Творческий проект глиняная игрушка

Обновлено: 18.05.2024

Презентация на тему: " Народная глиняная игрушка. Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого времени. Игрушки в давние времена." — Транскрипт:

1 Народная глиняная игрушка

2 Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого времени. Игрушки в давние времена предназначались не для забавы. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья. Игрушку лепили и расписывали строго по правилам.

3 Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Во всех этих узорах скрыт особый смысл, который мы теперь не всегда можем понять. Это не просто крестики, кружочки или четырёхугольники,а древнейшие символы., которые мастер должен был хорошо знать.

4 Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой. Ласково называют эти игрушки- дымка. Они отличаются пышностью форм, богатством отделки, обилием декоративных деталей. Всем нравятся живые, праздничные куклы- барыни, козлы, петухи с расписными хвостами. Дымковская игрушка

5 Характерной чертой дымковской игрушки стали пышные воротники, оборки, яркий геометрический орнамент.

6 Роспись дымковской игрушки необычайно нарядна. На белом фоне сверкают малиновый, синий,зелёный, жёлто-оранжевый цвет. На юбках барынь, туловищах животных, хвостах петухов- непременно орнамент. Узоры неповторимы, но составлены всегда из одних и тех же символов: кругов, прямых и волнистых линий, точек и небольших овалов, похожих на зёрна. Все эти символы перешли к нам от наших далёких предков.

7 Каргопольская игрушка Древний русский город Каргополь находится в Архангельской области. Для каргопольских игрушек характерна очень условная обобщённая передача образа. Формы игрушки передают лишь самое главное, деталей почти нет. Формы предельно упрощены. Окраска у большинства фигурок строгая – белая, черная. большинства фигурок строгая – белая, черная.

8 Образ Полкана – один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое существо, полуконь- получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. В нем сохранилась древняя основа мифологического образа, на которую наслоились сказочно-бытовые черты. Полкан – крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной.

9 Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице.

10 Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут корзину, блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут нитки из кудели на пресницах. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке. Традиционная композиция для каргопольской игрушки -»кадриль» в одну или две пары, стоящий в стороне гармонист.

11 Филимоновская игрушка В Тульской области вблизи от старинного городка Одоева на высоком берегу реки Уны расположилась деревня Филимоново. Гончарным ремеслом занимались мужчины, а из остатков глины женщины лепили весёлые игрушки- свистульки. Свистулька- очень древняя игрушка. Считалось, что если посвистеть дома,то мелодия свистульки выгонит злых духов из жилища. Свистульки часто вешали на шею детям, это был и поющий оберег и забавная игрушка. Роспись филимоновской игрушки очень смелая. Основной узор – это причудливые полоски жёлтых, лиловых, зелёных цветов

12 Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу». Медведь - один из главных персонажей народных сказок. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы.

13 Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия. Конь-слуга Солнца. Конь был важным символом плодородия. Древние славяне считали, что впряжённый конь возил по небу Бога-Солнца и приносил людям его благодать.

14 Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая Корова – символ плодородия,могущества и бодрой силы.

15 Абашевская игрушка В селе Абашево Пензенской области появились эти игрушки –свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик,

16 Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми,иногда многоярусными рогами.

17 Свистульки раскрашены ярким эмалевыми красками- синими, зелёными, красными, в самых неожиданных сочетаниях.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МК ДОУ «Кировский детский сад»




« ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА»

Исполнитель: Петров Ваня

Воспиатанник подгот. группы

Кировского детского сада

Руководитель: Бухтоярова Ирина Анатольевна

Кировского детского сада.

1. ВВЕДЕНИЕ ………. 2

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………. 4

· История создания глиняной игрушки

· Выбор изделия, материала и оборудования

· Этапы выполнения проекта

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………. …. 9

· Результаты проделанной работы

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ. 10

5. ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы: У меня много разнообразных красивых игрушек из современных материалов. Мне нравится ими играть. Но меня заинтересовали игрушки из глины .Они необычные, красочные их не встретишь в нашем магазине. Что бы побольше узнать о них я занялся исследованием .

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны . В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества.

Глиняные игрушки рождались в труде и везде народные мастера учились у одного учителя – природы.

Лепили игрушку по-разному, то собирали фигурку по частям из отдельных комочков (конструктивный способ), то лепили из целого куска (пластический способ), а чаще комбинировали форму – составляли и долепливали. Мастерили и пустотелые игрушки-свистульки, а иногда вставляли камушки и глиняные шарики. После лепки игрушку просушивали, закаливали или запекали в печи (700-800).

Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью с наследием мировой культуры. В настоящее время я особенно понимаю, что увидеть красоту окружающего мира можно через народные традиции, обычаи и промыслы.

Гипотеза: я предположил ,что все глиняные игрушки имеют одну родину и мало чем не отличаются друг от друга.

Цель исследования: – Узнать как можно больше о глиняной игрушке, её истории, особенностях .

1. Познакомиться с историей и происхождением игрушечных промыслов.

2. Изучить технологию изготовления изделий и способы лепки глиняной игрушки.

3.Приобщиться к искусству народного промысла.

4.Слепить и оформить изделия народного промысла дымковскую

филимоновскую, каргопольскую глиняную игрушку.(слайд 2)

Планируемый результат: проявление интереса к изучению народного искусства, понимание сложности и красоты в создании формы глиняной игрушки и их росписи.

Из большого многообразия народных промыслов глиняной игрушки основной проблемой моей работы является выбор моделей, которые я буду лепить.

Методы исследования: Посещение занятий кружка лепки из глины, рассматривание образцов игрушек, репродукций и иллюстраций, материалы из Интернет-ресурсов.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (слайд 3)

Как появились глиняные игрушки в обиходе человека? На этот счет существует разные мнения. Игрушку связывают с древнейшими культурными обрядами, когда женская фигура символизировала мать-землю, конь – солнце, а птицы – водную и воздушную стихии. И действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа.

triffid_01

Согласно другой точке зрения дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки являются образным отражением окружающего ребенка быта.

Поэтому, скорее всего, в древности культовое и игровое значение тесно переплетались между собой, а затем обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Первые найденные археологами глиняные игрушки в Новгороде, Киеве относятся к X - XII векам. Они представляли собой разнообразные свистульки, птиц, коньков и были выполнены крайне примитивно и грубовато.

В XVI - XVIII вв. уже сложился тип русской народной игрушки и наряду с основными игрушками-символами стали появляться игрушки в виде животных, миниатюрные кувшинчики, горшочки. Фигурки стали более выразительны и снабжены бытовыми деталями.

Глиняную игрушку лепили там, где занимались гончарным мастерством. Гончары не придавали значения игрушкам, делали потехи ради. Чаще всего лепили женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины начали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в разных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.

Для выбора проекта изделия, мне необходимо ознакомиться с основными направлениями художественных промыслов, которые развиты в нашей стране.

Дымковская игрушка (слайд 4)

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/093d/00028dc4-a567e2fa/hello_html_4115b5a7.jpg

Это что за хоровод

В селе Дымково живёт?

Платья яркие в горошек,

Много точек и дорожек,

И на белом материале

Узор дети расписали.

Постарались от души,

Ах! Плясуньи хороши!

Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла.

Дымковская игрушка отличается предельно простой и ясной пластической формой, росписью по белому фону.

Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины. Зимой, когда работы в поле не было, женщины лепили и обжигали в русской печи игрушки.

Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят ее мелом, разведенном на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе или квасе. А в росписи и в лепке для народной мастерицы нет ограничений. У индюка хвост похож на диванную подушечку с фестонами, на козлике – штанишки с кружевами. В таких изделиях фантазия тесно переплетается с реальностью. И в любой игрушке всегда соблюдаются требования, которые налагают на нее материал, форма и закон взаимодействия цветов.

Дымковскую игрушку лепят по частям. Заготовкой является цилиндрик, который в нужных местах вытягивают, изгибают, расширяют или сужают, оттягивают выступающие детали. К туловищу прикрепляют лепные детали, затем игрушку наряжают.

Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается под побелкой.

Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.

Характерные цвета одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Дымковская игрушка – это кавалеры, барыни, петухи и индюки, бараны, кони, коровы, птички, веселые карусели.

Филимоновская игрушка (слайд 5)

e964326e5dd036707865aea0c50a599d

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, возникший в деревне Филимоново Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.

Делали из филимоновской глины разную посуду и игрушки, да не всякие, а только свистульки для праздников: зверюшек, птиц, коней, барышень, солдат. У барышень в руках букеты цветов ил кувшины, а в них спрятаны свистки. А солдаты держат под мышками гусей, в которых тоже можно свистеть. И у всех животных сильно-сильно вытянуты шеи. Удлиненные пропорции фигурок объясняются свойствами местной глины. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры.

Фигурки животных имеют тонко перехваченное в талии туловище, переходящее в очень длинную толстую, плавно изогнутую шею с маленькой головой.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, ее смелая необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут разноцветные полосы. И только голова раскрашивается одним цветом: зеленым или красным.

В орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездчатые розетки, листики, пятна в веселом беспорядке разбросаны по фону. Роспись ведется не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристанет, с гусиного пера – ложится. Делают мастера и огромные игрушки – ростом с больших кукол.

Каргопольская игрушка (Слайд 6)

%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B112

В Каргополье есть игрушка

Очень старая. Зверек

Небольшой, на щечках мушки,

Нет его короче ног

Каргополь – древний город в Архангельской области. В окрестных деревнях русского Севера издревле изготавливали глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия.

В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных.

Технология выполнения каргопольской игрушки самая обыкновенная. Для лепки берут красную глину. Игрушку лепят из цельного куска глины: основа – торс с головой, к торсу присоединяли скатанные калачиком руки, оформляли шляпками и другими деталями. Места соединения деталей сглаживали, и фигурки приобретали монолитность. Фигуры лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги.

Животных мастера очеловечивают, они заняты теми же делами, что и люди: медведи, козлы, бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду. Животных в отличие от людей часто изображают со свистком. Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали и расписывали. Так же как и дымковскую игрушку, каргопольскую сначала белят.

Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Роспись довольно проста, но корни ее уходят в далекую старину: полоски, штрихи, ромбы, овалы, косые кресты, крапинки. Набор красок ограничен: голубой, кирпично-красный, зеленая, черная, коричневая. Применяются приемы из сплошной окраски, комбинация из пятен и сочетание штрихов.

Каргопольские игрушки, как и филимоновские и дымковские лепились и для забавы и к ярмарке. Самыми любимыми были Конь – Полкан, Полихан – чудо, бабы с младенцами, птицами, которые были похожи на образ богини – матери в северной народной вышивке.

Свои исследования я поместил в сравнительную таблицу (см. Приложение ).

В разных местностях характер и внешний вид игрушек различен. Можно сказать, что тип изделия для филимоновской игрушки – это свистульки традиционных форм, а для дымковской и каргопольской характерны различные фигурки людей, животных, птиц.

Роспись по побелке свойственна дымковской и каргопольской игрушкам, а гусиным пером расписывались только филимоновские игрушки, т.к. предварительно они не обрабатывались грунтовкой.

На дымковскую игрушку наносили строго геометрические узоры из полос, клеток, кругов и очень яркими красками. Для филимоновской игрушки геометричность была не обязательна, зато штрихи, веточки, листики расписывались яркими красками вразброс по всему фону. А каргопольскую игрушку расписывали просто, и блекло полосками, штрихами, ромбами, овалами, крестами с ограниченным набором красок.

Для выбора проекта изделия я изучил историю происхождения глиняной игрушки, основные районы народного промысла, тип и характеристику игрушек, а также цветовую гамму и элементы росписи, которые применялись для создания глиняной игрушки.

Я тоже пожелал стать немного мастером и изготовить игрушки по мотивам промыслов Дымки, Филимоново, Каргополя.

Определиться с материалом и оборудованием мне помогла руководитель моего проекта Ирина Анатольевна.

Глина, встречающаяся в природе разнообразна по составу. Но не всякая глина пригодна для лепки. Для своей работы я использовал местную глину, добытую в с. Первомайское Мишкинского района.

Пластичность глиняного теста зависит не только от ее структуры и состава, но и влажности. Если глина слишком сухая, ее сбрызгивают водой (см. Приложение ).

Глина готова к работе.

Теперь с помощью стеки можно приступить к лепке игрушки.

(Практическая часть. Поэапное выполнение.) (слайды 7,8,9)

После сушки игрушки приступаю к грунтовке и росписи изделия (Слайд 10 ).

В презенации я показал как я лепил каргопольскую игрушку.

На занятиях кружка лепки из глины «Волшебная глина»(слайд 11) я много узнал о народных промыслах и изготовил дымковскую барышню и филионовского козлика.(слайд 12) Эти работы представляю вашему вниманию.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результат моей проектной работы(Фото)(слайд 12)

Изучив историю и технологию создания глиняной игрушки, основные направления художественных промыслов и их различия, а также опробовав теоретические исследования на практике можно сделать вывод:

· Возникновению и развитию многочисленных промыслов игрушки на территории нашей страны способствовало в первую очередь легкодоступное сырье – глины нужной пластичности и песок для добавок.

· У каждого промысла были свои секреты и традиции. Форма игрушек всегда пластична, но в разных местах России мастера оригинально подходили к созданию ее образа.

· Со временем глиняные игрушки утратили свое обрядовое значение, постепенно превратившись в детскую забаву, а в наше время игрушки используют, как декоративное украшение современного интерьера.

· Необходимо сохранить глиняную игрушку, чтобы видеть красоту окружающего мира в народных традициях, обычаях и промыслах.

Моя гипотеза о том что все глиняные игрушки имеют одну родину и мало чем не отличаются друг от друга не подтвердилась

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1976

2. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов./ В.С.Горичева, М.И.Нахабина – Ярославль: Академия развития, 2006

3. Комышева М.Н. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1987

4. Крупин В. Дымка. М.: Малыш, 1988

5. Миловский А. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами. М.: Мысль, 1982

6. Основы художественного ремесла. Ч.2. Под ред. В.А.Барадулина. М.: Просвещение, 1987

7. Прекрасное – своими руками. / Сост. С.Газаржи. М.: Детская литература, 1980

8. Рогов А.П. Про филимоновские свистульки. М.: Малыш, 1987

9. Учимся лепить и рисовать. С-Петербург, 1997

-меня заинтересовали игрушки из глины .Они необычные, красочные их не встретишь в нашем магазине. Что бы побольше узнать о них я занялся исследованием.

Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью с наследием мировой культуры.(слайд 1).

- Игрушку связывают с древнейшими культурными обрядами, когда женская фигура символизировала мать-землю, конь – солнце, а птицы – водную и воздушную стихии. И действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа.(слайд 2)

- Дымковская игрушка отличается предельно простой и ясной пластической формой, росписью по белому фону(слайд 3).

- Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, возникший в деревне Филимоново Тульской области.(слайд 4)

- Каргополь – древний город в Архангельской области. В окрестных деревнях русского Севера издревле изготавливали глиняные игрушки,(слайд 5)

- Результат моей проектной работы(Фото)(слайд 6,7,8,9)

Моя гипотеза о том что все глиняные игрушки имеют одну родину и мало чем не отличаются друг от друга не подтвердилась

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Творческий проект

«Глиняные игрушки»

ПО ИЗО ДЛЯ 2 КЛАССА

Руководитель: учитель МБОУ СОШ №9 Р.А. Вагизова

г. Нефтеюганск ХМАО – Югры

Методическое представление

2.Методический паспорт учебного проекта

3.Разработка учебного проекта «Глиняные игрушки»

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие творческого мышления.

Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого времени.

Методический паспорт проекта

Предмет: изобразительное искусство.

Тип проекта: творческий

Цель: Изучение особенностей образов народной игрушки. Создание своего образа.

- изучить творения народных мастеров;

- изучить главные отличительные особенности глиняных народных (3-4) промыслов;

- учиться работать с информацией;

- самостоятельно слепить игрушку и расписать её узорами.

наблюдения, практические методы, метод упражнений, самостоятельная работа с литературой, метод информационной поддержки.

Время работы над проектом: январь - февраль

Форма работы: урочно - внеурочная

Режим работы: 6 учебных часов.

Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся к данной теме, самореализация, самомотивация от удовлетворения собственным трудом.

Информационно - техническое обеспечение: учащиеся использовали домашний компьютер с доступом в Интернет, сканер, учебную и учебно - методическую литературу.

Значимость обращения к данной теме вполне объяснима, если учесть, какое место в жизни детей занимают игрушки. Созерцание, восприятие образа народной игрушки - путь к изучению культурного наследия народов. Художественно-творческая деятельность, как и любая другая, дает ребенку возможность восприятия духовной и материальной культур, развивает чувства сопричастности и самореализации, помогает осваивать мир не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становятся с одной стороны, средством познания мира, с другой - средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств ребенка.

Основной способ получения знаний – деятельностный подход.

Работа над проектом

Работа над проектом состоит из 3 этапов.

1 этап – Исследовательский этап

На первом уроке в доступной для этого возраста форме даётся представление о производстве глиняных игрушек.

Урок сопровождается просмотром слайдов. (Презентация «Изготовление дымковской игрушки»)

Учащимся предлагается подготовить совместными усилиями презентацию по данной теме. Учитель обсуждает со школьниками возможные источники информации. (Используется домашний интернет).

Организационный. Сбор, обсуждение и обработка информации. Консультации.

Проводится анализ и обобщение полученной информации. Просмотр подготовленных презентаций.

Выбор темы для исследования.

Учащиеся определяют задачи и планируют свою деятельность после просмотра слайдов. Выбрали дымковскую игрушку.

Совместно обсуждаются критерии оценки качества проекта.

ü Полнота раскрытия темы;

2 этап – Технологический этап

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

Самостоятельная работа учащихся.

Оформление материала для презентации.

Учитель вместе с учениками во внеурочное время составляет презентацию по накопленным материалам.

5 этап Заключительный этап

Участники проекта делятся мнениями. Группы оценивают работу каждого участника.

Учитель оценивает работу группы в целом.

Практика показала, что метод проектов применим на уроках ИЗО. Уроки ИЗО неразрывно связаны с процессом творчества. В процессе создания образа ученик образовывает сам себя!

Учебный проект можно назвать творческим потому, что он требует от учащихся творческого подхода. В процессе работы дети получают удовлетворение от работы, развивается их творческая активность.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

средняя общеобразовательная школа-интернат № 6 города Ялуторовска

III межрегиональный конкурс научно –исследовательских, проектных, творческих работ

«Поиск и творчество»

Творческий проект

«Глиняная игрушка своими руками»

Автор: Рябова Ксения Александровна ,

ученица 7 «К» класса

МАОУ школы – интерната №6

Руководитель: Севастьянова Людмила Миониновна

учитель начальных классов

г.Ялуторовск, ул. Пионерская -75,

тел:8 (34535) 2- 44- 45

2. Научно- исследовательская часть……………………………………. 4

2.1.1. История создания глиняной игрушки……………………………………….… 4

3.1. Выбор изделия, материала и оборудования………………………………………. 7

· Результаты проделанной работы

5. Список используемых источников информации. 9

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества.

Глиняные игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя – природы.

Лепили игрушку по-разному, то собирали фигурку по частям из отдельных комочков (конструктивный способ), то лепили из целого куска (пластический способ), а чаще комбинировали форму – составляли и долепливали. Мастерили и пустотелые игрушки-свистульки, а иногда вставляли камушки и глиняные шарики. После лепки игрушку просушивали, закаливали или запекали в печи (700-800 градусов).

Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью с наследием мировой культуры. В настоящее время я особенно понимаю, что увидеть красоту окружающего мира можно через народные традиции, обычаи и промыслы.

Актуальность темы: Когда я была маленькая, у меня много было разнообразных красивых игрушек из современных материалов, которые я сохранила. Мне нравилось ими играть. Но меня заинтересовали народные игрушки из глины. Они необычные, красочные их не встретишь в нашем магазине. Народная игрушка – это теплая игрушка, потому что хранит тепло рук мастера и частичку его души. Я подумала, а что, если самой попробовать слепить игрушку из глины? Так я решила поработать над творческим проектом «Глиняная игрушка своими руками».

Цель проекта - изготовить дымковскую глиняную игрушку.

1. Познакомиться с историей и происхождением игрушечных промыслов.

2. Изучить и сравнить основные центры производства народной игрушки

3. Изучить технологию изготовления изделий и способы лепки глиняной игрушки.

4.Приобщиться к искусству народного промысла.

5. Применить полученные знания на практике: самостоятельно изготовить и расписать изделие народного промысла дымковскую глиняную игрушку.

Планируемый результат: Готовая дымковская игрушка.

2.Научно- исследовательская часть.

2.1. I Этап. Теоретический.

Для создания проекта я изучила различную литературу по искусству и народному творчеству, энциклопедические словари, просмотрела образцы игрушек, репродукций и иллюстраций, черпала материал из Интернет-ресурсов, посетила Ялуторовский острог, где мастера глиняной игрушки рассказали и показали мне изделия различных народных промыслов (Приложение 1). Кроме этого, я побывала в гончарной мастерской, которая находится в нашей школе. Там я познакомилась с образцами изделий из глины и узнала о этапах изготовления глиняных изделий (Приложение 2). Особенно мне понравились дымковские барышни, которые мне принесла учительница.

2.1.1. История происхождения глиняной игрушки.

Как появились глиняные игрушки в обиходе человека? На этот счет существует разные мнения. Игрушку связывают с древнейшими культурными обрядами, когда женская фигура символизировала мать-землю, конь – солнце, а птицы – водную и воздушную стихии. И действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа.

Согласно другой точке зрения дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки являются образным отражением окружающего ребенка быта.

Поэтому, скорее всего, в древности культовое и игровое значение тесно переплетались между собой, а затем обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Первые найденные археологами глиняные игрушки в Новгороде, Киеве относятся к X-XII векам. Они представляли собой разнообразные свистульки, птиц, коньков и были выполнены крайне примитивно и грубовато.

В XVI- XVIII вв. уже сложился тип русской народной игрушки и наряду с основными игрушками-символами стали появляться игрушки в виде животных, миниатюрные кувшинчики, горшочки. Фигурки стали более выразительны и снабжены бытовыми деталями.

Глиняную игрушку лепили там, где занимались гончарным мастерством. Гончары не придавали значения игрушкам, делали потехи ради. Чаще всего лепили женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины начали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в разных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.

Для выбора проекта изделия, я познакомилась с основными художественными промыслами, которые развиты в нашей стране.

2.1.2. Дымковская игрушка (см. Приложение 3)

Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла.

Дымковская игрушка отличается предельно простой и ясной пластической формой, орнаментальной росписью по белому фону.

Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины. Зимой, когда работы в поле не было, женщины лепили и обжигали в русской печи игрушки.

Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят ее мелом, разведенном на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе или квасе. А в росписи и в лепке для народной мастерицы нет ограничений. У индюка хвост похож на диванную подушечку с фестонами, на козлике – штанишки с кружевами. В таких изделиях фантазия тесно переплетается с реальностью. И в любой игрушке всегда соблюдаются требования, которые налагают на нее материал, форма и закон взаимодействия цветов.

Дымковскую игрушку лепят по частям. Заготовкой является цилиндрик, который в нужных местах вытягивают, изгибают, расширяют или сужают, оттягивают выступающие детали. К туловищу прикрепляют лепные детали, затем игрушку наряжают.

Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается под побелкой.

Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.

Характерные цвета одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Дымковская игрушка – это кавалеры, барыни, петухи и индюки, бараны, кони, коровы, птички, веселые карусели.

2.1.3. Филимоновская игрушка ( см. Приложение4)

Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, возникший в деревне Филимоново Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.

Делали из филимоновской глины разную посуду и игрушки, да не всякие, а только свистульки для праздников: зверюшек, птиц, коней, барышень, солдат. У барышень в руках букеты цветов ил кувшины, а в них спрятаны свистки. А солдаты держат под мышками гусей, в которых тоже можно свистеть. И у всех животных сильно-сильно вытянуты шеи. Удлиненные пропорции фигурок объясняются свойствами местной глины. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры.

Фигурки животных имеют тонко перехваченное в талии туловище, переходящее в очень длинную толстую, плавно изогнутую шею с маленькой головой.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, ее смелая необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут разноцветные полосы. И только голова раскрашивается одним цветом: зеленым или красным.

В орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездчатые розетки, листики, пятна в веселом беспорядке разбросаны по фону. Роспись ведется не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристанет, с гусиного пера – ложится. Делают мастера и огромные игрушки – ростом с больших кукол.

2.1.4. Каргопольская игрушка (см. Приложение5)

Каргополь – древний город в Архангельской области. В окрестных деревнях русского Севера издревле изготавливали глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия.

В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных.

Технология выполнения каргопольской игрушки самая обыкновенная. Для лепки берут красную глину. Игрушку лепят из цельного куска глины: основа – торс с головой, к торсу присоединяли скатанные калачиком руки, оформляли шляпками и другими деталями. Места соединения деталей сглаживали, и фигурки приобретали монолитность. Фигуры лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги.

Животных мастера очеловечивают, они заняты теми же делами, что и люди: медведи, козлы, бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят. Животные в отличие от людей часто изображают со свистком. Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали и расписывали. Так же, как и дымковскую игрушку, каргопольскую сначала белят.

Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Роспись довольно проста, но корни ее уходят в далекую старину: полоски, штрихи, ромбы, овалы, косые кресты, крапинки. Набор красок ограничен: голубой, кирпично-красный, зеленая, черная, коричневая. Применяются приемы из сплошной окраски, комбинация из пятен и сочетание штрихов.

Каргопольские игрушки, как и филимоновские и дымковские лепились и для забавы, и к ярмарке. Самыми любимыми были Конь – Полкан, Полихан – чудо, бабы с младенцами, птицами, которые были похожи на образ богини – матери в северной народной вышивке.

Из своих исследований я поняла, что, в разных местностях характер и внешний вид игрушек различен. Можно сказать, что тип изделия для филимоновской игрушки – это свистульки традиционных форм, а для дымковской и каргопольской характерны различные фигурки людей, животных, птиц.

Роспись по побелке свойственна дымковской и каргопольской игрушкам, а гусиным пером расписывались только филимоновские игрушки, т.к. предварительно они не обрабатывались грунтовкой.

На дымковскую игрушку наносили строго геометрические узоры из полос, клеток, кругов и очень яркими красками. Для филимоновской игрушки геометричность была не обязательна, зато штрихи, веточки, листики расписывались яркими красками вразброс по всему фону. А каргопольскую игрушку расписывали просто, и блекло полосками, штрихами, ромбами, овалами, крестами с ограниченным набором красок.

3. II Этап. Практический.

3.3. Выбор изделия, материала, оборудования.

Для выбора проекта изделия я теоретически изучила историю происхождения глиняной игрушки, основные районы народного промысла, тип и характеристику игрушек, а также цветовую гамму и элементы росписи, которые применялись для создания глиняной игрушки.

Модель, которую я буду лепить – это дымковская игрушка Конь. Почему? Мне кажется, в отличие от других направлений художественных промыслов он лепится по частям, что для меня важно, т.к. это не так сложно.

Теперь мне нужно определиться с материалом и оборудованием.

Глина, встречающаяся в природе разнообразна по составу. Но не всякая глина пригодна для лепки. Для своей работы я использовала красную глину, которая используется в нашей гончарной мастерской, уже готовую для лепки.

Пластичность глиняного теста зависит не только от ее структуры и состава, но и влажности. Если глина слишком сухая, ее надо подготовить к работе, хорошо промять, если надо – увлажнить.

Глина готова к работе.

3.4. Изготовление изделия.

Теперь можно приступить к лепке игрушки. (Приложение 6)

1. За основу игрушки я слепила туловище в форме длинного овала.

2. Затем слепила голову и присоединила к туловищу.

3. Из четырех одинаковых кусочков глины сделала ноги в виде колбасок и тщательно примазала их к туловищу.

4. Приемом вытягивания сделала уши и хвост.

5. Раскатала жгутик и приплюснула его –получилась грива, которую я примазала к голове и туловищу коня.

6. Затем все тщательно разгладила намоченной воде губкой и руками.

7. После сушки игрушки приступаю к грунтовке и росписи коня.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

- история народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором;

- на территории России есть несколько мест где хранят традиции изготовления глиняной игрушки;

- название промысла – это название местности, в которой он зародился – Дымковская, , Филимоновская, Каргопольская и другие;

- у каждого промысла есть свои особенности.

- отличать друг от друга игрушки, относящиеся к разным промыслам;

- работать с глиной с помощью специальных инструментов.

- я самостоятельно изготовила игрушку.

Главное: если потрудиться, то можно всему научиться!

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Библиотека школьника. История искусств. Минск: Литература, 1997

2. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1976

3. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов./ В.С.Горичева, М.И.Нахабина – Ярославль: Академия развития, 2006

4. Комышева М.Н. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1987

5. Крупин В. Дымка. М.: Малыш, 1988

6. Миловский А. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами. М.: Мысль, 1982

7. Основы художественного ремесла. Ч.2. Под ред. В.А.Барадулина. М.: Просвещение, 1987

8. Прекрасное – своими руками. / Сост. С.Газаржи. М.: Детская литература, 1980

1 Глиняная игрушка Творческий проект МОУ Томинская СОШ Выполнили: ученики 6 класса Руководители: учитель МХК Матвеева О.К 2009 г.

2 Цель проекта: слепить глиняную игрушку Цель проекта: слепить глиняную игрушку Задачи проекта: Задачи проекта: 1.Познакомиться с историей возникновения глиняных игрушек 1.Познакомиться с историей возникновения глиняных игрушек 2. Изучить технологию изготовления изделий глиняной игрушки 2. Изучить технологию изготовления изделий глиняной игрушки 3.Приобщение к искусству народного промысла 3.Приобщение к искусству народного промысла 4.Создать и оформить изделие народного промысла глиняную игрушку 4.Создать и оформить изделие народного промысла глиняную игрушку

3 Работа групп 1.Изучить историю возникновения глиняной игрушки 2.Познакомиться с цветовой гаммой, знаками-символами. 3.Изучить технологию изготовления изделий из глины 4.Создать и разукрасить игрушку из глины.

4 историки технологи художники мастера

5 1.Изучить историю возникновения глиняной игрушки 2.Познакомиться с видами техники изготовления глиняной игрушки

6 Это небольшой полуконь-получеловек назван на Руси полканом Полкан – родственник древнему божеству Плихану (или Полехану), которому покланялись наши предки - славяне. В честь него вначале лета близь городов и сел устраивался веселый праздник с ярмаркой, игрищами, кулачными боями. На груди Полкана –богатыря обязательно нарисован древний символ Солнца – крест или круг. историкиисторики

7 Древний символ Солнца – крест или круг. Похожими знаками украшались и другие фигурки из глины. Во всех этих узорах скрыт особый смысл, который мы уже не всегда умеем прочитать особый Это не просто крестики, кружочки или четырехугольники, а древнейшие символы, которые Мастер должен хорошо знать. художникихудожники

8 Подбор материалаТехнология изготовления игрушки 3 группа - технологитехнологи

9 Технологи Игрушки лепили и расписывали строго по правилам. Настоящая глиняная игрушка проста по форме и условна.

11 Порядок лепки игрушки мастерамастера

12 Если приделать игрушке закругленные рога, получиться баран – символ богатства и благополучия. Из такой же заготовки можно сделать коня или оленя. Все зависит от твоей фантазии.

13 Художники. Роспись вылепленной игрушки.

14 4 группа - мастерамастера 1. На лежащей на коленях дощечке, игрушку лепят руками из смеси глины с песком 2. Используют тонкую заостренную палочку для прокалывания отверстий и деревянную лопатку чтобы разбивать глину на пласты 3. Мелкие детали лепят на мокрой тряпке и крепят водой к игрушке. Образовавшиеся швы сглаживают мокрой тряпкой и ставят сушить игрушку на полку на 2-3 дня.

Читайте также: