,

дотронуться до головы)

Но пора нам отдохнуть, разомнёмся снова в путь (шагаем)

Для начала мы с тобой крутим только головой,

Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, сможем.

А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем-

Ноги нужно укреплять, 1, 2, 3, 4, 5. (приседаем)

Напоследок потянулись, вверх и в стороны, прогнулись!

-Предлагаю вам стать дымковскими мастерами! Давайте украсим дымковским узором силуэты игрушек. Согласны быть дымковскими мастерами?

1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть!

Вправо, влево повернись,

В мастеров все превратись!

-Приглашаю в художественную мастерскую!

-Возьмите любую игрушку и пройдите на свои места.

-Чтобы кисточка стала волшебной, нарисуем элементы узора в воздухе (изображаем в воздухе)

-Закройте глаза, придумайте узор…начинайте рисовать красиво, ярко, аккуратно.

Обращать внимание на осанку, на количество набранной краски, о правильном смывании в воде краски с кисти.

Вот помощники мои

Их, как хочешь поверни!

Так и эдак, эдак-так,

Не обидятся никак!

Можешь пальцы сосчитать:

10 пальцев - пара рук! Вот твоё богатство, друг!

(Продолжаем работать)

Выставить рисунки детей.

-Вот он дымковский хоровод! Сколько в нём много разных игрушек! Но объединяет их цвета красок и узоры! А вам нравятся ваши работы?

На них смотреть нам всем интересно!

Игрушки украшены просто чудесно!

Планирование НОД по рисованию в средней группе: «Дымка»

Планирование НОД по рисованию в средней группе: «Дымка» «Узор на полосе – дымковская игрушка».Предварительная работа: Рассказ воспитателя о создании дымковской игрушки, о мастерах, особенностях.

Знакомство с дымковской игрушкой. Декоративное рисование. Знакомство детей с дымковской игрушкой. (2002г) (младшая группа). Занятие 1. «Украшение платочка». Программное содержание. 1. Познакомить.

Читайте также: