Творческий проект по изо 5 класс дымковская игрушка

Обновлено: 16.05.2024


Меня очень заинтересовал этот вопрос. И я узнала, что действительно, в Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 400 лет. В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка.

Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.

Как возник этот вид промысла?
Оказывается игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна.

А для чего нужны дымковские игрушки?

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

Возрождение дымковской игрушки.

Перечитывая собранный материал, мне становилось страшно. Я и представить себе не могла, что дымковская игрушка могла исчезнуть с лица земли. И тогда ни я, ни мои друзья не могли бы наслаждаться красотой этого удивительного творения.

И снова передо мной встал вопрос: кому же быть благодарными за сохранение дымковской игрушки. Исследуя этот вопрос, я узнала, что возрождение промысла связано с именами — А. А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А. И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле. В одной из книг он подробно описал сложную технологию создания игрушек.

В марте 2011 года в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонды которого насчитывает более 700 экспонатов, около 200 из них представлены в экспозиции.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МБОУ « Дросковская средняя общеобразовательная школа»

Проект по изобразительному искусству

на тему : «Дымковская игрушка»

Выполнила: учитель изобразительного искусства и черчения МБОУ «Дросковская СОШ «

с. Дросково- 2020 г.

1.1 Выбор и обоснование проекта………………………………………………..3

1.3 Цели и задачи проекта………………………………………………………..4
II . Основная часть.
2.1 История возникновения дымковской игрушки……………………………4

2.2. Технология изготовления дымковской игрушки………………………….6
III . Заключительная часть . 11

3.1 Экономическое обоснование………………………………………………12

3.2 Экологическое обоснование………………………………………………13

I . Введение

1.1 Выбор и обоснование проекта

Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски ну и, конечно же, фантазия.
Это – самая известная глиняная игрушка. Родом они из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Игрушки широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.
Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками. Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это барышни и свистульки.

1.2 Актуальность выбранной темы:

Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».

1.3 Цель проекта:

Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.
Задачи проекта:

1.Познакомиться с народной игрушкой, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;
2.Обучиться навыкам работы с пластическим материалом;
3.Научиться приемам декоративной росписи дымковской игрушки;
4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.
Мне было интересно узнать:

1. Где родилась дымковская игрушка?

2. Как возник этот вид промысла?

3. А для чего нужны дымковские игрушки?

4. Особенности производства дымковской игрушки.

5. Возрождение дымковской игрушки.

6. Порядок лепки игрушки.

7. Ознакомление с характером росписи игрушек.

Выполняя проект, я прочитала много книг, ответила на различные вопросы о дымковской игрушке и узнала много полезного и интересного.

II . Основная часть

2.1. История возникновения дымковской игрушки.
Дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, близ города Вятка (ныне на территории г. Кирова). Ее возникновение связывают с веселым праздником Свистунья.
Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится она из глины, обжигается в печи и по белому фону ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото.
Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России.

Она отличается предельно простой, пластической формой, яркой орнаментной росписью. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой.
Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.
Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.
К 1917 году в Дымково оставалась единственная мастерица, лепившая игрушку, - Анна Афанасьевна Мезрина. Мерзина Анна Афанасьевна (1853-1938), российская мастерица дымковской игрушки, родилась в слободе Дымково под Вяткой, ныне район города, в семье кузнеца А. Л. Никулина. С детства помогала матери Дарье Константиновне в игрушечном ремесле. Когда промысел угас, она, единственная в слободе, продолжала изготавливать глиняные игрушки. В 1908 ее работами заинтересовался художник А. И. Деньшин, написавший о промысле и самой Мезриной несколько книг и статей.

Своими работами Мезрина заинтересовала двух своих дочерей и некоторых соседок, которые взялись за забытое мастерство. С ними вместе и вошла она в 1933 в артель «Вятская игрушка». В 1934 ей было присвоено звание Герой Труда, а в Горьком открылась ее персональная выставка.
Сюжеты игрушек Мезриной разнообразны – от жанровых сценок современности до откровенной фантастики наездников на козле и двухголовых коньков-свистулек. В каждый тип игрушки она внесла свое понимание красоты образа.
Особенно характерны ее барыни и няни. Они полны достоинства и важной серьезности. В их одежде – забавная смесь народного костюма с модными у городского мещанства конца 19 века кофтами в талию, шляпками с полями, перчатками по локоть и ридикюлями.
С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки
2.4. Технология изготовления дымковской игрушки

Мне предстояло слепить дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства.

1. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпочкой для придания изделию ровной поверхности. После лепки игрушку несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали .

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и практики современного образования


Курс повышения квалификации

Специфика художественно-изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Подсолнухи Ван Гога»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Подготовила учитель
изобразительного искусства
МОУ «Малореченская школа»
г. Алушты
Теплякова Н.Л.

Ды́мковская игру́шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов .
Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).
Существующий более 400 лет, дымковский промысел, не смотря ни на что, сохранил все свои традиции.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.
(Для изготовления дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком.)

Вытяжка. Основной кусок глины формуют идентично очертаниям будущей игрушки. Затем начинают вытягивать части тела — шею, руки, ноги — до требуемой длины. После этого их выгибают нужным образом, выглаживая отдельные части и в завершение украшают игрушку накладными деталями.

К следующим этапам работы относятся просушивание фигурок, их обжиг в муфельной печи и, наконец, грунтовка и роспись.


Грунтовка. Раньше мастерицы в Дымково покрывали игрушки известью, разве денной на молоке, что придавало им кроме белизны еще и водостойкость. В современных условиях для побелки используется белая водоэмульсионная краска с добавлением мела.

Роспись. Исторически краску для росписи дымки получали путем смешивания природных и анилиновых красителей с яичным белком. В настоящее время в качестве пигмента лучше всего использовать синтетическую темперу, так же разведенную на яичном белке.
.

Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики сусального золота, с помощью кисти, смоченной в яичном белке, их наносили на игрушку и расправляли с помощью сухой кисти.
Каждый цвет, задействованный в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

Основные дымковские элементы и узоры

Дымковская игрушка стала одним из символов Вятского края, подчеркивающим его самобытность и древнюю историю.
Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды.
Дымковская игрушка заняла 13 место в рейтинге российских народных промыслов, в исследовании которого приняли участие более тысячи региональных брендов.

Краткое описание документа:

В презентации показаны слайды о дымковской игрушке: истории ее возникновения и о методах, применяемых в процессе ее создания.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 480 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

Древние образы в современных народных игрушках

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Изобразительное искусство», Сокольникова Н.М.
  • Тема: Картинная галерея
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Учебник: «Изобразительное искусство », Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. и др./ Под ред. Савенковой Л.Г.
  • Тема: Пространство и время. Многомерность мира
  • Учебник: «Изобразительное искусство », Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. и др./ Под ред. Савенковой Л.Г.
  • Тема: Пространство и время. Многомерность мира

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

Оставьте свой комментарий

  • 18.06.2021 141
  • PPTX 7.3 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Теплякова Наталья Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

86 минут

«Развитие креативности у детей и подростков»

117 минут

«Пути повышения профессиональной компетентности педагога»

36 минут

«Внимательный ребенок – 10 веселых игр для развития детей от 5 лет»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1 Урок рисования 5 класс. Тема: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.» (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская)

2 1. Из истории возникновения игрушек. Где делают дымковскую игрушку? С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топились печи, летом когда туман, вся слобода- будто в дымке. Поэтому и название такое. Здесь в далекую старину и зародился промысел дымковской игрушки С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топились печи, летом когда туман, вся слобода- будто в дымке. Поэтому и название такое. Здесь в далекую старину и зародился промысел дымковской игрушки Дымковская слобода Дымковская слобода в начале 20 века. в начале 20 века.

3 Дымковская игрушка Дымковские игрушки связаны с Дымковские игрушки связаны с древним языческим праздником - Свистопляски. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки древним языческим праздником - Свистопляски. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце). (вызывали весеннее солнце). Ласково и нежно называют эту Ласково и нежно называют эту игрушку «дымка». Всю зиму женщины Дымкова лепили их игрушку «дымка». Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Что только не лепили Дымковские для ярмарки. Что только не лепили Дымковские мастерицы: птиц, коней, индюков, баранчиков в штанишках, нянек, барышень и кавалеров. мастерицы: птиц, коней, индюков, баранчиков в штанишках, нянек, барышень и кавалеров.

4 Где делают Филимоновскую игрушку? Филимоновская игрушка - д.Филимонова, г.Одоев Одоевского района Тульской области. Филимоновская игрушка - д.Филимонова, г.Одоев Одоевского района Тульской области. Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий - свистульки. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий - свистульки. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.

5 Филимоновская игрушка Веселый, яркий хоровод филимоновских игрушек образуют кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни. В отличие от дымковских все филимоновские игрушки свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц.

6 Где делают Каргопольскую игрушку? Каргопольская игрушка - г.Каргополь Архангельской области Каргопольская игрушка - г.Каргополь Архангельской области Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось.

7 Каргопольская игрушка Лепят каргопольцы охотно зверей и птиц. Особо почитается медведь: то его с зеркальцем слепят, то с рыбой. Кони каргопольские с игриво закругленной шеей, зайцы с гармошкой, бородатые мужики с трубкой, гармонью, лаптями. Есть полуконь-получеловек Полкан, женщина-крестьянка Лепят каргопольцы охотно зверей и птиц. Особо почитается медведь: то его с зеркальцем слепят, то с рыбой. Кони каргопольские с игриво закругленной шеей, зайцы с гармошкой, бородатые мужики с трубкой, гармонью, лаптями. Есть полуконь-получеловек Полкан, женщина-крестьянка

8 2.Формы и росписи игрушек. Орнамент Дымковских игрушек Для росписи игрушек мастера используют геометрический орнамент. (ромбы, треугольники, квадраты, точки, кружочки, прямые и волнистые полоски, пятна.

9 Цветовая гамма Дымковских игрушек Краски яркие- яркие: малиновые, красные, желтые, оранжевые, синие и даже золотые. На каждой игрушке может быть до цветов одновременно. Поэтому это самая нарядная игрушка. Краски яркие- яркие: малиновые, красные, желтые, оранжевые, синие и даже золотые. На каждой игрушке может быть до цветов одновременно. Поэтому это самая нарядная игрушка.

10 Орнамент Филимоновских игрушек Роспись выполняется красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером. Использовали три главные цвета малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета. Каждому персонажу свой цвет. Из-за того что роспись велась пером, она кажется небрежной, неумелой, словно это детская работа. Роспись выполняется красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером. Использовали три главные цвета малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета. Каждому персонажу свой цвет. Из-за того что роспись велась пером, она кажется небрежной, неумелой, словно это детская работа. Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг это солнце, треугольник земля, елочки и ростки символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы. Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг это солнце, треугольник земля, елочки и ростки символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

11 Орнамент Каргопольских игрушек Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками.Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушен. Предпочтительны розовые, зеленые, сиренево- синие, желто-оранжевые краски неярких оттенков. Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками.Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушен. Предпочтительны розовые, зеленые, сиренево- синие, желто-оранжевые краски неярких оттенков. На нем нехитрый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи. Этот узор очень древний, и каждый знак имеет определенный смысл, который сейчас многими забыт, а мастера рисуют его так, как изображали когда-то предки. На нем нехитрый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи. Этот узор очень древний, и каждый знак имеет определенный смысл, который сейчас многими забыт, а мастера рисуют его так, как изображали когда-то предки. Например, - крест, символ солнца, означает землю, засеянное поле, - ростки, изображение растительности, - волнистая линия изображает речку, воду, влагу, которой надо напоить растения. Например, - крест, символ солнца, означает землю, засеянное поле, - ростки, изображение растительности, - волнистая линия изображает речку, воду, влагу, которой надо напоить растения.

Мастер - класс. Урок по ИЗО в 5 классе по теме: роспись Дымковской игрушки. Прилагается конспект урока + презентация.

ВложениеРазмер
urok_risovaniya_v_5_klasse_po_teme.zip 1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Урок рисования в 5 классе по теме: роспись «Дымковской игрушки»

Цель : Познакомить с росписью Дымковской игрушки. Закрепить знания о народном промысле города Вятки, о Дымковской игрушке. Воспитывать интерес к народному творчеству, бережно относится к традициям народа.

Оборудование : модели глиняных Дымковских игрушек, образцы рисунков – упражнений.

  1. Вводная беседа 7 минут.
  2. Повторение элементов росписи – 5 минут.
  3. Самостоятельная работа. Роспись выполненной игрушки 20 минут.
  4. Выставка работ, подведение итогов 5 минут.

Сегодня мы вспомним еще раз дымковские игрушки. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. В большом селе Дымково недалеко от Вятки и родилась дымковская игрушка.

Чем знаменито Дымково?

- Вопрос: Почему же село назвали Дымково?

В давние времена жители этого села, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой село в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки: в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название села Дымково, а игрушки стали называть дымковскими?

Что это за игрушки? Давайте посмотрим.

Смотрим игрушки: (слайд 1,2,3)

На Вятке существовала добрая традиция веселья – праздник Свистопляска (более позднее Свистунья) – в этот день жители города с утра вспоминали предков, а во второй половине ходили по улицам и свистели в небольшие свистки. Праздник стал историей, а обычай лепить и расписывать игрушки сохранился.

Вопрос: Но почему праздник назвали: Свистуньей: кто может рассказать легенду.

Учитель: С тех пор и отмечали горожане свой особый праздник: Свистунью.

Все посетители ярмарки от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Спрос на игрушки очень велик. После праздника расписные игрушки выставляли между рамами окон.

Существовал и другой обычай в воскресенье, после обедни дочери богатых горожан, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай тоже отразился в творчестве мастеров, появились глиняные водоноски. ( Слайд 4,5)

Вопрос: Что общего у всех этих игрушек? (слайд 8)

Ответ: белый фон.

Вопрос: А знаете ли вы почему? (слайд 6)

Дымковская игрушка имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенной на молоке мелом, сейчас заменой служат водоэмульсионные белила. Мы будем пользоваться гуашевыми красками, а чтоб они не пачкались:

- их смешиваем в палитре не с водой, а с яйцом;

- капаем каплю в чашечку палитры;

- добавляем нужный цвет гуаши;

- рисуем этой наведенной краской.

Что изображают дымковские мастерицы? Нянек с детьми, гусей уточек, баранов с золотыми рогами, петухов, оленей.

Какие цвета любят мастера Дымково?

Ответ: нарядные, яркие. Какие узоры вы видите на игрушках: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше? Почему?

- Теперь украсим свою игрушку. Покроем его белилами. (слайд 6-7)

Затем, пока игрушка высыхает, учитель рассказывает, как расписать его, какие краски и цвета взять, показывает, как это сделать, и дает задание украсить свою игрушку самостоятельно.

- Игрушка готова! Чудо – кони начали жить!

Выставка работ, подведение итогов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема занятия «Дымковская игрушка – Вятский народный промысел »

Развитие мотивации воспитанников к декоративно прикладному творчеству, знакомство с дымковской игрушой. .

конспект и презентация урока во 2 классе тема " Роспись Дымковской барыни"

Подробный конспект урока декоративного рисования для учащихся 2 класса по теме " Роспись Дымковской барыни",предполагает знакомство с особенностями рисования элементов и выбором цвета в.


Связь времён в народных русских игрушках. Роспись дымковской игрушки


Разработка урока "Роспись дымковской игрушки", 5 класс

Разработка урока "Роспись дымковской игрушки", 5 класс. Включает презентацию, план-конспект урока.

Роспись дымковской игрушки

Конспект совместного занятия родителей и детей логопедической группы по росписи дымковской игрушки.


План-конспект мастер-класса по теме: «Роспись кухонной лопатки».

План-конспект мастер-классапо теме: «Роспись кухонной лопатки». Ход мастер-класса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РОСПИСИ КУХОННОЙ ЛОПАТКИ.Поэтапная роспись кухонной лопатки на примере кот.


Мастер-класс на тему: " Русская народная игрушка. Дымковский петушок"

Конспект мастер-класса разработан для обучающихся с тяжёлыми нарушениями в интеллектуальном развитии и учителей работающих с этими детьми.

Читайте также: